УК 49

УДК343.847 V.N. ORLOV*

ББК 67.409.11

О-66 RESPONSIBILITY FOR INFRINGEMENT

OF THE ORDER AND CONDITIONS OF OBLIGATORY WORKS SERVING AND FOR MALICIOUS

EVASION FROM THEM

Аннотация: в статье рассматривается ответствен- Annotation: in the article the responsibility of

ность осужденных к обязательным работам за нару- prisoners sentenced to obligatory works who infringes шение порядка и условий отбывания наказания и за the order and conditions of sentence serving and have злостное уклонение от их отбывания. Анализируют- malicious evasion from their serving is considered. The

ся конкретные виды нарушений, за совершение кото- concrete kinds of infringements of obligatory works

рых осужденные к обязательным работам могут быть serving by prisoners are analyzed. The notion of

привлечены к ответственности Определяется поня- persistently declining from serving obligatory works

тие злостно уклоняющегося от отбывания обязатель- prisoner is defined.

ных работ осужденного Key words: Рenal Code, infringement of the order,

Ключевые слова: Уголовноисполнительный ко- sentence conditions, malicious evasion. декс РФ, нарушение порядка, условия отбывания наказания, злостное уклонение.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) за нарушение осужденным к обязательным работам порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его об ответствен-ВЛАДИСЛАВ ности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель в УИК РФ не определя-НИКОЛАЕВИЧ ет конкретные виды нарушений, за совершение кото-ОРЛОВ* рых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности. При этом в действующем УИК РФ указываются: а) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ (ч. 1 ст. 46); б) конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания наказания в

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ виде ограничения свободы (ч. 1 ст. 58). Указанный

о л i_i л г>\/111С1_114С nrvnani/A пробел в УИК РФ отчасти восполняет п. 55 Инструк-ЗА ПМгУШЕНИЕции по организации исполнения наказаний и мер уго-

И УСЛОВИИ ОТБЫВАНИЯ ловно-правового характера без изоляции от общества, ncaQATCriLUUIYDA Cf’lT утвержденной приказом Министерства юстиции Рос-ОБЯЗА I ЕЛЬПЫЛ рАБО I сийской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 (далее -ИЗАЗЛОСТНОЕ Инструкция), в котором указывается, что «за наруше-УКЛОНЕНИЕ ние осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовест-ном отношении ОТ ИЛ ОТБЫВАНИЯ к труду, уклонении от работы на определенном для него

объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием кото-

* Кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры криминологии, психологиии уголовно-исполнительного права (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина).

E-mail: editor@academiust.rvazantelecom.ru.

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

рой осужденный ознакамливается под роспись»1. Таким образом, в соответствии с п. 55 Инструкции нарушением порядка и условий отбывания осужденным наказания в виде обязательных работ являются:

а) недобросовестное отношение к труду,

б) уклонение от работы на определенном для него объекте,

в) несообщение в инспекцию об изменении места жительства,

г) неявка в инспекцию по вызову без уважительных причин.

Нельзя не отметить, что перечень нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ, указанный в п. 55 Инструкции, не является полным2.

Заметим также, что в юридической литературе по-разному определяются конкретные виды нарушений, за совершение которых осужденные к обязательным работам могут быть привлечены к ответственности.

Так, В.А. Уткин полагает, что под нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ следует понимать нарушение обязанностей, установленных ч. 1 ст. 26 УИК РФ3. Однако указанное автором понимание нарушения порядка и условий отбывания наказания не охватывает иные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, следовательно, является неполным.

О.Б. Лысягин определяет конкретные виды нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ из смысла ст. 25, 26 и 30 УИК РФ и называет такие, как:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу,

— отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок,

— неявка без уважительных причин на работу в организацию, куда он направлен инспекцией,

— нарушение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы,

— нарушение трудовой дисциплины,

— несообщение в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении своего места жительства4.

Отдельные из указанных нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ могут предусматриваться и в действующем уголовно-исполнительном законодательстве. Справедливо отмечает Н.Г. Осадчая, что было бы целесообразно предусмотреть в законода-

тельстве и Инструкции понятие и характеристику уклонения от обязательных работ, которая была бы дана в открытом виде5. На наш взгляд, необходимо предусмотреть первоначально в УИК РФ, а затем в действующей Инструкции понятие и характеристику конкретных видов нарушений порядка и условий отбывания обязательных работ, как это сделано законодателем в ч. 1 ст. 46 УИК РФ в отношении нарушений порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ.

Как отмечалось, в п. 55 Инструкции указывается, что за нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись. В данном случае в ведомственном акте определяется порядок предупреждения осужденного о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. На наш взгляд, заслуживает внимания указание в п. 55 Инструкции на то, что осужденный должен предупреждаться о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в ходе беседы. Бесспорно, что именно в ходе беседы с осужденным сотрудник уголовно-исполнительной инспекции может не только выявить причины и условия нарушений осужденным порядка и условий отбывания наказания, но и определить для себя меры, направленные на их профилактику, предупреждение.

Согласно ч. 2 ст. 28 УИК РФ «…в отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации». На наш взгляд, данное положение в большей мере относится к ст. 29 УИК РФ.

Учитывая изложенное, а также положения ч. 1 ст. 26 ст. 29 УИК РФ «Ответственность осужденных к обязательным работам» надлежит изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ

1. Нарушением порядка и условий отбывания осужденным обязательных работ являются:

а) неявка осужденного без уважительных причин в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет в течение 15 дней после вступления приговора в законную силу,

б) отказ осужденного приступить к выполнению обязательных работ по направлению инспекции в указанный там срок,

в) несоблюдение осужденным правил внутреннего распорядка организации, в которой он отбывает обязательные работы,

г) недобросовестное отношение к труду,

д) уклонение от работы на определенном для него объекте,

е) несообщение в инспекцию об изменении места жительства,

ж) неявка в инспекцию по вызову без уважительных причин.

2. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись».

Понятие злостного уклонения от отбывания обязательных работ закрепляется в ч. 1 ст. 30 УИК РФ. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин, б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину,

в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания. Несколько иная формулировка злостного уклонения от отбывания наказания в виде обязательных работ содержится в п. 56 Инструкции, в соответствии с которым «за злостное уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение. Предупреждение выносится инспекцией не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись». Характеристика злостного уклонения, влекущего за собой в соответствии с УК РФ замену неотбытого наказания более суровым видом уголовного наказания, дана законодателем в УИК РФ в исчерпываю-

щем, закрытом виде. Инструкция не может ни расширять ее, ни сужать. Следовательно, п. 56 Инструкции необходимо привести в полное соответствие с ч. 1 ст. 30 УИК РФ.

Ряд положений, указанных в ч. 1 ст. 30 УИК РФ, требуют дополнительной регламентации.

Так, законодатель не указывает, что понимается под уважительными причинами, вследствие которых осужденный может не выходить на работу два раза и более с начала исполнения наказания. А. А. Рябинин полагает, что оправданием пропуска обязательных работ может служить больничный лист осужденного, а также семейные, личные, объективные и субъективные причины, оценивать которые будет уголовно-исполнительная инспекция6.

Рассматривая злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ, А.И. Бойко полагает, что «не вполне корректно отнесение к числу обстоятельств, имеющих уголовно-правовые и уголовно-исполнительные последствия, случаев нарушения трудовой дисциплины (отбывается наказание, а не выполняются обязанности по трудовому договору)»7. Оспаривая указанное мнение, следует отметить, что специфика исполнения обязательных работ заключается именно в том, что осужденный трудится в организации, обязан соблюдать правила внутреннего распорядка организации, поэтому в данном случае трудовая дисциплина может рассматриваться и как междисциплинарный институт. В ст. 189 Трудового кодекса РФ под дисциплиной труда понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организаций8.

Необходимоуточнить, что законодатель также не раскрывает, что понимается под скрытием в целях уклонения от отбывания наказания. В юридической литературе отмечается, что под скрывшимся в целях уклонения от отбывания обязательных работ «может считаться осужденный, изменивший именно с этой целью свое место жительства либо иным образом уклоняющийся от контроля и привлечения его к отбыванию наказания»9. А. А. Рябинин указывает «…наверное, не будет злостным нарушением, если осужденный на основном месте работы выехал в командировку и не сумел предупредить уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание»10. Однако данное по-

Проблемы уголовно-исполнительного права

Проблемы уголовно-исполнительного права

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ведение осужденного противоречит условиям исполнения и отбывания обязательных работ, закрепленным в ст. 26 УИК РФ. В частности, оно не соответствует ч. 1 ст. 26 УИК РФ, в которой указывается, что осужденный обязан соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы (если данные правила не будут предусматривать возможность выезда осужденных в командировки по основному месту работы). Кроме того, выезд осужденного в командировку не соответствует смыслу содержания ч. 2 ст. 26 УИК РФ, в соответствии с которой предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнения наказания в виде обязательных работ. Если осужденный на основном месте работы выехал в командировку, в первый раз не предупредив уголовно-исполнительную инспекцию или представителей администрации организации, где он отбывает наказание, и лишь по возвращении объяснил свое поведение, то это следует считать нарушением порядка и условий отбывания обязательных работ. Если осужденный совершает указанные действия повторно, то это следует рассматривать как злостное уклонение от отбывания наказания.

В п. 57 Инструкции указывается, что в отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 3 ст. 49 Уголовного кодекса РФ. К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.

Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

В соответствии с пп. 58-60 Инструкции представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления

факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, — после проведения первоначальных мероприятий по розыску. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания.

Рассматривая положения ст. 30 УИК РФ, нельзя не отметить, что если осужденный один раз или дважды не выходит на работу или нарушает трудовую дисциплину в течение месяца, то это не будет являться злостным уклонением от отбывания обязательных работ. Как отмечает А.И. Бойко, в УИК РФ при регулировании исполнения и отбывания обязательных работ «неосмотрительно позабыта возможность двукратного и более игнорирования осужденным предупреждений инспекций в его адрес, возможность возбуждениядисциплинарного производства по этим случаям (что можно предложить по введению в действие Положения об уголовно-исполнительных инспекциях)»11. На наш взгляд, в данном случае следует вспомнить опыт законодательногорегулирования понятия злостного уклонения от отбывания исправительных работ, в частности ч. 3 ст. 46 УИК РФ, в соответствии с которой злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме. Указанную законодательную формулировку возможно было бы использовать и при определении злостного уклонения от отбывания обязательных работ.

Таким образом, ст. 30 УИК РФ «Злостное уклонение от отбывания обязательных работ» надлежит изложить в следующей редакции:

«Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ

1. Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему в ходе беседы предупреждения в письменной форме, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

2. Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которо-

го неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен до 30 суток.

3. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ,

уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации».

1 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2009 г. № 142 // Рос. газ. 2009. 14 авг.

2 См.: ОрловВ.Н. Обязательные работы как мера уголовногонаказания // Рос. криминол взгляд. 2009. № 3. С. 359.

3 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительномукодексуРоссийскойФедерации / рук. авт. кол-ва и отв. ред. А.И. Зубков М., 1997. С. 65.

6 См.: Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительногозаконодательства монография Домодедово, 2000. С. 213.

7 Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексуРоссийской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными/ под общ. ред. П.Г Мищенкова М., 1997. С. 133.

8 См.: ТрудовойкодексРоссийскойФедерации Официальный текст. М., 2002. С. 96.

Новая редакция Ст. 49 УК РФ

1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.

2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.

4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Комментарий к Статье 49 УК РФ

1. Обязательные работы — мера наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающаяся в выполнении осужденным в свободное от основной работы (службы) или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объект, на котором они должны отбываться, определяются органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (см. также ч. 1 ст. 25 УИК).

3. Срок обязательных работ исчисляется в часах. Данный вид наказания устанавливается на срок от 60 до 240 часов и отбывается не свыше четырех часов в день. Время отбывания обязательных работ в течение недели не может быть менее 12 часов (см. также ст. 27 УИК).

4. Несовершеннолетним осужденным границы наказания снижены. Для них обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в выполнении посильных работ (озеленение улиц, уборка территории и т.д.) и исполняются ими в свободное от учебы или основной работы время. При этом продолжительность их ежедневного исполнения не может превышать лицами в возрасте до 15 лет двух часов, лицами до 16 лет — трех часов (см. ч. 3 ст. 88).

5. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При этом время отбытых обязательных работ учитывается при определении срока ограничения свободы, ареста или лишения свободы: один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы приравнивается к восьми часам обязательных работ (см. также ч. 2 ст. 29 УИК).

6. Злостным признается такое уклонение от отбывания обязательных работ, при котором осужденный более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин либо более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину, а равно скрылся в целях уклонения от отбывания наказания (см. ст. 30 УИК).

7. Часть 4 коммент. статьи ограничивает круг лиц, к которым может быть применен данный вид наказания по признаку нетрудоспособности. В частности, обязательные работы не применяются к инвалидам первой группы, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских должностях рядового или сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

8. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного (см. ч. 4 ст. 16 и ч. 1 ст. 25 УИК).

Другой комментарий к Ст. 49 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Сущность данного наказания состоит в ограничении закрепленной в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ свободы труда.

2. Обязательные работы выполняются на безвозмездной основе, в свободное от основной работы или учебы время. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания. В выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе, время обязательных работ не может превышать четырех часов; в рабочие дни — двух часов, а с согласия осужденного — четырех. За неделю лицо должно отработать не менее двенадцати часов (в исключительных случаях с согласия уголовно-исполнительной инспекции количество часов может быть меньшим).

3. Понятие злостного уклонения от обязательных работ дано в ст. 30 УИК РФ.

4. При назначении обязательных работ, помимо ограничений, установленных ч. 4, следует учитывать трудоспособность осужденного.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 N 376-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ячменевой Марины Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации»

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации М.В. Ячменева утверждает, что примененная в ее деле часть третья статьи 49 УК Российской Федерации, предписывающая в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ заменять их ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы или ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ, не соответствует статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 22 (часть 1) Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункту 1 статьи 7 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку лишение свободы, которым заменены обязательные работы, не предусмотрено санкцией статьи 319 УК Российской Федерации, по которой осуждена заявительница.

Приказ Минюста РФ от 12.04.2005 N 38 (ред. от 13.01.2006) Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества

58. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, инспекция направляет в суд представление (приложение 19) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 31.07.2020)

2. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Приказ Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества

57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение N 25) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх