Ущерб от ДТП

Содержание

Возмещение ущерба, причиненного ДТП

Наше адвокатское бюро оказывает следующие виды услуг в области возмещения вреда, причиненного физическому или юридическому лицу при дорожно-транспортном происшествии (ДТП):

  • консультирование по вопросам прав лиц, которым причинен ущерб в результате ДТП;
  • консультирование по вопросам прав граждан, которым в результате ДТП причинен вред здоровью;
  • представление интересов лиц — участников ДТП в административном производстве в органах ГИБДД и в суде;
  • подбор экспертных организаций, юридическое сопровождение проведения экспертизы;
  • представление интересов физических и юридических лиц в страховых компаниях;
  • досудебная (претензионная) работа со страховыми компаниями и виновниками ДТП;
  • представление интересов физических и юридических лиц в судах первой и вышестоящих инстанций;
  • представление интересов физических и юридических лиц в Службе Судебных Приставов РФ по взысканию суммы ущерба с виновника, страховой компании .

Возмещение ущерба при ДТП – это весьма актуальная проблема для многих автовладельцев, поскольку не всегда удается договориться с виновником аварии и страховой компанией о выплате суммы нанесенного ущерба мирным путем.

Но, тем не менее, возмещение ущерба при ДТП должно произойти, ведь в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшему лицу наносится материальный и моральный урон. Возмещение вреда при ДТП – это, как правило, немаленькая сумма, поэтому за нее стоит бороться, а окажет помощь Вам в этом опытный автоюрист, обладающий знаниями в области гражданского и автомобильного права.

Вред может быть причинен имуществу лица, а также его жизни и здоровью

Рассмотрим более подробно возмещение вреда, причиненного имуществу в результате дорожно-транспортного происшествия.

Как правило, при ДТП имущественный ущерб причиняется транспортному средству участника происшествия, другому имуществу, которое пострадало в результате ДТП. Например, ценным или дорогостоящим вещам, находившимся в автомобиле пострадавшего. Также материальный ущерб может быть причинен лицам, не являющимся участниками дорожного движения, собственность которых пострадала в результате ДТП. При аварии от столкновения с автомобилем могут пострадать здания, инженерные сооружения, элементы дорожных конструкций, и т.д. Кроме того, имущественный ущерб может быть причинен пешеходу — участнику дорожного движения, в результате наезда на которого пострадали его личные вещи, например пальто или шуба.

По общему правилу, под убытками гражданское законодательство РФ понимает те расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления своего нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

На практике это означает, что причинитель вреда, т.е. лицо, в установленном законом порядке признанное виновным в совершении ДТП, обязано в полном объеме возместить пострадавшему причиненный материальный вред. При этом причинитель вреда также обязан компенсировать все расходы, связанные с восстановлением имущественного права пострадавшего лица, включая расходы по проведению экспертизы, оплату услуг адвокатов, аренду транспортных средств и т.д.

Однако следует заметить, что законом предусмотрены случаи, когда обязанность по возмещению вреда может быть возложена на лицо и при отсутствии его вины.

Такие случаи мы разберем ниже

Каким же образом лицу, которому причинен материальный вред, осуществить защиту своих прав?

Для этого, прежде всего, необходимо установить виновника ДТП либо лицо, которое в силу закона обязано возместить ущерб. Как правило, виновник ДТП устанавливается в ходе административного производства, возбужденного по факту происшествия органами ГИБДД. В случае наличия состава уголовного преступления, виновным может быть признано лицо на основании приговора суда по уголовному делу.

Защиту нарушенных прав в силу ст.11ГК РФ осуществляет суд. Иск предъявляется в суд, по общему правилу, по месту нахождения ответчика. Нередко наши Клиенты задают вопрос — «К кому предъявляется иск, в случае если ответственность виновника аварии застрахована?» По нормам действующего законодательства иск может быть предъявлен как непосредственно к причинителю вреда, так и к страховой компании, в которой виновник застраховал свою ответственность. Однако в случае, если иск предъявляется к страховой компании, необходимо соблюсти досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора.

В случае, если иск предъявлен к физическому или юридическому лицу — причинителю вреда, то в ходе предварительного судебного заседания суд устанавливает была ли застрахована ответственность причинителя вреда перед третьими лицами? Если такая ответственность была застрахована, то в процесс привлекается страховая компания, застраховавшая риск наступления ответственности причинителя вреда.

В каком же объеме ущерб, причиненный действиями виновника ДТП, подлежит возмещению?

Возмещению подлежат денежные средства, затраченные или которые собственнику транспортного средства или иного имущества предстоит затратить на восстановительный ремонт транспортного средства или иного имущества, включая приобретение запасных частей, судебные расходы, включая расходы на оплату услуг юристов, адвокатов, нотариусов, затраты на проведение экспертизы, денежные средства, затраченные на оплату работ по диагностике и оценке ремонта в автотехцентрах и т.д.

Кроме того, возмещению подлежит утрата товарной стоимости автомобиля (УТС). Утрата товарной стоимости автомобиля это величина, которая характеризует снижение стоимости автомобиля в результате его восстановления после ДТП. Расчет УТС может быть произведен для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобилей до 40%. Величина УТС устанавливается независимыми экспертами.

К физическим и юридическим лицам, которые несут материальную ответственность за ущерб от ДТП, относятся владельцы транспортных средств (ст. 1079 ГК РФ), которые солидарно несут ответственность за убытки, причиненный третьим лицам.
Законодательство обязывает возмещать ущерб от ДТП во всех случаях, за исключением ситуаций:

  • когда ущерб причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего;
  • если транспортное средство выбыло из владения в результате угона, кражи.

Суд по ДТП может освободить владельца транспортного средства от ответственности либо уменьшить сумму возмещения ущерба, если причиной ДТП явилась грубая неосторожность потерпевшего (критерии такого освобождения от материальной ответственности отсутствуют).

Для подсчета материального вреда, как правило, привлекаются независимые экспертные организации, заключения которых являются в суде одними из доказательств причинения имущественного вреда. Такая экспертиза именуется независимой оценочной экспертизой и проводится в большинстве случаев с осмотром пострадавшего автомобиля и другого имущества, которому причинен вред. Как наряду с заключением эксперта о сумме причиненного автомобилю или другому имуществу ущерба, так и самостоятельными доказательствами в суде могут служить заказ-наряды из автосервисов, чеки на покупку запасных частей или новой одежды, пострадавшей при ДТП.

Теперь рассмотрим случаи, в которых обязанность возмещения причиненного вреда может быть возложена на лицо при отсутствии его вины, если такое лицо владеет источником повышенной опасности. К источникам повышенной опасности закон относит транспортные средства, механизмы, электроэнергию высокого напряжения, атомную энергию, и т.д.).

Итак, ст.1079 Гражданского Кодекса РФ предусматривает, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с источником повышенной опасности (в том числе и с эксплуатацией автомобилей), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Приведем пример. Автомобиль совершает наезд на пешехода, при этом водитель транспортного средства в результате проведенного административного разбирательства признан невиновным в совершении административного правонарушения. Гражданину, на которого совершен наезд, причинен материальный ущерб, также установлен вред здоровью средней тяжести.

В приведенном примере гражданин имеет право обратиться в лицу, которое владеет автомобилем на любом законном основании (праве собственности, управляло автомобилем по доверенности и пр.) с требованием о возмещении материального и морального вреда, а также вреда, причиненного его здоровью).

Рассмотрим второй случай.

В результате ДТП может быть причинен моральный вред.

По общим правилам гражданско-правового законодательства моральный вред возмещается в случае, когда нарушаются личные неимущественные права гражданина либо в случаях прямо предусмотренных в законе.

К личным неимущественным правам и нематериальным благам закон относит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство, доброе имя, деловую репутацию и пр. Отсюда вытекает право гражданина на взыскание морального вреда при причинении вреда его здоровью. Право на возмещение морального вреда также принадлежит родственникам погибшего в результате ДТП гражданина.

При доказывании в суде факта причинения морального вреда, необходимо представить доказательства, подтверждающие, что истец испытывает физические и нравственные страдания, которые находятся в причинно-следственной связи с действиями или бездействием причинителя вреда.

Надо ли говорить о том, что доказать наличие морального вреда и возместить его в полном объеме под силу только подкованному в данном вопросе юристу. От качества работы юриста разница в сумме возмещения морального вреда по одной категории дел при аналогичных обстоятельствах происшествия может разница в 10-15 раз!

Клиенты, обратившиеся в Наше Бюро, нередко задают вопрос о размере морального вреда, подлежащего возмещению. К сожалению, в настоящее время критериев оценки размера морального вреда нет. Поэтому решения судов в части компенсации морального вреда являются очень произвольными. Квалифицированный адвокат по ДТП поможет взыскать не только материальный, но и моральный ущерб от ДТП, поскольку сможет доказать в суде степень физических и нравственных страданий, испытываемых потерпевшем, соответствующую фактическим обстоятельствам дела, и причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими негативными последствиями (повреждением здоровья, временной нетрудоспособностью и пр.).

Следует также отметить, что право на возмещение морального вреда имеют родственники погибшего в результате ДТП гражданина.

Участие в деле опытного адвоката или юриста будет являться решающим фактором в размере возмещения материального и морального вреда в суде.

Помимо того, не следует забывать, что суд возместит полностью или частично расходы по оплате услуг юриста или адвоката.

Третий случай возмещения вреда вытекает из права гражданина на компенсацию утраченного в результате ДТП заработка и его права на возмещение затрат на восстановление здоровья.

При причинении вреда здоровью гражданина в результате ДТП подлежит возмещению утраченный заработок, который определяется по правилам ст.1086 ГК РФ, а также расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санитарно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств и пр., если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и не имеет права на их бесплатное получение.

Из приведенной нормы закона вытекает обязанность истца, т.е. гражданина, которому причинен вред здоровью, доказать в суде необходимость приобретения тех или иных лекарственных препаратов, средств протезирования или обращения за медицинской помощью на платной основе, а также то, что такой гражданин не имеет право на их бесплатное получение.

В сложившейся правоприменительной практике отсутствует единообразное применение норм закона, регулирующих возмещение затрат на платное лечение, приобретение лекарств и другие расходы, связанные с восстановлением здоровья.

Для возмещения вреда, причиненному здоровью, в полном объеме истец в суде обязан представлять доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования. Поэтому очень важно, чтобы дело в суде вел опытный юрист, «на зубок» знающий нормы процессуального права и умеющий их применять на практике .

Исходя из опыта работы наших адвокатов, суд по ДТП находит материальный ущерб подлежащим возмещению в заявленном размере в случае, когда указанные расходы являются необходимыми, а их размер является обоснованным и реальным.

При угрозе жизни или здоровью потерпевшего уменьшение размера возмещения ущерба от ДТП в ряде случаев не допускается. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении ущерба в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ).

Четвертый случай возмещения вреда, причиненного ДТП, касается возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца.

С морально-этической стороны — ничто не может компенсировать потерю близкого человека. Однако не следует забывать о тех людях, которые зависели от умершего материально. Например, о его несовершеннолетних детях, лицах, находившимся у него на иждивении. И законодатель в ст.1088 ГК РФ предусмотрел, кто и в каких случаях имеет право на возмещение вреда в случае потери кормильца.

Например, право на возмещения вреда имеет один из членов семьи умершего кормильца, независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимся на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14-летнего возраста либо хотя и достигшими такого возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Помимо того, лицо, ответственное за вред, вызванный смертью потерпевшего, обязано возместить расходы на погребение.

Если Вы стали участником автомобильной аварии, наши высококвалифицированные автоюристы возьмут всю юридическую сторону вопроса в свои руки, представляя Ваши права и интересы в страховой компании, административном производстве, в судах первой и кассационной инстанции, в исполнительном производстве, чтобы возмещение ущерба при ДТП в Вашу пользу состоялось быстро и в полном объеме.

«Мирный» путь

Договоренность потерпевшего с виновником ДТП о выплате компенсаций без обращения в суд вполне законна, но важно зафиксировать все условия в письменном виде.

Прежде чем начинать переговоры с виновником ДТП, потерпевший должен

  • получить документы в ГИБДД и ответ из страховой компании (отказ от страховой выплаты или выплату, существенно меньше суммы реального ущерба);
  • сделать независимую экспертизу пострадавшего автомобиля.

Далее составляется досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. В документе указывается:

  • информация о ДТП и поврежденном автомобиле;
  • данные виновника аварии и потерпевшего;
  • результаты независимой экспертизы;
  • общая сумма убытков;
  • информации о страховой выплате и разнице между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (если работает полис ОСАГО);
  • сумма, которую необходимо выплатить, чтобы снять все претензии потерпевшего;
  • срок и форма выплаты (наличными либо на счет в банке).

К досудебной претензии прилагаются копии:

  • акта о страховом случае;
  • справки о ДТП; постановления, протокола по делу об административном правонарушении;
  • телеграммы с вызовом на осмотр машины для независимой экспертизы;
  • отчета независимой экспертизы;
  • чеков и квитанций, а также договоров по расходам, связанным с ДТП.

Отправляется заказным письмом с описью и уведомлением о вручении или передается лично под роспись о получении.

Судебный иск

В случае отказа виновника ДТП возместить ущерб в добровольном порядке, потерпевший вправе обратиться в суд — мировой или районный, в зависимости от суммы ущерба (районный суд рассматривает дело, если причиненный ущерб более 50 тыс. рублей).

  1. Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП. В исковом заявлении описываются события, на основании которых требуется взыскать возмещение ущерба, с обязательным указанием норм законов, дающих право на это.
  2. Ущерб подтверждается документами (экспертизы, справки, расчеты, протокол ГИБДД и т.д.).
  3. Уплачивается государственная пошлина (ее сумма зависит от суммы иска).
  4. При подготовке и на судебном заседании может потребоваться помощь юриста, который сможет грамотно апеллировать к нормам законов и приводить примеры из судебной практики.

НА ЗАМЕТКУ! Стоимость услуг юриста, сумму госпошлины, расходы на проведение независимой оценки ущерба и иные необходимые для ведения судебного процесса расходы включаются в итоговый размер ущерба, который должен компенсировать виновник по решению суда.

Видео: Взыскание ущерба с виновника ДТП

Потребовать возмещения ущерба с виновника ДТП может не сам потерпевший, а страховщик, к которому переходит право требования, после выплаты потерпевшему страхового возмещения по договору каско (суброгация, ст.965 ГК РФ).

Оценка ущерба

Оценка ущерба «по железу» проводится с привлечением специалиста-оценщика.

ВАЖНО! Перед осмотром пострадавшего автомобиля виновник ДТП и его страховая компания (при наличии) оповещаются о дате и месте оценки. Лично под расписку или заказной телеграммой с уведомлением о вручении (копия телеграммы заверяется на телеграфе). За 3-6 рабочих дней до назначенного осмотра (срок зависит от местонахождения адресата).

Понадобятся документы

  1. Паспорт гражданина, заказывающего оценку (для составления договора на оказание услуги).
  2. Паспорт транспортного средства (ТС), свидетельство о регистрации ТС.
  3. Если машина была на гарантийном обслуживании, пригодится сервисная книжка с соответствующими отметками.
  4. Справка (или копия) об аварии из ГИБДД (с указанием повреждений авто).
  5. Акт (или копия) предыдущего осмотра, если экспертиза уже проводилась (например, страховой компанией, занизившей выплаты), с приложением произведенных тогда расчетов.

ВАЖНО! По ст.12.1 действующей редакции Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» независимая оценочная экспертиза проводится по единым правилам, установленным «Положением о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 N 433-П).

  • Для оценки ущерба в рамках ОСАГО применяется специально разработанная единая методика определения величины расходов на восстановительный ремонт авто.
  • Проводить независимую экспертизу должен только эксперт-техник, включенный в единый реестр Министерства Юстиции РФ.

С октября 2014 года оценка ущерба для предъявления претензии к виновнику аварии может происходить в «упрощенном порядке». Потерпевший вправе самостоятельно выбрать способ для расчета суммы ущерба, причиненного в связи с повреждением его транспортного средства, чаще всего на основании сметы ремонтно-восстановительных работ. Смета составляется потерпевшим самостоятельно или в ремонтной мастерской. Для обоснования сметы используются чеки, выписки, справки из автомагазинов и специализирующихся на торговле запасными частями и ремонте организаций.

После оценки составляется

  1. Акт осмотра, на базе которого рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости автомобиля. Акт подписывают эксперт и обе стороны (виновник ДТП и потерпевший). Если виновник ДТП не явился, несмотря на своевременное уведомление, в акте об этом делается соответствующая отметка.
  2. К акту осмотра прилагается фотография авто, сделанная в день осмотра.
  3. После расчетов подготовляется отчет (экспертное заключение), с применением единой методики установленной Банком России.
  4. Документы подшиваются в папку, заверяются печатью и передаются заказчику.

Основные положения ответственности страхователя

В соответствии с п. 1 статьи 944 ГК РФ и пунктом 11.3. Правил страхования при заключении договора страхователь обязан сообщать страховщику обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих значение для оценки страхового риска, а также обо всех заключенных или заключаемых договорах страхования в отношении данного транспортного средства. При этом страхователь несет ответственность за достоверность и полноту данных, представленных для заключения договора ОСАГО, включая ответы на письменные запросы страховщика. Данная ответственность заключается в том, что если после заключения договора выяснится, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, необходимых для оценки страхового риска, страховщик вправе на основании пункта 3 статьи 944 ГК РФ потребовать признания договора недействительным.
Оценка страхового риска страховщиком необходима для определения размера страховой премии полиса ОСАГО. При этом размер страховой суммы по Договору, в пределах которой производится страховое возмещение, не должен быть менее чем это предусмотрено ФЗ-40 Закона о обязательном страховании автогражданской ответственности. Кроме того, владелец ОСАГО несет ответственность за предоставление заведомо ложной информации относительно обстоятельств, имеющих существенное значение для оценки страхового тарифы, а также за не уведомление страховщика об увеличении страхового риска в период действия Договора.
В первом случае Договор может быть признан недействительным по иску страховщика с возмещением ему реального ущерба (п. 3 ст. 944 ГК РФ).
Во втором – страховщик может потребовать расторжения Договора и возмещения убытков, причиненных расторжением Договора (п. 3 ст. 959 ГК РФ).
Что касается порядка разрешения сторонами споров по Договору, то во избежание судебных расходов в Договоре зачастую споры разрешаются путем переговоров между сторонами, т.е. в претензионном порядке. Целесообразно также предусмотреть срок рассмотрения претензии, при несоблюдении которого сторона, предъявившая претензию, вправе обратиться в арбитражный суд.
По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться

Теги по теме:

Некоторые особенности рассмотрения споров, связанных с договорами ОСАГО

Введение обязательной процедуры досудебного урегулирования споров, связанных с договорами ОСАГО (п. 1 ст. 16.1 Федерального закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – закон об ОСАГО), а также утверждение Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства являются мерами, направленными на сокращение количества судебных споров о суммах страховых выплат пострадавшим в ДТП. Тем не менее соответствующие иски по-прежнему составляют значительную часть поступающих в суды обращений, связанных с ОСАГО, – такой вывод следует из посвященного данной категории дел Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 22 июня 2016 года (далее – Обзор). Большая часть пунктов Обзора иллюстрирует, как применяются судами на практике положения закона об ОСАГО и разъяснения, закрепленные в Постановлении Пленума ВС РФ от 29 января 2015 г. № 2 (далее – Постановление № 2). Однако содержит он и ряд дополнительных разъяснений Суда.

Процессуальные вопросы

ВС РФ отметил, в частности, что при прямом возмещении убытков, причиненных в результате ДТП, процедура досудебного урегулировании споров обязательна не только для потерпевших, но и для страховых компаний (п. 3 Обзора). Так, из-за ее несоблюдения был оставлен без рассмотрения иск страховщика потерпевшего, выплатившего ему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков, к страховой компании, являющейся страховщиком причинителя вреда. Изначально истец направил заявление о возмещении соответствующего ущерба ответчику, и тот частично выплатил страховое возмещение. Однако после этого, не предъявив ответчику претензий по поводу размера возмещения, истец обратился в суд. Суд постановил, что в данном случае не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора, являющийся обязательным по закону, и поэтому иск не может быть рассмотрен (по материалам судебной практики Арбитражного суда Свердловской области).

НАША СПРАВКА

В случае, когда в результате ДТП вред причинен только двум столкнувшимся транспортным средствам, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законом об ОСАГО, требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, потерпевший предъявляет своему страховщику, то есть той страховой компании, в которой он оформлял договор ОСАГО, а не страховщику причинителя вреда (п. 1 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Это и называется прямым возмещением убытков.

Также Суд подчеркнул, что факт привлечения или непривлечения страховщика причинителя вреда к участию в деле по иску потерпевшего к своей страховой организации о выплате страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков не влияет на рассмотрение этого дела (п. 5 Обзора). В ходе одного из таких судебных процессов суд отклонил ходатайство страховщика потерпевшего, являющегося ответчиком по соответствующему делу, о привлечении к участию в нем в качестве третьего лица без самостоятельных требований страховой компании, застраховавшей ответственность причинителя вреда. По мнению ответчика, от результатов рассмотрения дела будет зависеть объем обязательств перед ним страховщика причинителя вреда, и поэтому его участие в судебном разбирательстве обязательно. Непривлечение же указанной страховой организации к участию в деле в последующем может стать причиной отмены вынесенного решения судами вышестоящих инстанций, уверен ответчик.

Как реализовать право на получение страховой выплаты в рамках ОСАГО, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Однако и суд первой инстанции, и апелляционный суд подчеркнули, что обязанность страховщика причинителя вреда по выплате возмещения страховой компании потерпевшего реализуется на основании и в порядке, установленном отдельным соглашением о прямом возмещении убытков между страховыми организациями. Поэтому решение по делу о споре между потерпевшим и его страховой компанией непосредственно не влияет на права и обязанности страховщика причинителя вреда по отношению к стороне судебного процесса, а значит его непривлечение в качестве третьего лица без самостоятельных требований не является безусловным основанием для отмены решения суда по правилам ч. 3-4 ст. 270 АПК РФ. ВС РФ считает такую позицию судов правильной.

Лица, обладающие правом на получение страховой выплаты

Как уже отмечал ВС РФ, получить страховую выплату в части возмещения вреда, причиненного имуществу в результате ДТП, может только лицо, владеющее этим имуществом на праве собственности или ином вещном праве (п. 18 Постановления № 2). Ни договор аренды имущества, ни закрепление в доверенности соответствующего полномочия, например на право оформления страховых документов и получения сумм страхового возмещения, не наделяют лицо правом на страховую выплату (п. 9 Обзора).

При этом лицо, которое приобрело автомобиль в собственность либо получило его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не вправе обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику предыдущего владельца ни при каких условиях – законом прямо установлено, что новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации ТС, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п. 2 ст. 4 закона об ОСАГО). На этом основании гражданину П., который 26 января 2015 года купил автомобиль, а спустя два дня после этого (29 января) попал в ДТП, было правомерно отказано в удовлетворении заявления о страховой выплате в порядке прямого возмещения убытков, которую, по его мнению, должен был осуществить страховщик предыдущего владельца ТС, поскольку ответственность последнего была застрахована на срок до 11 марта 2015 года в отношении неограниченного количества лиц, допущенных к управлению данным автомобилем (п. 6 Обзора).

Расходы потерпевшего, возмещаемые страховщиком

Согласно разъяснениям Суда потерпевшему в пределах страховой суммы возмещаются восстановительные и иные расходы, понесенные им в связи с наступлением страхового случая и необходимые для получения страхового возмещения (п. 28 Постановления № 2). ВС РФ уточнил, что имеются в виду не только расходы на эвакуацию машины с места происшествия, доставку пострадавшего в больницу, восстановление дорожного знака и подобные им, но и средства, потраченные непосредственно на составление претензии и направление ее в страховую компанию: на оплату услуг представителя, нотариальное заверение копий документов, почтовые расходы и др. (п. 10 Обзора).

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что при несвоевременной выплате страхового возмещения неустойка начисляется не только на стоимость восстановительного ремонта, но и на указанные выше расходы (п. 25 Обзора).

Потерпевшему возмещаются также расходы на проведение независимой экспертизы поврежденного автомобиля, на основании результатов которой определяется размер страховой выплаты, в случае неисполнения страховщиком обязанности по ее проведению (п. 10-12 ст. 12 закона об ОСАГО). Однако поскольку по закону эти расходы должен нести страховщик при осуществлении своей обычной хозяйственной деятельности, они не включаются в состав страховой выплаты и не ограничиваются ее лимитом, указал Суд (п. 23 Обзора).

Прямое возмещение убытков

В случае прямого возмещения убытков размер страховой суммы, в пределах которой должен быть возмещен причиненный потерпевшему вред, определяется условиями договора ОСАГО виновного в ДТП лица, отметил ВС РФ (п. 15 Обзора). Суд считает правильной позицию суда кассационной инстанции, отменившего решения нижестоящих судов, которые отказали потерпевшему в выплате заявленной им суммы страхового возмещения, поскольку она превышала 120 тыс. руб. – такой лимит предусмотрен для договоров ОСАГО, заключенных до 1 октября 2014 года (п. 31 Постановления № 2). Суд кассационной инстанции напомнил, что при прямом возмещении убытков страховщик потерпевшего действует от имени страховщика лица, причинившего вред (п. 4 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Поскольку договор ОСАГО между последними был заключен 25 ноября 2014 года, страховая сумма по нему составляет 400 тыс. руб. (подп. «б» ст. 7 закона об ОСАГО), и именно в этих пределах должен быть рассчитан размер страховой выплаты истцу, заключил суд и направил дело на новое рассмотрение.

БЛАНКИ

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Другие бланки

Еще одно уточнение касается порядка возмещении убытков потерпевшему в случае, когда в отношении страховой организации, застраховавшей его гражданскую ответственность, ведутся процедуры банкротства или у данной организации отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. По закону в такой ситуации потерпевший предъявляет требование о страховой выплате страховщику причинителя вреда (п. 9 ст. 14.1 закона об ОСАГО). Если же банкротство страховщика потерпевшего или отзыв у него лицензии произошли уже после осуществления им страховой выплаты – добровольно или по судебному решению, а потерпевший не согласен с ее размером, по истечении шестимесячного срока он сможет обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков (п. 15 Обзора).

***

Как отмечают эксперты в области автострахования, многие положения Обзора будут полезны для организаций, защищающих права страхователей, – например, о возмещении восстановительных расходов и начислении неустойки в случае просрочки этого возмещения. Однако, по мнению представителей таких организаций, одно из данных ВС РФ разъяснений может увеличить количество споров между участниками рынка.

МНЕНИЕ

Александр Коваль, глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы, президент АНО «За справедливые выплаты»:

«Разъяснение ВС РФ о том, что размер страхового возмещения по договору ОСАГО в отношении поврежденного транспортного средства, на которое распространяется гарантия производителя, определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт (п. 20 Обзора) означает, что владельцу такого автомобиля при его ремонте у официального дилера придется доплачивать самому, а при ремонте в другом автосервисе, предложенной страховщиком, он лишится гарантии. С нашей точки зрения, это явное ущемление прав страхователей! Следует также принять во внимание и тот факт, что названная выше Единая методика разработана и обновляется самими страховщиками, причем без согласования с общественными организациями страхователей. С учетом того, что техники-эксперты, осуществляющие независимую техническую экспертизу автомобилей, аккредитуются в РСА, можно уверенно говорить о том, что здесь имеет место конфликт интересов. Очевидно, что данная ситуация требует законодательного разрешения».

justice pro…

Если участники ДТП договариваются о компенсации ущерба, причиненного аварией, то достигнутые договоренности можно оформить путем составления соглашения о возмещении ущерба при ДТП (образец будет предложен в статье). Далее расскажем о тонкостях оформления данного документа.

В статье пойдет речь о досудебном соглашении при ДТП.

Участники аварии могут составить и подписать данный документ прямо на месте ДТП (например, вместо расписки о возмещении ущерба) или позднее – через некоторое время после происшествия. Стимулом для подписания соглашения при ДТП может стать досудебная претензия.

Участники ДТП могут заключить мировое соглашение при ДТП на любой стадии судебного процесса — тогда суд может прекратить производство по делу по этому основанию.

В каких случаях обычно составляется соглашение о возмещении ущерба при ДТП

Участники ДТП могут оформить соглашение о возмещении вреда при ДТП:

  • при отсутствии ОСАГО у виновного в аварии, например, если срок страхования закончился (если виновник не вписан в полис, а также, если у потерпевшего нет страховки или он не вписан в ОСАГО, страховая компания возместит ущерб);
  • в случае, когда ущерб от ДТП превышает максимальную страховую сумму по ОСАГО;
  • если участники ДТП решили не обращаться в страховую компанию;
  • если ущерб причинен в результате происшествия, которое не признается страховым случаем по ОСАГО.

В соглашении о возмещении ущерба при ДТП (образец предложен ниже) указываются договоренности сторон о возмещении ущерба. Факт передачи денег в счет компенсации вреда обычно фиксируется в соответствующей расписке.

Почему выгодно составлять досудебное соглашение с компенсацией при ДТП

Потерпевший и виновник аварии могут составить соглашение о возмещении ущерба после ДТП до суда, т.к. в этом случае:

  • потерпевший может быстрее получить компенсацию (судебные разбирательства могут длиться долго);
  • виновнику не придется дополнительно к возмещаемому ущербу оплачивать судебные расходы;
  • сторонам не придется участвовать в судебных разбирательствах, что сэкономит их время, сбережет нервы и т.д.;
  • у виновника есть возможность договориться с потерпевшим, например, о компенсации вреда в рассрочку.

НО:

Перед подписанием соглашения участникам ДТП следует взвесить все «за» и «против». Так, виновнику аварии следует знать, что, поставив подпись на документе, он подтверждает свою вину в ДТП и берет на себя обязательства по исполнению соглашения. Потерпевший в случае некорректного составления соглашения может иметь проблемы с получением суммы компенсации.

Нужно ли заверять соглашение о возмещение ущерба при ДТП у нотариуса?

Соглашение о добровольном возмещении ущерба при ДТП может быть составлено в простой письменной форме, а также по желанию сторон может быть заверено или составлено у нотариуса.

Как написать соглашение о возмещении ущерба при ДТП

В соглашении между участниками ДТП, как правило, указывается

  • наименование документа,
  • дата и место составления,
  • обстоятельства ДТП: дата, время, место аварии, транспортные средства (марки, номера), кто виноват, последствия,
  • суть соглашения,
  • размер компенсации (как цифрами, так и прописью), обоснование размера компенсации (потерпевший вправе требовать возмещения ущерба в размере стоимости ремонта без учета износа), в некоторых случаях УТС),
  • срок уплаты компенсации,
  • ФИО участников ДТП, их паспортные данные, адрес, контакты,
  • количество экземпляров (обычно два),
  • подписи сторон.

При наличии свидетелей можно указать их ФИО и данные.

Соглашение о возмещение ущерба при ДТП поможет оформить договоренности сторон и закрепить обязательства виновника ДТП на бумаге

Соглашение о возмещении ущерба при ДТП (ОБРАЗЕЦ)

СОГЛАШЕНИЕ

о возмещении ущерба при ДТП

г.

Мы, , года рождения, паспорт серия № , выдан код подразделения , зарегистрирован по адресу , с одной стороны, и , года рождения, паспорт серия № , выдан код подразделения , зарегистрирован по адресу , с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

  1. обязуется компенсировать материальный вред от совершенного по его вине ДТП, произошедшего

по адресу с участием автомобилей и . В результате указанного ДТП автомобиль получил повреждения .

  1. Стороны договорились о том, что материальный ущерб в результате указанного ДТП составляет рублей. Данная сумма включает:

— стоимость восстановительного ремонта автомобиля согласно экспертному заключению ,

— затраты на проведение экспертизы и составление калькуляции ремонтных работ.

  1. выплачивает указанную в п. 2 настоящего соглашения сумму в полном размере в срок до .
  2. после получения суммы возмещения вреда обязан выдать расписку в получении денежных средств.
  3. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему соглашению.
  4. Все изменения и дополнения к настоящему соглашению оформляются в форме приложения, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения.
  5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим соглашением, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
  6. Расходы, связанные с оформлением настоящего соглашения, оплачивает .
  7. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Досудебное соглашение при ДТП с пешеходом

Когда произошло ДТП с участием пешехода (наезд) может составляться соглашение о добровольном возмещении ущерба. В случае судебного разбирательства выплата компенсации ущерба по такому соглашению может помочь смягчить наказание.

Если виновник ДТП не платит по соглашению…

Подписание соглашения при ДТП не дает полной гарантии в компенсации вреда от аварии. Поэтому, если виновник скрывается, отказывается платить, потерпевший может составить досудебную претензию (если ранее она не составлялась) и отправить ее виновнику ДТП. Следующим шагом может стать составление искового заявления в суд.

Партнеры и участники настоящего проекта могут оказать помощь в составлении соглашения после ДТП и при решении споров, возникших в результате указанных в статье правоотношений.

К кому предъявлять иск, к водителю или к собственнику авто

В соответствии с законом РФ, лица, причинившие вред своей опасной для окружающих деятельностью, должны отвечать за свои деяния.

Это касается как административной, так и уголовной ответственности. Кроме этого, данные граждане, виновные в ДТП, обязаны возместить потерпевшим нанесенный им вред, связанный с использованием источника повышенной опасности, то есть транспортного средства.

Возместить ущерб лицу, потерпевшему в ДТП должен собственник автомобиля (физическое или юридическое лицо). Кроме этого, ответственными являются лица, владеющие автомобилем на правах хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином законном основании.

Водители могут использовать транспортное средство на права аренды, на основании генеральной доверенности, по распоряжению соответствующего органа, прочее.

Собственник транспортного средства не будет отвечать за вред, причиненный потерпевшему в результате аварии, если он представит все доказательства того факта, что в момент аварии машина была угнана и не находилась в его владении.

В данном случае отвечать за свои действия будет то лицо, которое совершило противоправные действия по отношению к транспортному средству.

Но если выяснится, что владелец машины каким-то образом виновен в противоправном изъятии ТС из его обладания, он будет нести ответственность за совершение водителем дорожно-транспортного происшествия вместе с угонщиком автомобиля.

На собственников ТС, в соответствии с нормами ГК РФ, возлагается ответственность за тот урон, который они причинили потерпевшему в результате взаимодействия их автомобилей (столкновения, прочее). В этом случае речь идет о солидарной ответственности.

Возмещение ущерба владельцам взаимодействующих в аварии ТС осуществляется на общих основаниях. Отвечать за создание аварийной обстановки должен гражданин, который на момент аварии был владельцем авто, хоть и не имел на него права собственности.

Следует правильно разделять понятия собственник и владелец транспортного средства.

На каком основании разделяются эти два понятия можно узнать, ознакомившись с нормами закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ.

Владельцем авто признается собственник или другое лицо, которые владеют ТС на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, а также другом законном основании.

Такими основаниями выступают аренда автомобиля, выдача генеральной доверенности, распоряжение о передаче управления ТС, выданное соответствующими органами, прочее.

Владельцем авто не может быть признан гражданин, который управляет автомобилем на работе, на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или другим владельцем автомобиля.

Как определиться в ситуации, когда в момент аварии автомобилем управлял другой водитель, а собственник авто находился в салоне.

Будет ли в данной ситуации водитель признана владельцем ТС?

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить, что ответчиком по делам о возмещении ущерба потерпевшим в аварии должен признаваться водитель, владеющий автомобилем на момент аварии. Такое положение стало возможным благодаря соотношению материалов законодательных актов, судебной практики и изменений в правилах дорожного движения.

Как известно, в ПДД были внесены некоторые изменения, и теперь не обязательно оформлять доверенность на право управлять ТС.

«Правила дорожного движения Российской Федерации» были утверждены 23 октября 1993 года (Постановление Совета министров – Правительства Российской Федерации № 1090). Цель издания данного документа – обеспечить порядок и безопасность на дорогах.

В соответствии с нормами ПДД, каждый водитель, выезжая на дорогу, должен иметь при себе страховой полис ОСАГО. Предъявлять данный документ необходимо по первому требования инспектора ГИБДД или сотрудника полиции.

Каждый владелец транспортного средства не имеет права управлять транспортным средством без страхового полиса. То есть, в соответствии с законом, необходимо страховать риск гражданской ответственности. Для автовладельцев такая ответственность наступает в случае ДТП и причинения вреда жизни и здоровью. А также при повреждении имущества других граждан.

Оформить страховой полис можно не только на одного владельца, но и на несколько лиц.

Таким образом, страхуется гражданская ответственность неопределенного круга граждан. То есть, любое другое лицо, которое вместо владельца управляет его автомобилем на основании иных документов, кроме доверенности или страхового полиса, может делать это на вполне законных основаниях.

Когда собственник автомобиля передает другому гражданину право управления ТС, он вместе с этим передает ему и свои права по владению и пользованию ТС.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ответственность за причинение вреда имуществу потерпевшего в ДТП несет не только собственник автомобиля, но и владелец, который пользуется ТС на законных основаниях. В силу закона список данных оснований не является исчерпывающим.

Например, если человек управляет автомобилем, не имея генеральной доверенности от собственника, но при этом, имея страховой полис, водительское удостоверение, документы о регистрации автомобиля — он пользуется данным ТС на вполне законных основаниях.

Управляя автомобилем, имея надлежащие документы (упомянутые выше), данный водитель не только пользуется своими законными правами, но и должен выполнять определенные обязанности. Речь идет об ответственности за ДТП и возмещении ущерба потерпевшим.

Рассматривая ответственность работодателя, следует отметить, что если работник при исполнении ним трудовых обязанностей, совершил ДТП, ответственность за возмещение ущерба потерпевшим берет на себя физическое или юридическое лицо, чьи распоряжения выполнял водитель.

Все ли водители, управляющие служебными машинами, могут быть признаны работниками?

В соответствии с законом, работниками считаются только те граждане, которые работают на основании трудового договора или контракта.

Кроме этого, работником признается лицо, исполняющее свои обязанности по гражданско-правовому договору. При этом они выполняют задания определенного юридического или физического лица, которое берет под контроль безопасное выполнение работ.

Тот факт, что между водителем и собственником ТС (работодателем) существуют гражданско-правовые отношения, хотя и не подписан трудовой договор, можно доказать при наличии некоторых условий.

Прежде всего – факт передачи товара под ответственность водителю, имеющиеся у него товарно-сопроводительные документы, отсутствие заявления от собственника о краже данного ТС, наличие свидетельства о регистрации автомобиля, а также наличие ключей от автомобиля, пульта сигнализации, прочее.

Если водитель, ставший виновником аварии, отказывается устанавливать факт наличия каких-либо трудовых отношений с собственником ТС, ему придется самому отвечать за противоправные действия за рулем.

Поэтому, если он не хочет лично возмещать ущерб потерпевшим, он должен быть заинтересован в определении данного факта, и возложении на работодателя ответственности за ДТП и его последствия.

Давайте рассмотрим понятие «регресс». Данный процесс становится необходимым для собственника транспортного средства в том случае, когда ему пришлось выплатить компенсацию пострадавшему за причиненный ему в аварии ущерб.

Регресс – это законное право требовать у виновника аварии возмещения средств, которые были выплачены пострадавшему.

Размер выплаты может соответствовать тому, который получил участник аварии или тому, что установлен законом.

В том случае, когда работник, ставший виновником ДТП, не хочет возмещать ущерб, вернуть эти средства можно только по решению суда.

Возможность возврата денег появиться только в том случае, если будет доказана вина работника в ДТП. Если проступок водителя приравнивается к административному, на него возлагается материальная ответственность в полном объеме.

Как составить иск о взыскании ущерба с виновника ДТП?

Как взыскать моральный вред с виновника ДТП,

Если виновник ДТП – не собственник автомобиля, на кого подавать в суд, читайте по ссылке: http://uropora.ru/dtp/vozmeshhenie-ushherba-ot-dtp/na-kogo-podavat-v-sud-pri-dtp-na-voditelya-ili-na-sobstvennika.html

Работник, который управляя автомобилем своего работодателя, причинил ему ущерб, став виновником аварии, несет полную ответственность за свои противоправные действия или бездействие.

Когда работник становится виновным в ДТП, он не только причиняет ущерб потерпевшему, но и нарушает трудовую обязанность по сохранности имущества работодателя и предотвращению причинения ущерба собственности работодателя.

Ответственность собственника авто при ДТП

Когда наступает уголовная ответственность владельца транспортного средства при ДТП.

Если при аварии был нанесен вред жизни или здоровью человека, по отношению к виновнику аварии будет применен ряд мер воздействия.

В ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ говорится о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и использования ТС.

Отягчающими обстоятельствами при совершении аварии, согласно ст. 63 УК РФ, признаны:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • в результате аварии погибли люди (от двух и более человек);
  • водитель, ставший виновником аварии, ранее уже привлекался к административной ответственности.

Умышленное деяние при управлении автомобилем, которое привело к смерти пострадавшего, приравнивается к убийству (ст. 105 УК РФ). Если человеку был нанесен тяжкий вред здоровью, деяния виновного квалифицируются как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 11 УК РФ).

Если водитель и владелец автомобиля – не один и тот же человек, то отвечать за нарушение будет гражданин, который находился за рулем автомобиля в момент аварии.

Согласно ст. 5 УК РФ виновником в преступлении будет признано лицо, которое управляло ТС и совершило наезд на пешехода, допустило столкновение автомобилей, прочее. При этом не имеет значения, является ли данное лицо собственником ТС.

Субъектом общественно-опасного деяния может выступать только физическое лицо.

Когда наступает административная ответственность владельца автомобиля при ДТП.

Одна из глав КоАП РФ (глава 12) полностью посвящена нарушениям правил дорожного движения и участию граждан в ДТП. Так в ст. 12.24 КоАП РФ говорится о том, что объектом правонарушения при ДТП является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью участника аварии.

Чтобы определить степень причинения вреда необходимо пройти медицинское освидетельствование (экспертизу).

В соответствии с административным законодательством отвечать за дорожно-транспортное преступление будет участник аварии, который признан виновным (ст. 1.5 КоАП РФ).

По закону виновным признается водитель ТС, который создал аварийную ситуацию и в результате его действий или бездействия произошло ДТП.

Иногда виновность владельца авто определяется на основании показаний камер видео и фотонаблюдения, на которых было зафиксировано ДТП (ст.2.6.1.КоАП РФ). Дело в том, что рассматривая такие снимки, можно определить автомобиль, а не лицо, которое ним управляло. Поэтому автоматически виновником становится непосредственный собственник ТС.

Исключением становится тот случай, когда собственнику удается стопроцентно доказать свою непричастность к данной аварии.

Если вы считаете, что представив как доказательство договор купли-продажи ТС, вы сможете доказать свою непричастность к ДТП, вы ошибаетесь.

Наличие данного договора еще не говорит о том, что на момент аварии у автомобиля уже изменился собственник. Это может быть в том случае, если на момент ДТП новый владелец еще не успел перерегистрировать автомобиль.

В том случае, если машина продана и составлен соответствующий договор, но в течение 10 дней после продажи перерегистрация не была совершена, обязанность по снятию машины с регистрации переходит на вас.

Юридическое лицо не несет административной ответственности за совершение ДТП.

В каком случае наступает гражданская ответственность владельца ТС при дорожно-транспортном происшествии.

Что такое гражданская ответственность при ДТП?

В данном случае речь идет о возмещении материального и морального ущерба пострадавшим в аварии.

В ГК РФ говорится о том, что эксплуатация ТС – это деятельность, которая создает повышенную опасность для других граждан (ст. 1079 ГК РФ).

На владельца автомобиля возлагается ответственность по возмещению ущерба потерпевшим. Исключением является только та ситуация, когда ему удастся доказать, что в момент аварии возникли такие обстоятельства, преодолеть которые было не в его силах.

Юридическое лицо, владеющее ТС, ставшим виновником аварии, также несет гражданскую ответственность, как и физическое лицо.

Владельцем авто может быть не только лицо, имеющее на то законные основания. Владелец авто, который не вписан в паспорт ТС, но эксплуатирует его на правах аренды, при наличии доверенности или по распоряжению, также несет гражданскую ответственность за ДТП. То есть, на момент аварии он признается законным владельцем ТС.

С какого возраста водители несут гражданскую ответственность при ДТП?

В соответствии с законом гражданская ответственность за нарушение ПДД наступает с 14 лет. Если водителем, виновным в аварии стал подросток до 14 лет, ответственность перекладывается на его законных представителей. В первую очередь ними являются родители (ст. 1073 ГК РФ).

Если водителю на момент аварии уже исполнилось 14 лет, он несет ответственность по возмещению ущерба пострадавшим на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ).

Если в таком возрасте виновный в аварии не имеет никаких доходов и, следовательно, ему не из чего возмещать ущерб, его обязанности на себя принимают родители или другие законные представители.

Данные лица могут быть освобождены от такой ответственности в том случае, если докажут полное отсутствие их вины в данном правонарушении.

Когда владелец авто освобождается от гражданской ответственности?

В ст. 1079 ГК РФ перечислены случаи, когда владелец ТС освобождается от своих обязанностей по возмещению вреда:

  • наличие чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств. То есть, если возникли форс-мажорные обстоятельства, преодолеть которые не представилось возможным;
  • действия потерпевшего носили умышленный характер, то есть, он предвидел и соответственно допустил возникновение ДТП;
  • владелец не имел возможности эксплуатировать ТС, так как оно выбыло из его владения (угон, кража ТС). В данном случае потребуется обоснованное доказательство факта, что авто было угнано и вины владельца в этом нет.

Когда виновник ДТП и собственник ТС несут солидарную ответственность?

Данная ситуация возникает довольно редко, поэтому является нетипичной гражданско-правовой ответственностью группы лиц.

В таком случае потерпевшая сторона имеет право выбора лица, которое будет возмещать ей возникший в результате аварии ущерб. Также данную ответственность могут одновременно нести и водитель, и собственник.

Согласно ст. 1079 ГК РФ первостепенной виной является вина водителя, управлявшего автомобилем в момент аварии.

В той ситуации, когда автомобиль выбыл из владения собственника по его же вине (оставил машину без присмотра с ключами, прочее), и если данный факт будет подтвержден, собственнику придется нести ответственность вместе с виновником аварии в долевом порядке.

В данном случае все будет зависеть от степени вины каждого из ответственных в данной ситуации лиц.

Солидарная ответственность в классическом варианте наступает в том случае, когда в аварии было несколько участников. Владельцы данных ТС, в соответствии с п. 3 ст. 1079 ГК РФ, понесут групповую ответственность.

Когда виновник аварии погиб, или если за рулем находился несовершеннолетний, арендатор ТС, работник организации, собственник авто понесет солидарную ответственность, если его вина будет доказана.

Так же ответственность наступает для собственника аварии, если виновный в ДТП, скроется с места происшествия.

Судебная практика об ответственности водителя и собственника при ДТП

Рассмотрим ситуации, когда в аварию попал водитель, который управлял автомобилем без генеральной доверенности.

В апелляционном суде признали, что возмещать ущерб от аварии должен владелец автомобиля, так как он неправильно передал права управления ТС.

Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела и приложенные документы, определил, что машина была передана водителю на законных основаниях по доброй воле собственника, так как он имеет ключи от машины и страховой полис ОСАГО (где есть его фамилия). Никаких претензий к тому, что данный водитель управлял ТС, нет.

12 апреля 2016 года Иван Александров, управляя чужим автомобилем Пежо сбил пешехода, Светлова Кирилла. Последний от полученных травм скончался в больнице. Родственники погибшего обратились в суд с требованием возместить ущерб к собственнице автомобиля, Шурыгиной Светлане.

Иск содержал сумму, необходимую для возмещения морального вреда (цифра из актов вымарана), а также необходимые для погашения средства, потраченные на лечение и в последующем на похороны пострадавшего (страховой суммы не хватило на данные расходы).

Полис ОСАГО по данному автомобилю содержит сведения, как о владельце автомобиля, так и о водителе, управлявшего ним в момент аварии.

Районный суд города Тулы отклонил данное требование родственников погибшего к Шурыгиной Светлане (5-983/2016-П-409/2016).

Свое решение судья Алена Прохорова аргументировала тем, что ущерб был причинен не собственницей машины Шурыгиной, а водителем, который стал виновником ДТП. На момент аварии в его владении находилось ТС, являющиеся источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Несмотря на данные аргументы, истцы не захотели заменить ответчика Шурыгину на Александрова.

В областном суде было вынесено другое решение, которое частично удовлетворило требования истцов. В частности основанием для такого постановления стал тот факт, что собственница машины не выдавала Александрову доверенность на управление автомобилем.

Таким образом, не выполнив некоторые нюансы передачи управления ТС другому лицу, собственница ТС должна ответить перед потерпевшими. Так решила коллегия под председательством Андрея Чижова.

Верховный суд, рассмотрев данное дело, пришел к другим выводам. Так как в 2012 году были внесены изменения в ПДД и теперь нет необходимости оформлять доверенность (постановление от 12 ноября 2012 года), водитель Александров имел полное право управлять машиной.

«Тройка» ВС под председательством Михайлова Дмитрия (дело 45-КГ 16-2) решила, что собственница машины лично передала водителю ключи, документы, вписала его в страховой полис, значит водитель, приняв документы, совершил ДТП. Именно поэтому ему придется возмещать ущерб из своего кармана.

Иногда судам бывает сложно определиться с законным владением источником повышенной опасности. Для суда важно разобраться в том, есть ли между водителем и собственником авто трудовые, служебные или должностные отношения.

Если таких отношений не обнаружено и собственник авто добровольно дал ключи и документы водителю, возмещать ущерб от аварии будет водитель ТС.

* – имена и фамилии действующих лиц изменены.

Была ли Запись полезна? 37 из 43 читателей считают Запись полезной.

В каких случаях виновник аварии возмещает ущерб самостоятельно?

Федеральный закон № 40-ФЗ «Об ОСАГО» от 25 апреля 2002 года устанавливает, что возмещение убытков, полученных в результате ДТП, ложится на плечи страховой компании виновника происшествия. Этот же закон наделяет страховые организации и правом выдвижения регрессных требований к виновнику аварии, из-за которого страховщик понес материальные убытки. Но выдвинуть требование о выплате регресса можно только в отдельных случаях, четко оговоренных в статье 14 закона «Об ОСАГО»:

  • виновник дорожно-транспортного происшествия умышленно нанес вред жизни и здоровью потерпевшего;
  • виновник ДТП в момент столкновения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • виновник аварии не имел права на управление транспортным средством (управлял без водительского удостоверения);
  • виновный водитель скрылся с места происшествия;
  • виновник не вписан в страховку ОСАГО на данное транспортное средство (или ДТП совершено в период, не предусмотренный договором ОСАГО);
  • бланк извещения о ДТП не был направлен страховщику в течение 5 рабочих дней после аварии;
  • в течение 15 дней после ДТП, если оно не было оформлено сотрудниками ГИБДД, водитель отремонтировал автомобиль, утилизировал его или отказался предоставить его на экспертизу страховой организации;
  • на момент аварии истек срок действия диагностической карты (только в случае транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров и опасных грузов);
  • виновник ДТП при оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил заведомо ложные сведения, что привело к снижению суммы страховой премии.

По факту регрессное требование — это взыскание страховой фирмой понесенных убытков при наступлении страхового случая с собственного клиента, если этот клиент нарушил требования ПДД или КоАП РФ, а также пренебрег условиями, предусмотренными договором страхования ОСАГО (пренебрег гражданской ответственностью).

Досудебная претензия по возмещению убытков

Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

Срок, в течение которого к виновнику ДТП может быть направлен судебный иск или претензия (срок исковой давности), равен 3 годам. Поэтому не стоит удивляться, если претензия была получена уже спустя пару лет после аварии. Что делать в этом случае? Если претензии обоснованы, то стоит рассмотреть вариант выплаты денег. Часто со страховой фирмой удается договориться об удобном графике погашения долга (о рассрочке). Если же обоснованность требований страховой фирмы сомнительна, то можно смело обращаться в суд для выяснения всех обстоятельств ДТП.

Досудебная претензия страховой компании представляет собой письмо с подробным описанием обстоятельств аварии, ссылками на статьи нормативно-правовых актов и суммой, которую необходимо возместить страховщику. К претензии о возмещении ущерба обязательно прикладывается внушительный список документов, подтверждающих обоснованность требований страховой фирмы.

Размер ущерба, который может быть истребован в рамках регресса или суброгации с виновника дорожного происшествия, не может превышать сумму, выплаченную страховщиком пострадавшей стороне.

Если ДТП было спровоцировано водителем, находящимся при исполнении служебных обязанностей, то досудебная претензия будет направлена его работодателю.

Оспаривание законности выплаченной страховки

Если досудебная претензия не возымела своего действия или страховщик вовсе решил обойтись без нее, то он направляет судебный иск к виновнику аварии с требованием возместить ущерб, который понесла страховая компания. Но далеко не всегда требования страховщика о выплате регресса являются законными. Именно поэтому не следует бояться отстаивать свои интересы в суде.

Чтобы понять, законны ли требования страховой фирмы, необходимо тщательным образом изучить все документы, которые она приложила к иску. Зачастую сделать это собственными силами довольно сложно, поэтому придется обращаться к услугам опытных юристов. Потребуется выяснить, в частности, правомерно ли страховая фирма выплатила страховку участнику ДТП.

Не стоит бояться расходов на оплату услуг юриста, ведь сумма компенсации, которую придется выплатить ответчику, если суд удовлетворит требования страховщика, будет гораздо больше суммы расходов на юридические услуги.

В лучшем случае адвокат докажет, что страховка была выплачена пострадавшему незаконно, что полностью снимет все основания по регрессным требованиям в отношении ответчика.

Как снизить размер регресса?

Страховщики часто не брезгуют к своим реальным расходам, которые ушли пострадавшей стороне, прибавить еще ряд пунктов. То есть не только возместить ущерб, но еще и заработать на виновном водителе. Какие уловки используются чаще всего?

  • В калькуляцию расходов включаются «лишние», непонятно откуда возникшие детали;
  • Стоимость норма-часов ремонтно-восстановительных работ (стоимость ремонта) искусственно завышается;
  • На сумму регресса начисляются пени и штрафы;
  • Настаивается на большом количестве повреждений, полученных автомобилем, далеко не все из которых описаны в справке о ДТП и в иных официальных документах;
  • Выставленная стоимость запчастей не учитывает коэффициент естественного износа тех деталей, которые были заменены в пострадавшем автомобиле.

Понять, что со стороны страховой фирмы имеется факт мошенничества, можно только после тщательного изучения всех документов. Если по поводу каких-либо деталей есть сомнения, то лучше всего назначить дополнительную независимую экспертизу. А после этого заново провести расчет суммы, которую потеряла страховая компания при возмещении ущерба пострадавшей стороне.

Почти в 90% случаев после грамотного изучения материалов дела опытным автоюристам удается добиться снижения первоначальной суммы регресса.

Если судебное решение будет вынесено в пользу ответчика (к которому было выставлено регрессное требование), то все расходы на юриста могут быть возложены на самого страховщика. Если же суд проигран, то дело все еще можно обжаловать в вышестоящем судебном органе посредством подачи апелляции.

Порядок оформления претензии

Очень часто происходит так, что претензия страховой представляет собой бумагу, где значится факт аварии, перечисляются статьи закона и выставляется счёт. Данное требование является необоснованным, так как к нему должен прилагаться целый ряд документов, а именно:

  • Официальные бумаги, подтверждающие размер нанесённого ущерба: акт об осмотре транспортного средства экспертами с подробным описанием повреждений. Также должны прилагаться оригинальные фотографии и подсчёт суммы ремонта, либо чек об оплате;
  • Бумаги, являющиеся подтверждением виновности: справка о транспортно-дорожном происшествии, заключение об административном нарушении или заключение суда;
  • Бумаги, которые подтверждают право на суброгацию: копия паспорта транспортного средства, ксерокопия полиса и чек об оплате, копия заявления застрахованного лица о том, что наступил страховой случай.

Дополнительные документы:

  • Только после того, как страховая выплачивает компенсацию пострадавшему, она получает право на взыскание средств с виновника;
  • Следовательно, сумма денежной претензии к виновному должна быть в пределах выплаченной пострадавшему сумме.

Юридическая помощь

В случае, если после ДТП страховая компания будет требовать возместить ущерб, следует обратиться к опытному юристу. Он может воспользоваться несколькими методами защиты:

  • Уменьшить размер нанесённого ущерба при ДТП. Если страховая компания возместила пострадавшему или своему клиенту средства, виновник имеет право оспорить сумму выплаты. Страховая компания вправе просить возместить ущерб только если он был правильно рассчитан;
  • Обжаловать законность выплаты. В этой ситуации проводится общая юридическая экспертиза официальных бумаг, которые стали основанием для того, чтобы страховая заплатила своему клиенту. Если выявлено, что в документах присутствуют ошибки, или если устанавливается, что документов не хватает, выплата считается незаконной. Таким образом, у страховой изымается право требовать возмещения ущерба с виновника дорожного происшествия;
  • Обжаловать вину виновника ДТП. В некоторых случаях, при экспертизе, юристы выявляют, что виноватый по факту в дорожном происшествии не виновен, или виновен частично. И здесь, даже когда от страховой компании пришла претензия, где значится, что вы – виновник дорожного происшествия, вы вправе попробовать доказать в суде свою невиновность.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх