УК РФ 204

Содержание

Стратегия защиты по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп)

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 204 УК РФ, заключается в передаче денег, иного имущества или выгод имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, за совершение действий (бездействие) в пользу дающего, если такие действия или бездействие входят в служебные полномочия лица. Соответственно, ответственность предусмотрена и за получение коммерческого подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. «Коммерческий подкуп» является аналогом взятки, но только когда речь идет о подкупе не государственного чиновника, а управленца в сфере бизнеса. При этом, как и любое преступление, само по себе получение вознаграждения управленцем, не является преступлением, если не влечет какого-либо вреда гражданам, организациям, интересам государства или общества. Каковы примеры коммерческого подкупа? Поставщик передает вознаграждение коммерческому директору предприятия, чтобы тот подписал контракт о поставке продукции по цене, не выгодной предприятию. Вред в этом случае причиняется предприятию, поскольку в противном случае, без подкупа, предприятие заключило бы контpакт по более выгодной цене.

Особенностью возбуждения уголовных дел по ст. 204 УК РФ является то, что если деяние не причинило вреда интересам других граждан, организаций, общества, государства, помимо организации, в которой работает лицо, получившее подкуп, то уголовное дело может быть возбуждено лишь по заявлению руководителя либо учредителя организации, в которой работает лицо, получившее коммерческий подкуп.

Почему предусмотрено наказание за данное деяние? Коммерческий подкуп несет опасность, поскольку сговор в результате подкупа направлен на нарушение нормального течения рыночных отношений, подрыв законной управленческой деятельности коммерческих организаций, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Особенностью общественной опасности преступления является противоправный способ воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении лицом своих служебных полномочий.

Состав преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, достаточно сложен для понимания, и не каждый юрист способен дать квалифицированную консультацию относительно возможности освобождения лица от наказания, наличия в деянии состава преступления, законности возбуждения уголовного дела по факту получения коммерческого подкупа. Зачастую ошибочно полагают о совершении лицом, получившим вознаграждение, коммерческого подкупа и следователи. Факты коммерческого подкупа полиция выявляет, как правило, в ходе проведения оперативных мероприятий, задерживая участников получения и передачи подкупа с поличным, предмет подкупа – деньги и иное имущество — сразу же изымаются, а подозреваемый доставляется к оперативникам или к следователю для проведения следственных действий. Поскольку факт передачи имущества зафиксирован с участием понятых, с использованием видеозаписи, то у задержанного возникает чувство того, что он действительно совершил (получил) коммерческий подкуп и сопротивление бесполезно (ведь деньги то получил). В это же время, не вдаваясь в детали – за что именно получено вознаграждение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, оперативники начинают убеждать задержанного в том, что его деяние образует состав преступления, и лучше во всем признаться, иначе задержанный отправится на два месяца в СИЗО. Задержанный пишет явку с повинной, дает правдивые показания, ключевой фразой которых является то, что он признает факт получения коммерческого подкупа. При этом соглашается на услуги защитника по назначению, не заботясь о поиске грамотного юриста, специализирующегося на защиты по делам об экономических преступлениях. В последующем же другой адвокат – специалист по делам о коммерческом подкупе-устанавливает, что вред деянием не причинен, уголовное дело незаконно возбуждено без заявления руководителя организации, либо, вообще лицо, которое получило подкуп, не является выполняющим управленческие функции в организации.

Поэтому, в случае, если Вас задержали подозрению в коммерческом подкупе, первым делом наймите опытного адвоката по ст. 204 УК РФ, расскажите этому юристу все обстоятельства, предшествующие задержанию, получите консультацию и только после беседы с защитником принимайте решение – давать или не давать показания.

Только хороший адвокат по уголовным делам об экономических преступлениях сможет разработать план защиты от обвинения по ст. 204 УК РФ, который приведет к:

— прекращению уголовного дела по ст. 204 УК РФ

— вынесению оправдательного приговора по ст. 204 УК РФ

— освобождению от наказания по ст. 204 УК РФ

— получению минимального наказания по ст. 204 УК РФ

— переквалификации обвинения со статьи 204 УК РФ на статью о менее тяжком преступлении.

Судебная практика

  • 1.

    Апелляционное постановление № 22-7406/2018 от 29 ноября 2018 г. по делу № 22-7406/2018

    Пермский краевой суд (Пермский край) — Уголовное …по ч. 2 ст.174.1 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 10 % заработка ежемесячно, по ч. 1 ст. 204 УК РФ к 8 месяцам исправительных работ с удержанием в доход государства 10 % заработка ежемесячно, по ч. 2 ст. 69 УК РФ к 1 году исправительных работ, …

  • 2.

    Апелляционное постановление № 22-742/2018 от 22 ноября 2018 г. по делу № 22-742/2018

    Апелляционный суд города Севастополя (Город Севастополь) — Уголовное …необоснованным в виду нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального законов и просит его отменить. Указывает, что уголовное преследование Лапиной М.И. по ч.3 ст. 204 УК РФ было прекращено 15 июня 2015 года, соответственно срок исковой давности истёк 15 июня 2018 года, тогда как заявление подано в суд 10 сентября 2018 года, …

  • 3.

    Апелляционное постановление № 22К-1907/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 22К-1907/2018

    Верховный Суд Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия)) — Уголовное …года, которым в отношении Н., _______ года рождения, уроженца ********, гражданина ********, несудимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. ч. 3, 5 ст. 33 –ч. 3 ст. 204 УК РФ (в редакции ФЗ от 7 декабря 2011 года № 420 –ФЗ) избрана мера пресечения в виде домашнего ареста на 2 месяца, т.е. по 22 декабря …

  • 4.

    Апелляционное постановление № 22-3085/2018 от 15 ноября 2018 г. по делу № 22-3085/2018

    Оренбургский областной суд (Оренбургская область) — Уголовное …инстанции УСТАНОВИЛ: по приговору Абдулинского районного суда Оренбургской области от 02.09.2015 года Ч. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 204 УК РФ. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда от 09.12.2015 года приговор Абдулинского районного суда Оренбургской области от 02.09.2015 …

  • 5.

    Апелляционное постановление № 22К-3145/2018 от 14 ноября 2018 г. по делу № 22К-3145/2018

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) — Уголовное …содержания под стражей К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина , ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 8 ст. 204 УК РФ, Доложив об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав выступление адвокатов Арефьевой Е.В., Дорофеевой Е.А. и обвиняемого К., поддержавших апелляционную жалобу, прокурора Новосельчука …

  • 6.

    Апелляционное постановление № 22-7313/2018 22К-7313/2018 от 14 ноября 2018 г. по делу № 22-7313/2018

    Краснодарский краевой суд (Краснодарский край) — Уголовное …постановление Крымского районного суда Краснодарского края от 07 ноября 2018 года, которым — Ф. Ф. — обвиняемому в совершении преступлений, предусмотренных п. «в,г» ч.7 ст. 204 , ч.2 ст.318 УК РФ, — избрана мера пресечения в виде содержания под стражей сроком на 02 месяца, то есть до 06 января 2019 года включительно. Заслушав …

  • 7.

    Апелляционное постановление № 22К-2312/2018 от 6 ноября 2018 г. по делу № 22К-2312/2018

    Воронежский областной суд (Воронежская область) — Уголовное …Россошанского МСО СУ СК России по ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении уголовного дела, по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 7 ст. 204 УК РФ в отношении ФИО1, и принятии его к производству. В соответствии с правовыми позициями, неоднократно изложенными в соответствующих решениях Конституционного Суда РФ, проверяя законность процессуального решения …

  • 8.

    Апелляционное постановление № 22-5086/2018 22К-5086/2018 от 6 ноября 2018 г. по делу № 22-5086/2018

    Приморский краевой суд (Приморский край) — Уголовное …УСТАНОВИЛ: В производстве Фрунзенского районного суда находится уголовное дело в отношении ФИО15, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.4 ст.160, ч.3 ст. 204 , ч.4 ст.160, ч.3 ст. 204 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Фрунзенского районного суда был наложен арест на имущество ФИО15, принадлежащее на праве …

  • 9.

    Апелляционное постановление № 1-2/2018 22К-3052/2018 от 2 ноября 2018 г. по делу № 1-2/2018

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) — Уголовное …г. Алуште ГСУ СК РФ по Республике Крым ФИО12 было возбуждено уголовное дело № в отношении ФИО4 по признакам преступления, предусмотренного п. «б» ч. 7 ст. 204 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ руководителем ГСУ СК РФ по Республике Крым ФИО13 было возбуждено уголовное дело № в отношении ФИО3 и ФИО22 по признакам преступления, предусмотренного п. «…

  • 10.

    Постановление № 4А-214/2018 от 29 октября 2018 г. по делу № 4А-214/2018

    Владимирский областной суд (Владимирская область) — Административные правонарушения …19.28 КоАП РФ, в частности его события, а также доказательств его совершения. Полагает, что приговор **** в отношении С.А., осужденного по ч.5 ст. 204 УК РФ, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела в силу ст.90 УПК РФ, а доказательства требуют дополнительной проверки. Указывает, что денежные средства в сумме …

Страницы← предыдущая

Коррупция – одна из самых острых проблем российской экономики.

Один из видов взяток, коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), осуществляется лицами или группами лиц в корыстных целях.

Даже в повседневной жизни встречается множество примеров коммерческого подкупа, несмотря на уголовный характер данного деяния.

Ответственность по ст. 204 УК РФ

Тяжесть уголовной ответственности за коммерческий подкуп зависит от характера преступления и сопутствующих обстоятельств:

Деяние Ответственность
Подкуп одного лица Штраф от 10 до 50-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 2-х лет
Ограничение свободы до 2-х лет
Лишение свободы до 5 лет
Подкуп группы лиц Штраф от 40 до 70-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность для всех участников до 3-х лет
Ограничение свободы 3-6 месяцев
Лишение свободы до 6 лет
Получение подкупа одним лицом по доброй воле (без вымогательства) Штраф от 15 до 7—кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет
Лишение свободы до 7 лет и штраф в 40-кратном размере от подкупа
Получение подкупа, использование его в результате предварительного сговора и вымогательства Штраф от 50 до 90-кратного увеличения суммы подкупа
Лишение возможности занимать аналогичную должность до 3-х лет
Лишение свободы до 12 лет и штраф в 50-кратном размере от подкупа

Максимальное наказание за коммерческий подкуп предусмотрено в случаях вымогательства средств со второй стороны. Судебные разбирательства не ведутся по делам, где окончен срок давности.

За коммерческий подкуп предусмотрен срок давности 2 года. Отсчет срока начинается в момент, когда заявитель обнаружил факт совершения преступления.

В 2019 г ст. 204 УК РФ не претерпевала изменений. Коммерческие подкупы выделяются среди других преступлений, связанных с дачей взяток. Лица, получающие средства в виде подкупа, характеризуются как условно-должностные.

Форма и тяжесть наказания определяется по сумме подкупа и действиям (бездействием), предпринятым субъектом, получившим подкуп. Передача подкупа также является уголовно наказуемым преступлением.

Коммерческий подкуп: состав преступления

Ст. 204 УК РФ коммерческий подкуп описывает как противоправную передачу материальных благ, имущественных прав или оказание услуг лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или другой организации, в обмен на действия или бездействие в интересах передающего или лиц, которых он представляет. Обратное действие, то есть получение таких благ лицом, осуществляющим управленческие функции, также образует состав коммерческого подкупа.

Как и любая другая норма Особенной части УК, ст. 204 позволяет выделить объективную и субъективную стороны преступления, определить его объект и субъект. Анализ этих элементов дает возможность выделить основные отличия от иных сходных составов и правильно квалифицировать действия субъекта.

Субъект преступления

Говоря о субъекте преступления, необходимо отметить, что ст. 204 УК сформулирована таким образом, что предусматривает одновременно ответственность как для лица, получающего материальные блага или услуги, так и для того, кто их передает или оказывает. Таким образом, ответственность обоих субъектов преступления может оказаться весьма значительной.

Понести ответственность за противоправную передачу благ или оказание услуги может физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Оно может представлять как свои личные интересы, так и интересы третьих физических или юридических лиц.

Получателем вознаграждения может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной организации. Таким образом, в данном случае УК предусматривает исключительно специальный субъект.

Отдельно стоит отметить случай соучастия. Ч. 2 рассматриваемой статьи предусматривает возможность совершения такого преступления и группой лиц по предварительному сговору. Оно может совершаться силами лиц, не обладающих признаками специального субъекта. Если таковое совершается не путем посредничества, которое образует самостоятельный состав, то оно должно быть квалифицировано по ст. 204, но с отсылкой к ст. 33 УК РФ. Такую позицию озвучивает и Пленум Верховного суда в постановлении от 09.07.2013 № 24.

Объективная и субъективная стороны коммерческого подкупа

Коммерческий подкуп УК РФ определяет как преступление, совершаемое исключительно с умыслом. Это значит, что субъекты осознают преступность своих действий и желают наступления противоправных последствий.

Объективная сторона коммерческого подкупа может выражаться как в передаче предмета преступления, так и в его получении. То есть речь идет о преступлении с так называемым двойным субъектом. Причем если в первом случае таковым может быть любое вменяемое лицо от 16 лет и старше, то во втором — исключительно лицо, исполняющее управленческие функции в негосударственном предприятии, то есть специальный субъект.

Специальный субъект соглашается действовать или бездействовать в интересах предложившего подкуп или представляемых им лиц. Само преступление считается завершенным с момента принятия вознаграждения. То есть исполнение условий договоренности сторон подкупа в объективную сторону не входит.

Объект и предмет коммерческого подкупа

Говоря об объекте этого преступления, можно выделить основной и дополнительный. Основной — это интересы и общественные отношения, складывающиеся в ходе осуществления управленческой деятельности на коммерческом или ином предприятии. Однако данные отношения тесно взаимосвязаны с иными, формирующими дополнительный объект преступного посягательства.

Речь может идти об уроне, наносимом:

  • материальным и нематериальным интересам, правам и законным интересам третьих лиц, осуществляющих экономическую деятельность;
  • имиджу служащего коммерческой или иной организации.

Предмет коммерческого подкупа разнообразен. УК включает в список:

  • деньги и ценные бумаги;
  • имущество и имущественные права;
  • услуги имущественного характера.

Последняя формулировка представляется весьма расплывчатой, поэтому она разъясняется в постановлении Пленума ВС от 09.07.2013 № 24. Под имущественными услугами можно понимать:

  • предоставление кредита на облегченных условиях;
  • предоставляемые бесплатно либо по заниженной стоимости туристические путевки;
  • оказание услуг по ремонту и строительству;
  • передачу в пользование недвижимости и автотранспорта;
  • прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами.

В последнее время отмечается большая изобретательность субъектов подкупа в сфере передачи предмета подкупа. Субъекты договариваются о намеренном проигрыше (например, в азартных играх), передаче предмета родственникам и т. д. Это создает серьезные сложности в доказывании факта совершения преступления.

Как доказать коммерческий подкуп

Бремя доказывания по уголовным делам ложится на правоохранительные органы. Работники следствия должны установить:

  • имела ли место передача лицу, осуществляющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, имущества или прав на него, денег, ценных бумаг, а равно оказание ему имущественных услуг;
  • причинно-следственную связь между действиями или бездействием специального субъекта, связанными с его трудовой деятельностью, в интересах третьих лиц и получением материальных или нематериальных благ от них;
  • круг лиц, участвовавших в коммерческом подкупе;
  • роль и степень участия в деянии всех его субъектов.

Говоря о доказывании, необходимо выделить 2 типа ситуаций. В первой сотрудники правоохранительных органов получают информацию о готовящемся или совершающемся преступлении. В таком случае необходимо действовать быстро и неожиданно для субъектов.

Требуется позаботиться о сокрытии информации о предстоящих следственных действиях от третьих лиц и обеспечить:

  • по возможности задержание с поличным (если действия по передаче предмета преступления еще не совершены);
  • допросы лиц, обладающих информацией, имеющей доказательственное значение по делу (фигурантов и свидетелей);
  • проведение обыска на рабочих местах фигурантов, в домах и иных помещениях, где могут находиться вещественные доказательства.

В случае если с момента совершения преступления прошло значительное время, говорить о задержании с поличным не приходится. Но в остальном алгоритм сбора доказательственной базы будет аналогичным.

Какая уголовная ответственность предусмотрена за коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп статья 204 УК позволяет отнести как к преступлениям небольшой тяжести (чч. 1, 2 и 5), так и к средней (ч. 6), тяжким (чч. 3, 4, 7) и даже особо тяжким (ч. 8). Это позволяет сделать вывод о многообразии обстоятельств, влияющих на меру ответственности субъектов преступления, выраженных в квалифицирующих признаках, в частности:

  • значительном, крупном или особо крупном размере;
  • совершении преступления в составе организованной группы или по предварительному сговору;
  • совершении специальным субъектом в интересах третьих лиц заведомо противоправных действий.

УК предусматривает следующие виды мер уголовной ответственности за коммерческий подкуп:

  • Штраф. Применяется в качестве основного и дополнительного вида наказания. На сегодняшний день это наиболее распространенный вид ответственности за рассматриваемые преступления.
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности. Это мера используется исключительно в качестве дополнительной.
  • Исправительные работы сроком до 2 лет.
  • Ограничение свободы на срок до 2 лет.
  • Лишение свободы. Применяется в случаях, когда не представляется возможным в полной мере возместить вред, причиненный преступлением, и исправить осужденного без изоляции от общества. В зависимости от наличия квалифицирующих признаков срок лишения свободы может составить до 12 лет.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп

Новая редакция Ст. 204 УК РФ

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Статье 204 УК РФ

1. Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что данное деяние посягает на основополагающие начала функционирования рыночной экономики и сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинением им ущерба, подрывом доверия общества в способности государства обеспечить провозглашенный конституционный принцип равенства граждан перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

3. Комментируемая статья объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных, тесно связанных между собой преступления: подкуп — дачу незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и подкуп — получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

4. Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера (см. п. 2.1 — 2.6 коммент. к ст. 290).

4.1. Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

5. С объективной стороны коммерческий подкуп по ч. 1 и 2 коммент. статьи состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

5.1. Под передачей денег, ценных бумаг, иного имущества или оказанием услуг имущественного характера следует понимать любые активные действия виновного, направленные на вручение (независимо от формы и способа передачи) получателю указанных ценностей имущественного характера, а также любое поддающееся легальной имущественной оценке безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет свои обязанности.

5.2. Необходимой характеристикой объективной стороны рассматриваемого преступления является незаконность совершения указанных действий, т.е. их противоречие действующим нормативно-правовым актам, учредительным документам коммерческой или иной организации или условиям трудового договора (контракта).

5.3. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 290, по которой возможна ответственность как за взятку-подкуп, так и взятку-вознаграждение, конструкция ст. 204 УК РФ и ее терминология исключает уголовное преследование за дачу или получение заранее не обусловленного платежа. В соответствии с данной нормой привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

6. Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 коммент. статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

6.1. Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.

6.2. Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

7. По законодательной конструкции составы, предусматривающие ответственность за незаконную передачу вознаграждения и его незаконное получение, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части заранее обусловленного платежа (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

8. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 в случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 204.

8.1. Как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе следует квалифицировать деяние и в случаях, когда обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа.

8.2. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

9. На основании п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159. Владелец ценностей в таких случаях несет УО за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

9.1. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на совершение коммерческого подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом.

10.1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 коммент. статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия. При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

10.2. Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 коммент. статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

10.3. Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

11. Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч. 1 и 2 коммент. статьи) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

11.1. Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3 и 4 коммент. статьи) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными примеч. 1 к ст. 201.

12. Подкуп — дача незаконного вознаграждения и подкуп — получение незаконного вознаграждения имеют ряд одинаковых квалифицирующих признаков, к числу которых относятся их совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой.

13. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда два или более лица предварительно, т.е. до момента незаконной передачи предмета подкупа или оказания услуг имущественного характера, договорились совершить эти действия. При этом все участники будут являться соисполнителями, так как они полностью или частично выполняют действия по незаконной передаче ценностей или оказанию услуг.

13.1. Данный квалифицирующий признак по п. «а» ч. 4 коммент. статьи будет в наличии, если в совершении преступления принимали участие два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

14. В организованную группу могут входить лица как выполняющие, так и не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут УО согласно ч. 4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 2 или п. «а» ч. 4 коммент. статьи. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

15. Вымогательство как способ незаконного получения коммерческой взятки (п. «в» ч. 4 коммент. статьи) означает как требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов лица, к которому обращено требование (а также близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет), так и умышленное поставление этого лица в такое положение, при котором оно оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16. Комментируемая статья снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от УО лица, совершившего незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации. Это лицо освобождается от УО, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить УД.

16.1. Решая вопрос об освобождении от УО лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует знать, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о факте коммерческого подкупа стало известно органам власти (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16.2. Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить УД. В соответствии со ст. 146 УПК РФ таковыми являются органы прокуратуры, следствия, суда, дознания.

16.3. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

16.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возврату их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суд должен иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 23, 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

17. Коммерческий подкуп по ч. 1 коммент. статьи является преступлением небольшой тяжести, а по ч. 2 — 4 относится к группе преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. ч. 1 — 2) и получение коммерческого подкупа (ч. ч. 3 — 4). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ).

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК РФ.

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно: а) совершаться в интересах дающего и б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект.

Момент передачи предмета подкупа — до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа.

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

7. Примечание к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и одновременно альтернативно в отношении его имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп

Ниже приводится справка по коммерческому подкупу.

Коммерческий подкуп — это экономическое преступление против интересов службы в коммерческих или иных организациях, предусмотренное статьей 204 Уголовного кодекса РФ. Оно заключается в незаконной передаче (незаконном получении) лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также в незаконном оказании ему (пользовании) услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Субъектами коммерческого подкупа являются:

1) лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации

2) любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Предмет коммерческого подкупа — любое имущество как объект гражданского права, то есть вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также работы и услуги, выступающие в качестве объектов гражданского права.

Незаконной передача (получение) имущества или оказание (принятие) услуг является в случае, когда такого рода действия прямо запрещены действующими нормативно-правовыми актами либо учредительными документами, либо не вытекают в соответствии с законом из характера заключаемого соглашения, оказываемой услуги либо иного вида правомерной деятельности лица, либо осуществляются тайно либо под прикрытием совершения иных законных действий. Передача имущества или оказание услуг связано с совершением служащим действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым служебным положением. Такие действия (бездействия) могут входить в круг правомочий служащего, могут выходить за него, но основываться на служебном авторитете, осведомленности, доступе данного лица к информации. Совершенные действия должны быть либо незаконными по своему характеру, либо направлены против законных интересов коммерческой или иной организации. Коммерческий подкуп совершается с прямым умыслом.

Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), они наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Лицо освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

Если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряжены с вымогательством предмета подкупа, либо совершены за незаконные действия (бездействие), они наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Финансовый расчет

Характеристика состава коммерческого подкупа Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Вопросы уголовного права

УДК 343.352

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

© Агильдин В. В., 2014

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

Статья посвящена проблемам уголовной ответственности за коммерческий подкуп. Несмотря на то что эта норма действует длительное время и по теме написано множество научных трудов, на практике возникает множество проблем при квалификации данного состава преступления. В статье выделяются недостатки данной нормы и обосновываются предложенные изменения. Рассматриваются различные меры, направленные на повышение эффективности данной нормы. Кроме того, выработаны предложения о внесении изменений в УК РФ.

Ключевые слова: коммерческий подкуп; предмет; услуги неимущественного характера; минимальный размер подкупа; общественная опасность; освобождение от уголовной ответственности.

С принятием в 1996 г. уголовное законодательство РФ обогатилось новыми понятиями, в том числе появилось понятие «коммерческий подкуп». Ответственность за данное преступление предусмотрена ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп», которая содержит в себе по сути два разных состава преступления :

• во-первых, незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействия в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, в том числе если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо за заведомо незаконные действия (бездействие);

• во-вторых, незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, в том числе если эти деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организо-

ванной группой либо сопряжены с вымогательством предмета подкупа, либо совершены за незаконные действия (бездействия).

Фактически в одной статье законодатель объединил два разных преступления. Такая политика законодателя вызывает некоторое недоумение, с учетом того, что деяния, предусматривающую ответственность за дачу и получение взятки, предусмотрены различными статьями УК РФ.

Объектом коммерческого подкупа являются интересы службы в коммерческой или иной организации, т. е. осуществляемой в соответствии с уставными задачами и целями деятельности, функционирования коммерческих или иных организаций, которая зависит от добросовестной деятельности всех служащих конкретной организации.

Легального определения понятия «интересы службы» в настоящее время в российском уголовном законодательстве нет. Пленум Верховного Суда также не раскрывает понятия «интересы службы», однако перечисляет действия, которые его нарушают: деяния, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату управления, так и тем целям и задачам, для достижения которых лицо было наделено соответствующими полномочиями .

В науке уголовного права единства мнений относительно понятия «интересы службы» также нет. Одни ученые связывают данное понятие с надлежащим исполнением своих функций исключительно управленческими работниками , другие трактуют данное понятие значительно шире и включают в него добросовестную деятельность всех служащих конкретной негосударственной структуры . Представляется, что позиция последних более правильная. По нашему мнению, следует согласиться с позицией Н. А. Лопашенко, которая определяет интересы службы как «нормальное, т. е. осуществляемое в соответствии с уставными задачами и целями деятельности, функционирование коммерческих или иных организаций», указывает, что субъектом таких преступлений выступает лицо, как правило, обладающее признаками специального субъекта, — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации .

Такое представление об интересах службы соответствует общетеоретическим представлениям, о которых мы говорили ранее, и не противоречит положениям международных актов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямо в диспозиции данной статьи законодатель определяет предмет данного преступления, приводя его исчерпывающий перечень. Предметом коммерческого подкупа, как следует из положений ч. 1, ч. 3 ст. 204 УК РФ, выступает незаконное вознаграждение, передаваемое лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. К видам вознаграждений, перечисленных в диспозициях ч. 1, 3 ст. 204 УК, относятся: деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав.

Таким образом, так же как и при даче (получении) взятки, за рамки предмета коммерческого подкупа выведено получение выгоды неимущественного характера. В настоящее время оно не криминализирует деяния, в которых предметом подкупа выступает нематериальное благо. В этой части уголовное законодательство РФ противоречит конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которую Российская Федерация ратифици-

ровала. В данной конвенции в качестве предмета подкупа предусмотрено любое неправомерное преимущество. Такой подход представляется более верным и позволяет привлекать к ответственности лиц, предоставляющих услуги нематериального характера, и лиц, потребляющих такие услуги. Данные о таком виде незаконного вознаграждения приводятся в работах некоторых ученых , которые указывают, что нематериальные блага в качестве незаконного вознаграждения служащего выступают в 8 % случаев. Получается, чуть меньше 10 % лиц, получивших незаконное вознаграждение за свои действия в виде нематериальных благ, избегают ответственности. В связи с этим представляется логичным включить нематериальные блага в предмет преступления.

Следующей проблемой, возникающей при квалификации данной нормы, в настоящее время является вопрос о минимальном размере незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Международные акты не предъявляют дополнительных требований к размеру незаконного вознаграждения. Большинство ученых считают, что уголовная ответственность должна наступать за коммерческий подкуп независимо от размера полученного или переданного вознаграждения. Позволим себе не полностью согласиться с данной точкой зрения. Действительно, в этом случае ссылки на ст. 575 ГК РФ не могут действовать, так как вручение подарка обусловливается последующим совершением действий в пользу дарителя или подарок дарится за ранее совершенные действия и об этом стороны достигли предварительной договоренности, до совершения действий. В то же время при ничтожном размере вознаграждения следует говорить и о ничтожном его воздействии на управленческие отношения, а тем самым и на объект преступления. В качестве примера можно привести случай, когда лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, вручают шоколадку, цветы или сувениры небольшой стоимости. В связи с этим предлагаем декриминализировать коммерческий подкуп, если сумма полученного или переданного вознаграждения не превышает 1 тыс. руб., ввиду малозначительности, за исключением случаев, когда имело место вымогательство этого вознаграждения или если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействия).

В то же время необходимо отграничивать подарок, в рамках ст. 575 ГК РФ, от коммерческого подкупа. Для этого необходимо установить умысел лица при вручении, если такой подарок обусловлен выполнением управляющим действия или отказом от совершения действия, даже если его стоимость не превышает 3 тыс. руб., то деяние должно быть квалифицировано как коммерческий подкуп.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 204 УК РФ, включает в себя передачу предмета коммерческого подкупа (ч. 1, 2) и получение его (ч. 3, 4). В настоящий момент ч. 1 ст. 204 УК РФ устанавливает ответственность за незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, предмета коммерческого подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Очевидно, что данное деяние может быть совершено только в форме действия, выражающегося во вручении любым способом ценностей имущественного характера или любом безвозмездном удовлетворении потребностей лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Передача предмета подкупа может осуществляться в различных формах и разными способами. В научной литературе, касающейся ответственности за взяточничество, данные формы и способы описаны достаточно подробно. Они могут быть как открытыми, так и завуалированными (например, в виде проигрыша в карты, якобы взаймы, гонорара, зарплаты и т. д.).

Часть 3 ст. 204 УК предусматривает уголовную ответственность лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, за незаконное получение им денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно за незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Получением является принятие предмета подкупа, включая вещи и услуги имущественного характера, независимо от способа и момента такого принятия.

Таким образом, анализируя положения ст. 204 УК РФ, можно прийти к выводу, что такие действия могут быть как законными (ч. 1, 3), так и незаконными (ч. 2, 4).

Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» № 24 от 9 июля 2013 г. дается толкование законных и незаконных действий лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации:

1) действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями;

2) неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

По своей конструкции данная норма относится к так называемым формальным составам преступлений и будет считаться оконченным составом преступления с момента принятия виновным или передачи виновному хотя бы части вознаграждения. Наступление последствий от таких действий не является обязательным и для квалификации значения не имеет.

В то же время в научной литературе по-разному трактуется момент окончания коммерческого подкупа.

Некоторые ученые относят коммерческий подкуп к материальным составам, обязательным признаком объективной стороны которых является «существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства» .

По мнению других, чью точку зрения мы разделяем, коммерческий подкуп относится к формальным составам . Этой же позиции придерживается и Пленум Верховного Суда РФ: «Дача, как и получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иные признаки объективной стороны — время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления — для данного состава являются факультативными, на квалификацию преступления не влияют.

С субъективной стороны коммерческий подкуп характеризуется виной в форме умысла, а именно в виде прямого умысла: подкупающий понимает, что вручаемые им ценности являются именно подкупом, осознает общественную опасность своих действий, связанных с передачей незаконного

вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и желает их совершить. Подкупаемый, в свою очередь, осознает, что передающий понимает, что он передает предмет подкупа, осознает общественную опасность незаконного получения предмета подкупа, а равно незаконного пользования услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым подкупаемым служебным положением и желает получить предмет подкупа.

Никаких специальных требований к субъекту преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204 УК РФ (незаконная передача имущества или незаконное оказание услуг), законодательство не предъявляет. Им может быть любое физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту передачи предмета коммерческого подкупа шестнадцатилетнего возраста.

Субъектом получения коммерческого подкупа, т. е. преступления, предусмотренного ч. 3, 4 ст. 204 УК РФ, может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 2, 4 ст. 204 УК РФ, относятся к квалифицированным видам коммерческого подкупа. К обстоятельствам, увеличивающим общественную опасность коммерческого подкупа, относятся:

1) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

2) совершение преступления за незаконные действия (бездействие);

3) совершение преступления сопряжено с вымогательством предмета подкупа.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Под незаконными действиями понимается совершение лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочия, а равно запрещенных действующим законодательством.

Под вымогательством подкупа, согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 24 от 9 июля 2013 г., понимается требование передать незаконное вознаграждение под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Вымогательство обладает рядом признаков: а) требование передать предмет подкупа либо поставление лица в такие условия, когда он вынужден подкупить; б) сопровождается угрозой причинения вреда его интересам, и он имеет целью предотвратить эти вредные последствия; в) угроза затрагивает законные интересы лица.

При вымогательстве подкупающий ставится в условия, когда он вынужден для защиты своих интересов совершить подкуп. В ситуации же с коммерческим подкупом субъект причиняет вред правоохраняемым интересам не для предотвращения неотвратимого в данных условиях иными средствами большего вреда, угрожающего личности, обществу, государству. У субъекта всегда остается выбор либо совершить подкуп, а следовательно, преступление, либо предотвратить вред, причиняемый коммерческим подкупом, сообщив правоохранительным органам о факте вымогательства коммерческого подкупа, выявить коррупционера, но не получить то, что положено по закону.

В связи с этим законодатель предусмотрел в примечании к ст. 204 УК РФ, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство. Возможность быть освобожденным от уголовной ответственности есть только в том случае, если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления. Способствование раскрытию преступления заключается в стремлении лица,

совершившего преступление, своими действиями оказать помощь правоохранительным органам в установлении истины по уголовному делу. Оно может состоять в изобличении других участников преступления, в указании места его совершения, в выдаче орудий и средств совершения преступления и в иных подобных действиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, при высоком уровне латентности коррупции, в том числе и коммерческого подкупа, такая редакция примечания является дополнительным препятствием для выявления фактов коммерческого подкупа. Теперь лицу недостаточно просто сообщить о факте вымогательства у него подкупа, ему еще требуется проявить активность в работе с сотрудниками правоохранительных органов и оказать им помощь. Представляется, что лицо, опасаясь негативных последствий указанных в примечании действий, предпочтет скрыть факт вымогательства подкупа.

В настоящее время законодатель установил уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве, введя в УК РФ ст. 291.1. Это вызвало широкое обсуждение темы в специальной литературе, в том числе вопроса о необходимости введения данного состава. Некоторые авторы предлагают установить уголовную ответственность за посредничество в передаче или получении коммерческого подкупа, ссылаясь при этом на указанную выше статью и совершенно не оценивая возможностей, предоставленных общей частью статьи. Представляется, что принимать аналогичные меры для посредничества в коммерческом подкупе было бы целесообразно только после оценки эффективности их применения в отношении взятки.

На основании изложенного можно сделать выводы, что по своей сути коммерческий подкуп фактически представляет собой незаконную сделку. В результате такой сделки лицу, руководящему деятельностью негосударственной организации, осуществляющей коммерческую и некоммерческую деятельность, передается незаконное вознаграждение имущественного характера за совершение им действий вопреки интересам службы.

При этом в настоящее время за рамки вознаграждения, передаваемого в качестве предмета коммерческого подкупа, выведено получение выгоды неимущественного характера, что является, по нашему мнению, недостатком и требует изменений.

Отсутствие уголовной ответственности за передачу незаконного вознаграждения третьим лицам за совершение лицом, выполняющим управленческие функции, деяний, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 204 УК РФ, не соответствует международному и отечественному законодательству о противодействии коррупции.

Примечание к данной норме, освобождающее от ответственности, требует определенной доработки. Думается, что примечание будет более эффективным, если из действующей редакции примечания исключить указание на «активное способствование в расследовании преступления».

Представляется, что с учетом предложенных изменений и доработок изучаемой нормы она станет более эффективной. ^

1. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за получение взятки и дачу взятки в разных нормах.

2. См.: О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 9 июля 2013 г. №24 // Гарант : справочная правовая система.

3. Волженкин Б. В. Служебные преступления. М., 2000. С. 284. Схожие определения даны: Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. 2-е изд. С. 239; Уголовное право России: Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. С. 206; Российское уголовное право: Особенная часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. С. 219; Горелик А. С., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998. С. 153.

4. Зубарев С. М. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны / / Уголовное право. 2003. № 4. С. 26-27.

5. Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону. М., 2007.

6. Криминология / под ред. В. Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

7. См., напр.: Волженкин Б. В. «Обычный подарок» или взятка? // Законность. 1997. № 4; Горелик А. С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юрид. мир. 1999. № 1-2. С. 16; Макаров С. Д. Разграничение составов коммерческого подкупа и иных преступлений, связанных с незаконным вознаграждением по УК РФ // Адвокат. практика. 2000. № 1. С. 19.

8. См., напр.: Яни П. С. Причинение вреда деянием // Рос. юстиция. 1997. № 1. С. 49; Эксанова А. А. Подкуп как криминогенное преступление (понятие, виды, юридический анализ, квалификация) : дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. См., напр.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. С. 303; Полосин Н. В. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа : дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 105.

список литературы

О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 // Гарант : справочная правовая система.

Волженкин Б. В. «Обычный подарок» или взятка? // Законность. — 1997. — № 4. — С. 25—27.

Волженкин Б. В. Служебные преступления / Б. В. Волженкин. — М. : Норма-Инфа, 2000. — 367 с.

Горелик А. С. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / А. С. Горелик, И. В. Шишко, Г. Н. Хлупина. — Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1998.— 200 с.

Горелик А. С. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп // Юрид. мир. — 1999. — № 1—2. — С. 16—19.

Зубарев С. М. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны / / Уголовное право. — 2003. — № 4. — С. 26-27.

Криминология : учебник / под ред. В. Д. Малкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЗАО «Юстицинформ», 2006. — 528 с.

Лопашенко Н. А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону / Н. А. Лопашенко. — М. : Волтерс Клувер, 2007. — 720 с.

Макаров С. Д. Разграничение составов коммерческого подкупа и иных преступлений, связанных с незаконным вознаграждением по УК РФ / / Адвокат. практика. — 2000. — № 1. — С. 19—20.

Полосин Н. В. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа : дис. … канд. юрид. наук / Н. В. Полосин. — М., 2000. — 210 с.

Уголовное право России: Особенная часть / под ред. В. Н. Кудрявцева, А. В. Наумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2001. — 492 с.

Уголовное право России: Особенная часть / под ред. А. И. Рарога. — М. : Юрист, 2004. — 671 с.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Б. В. Здравомыслова. — М. : Юрист, 1999. — 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксанова А. А. Подкуп как криминогенное преступление (понятие, виды, юридический анализ, квалификация) : дис. … канд. юрид. наук / А. А. Эксанова. — Н. Новгород, 2001. — 222 с.

Яни П. С. Причинение вреда деянием // Рос. юстиция. — 1997. — № 1. — С. 49—52.

characteristics of commercial Bribery © Agildin V., 2014

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх