Участок в аренду

Земельные участки, отведенные в порядке очереди на бесплатной основе под ИЖС гражданам, не осваиваются. К такому мнению я пришел в ходе проведения семинаров по земельным вопросам в Кызылорде и Таразе.

По сведениям, полученным от руководителей отделов земельных отношений акиматов города Тараз и Кызылорда, более половины предоставленных земельных участков под ИЖС не освоены гражданами.

Так, согласно официальным данным ГУ «Отдел земельных отношений акимата города Кызылорда» на 980 гектарах в микрорайоне «Байтерек» Кзыл-Орды из 4000 предоставленных в 2016 году земельных участков под ИЖС, только на 1400 земельных участках начаты строительные работы. Из них на 52 участках получены разрешительные документы на строительство, на 542 земельных участках проведены земляные работы (выравнивание территории, высыпка насыпи, песка) и только на 68 земельных участках построены домостроения, и люди фактически проживают в них, на 412 земельных участках ведутся строительные работы на разных этапах.

В то же время 2400 земельных участков не осваиваются вообще. Это из 4000 земельных участков составляет более 60%. А если учесть, что те 52 участка, которые получили разрешительные документы на строительство и 542 земельных участка, где проведены земляные работы, фактически не считаются освоением земель, то показатель неосвоения гражданами своих земель составляет катастрофические более 80%.

Аналогичная картина складывается и по данным ГУ «Отдел земельных отношений акимата города Тараз». Из предоставленных 1200 земельных участков только на 100 земельных участках люди построили свои дома. То же самое происходит и в других регионах страны.

В приведенных случаях заметна очевидная недоработка акиматов и их отделов земельных отношений, архитектуры, органов прокуратуры и областных управлений по контролю в области охраны и использования земель. Есть закон и нужно исполнять требования закона. Если человек не хочет строиться, то быть может ему этот участок не нужен!? Может быть, передать землю тем, кому она нужнее, ниже по очереди?

Согласно Правилам, предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в частную собственность производится после освоения земельных участков (после подписания акта о вводе объекта (индивидуального жилого дома) в эксплуатацию). И основанием для предоставления гражданину на праве частной собственности земельного участка, ранее предоставленного ему в аренду под ИЖС, является акт приемки в эксплуатацию построенного индивидуального жилого дома на земельном участке, то есть постройка и завершение дома.

При этом имеются очевидные недоработки в существующих Правилах предоставления земель под ИЖС. В частности, если земля выдается временно в аренду, в Правилах нет упоминания о критериях освоения земель, отведенных для целей строительства. Нет требований к освоению земель под ИЖС, когда какие-либо действия, совершенные арендатором (высыпка насыпи, земляные работы, огораживание участка и т.п.) будут рассмотрены как действия по освоению земли. Нет норм, которые регламентируют, что в первый год аренды человек обязан освоить участок в следующем порядке, на второй год освоение земли должно сопровождаться строительными работами и на третий год освоения должен завершить строительные работы. Таких норм нет. Нет норм, регламентирующих условия продления договора аренды, если человек начал строительство.

Например, арендатор остановился на уровне фундамента. Будет ли это основанием для пролонгации договора аренды?

Ведь по существу, человек не освоил дом, и право частной собственности не может быть предоставлено на уровне завершения фундамента. Невозможно составить Акт ввода в эксплуатацию фундамента. Но и закрыть глаза на тот факт, что человек уже построил фундамент, мы не можем. Также мы не в силах ответить и на вопрос, сколько раз допускается пролонгация договора аренды земли. Об этом не сказано нигде.

На эти вопросы могут ответить четкие правила, технический регламент по строительству и критерий освоения земель под ИЖС. Их пока нет. И отсутствие таких жестких рамок дает возможность для своеобразного толкования норм закона и правил и, естественно, процветания коррупции при пролонгации договора аренды. К тому же отсутствие таких нормативных критериев и требований создает сложности для местных исполнительных органов в правоприменительной практике и на пустом месте провоцирует судебные иски со стороны граждан, чьи арендные отношения были прекращены по причине не освоения земли.

В связи со всем вышесказанным призываю профильный Комитет по управлению земельных ресурсов Министерства сельского хозяйства заняться вопросами освоения предоставленных гражданам бесплатных земель и начать работу по разработке четких правил, рамок и ограничений, критериев по освоению земель, отведенных для целей строительства. Со своей стороны обещаю вплотную оказать содействие в разработке поправок в Правила и в разработке новых подзаконных актов.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Как можно получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства сегодня?

Для тех, кто хочет получить землю для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, сегодня открыты два пути. Стать землевладельцем можно, участвуя в аукционах, которые проводят органы местного самоуправления. В таком случае администрация формирует земельные участки, ставит участки на кадастровый учет, после чего объявляет торги. Сведения обо всех участках, находящихся в муниципальной или государственной собственности, которые предполагается предоставлять на аукционах, подлежат обязательному размещению на сайте www.torgi.gov.ru, а также на сайтах местных администраций и в газетах местных администраций.

На сайте www.torgi.gov.ru содержится самая актуальная информация о реализуемых земельных участках.

Для того, чтобы стать участником торгов, необходимо подать заявление об участии в торгах, в заявлении указываются номер извещения о продаже земельного участке или о продаже права аренды земельного участка, далее необходимо внести залог по реквизитам, указанным в извещении. Очень важно подать заявление в определенный извещением срок, а также способом и по адресу, указанному в извещении, в противном случае невозможно будет стать участником торгов. Вам должно прийти уведомление о том, что вы признаны участником торгов.

В назначенный день необходимо присутствовать на процедуре торгов, торги идут на увеличение цены земельного участка, победителем признается тот, кто предложил наибольшую цену.

Второй способ: с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, по вопросам предоставления земельных участков с возможностью использования для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, это статья 39.18. ЗК РФ. Для получения земельного участка заинтересованное лицо может самостоятельно с использованием публичной кадастровой карты (https://pkk5.rosreestr.ru/) найти свободный земельный участок, участок может стоять на кадастровом учете (иметь кадастровый номер, его сразу видно на публичной кадастровой карте, такие участки имеют границы), а может не стоять на кадастровом учете, в этом случае заявитель может заказать схему расположения этого земельного участка на кадастровом плане территории. Такие схемы может сделать любой кадастровый инженер, в том числе может сделать и кадастровый инженер ГУП МО «МОБТИ». После этого необходимо обратиться в орган местного самоуправления через МФЦ (многофункциональный центр), либо посредством портала «Услуги Московской области».

Если участок стоит на кадастровом учете с границами, то необходимо выбрать услугу «Предоставление земельных участков в аренду, в собственность без торгов».

Если участок не стоит на кадастровом учете, то необходимо выбрать услугу «Предварительное согласование предоставления земельного участка».

В течение 8 рабочих дней орган местного самоуправления может вам отказать в предоставлении участка, например, потому, что участок уже занят (кто то его оформляет). Все причины отказов строго регламентированы и содержатся в административных регламентах предоставления вышеназванных услуг.

В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления делает публикацию о возможном предоставлении земельного участка на сайте www.torgi.gov.ru, на сайте местной администрации и в муниципальных СМИ, как правило, это районная газета. Если в течение 30 дней с момента публикации не появляются заявки от других претендентов, земельный участок предоставляется заинтересованному лицу без проведения торгов. При этом заявитель сам вправе выбрать, в аренду или в собственность он хочет получить этот участок.

Если поступила хотя бы одна заявка от других желающих получить эту землю, участок выставляется на торгах.

Если участок был предоставлен землепользователю в аренду, оформить его в собственность в дальнейшем можно будет, после того как на нем появится объект капитального строительства, право на который будет зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Особенности предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства гражданам, являющимся инвалидами и гражданам имеющим, 3-х и более детей

Особенности предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства гражданам, являющимся инвалидами

В настоящее время согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление инвалиду земельного участка в первоочередном порядке без проведения торгов возможно только в аренду.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» такая мера социальной поддержки, как предоставление земельного участка, направлена не на всех инвалидов, и семей, имеющих в своем составе инвалидов. Она предназначается только для тех лиц из данной категории, которым она нужна как дополнительная гарантия реализации их жилищных прав. То есть для инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг. Право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с реализацией жилищных прав инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства гражданину, являющемуся инвалидом, необходимо подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Для предоставления земельного участка в аренду гражданину, являющемуся инвалидом, необходимо представить в администрацию городского округа город Елец заявление об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением следующих документов:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) справка, подтверждающая необходимость улучшения жилищных условий;

3) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Прием граждан осуществляется в Елецком филиале областного бюджетного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области», расположенном по адресу: г. Елец, ул. Коммунаров, д. 127Д, где гражданам, являющимся инвалидами, может быть предоставлена консультация по данному вопросу, а также помощь в заполнении указанного заявления.

Предоставление справки, подтверждающей необходимость улучшения жилищных условий, осуществляется жилищным отделом комитета имущественных отношений администрации городского округа город Елец. Телефон для справок: 2-14-33.

Кроме того, гражданин, являющийся инвалидом, имеет право подать встречное заявление в администрацию городского округа город Елец о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, информация о котором публикуется в городской общественно-политической газете «Красное знамя» и на официальном сайте администрации городского округа город Елец.

Особенности предоставления земельных участков в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей

В связи изменениями, внесенными в Закон Липецкой области от 7 сентября 2011 г. № 552-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей», право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью гражданина, имеющего трех и более детей, в улучшении жилищных условий.

Положением «О предоставлении муниципальных жилых помещений на территории города Ельца», принятым решением Совета депутатов города Ельца от 24.08.2006 № 42, установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой в городском округе город Елец определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, — 13 кв. м общей площади на человека.

В случае обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы гражданин, имеющий трех и более детей, имеет право встать на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеющих трех и более детей.

Получить консультацию по вопросу постановки на учет в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства граждане, имеющие трех и более детей, могут в Елецком филиале областного бюджетного учреждения «Уполномоченный многофункциональный центр Липецкой области», расположенном по адресу: г. Елец, ул. Коммунаров, д. 127Д, или по телефонам: 4-86-49, 2-30-06.

На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи (например, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

Участниками земельных отношений на основании п. 1 ст. 5 ЗК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Результаты аукциона можно обжаловать в судебном порядке, при условии, что при проведении торгов был существенно нарушен порядок его проведения.

Данная право установлено ст. 449 ГК РФ, согласно п. 1 которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

— кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

— на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

— продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

— были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

— были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно п. 2-3 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

На основании данных положений гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о том, что администрация муниципального образования имела право предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности по договору аренды, который был заключен на торгах, любому гражданину РФ, который по результатам проведения торгов был признан победителем.

Тем не менее согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Для того чтобы выяснить, не нарушены ли ваши права действиями администрации муниципального образования либо арендатором земельного участка, необходимо, в первую очередь, определить, где проходят границы земельного участка, принадлежащего вам на праве собственности (аренды), а также границы сданного в аренду спорного земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 10 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если вам не известно, где проходят границы вашего земельного участка, необходимо посмотреть данные межевого плана при его наличии, изучить правоустанавливающие документы на принадлежащий вам земельный участок. Такими документами могут быть договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, иные документы. В правоустанавливающих документах должен быть указан кадастровый номер земельного участка. Зная кадастровый номер земельного участка, можно запросить сведения из кадастра недвижимости, единого государственного реестра недвижимости. Данные сведения предоставляются Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии. Также можно воспользоваться данными публичной кадастровой карты, которые расположены в свободном доступе на официальном сайте Росреестра в Интернете.

К основным сведениям об объекте недвижимости, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

Если ваш земельный участок не был поставлен на кадастровый учет либо поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Деятельность кадастровых инженеров регламентируется положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровый инженер выполняет работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план (ст. 37 указанного закона). После получения межевого плана земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет в предусмотренном гл. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

После определения прохождения границ вашего земельного участка будет видно, не занимает ли арендатор спорного земельного участка часть земельного участка, принадлежащего вам.

В случае если выяснится, что границы спорного земельного участка были увеличены за счет уменьшения границ вашего земельного участка либо самовольного занятия вашего земельного участка третьим лицом, вы имеете право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Способы защиты гражданских прав также приведены в ст. 12 ГК РФ.

Статья 304 ГК РФ определяет, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Кроме этого, если границы сданного в аренду земельного участка в результате кадастровых работ были уточнены, например, в связи с отсутствием сведений о них в едином государственном реестре недвижимости, то на основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Также необходимо определить, не проходит ли между вашими земельными участками дорога, так как дорога является земельным участком общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Соответственно арендатор спорного земельного участка не вправе занимать территорию дороги и ограничивать право на проезд.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Кроме этого, п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Рекомендую также проверить, не нарушаете ли вы сами обязательные нормы и правила.

Например, согласно п. 6.7 Свода правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.12.2010 N 849, минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должны быть от:

— жилого строения (или дома) — 3 м;

— постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м;

— других построек — 1 м;

— стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м;

— кустарника — 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх