Церковный брак

Сегодня каждый третий заключенный гражданский брак у нас в стране распадается. Но понятие «церковный брак» воспринимается как повышенный знак надежности. Реальность и здесь может преподносить самые разные сюрпризы, но все-таки церковный брак — прошедший через Таинство венчания — предполагает куда более серьезное отношение к брачному союзу. И венчаться и развестись в церковном браке гораздо труднее.

Проект документа «О церковном браке» содержит в себе много интересных и важных разъяснений. Одно из таких важных разъяснений связано с тем, что многие ревнители благочестия «не по разуму» обзывают «блудом» не венчанные, но законные — по гражданскому законодательству — браки. Супругам, прожившим десятки лет в таком браке, чуть ли не объявляют, что они «как блудники» не имеют право причащаться. Проект уточняет, что такой брак не считается «греховным сожительством», а супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах. Хотя такие семьи достойны «особого попечения», и им надо разъяснить все о должном браке.

Так называемый гражданский брак без регистрации в ЗАГСе, долго считавшийся модным среди молодежи, не благословляется венчанием. «Нерасписанных» венчают только в очень особенных случаях — каких, уточняется в документе.

Венчаться с нехристианами нельзя. С христианами других конфессий — католиками, протестантами, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин) венчание возможно при условии, если брак будет благословлен в православной церкви, а дети будут воспитываться в православной вере.

Еще из Послания апостола Павла известно, что разорять уже сложившийся брак с человеком другой веры нельзя. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его», — писал апостол Павел. К лицам, находящимся в таком браке, проявляется «пастырское снисхождение».

Церковный брак труднее расторгнуть, чем светский. Для этого нужны весьма веские основания. Такие, как «отпадение одного из супругов от православия», «прелюбодеяние одного из супругов», «злонамеренное оставление одного супруга другим», «заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией». Поводом для развода может стать совершение женой аборта при несогласии мужа или, наоборот, принуждение жены к искусственному прерыванию беременности.

Решение о разводе принимает епархиальный архиерей. Он же выдает свидетельство о признании церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчания во втором и третьем браке. Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, «не отменяет» для церковной власти необходимости «самостоятельного суждения и собственного решения» о случившемся — по Священному писанию и церковным канонам.

— На мой взгляд, сегодня самое важное — это не регламентация, по каким причинам можно, а по каким нельзя венчаться или разводиться, — комментирует проект для «РГ» член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права, руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. — Мы же живем не в условиях царской России, когда решение Церкви о браке влекло очень серьезные правовые последствия, связанные и с наследством, и со статусом детей, и со статусом разводящихся. Сейчас такие последствия не наступают. Поэтому куда важнее сегодня попробовать изменить современный тренд на превращение брака во временное сожительство.

Самая важная проблема сегодня, по мнению Сергея Кравца, психологическая неготовность к браку людей, особенно молодых и вступающих в него первый раз. «Опросы показывают, что процент разводов по этой причине выше, чем по причине алкоголизма или насилия в семье. Браки, которые распадаются в первые годы (а таких стало очень много) разрушаются из-за неготовности к браку. Эта неготовность усиливает легкомысленное отношение к браку — люди не расценивают его как союз, заключаемый до конца жизни или на многие годы. Это брак на пробу: вот, попробуем так».

Укрепляется представление о браке как о том, что можно много раз поменять. «Уж не говорю о том, что решения о браке принимаются сегодня и из соображений комфорта и удобств, связанных с ним. Все чаще — раньше этого не было — причиной расторжения браков называют выявление меркантильных намерений в браке у одного из супругов. Брак, один из традиционных институтов, дающих человеку наибольшую устойчивость, попал под угрозу. И причина в нас самих. И прежде всего в главенстве психологии комфорта и потребления».

Брак в таких случаях становится одним из признаков потребления. Девушки очень хотят выйти замуж из соображений престижа, мальчики ждут от брака изменений бытовых условий жизни, а кончается все тяжело, считает Сергей Кравец.

Церковный же брак требует подготовки. «Если нам удастся добиться перед венчанием реальной внутренней подготовки к этому таинству, если священник сможет серьезно поговорить об этом, это будет очень важным делом», — подчеркивает наш собеседник. Он считает, что надо сосредоточить внимание на долговременной настоящей психологической подготовке к браку.

Между тем

Чтобы быть счастливым в семейной жизни, надо следить за тем, что мы говорим и делаем, считает Папа Римский Франциск. «Используйте в общении фразы «Могу ли я?», «Спасибо» и «Извини». Это ключ к созданию крепкой семьи. Эти простые слова легко произнести, но сложно научиться постоянно использовать. Но когда вы игнорируете их, отсутствие этих фраз может пошатнуть основы вашей семьи, что может привести к ее распаду. Когда эти слова … произносятся не формально, а искренне, от всего сердца, в семье воцаряется любовь, они укрепляют семейную жизнь».

В православии влюбленные люди иногда решают скрепить свой союз перед Богом и проводят обряд венчания. Но что делать, если семья распалась? Можно ли развенчаться?

Венчание – это церковный обряд бракосочетания. Провести его можно лишь в том случае, если брак зарегистрирован в ЗАГСе. А что делать, если семья распалась? Что такое церковный развод и существует ли он в принципе, отвечает Алексей Колыванов, священник, проректор по учебной работе Оренбургской Духовной Семинарии.

Возможен ли развод после венчания?

К сожалению, разводы случаются. Хотя создание семьи – это один раз и на всю жизнь. Господь Иисус Христос в Евангелие, в Священном писании не раз это подчеркивает: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Однако сам Господь Иисус Христос в Евангелие указывает на единственную причину для развода – измена, прелюбодеяние. Сейчас список причин для церковного развода несколько расширился. В основах социальной концепции русской православной церкви – это официальный церковный документ — указано несколько причин для церковного расторжения брака. К ним относят: хронический алкоголизм, подтвержденный врачами; прямую угрозу жизни супруга, супруги или детей и так далее. Поэтому возможен повторный церковный брак в качестве некоторого исключения из правил.

Что такое развенчание?

Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет. Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их. Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает. Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику. Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены. Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами. Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака. При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.

Алексей Колыванов

Сколько времени должно пройти с момента развода до повторного венчания?

Четкого ограничения нет. Но случаи бывают разные. Одна ситуация, если люди 10 лет прожили во втором браке и решили повенчаться. Другая – если прошло 2 недели после развода. Вторая ситуация вызывает сомнения. Обычно рекомендуют повременить.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву. Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

А если брак является повторным только для одного из супругов?

Как правило, в этом случае возможно снисхождение и таинство проводится по первому чину. Однако встречается мнение, что нужно поступать по строгости и если это второй брак хотя бы для одного, нужно употреблять второй чин венчания. По словам отца Алексея в практики ни так часто совершаются повторные церковные браки. Сейчас вообще венчаний ни так много, по сравнению с тем, что было 10-15 лет назад. В среднестатистическом храме нашего города совершается 3-5 венчаний в месяц. Это очень мало, по сравнению с количеством регистраций брака и количеством крещений.

В России поднимут тему приравнивания венчания в церкви к регистрации брака в ЗАГСе – по крайней мере, Госдуме придется рассмотреть это предложение. Соответствующий законопроект готовит депутат Госдумы от ЛДПР Владимир Сысоев. По его мнению, пора откорректировать Семейный кодекс так, чтобы юридический статус венчания был признан.

«У нас верующих очень много, а православие – самая большая конфессия в России. У нас есть акты венчания, которые многим заменяют регистрацию в ЗАГСе. Предлагаю сделать дополнения в Семейный кодекс, признающие юридический статус венчания со всеми обязанностями», – приводит сайт телеканала RT слова депутата. По его оценке, «таким образом мы вернем традиционный брак, который был до революции».

Напомним, тему гражданских и церковных браков затрагивала еще сенатор Елена Мизулина в бытность свою депутатом Госдумы. Она, в частности, утверждала, что в настоящее время прослеживается тенденция, когда желающие жить вместе юноша и девушка венчаются, не вступив перед этим в законный брак.

Поговорить с «Полит.ру» о возможности признания юридического статуса венчания согласился Алексей Муравьев, востоковед и религиовед, историк восточного христианства, доцент Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий секции Ближнего Востока Школы востоковедения.

«Обсуждать законопроекты еще до их принятия хотя бы на обсуждение нет особого смысла. У нас вносятся на рассмотрение самые безумные законопроекты, например: запретить детям гулять по улицам без родителей. Еще что-нибудь запретить, или все приравнять, и так далее. Но теоретически в том, что предлагают депутаты относительно венчаний, никакой проблемы нет.

Например, в Англии никакого гражданского брака нет – он существует только для людей, не принадлежащих никакой религиозной традиции. А так если человек – буддист, он идет для заключения брака в буддистсткую сангху, если он мусульманин – в мечеть, если исповедует иудаизм – в синангогу.

Синагога / .com

Вообще для европейской традиции религиозное заключение брака – это норма, а светское – это такое изобретение Французской революции. Так что никакой проблемы тут нет, и если для верующих – католиков, православных и так далее – введут такую норму, то я считаю, что тем самым Россия подтвердит верность европейской традиции», – сказал Алексей Муравьев.

Говоря о том, что в настоящее время священнослужители в России иногда отказывают парам в религиозном заключении брака, если эти люди еще не вступили в брак гражданский, он пояснил, что такой подход практиковался еще во времена СССР.

«Это рефлексы еще советского периода. Правильно ли это? Ну, правильно, потому что если церковь является в каком-то смысле частью государства. А в советское время так и было: не было никакой возможности для церкви заключать что-то, на что не дало разрешения государство. Видимо, тут стоит спросить у представителей РПЦ, существуют ли у них какие-то правоустанавливающие документы, в которых говорится, что свидетельство из ЗАГСа для венчания нужно. Я этого не знаю, это вопрос к клирикам.

Но вообще говоря, с точки зрения абстрактно-правовой церковь – никакая, ни православная, ни католическая, ни какая-либо еще – не нуждается ни в каких документах от государства, чтобы венчать людей. Потому что венчание есть акт самостоятельный, если церковь совершает венчание, то никаких необходимости подтверждать это нет.

Ну, и как известно, церковный брак – явление позднее. С точки зрения исторической литургики первоначально церковь просто признавала браки, заключаемые в Римском государстве – гражданские браки. Потом постепенно возникло церковное благословение на брак, а затем уже браки у католиков и православных приобрели более торжественный характер. Но до сих пор это все – очень приблизительная история.

Венчание по католическому обряду / .com

Приблизительная в том смысле, что брак, заключенный в государственных органах, должен считаться законным в церкви. Будет ли считаться в государственных органах законным брак, заключенный в церкви, вопрос исключительно правовой. Если законопроект, подобный тому, о котором сейчас ведут речь, примут, то будет. Тогда в России, возможно, будет как Англии – когда люди венчаются – и одновременно с этим появляется государственный документ», – объяснил Алексей Муравьев.

По словам Владимира Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, в Русской Православной Церкви вопрос о юридическом признании венчания пока не рассматривался. «С нами не проводились консультации, по крайней мере, мне о таковых ничего неизвестно», – передает информационное агентство ТАСС слова Легойды.

Он напомнил, что практика регистрации браков в церкви была принята до революции и «была связана с встроенностью Церкви в государственный аппарат», однако сегодня Россия – светское государство. Что же касается возможного «утверждения» венчания органами государственной власти, то его, по мнению главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, венчанию просто не требуется.

«Венчание – самодостаточный акт, церковное таинство, важное для двух христиан, оно не требует дополнительного утверждения в правовом или каком-то другом поле. При этом хочу обратить внимание, что брак, зарегистрированный государством, признается таковым и в Церкви, согласно основам Социальной концепции Русской православной церкви. То есть люди, находящиеся в зарегистрированном браке, Церковью воспринимаются как семья. Не получившая особого церковного благословения, но семья», – уточнил Владимир Легойда.

Он напомнил, что по сложившейся практике священник может попросить людей, которые хотят венчаться, сказать, зарегистрирован ли брак государством, однако не утверждал, что в случае отсутствия регистрации в венчании якобы может быть отказано.

ЗАГС. Подушечка для колец / .com

Добавим: в настоящий момент юридический статус тех, кто регистрировал отношения в ЗАГСе, и тех, кто венчался в церкви, неравнозначен. В случае смерти одного из супругов или развода другой не будет иметь прав на наследство, если брак не был зарегистрирован в государственных органах.

Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский прокомментировал для «Полит.ру» юридические аспекты ситуации.

«Необходимо понимать, что венчание – это религиозный обряд, который не имеет юридической силы. К лицам, не состоящим в зарегистрированном браке, не применяется семейное законодательство. Следовательно, прав и обязанностей супругов они не имеют.

Однако думаю, что вряд ли инициатива пройдет Госдуму, поскольку это вызовет большую путаницу – надо будет доказывать, что пара обвенчалась, непонятен вопрос со сменой фамилии, с разводами и т.д. Речь может идти о совмещении регистрации и венчания, но это можно сделать и сейчас – никто не мешает после регистрации отношений провести обряд венчания и наоборот. Поэтому никакого практического смысла в инициативе нет», – считает Владимир Старинский.

5.4. БРАК ЦЕРКОВНЫЙ И БРАК

ГРАЖДАНСКИЙ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗЬ

Куткин Владимир Семенович, канд. филос. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный технологический университет «СТАНКИН». Подразделение: кафедра философии. E-mail: filosofya@mail.ru

Аннотация: В статье комплексно проанализированы категории «церковный брак», «гражданский брак», выявлены их сущностные, атрибутивные признаки, раскрыты их взаимосвязи. По мнению автора, ключевой вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Ключевые слова: гражданский брак; домашнее партнерство; институт брака; однополый брак; Русская Православная Церковь; светский брак; семья, сожительство; церковный брак.

CHURCH MARRIAGE AND CIVIL MARRIAGE: CONCEPT, CONTENT, RELATIONSHIP

Принято считать, что в истории нашей цивилизации гражданский брак возник вслед за браком церковным . Более того, понятие гражданского брака изначально было противопоставлено понятию брака церковного, «венчанного» («таинству»). «Отсюда синонимом ему служит категория «светский брак». Следовательно, гражданскими являются все зарегистрированные в органах ЗАГС, но не санкционированные церковью браки. С точки зрения церковнослужителей, особенно в ретроспективе, такой брак синонимичен понятию «греха»» .

В содержательном плане, если кратко его характеризовать, церковный брак — это супружеский союз мужчины и женщины, заключенный через священнодействие в религиозной общине на основании принятого там церемониала, в отличие от гражданского брака, официально заключаемого под контролем представителей уполномоченных органов государства.

Например, в античном Риме существовал, так или иначе, связанный с «Индигитаментами»1, торжественный религиозный ритуал заключения брака, используемый преимущественно патрициями, — «конфарреа-ция» (лат. «confarreatio»). Представители светской публичной власти (магистраты и пр.) участвовали в «конфарреации» разве что в качестве почетных гостей. Брак освящался Великим понтификом и (или) фламином (жрецом отдельного божества) Юпитера в случае, если в ночь перед браком авгуры не обнаружили в ауспициях (гаданиях по поведению птиц) дурных предзнаменований. Затем молодожены воздавали хвалу божествам женитьбы: Югатину, Домидуку, До-мицию и Мантурне . В последующем светские публичные власти, как Рима, так и Византии всячески поддерживали и легитимировали религиозные нормы, регламентирующие заключение и расторжение брака, права, обязанности, ответственность супругов. В начале XIV века император Византийской империи в 1282-1328 годах Андроник II Палеолог официально передал сферу брачно-семейных отношений под юрисдикцию церковных властей.

Согласно христианскому вероучению (Новый Завет): брак есть соединение супругов, аналогичное соединению Христа с Церковью; супруга должна повиноваться мужу; муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь, отдав за Нее свою жизнь; христиане должны хранить супружескую верность.

В традиционных церквях (Римской Католической Церкви /РКЦ/, Русской Православной Церкви /РПЦ/) брак является «таинством», в котором жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благодать и благословение Бога для создания семьи, взаимного согласия в супружеской жизни, благословенного рождения детей, умножения семьи, воспитания детей в вере Христовой, конечной целью которой является спасение всех членов семьи.

На основании «Катехизиса Католической Церкви», созданного по решению чрезвычайного Синода епископов, состоявшегося в 1985 году, утвержденного папой Иоанном Павлом II 25.06.1992 папским посланием «Laetamur magnopere» и обнародованного 11.10.1992, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению («всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни») .

1 Античный Рим перенял у античной Греции мифологию, и возникла греко-римская (античная) мифология. Ее истоки восходят, в частности, к «Индигитаментам» (лат. «Indigitamenta») — обрядовым книгам, содержащим списки божеств земледелия (посева, жатвы), брака, зачатия, иных жизненно важных для людей явлений и процессов, а также формы служения этим божествам и указания на то, к какому из них и когда нужно обращаться. Считается, что указанные книги относятся ко времени, когда древнеримский культ более-менее сложился, но в них есть следы древнегреческого оригинального пантеистического монотеизма. Они хранились коллегией понтификов (жрецов), чтобы гарантировать правильность использования божественных имен в публичных молитвах и обрядах. Их часто использовали также авгуры (гадатели по поведению птиц) и гаруспики (гадатели по внутренностям жертвенных животных). «Индигитаменты» в оригинале до нас не дошли, и все, что о них известно, — это по ссылкам на них многих видных римских философов, писателей, юристов.

Публично декларируемое отношение РПЦ к браку представлено, в частности, в ее «Основах социальной концепции»: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1.27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2.24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1.28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» .

Бракосочетание в РПЦ состоит из 3-х основных обрядовых действий: 1) обручения; 2) венчания, как знака победы молодоженов над похотью; 3) общей чаши, с помощью которой священник благословляет новобрачных на полноценное взаимное общение в качестве мужа и жены.

РПЦ считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития из-за измены одного из супругов, злонамеренного оставления семьи, совершения аборта при несогласии супруга и ряда иных обстоятельств.

В странах, где заключение церковного брака не является основанием для придания ему легального характера, венчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (официально зарегистрированном уполномоченным органом государства) браке.

Что касается гражданского брака, речь идет, главным образом, о браке, так или иначе, регламентированном не моральными, религиозными, а юридическими нормами, и официально регистрируемом не церковными, а светским публичными властями. Именно правовое регулирование конкретных аспектов заключения, расторжения брака, основных прав, обязанностей, ответственности его сторон в период супружеского сожительства, в том числе выдачи молодоженам свидетельства установленного государством образца, является принципиально значимым атрибутивным признаком такого брака2. Причем вовсе не обязательно, чтобы дефинитивное его определение было закре-

2 Гражданский или светский брак оформляется исключительно в органах государства без участия церкви. Часто люди ошибочно именуют «гражданским браком» простое сожительство, домашнее партнерство. На самом деле, совместную жизнь мужчины и женщины, отношения которых не зарегистрированы официально, надлежит именовать фактическим браком. В современной России государственная регистрация заключения брака производится в помещении органа ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, когда лица, вступающие в брак (одно из лиц) не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена в другом месте (на дому, в медицинской или иной организации), но при условии обязательного присутствия обоих лиц, вступающих в брак. Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится органом ЗАГСа в присутствии лиц, вступающих в брак, в помещении, определяемом начальником соответствующего учреждения по согласованию с органом ЗАГСа.

плено законами, иными нормативными правовыми актами, другими источниками (формами) права.

Например, в соответствии со статьей 1 («Основные начала семейного законодательства») Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ):

«1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан» .

Обращает на себя внимание то, что ни в представленном законоположении, ни в других статьях СК РФ нет определения брака (гражданского брака), как конкретного юридического факта и одного из базовых институтов семейного права. Вероятно, отсутствие соответствующей дефинитивной нормы обусловлено тем, что брак является комплексным феноменом, находящимся под прямым и опосредованным влиянием не только юридических, но и моральных, религиозных норм, а также социально-экономических, политических и прочих явлений и процессов, что, в свою очередь, делает ущербным любое, казалось бы, безупречное определения брака исключительно с правовых позиций, тем более что многие материальные и духовные компоненты брака принципиально не могут быть урегулированы законом, иными источниками права. В связи с этим представляется целесообразным дать краткий обзор различных подходов к содержанию понятия брака, характерных для российского и зарубежного семейного права .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В императорской России начала XX века доминировало юридическое определение брака как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, наличие которых придает сожительству лиц разного пола законный характер. В советский период оформилась тенденция аргументировать брак как качественно новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического (коммунистического) общества, отличную от форм брака, применяемых в капиталистических странах. Нередко использовался термин «социалистический брак»,

подчеркивающий его как бы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Отмечалось, что в законодательстве капиталистических стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как особая разновидность гражданско-правовых сделок. Предпринимались попытки закрепить идеологически «окрашенное» определение брака в семейном законодательстве Советского Союза, которые, однако, не дали положительного результата. Высказывалась точка зрения, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на констатации, что одной из основных целей семьи должно быть рождение и воспитание детей. Однако принцип «пожизненности брака» даже во времена «развитого социализма» в бытность СССР носил скорее декларируемый, чем реальный характер.

В постсоветской России среди теоретиков семейного права нет единства мнений относительно правовой природы брака. При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, другие же — как особый гражданско-правовой договор. Целью вступления в брак большинство авторов определяет желание лиц получить государственное признание созданного ими семейного союза, основа которого -взаимная любовь и уважение — не входит в юридическое содержание брака. И как только указанная основа исчезает, то есть пропадают взаимная любовь и уважение, брак может в любой момент прекратить существование, то есть стать расторгнутым, что сложно или невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому функции, содержание, цели, правовая специфика брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Различные точки зрения на правовую природу брака присущи и семейному праву зарубежных стран, где можно выделить три основные концептуальные позиции в отношении брака: 1) брак-договор (наиболее распространенная концепция); 2) брак-статус; 3) брак-партнерство . На наш взгляд, показательно также, что, как и в большинства зарубежных стран, в постсоветской России предусмотрена государственная поддержка и защита не столько самого брака, сколько семьи: в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи…»; материнство и детство, семья «находятся под защитой государства» (статьи 7, 38 Конституции Российской Федерации ).

Выше изложенное позволяет сформулировать следующее определение гражданского брака. Гражданский брак — это значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответственность.

Следует особо отметить, что в настоящее время представители, прежде всего, РПЦ все более активно ратуют за передачу от государства служителям культа функций по нормированию и регулированию брачно-семейных отношений. В частности, по мнению Пред-

седателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Д.Смирнова: «До революции в Российской империи функции ЗАГСов выполняли именно церкви. Надо подумать о введении такой нормы, согласно которой после того, как церковная организация соединит мужчину и женщину, церковный брак был приравнен к законному». При этом он сослался и на то, что на Кипре, в Англии есть институт церковного брака. После венчания такой брак имеет юридическую силу. Во многих католических странах, да и не только католических, церковный брак также имеет юридическую силу. К примеру, в Польше после обряда венчания священник высылает документ о браке в местный ЗАГС .

По нашему мнению, вопрос о том, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

При этом важно учесть: сложно отрицать значимость для супругов физического, имущественного, финансового аспектов брачно-семейных отношений, но сомнительно, непродуктивно и сосредоточивать внимание исключительно на них. Одна из базовых функций любого нормального, цивилизованного государственно-организованного общества по отношению к браку -всемерно и эффективно поддерживать этот институт, формирующий семью, не без достаточных оснований именуемую «ячейкой общества» . Сведение же института брака и жизнедеятельности семьи только к сексуальным и материальным отношениям соответствующих лиц чревато разложением и уничтожением брачного союза, семьи, ростом безнравственности, аморальности, анархии в социуме. В такой ситуации любой легальный брак, скорее, распадется, чем устоит под натиском негативных явлений и процессов, наблюдаемых в действительности.

Отношение к браку, как, главным образом, материальному феномену, уже критически отразилось на демографической ситуации во многих западных, некогда традиционно христианских, а ныне — либеральных странах. Их титульное население вымирает, постоянно сокращается, а если и остается на одном и том же уровне, то из-за неконтролируемого притока внешних мигрантов, львиная доля которых откровенно игнорирует и даже отвергает ценностные ориентации, культуру приютивших их стран. Главная причина — в бездумной популяризации на Западе выхолощенных либеральных «ценностей»: «свободного секса» «однополого брака», неупорядоченного домашнего сожительства без взаимных обязанностей, «равенства» (вернее, одинаковости, трансформирующей мужчин и женщин в бессловесных «винтиков» машинного производства общества «всеобщего потребления», бездушных, эгоцентричных прислужников мамоны и сладострастия), «мультикультурализма», «толерантности».

Список литературы:

1. Античная мифология. Энциклопедия /Составитель: Лактионов А. — М.: Издательство: «Мидгард», 2004. -768 с.

4. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы). — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1999. — 320 с.

5. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272 с.

7. Катехизис Католической Церкви. Издание 4-е. — М.: Издательство «Культурный центр «Духовная библиотека»», 2001. — 813 с.

11. Разумова И.А. «Гражданский брак»: понятие, статус, исследования //Труды Кольского научного центра РАН. — 2010. — №2. — С.9-24.

13. Хмелевская С.А., Хмелевский С.В., Соломатин

B.А. Система гуманитарного и социально-экономического знания. Книга 1. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под редакцией

C.А.Хмелевской. — М.: Издательство «Рег Se», 2001. -752 с.

Рецензия

на статью В.С.Куткина «Брак церковный и брак гражданский: понятие, содержание, взаимосвязь».

В рецензируемой статье с позиции комплексного (социально-философского, культурологического, исторического, юридического) анализа исследованы понятие, содержание, взаимосвязь церковного брака и брака гражданского, представлено оригинальное определение последнего: «значимый для личности, общества и государства юридический факт, обусловливающий возникновение семейно-правовых отношений, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном нормами права порядке под контролем представителей уполномоченных государственных органов, направленный на создание семьи, порождающий у супругов определенные права, обязанности личного и имущественного характера и адекватную этим правам и обязанностям ответствен-ность».Трудно не согласиться и с позицией автора о том, что ключевой вопрос, кто должен непосредственно нормировать и регулировать брачно-семейные отношения в современном обществе, в конечном счете, сводится к вопросу о сущности брака и консенсусу по данному вопросу, достигнутому в социуме. Если сущность брака преимущественно мистическая, духовно-нравственная, религиозная, то — церковные публичные власти; если преимущественно материальная, утилитарная, меркантильная — то светские публичные власти (государство).

Статья В.С.Куткина написана на достаточно высоком теоретическом и фактологическом уровнях, и, несомненно, привлечет внимание ученых, специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой. Выводы, сделанные автором, в надлежащей степени аргументированы и убедительны. С учетом выше изложенного полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает самой высокой оценки и может быть рекомендована к публикации в ведущих научных журналах страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН» Сергей Борисович Шитов

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста — 87%.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх