Транспортно экспедиционная деятельность

Тема 1 Значение транспортно-экспедиционного обслуживания в транспортном процессе

План лекции:

1. Понятия и определения транспортно-экспедиционного обслуживания;

2. Система услуг транспортно-экспедиционного обслуживания.

1. Понятия и определения транспортно-экспедиционного обслуживания

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятель­ность в области перевозок, охватывающая весь комплекс опера­ций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.

Транспортно-экспедиционная операция — элементарное закон­ченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения.

Под транспортным обслуживанием подразумевается деятель­ность, связанная с перемещением груза в пространстве и во вре­мени, которая направлена на осуществление доставки груза и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) на всем про­тяжении перевозки от грузоотправителя до грузополучателя. Погрузочно-разгрузочные операции являются обязательными элемен­тами процесса доставки грузов и выполняются непосредственно на территории клиентов, в распределительных центрах, на транспортных узлах и при перегрузке продукции с одного вида транс­порта на другой.

Экспедиционное обслуживание — деятельность, направленная на обеспечение своевременной и качественной доставки груза потребителю; включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги.

Понятие ТЭО существенно шире понятия «перевозка». Необ­ходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что про­цесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возни­кает потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться не­посредственно грузовладельцами (грузоотправителями или гру­зополучателями) и специализированной организацией (посред­ником).

Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).

Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) — физические или юридические лица, для которых эк­спедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспеди­ции.

Грузоотправитель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.

Грузополучатель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по до­говору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.

Перевозчик — сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.

Доставка груза — процесс перемещения груза от грузоотпра­вителя до грузополучателя с выполнением определенных усло­вий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.

Перевозка груза — это перемещение груза определенным транс­портным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назна­чения.

Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые ис­пользуются для доставки груза.

Смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более вида­ми транспорта, работающими последовательно. В смешанных пе­ревозках появляются дополнительные грузовые операции и свя­занные с ними дополнительные задержки груза и затраты.

Оператор смешанной перевозки — лицо, которое от собствен­ного имени или через другое действующее от его имени лицо за­ключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, вы­ступает как сторона договора и принимает на себя ответствен­ность за его исполнение.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозоч­ным документом на весь путь следования, например железнодо­рожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозка — смешанная перевозка, выпол­няемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т. п.

Контрейлерная перевозка — система перевозки автотранспорт­ных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.

В последнее время для обозначения различных способов орга­низации перевозок широкое распространение получили терми­ны, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо от­метить, что западные транспортные организации по-разному тол­куют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наи­более распространенные в России.

Интермодальная перевозка — последовательная перевозка гру­за несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.

Мультимодальная {трансмодальная) перевозка — это перевоз­ка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимаю­щих участие видов транспорта при оформлении единого перево­зочного документа.

Амодальная перевозка — это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчер­ским центром независимо от вида транспорта.

Юнимодальная перевозка — это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участ­вует один перевозчик, он выдает свой собственный транспорт­ный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специ­ализированных организаций, направленную на обеспечение до­ставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготов­кой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция — элементарное закон­ченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетво­рение определенной потребности клиента в транспортной экспе­диции и характеризующаяся наличием необходимого технологи­ческого, экономического, информационного и правового обес­печения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодей­ствия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовла­дельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также дея­тельности исполнителя по удовлетворению потребностей потре­бителя в транспортной экспедиции в соответствии с установлен­ными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организа­цией процесса отправления и получения груза, выполнением дру­гих работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. Система услуг транспортно-экспедиционного обслуживания

Транспортно-экспедиционное обслуживание базируется на си­стеме услуг, которые необходимы для доставки груза.

По характеру деятельности ТЭУ делят на технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные и орга­низационные.

Основные требования к выполнению транспортно — экспедиционных услуг

Международные объединения и ассоциации формируют основ­ные правила и уровень качества ТЭУ.

В соответствии с требованиями ФИАТА экспедитором может быть любое юридическое или физическое лицо, которое в соот­ветствии со своим уставом или за вознаграждение обеспечивает перевозку грузов, не являясь при этом непосредственно пере­возчиком, т.е. транспортной организацией. Экспедитор может также выполнять действия, связанные с выполнением договора экспедиции: складирование, таможенная очистка, осмотр гру­за, осуществление всех платежей и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена потребность в транспортной экспедиции?

2. Что подразумевают под транспортно-экспедиционным обслужива­нием?

3. Что называется транспортно-экспедиционной операцией?

4. Что называется транспортно-экспедиционной услугой?

5. Сформулируйте определение экспедитора и агента.

6. На какие основные группы можно подразделить субъектов ТЭО?

7. Что такое внешние и внутренние транспортно-экспедиционные услуги?

8. Как транспортно-экспедиционные услуги классифицируются по
характеру деятельности?

Экспедитор – это компания, организующая коммерческие перевозки грузов других компаний. Экспедитор обычно несет ответственность за товары до того момента, как они будут доставлены в пункт назначения, в зависимости от согласованных условий продажи и транспортировки, таких как Инкотермс Международной торговой палаты.
Одно из важнейших назначений экспедиторов – это сбор и консолидация грузов, размер которых не позволяет полностью загрузить грузовой автомобиль или контейнер, а также подбор транспортной организации общего пользования для дальних перевозок консолидированных грузов, что позволяет сделать транспортировку грузов более эффективной, а также снизить транспортные расходы. Экспедиторы часто выступают в качестве таможенных брокеров и осуществляют от имени грузоотправителя формальности, необходимые для таможенной и иной очистки.

Экспедирование грузов включает в себя следующее:

  • разработку наилучшего маршрута и условий для физической перевозки,
  • размещение заказа у перевозчика на транспортировку грузов,
  • выполнение документальных требованийв отношении товаров в различных странах, по которым пролегает транспортная цепочка,
  • отслеживание движения грузов, получение и предоставление клиенту информации о движении и местонахождении грузов.

Проблемы

Основные проблемные моменты при перевозке, касающиеся упрощения процедур торговли:

  • соблюдение нормативных требований, касающихся подготовки груза к отправке, его упаковки и используемого транспортного оборудования,
  • подготовка необходимой документации, которая будет сопровождать товары или будет передаваться участникам транспортной цепи (транспортные накладные, сертификаты происхождения и сертификаты на сельскохозяйственную продукцию),
  • передача необходимых сведений о грузе лицам, отвечающим за организацию и выполнение (части) транспортной операции для обеспечения соблюдения ими соответствующих нормативных требований и процедур,
  • решение проблем, связанных с изменениями в запланированном способе транспортировки, а значит и в соответствующих документах, например, при изменении используемого вида транспорта,
  • изменение права собственности на товар и ответственности за товар и транспортировку,
  • обеспечение безопасности товаров во время транспортировки.

Пути решения проблемных вопросов

Решением таких проблемных вопросов в сфере упрощения процедур торговли является следующее: исполнение рекомендаций Международных транспортных организаций; применение гармонизированных и унифицированных документальных требований; применение ИНКОТЕРМС, разработанных Международной торговой палатой; использование современных информационных технологий, т.е. информационных порталов по перевозкам; применение современного обмена информацией во всей транспортной цепочке; и исполнение Рекомендаций ЕЭК ООН и СЕФАКТ ООН.

Зачастую в международных перевозках для организации экспорта какой-либо партии товара и импорта этой партии товара в страну назначения используют услуги отдельных экспедиторов. Между самими экспедиторами зачастую имеются договоренности по оптимизации транспортировки нескольких партий товаров путем их объединения или путем субподряда на перевозку на отдельном участке транспортного плеча. При экспедировании грузов необходимо учитывать международные и национальные правила в отношении товаров, транспортных средств и маршрутов. Необходимо выполнять предписанные властями обязательные процедуры и формальности.

ФИАТА – это Международная федерация экспедиторских ассоциаций, которая опубликовала ряд правил, оптимальных методов и стандартизованных документов ФИАТА и их электронных эквивалентов, таких, например, как необоротная накладная смешанной перевозки ФИАТА и транспортно-экспедиционные инструкции ФИАТА.

23.1. Понятия «транспортная экспедиция» и «экспедитор» в международной торговле

При транспортировке грузов возникает необходимость выполнения целого ряда дополнительных, сопутствующих операций, которые носят название «транспортно-экспедиторские». Их выполняют предприятия, являющиеся связующим звеном между клиентурой и перевозчиком, а также между различными видами транспорта в местах перевалки грузов.

В условиях глобализации современной экономики повышение эффективности доставки грузов входит в приоритетные направления сокращения затрат промышленных предприятий, торговли и сферы услуг. В связи с этим транспортно-экспедиционное обслуживание выделяется в самостоятельную сферу транспортного комплекса.

В России транспортно-экспедиционное обслуживание традиционно рассматривалось как расширение деятельности перевозчика и было жестко привязано к определенному виду транспорта. Термин «экспедитор» ассоциировался не с организатором перевозок, а работником, сопровождающим груз. Общемировая практика транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривает не с ведомственных позиций, а с точки зрения наиболее эффективной организации процессов доставки грузов не зависимо от используемых видов транспорта.

Термин «экспедиция» происходит от латинских слов expeditio – приведение в порядок и expedire – отправлять, ускорить. Это отправка и прием грузов, а также предприятие или отдел предприятия для отправки или пересылки грузов.

Транспортная экспедиция исторически выделяется из сфер производства, торговли и транспорта и функционирует в качестве самостоятельного юридического лица и берет на себя функции, непосредственно предшествующие перевозке грузов или следующие за ней.

Под понятием «экспедитор» в мультимодальном (смешанном) сообщении подразумевается посредник, который выступает от лица грузоотправителя. В качестве клиента экспедиторской компании может выступать продавец, покупатель или другой экспедитор. Схема взаимодействия между клиентом и экспедитором может осуществляться в следующих вариантах.

Вариант 1. Продавец или покупатель (в качестве клиента) – экспедитор.

Вариант 2. Экспедитор 1 (в качестве клиента) – экспедитор 2;

Вариант 3. «Домашний» экспедитор (в качестве клиента) – экспедитор.

«Домашние» экспедиторы не имеют возможности открывать представительства в каждой из стран, куда экспортируется товар, производимый транснациональной компанией, поэтому в качестве альтернативного решения использует партнерские транспортно-экспедиторские компании, входящие в интегрированные логистические системы. В этом случае логистический канал взаимодействия может быть следующий: продавец – «домашний» экспедитор – экспедитор – перевозчик.

К специфическим транспортно-экспедиционным услугам можно отнести следующие:

– организация и обслуживание сборных отправок;

– обработка грузов при отправке и получении (упаковка, затаривание, маркировка, комплектация, сортировка);

– подготовка транспортных средств и контейнеров для перевозки специфических грузов;

– обеспечение максимального значения коэффициента грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств;

– организация перегрузочных работ; организация тальманских операций; инвентаризация грузов;

– контроль в порту и на станции за складированием грузов и др.

Экспедитор, в частности, оформляет товарно-транспортные документы на всех этапах перемещения грузов, а также таможенные декларации и документы; осуществляет розыск грузов и реализацию невостребованных товаров; ведет дела по претензиям (рекламациям). В обязанность экспедитора также могут входить операции по маркетинговым исследованиям рынка, консультации по таре, упаковке и финансовым вопросам.

Таким образом, транспортная экспедиция охватывает комплекс сложных работ, выходящих за пределы обязанностей транспортного предприятия, основная функция которого – осуществление перевозки груза или пассажиров.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Какими способами можно доставить груз из одного города в другой? Он может быть доставлен по воздуху, по морю и по автомобильной дороге. Однако доставка груза по воздуху может оказаться очень дорогой, по морю — слишком долгой, а автомобильная доставка — рискованной. На каком же маршруте остановиться и как сделать правильный выбор? В это вопросе поможет опытный экспедитор.
Сначала рассмотрим, кто такой экспедитор.
Проще говоря, экспедирование – это, по сути, организация грузоперевозок. Многие полагают, экспедиторы — это люди, сопровождающие груз. Однако это не верно. Если человек только сопровождает груз, то это скорее курьер, а не экспедитор. Также есть такая специализация как экспедитор-торговый представитель, который занимается доставкой груза в конкретные точки. Торговый представитель, как правило, имеет договор с несколькими фирмами и реализует их товар. Специалист, который сам организует и проводит транспортировку груза, называется экспедитором-перевозчиком.
В этой статье рассмотрим вопросы о транспорт но экспедиционных компаниях, то есть об организациях, доставляющий грузы из точки А в точку Б, на каком бы расстоянии они не находились.
Работники экспедиционных компаний являются специалистами широкого профиля. В их распоряжении либо собственный автопарк, либо договоренность с несколькими транспортными компаниями. Экспедиторы ориентируются в положительных и отрицательных сторонах грузоперевозок разными видами транспортами. И перевозки планируются исходя из этого. И все-таки что же делает экспедитор? Выбирает наиболее оптимальный вид транспортного средства.
На сегодня довольно большой популярностью пользуются мультимодальные перевозки, которые предполагают использовать разные виды транспорта. К примеру, сначала груз отправляется по морю, затем по железной дороге. И как раз работа по растамаживанию груза, поиску подходящих грузовых вагонов и организации перевалки груза на поезд должна выполняться экспедитором. При этом должны быть соблюдены сроки перевозки. Экспедитор ориентируется во временных рамках перевозки груза разными видами транспорта по разным маршрутам. Поэтому он может оптимально распланировать передвижение груза.
Одной из самых важных обязанностей экспедитора является контролирование состояния груза. Пока груз находится в пути, за него несет ответственность транспортно-экспедиционная компания. И если с ним что-либо случиться, то спрашивать заказчик будет именно с компании. Транспортно-экспедиционная компания заинтересована в том, чтобы доставить груз в назначенное место в целости и сохранности. Поэтому и страхование, разгрузку и погрузку груза также осуществляет экспедиционная фирма.
Вы можете отслеживать местонахождение своего груза, экспедиционная компания предоставляет эту информацию клиентам. Вы всегда будете в курсе, где и в каком состоянии находится ваш груз.
Кроме организации и контроля над перевозкой груза, экспедитор оформляет все сопроводительные документы. Накладные, путевые листы и многие другие документы ложатся на плечи сотрудников компании-перевозчика, которые компетентны в вопросах налогового и нормативного законодательства. Документацией для таможни занимаются специалисты, ориентирующиеся в юридическом оформлении внешнеэкономической деятельности. И если в каком-либо документе будет допущена ошибка, исправлять ее будет экспедитор. Это также является экспедитора обязанностями. И благодаря опытности и профессионализму, экспедитор сможет сделать это так, что эти моменты не отразятся на перевозке груза ни коим образом. Поэтому все эти документы должны оформляться только специалистами, иначе вы рискуете понести убытки.
Отличительными чертами хорошей экспедиционной компании является не только оперативная доставка груза из одной точки в другую. Лидирующие компании на рыке грузоперевозок всегда изучают существующую среду и делают соответствующие выводы. Экспедиторы могут помочь клиентам в решении стратегических вопросов. К примеру, клиент желает какими-либо путями снизить таможенные платежи. И экспедиционная компания сделает анализ всех возможных способов сократить издержки и выберет наиболее оптимальный, который будет устраивать и заказчика, и компанию. И сделать это под силу только опытному экспедитору.
Подведем итоги
Итак, что же входит в экспедиторские должностные обязанности:

  • выбор наиболее оптимального маршрута и способа перевозки груза;
  • поиск и фрахтование транспортных средств;
  • обеспечение своевременной подачи транспортного средства на место погрузки и разгрузки груза;
  • оформление документации, сопровождающей товар, и таможенных документов;
  • погрузка, разгрузка, дробление, консолидация и хранение грузов;
  • занимаются оформлением согласований для перевозок опасных и малогабаритных грузов и их сопровождение;
  • полностью контролируют перевозку груза.

Экспедитор должен четко соблюдать должностную инструкцию. Ознакомиться с ней можно, вбив в поиск: «экспедитор должностная инструкция».
Собственно, почему же является выгодным обратиться к экспедитору? Ведь он по сути является посредником в международных грузоперевозках. В большинстве случаев экспедиторы имеют договоренности с разными компаниями-перевозчиками и заказчиками. Это дает возможность оптимизировать транспортный процесс. При этом предпринимаются все усилия во избежание невыгодных для перевозчиков пробегов вхолостую или простоев транспортных средств. У экспедитора имеется большое количество информации, которой он оперирует. Он фрахтует тот транспорт, который расположен как можно ближе к месту загрузки. Благодаря этому снижаются транспортные затраты. У экспедиторов имеются весьма привлекательные скидки от транспортных предприятий, потому что они являются самыми крупными заказчиками компаний-перевозчиков. Это позволяет клиентам заказать перевозку груза по сниженной цене.

Артём Богданов

Транспортная экспедиция — деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.

Понятие «транспортная экспедиция», порядок и условия заключения договора транспортной экспедиции, обязанности сторон, закреплены в Гражданском кодексе РФ. С принятием в 2003 году закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» были законодательно определены порядок деятельности экспедиторских организаций и оформления необходимых для грузоперевозок документов, права и обязанности клиентов и экспедиторов. Вопросы транспортной экспедиции нашли свое отражение и в нормативных документах различных видов транспорта, например, в Уставе железных дорог.

Экспедиторские организации 150 стран объединились в Международную федерацию экспедиторских ассоциаций, в рамках которой выработаны унифицированные правила ведения транспортно-экспедиторской деятельности.

При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя (используется термин «от двери — до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:

  1. доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;

  2. погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);

  3. оплату тарифа на перевозку грузов;

  4. выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;

  5. доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.

В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:

  1. Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки;

  2. Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;

  3. Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;

  4. Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;

  5. Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);

  6. Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;

  7. Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;

  8. Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;

  9. Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;

  10. Другие услуги по поручению клиентов.

В перевозочном процессе можно выделить две составляющие: Первая – это собственно перемещение грузов из пункта погрузки в пункт доставки. Вторая — представляет собой комплекс операций по обеспечению их перемещения. Перевозка сопряжена с выполнением ряда вспомогательных операций, обслуживающих ее организацию и осуществление. К таким операциям относятся, например, выработка оптимальных маршрутов перевозки грузов, подготовка их к перевозке, принятие, взвешивание, погрузка, сопровождение грузов, контроль за их перевозкой, при необходимости перегрузка с одного вида транспорта на другой, досылка части груза, выгрузка грузов в пункте назначения, организация их хранения, выполнение официальных и таможенных формальностей при пересечении границы и т.д.

Хотя вторая составляющая транспортного процесса выполняет служебную роль по отношению к первой, ее роль и значение в осуществлении оптимального движения товаров на внутреннем и международном рынке трудно переоценить. Значимость вспомогательных операций определяется тем обстоятельством, что без них невозможно осуществление перевозки.

В силу различных причин такие вспомогательные операции, как правило, не выполняются ни грузоотправителями, ни грузополучателями. На рынке транспортных услуг они осуществляются специализированными фирмами, которые занимаются транспортно-экспедиционной деятельностью. Они связывают рынки товарных и транспортных услуг, профессионально владея опытом работы и в той и в другой сфере. По сути, такие фирмы объединяют в единое целое интересы грузовладельцев и перевозчиков. Таким образом, они выступают в качестве транспортных посредников, роль и значение которых в торговле и на рынке транспортных услуг постоянно растет.

Наряду с другими факторами это объясняется тенденцией углубления разделения труда, которая коснулась транспортных процессов и привела, во-первых, к стабильному росту количества фирм, занимающихся транспортно-экспедиционным обслуживанием, во-вторых, к существенному расширению спектра их посреднических услуг в организации движения товаров, а также к увеличению объема этих услуг и, в-третьих, к расширению географии деятельности транспортно-экспедиторских фирм. Совершенствуются формы и методы их деятельности.

Отношения между транспортно-экспедиторскими фирмами, грузовладельцами, а также перевозчиками строятся на договорной основе. Характер этих договорных отношений не одинаковый. Он определяется в первую очередь субъектным составом складывающихся правоотношений и видами оказываемых транспортных услуг.

Правовые отношения между грузовладельцем и транспортно-экспедиторской фирмой определяются договором транспортной экспедиции. Для грузовладельца (грузоотправителя, грузополучателя) он является правовым средством, обеспечивающим выполнение таких обязательств по договору перевозки груза, как предъявление груза для перевозки, подготовка необходимых документов, оплата перевозки, а также связанных с ней сборов и других расходов, обеспечение отправки и получения груза и др.

По договору транспортной экспедиции все перечисленные действия берет на себя экспедитор. Вместе с тем функции транспортного экспедитора может взять на себя и перевозчик. В связи с этим действующее законодательство, регулирующее транспортно-экспедиционную деятельность, указывает на две группы правоотношений. Первую составляют правоотношения между экспедитором (транспортно-экспедиционной фирмой) и грузоотправителем, грузополучателем. Вторая группа включает правоотношения между экспедитором-перевозчиком и грузоотправителем, грузополучателем. Для правоотношений этой группы характерным является то, что в них исполнителем транспортно-экспедиционной услуги и услуги по перевозке выступает перевозчик.

Некоторые особенности присущи правоотношениям в связи с транспортно-экспедиционной деятельностью при международных перевозках. В практике международных перевозок транспортно-экспедиторские фирмы выполняют функции по оказанию экспедиционных услуг не только грузовладельцам, но и перевозчикам.

В деятельности последних также возникает необходимость в организации международной перевозки груза и эффективного ее осуществления. Перевозчик не всегда имеет возможность оптимизировать весь перевозочный процесс в рамках возложенных на него обязательств по договору международной перевозки, таких как: маршрутизация перевозки, при необходимости осуществление погрузки, перегрузки и выгрузки груза, поддержание транспортного средства в исправном техническом состоянии на международном маршруте, выполнение официальных и таможенных формальностей, установление контактов с местными властями и решение с ними вопросов по обеспечению перевозки всем необходимым и некоторых других.

Перевозчики в лице судоходных компаний, автопредприятий, авиакомпаний, перевозчиков железнодорожного транспорта максимально заинтересованы в услугах посредника, который мог бы представлять их интересы в морских и речных портах, аэропортах других стран, на пограничных железнодорожных станциях, на автомобильных погранпереходах.

Все перечисленные функции выполняют транспортно-экспедиторские фирмы в силу особого положения на международном рынке транспортных услуг. Нередко на практике такие фирмы вступают в договорные отношения как с грузоотправителем, грузополучателем, так и с перевозчиком. Но в отношениях с перевозчиками они выступают в качестве транспортных агентов. Стороны заключают договор транспортного агентирования. Его нормативной основой является институт агентирования англо-американской правовой системы. Им может быть агентский договор (ст. 1005 ГК РФ) при участии российской стороны.

Таким образом, транспортный посредник, каким является транспортный экспедитор, вследствие заключения двух договоров получает двойной правовой статус. Заключив с грузовладельцем (грузоотправителем, грузополучателем) договор транспортной экспедиции, он выступает в качестве экспедитора, а по договору транспортного агентирования, заключенному с перевозчиком, он – транспортный агент. Складывающиеся между указанными участниками транспортного обеспечения в международной торговле правоотношения являются наиболее приемлемыми, что подтверждается международной практикой. Они позволяют каждому участнику успешно выполнять свои задачи. Международная практика заключения с перевозчиками договора транспортного агентирования постепенно внедряется и на внутреннем рынке транспортных услуг.

Транспортный посредник как никто другой профессионально ориентируется в проблемах, которые ему необходимо решать для выполнения обязательств по обоим договорам. Главное условие, предъявляемое к нему в этой ситуации, – полный «нейтралитет» по отношению к контрагентам, с которыми он вступил в договорные отношения, неразглашение коммерческих тайн своих клиентов.

Для грузовладельца (грузоотправителя, грузополучателя) важно заключить договор с тем перевозчиком, который мог бы осуществить перевозку в оптимальном режиме: с соблюдением нормативных условий и требований, предъявляемых к транспортировке конкретного груза, с минимальными затратами.

Перевозчика же интересуют в первую очередь вопросы поиска клиентов для перевозок грузов, обслуживания транспорта на заграничных маршрутах, выполнения таможенных и иных формальностей, взимания провозных платежей.

Бурное развитие экономики, существенный рост объемов торговли, научно-технический процесс не могли не сказаться на состоянии транспортно-экспедиционного обслуживания. В частности, ряд крупнейших компаний, осуществляющих добычу нефти, угля, железной руды, других полезных ископаемых, автомобилестроительные гиганты, компании, производящие сельскохозяйственную продукцию (мясо, фрукты, овощи и др.), пошли по пути осуществления перевозок производимой продукции своими силами и средствами. Они взяли в свои руки и функции транспортно-экспедиционного обслуживания, которое осуществляют специально созданные подразделения. Здесь налицо тенденция отказа от услуг специализированных транспортно-экспедиторских фирм.

Однако она не коснулась многих других отраслей таких, например, как нефтехимия, мукомольная, маслобойная и др. Представляющие их компании предпочитают поручать транспортно-экспедиционное обслуживание при транспортировке их товара специализированным фирмам. Количество таких фирм неуклонно растет, а сфера деятельности постоянно расширяется.

Таким образом, параллельно с тенденцией отказа в ряде отраслей от услуг специализированных транспортно-экспедиторских фирм в разных отраслях наблюдается дальнейший их рост, укрепление материальной базы, приобретение фирмами в собственность подвижного состава и его инфраструктуры. Это позволило существенно расширить виды транспортно-экспедиционных услуг, в том числе осуществление перевозок, выполнение комплекса транспортных услуг вплоть до реализации варианта «от склада до склада».

Еще одна тенденция в развитии транспортно-экспедиционного обслуживания связана с глобальной контейнеризацией перевозок. Она коснулась прежде всего перевозок штучных (генеральных) грузов, а также отдельных грузов, перевозимых в контейнерах ячеистыми судами-контейнеровозами, на ролл- трейлерах (судах с горизонтальным способом погрузки и выгрузки), контейнерными маршрутными поездами и скоростными автотягачами в сцепе с контейнерными шасси.

Глобальная контейнеризация перевозок скорректировала виды транспортно-экспедиционных услуг. Здесь акцент смещен в сторону выполнения операций по комплектованию и разукомплектованию контейнеров, подбора однотипных грузов при их комплектовании, организации перевалки контейнеров с одного вида транспорта на другой, расширения контейнерного парка, создания и эксплуатации контейнерных складов и терминалов.

Таким образом, транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозках – это деятельность специализированных фирм, заключающаяся в оказании ими грузовладельцам (грузоотправителям, грузополучателям) на договорной основе услуг по организации и обеспечению осуществления перевозок грузов.

Заключение

В данной курсовой работе я произвел расчеты по расходам продавца, который экспортирует груз из России по двум вариантам доставки (РТ+МТ и ЖД+МТ) с базисным условие поставки CIF*, а именно Соликамск-СПб-Щецин и выбрал оптимальную транспортно-технологическую схему доставки грузов с базисным условиями.

По результатам всех подсчетов я сделал вывод, что наиболее выгодный вариант поставки груза с базисным условием CIF* и наиболее оптимальная транспортно-технологическая схема доставки груза с минимальными расходами будит 1 вариант доставки (РТ+МТ).

В 3-й части курсовой работы (индивидуальное задание) был рассмотрен вопрос на тему «Понятия транспортно-экспедиционной деятельности”. В ходе рассмотрения этой темы были рассмотрены все основные составляющие транспортной системы.

Список литературы

  1. Королева Е.А., Лебедев В.Н. Организация международных транспортных систем. Выбор и обоснование транспортно-технологической схемы доставки грузов. Учеб. пособ./ С.Пб.:СПбГУВК, 2007. 37 с.

  2. ИНКОТЕРМС 2010.

  3. Лебедев В.Н. Технология и организация перевозки массовых грузов на судах смешанного плавания. Учебно — методическое пособие по выполнению курсового проекта. СПб.: СПБГУВК, 2011.

  4. «Организация международных транспортных систем. Коммерческо-правовое регулирование посредничества на товарныых и транспортных рынках»/ Королева Е. А., Чекунова О. Н, СПб.: ФГО ВПО СПГУВК.

  1. Википедия. Транспортная экспедиция.

http:// ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_экспедиция.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх