Уголовная ответственность за нарушение государственной тайны

Нарушение установленного порядка обеспечения сохранности государственной тайны является преступлением против основ конституционного строя и безопасности государства. На военнослужащего, как субъекта, наделенного специальным правовым статусом в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», возлагается специальная обязанность по сохранности государственной и военной тайны. За нарушение установленных законом обязанностей по хранению государственной тайны, военнослужащие несут уголовную ответственность на общих основаниях по статье 283 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Основное наказание: лишение свободы до 4 лет, в особых случаях – от 3 до 7 лет. При этом в качестве дополнительного наказания применяется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Понятие государственной тайны определено в законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон). Государственная тайна – сведения, защищаемые государством, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации. Отнесение тех или иных сведений к категории тайны указывает, что они ограничены в обороте или изъяты из оборота, то есть доступ к такой информации обеспечивается в специальном порядке с учетом ограничений, установленных законодательством. Понятие «государственная тайна» охватывает собой совокупность информации (сведений) в определенных сферах жизнедеятельности государства. Особо следует обратить внимание на то, что принципиальное значение отношении государственной тайны имеет факт ее распространения (независимо от способа распространения), а также последствия такого распространения в виде ущерба интересам государства, то есть наступлении невыгодных для государства и его безопасности последствий. Спектр сведений, разглашение которых может причинить ущерб интересам государства, широк и охватывает собой сведения в военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Содержание каждого из таких направлений деятельности определено в рамках статьи 5 Закона и конкретизировано применительно к объему сведений, охраняемых и защищаемых государством по соответствующему направлению в подзаконном нормативно-правовом акте – Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 и соответствующих перечнях сведений, подлежащими засекречиванию, федеральных органов исполнительной власти. Носителями информации, составляющей государственную тайну, являются объекты, в которых такие сведения находят отражение. Применительно к государственной тайне такой носитель может быть: вещественно-предметным – книги, письма, аппаратные запоминающие устройства; документальным – в форме документа ограниченного использования; электронным – обеспечивающим хранение информации в электронной форме посредством специальных символов, кодировок и т.п.; Отдельно можно выделить специализированные носители информации, которые предназначены, например, только для определенного круга специалистов или для конкретных направлений деятельности. Согласно статье 21 Закона устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: ниям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. К основным направлениям по обеспечению защиты государственной тайны можно отнести: доведение и разъяснение существующего порядка охраны государственной тайны лицам, допущенным к работе с соответствующими сведениями; предупреждение и борьбу с фактами беспечности, болтливости дительности лиц, имеющих допуск и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Она осуществляется, главным образом, за счет улучшения работы по подбору и воспитанию кадров, повышению уровня воспитательной и организационной работы, а также путем проведения мероприятий по профилактике и предупреждению разглашения государственной тайны. Однако данные мероприятия не всегда обеспечивают надежную сохранность указанных сведений. Поэтому, как показывает практика, к лицам, которые допускают разглашение производственных, военных и иных секретов, необходимо применять и меры уголовно-правового воздействия. Большинство уголовных дел, возбужденных и расследованных в 2018 году следственными подразделениями органов федеральной службы безопасности в отношении военнослужащих, связаны с совершением последними преступлений, предусмотренных статьей 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Общественная опасность разглашения государственной тайны заключается в том, что сведения, содержащие государственную тайну, уходят из владения быть использованы для посягательства на внешнюю и внутреннюю безопасность и другие жизненно важные интересы России. Объектом преступления выступает сохранность государственной тайны. Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну. Объективная сторона преступления состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены и шпионажа. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям. Объективно разглашение выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам: доверительном разговоре, публичном выступлении, переписке, показе документов, демонстрации чертежей, схем, изделий, утере неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п. Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, бесконтрольное оставление виновным на рабочем месте документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица). Допуск предполагает специально оформленное право гражданина, разрешающее ему ознакомление и работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина (при наличии у того допуска) со сведениями, составляющими государственную тайну. Следует иметь в виду, что лицо, разгласившее секретные сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности при наличии надлежащим образом оформленного допуска к государственной тайне и реального доступа к ним. Данное лицо принимает на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных ему секретных сведений. Наряду с этим к числу субъектов преступления на практике относят также лиц (с оформленным допуском), которым тайна специально не доверена (отсутствует специально оформленный доступ), но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (к примеру, обслуживающий персонал режимных учреждений, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве адвокаты по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну), а также учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований, и т.д.). Субъективная сторона данного преступления характеризуется только умышленной формой вины. При прямом умысле лицо осознает общественно опасный характер своих действий, связанный с разглашением государственной тайны, а также то, что разглашаемые им сведения воспринимает постороннее лицо, и он желает этого. Часть 2 статьи 283 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адрес атом, ущерба от разглашения и т.д.). К тяжким последствиям могут быть отнесены, например, переход сведений, составляющих государственную тайну, в обладание другого государства. Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 283 УК РФ, признается преступлением средней тяжести, а частью 2 – тяжким преступлением. Наиболее характерными для понимания специфики данного вида преступлений являются следующие примеры в отношении осужденных в истекшем году военными судами лиц. В марте 2017 года заместитель командира в/части 00000 по вооружению – начальник технической части подполковник Т. в помещении штаба части неоднократно привлекал подчиненного прапорщика Г., не имеющего допуска к государственной тайне, к работе с документами со степенью секретности «секретно», для чего передавал ему незарегистрированный флэш-накопитель электронными копиями секретных документов. В результате Г. ознакомился с этими документами и усвоил их содержание. Военнослужащий в/части 00000 капитан А. в период временного исполнения обязанностей начальника штаба части в течение февраля-июня 2017 года, неоднократно привлекал к работе с документами по вопросам организации противодействия терроризму, содержащими сведения о боевом и численном составе части, имеющими гриф секретности «секретно», старшего стрелка роты охраны названной воинской части рядового по призыву Е., не имевшего допуска и доступа к составляющим государственную тайну сведениям. В результате чего он также ознакомился с ними и усвоил их содержание. Все допустившие разглашение государственной тайны военнослужащие по направленным в суды уголовным делам осуждены. К отдельным из них судами применено в виде наказания лишение права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с допуском к государственной тайне, что повлекло их увольнение с военной службы.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

См. все связанные документы >>>

1. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, характеризующие порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну (их отнесение к государственной тайне, засекречивание и рассекречивание, защита, правила допуска лиц к государственной тайне), в интересах обеспечения безопасности РФ.

Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

2. Объективная сторона состоит в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц.

Разглашение означает предание огласке указанных сведений. Способы могут быть различны: устный (частная беседа, публичное выступление и др.) и письменный (публикация в средствах массовой информации, сообщение в письме и т.д.).

Деяние признается преступным, если сведения, составляющие государственную тайну, стали известны другим лицам, которые не имеют соответствующего доступа к ним. Таким образом, преступление имеет материальный состав, считается оконченным с момента, когда указанные сведения оказались достоянием другого лица, в связи с чем возникла опасность их использования в ущерб важнейшим интересам России. Лицо должно осознавать фактический смысл полученных им сведений.

С. признан виновным в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, которые ему были доверены по службе. Он привлек своих подчиненных военнослужащих рядовых С. и Ш. к изготовлению личного плана работы командира командного пункта на период его перевода с мирного на военное время, отнесенного к категории секретных. В результате этого указанным военнослужащим стали известны сведения, являющиеся государственной тайной. Военная коллегия Верховного Суда РФ квалификацию действий С. по ст. 283 УК признала правильной (кассационное Определение от 06.04.2004 N 3-011/04).

3. Разглашение государственной тайны образует состав рассматриваемого преступления только в том случае, если в деянии отсутствуют признаки государственной измены, совершаемой в форме выдачи государственной тайны (см. комментарий к ст. 275).

4. Субъективная сторона в литературе раскрывается по-разному. Исключение из ее характеристики неосторожной формы вины, как делают некоторые авторы, ничем не обосновано. Разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

При умышленном совершении преступления мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать свою осведомленность, профессиональную и социальную значимость и т.д.

5. Правила и порядок допуска к государственной тайне определяются Законом РФ от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» <1>, Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 <2>.

<1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 — 8235.

<2> СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762.

Закон выделяет две категории лиц, которые могут нести ответственность за разглашение государственной тайны:

лицо, которому она была доверена по службе; им следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при выполнении профессиональных обязанностей;

лицо, которому она стала известна по службе или работе, — работник, знакомящийся с государственной тайной при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, шифровальщик, рабочий, изготовивший макет секретного образца, и т.д.).

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, иным лицом, т.е. лицом, которому они не были доверены по службе и не стали известны по службе или работе, не образует состава рассматриваемого преступления (например, огласка сведений, почерпнутых из случайно найденных документов).

6. В ч. 2 комментируемой статьи в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия — понятие оценочное, устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела (например, необходимость крупных затрат для нейтрализации возможных последствий поступления сведений, составляющих государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест сотрудника российских спецслужб, срыв заключения государственного договора, контракта, программы научных исследований).

105. Государственная измена. Ее отличие от шпионажа и разглашения государственной тайны.

Государственная измена (ст. 275 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предметом государственной измены являются сведения, составляющие государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Объективная сторона состоит в государственной измене, которая включает в себя следующие альтернативные действия:

– шпионаж – передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ;

– выдача государственной тайны – умышленная передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, защищаемых государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ;

– иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ – совершение любых действий, которые наносят ущерб внешней безопасности РФ, но не подпадающих под понятие выдачи государственной тайны или шпионажа.

Субъективная сторона – прямой умысел.

Субъект преступления специальный — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 16 лет

Шпионаж (ст. 276 УК РФ)

Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.

Предмет преступления – сведения, составляющие государственную тайну, или иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности РФ.

Объективная сторона выражается в шпионаже, под которым понимается передача, собирание, похищение или хранение сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.

Передача сведений – их предоставление для использования в ущерб внешней безопасности РФ иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Собирание – любой способ получения сведений, кроме хищения.

Хищение – совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие сведений, причинившее ущерб внешней безопасности РФ.

Хранение – временное нахождение сведений, предназначенных для передачи, во владении виновного. При этом виновный эти сведения не собирал и не похищал.

Обязательными элементами субъективной стороны являются умысел и наличие цели передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений при их собирании, похищении или хранении.

Субъект преступления – иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Отличие Непосредственный объект измены — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 276. Шпионаж

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх