УК РФ служебный подлог

Непосредственный объект рассматриваемого преступления – нормальная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в сфере обращения с официальными документами.

Предмет преступления – официальные документы, т.е. материальные носители фиксированной информации, письменные акты, выдаваемые государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, а также управленческими структурами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, удостоверяющие факты и события, имеющие юридическое значение, и содержащие необходимые реквизиты (печать, штамп, номер, дату, подпись уполномоченных на это лиц).

Предметом служебного подлога могут быть и частные документы (заявление, расписка, завещание и др.), находящиеся в ведении государственных органов или органов местного самоуправления.

Объективная сторона служебного подлога (ч. 1 ст. 292 УК РФ) выражается в следующих действиях:

  • 1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений;
  • 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений – заполнение документов сведениями, не соответствующими действительности. При этом документ сохраняет признаки подлинного. К этой форме преступного поведения можно отнести, например, полное изготовление фальшивого официального документа; пометку подобного документа другим числом.

Внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, заключается, например, в таких исправлениях, как подчистка, дописка текста, замена его другим текстом.

Для состава рассматриваемого преступления важно, чтобы обе его формы были совершены виновным с использованием своего служебного положения. Если же должностное лицо либо государственный служащий или служащий органа местного самоуправления подделывают неофициальный документ и при этом не используют возможности своей должности, то состав преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, отсутствует. При определенных условиях речь в данном случае может идти о квалификации деяния по ст. 327 УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

Служебный подлог – преступление с формальным составом. Поэтому оно считается оконченным с момента совершения одного из названных в статье действий независимо от наступления вредных последствий.

С субъективной стороны служебный подлог предполагает наличие прямого умысла.

Обязательным признаком состава данного преступления является корыстная или иная личная заинтересованность (понятие этих признаков было рассмотрено при характеристике состава злоупотребления должностными полномочиями – ст. 285 УК РФ). При отсутствии этих признаков субъективной стороны преступления деяние рассматривается лишь как проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

В силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 292 УК РФ) состав служебного подлога имеет место при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК РФ (см. материалы к этой статье).

Если служебный подлог совершается с целью похитить чужое имущество или для сокрытия совершенного хищения, действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений: как служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и хищение (например, по ст. 160 УК РФ).

Субъектом служебного подлога может быть достигшее 16-летнего возраста должностное лицо, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления.

Часть 2 ст. 292 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за тс же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства (см. материалы к ст. 285 УК РФ).

  • В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронный документ является равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такового документа на бумажном носителе.

Являясь посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) отличается от других предусмотренных в гл. 30 УК РФ преступлений своим субъектным составом. Только при совершении служебного подлога его субъектом может быть как должностное лицо, так и государственный служащий и служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.
Предметом служебного подлога являются официальные документы — документированная информация, зафиксированная на любом материальном носителе (в том числе и электронный документ), выдаваемая (исходящая) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными корпорациями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ, а равно документированная информация (обязательства, справки, договоры и т.п.), выдаваемая частными лицами, коммерческими и иными организациями, находящаяся в ведении (делопроизводстве) государственных и муниципальных органов, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия, предоставляют права, возлагают обязанности либо освобождают от них.
Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены электронной цифровой подписью, если речь идет о документе, хранимом, обрабатываемом и передаваемом с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем.
В законе названы две разновидности преступных деяний, объединяемых одним понятием «служебный подлог»: 1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы; 2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.
Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по содержанию документа. К такой разновидности подлога относится также пометка документа другим числом, не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого должностного лица и т.п. Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.
Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или государственным (муниципальным) служащим в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной компетенции).
Если субъект, в принципе являющийся должностным лицом или служащим, подделывает не официальный документ или не использует при подделке те возможности, которыми он обладает в силу своего служебного положения, состава служебного подлога не будет. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы по ст. 327 УК РФ. По этой же статье УК РФ будут нести ответственность за подделку документов служащие государственных и муниципальных бюджетных и автономных учреждений, поскольку они не находятся на государственной службе и не являются муниципальными служащими.
Для признания деяния преступным не требуется наступления каких-либо последствий. Преступление окончено с момента учинения одного из названных в законе действий независимо от того, был ли использован данный подложный документ.
Преступление, предусмотрено ч. 1 ст. 292 УК РФ наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства охватывается ч. 2 комментируемой статьи и наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Служебный подлог может быть совершен только с прямым умыслом, виновное лицо должно руководствоваться корыстными или иными личными побуждениями. Наличие какого-либо другого мотива при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы или совершении иных действий, предусмотренных ст. 292 УК РФ, исключает ответственность за служебный подлог.
Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных документов для совершения другого преступления, содеянное одновременно может являться приготовлением к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления.
Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит квалифицировать по совокупности за хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого преступления.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Алтайский государственный медицинский университет

Факультет высшего сестринского образования

Кафедра судебной медицины с основами права

Контрольная работа

«Правовые основы охраны здоровья граждан»

1. Теоретический вопрос

Правовое значение медицинской документации и служебный подлог.

Актуальность вопроса о правильности ведения медицинской документации связана с отсутствием единых стандартов, обязательных для соблюдения всеми медицинскими организациями, а также с несоответствием норм, содержащихся в подзаконных нормативных актах, требованиям действующего законодательства. Проблема усугубляется еще и тем, что медицинские работники не считают многие медицинские документы юридическими и относятся к их ведению соответственно. Однако именно эти документы являются основным источником информации при возникновении претензий со стороны пациентов и их представителей в случаях ненадлежащего оказания медицинской помощи или нарушения прав граждан.

Понятие медицинского документа. Наиболее распространенное определение термина «документ” дано в Федеральном законе от 29.12.1994№ 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов”. Под документом понимается «материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения”. В статье 5 Закона № 77-ФЗ раскрыто понятие официальных документов, к которым относятся документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, имеющие обязательный, рекомендательный или информационный характер. В то же время существует и более широкое толкование этого термина: документ, составленный (изготовленный), выданный или находящийся в обороте государственных (муниципальных) органов, учреждений, организаций и предприятий и отвечающий определенным требованиям.

Общим признаком всех официальных документов является то, что они могут порождать определенные юридические последствия. Определение термина «медицинский документ” дано в приказе Минздрава России от 22.12.2001 № 12″О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении”». Медицинскими документами являются специальные формы документации, ведущиеся медицинским персоналом, в которых регламентируются действия, связанные с оказанием медицинских услуг. Формы медицинских документов, как правило, утверждаются соответствующими нормативными правовыми актами, а сами документы содержат реквизиты (штамп, печать, входящий или исходящий номер, дату, место составления, наименование должности и подпись надлежащего лица и т.д.).

Перечень медицинской документации достаточно обширен и включает в себя первичные (учетные) документы, отчеты, документы для правового обеспечения лечебно-диагностического процесса. Следует особо подчеркнуть, что любые медицинские документы удостоверяют факты и события, произошедшие в жестко регламентированном правовом поле и имеющие юридическое значение. С правовой точки зрения особо важной является первичная медицинская документация, большинство форм которой было утверждено приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения”. Нужно отметить, что приказ № 1030 был отменен приказом Минздрава СССР от 05.10.1988 № 750.

Однако, поскольку до настоящего времени новые учетные формы не утверждены, медицинские учреждения продолжают использовать формы, установленные приказом № 1030. Правомочность такого использования была подтверждена письмом Минздравсоцразвития России от 30.10.2009№ 14-6/242888, в котором есть ссылка на соответствующую рекомендацию Минздрава России. Помимо приказа № 1030 некоторые формы были утверждены другими документами, например приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 «О Порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг” и приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 № 169 «Об утверждении учетной формы № 030-Л/у «Карта гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств”».

Правила ведения медицинской документации. Общие требования к ведению первичной медицинской документации регламентированы Типовой инструкцией к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений, утвержденной Минздравом СССР от 20.06.1983 № 27-14/70-83. Ряд изменений в этот документ был внесен приказами Минздрава СССР от 31.12.1987№ 1338 «О введении новой формы медицинской карты амбулаторного больного”, от 25.01.1988 № 50 «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема”. Хотя Типовая инструкция № 2714/70-83 ссылается на формально отмененный приказ № 1030, отдельных разъяснений Минздравсоцразвития России по применению не было. Кроме того, приказ № 1338 фактически утратил силу с изданием приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255, а приказ № 50 отменен приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 893. Стоит также упомянуть приказ Минздрава России от 09.06.1986 № 818 «О мерах по сокращению затрат времени медицинских работников на ведение медицинской документации и упразднении ряда учетных форм”. С точки зрения практики претензионной работы ЛПУ, положения приказа № 818, ограничивающие обязательные требования к заполнению медицинской карты стационарного больного (в целях экономии времени медработников на ведение документации), могут иметь негативные правовые последствия как для ЛПУ, так и для медицинского работника, оказывающего помощь больному.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время отсутствуют полные и четко определенные нормативные требования к ведению форм первичной медицинской документации, учитывающие положения действующего законодательства. Сложившаяся практика. Немаловажно, что проблема ненадлежащего ведения медицинской документации, помимо неполной нормативной базы, усугубляется субъективным фактором. Большинство медицинских работников, традиционно относящихся к «бумажной” работе как к второстепенной и требующей неоправданно больших трудозатрат, считают вполне допустимым отступать от ранее применявшихся норм ведения медицинской документации. Так, по данным Ю.Д. Сергеева, Ю.В. Бисюка (2008 г.), которые провели анализ 1200 медицинских карт амбулаторных больных и 1210 медицинских карт стационарных больных, в 100% случаев были выявлены те или иные недостатки оформления документации. По образному выражению авторов, «дефекты ведения медицинской документации столь масштабны, что в случае введения за это уголовной ответственности можно смело утверждать, что медицинское сословие как таковое в нашей стране исчезнет”.

Наиболее распространенными дефектами ведения первичной медицинской документации являются следующие:

* отсутствие обоснования госпитализации, установленного предварительного и клинического диагнозов, дефекты в описании жалоб, анамнеза, объективного обследования;

* отсутствие обоснования необходимости проведения того или иного медицинского вмешательства;

* отсутствие добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство;

* неправильное оформление записей в связи с назначением лекарственной терапии;

* отсутствие указаний на результаты проведенных лечебных мероприятий;

* отсутствие этапных эпикризов и сведений о динамическом наблюдении за больным;

* отсутствие указания времени осмотра пациента лечащим врачом, консультантами, времени проведения оперативного вмешательства;

* отсутствие необходимых подписей (лечащего врача или зав. отделением);

* низкая информативность дневников, записей консультантов и эпикризов;

* формальный характер записей, небрежные и неразборчивые записи, нарушение хронологического порядка изложения данных. Правовой статус медицинской документации и последствия ненадлежащего ее ведения. Прежде чем установить, что такое надлежащее оформление первичной медицинской документации, важно определиться с ее правовым статусом. Напомним, что к первичным медицинским документам относятся документы, удостоверяющие факты и события, значимые с юридической точки зрения. В частности, первичная медицинская документация является основным документом при экспертной оценке медицинской помощи и объектом проведения судебно-медицинской экспертизы.

Иными словами, наличие, характер и степень выраженности недостатков ведения документации могут играть решающую роль при оценке качества самой медицинской помощи. Неполно или неверно заполненные первичные документы зачастую становятся свидетельством против медицинских работников при анализе допущенных дефектов помощи и определении степени ответственности конкретных лиц за причинение вреда жизни и здоровью пациентов или нарушение их прав. Рассмотрим статус медицинской документации с точки зрения права. В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002№ 138-ФЗ (далее — ГПК РФ), доказательствами по гражданскому делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения сторон, и иных обстоятельств, значимых для правильного разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей и заключений экспертов.

Таким образом, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве медицинская документация относится к категории доказательств. Согласно ст. 71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются «содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом”.

Медицинская документация имеет статус письменного доказательства по делу. Медицинские документы являются относимым и допустимым доказательством, имеющим существенное значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. В силу ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (далее — УПК РФ) медицинская документация является доказательством по уголовному делу, на основе которого суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. По смыслу ст. 81 УПК РФ медицинская документация может служить средством для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела, по этим квалифицирующим признакам она является вещественным доказательством. Важно отметить, что к первичной медицинской документации, как к письменному доказательству по гражданскому или уголовному делу, предъявляются следующие требования: полнота записей, хронологический порядок изложения данных, разборчивость почерка, аккуратность ведения, достоверность изложенных сведений. В некоторых случаях, например при оспаривании достоверности сведений, содержащихся в медицинских документах (в том числе, когда у суда есть основания полагать, что представленные ему документы подверглись подделке, исправлению, содержат заведомо недостоверные, ложные сведения), медицинская документация может изменить свой процессуальный статус и из письменного доказательства стать вещественным. Это может свидетельствовать о неблагоприятном развитии судебного процесса. В отличие от письменного доказательства, свидетельствующего своим содержанием, вещественное доказательство свидетельствует лишь своей формой. С учетом данных обстоятельств весьма актуально рассмотреть составы преступлений, по которым может наступить уголовная ответственность медицинских работников в случае неправомерных действий с первичными медицинскими документами.

Служебный подлог. Статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996№ 63-ФЗ (далее — УК РФ) определяет служебный подлог как должностное преступление и устанавливает ответственность за него. В понятие «служебный подлог” входит внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Согласно прим. 1 ст. 285 УК РФ, должностными «признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях…”.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий” разъяснено, что «к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии)”.

Таким образом, медицинские работники, наделенные правом оформлять медицинские документы, которые могут предоставлять заинтересованным лицам определенные права и льготы либо освобождать от определенных обязанностей, относятся к категории должностных лиц. Это обусловлено тем обстоятельством, что их действия влекут за собой конкретные юридические последствия. Предметом преступления являются официальные документы, предоставляющие определенные права, возлагающие обязанности или освобождающие от них, удостоверяющие юридически значимые факты или события, а также обладающие соответствующей формой и реквизитами документы. Применительно к деятельности медицинских работников такими документами могут быть медицинская карта стационарного или амбулаторного больного, листки нетрудоспособности, медицинские справки и т.д.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УКРФ, выражается во внесении в официальный документ либо заведомо ложных сведений, либо исправлений, искажающих его действительное содержание. Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т. е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности или фактическому положению дел сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Это, например, выдача листка нетрудоспособности здоровому человеку, выдача ложных справок о якобы тяжелом заболевании, необходимости постороннего ухода, наличии беременности, о состоянии здоровья или перенесенной травме для получения пособия по социальному страхованию от несчастного случая и т.д.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание — это изменение содержания подлинного документа путем подчисток, вытравливания подлинного текста и полной или частичной замены его на другой, замены отдельных частей (листов)документа, внесения в текст документа новых записей, замены реквизитов, подделки подписей, оттиска печати, совершения иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог). В частности, это может быть изменение даты и времени обращения больного в медицинскую организацию, времени начала хирургического вмешательства, замена диагноза, поправки, подчистки в дневниках историй болезни умерших больных, фиктивные данные о проведении лабораторных и инструментальных исследований. Необходимо обратить внимание медицинских работников на то, что преступление считается оконченным с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание. При этом не имеет значения, был ли такой документ использован в дальнейшем.

С субъективной стороны должностное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. То есть необходимым условием является сознание виновным того факта, что он вносит в официальный документ ложные сведения (или исправления, искажающие его действительное содержание) и желает совершить такие действия. Мотивами могут быть как корыстные побуждения (получение материальной выгоды), так и иная личная заинтересованность (например, оказание услуги близким или знакомым).

Корыстные побуждения могут выражаться в желании получить для себя или близких выгоду имущественного характера. Иная личная заинтересованность может выражаться в уклонении от должностных обязанностей, желании скрыть упущения в работе или заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера (обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, скрытием своей некомпетентности и т.п.). право медицинский уголовный преступление

Отметим, что отсутствие признака корыстной или личной заинтересованности, например совершение тех же действий из «идейных соображений”, не позволяет квалифицировать деяние как служебный подлог. Необходимо подчеркнуть, что общественная опасность рассматриваемого преступления, несмотря на относительно нестрогое уголовное наказание, достаточно велика. Подобного рода деяния ведут к утрате доверия к деятельности медицинских работников и подрыву служебной дисциплины в медицинских организациях. Утеря и порча документов. В случае намеренного сокрытия истории болезни либо другого документа в расчете на то, что при их отсутствии не будет возможности расследовать обстоятельства дела и судебный процесс будет отменен, следует знать о возможности возникновения уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 325 УК РФ.

Объект данного преступления — установленный порядок обращения официальных документов, штампов, печатей. Предметом преступления являются только официальные документы, штампы и печати. Объективная сторона преступления заключается в одном из перечисленных действий: похищении, уничтожении, повреждении или сокрытии официальных документов, штампов или печатей, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. При этом под похищением понимается незаконное изъятие указанных предметов из ведения организации.

Сокрытие подразумевает утаивание документов, исключающее возможность их использования уполномоченными лицами по назначению. При сокрытии предмета преступления он не выбывает из владения уполномоченного лица, но помещается в такое место, в котором это лицо не может его обнаружить. Данным обстоятельством сокрытие отличается от похищения. Наряду с перечисленными неправомерными действиями законодатель также предусмотрел возможность «порчи” официальных документов, выделяя при этом понятия «уничтожение” и «повреждение”. Так, под уничтожением понимается истребление, приведение документов в полную негодность относительно их целевого назначения, прекращение их физического существования.

Уничтожение означает полную ликвидацию (например, сожжение) либо невозможность восстановления предметов преступления (полное удаление изображения текста на печати). В понятие «повреждение” вкладывается приведение документов в частичную техническую негодность, затрудняющую или делающую невозможной их использование по прямому назначению. При повреждении предмет преступления может быть восстановлен и использован по назначению.

Преступление считается оконченным в следующих случаях:

* похищение, когда виновный получил реальную возможность владеть, пользоваться и распоряжаться похищенными предметами;

* уничтожение и повреждение — с момента приведения этих предметов в непригодное состояние;

* сокрытие — с момента их утаивания. Кроме того, если похищен рецепт (или иной документ), выданный в установленном порядке, дающий право на получение наркотического средства или психотропного вещества, и впоследствии подделан, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ч. 1 ст. 325 УК РФ и ст. 233УК РФ: незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны данного состава преступления является наличие корыстной или иной заинтересованности. Корысть предполагает получение материальной выгоды. Суть этих терминов разъяснена выше.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Общественная опасность преступления заключается в противоправном изменении статуса юридических и физических лиц за счет изъятия из законного пользования официальных документов. Таким образом, анализ правовых последствий ненадлежащего ведения первичной медицинской документации позволяет сделать вывод о том, что возникающая в данных случаях ответственность достаточно серьезна. Для профилактики подобного рода преступлений требуется не только правовая регламентация процесса ведения первичной медицинской документации, но и повышение юридической грамотности медицинских работников. Соблюдение медицинскими работниками норм ведения первичной медицинской документации, отношение к медицинскому документу как к официальному юридическому документу, строгая регламентация требований к заполнению форм первичной медицинской документации помогут медицинским организациям вести свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, и предупредит возможность наступления правовых последствий

2. Ситуационные задачи

1. Ребенок в возрасте двух лет был доставлен в детское отделение городской больницы с диагнозом «Острая пневмония». Матери было предложено находиться с ребенком для ухода с выдачей листка нетрудоспособности, от чего она отказалась, предложив уход за ребенком поручить своей сестре. Лечащий врач отказал матери, сославшись на то, что ее сестра не близкий родственник ребенку.

Правомочны ли действия врача в этой ситуации?

Ответ: Нет, не правомочны. Листок нетрудоспособности оформляется на лицо, которое будет ухаживать за ребенком. В инструкции не оговорено, что это должен быть только родственник. В экстренных случаях это может быть, конечно, и соседка, и подруга.

PS. V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

2. В приемное отделение больницы в сопровождении двух сотрудников милиции был доставлен из СИЗО гражданин, задержанный по подозрению в совершении преступления по ст. 131 УК РФ «Изнасилование». Гражданин утверждал, что за 30 минут до доставки его в больницу проглотил 2 швейные иглы. От проведения всех медицинских манипуляций, включая ФГС, отказался.

Какие должны быть действия дежурного врача?

Ответ: Зафиксировать факт обращения и отказ от медицинской помощи в медицинской документации. Разъяснить ему последствия, которые могут наступить, если медицинская помощь не будет оказана и также занести запись об этом в медицинскую документацию. Подпись обратившегося под записями об отказе от помощи и о том, что он информирован о возможных последствиях, обязательна. Принудительно врач не вправе проводить лечение.

Источник: ФЗ «Основы законодательства об охране здоровья граждан».

3. Тестовые задания

1. При отказе пациента от возможных методов лечения заболевания он:

1) подлежит выписке из стационара по решению лечащего врача;

2) подлежит выписке из стационара по решению руководителя учреждения здравоохранения;

3) подлежит выписке из стационара при отсутствии альтернативных методов лечения;

4) продолжает находиться в ЛПУ под наблюдением;

5) переводится в другое учреждение здравоохранения.

Пояснение к ответу — «Основы» установили право пациента на отказ от медицинского вмешательства, детализировав условия этой процедуры в статье 33, которая гласит: «Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ».

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации эвтаназия:

1) разрешена в лечебных учреждениях государственной системы здравоохранения;

2) разрешена в лечебных учреждениях частной системы здравоохранения;

3) запрещена во всех типах учреждений системы здравоохранения;

4) разрешена только при наличии специально выданной лицензии во всех видах учреждений системы здравоохранения;

5) разрешена при наличии сертификата специалиста, специально выданной лицензии, диплома специалиста в специализированных учреждениях системы здравоохранения.

Размещено на Allbest.ru

Новая редакция Ст. 292 УК РФ

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 292 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различных форм хищений и др.

2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

3. Обязательным признаком служебного подлога является предмет посягательства — официальный документ.

3.1. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.).

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

3.3. Частные документы могут быть предметом посягательства, предусмотренного коммент. статьей, при условии, что они находятся в ведении государственных органов или организаций.

4. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.

4.1. При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе, и т.д. (интеллектуальный подлог).

4.2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

4.3. Состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК РФ.

4.4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.

5. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4 в случаях, когда виновное лицо использует изготовленные им заведомо фиктивные документы для совершения хищения, его действия надлежит квалифицировать по совокупности двух преступлений: как хищение и как служебный подлог.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия.

6.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285).

Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава служебного подлога. Такое поведение может влечь дисциплинарную ответственность либо при наличии соответствующих признаков квалифицироваться как халатность.

8. Служебный подлог — преступление небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме — ч. 1 ст. 292.1 УК; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), — предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью.

4. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Фактически ч. 2 является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх