Требования к квалификации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

И ВЫБОР НОМЕНКЛАТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

БЕЗОПАСНОСТИ ИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

В ПРОЦЕДУРЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ.

ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИЗДЕЛИЯ

Цель работы: ознакомиться с показателями безопасности продукции, освоить методику оценки уровня безопасности изделия.

Сведения из теории

Вступление в силу ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. позволяет по-новому осмыслить понятие безопасности.

Безопасность – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ ст. 2).

Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность – важнейшее свойство, которым должны обладать все потребительские товары. В отличие от других свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в качество опасной. Такая продукция подлежит уничтожению, в то время как другая продукция, утратившая потребительские свойства, относится к условно пригодной и может быть использована для переработки или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов.

Нормы ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусматривают четкое определение обязательных требований, выполнение которых контролирует государство. Такие требования отныне устанавливаются в технических регламентах.

Технические регламенты, за выполнение требований которых отвечает государство, направлены на обеспечение безопасности, тогда как стандарты, за соблюдение требований которых отвечают бизнес-сооб-щества, нацелены, в первую очередь, на обеспечение конкурентоспособности продукции и определяют добровольные требования к качеству.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования:

– безопасность излучения;

– биологическую безопасность;

– взрывоопасность;

– механическую безопасность;

– пожарную безопасность;

– термическую безопасность;

– химическую безопасность;

– химическую безопасность;

– электрическую безопасность;

– ядерную и радиационную безопасность;

– электромагнитную совместимость.

Различают несколько видов безопасности потребительских товаров (рис. 6.1).

Хими-ческая

Рисунок 6.1 – Виды безопасности товаров и природа воздействий,

влияющих на них

Химическая безопасность – отсутствие недопустимого вреда, который может быть нанесен токсичными веществами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Вещества, влияющие на химическую безопасность товаров, подразделяются:

– на токсичные вещества (мышьяк, ртуть, кадмий, свинец, медь, цинк, железо). Токсичные элементы оказывают вредное воздействие на организм человека при попадании внутрь, а также при контакте с незащищенными частями тела. Превышение ПДК токсичных элементов может вызвать отравления разной степени тяжести, иногда даже со смертельным исходом;

– микотоксины;

– нитраты и нитриты;

– пестициды;

– антибиотики;

– гормональные препараты;

– высшие спирты и альдегиды;

– фурфурол и оксиметилфурол;

– мономеры;

– запрещенные пищевые добавки;

– красители для упаковки;

– запрещенные полимерные материалы.

Радиационная безопасность – отсутствие необходимого вреда, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изотопами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Из непродовольственных товаров наиболее опасны в радиационном отношении некоторые строительные материалы (шифер, асбест, цемент и др.), минеральные удобрения, ювелирные изделия с драгоценными камнями ряда месторождений.

Механическая безопасность – отсутствие недопустимого вреда для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, деформации и т.д.). Показатели механической безопасности устанавливаются в основном для непродовольственных товаров – одежды, обуви, автомеханических средств:

– требования к швам и срезам (для бельевых швейных изделий);

– коэффициент толщины швов (для чулочно-носочных изделий);

– величина деформации подноска и задника (для обувных изделий) и т.п.;

– наличие ремней безопасности, амортизаторов, отсутствие в салоне и на кузове выступающих деталей (для автомеханических средств).

Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность – отсутствие недопустимого вреда, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров. Эти виды безопасности присущи электротоварам, при включении которых в источники электрического тока создаются электрические, магнитные и электромагнитные поля различной частоты и мощности. Эти поля оказывают негативное воздействие на организм человека, если нарушаются допустимые уровни.

Степень воздействия на организм человека зависит от вида и марки электротоваров, продолжительности их работы и соблюдения правил эксплуатации.

Термическая безопасность – отсутствие недопустимого вреда, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров.

Термической безопасностью должны обладать нагревательные приборы, а также готовые пищевые продукты при их подаче и реализации.

Санитарно-гигиеническая безопасность – отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К ним относятся повреждения:

– микробиологические – различают бактериальные и грибковые заболевания. В пищевых продуктах накапливаются токсичные вещества – микотоксины (при плесневении), трупные и иные яды (при гниении), токсины бутулинуса, сальмонеллы, стафилококка, кишечной палочки и др. Микробиологические повреждения непродовольственных товаров – это плесневение тканей, кожи, меха и др.;

– зоологические – их вызывают представители животного мира (грызуны, насекомые, птицы). Результат таких повреждений не только количественные потери, но и утрата безопасности – товары загрязняются экскрементами животных, вызывая такие болезни, как ящур, сибирская язва, чума, холера и др.

Противопожарная безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

Безопасность технических изделий есть их свойство соответствовать с определенной установленной вероятностью требованиям безопасности в предусмотренных условиях эксплуатации.

Требования безопасности должны формироваться на основе всего комплекса минимально необходимых требований к продукции, установленных техническим регламентом. Необходимо выделить те требования, которые подлежат проверке при подтверждении соответствия.

Отбор требований для использования в процедуре подтверждения соответствия рекомендуется проводить поэтапно:

– первый этап – отбор требований, относящихся к собственным свойствам продукции;

– второй этап – исключение из отобранных требований тех, выполнение которых не требует специальных доказательств;

– третий этап – выявление требований, соответствие которым доказывается другими формами оценки соответствия.

На первом этапе требования отбираются путем исключения из базового перечня требований к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также других, прямо не относящихся собственно к продукции.

К требованиям, не вызывающим необходимости специальных доказательств соответствия, относятся те, соблюдение которых изначально заложено в конструкции или составе продукции и которые не подвержены изменениям в процессе производства.

Выбор показателей безопасности на основе отбора требований особенно актуален для продукции, используемой как средство обеспечения безопасности (средства индивидуальной и коллективной защиты, пред-охранительные устройства и т.п.), а также продукции, от исправной работы которой зависит безопасность тех объектов, куда она входит (элементы систем жизнеобеспечения опасных производств и т.п.). Для подобной продукции показателями безопасности (помимо собственной безопасности) становятся функциональные показатели и показатели надежности.

Оценку уровня качества изделий проводят с учетом показателей безопасности и их норм.

В качестве показателей безопасности могут быть приняты:

– вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени;

– коэффициент безопасности;

– время срабатывания сигнализации или защитных устройств;

– сопротивление изоляции и электрическая прочность токоведущих цепей;

– коэффициент толщины швов;

– величина деформации подноска и задника и т.п.

Степень безопасности технических изделий оценивают по коэффициенту безопасности Ко, который определяется отношением количества показателей (требований) безопасности Nб, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда с оцениваемым изделием, к общему количеству номенклатуры показателей безопасности Nо, относящихся к данному изделию:

Кб = Nб / Nо.(6.1)

Если коэффициент безопасности меньше единицы, то необходимо осуществить управленческие и технические мероприятия по приведению изделия в нормативно-безопасное состояние.

Уровень безопасности Убколичественно оценивается как отношение коэффициентов безопасности оцениваемого и базового образцов:

Уб = Кб.оц./ Кб.баз. (6.2)

Более точная оценка уровня безопасности изделия может быть осуществлена дифференциальным или комплексным методом с учетом всех единичных показателей безопасности и их значений.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомиться с НТД (регламентами, стандартами, ТУ), устанавли-вающими требования безопасности к изделиям.

2. Разработать номенклатуру показателей безопасности изделий с учетом всех единичных показателей и их значений. Оформить таблицу 6.1.

Т а б л и ц а 6.1 – Номенклатура показателей безопасности изделия (указать конкретное изделие) и их значений

№ п/п Комплексный показатель Единичный показатель Значение показателя НТД

3. Ознакомиться с методикой определения коэффициента безопасности и уровня безопасности изделия. Определить степень безопасности изделия.

4. Сделать вывод по работе.

Контрольные вопросы:

1. Какие обязательные для применения требования устанавливает технический регламент?

2. Укажите виды безопасности потребительских товаров.

3. Дайте характеристику радиационной безопасности.

4. Какие вещества влияют на химическую безопасность товаров?

5. Перечислите некоторые показатели механической безопасности.

6. От чего зависит степень воздействия электрических, магнитных, электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров на организм человека?

7. Как определяется коэффициент безопасности?

Какие уровни квалификации существуют?

Современное трудовое законодательство выделяет 9 уровней квалификации работников. Они представлены в Таблице.

Таблица 1. Уровни квалификации работников

УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ

ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ

1 уровень

Выполнение стандартных заданий.

Элементарные фактические знания.

Инструктаж.

Опыт работы в рамках данной квалификации.

2 и 3 уровень

Выполнение стандартных и типовых заданий.

Начальное профессиональное образование.

Переподготовка.

4 и 5 уровень

Низшее звено руководства.

Умение руководить группой и нести ответственность за результаты ее работы.

Среднее профессиональное образование по специальности.

Начальное профессиональное образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.

6 уровень

Среднее звено руководства.

Работа по управлению группой сотрудников или структурным подразделением

Умения — внедрение технологических и методологических решений

Высшее образование по программе бакалавриата

Среднее специальное образование.

7 уровень

Высшее звено руководства.

Управление организацией или подразделением.

Навыки управления и стратегического планирования.

Высшее образование по программе специалитета или магистратуры.

8 и 9 уровень

Высшие должности в крупных корпорациях и государственных структурах.

Высшее образование по программам магистратуры или специалитета, а также окончание аспирантуры / адъюнктуры / ординатуры / ассистентуры-стажировки.

Оценка персонала

Какая квалификация должна быть у рабочих и как ее оценивать? Разработайте матрицу компетенций, используйте ее как лист оценки

Отвечает Ольга Новосадова,
Директор по персоналу компании «КАРКАС ГРУПП».

Руководитель компании поручил HR-службе составить перечень того, что должны уметь рабочие, которых можно считать квалифицированными. Кроме того, разработать метод оценки, чтобы понимать, какая квалификация у них в реальности. Оценка покажет, кого и чему обучать, на чем сосредоточиться наставникам. Руководитель службы персонала с подчиненными принялся за дело.

Алгоритм проведения оценки квалификации

Процедура аттестации заключается в заполнении сотрудником оценочного листа. Лист содержит вопросы, выявляющие уровень базовых знаний по специальности и конкретной должности. В лист включают также вопросы, раскрывающие личностные характеристики работника.

Характеристика сотрудника, личное дело и индивидуальный план развития прикладываются к оценочному листу. Это дает возможность комплексной оценки квалификации работника.

Процедуры оценки методом МВО и РМ проходят в форме собеседования между сотрудником и руководителем. Предварительно руководитель отдела готовит пакет документов, необходимых для оценки квалификации работника.

Пример из практики

На шинном заводе руководство решило, что не стоит оценивать рабочих по компетенциям. HR-служба при поддержке гендиректора провела оценку квалификации в два этапа.

На первом этапе рабочие сами оценивали свою квалификацию. Для этого они заполняли форму самооценки, разработанную службой персонала и непосредственными руководителями, — начальниками цехов и мастерами.

На втором этапе рабочих оценивала аттестационная комиссия. Ее члены задавали вопросы, позволяющие понять, насколько квалифицированы рабочие, соответствуют ли разряду, который им присвоен. Вопросы для комиссии тоже разработали заранее.

Затем комиссия сравнила результаты самооценки рабочих с выводами аттестационной комиссии.

Лишь некоторые оценки квалификации совпали. И это понятно. Ведь сделать какой-либо вывод об уровне развития компетенций без эталонного описания того, каким должен быть квалифицированный рабочий, практически невозможно. Это описание было бы, если бы руководство завода решило проводить оценку по компетенциям. А оно от этого отказалось. Получается, ресурсы — как материальные, так и человеческие — были потрачены напрасно. Да и сами рабочие не поняли, зачем их оценивали и для чего.

Подробнее об оценке квалификации рабочих читайте в электронной версии журнала «Директор по персоналу».

Оценка персонала

Как квалификацию HR-менеджеров привести в соответствие с профстандартом. Организуйте обучение с минимальными затратами

Валентина Митрофанова,
генеральный директор компании IPK Group.

Директорам по персоналу предстоит проверить, соответствует ли квалификация каждого подчиненного требованиям профстандартов. О том, как проводить такую проверку и оценивать квалификацию HR-менеджера, мы поговорим отдельно. А сейчас заглянем уже в конец этой процедуры. Рассмотрим ситуацию, которая очень вероятна: конкретный уровень знаний, опыт работы и/или образование не соответствуют требованиям профстандарта. Как тогда действовать?

Вывод

Квалификация работника — это уровень его подготовки для выполнения служебных обязанностей. Современное трудовое законодательство выделяет 9 уровней квалификации — от рабочего до руководителя корпорации. HR-менеджеры оценивают работника на основе профессиональных, деловых, морально-психологических и специфических критериев. Методами оценки квалификации работников является аттестация, МВО и РМ.

Применение профстандартов с 1 июля 2016 года. Изменения в ТК РФ

Новая статьи 195.3 ТК РФ «Порядок применения профессиональных стандартов» в редакции с 1 июля 2016 года звучит так:

«Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями». Полный текст статьи вы можете прочитать в первоисточнике – ст. 195.3 ТК РФ. В приведенном фрагменте статьи 195.3 ТК РФ мы видим четкое указание, в каких случаях работодатели обязаны применять профстандарты с 1 июля 2016 года.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в том случае, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника.

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работник ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н)
Работники в сфере госзакупок в рамках закона № 44-ФЗ ч. 6 ст. 38, ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:

  • «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
  • «Эксперт в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а обычные коммерческие компании или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так. Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы собственности организации. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Правительство РФ может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения для государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности. Такие особенности Правительство РФ вправе установить с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Соответствующая норма установлена ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ. На дату подготовки материала завершается этап публичных обсуждений указанного проекта Постановления Правительства РФ, с текстом которого можно ознакомиться на сайте.

Итак, основные изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2016 года в части профстандартов, мы рассмотрели, норма статьи 195.3 ТК РФ начинает работать. Законодатель призывает работодателей быть внимательными и не пропускать требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их найти и учесть. Если существующие работники требованиям не соответствуют — придется работников «подтянуть», а новые кадры — с 1 июля 2016 года — набирать только с учетом требований.

Как вы оцениваете изменения в части профстандартов?

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«С июля 2016 года работодателям нужно быть очень внимательными, чтобы не пропустить тот федеральный закон или нормативно-правовой акт, которым могут быть установлены требования к квалификации их работников. Придется не только учитывать требования к квалификации, установленные данными нормативными правовыми актами, но и проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ.

Дело в том, что в федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даются только в общем виде, а в профессиональном стандарте уже может конкретизироваться вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер», утвержденном Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н, требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Обратите внимание, что кардинальных изменений с 1 июля 2016 года не происходит. Согласитесь, если требования к квалификации были установлены в ТК РФ, федеральном законе, ином нормативном правовом акте, то независимо от появления профессиональных стандартов, работодатели обязаны были руководствоваться такими требованиями при найме работников».

Идем дальше. Стандарты стандартами, а часть 2 статьи 57 Трудового кодекса никто не отменял. Здесь нас интересует следующая оговорка…

Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

В ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса речь идет о следующем. Если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Замечу, эта норма не является новой. Она была с самого начала существования Трудового кодекса. Но в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. И связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет, не говоря уже о том, что такие справочники просто не соответствуют во многом современным требованиям. Норму части 2 статьи 57 ТК РФ работодатели должны были учитывать и до появления профессиональных стандартов. Просто теперь в дополнение к квалификационным справочникам нужно учитывать профессиональные стандарты. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора. Об этом же говорят специалисты Минтруда в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253. Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта. Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода, т.е. вносить изменения в штатное расписание: добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей, подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе, и со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Задача работодателя — к 1 июля 2016 года понять, есть ли к его работникам особые требования.

Вариант 1: если особых требований к работникам нет…

Если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения, профстандарты используются в качестве основы, рекомендательно. Работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: есть требования

Работодатель обязан применять профстандарты, если нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, а также если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Например, есть федеральный закон, где установлены требования к квалификации. С 1 июля 2016 года такие работодатели обязаны эти требования соблюдать. Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию. Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Как правильно применять профстандарты:

  1. Что такое профессиональные стандарты и где их найти?
  2. Квалификационные справочники и профессиональные стандарты — это разные понятия?
  3. Профстандарт — это принудительное условие для работы или по желанию самого работника?
  4. Надо ли менять наименование должностей в штатном расписании и трудовых книжках работников в связи с изменениями с 1 июля 2016 года?
  5. Я живу в Екатеринбурге, где проходить профстандарт?
  6. Как понять, надо ли мне проходить обучение?
  7. К какому профстандарту отнести заместителя главного бухгалтера?

Что такое профессиональные стандарты и где их найти?

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Это дословная формулировка части 2 статьи 195.1 Трудового кодекса РФ. На практике профессиональный стандарт — это документ, где описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции. Так называемый «паспорт профессии».

По состоянию на июнь 2016 года утверждено 812 профессиональных стандартов. Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России.

Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров текстов профессиональных стандартов из справочно-правовой базы Контур.Норматив:

  • Приказ Минтруда России от 22.12.14 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
  • Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

Работодатель может «подсмотреть» в тексте стандарта, как называть должность, по которой работник будет выполнять функции, какое образование и опыт работы должны быть у сотрудников. Для работника профессиональный стандарт — ориентир в профессии.

Квалификационные справочники и профессиональные стандарты — это разные понятия?

Да. Отдельно существуют квалификационные справочники, отдельно выходят профессиональные стандарты. Предполагается, что профстандарты постепенно заменят квалификационные справочники. См. п. 4 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 письма Минтруда от 04.04.2016).

Профстандарт — это принудительное условие для работы или по желанию самого работника?

По желанию работник может ознакомиться с текстом профессионального стандарта по той профессии, в которой работает. Принудить его никто не вправе.

Но если работодатель обязан применять профстандарты, он добьется того, чтобы работники им соответствовали. Тех, кто не соответствует требованиям, работодатель может «подтянуть» и направить на обучение. А новые кадры с 1 июля 2016 года будет набирать согласно требованиям в профстандартах.

Если работодатель не обязан применять профстандарты (об этом читайте в начале статьи), то он вправе использовать их добровольно.

Работникам рекомендуем использовать профессиональные стандарты, как ориентиры в профессии.

Надо ли менять наименование должностей в штатном расписании и трудовых книжках работников в связи с изменениями с 1 июля 2016 года?

Наименование должностей должно соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам не в связи с вступлением в силу ст. 195.3 ТК РФ, а в связи с ч. 2 ст. 57 ТК РФ, т.е. когда с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Я живу в Екатеринбурге, где проходить профстандарт?

Во-первых, профстандарт нельзя пройти, ведь это не тест и не набор заданий. Грубо говоря, это набор характеристик, которым работник соответствует или не соответствует.

Требования прописаны в профстандартах по разным профессиям.

Во-вторых, нет заветного перечня мест, где можно пройти обучение и «подтянуться» до нужного уровня. Есть требование к организации, которая проводит обучение, — она должна иметь лицензию на право осуществления образовательной деятельности по соответствующей программе (ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Во многих профстандартах упоминается о дополнительном образовании. Это программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов, программ профессиональной переподготовки — 250 часов (п. 12 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.13 № 499). Пройти обучение можно и дистанционно.

Как понять, надо ли мне проходить обучение?

Для начала ознакомьтесь с текстом профессионального стандарта по вашей профессии. Проверьте, соответствуете ли вы указанным требованиям к образованию, опыту работы и пр. Помните, тексты профстандартов — не всегда конечная точка. Для некоторых категорий работников законодательство предъявляет дополнительные требования к квалификации, их нужно искать в федеральных законах, нормативно-правовых актах. И эти требования могут расходиться с требованиями, приведенными в профстандартах. Надо учесть все требования.

Если вы понимаете, что не в полной мере соответствуете требованиям, Вы можете самостоятельно подтянуть себя до требуемого уровня, пройти обучение и получить документ. Такое решение может принять и ваш работодатель.

С 1 июля 2016 года те работодатели, которые обязаны применять профстандарты, будут подбирать кадры по квалификационным требованиям согласно требованиям в профстандартах.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

К какому профстандарту отнести заместителя главного бухгалтера?

С 7 февраля 2015 года действует приказ Минтруда России от 22.12.14 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта “Бухгалтер”». Данным профессиональным стандартом установлены требования к образованию и опыту работы для бухгалтера и главного бухгалтера. Отдельного стандарта для заместителя главного бухгалтера нет.

Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами о профстандарте для бухгалтеров в Контур.Школе:

  • Статья «Профессиональный стандарт бухгалтера» – поможет разобраться в содержании стандарта и требованиях к бухгалтерам.
  • Вебинар «Профессиональные стандарты для бухгалтеров» – ведущий вебинара Алексей Петров подробно комментирует требования к бухгалтерам, главным бухгалтерам.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка для бухгалтеров, главных бухгалтеров в Контур.Школе (обучение онлайн). Программы обучения разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Требования к квалификации управленческих и педагогических кадров

Реализация Программы должна обеспечиваться педагогическими работниками, квалификационные характеристики которых установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Минис­терства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г., № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственно­го образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г., № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384).

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имею­щие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных спра­вочниках, и (или) профессиональным стандартам. (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5, статья 46).

Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудо­вых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образова­тельную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Феде­ральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.).

Уровень квалификации руководящих и педагогических работников Организации, реализующей Программу, для каждой занимаемой долж­ности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государс­твенного или муниципального образовательного учреждения — также квалификационной категории.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководи­телей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характе­ристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя обра­зовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Управленческие кадры: высшее профессиональное образование по на­правлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогичес­ких должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государствен­ного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог: высшее или среднее профессиональное образова­ние по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъ­явления требований к стажу работы либо высшее или среднее професси­ональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Воспитатель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направ­лению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требо­ваний к стажу работы.

Старший воспитатель: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.

Педагог дополнительного образования: высшее или среднее професси­ональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения либо высшее професси­ональное образование или среднее и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Музыкальный руководитель: высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инс­трументе без предъявления требований к стажу работы.

Инструктор по физической культуре: высшее или среднее професси­ональное образование в области физкультуры и спорта либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональ­ное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Должностной состав и количество работников разных категорий, необходимых для обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей. В рамках реализации Программы для осуществления научно-исследовательской, экспериментальной деятельности могут привлекаться научные работники.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 249 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх