Цель государственного учета земель

Газизов Р.В., Дроздик В.В.
Управление Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому
автономному округу – Югре, (отдел № 3)
В настоящее время в базе данных государственного кадастра недвижимости Ханты-Мансийского автономного округа – Югры содержатся сведения о 590.2 тыс. земельных участках, из них, (земельных (лесных), участков с категории ГЛФ, 57.7 тыс., земель промышленности, 64.2 тыс. участков), в том числе:
— КР 86:03 Сургутский район, 189.5 тыс. (из них со статусом архивный 14.6 тысяч), в том числе единых землепользований, 6.9 тыс. (с общим количеством входящих земельных участков 109 тыс. участков), из них объекты нефтегазового комплекса 40 тыс. сформированы на землях ГЛФ, около 15 тысяч участков.
-КР 86:10 город Сургут 34.9 тыс. (из них объекты нефтегазового комплекса 200 штук).
Как видно, весомую часть в количестве учтенных земельных участков занимают земельные участки нефтегазового комплекса. В связи с этим основные проблемы при ведении ГКН связаны с земельными, (лесными), участками нефтегазового комплекса.
До 2004 года ведение государственного земельного кадастра на территории округа осуществлялось в программном комплексе ЕГРЗ-П (разработчик г. Санкт-Петербург). В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в программном комплексе ЕГРЗ-Т (разработчик г. Таганрог).
В данное время в некоторых кадастровых районах сложилась неблагоприятная обстановка по ведению государственного кадастрового учета. Данная ситуация сложилась вследствие следующих причин:
1. Некорректного ведения БД ЕГРЗ, а так же некорректной конвертации при переходе с ЕГРЗ-П на ЕГРЗ-Т.
2. Некорректного импорта данных о земельных участках из оценочных описей.
3. Постановки на государственный кадастровый учет с помощью конвектора земельных участков нефтегазового комплекса.
4. Перечисленные выше причины привели к наличию большого количества ошибок в БД ЕГРЗ, таких как наличие дублей ЗУ, пересечение границ, отсутствие экономических характеристик, отсутствие связей между семантической и графической базой данных земельных участков, участки с нулевым значение площади, несоответствие местоположения иное.
В соответствии с письмом Роснедвижимости от 02.02.2007 № ВК/0229 «О порядке проведения еженедельного анализа» на всей территории Российской Федерации, в том числе и на территории автономного округа проводятся работы по исправлению ошибок в БД ЕГРЗ. В настоящее время в ряде кадастровых районов округа данные работы практически завершены, в некоторых кадастровых районах работы по исправлению ошибок еще далеки до завершения.
В связи с вступлением в силу ФЗ от 13.05.2008 года № 66-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признание утратившим силу отдельных законодательных актов» (положений законодательных актов) РФ, согласно требований ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», отменено понятие территориальное землеустройство, применяется понятие землеустройство, объектами землеустройства являются:
— границы субъектов РФ;
-границы МО;
-населенных пунктов;
-территориальных зон;
-зон с особым условием использования территорий.
Процедура описания установления границ объектов землеустройства, (территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий), рекомендована Роснедвижимостью, до принятия Правительством РФ соответствующих порядков, Письмом от 24.07.2008 года № ВК/3232.
Закон Ханты –Мнсийсконого автономного округа-Югры 63-оз, «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» определяет состав, статус и границы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Согласно требований Градостроительного кодекса, ФЗ «О введение в действие земельного кодекса РФ», С 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки, предоставление земельных участков для строительства из земель Государственной собственности, на которые распространяются действие градостроительных регламентов, не предоставляется возможным. С учетом подготовки и утверждения документов территориального планирования, утверждений правил землепользования и застройки, необходимо пройти процедуру формирования объектов землеустройства, (границ МО, населенных пунктов, территориальных зон, зон с особым условиям), передать эту информацию, органам кадастрового учета, в порядке информационного взаимодействия и установленного объема сведений, для границ в графической базе АИС ГКН, в виде справочногог дополнительного слоя с названием зон, для создания условий, по учету объектов, а также выполнение государственных полномочий, при создании новой службы, (функций государственного земельного контроля, контроля за землеустройством, контроля за работой саморегулирующих организаций, контроля за ведением кадастров).
На данный момент эти работы не выполнились, в полном объеме.
Земельный участок является объектом кадастровых работ, по результатам действий, (предоставление сведений ГКН, оформление схемы местонахождения границ земельного участка, в утверждается соответствующим МО, оформление межевого плана, постановка на ГКУ, предоставлении земельного участка, регистрация его как объекта недвижимого имущества).
Сведения ГКН по запросу имеют право получить землепользователи, администрации МО, кадастровые инженера, (сведения предоставляются в форме КПТ, бумажный и электронный вид, за подписью должностного лица, (данный формат предоставления сведений ГКН, в форм кадастрового плана территории, без наличия картографической основы, для применения затруднителен).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений», внесены изменения в Земельный, Гражданский, Лесной, Бюджетный кодексы, а также в Федеральные законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», иные законодательные акты.
Земельный кодекс РФ дополнен новой главой «Земельные участки», в которой дано понятие земельного участка. Земельным участком, как установлено новой главой Земельного кодекса РФ, является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Кроме этого, установлен порядок образования земельных участков, особенно подробно — порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок раздела, выдела, объединения, перераспределения земельных участков, порядок возникновения и сохранения прав, обременений на образуемые и измененные земельные участки, требования к образуемым и измененным земельным участкам (в частности, требования к их предельным размерам и границам) (п. 4 ст. 5 Закона).
Виды процедур формирования земельных участков – процедуры формирования определены Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участка (Постановление Правительства РФ от 06.09.200 года № 668), согласно которых выделяются следующие виды кадастровых работ по формированию земельных участков:
-выделение, образование нового земельного участка путем его выделения из участков земель государственной собственности с целью предоставления гражданину или ЮЛ, условия (утвержденным органом МС проект границ земельного участка, решения органом власти о предоставлении земельного, о предварительном согласовании места размещения объекта или о проведении торгов, (необходимо проходить процедуру ГКУ, условно, на основании утвержденного проекта границ, а потом вносить изменения);
-объединение (слияние), объединение земельных участков с часть создания нового земельного участка, условия, создание общего имущества, соглашение о создании общей собственности, объединение земельных участков, принадлежащих одному лицу, (решение собственника), присоединении путем передачи имущества, (договор отчуждения);
-разделение, исходного земельного участка с целью формирования новых земельных участков, условия, разделение общего имущества, (Соглашение о выделе разделе общего имущества), разделение имущества принадлежащего одному лицу,(решение собственника), определение части имущества,(договор отчуждения);
-перераспределение, передача части (частей) одного земельного участка к другому, варианты, перераспределение земельных участков одного правообладателя, (решение собственника), перераспределение частей земельных участков разных правообладателей, (договор отчуждения части), дополнительное выделение к ранние учтенному (акт органа государственной власти или органов МС).
Понятие землеустройства:
-основное условие эффективности системы прав на землю при наличии разных форм собственности, (государственной, муниципальной, частной);
-права на землю должны быть ясными;
-данное условие обеспечивается за счет создания и функционирования систем земельно-правовой регистрации.
Формирование частей земельных участков.Основание:
-определении части земельного участка, занятой объектом недвижимости с целью присвоения ему кадастрового номера, (декларативного или по материалам межевания);
-установление особого режима использования, (наложение охранной зоны);
-установление обременения земельного участка, (передача части в аренду, установление сервитута);
-решение собственника для последующей передачи в аренду.
Условия формирования земельного участка:
-условия делимости ЗУ, (ст.6 ЗКРФ);
-условия предельной максимальной и минимальной площади ЗУ (ст.33 ЗКРФ);
-условия доступу к земельному участку в виде прохода или проезда.
Основная задача государственной системы земельно-правовой регистрации дать ответ на три главных вопроса, обеспечивающих ясность прав на землю:
-кто обладает правами на землю;
-в каких границах распространяются права на землю;
-что правообладатель правомочен делать.
Таким образом, выделяются три вида объектов государственной регистрации (учета):
-объекты прав, (государственный кадастр объектов недвижимого имущества);
-правообладатели, (субъекты прав реестры ФНС РФ);
-права, титулы (Единый государственный реестр прав).
При этом необходимо отметить, что изменения, претерпело только земельное законодательство, по формировании земельных участков, в том числе:
— исходной информацией для формирования последующих объектов являются сведения ГКУ, объектов недвижимости;
— виды процедур по формированию земельных участков, (выделение, объединение, (слияние), разделение, перераспределение);
— При формировании земельных участков, установлены принципы подходов для кадастровых процедур, (закон, порядок, наличие программного комплекса, принципы кадастрового деления, кадастровых процедур, структуры кадастрового номера, иное).
При постановке на кадастровый учет, лесного участка, мы применяем требованию к предоставленным документам, как к земельному участку, (в законе о государственном кадастре недвижимости, отсутствует объект учета лесной участок).
При этом формировании лесных участков, с учетом действующего лесного законодательства, данные принципы и подходы не применяются, (сведения ГКН, виды процедур формирования, схема расположения лесного участка), что ведет к наложениям, последующих участков на существующие, не учитываются права землепользователей, отсутствует понятие ограничений и обременений при использовании земельных, (лесных) участков и эксплуатации объектов.
Большие сложности при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков нефтегазового комплекса возникают по объектам расположенным на территории лесного фонда, в отдельных случаях на территории земель запаса и промышленности.
При формировании земельных (лесных) участков Департаментом лесного хозяйства, а так же Администрациями МО, не всегда и не везде, используются сведения государственного кадастра недвижимости, в частности не учитываются поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, в результате возникает пересечение границ существующих земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков в соответствии с действующим законодательством невозможно. Заложниками данной ситуации становятся непосредственно землепользователи.
На данный момент отсутствует обязательность процедуре кадастровых действий, по лесным участкам, (до 1 января 2010 года), возможно предоставление их в аренду, на основании внесение сведении о них в лесные реестры, при этом согласно Постановления правительства, Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, эти участки, должны быть занесены в базу кадастра недвижимости, (со статусом ранние учтенные), не выполняется, по причине, невозможности определения местонахождения данного объекта учета, возможно есть необходимость, внесение в положение об лесных реестрах, (в структуру номера лесного участка, включить кадастровый номер, в границах которого находится участок). Тогда орган кадастрового учета сможет, сформировать инвентаризационную опись, и занести сведения об этих участках, в кадастр.
По вопросу ведения лесных реестров, с целью не загромождения баз ЕГРОН и прав на них, на момент, создания объектов, (строительства), есть необходимость заключать договора, регистрировать права, через процедуру, внесения сведений в лесные реестры, (при условии, что информация будет отражаться в базах кадастра), с учетом информационного взаимодействия, а только после создания объекта, (строительства), ввода его в эксплуатацию, через процедуру исполнительской съемки, (определяем фактическое расположение объекта), межевании, вносим изменения по объекту учета, (площади, местонахождении, виду разрешенного использования, права иное), для использования этой информации по объекту налогообложения, (земельно-имущественный налог).
На данный момент очень много участков, где местонахождение определено не корректно, (вынос в натуру, проектные решения, кадастровая ошибка), приходится заниматься исправлениями, через процедуру экспертиз землеустроительной документации, (положение об экспертизе, контроле за землеустройством).
В связи с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста РФ от 20.02.2008 № 35, было утрачено понятие «единое землепользование». Вследствие увеличения количества земельных участков подлежащих кадастровому учету, увеличился объем подаваемых заявлений о проведении государственного кадастрового учета. Данные факты привели к росту очередей и оправданному возмущению заявителей.
В настоящее время, в целях оптимизации работ по ведению государственного кадастра объектов недвижимости, Управлением Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре функции по приему и выдачи документов заявителям переданы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, но решения о проведении ГКУ, либо о приостановке или отказе в проведении ГКУ принимается Управлением.
Местные бюджеты, (городских округов, сельских и городских поселений), формируются, в том числе за счет использование земельных участков, земельный налог, арендная плата, (после принятия соответствующих законодательных актов), за использование объектов, (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), имущественного налога, в том числе с юридических лиц. В соответствующей базах по объектам недвижимости, для исчисления земельного, (имущественного), налога должна быть информация по объекту учета, субъекту права, сведения о правообладателе объекта недвижимого имущества. Положением «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», утв. Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 года № 618, установлены особенности информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
Данные взаимодействие осуществляется не в полном объеме, по следующим причинам:
-сведения, (базы) формируются на разных программных комплексах, (невозможность их оперативного применения);
-разные принципы и подходы по их ведению, структура сведений;
-отказ в предоставлении или не предоставление информации;
-конфиденциальность данных, (паспортные данные).
На данный момент при осуществлении полномочий по формированию и учету земельных участков, на территории Сургутского района, съемка производится с системе координат 42 года, (условия применения известны), на территории города Сургута, местная система координат, (создаются определенные неудобства, при увязке границ муниципальных образований, предоставлении сведений ГКН, предоставлении, информации согласно установленных схем взаимодействия). В связи с большим количеством в базе данных земельных участков (например, в Сургутском районе около 200 тысяч) программный комплекс работает с низкой скоростью, что приводит к значительному увеличению времени на подготовку запрашиваемых документов. К примеру, вывод на печать формы В.2 занимает в среднем по объекту с 4 точками – 7 минут, по единому землепользованию с 60 входящими в состав земельными участками – практически весь рабочий день.
Новая версия ПК ЕГРЗ-Т.03.015.15.2 не предусматривает постановку многоконтурных земельных участков, что создает сложности в постановке на кадастровый учет, в том числе и объектов нефтегазового комплекса.
На сегодняшний день в базе данных ПК ЕГРЗ-Т содержатся большее количество земельных (лесных) участков, предоставленных в аренду на срок менее 1 года, данные участки также не учитываются и не проходят процедуру преобразования при формировании лесных участков Департаментом лесного хозяйства ХМАО-Югры. Данные участки просто загромождают графическую базу данных. (При этом согласно п.5 правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660, действующих в части, не противоречащей нормам ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемого и учитываемого в качестве объекта имущества, права на который подлежат регистрации в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ними, согласно п.2 ст.26 ЗК РФ, договора аренды и субаренды земельных участков, заключенные до года не подлежат государственной регистрации, соответственно, необходимость их в процедуре кадастрового учета отсутствует.
При этом п.1 ст. 32 ЗК РФ, устанавливает предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами).
Наличие судебная практики, где отказ в кадастровом учете земельного участка, предоставляемого в пользование до года, со стороны Роснедвижимости, является не законным. Данный вопрос требует правового урегулирования.
Объекты нефтегазового комплекса в большей своей части представляют из себя ряд чересполосных объектов по единому объекту, не применяется практика учета части земельного участка в качестве «обременения земельного участка» в случае пересечения одного объекта другим с разными сроками пользования, а также на срок до года.
В настоящее время в письме от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 Министерством экономического развития РФ даны разъяснения по формированию многоконтурных земельных участков. В данный момент Роснедвижимостью проводятся работы по обеспечению технологической возможности осуществления государственного кадастрового учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении многоконтурных земельных участков.
Государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков на территории округа будет осуществляться после доработки программно-технических комплексов и предоставления Роснедвижимостью соответствующих рекомендаций, о чем дополнительно будет сообщено на Интернет-сайте Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по адресу: r86.kadastr.ru.
Отсутствие предложений рынка труда в квалифицированных кадрах. Для решения этих вопросов предлагается:
-провести ревизию баз на предмет наличия ошибок, в том числе допущенных при некорректном ведения БД ЕГРЗ, при некорректной конвертации при переходе с ЕГРЗ-П на ЕГРЗ-Т, некорректного импорта данных о земельных участках из оценочных описей, постановки на государственный кадастровый учет с помощью конвектора земельных участков нефтегазового комплекса, территориальными органами Роснедвижимости, а также структурами обеспечивающие сопровождение баз, или привлечением специалистов иных структур;
-отрегулировать информационное взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, (соглашения о взаимодействии, формат предоставления, вопросы секретности, конфиденциальности, ограничения доступа, в том числе сведения по учету имущества, учет который ведут структуры Ростехинвентаризации);
-сведения о лесных реестрах, и возможность их применения при ведении кадастра;
-создание лесных участков, с учетом, как объектов недвижимости, с учетом существующих;
-сформировать принципы по созданию института кадастровых инженеров, (аттестация, правовая процедура, вопрос правовой ответственности, за соблюдением действующего законодательства, при формировании и описании объектов недвижимости).
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что для возможности осуществления ГКУ в соответствии с возросшими количеством земельных участков в БД ЕГРЗ, темпами осуществления работ в части формирования земельных участков необходимо провести модификацию программных комплексов, создать современные рабочие места с соответствующим штатным расписанием.
Предположительно что совместная деятельность по созданию системы, кадастров, ведения их с учетом реестров, о правах, ограничениях, будет производится на базе ЕГРОН, необходимо, провести действия по усовершенствовании программного комплекса, с учетом многоплановости его использования, а также возможности работы клиентов, количества операций и операторов, корректировку действующего законодательства.

См. также:
Каталог Организаций:
— Управление Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому а.о.
— Роснедвижимость (упразднена в 2009 г.)
Разделы, к которым прикреплен документ:
Тематич. разделы / Природопользование / Лесопользование
Тематич. разделы / Природопользование / Недропользование
Тематич. разделы / Градоустройство
Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Публикации / Конференции / Наши конференции / Нефть/Газ / 2009

Государственный кадастровый учет — это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них приобретает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Ведение государственного кадастрового учета регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. «О государственном земельном кадастре».

В соответствии с п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из:

  1. номера кадастрового округа;
  2. номера кадастрового района;
  3. номера кадастрового квартала;
  4. номера земельного участка в кадастровом квартале.

Государственному кадастровому учету подлежат все земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» установлено, что органом, в функции которого входит ведение государственного земельного кадастра, в настоящее время является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Помимо ведения государственного земельного кадастра, указанное Агентство также проводит государственный учет расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, производит государственную кадастровую оценку земель и т. п.

На основании проведенного государственного кадастрового учета территориальным органом государственного земельного кадастра составляется кадастровая карта (план) земельного участка, в которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Кадастровая карта должна содержать следующую информацию:

  1. кадастровый номер земельного участка;
  2. местоположение участка (адрес);
  3. площадь участка;
  4. категория земель и разрешенное использование земельного участка;
  5. описание границ участка и их отдельных частей;
  6. экономические характеристики участка, в том числе размер платы за землю;
  7. качественные характеристики земельного участка, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий земель;
  8. наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельным участком;
  9. зарегистрированные вещные права на земельный участок;
  10. ограничения (обременения) прав, зарегистрированные в установленном порядке(при их наличии).

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет, проводившийся в установленном порядке до вступления в силу названного Закона, является юридически действительным. Правообладатель земельного участка вправе получить из территориального органа земельного кадастра сведения в форме кадастрового плана утвержденного образца.

По правилам государственного Кадастра все объекты недвижимости подлежат учету. Это обязывает всех владельцев зарегистрировать собственность в уполномоченных органах.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях:

— обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

— государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной;

— планирования и регулирования использования земельных ресурсов;

— оценки земель и установления обоснованной платы за землю;

— обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— защиты прав граждан и юридических лиц на землю;

— информационного обеспечения гражданского оборота земли.

Основной целью земельного кадастра является создание организационно-территориальных экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей и землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирования земли в гражданском и рыночном обороте13.

Земельный кадастр служит инструментом реализации всех указанных государственных функций в области рационального землепользования, поскольку предоставляет достоверные и необходимые сведения органам управления и их должностным лицам14.

Итак, земельный кадастр служит прежде всего публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны. Но как совершенно справедливо отмечают исследователи, нельзя забыть о служении земельного кадастра также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли. Так, всякое юридическое и физическое лицо, совершая сделку, предметом которой является земельный участок и находящееся на нем недвижимое имущество, не может ее совершить грамотно и с выгодой для себя, не получив от органов, ведущих земельный кадастр, достоверные сведения о кадастровой оценке данного земельного участка, законных правах его владельца, сервитутах и других обременениях и особенностях правового положения избранного предмета сделки. При возникновении земельных споров документы земельного кадастра служат судам объективным «советчиком» и помощником для вынесения правильного решения по конкретному земельному спор.

Таким образом, можно подытожить, что государственный земельный кадастр ведется в целях обеспечения реализации государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Отметим также, что важным назначением земельного кадастра является его фискальная функция. Фискальное направление земельного кадастра действующим законодательством востребовано недавно. По оценкам экспертов, ссущественный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут в скором времени за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения. В результате реализации мероприятий подпрограммы к 2011 году будет сформирована налоговая база, которая обеспечит ежегодный сбор земельного и имущественных налогов на уровне 250 млрд. рублей15.

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Закон № 3613 — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Начать необходимо с того, что Закон № 3613 призван прежде всего урегулировать вопросы ведения государственного земельного кадастра, назначение и задачи которого были определены еще в ЗКУ. Напомним: в соответствии со ст. 194 ЗКУ назначением государственного земельного кадастра является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства. Но чтобы обеспечить всех перечисленных выше субъектов необходимой информацией, ее нужно иметь, и желательно в унифицированном виде. Для этого должны существовать «правила сбора» такой информации, ее внесения в единую базу и т. п., а таких «правил» в течение многих лет не было. Наконец появился Закон № 3613,устанавливающий основания, процедуру и сроки осуществления государственной регистрации земельных участков, определяющий исключительный перечень документации по землеустройству, на основании которой такая регистрация может осуществляться.

Что же такое государственный земельный кадастр?

В соответствии с Законом № 3613 государственный земельный кадастр — единая государственная геоинформационная система сведений о землях, расположенных в пределах государственной границы Украины, их целевом назначении, ограничениях в их использовании, а также данные о количественной и качественной характеристике земель, их оценке, о распределении земель между собственниками и пользователями. Другими словами, государственный земельный кадастр — это информация абсолютно обо всех землях, расположенных в пределах государственной границы Украины. И эта информация, как предусмотрено в Законе № 3613,должна существовать как в электронном, так и в бумажном виде.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 3613 государственный земельный кадастр ведется на электронных и бумажных носителях. При выявлении расхождений между сведениями на электронных и бумажных носителях приоритет отдается сведениям на бумажных носителях.

Данные государственного земельного кадастра являются основанием для ведения градостроительного кадастра населенных пунктов, кадастров других природных ресурсов (об организации и ведении градостроительного кадастра см. в статье «Градостроительный кадастр» // «Строительная бухгалтерия», 2011, № 15, с. 36).

Закон № 3613 предусматривает, что ведение государственного земельного кадастра осуществляется путем:

создания соответствующей государственной геодезической и картографической основы, которая определяется и предоставляется в соответствии с данным Законом;

внесения сведений об объектах государственного земельного кадастра;

внесения изменений в сведения об объектах государственного земельного кадастра;

обработки и систематизации сведений об объектах государственного земельного кадастра.

Следовательно, с одной стороны, кадастр — это информация, с другой — это инфраструктура, позволяющая упорядочить этот массив информации.

Порядок ведения Государственного земельного кадастра определяется Кабинетом Министров Украины в соответствии с требованиями данного Закона.

Необходимо отметить, что сбор информации о земельных участках в Украине был начат уже достаточно давно. Напомним: процедурой получения государственного акта на право собственности на земельные участки предусмотрено проведение землеустроительных работ и создание документации по землеустройству по их результатам. Вся эта информация в течение многих лет вносилась в государственный реестр земель, который в соответствии с ЗКУ является составной частью государственного земельного кадастра. А согласно Закону № 3613 все этот же государственный реестр земель стал основанием для наполнения государственного земельного кадастра. На сегодняшний день при ведении государственного земельного кадастра пользуются разнообразной информацией. Это, в первую очередь, базовые планово-картографические материалы, уже существующие в цифровом виде, электронные индексные кадастровые карты, записи реестра выданных государственных актов в электронном виде, базы данных государственной статистической отчетности по земельным ресурсам, бумажные материалы государственного фонда документации по землеустройству и некоторые другие сведения. Поэтому можно говорить, что государственный земельный кадастр Украины уже содержит определенный объем информации о земельных участках, их характеристиках, собственниках и правовом статусе. Остается только его пополнять.

Кто же будет вести государственный земельный кадастр?

В соответствии с Законом № 3613 систему органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, составляет центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и его территориальные органы. Этот орган одновременно является Держателем государственного земельного кадастра.

Администратором государственного земельного кадастра является государственное предприятие, которое относится к сфере управления центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению программного обеспечения земельного кадастра, отвечает за техническое и технологическое обеспечение, сохранение и защиту сведений, содержащихся в кадастре. При этом основные организационно-технические вопросы функционирования Администратора предусматривается урегулировать соответствующим Порядком ведения Государственного земельного кадастра, который должен утверждаться Кабинетом Министров Украины.

Закон № 3613 установил, что внесение сведений в государственный земельный кадастр и предоставление сведений из него будут осуществляться государственным кадастровым регистратором, который будет работать в составе центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов (сегодня это Госземагентство) и его территориальных органов.

Государственный кадастровый регистратор сам непосредственно будет принимать решения о внесении сведений в земельный кадастр, предоставлении таких сведений, об отказе в осуществлении таких действий.

Так, ч. 4 ст. 9 Закона № 3613 предусмотрено, что государственный кадастровый регистратор:

осуществляет регистрацию заявлений о внесении сведений в государственный земельный кадастр, предоставлении таких сведений

проверяет соответствие поданных документов требованиям законодательства

формирует поземельные книги на земельные участки, вносит записи в них, обеспечивает хранение таких книг

осуществляет внесение сведений в государственный земельный кадастр или отказывает в их внесении

присваивает кадастровые номера земельным участкам

предоставляет сведения из государственного земельного кадастра и отказывает в их предоставлении

осуществляет исправление ошибок в государственном земельном кадастре

передает органам государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество сведения о земельных участках

Государственный кадастровый регистратор сам будет подписывать все документы, предоставляемые из кадастра, и ставить на них свою печать, указывать свои фамилию, имя и отчество, а также орган, в котором он работает.

Указанные выше нормы можно назвать прогрессивными, поскольку они должны ликвидировать ту бюрократическую процедуру, которая сегодня существует при прохождении документации во властном органе. После же вступления в силу Закона № 3613 лицо, которое будет обращаться в этот орган, будет четко знать, кому оно отдало документ, а следовательно, легко будет определиться, с кого необходимо спросить за выполнение (или невыполнение) «работ».

Закон № 3613 предусматривает, что вмешательство любых органов, должностных и служебных лиц, граждан либо их объединений в деятельность государственного кадастрового регистратора, связанную с осуществлением государственной регистрации земельных участков, запрещается.

Что будет в земельном кадастре?

Согласно только что принятому Закону в государственный земельный кадастр вносятся сведения о каждом земельном участке. Так, в соответствии со ст. 15 Закона № 3613 в кадастр должны включаться такие сведения, как: кадастровый номер; место расположения земельного участка, описание пределов, площадь, данные о качественном состоянии земель и о бонитировании почв, целевом назначении земельного участка (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель), составе угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий, сведения об ограничении в использовании земельных участков, сведения о части земельного участка, на которую распространяется действие сервитута, договора субаренды земельного участка, нормативная денежная оценка, информация о документации по землеустройству и оценке земель относительно земельного участка и другие документы, на основании которых установлены сведения о земельном участке, и т. п.

Сведения о земельном участке будут также содержать информацию о его собственниках (пользователях), зарегистрированных вещных правах в соответствии с данными Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Внесение сведений в государственный земельный кадастр

Закон № 3613 впервые определил исключительный перечень документации по землеустройству и оценке земель, являющейся основанием для внесения данных в государственный земельный кадастр. Это обусловлено тем, что на данный момент ни ЗКУ, ни Закон Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858-IV однозначно эти вопросы не регулируют, и на практике в разных регионах этот вопрос решается по-разному.

Статья 21 Закона № 3613 содержит перечень сведений и оснований, которые дают право вносить сведения в земельный кадастр. В частности, сведения о границах земельного участка могут вноситься в государственный земельный кадастр:

на основании соответствующей документации по землеустройству о формировании земельных участков — в случаях, определенных ст. 791 ЗКУ, при их формировании;

на основании технической документации по землеустройству об установлении (восстановлении) границ земельного участка в натуре (на местности) — в случае установления (восстановления) границ земельного участка по его фактическому использованию в соответствии со ст. 107 ЗКУ;

на основании проектов землеустройства о благоустройстве существующих землевладений — в случае изменения границ смежных земельных участков их собственниками.

Сведения о нормативной денежной оценке земель вносятся в земельный кадастр на основании технической документации по такой оценке.

Сведения о бонитировании почв вносятся в Государственный земельный кадастр на основании утвержденной технической документации по бонитированию почв.

Выше уже было указано, какие сведения должны содержаться в государственном земельном кадастре. И, как уже понятно, каждое такое сведение должно быть «подкреплено» установленным ст. 21 Закона № 3613 документом.

И вот возникает интересный вопрос… На чьи плечи при регистрации земельного участка в государственном земельном кадастре ляжет изготовление соответствующей документации по землеустройству либо оценке земли? Как пример, одно из составных сведений о земельном участке — это информация о бонитировании почв. Логично: если таких сведений не будет, невозможна и государственная регистрация земельного участка. Также маловероятно, что в бюджетах административных районов, большинство которых являются дотационными, найдутся средства на заказ проектов бонитирования земель. Поэтому, скорее всего, это бремя будет переложено на землепользователей. Такая же проблема может возникнуть с получением других сведений. А мы все понимаем, что услуги разработчиков документации по землеустройству стоят сегодня недешево.

В то же время Закон № 3613 предусматривает, что представление документации по землеустройству для внесения сведений в земельный кадастр осуществляется разработчиком такой документации, если иное не установлено договором на выполнение работ по землеустройству.

При этом согласно требованиям ст. 22 Закона № 3613 документы, являющиеся основанием для внесения сведений в государственный земельный кадастр, должны соответствовать следующим требованиям:

текст документов должен быть написан разборчиво;

документы не должны содержать подчистки или дописки, зачеркнутые слова или другие не оговоренные в них исправления, орфографические и арифметические ошибки, быть заполнены карандашом, а также с повреждениями, которые не дают возможности однозначно объяснять их содержание;

документы должны соответствовать законодательству.

В то же время ст. 23 Закона № 3613 устанавливает, что документация по землеустройству и оценке земель, являющаяся основанием для внесения сведений в государственный земельный кадастр, подается в орган, осуществляющий внесение таких сведений, также в форме электронного документа.

Требования к содержанию, структуре и техническим характеристикам электронного документа будут определены в Порядке ведения Государственного земельного кадастра.

Регистрация земельного участка

Согласно ст. 24 Закона № 3613 государственная регистрация земельных участков в государственном земельном кадастре осуществляется государственным кадастровым регистратором по месту их расположения при их формировании путем открытия Поземельных книг на такие участки.

Государственная регистрация земельных участков осуществляется по заявлению:

лица, которому по решению органа исполнительной власти, органа местного самоуправления предоставлено разрешение на разработку документации по землеустройству, являющееся основанием для формирования земельного участка при передаче его в собственность или пользование из земель государственной либо коммунальной собственности, или уполномоченного им лица

собственника земельного участка, пользователя земельного участка государственной или коммунальной собственности (в случае раздела либо объединения ранее сформированных земельных участков) или уполномоченного ими лица

органа исполнительной власти, органа местного самоуправления (в случае формирования земельных участков соответственно государственной или коммунальной собственности)

Для государственной регистрации земельного участка должны подаваться следующие документы:

заявление по форме, установленной центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;

оригинал документации по землеустройству, являющейся основанием для формирования земельного участка;

документация по землеустройству, являющаяся основанием для формирования земельного участка, в форме электронного документа;

документ, подтверждающий оплату услуг по государственной регистрации земельного участка.

Заявление с приложенными документами подается заявителем лично либо уполномоченным им лицом или направляется по почте ценным письмом с описью вложенного и уведомлением о вручении.

Срок проведения действий по регистрации составляет 14 дней.

В течение этого срока государственный кадастровый регистратор проверяет соответствие документов требованиям законодательства и по результатам проверки осуществляет государственную регистрацию земельного участка или предоставляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации.

Об основаниях отказа в государственной регистрации земельного участка и других положениях Закона № 3613 мы поговорим в следующей статье.

Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документиро­ванных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастро­вого учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и на­личии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земель­ными участками объектов (далее — сведения государственного земельного кадастра).
Объектом ГЗК является земля как природный ресурс, как средство производства и как элементы рыночных отношений.
Содержание государственного земельного кадастра:
1. В кадастре содержится данные о земельных участках и субъектах земельной собственности землепользования и аренда земли, целевом назначении земельных участков, характера их использования.
2. Кадастр содержит данные количественного учета земель. В нем указываются сведения о распределении земельных площадей по субъектам земельной собственности землепользования, аренда земель, угодьям, населенным пунктам, районам. Отдельно выделяются земли особо охраняемых территорий, места проживания малочисленных народов, а также нерационально используемые, нарушенные, малоценные земли, деградированные сельскохозяйственные угодья и земли, загрязненные опасными веществами.
3. В кадастре фиксируются необходимые сведения о качественном состоянии земель. Они состоят из данных получаемых в результате проведения земельно-кадастрового районирования, группировки почв и классификация земель на категории, классы и подклассы в зависимости от их природных свойств и признаков влияющих на использование земли.
4. В кадастре дается оценка земель, т.е. определяется их сравнительная ценность как средства производства в сельском хозяйстве и производственного базиса, а также степень эффективности их использования. Назначение земельного кадастра состоит также в том, чтобы вести учет и оценку прочно связанной с землей недвижимости.
Ответ на вопрос «При решении каких вопросов должны применяться данные государственного земельного кадастра?» можно найти в одноименной статье.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх