Условия фоб инкотермс 2010

Содержание

Базис и условия поставки FOB

Согласно Инкотермс 2010, экспортер должен подготовить товар для экспорта, получить на него все необходимые документы и выполнить доставку на борт судна.

После этого в соответствии с условиями доставки права и риски за груз переходят импортеру, в том числе и получение разрешения на ввоз, уплата таможенных пошлин в стране прибытия.

Базисные условия распространяются и для внутренних перевозок, например, когда нужно доставить товар из Москвы в Самару речным транспортом.

Отличие FOB от FCA

Хотя оба термина входят в группу F, когда основная перевозка не оплачивается продавцом, FOB отличается от FCA, прежде всего, тем, что в первом случае правило применимо только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Контракт на условиях FCA по Incoterms заключается и для других видов транспорта: наземных и воздушных.

Второе основное отличие – в переходе рисков. Если при поставке на основе FOB только после загрузки на судно с продавца снимается ответственность за груз, то в случае ведения внешнеэкономической деятельности на условиях FCA это происходит уже при передаче товара со склада экспортера.

Отличие FOB от EXW

EXW, как и FCA, применяется при транспортировке любым видом транспорта. Но даже не в этом заключается основная разница между FOB от EXW. EXW можно выразить понятным русским словом «самовывоз». Термин применяется и для внутренней, и для международной торговли.

Перед продавцом возникают минимальные обязательства. Покупатель должен найти транспорт, грузчиков/погрузчик, приехать на склад экспортера и самостоятельно выполнить погрузку товара.

Оформление таможенной документации (для ввоза и вывоза), уплата пошлины – все это забота покупателя.

В этом отношении поставка продукции по условиям договора, основанного на FOB, примерно равномерно и справедливо распределяет обязанности импортера и экспортера.

Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
Ответьте всего на 3 вопроса.

Когда лучше использовать условия FOB

Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

  • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
  • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
  • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств. Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение. Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

Сверхнормативное хранение груза в порту – укажите ответственность покупателя в договоре. Именно он должен фрахтовать судно и вовремя подать его.

Продавец тоже заинтересован в скорейшей загрузке и отправке экспорта до места назначения. В противном случае, пока товар не перейдет границу и не будет документов, подтверждающих экспорт, нельзя рассчитывать на возмещение НДС.

Обязанности и риски сторон

Как уже отметили выше, обязанности при поставках товара на условиях FOB распределяются примерно равномерно, и продавец, и покупатель занимают одинаковые позиции.

Обязанности и риски продавца

К общим обязательствам продавца относится представление товара и сопроводительной документации на него:

  • Коносамента;
  • Коммерческого счета-инвойса;
  • Лицензии и сертификатов на груз при необходимости.

Получение экспортной лицензии, свидетельства о качестве – прерогатива продавца. Расходы в этом направлении также несет он.

Также к обязанностям и рискам продавца относится поставка груза в порт и его погрузка на судно. До этого момента на нем лежит ответственность за целостность и сохранность груза.

Что касается расходов, то продавец:

  • Уплачивает экспортную госпошлину и сборы;
  • Несет расходы по упаковке продукции, его инспектированию, маркировке;
  • Транспортирует груз до порта.

По прибытии на место назначения продавец извещает об этом покупателя. Форму и способ этой операции также следует прописать в договоре.

Главная обязанность – обеспечить покупателя товаром надлежащего качества и своевременно доставить его в порт отплытия.

Обязанности и риски покупателя

К основной обязанности покупателя относится оплата за товар в полном объеме, согласно договору купли-продажи. Помимо этого, ему необходимо:

  • Получить импортную лицензию, сертификат и пр. при необходимости;
  • Уплатить госпошлину, налоги сборы, предусмотренные страной, куда ввозится груз;
  • Вовремя фрахтовать судно;
  • Своевременно принять поставку товара на борт;
  • Обеспечить размещение груза в трюме корабля или в ином месте, предназначенном для транспортировки;
  • Страхование при FOB – зона ответственности покупателя, если он считает, что это нужно.

Покупатель полностью отвечает за товар не только тогда, когда выполнена его загрузка на судно, но и в некоторых других случаях:

  • По прибытии груза в порт, если покупатель не сообщил продавцу, на какое судно предстоит погрузка;
  • Зафрахтованный им корабль не прибыл в пункт погрузки вовремя, в указанный в договоре день или период. По истечении срока продавец снимает с себя риски и обязательства за товар;
  • Прекращен прием груза раньше времени, указанного в контракте.

Своевременность погрузки зависит от прибытия судна в порт в условленное время. Выбирайте надежного морского перевозчика!

Переход права собственности и рисков

Переход рисков и переход права собственности по правилам Инкотермс и Гражданскому кодексу РФ – это не равнозначные понятия.

Согласно первому нормативному акту, риски переходят от продавца к покупателю с момента поставки товара на судно или по истечении времени, когда должен был прибыть корабль в порт, например.

ГК РФ трактует это положение по-иному: право собственности у покупателя возникает тогда, когда ему передается товар по контракту. На практике положение значит, что если приобретатель несвоевременно зафрахтовал корабль и в связи с этим продавец не смог выполнить погрузку, то у покупателя не возникает право собственности на товар.

ФОБ

Смотреть что такое «ФОБ» в других словарях:

  • ФОБ — (англ. FOB, сокр. от Free On Board франко борт, буквально бесплатно на борт судна) международный торговый термин Инкотермс использующийся для обозначения условий поставки груза и определения стороны, на которую ложатся расходы по транспортировке… … Википедия

  • ФОБ — ФОВ фосфорорганическое отравляющее вещество фосфорсодержащие отравляющие вещества ФОВ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., С.… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • ФОБ — [англ. fob, сокр. Словарь иностранных слов русского языка

  • фоб — (англ. fob, сокращённо от free on board, буквально свободно на борту судна, франкоборт), вид внешнеторгового договора купли продажи, связанного с морской перевозкой грузов. При фобе в цену товара включаются транспортные и другие расходы по его… … Энциклопедический словарь

  • ФОБ — означает и определенные обязательства покупателя, включающие фрах тование судна, обеспечение на нем необходимого места для груза, своевременное извещение продавца о сроке и порте прибытия судна, платежи в ого воренной форме против предоставляемых … Финансовый словарь

  • фоб — См … Словарь синонимов

  • ФОБ — франко борт (англ. FOB, сокр. от free on board свободно на борту ) международный торговый термин, одно из условий поставки товаров в международной торговле (группа F по Инкотермс 1990 ). Свободно на борту означает, что продавец считается выполни … Юридический словарь

  • фоб — фоб, фоба, м. (от греч. phobos страх) (книжн.). Вторая часть сложных сущ. в знач. ненавистник, противник чего н. (что указывается первой частью слова), напр. англофоб, юдофоб, женофоб. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • …фоб — (гр. phobos страх) вторая составная часть сложных слов, обозначающая: ненавистник , противник* кого , чего л., напр.: англофоб, юдофоб. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009. …фоб ( … Словарь иностранных слов русского языка

  • ФОБ — (fob) См.: франко борт (free on board). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. ФОБ франко борт (англ. FOR, free on board свободно на борту) одно из условий поставки… … Экономический словарь

Что подразумевают условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

Начнём с того, что представляет собой ИНКОТЕРМС 2010. Это действительные на сегодняшний день правила торговли, призванные упорядочить существующие схемы поставок. Они охватывают распределение транспортных расходов и фиксируют момент перехода рисков от продавца к покупателю.

Термин FOB применяется только для водных перевозок. В нашем регионе внутренние водные перевозки практикуются редко, поэтому далее будем рассматривать только международный вариант, хотя к речной перевозке внутри страны тоже корректно применять данный базис.

FOB — аббревиатура от английского «Free On Board», в обиходе «Франко борт», дословный перевод «Свободно на борту». Формулировка не очень понятная, поэтому сделаем небольшой лингво-семантический анализ:

  • «борт» — имеется в виду борт судна,
  • «свободно» — с точки зрения поставщика, он свободен от своих обязательств после того, как груз пересечёт поручни судна, то есть попадёт на его борт.

Почему последнему моменту уделяется такое внимание? — Отчасти потому, что услуга погрузки контейнера на борт недешёвая, в среднем составляет порядка 400 долларов США за 40-футовый контейнер.

  • Если поставщик указывает в контракте цену FOB, то он обязан погрузить товар на борт за свой счёт.
  • Также на продавца возлагаются расходы по экспортной таможенной очистке груза.

Как и любой базис поставки INCOTERMS 2010, например CIP или DAP, FOB не сводится только к трёхбуквенной аббревиатуре, а дополняется указанием определённого места поставки.

Для условий FOB это место всегда является портовым терминалом, нельзя указать любой населённый пункт — в таком случае используется термин — FCA.

Итак, поставщик оформляет экспортные формальности и грузит товар на борт судна, после чего ответственность за него переходит к покупателю. Все последующие расходы, связанные с доставкой товара до конечного места назначения, тоже ложатся на покупателя.

После погрузки товара на борт судна, за него отвечает Покупатель.

  • На практике, кроме расходов по погрузке на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), поставщик ещё несёт расходы, связанные с доставкой груза в порт.
  • Как правило, агент Покупателя связывается с агентом Продавца, и они согласовывают дату загрузки, после чего порожний контейнер, забукированной Покупателем контейнерной линии, подаётся под загрузку на склад Поставщика, привозит контейнер транспорт (контейнеровоз) агента Продавца.
  • Вторая по популярности схема (если поставщиков несколько, или один поставщик совершает поставку с разных адресов) — поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который впоследствии подается контейнер под загрузку.
    В этом случае продавец оплатит еще и услугу стаффировки контейнера, то есть погрузки товара в контейнер оборудованием и силами агента Продавца.

Если речь заходит о расходах, составляющих морскую контейнерную перевозку, то, не углубляясь в термины, их можно разбить на следующие статьи:

  1. Доставка груза в порт экспорта (оплачивает Продавец)
  2. Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплачивает Продавец)
  3. Морской фрахт (оплачивает Покупатель)
  4. Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплачивает Покупатель)
  5. Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплачивает Покупатель)

Вышеизложенная схема распределения расходов является классической, но в мировом океане есть ряд портов, в которых условия FOB подразумевают погрузку товара на борт за счёт Покупателя.
Например, абсолютно все морские портовые терминалы США работают только по такой схеме.

Возможно, в следующей редакции Incoterms эти исключительные условия найдут отдельное отображение, а пока лучше лишний раз переспросить у своего шиппингового агента, за чей счёт происходит погрузка.

Итак, мы ознакомились с нюансами базиса поставки FOB и пришли к выводу, что он нас устраивает.

Теперь нужно продумать все механизмы взаимодействия со своим, даже самым надёжным, партнёром и очень скрупулёзно изложить их в международном контракте. Пройдёмся по основным его пунктам.

Общие обязанности

  • Вы покупаете: Ваша обязанность своевременно оплатить приобретаемый товар.
  • Вы продаёте: Ваша обязанность своевременно предоставить товар в распоряжение Покупателя и обеспечить необходимые коммерческие и сопроводительные документы.

Разрешительные документы, лицензии, контроль безопасности и прочие формальности

  • Вы покупаете: На вас возлагается ответственность и расходы, связанные с таможенным оформлением груза в стране импорта, а также в странах транзита, если такие подразумеваются маршрутом международной мультимодальной перевозки.
  • Вы продаёте: Вы обязаны обеспечить экспортное оформление товара за свой счёт и в период, предусмотренный сроком поставки товара.
    Все разрешительные документы и прочие возможные формальности, требующиеся для экспортного оформления груза, возлагаются исключительно на вас.
    Если последними занимается третье лицо, то такие отношения никак не влияют на ваши обязательства перед Покупателем.

Договоры перевозки и страхования

  • Вы покупаете: Поскольку ответственность Продавца за товар заканчивается, как только он оказался на борту судна, то Вам необходимо заключить договор и оплатить услуги дальнейшей перевозки груза.
    Непосредственно перед Продавцом у вас нет обязательств по выбору судоходной линии или агента. Вы не обязаны осуществлять дополнительное страхование груза.
    Во время таможенного оформления груза в стране импорта вы обязаны предоставить таможенным органам документ, подтверждающий стоимость транспортировки до таможенной границы государства импорта. Как правило, контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт.
    При условиях FOB и выгрузкой на таможенной территории РФ достаточно показать только оплату фрахта. Выгрузка, портовое экспедирование и прочие манипуляции с грузом в порту импорта не имеют отношения к таможенной стоимости товара и не являются основой для начисления таможенных платежей.
  • Вы продаёте: Вы не страхуете груз и не несёте обязательств перед Покупателем по выбору шиппингового агента.
    На практике Продавец часто пользуется услугами того же агента, у которого Покупатель заказывает морскую перевозку.
    Такая схема имеет право на существование, если сумма платежей и агентских вознаграждений устраивает всех участников сделки. В противном случае вы можете пользоваться услугами любого другого агента.

Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Покупатель обязан принять поставку. Факт принятия носит номинальный характер и сводится к обмену документов между агентами.
  • Вы продаёте: Вы обязаны поставить товар на борт судна в условленное время, то есть передать товар в распоряжение перевозчика Покупателя.
    Перевозчиком, в данной ситуации, выступает либо непосредственно судоходная линия, либо шиппинговый агент/логистическая компания, выкупающая у линии и перепродающая далее эти услуги конечным потребителям, в нашем случае — Покупателю товара.

Ошибочно считать, что букировка контейнера непосредственно у судоходной линии обойдется дешевле, чем у агента. Судоходные компании предоставляют агентам оптовые скидки, чего не делают для единичных заказчиков контейнерных перевозок.
Кроме того, судоходные линии не утруждают себя портовыми услугами и дальнейшим экспедированием груза, в то время как у агента можно заказать сразу всю доставку, начиная с поставки контейнера на борт судна и до конечного пункта назначения.

Для покупателя важно получение документа коносамента, который ему понадобится для забора груза в порту назначения. Данные, которые следует указывать в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чём необходимо упоминать в международном договоре. Коносамент может быть как оригинальный, так и телекс (EDI).

Как правило, агент издаёт коносамент и отдаёт его Продавцу после оплаты последним всех расходов по доставке и погрузке (так называемых FOB платежей). После чего Продавец отправляет коносаменты Продавцу вместе с оригиналами коммерческих документов.

Если по срокам процедура затягивается, то Покупатель совместно с Продавцом отдаёт распоряжение осуществить телекс-релиз, сэкономив при этом время и курьерские расходы.

Распределение расходов и рисков

Ранее было указано, как распределяются транспортные и таможенные расходы на условиях FOB, то же самое касается и перехода рисков — до момента перехода товара через поручни борта судна ответственность за него несёт Продавец, после перехода — Покупатель.

Теоретически, если во время погрузки товара/контейнера с ним что-то случается в портовой части, то судно вправе не принимать на борт такой контейнер. Тогда за порчу груза будет отвечать Продавец. Если товар был принят на борт — за порчу отвечает шиппинговый агент перед Покупателем.

Извещения продавцу и покупателю

  • Вы покупаете: Вы, или представляющий вас агент, обязаны своевременно известить Продавца о своём намерении осуществить отгрузку тем или иным судном, чтобы Продавец мог, ознакомившись с графиком судовыходов, заблаговременно подготовить товар и осуществить его экспортную очистку.
  • Вы продаёте: Вы обязаны уведомить Покупателя о передаче груза в такой форме, которая указана в контракте.
    Если на этот счёт нет никаких отметок, то Продавец вправе известить Покупателя в любой удобной для него форме.

Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя)

  • Вы покупаете: Вы обязаны принять от Продавца документы, подтверждающие поставку и выполнить действия, следующие после получения такого подтверждения.
    В международной практике частыми условиями балансовых платежей за товар является предоставление Продавцом коносамента, как документа подтверждающим поставку.
    Вы вправе не принимать коносамент, если указанные в нём данные не соответствуют коммерческим документам и могут послужить для вас прецедентом во время таможенной очистки.
    Просите своего поставщика согласовывать вами с вами данные, указывающиеся в коносаменте заранее.
  • Вы продаёте: Вы обязаны предоставить покупателю транспортные документы, необходимые для получения груза в порту прибытия и прохождения таможенной очитки в стране импорта.
    Традиционно это коносамент (B/L — Bill of Lading). Способ и условия передачи коносамента следует указывать в международном контракте.

Термин FOB применим только к водным перевозкам.

Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара

  • Вы продаёте: Вы обязаны упаковать товар таким образом, чтобы обеспечить его целостность во время транспортировки.
    Представитель транспортной компании должен проследить за тем, чтобы товар был закреплён надёжным способом. Если для закрепления товара понадобятся дополнительные средства, то вы обязаны их предоставить.
  • Вы покупаете: Вы вправе попросить Покупателя предъявить товар для инспекции до момента погрузки его в контейнер и опломбирования, что необходимо дополнительно указать в контракте.
    Если не указано иначе, то все расходы, связанные с инспекцией товара на производственных площадях Продавца или на складе консолидации несёт Покупатель.

Предоставление информации и связанные с ней расходы

  • Вы покупаете: В случае запроса от Продавца вы обязаны предоставить в его распоряжение информацию и документы, не являющиеся коммерческой или государственной тайной.
    Правилом хорошего тона считается возвращать за свой счёт Продавцу его вариант контракта, спецификации и прочих документов, подразумевающих их наличие у обеих сторон.
  • Вы продаете: Вы обязаны оказывать содействие Покупателю в получении дополнительных документов и информации. Все связанные с этим расходы несёт Покупатель. Это не касается документов, необходимых для экспортной очистки в стране Продавца.

Ставя подпись и печать под условиями контракта, убедитесь, что лично вам всё ясно. Документ должен быть простым и понятным.

Не стремитесь усложнить трактовки и запутать своего партнёра и не позволяйте ему проделать то же самое с вами. Прозрачность отношений залог успеха любой сделки.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «ИНКОТЕРМС 2010».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

>FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

Расшифровка и классификация

категория — «F»

виды перевозок — внутренние водные и международные морские

FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора. Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс. С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна. Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления. В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

Обязанности покупателя

  1. Произвести оплату товара согласно с коммерческим договором.
  2. Выполнить все импортные таможенные формальности.
  3. Оформить договор на перевозку груза.
  4. Сообщить второй стороне договора название судна, дату его прибытия в порт или временной промежуток, в который должна быть произведена погрузка груза.
  5. Принять у экспортера или его агента документы о фактической отгрузке товара.
  6. Взять на себя расходы поставщика, связанные с поиском и предоставлением информации о товаре для ввоза в страну импорта / транзита.

Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта. Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.

Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).

Проблемы при использовании базисного термина FOB

Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин. Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику. Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.

В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.

Когда уместно использовать торговый термин FOB?

Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом. Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание». Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

>Условия поставки FOB Инкотермс 2010

Как расшифровывается FOB Инкотермс

FOB — английская аббревиатура от «Free On Board», дословно переводится как «Свободно на борту», но в обиходе используется как «Франко борт». При этом следует учесть, что формулировка не очень понятна. Поэтому проведем определенный анализ:
— «борт» — предполагается борт судна.
— «свободно» — с позиции поставщика, он свободен от обязательств после пересечения грузом поручней судна, следовательно, при попадании на его порт.
Последний момент заслуживает большего внимания, учитывая дороговизну услуги погрузки контейнера на борт – в среднем за 40-футовый контейнер обходится порядка 400 долларов. Если в контракте поставщиком указана цена FOB, на него возлагается обязанность произвести погрузку товара на борт за свой счет. На продавца также будут возложены издержки в рамках экспортной таможенной очистки перевозимого груза.
Поставки Инкотермс 2010, подобно любому базису, не ограничиваются лишь 3-буквенной аббревиатурой, поскольку также указывается и конкретное место поставки. По условиям поставки FOB, это место всегда представляет собой портовый терминал. Недопустимо будет указание населенного пункта – ведь для данного случая предусмотрено использование термина FCA.
Итак, поставщик оформляет требующиеся экспортные формальности, производит погрузку на борт судна, далее ответственность передается покупателю. Все дальнейшие затраты при доставке товара к конечному назначению тоже представляют собой обязанность покупателя.

Кто отвечает за груз после его погрузки на борт судна

На практике, помимо затрат на погрузку на борт и брокерских платежей по экспортной очистке (если продавец не самодекларируется), на поставщика возлагаются также затраты по доставке груза в порт. Агент Покупателя обычно связывается с агентом Продавца, согласуя дату загрузки. Затем пустой контейнер, забуксированной Покупателем контейнерной линии, подается для загрузки на склад Поставщика. Контейнер привозит агент Продавца.
Вторая по популярности схема – поставка товара транспортом Продавца на консолидационный склад/терминал агента, в который в дальнейшем будет подаваться контейнер под загрузку. Продавец в таком случае производит оплату также услуги стаффировки контейнера – погрузки товара в контейнер силами и оборудованием агента Продавца.
Расходы, которые составляют морскую контейнерную перевозку, не углубляясь в термине, могут быть разделены на следующие статьи:
— Доставка груза в порт экспорта (оплата производится Продавцом)
— Портовое экспедирование и погрузка в порту экспорта (оплата Продавцом)
— Морской фрахт (оплата Покупателем)
— Выгрузка и портовое экспедирование в порту импорта (оплата Покупателем)
— Доставка и экспедирование до места таможенной очистки и последующей выгрузки (оплата Покупателем)
Указана классическая схема распределения расходов, однако в мировом океане существуют некоторые порты, в которых согласно условиям FOB предполагается погрузка товара на борт за счет Покупателя. В частности, работа абсолютно всех американских морских портовых терминалов основана лишь на данной схеме.
Возможно, данные исключительные условия будут отдельно отображены в следующей редакции условий поставки Incoterms, пока же лучше лишний раз поинтересоваться у шиппингового агента, за чей счет выполняется погрузка.

  • Работа экспедиторов при международной перевозке

Какие обязанности возникают у сторон по условиям FOB Инкотермс 2010

Общие обязанности. Если Вы продавец, то на Вас возлагается обязанность вовремя предоставить товар Покупателю с необходимой коммерческой и сопроводительной документацией.
Если Вы покупатель – требуется своевременная оплата приобретаемого товара.
Разрешительные документы. Если Вы продавец, то должны предоставить экспортное оформление товара за свой счет, а также в период, который предусмотрен по сроку поставки товара. Вся необходимая документация и другие возможные формальности, которые необходимы при экспортном оформлении груза, возлагаются лишь на Вас. Если ими занимается третье лицо, то данные отношения не будут каким-либо образом влиять на ваши обязательства перед Покупателем.
Если вы покупатель, то несете расходы и ответственность, которые связаны с процессом таможенного оформления груза в стране импорта, а также в стране транзита, если они подразумеваются согласно маршруту международной мультимодальной перевозки.
Договоры перевозки и страхования. Если Вы продавец, то не несете ответственность перед Покупателем по выбору шиппингового агента, не страхуете груз. Продавец на практике часто использует услуги того же агента, у которого Покупателем производится заказ морской перевозки. У подобной схемы есть право на существование, если размер агентских вознаграждений и платежей устраивает всех участников сделки. В противном случае Вы можете обратиться к другому агенту.
Если Вы покупатель, то вам требуется заключение договора с оплатой услуг дальнейшей перевозки груза. У Вас нет обязательств перед Продавцом с выбором судоходной линии либо агента. На Вас не возлагается обязательство о дополнительном страховании груза. При таможенном оформлении груза в стране импорта Вы обязаны показать таможенным органам документ, который подтверждает стоимость транспортировки к таможенной границе страны импорта.
Обычно таким документом выступает контракт с шиппинговым агентом и справка-счёт. Условия поставки FOB и выгрузки на таможенной территории РФ предполагают – достаточно показать лишь оплату фрахта. Портовое экспедирование, выгрузка и другие манипуляции с грузом в порту импорта не относятся к таможенной стоимости, не представляют собой основу начисления таможенных платежей.
Поставка товаров (для продавца), принятие поставки (для покупателя). Если Вы продавец, то должны произвести поставку товара на борт судна в установленное время – следовательно, передать груз в распоряжение Покупателя. В этой ситуации Перевозчиком является или непосредственно судоходная линия, или шиппинговый агент/логистическая компания, которая выкупает у линии и далее перепродает данные услуги для конечных потребителей.
Если Вы покупатель, то должны принять поставку. Принятие товара носит номинальный характер. Как правило, агенты осуществляют обмен документов.

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Это важно!

Не стоит считать, что буксировка контейнера непосредственно у судоходной линии будет дешевле по сравнению с агентом. Судоходные компании для агентов предоставляют оптовые скидки, на что не удается рассчитывать единичным заказчикам контейнерных перевозок. Тем более, судоходные линии себя не утруждают услугами, дальнейшим экспедированием груза, агент же может предоставить всю доставку от контейнера на борт судна до конечного пункта назначения.
Покупателю важно получить документ коносамента, который нужен, чтобы забрать груз в порту назначения. Данные, которые должны отображаться в коносаменте, согласовываются с Покупателем, о чем следует упоминать в рамках международного договора.
Коносамент может быть и телекс (EDI), и оригинальным. Обычно коносамент издается агентом и передается Продавцу после оплаты им всех затрат для доставки и погрузки. Затем Продавец отправляет коносаменты Продавцу с оригиналами коммерческих документов. При затягивании процедуры по срокам, Покупатель и Продавец отдают распоряжение о телекс-релизе, экономя размер курьерских расходов и время.

Распределение расходов и рисков

Ранее мы отмечали как происходит распределение таможенных и транспортных расходов по условиям поставки FOB, то же самое относится и к распределению рисков – ответственность до перехода товара через поручни борта судна лежит на Продавце, а затем на Покупателе. Теоретически, если что-то случилось в портовой части при погрузке товара/контейнера, то у судна есть право не принимать данный контейнер на борт. Тогда ответственность за порчу груза будет нести Продавец. Если товар на борт был принят, ответственность за порчу будет нести шиппинговый агент перед Покупателем.

Извещения продавцу и покупателю. Если Вы продавец, то должны уведомить Покупателя про передачу груза в форме, указанной в контракте. Если каких-либо отметок в этом отношении нет, у Продавца есть право извещения Покупателя в любой удобной для него форме.
Если Вы покупатель, то Вы либо Ваш агент, должны обеспечить своевременное извещение Продавца о намерении отгрузки определенным судном, чтобы Продавец, ознакомившись с графиков судовыходов, мог заблаговременно произвести подготовку товара, с его экспортной очисткой.
Документы поставки (для продавца), доказательства поставки (для покупателя). Если Вы продавец, то обязаны предоставить Покупателю транспортные документы, которые нужны при получении груза в порту прибытия, таможенной очистки в стране импорта. Это традиционно коносамент (B/L — BillofLading). Нужно указывать условия и способ передачи коносамента международным контрактом.
Если Вы покупатель, то должны от Продавца принять документы, которые подтверждают поставку, и выполнить действия, которые следуют за получением данного подтверждения. Частые условия балансовых платежей за товар в рамках международной практики – предоставление Продавцом коносамента, как документ, который подтверждает поставку. У Вас есть право не принимать коносамент при несоответствии указанных в нем данных коммерческим документам, которые стать для Вас прецедентом при таможенной очистке. Поэтому стоит заранее просить своего поставщика согласовывать с Вами данные, приведенные Коносаментом.
Упаковка, маркировка, проверка, инспектирование товара. Если Вы продавец, то для Вас действует обязательство об упаковке товара таким образом, чтобы была обеспечена его целостность при транспортировке. Представителю транспортной компании необходимо проследить, чтобы товар был как следует закреплен. Если потребуются дополнительные средства на закрепление товара, Вы должны их предоставить.
Если Вы покупатель, то имеете право просить у Покупателя предъявления товара для инспекции до момента погрузки в контейнер, а также опломбирования, что должно быть дополнительно прописано контрактом. Если приводится другое положение, то все затраты, которые связаны с инспекцией на производственных площадях Продавца либо на складе консолидации, возлагаются на Покупателя.
Предоставление информации и связанные с ней расходы. Если Вы продавец, то должны содействовать Покупателю с получением дополнительной информации и документов. Все затраты, связанные с этим, возлагаются на Покупателя. Это не относится к документам, которые требуются при экспортной очистке в стране Продавца.
Если Вы покупатель, то должны представить в распоряжение Продавца документы и информацию, которые не представляют из себя государственную либо коммерческую тайну. Правило хорошего тона – предоставить Продавцу его варианта контракта, спецификации и других документов, которые предполагают их наличие у обеих сторон.

Ставя печать и подпись под контрактом поставки FOB Инкотермс 2010, необходимо убедиться, что вы во всем разобрались, всё четко и понятно. Важно, чтобы заключаемый договор был понятным и простым. Не стремитесь к усложнению трактовок, запутывая партнера, не позволяйте ему проделывать то же самое и в вашем случае. Прозрачность отношений в рамках поставки становится залогом успеха и стабильности в рамках любой сделки.

  • CIP Инкотермс 2010 – самый сложный базис поставки

Значение термина и условия FOB по ИНКОТЕРМС 2010

Что означает термин FOB по ИНКОТЕРМС 2010? Сначала разберёмся с понятием ИНКОТЕРМС. Как уже было сказано выше, это особый перечень правил для ведения успешной торговли.

Они охватывают большой спектр обязанностей, регламентируют распределение всех расходов и момент перехода права собственности и возможных рисков от одного участника сделки к другому. Эти правила являются на сегодняшний день действующими и общепринятыми.

FOB — определение, которое используется в рамках ИНКОТЕРМС 2010 только в том случае, когда для перевозок товара используется водный транспорт. Как правило, это определение используется при международной торговле. Но и для внутренних водных перевозок он вполне подходит.

FOB — аббревиатура выражения «Free On Board». Существует несколько вариантов его перевода:

  • Дословный перевод. Можно интерпретировать, как «свободно на борту». В рамках этого выражения под бортом подразумевается непосредственно само транспортное средство, то есть судно. «Свободно» же обозначает освобождение продавца от ответственности и рисков при погружении товара на борт.
  • Франко борт. Это определение чаще всего встречается в обиходе.

Почему такое большое внимание уделяется освобождению продавца от ответственности после загрузки груза на судно? Этот момент на прямую влияет на распределение расходов сторон.

Если в договоре о купле-продаже указывается стоимость FOB, то продавец берёт на себя все финансовые расходы на погрузку товара на борт и иные издержки, связанные с экспортным таможенным оформлением.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Обязанности продавца по FOB

Как уже было сказано выше, FOB ИНКОТЕРМС 2010 вводит некие обязанности для обеих сторон сделки и следит за их выполнением. Рассмотрим обязанности продавца. Их можно разделить на некоторые категории.

В общие обязанности входит предоставление покупателю следующих необходимых вещей:

  • товар;
  • счёт-фактуру (в бумажной или электронной форме) на покупку продукта.
  • Документы, которые подтверждают соблюдение поставщиком всех условий договора о купле-продаже товара.

Всё перечисленное выше предоставляется продавцом по заявке его партнёра. Расходы на оформление документов и предоставление товара берёт на себя не продавец, а покупатель.

Лицензии и разрешения на продажу, контроль безопасности

Поставщик обязан гарантировать законность всех процедур в рамках договора купли-продажи. Для этого за свой счёт он должен оформить все необходимые для транспортировки и проверки на таможне товара документы.

Продавец отвечает за получение:

  • лицензии на экспорт товара;
  • разрешений на продажу;
  • любых документов, подтверждающих выполнение всех таможенных формальностей.

Договор перевозки

Продавец не имеет обязанностей, которые так или иначе связаны с оформлением такого документа, как договор перевозки. Но здесь существуют некоторые нюансы.

Между участниками сделки может быть заключена договоренность. Поставщик по этой договоренности самостоятельно оформляет документ по всем стандартам торговли. Все расходы и риски за эту процедуру берёт на себя его партнёр.

Если такой договоренности нет или она не закреплена официально, лицо, ответственное за предоставление товара, может отказать своему партнёру в оформлении договора перевозки без указания причин.

Договор страхования

У продавца нет обязанностей по подготовке договора страхования. Но по договоренности он может предоставить всю необходимую информацию для осуществления процедуры страхования своему партнёру.

Поставка товара

Продавец должен осуществить поставку в указанные в договоре место и время. Если же покупатель не установил конкретный пункт отправки, его выбор остаётся за продавцом.

Переход рисков

Этот участник сделки ответственен за состояние товара только до того момента, пока он ещё не погружен на судно. После погружения груза на судно все риски переходят его партнёру.

Распределение расходов

Лицо отвечает за оплату следующих операций:

  • Расходы, которые, так или иначе, касаются производства и поставки товара на судно.
  • Таможенные сборы, которые связаны с вывозом товара.

Извещение

Лицо должно оповестить соответствующим извещением своего партнёра о прибытии продукта в указанное место или, наоборот, о его непринятии на судно.

Документ поставки

Лицо должно предоставить партнёру документ, подтверждающий соблюдение всех условий поставки, которые были указаны в договоре о купле-продаже.

Проверка товара

Продавец должен гарантировать соответствие товара всем условиям, прописанным в договоре. Проверку соответствия и качества товара он осуществляет за свой счёт.

Упаковка товара и маркировка

Лицо обеспечивает должную упаковку и маркировку продукта для избегания его повреждения во время транспортировки при соблюдении всех правил перевозки. Исключением являются те товары, которые могут перевозиться без специальной упаковки.

Содействие в получении информации

Покупатель может запросить у продавца ту или иную информацию или документацию, которая может понадобиться для транспортировки и таможенного оформление продукции.

У сторон нет обязательств по страхованию груза.

Обязанности покупателя по FOB

Покупатель также имеет определенный перечень обязанностей. Их соблюдение необходимо для успешного ведения сделки.

Лицо обязано оплатить товар в полном объёме. Стоимость товара регламентируется договором купли-продажи.

При необходимости лицо может получить всю необходимую документацию (лицензии, разрешения, бумаги о контроле безопасности), которая может понадобиться при транспортировке товара через границу, в том числе третьих стран. Все расходы в таком случае покупатель берёт на себя.

Лицо, которое приобретает товар, должно заключить договор о его перевозке из указанного в официальном документе порта.

Покупатель не имеет никаких обязанностей, связанным с подготовкой и оформлением договора страхования.

Все риски и расходы после погрузки на судно продукта переходят к лицу, которое его приобретает. Риски и расходы могут быть связаны с потерей груза или его повреждением.

Для транспортировки товара нередко используется FAS ИНКОТЕРМС 2010. Но нужно учитывать. что данный термин подходит для морской и внутренней водной доставки товара.
Особенности поставки на условиях EXW ИНКОТЕРМС 2010 . Покупателю следует быть осторожнее с данным термином.

Лицо ответственно за оплату следующих пунктов:

  • Процедуры, которые, так или иначе, связаны с транспортировкой или потерей качества товара после его погрузки на судно.
  • Расходы, связанные с отсутствием отправки извещения партнёру или её задержкой.
  • Оплата таможенных сборов и иных расходов, связанных с перевозкой товара за границу.

Извещение продавцу

Лицо должно направить извещение своему партнёру со всей необходимой ему информацией (время отправления, наименование порта и т. д.).

Доказательство поставки

Лицо должно принять от своего партнёра документы, которые доказывают факт поставки товара в нужные время и место.

Инспектирование товара

Непосредственно инспектирование товара и погашение всех расходов, связанных с этой процедурой, — обязанность самого покупателя.

Дополнительная полезная информация об условиях поставки в термине ФОБ в этом видео:

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Инкотермс 2010.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх