Учет бесхозяйного имущества

Органы местного самоуправления в целях постановки здания, сооружения, помещения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав заявление о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» от 10.12.2015 № 931 (далее — Приказ Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931), с приложением необходимых документов предусмотренных частью 10 статьи 32 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (далее – Закон №218-ФЗ), пунктом 30 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 — 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» от 31.12.2015 N 1532.

При этом, при наличии сведений об объекте недвижимого имущества в кадастре недвижимости в графе 3 заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей должен быть указан его кадастровый номер .

В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом №218-ФЗ (пункт 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931). В этом случае кроме заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей и необходимых для этого документов, должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете: 1.если объект недвижимости при этом, согласно части 4 статьи 69 Закона №218-ФЗ является ранее учтенным объектом недвижимости, внесение сведений о нем в ЕГРН будет осуществлено в порядке, установленном частями 5 и 8 статьи 69 Закона №218-ФЗ; 2.если объект недвижимости не является ранее учтенным, к заявлению о ГКУ должны быть представлены документы, необходимые для государственного кадастрового учета, в частности согласно статье 14 Закона №218-ФЗ, технический план объекта недвижимости.

Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество определен в п.3 ст.225 ГК РФ. Прежде чем муниципальный орган (а именно, комитет по управлению муниципальным имуществом) обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, оно должно быть принято на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Постановка на учет осуществляется по заявлению органов местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество.

О постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества необходимо удостовериться, что у данной недвижимости не имеется собственника либо он неизвестен.

Бесхозяйным является имущество:

— не имеющее собственника;

— собственник которого неизвестен;

— от права собственности на которое собственник отказался.

Собственник имущества, права на которые зарегистрированы в Государственном учреждении юстиции «Регистрационная палата по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Читинской области» (далее — «Регистрационная палата»), либо ранее — в соответствующей организации технической инвентаризации, может отказаться от прав на это имущество, выразив свои волеизъявления в виде заявления об отказе от права собственности или в иной письменной форме, свидетельствующей об отказе от прав. При этом отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности иным лицом.

В случае, если имущество не имеет собственника органами местного самоуправления предпринимаются меры по установлению лица, обладающего правом на недвижимое имущество или собираются документы, свидетельствующие, что данное имущество не имеет собственника или собственник данного имущества неизвестен.

Комитет по имущественным отношениям уточняет, связано ли данное недвижимое имущество договором о залоге, о наличии зарегистрированных правах на имущество. В связи с тем, что договор о залоге заключается в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению производится допрос в нотариальную контору о предоставлении информации о зарегистрированном договоре о залоге данного имущества.

Согласно ст.131 ГК РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу.

Государственная регистрация прав и сделок с недвижимым имуществом осуществляется внесением соответствующих записей в Единый государственный реестр прав, в связи с чем в письменной форме — в виде выписок (справок) из реестра. К сведениям открытого характера, предоставляемым любому заинтересованному лицу в виде выписки из Единого государственного реестра прав, относятся описание объекта недвижимости, данные о зарегистрированных правах на объект, ограничениях (обременениях) прав, самом правообладателе.

Конфиденциальной информацией являются сведения о содержании правоустанавливающих документов, данные о зарегистрированных ранее правах на объект недвижимости и переходе права от одного правообладателя к другому, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Перечисленные сведения, ограничения на представления которых установлены законодателем с целью охраны правообладателя от вмешательства в его коммерческую и иную деятельность, предоставляются также в виде выписок и справок из реестра прав ограниченному кругу лиц и в том числе руководителям органов местного самоуправления и руководителям государственной власти субъектов РФ.

Предоставление информации о зарегистрированных правах осуществляется в заявительном порядке. Любое лицо вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с письменным заявлением (запросом) о выдаче интересующих его сведений из реестра прав.

В заявлении указывается наименование и месторасположение объекта недвижимости, характер запрашиваемой информации. При этом заявитель не обязан указывать, для чего ему необходима запрашиваемая информация. Если необходимы сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, в заявлении необходимо изложить информацию об этом лице, необходимую для поиска данных. Органам местного самоуправления (кроме их руководителей) по запросам выдается информация только открытого характера, так как указанные субъекты не входят в круг лиц, имеющих право на получение конфиденциальных сведений.

Правообладатель имеет право на получение еще одного вида информации: по его письменному заявлению регистрирующий орган должен сообщить о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, на которое имеет права заявитель.

В виде выписок предоставляются:

— сведения о зарегистрированных правах и ограничениях (обременениях);

— обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости;

— сведения о переходе прав.

В виде справок выдаются:

— сведения о содержании правоустанавливающих документов;

— информация о лицах, получивших сведения об объекте правообладателя.

Выписки и справки подписываются регистраторами и скрепляются печатью учреждений юстиции. Если все необходимые сведения не умещаются на одном листе, листы нумеруются, сшиваются и скрепляются подписью должностного лица и печатью учреждения юстиции. Выписки, справки и сообщения об отказе в выдаче информации выдаются лично заявителям (их представителям) или направляются по почте по указанному ими в запросе адресу.

Информация о зарегистрированных правах представляется не только по письменным запросам и заявлениям. Законодательство обязывает орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесплатно сообщать сведения, необходимые для работы, организациям, ответственным за учет недвижимости — соответствующим БТИ и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству.

При выяснении, что имущество является бесхозяйным, комитет по управлению имуществом муниципального образования производит постановку на учет недвижимого имущества в Государственном учреждении юстиции «Регистрационной палате».

Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества осуществляется Регистрационной палатой в течение месяца со дня принятия заявления от органа местного самоуправления.

Плата за постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества не взимается.

Постановка на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, от права собственности, на которое собственник отказался, осуществляется Регистрационной палатой при наличии двух заявлений:

— от органа местного самоуправления о постановке на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного;

от собственника об отказе от своих прав на соответствующее недвижимое имущество и согласии на постановки на учет в качестве бесхозяйного.

Постановка на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется «Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.09.03 № 580. СЗ РФ. — 2003.- №9. — Ст.1530.

На территории Читинской области действует постановление Главы администрации Читинской области от 19 июля 1999 г. № 841 «О порядке постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества в Читинской области». Заб.рабочий. — 1999. — 20 июля. Данное постановление было разослано Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области всем Главам муниципальных образований Читинской области для принятия мер по существу.

А по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

При этом необходимо учитывать, что в государственной регистрации права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть отказано только при нарушении требований, установленных ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, должно быть направлено сообщение о причине отказа, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.

>КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
УДК 528.4

Особенности постановки на учет бесхозяйных объектов недвижимости

Мартынова М.А., магистрант, Устинова Е.А., доцент
Тульский государственный университет, Россия

Рассматриваются понятие бесхозяйных объектов недвижимости, их роль для муниципального образования, а также методика постановки на кадастровый учет.

В соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципального образования позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в хозяйственный оборот, тем самым значительно пополняя доходную часть местного бюджета.

В п. 3 ст. 225 ГК РФ закреплено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. До решения суда право собственности сохраняется за оставившим свою вещь лицом, и оно может взять это имущество во владение.

Сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о местоположении объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта на данный объект недвижимости.

В случае если не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию, изготовление проектной документации или технический паспорт объекта недвижимости не изготовлялся до 1 января 2013 г., сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации.

По информации, полученной от большинства администраций муниципальных образований по Тульской области, значительная часть документации об объектах недвижимости, в том числе необходимая в соответствии с установленными требованиями для подготовки технических планов сооружений, безвозвратно утрачена. По причине отсутствия данной документации технический план может быть оформлен на основании декларации.

При этом в разделе технического плана «Заключение кадастрового инженера» приводятся сведения, обосновывающие подготовку технического плана на основании декларации (например, реквизиты ответов органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта о том, что документы в их распоряжении отсутствуют; выписка из муниципального архива, указывающая на отсутствие в данном архиве необходимой документации и т.п.). Копии таких документов включаются в приложение технического плана.

Если Декларация заполняется в отношении бесхозяйного объекта недвижимости, в реквизите «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости » указываются сведения о том, что объект является бесхозяйным, и реквизиты документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Документация о том, что объект недвижимости не имеет собственника, подтверждается письмом следующих организаций: министерства имущественных и земельных отношений; территориального управления Росимущества; реестра муниципального имущества; ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»; Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии.

В Декларации, в разделе «Правоустанавливающие, правоудостоверяющие документы на объект недвижимости » указываются реквизиты данных документов.

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации» (ГК РФ) Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014).
  2. Приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 N 805 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 628».
  3. Письмо № Д23и-3024 от 09.10.2013 о государственном кадастровом учете бесхозяйных объектов недвижимости
  4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 22 ноября 2013 г. N 701 г. Москва «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»
  5. Бесхозяйное имущество: проблемы, подходы, особенности приобретения в муниципальную собственность. /под общ. ред.: Негробов В.Л., Климов Н.П., Попов П.И., Гугнин А.Н. — Липецк 2012 — 23с.

27.12.14 17:55 | A_V_G (участник)

Несколько ранее аналогичный порядок определен для земель сельскохозяйственного назначения Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ которым дополнен статьей 12.1 к закону от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»(с 1.07.2011)
Статья 12.1. Невостребованные земельные доли
1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Однако, надо учитывать, что земельные участки, подлежащие передаче в частную собственность путём перераспределения, как и невостребованные доли, не могут быть самостоятельными предметами гражданского оборота.

27.12.14 17:45 | A_V_G (участник)

Тема очень актуальная: поиск мер, которые позволяют с одной стороны ввести дополнительную площадь земель в оборот, а с другой — увеличить налогооблагаемую базу федерального бюджета.
Здесь уместно вспомнить постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 года №1308. Этим постановлением утверждаются правила определения определения размера платы за увеличение площади земельных участков. При передаче в частную собственность путём перераспределения указанных земельных участков, и определяется отсутствием возможности использовать эти участки или их части в других целях, поскольку перераспределять разрешается только части земельных участков, из которых не может быть образован земельный участок.
В соответствии с Правилами размер платы составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в федеральной собственности, рассчитанной пропорционально площади части участка, подлежащей передаче.

Все комментарии (2)

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа Навашинский Нижегородской области сообщает, что на территории городского округа расположены следующие бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры:

1) Газопровод низкого давления (бесхозяйный), г.Навашино пл.Ленина д. 1, протяженностью 6,9 м.;

2) Газопровод низкого давления (бесхозяйный), г.Навашино пл.Ленина д. 2, протяженностью 80,0 м.;

3) Газопровод низкого давления (бесхозяйный),г.Навашино пл.Ленина 3, протяженностью 83,5 м.;

4) Водопроводная сеть (бесхозяйная), г.Навашино, от д.№61 по ул.Гагарина до д.№17 по ул.Цветочная, протяженностью 800,00 м.;

5) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по пл.Ленина, д.11, 13, 15, 34, 36, 38, 40, протяженностью 340,50 м.;

6) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.50 Лет Октября,д.18, протяженностью 83,14 м.;

7) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по Соболева, д.3, 5, 7, протяженностью 199,50 м.;

8) Тепловая сеть (бесхозяйная),г.Навашино, ул.Ленина, за зданием 28А, протяженностью 100,0 м.;

9) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.26, протяженностью 264,86 м.;

10) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.4, 6, протяженностью 123,47 м.;

11) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.15, протяженностью 46,82 м.;

12) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, по ул.Калинина, д.9, 11, 13, 16, протяженностью 810,39 м.;

13) Газопровод (бесхозяйный),г.Навашино, ул.Шверника, д.13, протяженностью 120,0 м.;

14) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Шверника, д.5, 7, 9, 11, 13, протяженностью 172,60 м.;

15) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Шверника, д.16, протяженностью 71,0 м.;

16) Газопровод (бесхозяйный), Нижегородская обл., г.Навашино, ул. Шверника, д.12, протяженностью 98,5 м.;

17) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, к ДРСП, РСУ, ул. Шверника, протяженностью 145,0 м.;

18) Газопровод (бесхозяйный),Нижегородская обл., г.Навашино, к ДРСП, РСУ, ул.

Как оформить бесхозное имущество?

Бесхозное имущество это утерянные, брошенные или утраченные вещи, либо имущество от которого отказался хозяин. Действующее законодательство определяет их формулировкой «бесхозяйные вещи».

Бесхозное имущество может быть принято в собственность заинтересованным физическим либо юридическим лицом, а также органами государственной власти и местного самоуправления. Особенности процедуры установления права собственности на бесхозное имущество зависит от их стоимости, категории (движимое или недвижимое), а также способа, которым имущество стало бесхозным.

Разновидности бесхозяйных вещей (бесхозного имущества)

  • имущество брошенное прежним владельцем
  • найденное имущество (находки)
  • клады
  • животные оставшиеся без надзора

Основания приобретения прав на бесхозное имущество (бесхозяйные вещи)

Внесудебный порядок предусмотрен для так называемого «простого завладения» отдельными категориями брошенных вещей. Эти вещи описаны в части 2 статьи 226 Гражданского Кодекса РФ и включают в себя:

  1. металлический лом
  2. бракованная продукция производства и его отходы
  3. оставшийся после сплава леса топляк
  4. оставшиеся после добычи полезных природных ресурсов отвалы и сливы

Стоимость перечисленных категорий брошенных вещей должна быть явно меньше чем пятикратный МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Напомню, что по состоянию на май 2015 года этот размер составляет 5 965 рублей. Следовательно, цена брошенной вещи должна быть существенно ниже 29 825 рублей.

Приобретение права собственности на находку

Нашедший движимое имущество обязан сообщить о своей находке в органы местного самоуправления или полицию.

Если до истечении полугода права на находку не будут никем заявлены, то найденная вещи переходит в собственность нашедшего ее лица.

Особенности заявления о находке

  • если вещь найдена в транспортном средстве или помещении, следует заявить о находке их владельцу
  • скоропортящиеся найденные вещи можно продать и сохранить полученные денежные средства, подтвердив полученную сумму распиской, другими доказательствами размера полученного дохода

Особенности приобретения права собственности на найденных животных

  • О находке безнадзорного животного сообщают в органы местного самоуправления или полицию
  • До истечения шести месяцев утративший животное владелец может заявить о правах на него
  • Если животное сохраняет привязанность к старому владельцу, либо есть доказательства жестокого обращения с ним со стороны нового владельца, то животное может быть возвращено и после истечения шести месяцев

Подробно о безнадзорных животных рассказывает другая статья.

Особенности приобретения права собственности на клад

Клад – сокрытое в земле или спрятанное другим способом имущество, чей собственник неизвестен либо не может заявить о своих правах на клад в силу закона.

Право собственности на клад принадлежит собственнику объекта недвижимости, на территории которого он был обнаружен.

Допускается разделение клада между собственником и лицом нашедшим клад по соглашению.

Культурные ценности, находящиеся в кладе должны быть переданы государству. При этом половина от стоимости клада подлежит выплате собственнику недвижимости и лицу, которое клад обнаружило.

Приобретение права собственности на бесхозное имущество по сроку владения

Нашедший бесхозяйное имущество может не заявлять о своей находке, но открыто владеть и пользоваться ей на протяжении ряда лет.

В этом случае возможно установить право собственности в силу приобретательской давности.

Приобретательская давность на объекты недвижимого имущества составляет пятнадцать лет.

Для движимого – пять лет.

Однако, признать право собственности на недвижимое имущество в силу приобретательской давности возможно только после государственной регистрации.

Особо отмечу, что на самовольные постройки понятие приобретательской давности не распространяется.

Признание права на движимое бесхозное имущество в суде

Заявление о признании права на бесхозяйную недвижимую вещь подается по месту жительства (постоянного местонахождения) лица, которое вступило во владение данной вещью.

В тексте заявления должно быть отражено:

  • признаки, объективно характеризующие вещь
  • доказательства, что вещь существует в реальности
  • доказательства, что заявитель владеет вещью
  • доказательства, что предыдущий собственник отказался от вещи (не претендует на нее)

Для недвижимых вещей этот перечень должен быть дополнен доказательством, что недвижимая вещь стоит на государственном учете в качестве бесхозяйной.

Признание права на недвижимое бесхозное имущество в суде

До заявления судебного требования о признании права на бесхозяйный объект недвижимости, он должен быть поставлен на учет и находиться на нем в течение года.

Заявителем по данным делам могут выступать только органы местного самоуправления и государственной власти, в лице подразделений, уполномоченных распоряжаться имуществом.

В ходе судебного разбирательства подлежат выяснению следующие обстоятельства:

  • что сведения об объекте недвижимости отсутствуют в реестрах федерального, государственного, муниципального имущества
  • право собственности не зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
  • какие собственники, владельцы и очевидцы могут дать информацию о принадлежности имущества
  • имущество не менее года стоит на учете в качестве бесхозяйного

Заинтересованные лица привлекаются для участия в деле.

Решение суда о признании права на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации права на него.

Статья была полезной? Поделитесь ей с друзьями, комментируйте, обсуждайте, задавайте вопросы!

Уточнен порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости

ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи

КонсультантПлюс: примечание.

Позиции высших судов по ст. 225 ГК РФ

Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 333-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(п. 4 введен Федеральным законом от 09.02.2009 N 7-ФЗ)

1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Комментарий к Ст. 225 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит чрезвычайно важные для гражданского оборота положения о правовом режиме бесхозяйных вещей. Эти положения позволяют установить основания правомерного завладения такими вещами и возникновения права собственности на них. Возможность присвоения бесхозяйных вещей позволяет, во-первых, вновь вовлечь их в оборот, а во-вторых, возложить бремя содержания вещи на нового собственника и обеспечить привлечение его к ответственности за вред, причиненный такой вещью третьим лицам.

2. Предусматриваются три случая, в которых вещь является бесхозяйной:

1) вещь не имеет собственника;

2) собственник вещи неизвестен;

3) собственник вещи отказался от нее.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Принципы ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществ и сделок с ним практически исключают существование недвижимости, собственник которой неизвестен, или недвижимости, не имеющей собственника. К такой недвижимости могут относиться объекты, права на которые возникли до введения в действие Закона о регистрации и не зарегистрированы в соответствии с этим Законом.

Объекты, собственники-граждане которых скончались, не могут считаться бесхозяйными даже в тех случаях, когда никто из наследников по закону или по завещанию не принял наследства, поскольку в соответствии со ст. ст. 1151 и 1152 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, что означает возникновение права собственности у публичного субъекта в силу закона.

3. Комментируемая статья устанавливает различные правила присвоения бесхозяйных движимых и недвижимых вещей.

По общему правилу право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено по давности владения (ст. 234 ГК), за исключением случаев, когда оно может возникнуть ранее по иным основаниям — в силу правил о возникновении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (ст. 226 ГК), о находке (ст. ст. 227 и 228 ГК), о безнадзорных животных (ст. ст. 230 и 231 ГК) и кладе (ст. 233 ГК). Перечисленные случаи дают возможность стать собственником движимой бесхозяйной вещи значительно быстрее, чем через пять лет (см. комментарий к ст. 234 ГК), например немедленно по поступлении вещи во владение в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 226 ГК РФ.

Бесхозяйные недвижимые вещи также могут поступить в собственность на основании приобретательной давности, однако для публичных субъектов (муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) комментируемая статья делает исключение. В ней закрепляется правило об «оккупации» — переходе права собственности на бесхозяйную недвижимость к публичному собственнику, на территории которого находится эта вещь. Это основание возникновения права собственности является первоначальным. В отличие от правил о переходе права собственности на выморочное имущество (ст. 1151 ГК) комментируемые положения не предусматривают переход к публичному собственнику обязанностей прежнего собственника.

В порядке «оккупации» движимые вещи могут перейти в муниципальную собственность также и в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 228 и п.

1 ст. 231 ГК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

4. Правила о переходе бесхозяйной недвижимой вещи к публичному собственнику, содержащиеся в п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, одинаковы. Различаются лишь субъекты, в пользу которых установлено положение о переходе права собственности. Пункт 4 ст. 225 ГК РФ является специальным правилом, в соответствии с которым бесхозяйная недвижимость, находящаяся на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, переходит не в собственность муниципального образования, а в собственность названных субъектов Российской Федерации.

Для возникновения права собственности муниципальных образований и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга необходимо последовательное совершение следующих действий:

1) постановка бесхозяйной недвижимости на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных (муниципальных) органов.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба — в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы — в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок принятия на учет бесхозяйной недвижимости и снятия ее с такого учета определяется Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580;

2) обращение уполномоченного органа в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;

3) судебное решение о признании права муниципальной или государственной собственности;

4) государственная регистрация возникновения права муниципальной или государственной собственности.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх