Как-то привычнее слышать об обязанностях школьников: делать уроки, ходить в школу, не опаздывать на занятия и т.д., но редко упоминается об их правах. Неужели всю школьную жизнь ребенок должен исполнять указания и следовать установленным правилам? А за непослушание получать двойки, нарекания со стороны учителей при одноклассниках? Каждая школа имеет нормативно-правовые документы (они отличаются между собой статусом образовательного учреждения) и, если их просмотреть, то выясняется, что у школьника есть не только обязанности, но и права. Вот отдельные пункты устава школы — гимназии, находящейся в Алматинской области. Учащиеся имеют право: — на получение бесплатного общего образования в соответствии с общеобразовательными стандартами; — на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; — на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных; — на обучение в рамках общеобязательного стандарта по индивидуальному учебному плану в соответствии с законодательством; — на бесплатное пользование библиотечным фондом Гимназии, на медицинское обслуживание; — на участие в управлении Гимназией согласно Уставу и другим актам, поступать в любую школу. Помимо внутришкольных документов, есть другие юридические документы, например Закон Республики Казахстан «Об образовании» Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников. Из большого перечня пунктов хочется уделить внимание только нескольким следующим, на мой взгляд, очень важным: 8) свободное выражение собственных мнений и убеждений; 9) уважение своего человеческого достоинства; 10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. Так же существуют и международные документы, Декларация прав школьника. Например, в ст.3 п.4 сказано: «Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия». Если дать нашим ученикам почитать эту декларацию, то вряд ли их можно будет заставить подметать улицы и мыть пол в кабинетах после уроков… Хочется подробней остановиться на ситуациях, в которых права школьников нарушаются наиболее часто. Итак:
Описание ситуации | Нарушения прав школьника в этом действии | Цитата из правового документа, подтверждающее что, это нарушение |
Часто учителя «снимают» с уроков учеников для выполнения внешкольных мероприятий. | Дети жертвуют своими знаниями. | Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия. (Декларация прав школьника) |
Ученик школы, не сделав домашнее задание, вынужден выслушать от учителя тираду по поводу того, какой он плохой, неисполнительный, малодумающий, все вечно забывающий и т.д. и т.п. Были упомянуты все возможные мелкие недочеты в предыдущих работах, промахи и ошибки, как показатель постоянства. Когда ученик пытался высказать свою точку зрения, учительница сказала, что тема обсуждению не подлежит. | Ученику не дали возможность свободно высказать свое мнение, хотя он соблюдал все правила вежливого общения. | Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей. (Конвенция о правах ребенка) |
Учительница в порыве гнева имеет привычку обзывать учеников, унижая их. | уважение человеческого достоинства | Каждый ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства. (Закон об образовании Республики Казахстан) |
Мало того, права школьников, нарушаются не только в период всего обучения, но и на первом этапе знакомства со школой, буквально с подачи документов в первый класс. Во многих школах практикуется обследование детей при приеме всевозможными психолого-медико-социально-педагогическими и тому подобными комиссиями. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор. По закону, все дети, достигшие школьного возраста, должны быть зачислены в 1-й класс общеобразовательного учреждения, независимо от уровня их подготовки. Исключение составляют частные школы, у них есть право отбора учащихся по отдельным категориям. Какую силу имеют выводы и заключения таких приемных комиссий? Например, вам выдали заключение, что ваш ребенок не подготовлен, неадекватен, заторможен и прочее. В соответствии с действующим законодательством, заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит лишь рекомендательный характер для родителей и ни в коей мере не должно являться поводом для отказа в приеме. Родителям следует знать, что Учеников не выбирают, и система образования создана для реализации вашего права на выбор школы. А не наоборот! Нет у директора школы конституционного права выбирать родителей и детей потому как право ребенка на образование не ставится Конституцией в зависимость от наличия в близлежащей (либо наиболее подходящей) школе свободных мест. Зачастую, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство родителей предпочитает не высказывать своих претензий школьной администрации, тем более с самого начала учебного года, опасаясь, что это впоследствии аукнется ребенку недоброжелательным, пристрастным отношением и заниженными оценками. Существуют и более сложные ситуации. Уже никого не удивляет психологическое насилие над учениками, как со стороны одноклассников, так и учителей. Часто именно по этой причине дети прогуливают занятия. Конечно, кому будет приятно, когда при всем классе после очередного диктанта, делают замечания относительно постоянно повторяющихся ошибок. О каком уважении к учителю может идти речь? Да, неприятно, но это еще можно пережить, уладить ситуацию, обратиться к школьному психологу. А что делать, когда происходит физическое насилие? Что может быть страшнее для родителей, отправляющих своего ребенка в школу? Несмотря на то, что в республике запрещено телесное наказание в образовательных учреждениях, факты применения неподходящих дисциплинарных методов, включая физическое наказание, существуют, что не может не настораживать. В 28-й статье Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники помнят и заботятся об обеспечении школьной дисциплины гуманными методами. Но случаи некорректного поведения отдельных педагогов в системе образования Республики — не редкость. Причем нарушители прав детей уверены в собственной безнаказанности, потому что они востребованы в своей школе, и администрация будет защищать каждого учителя, при этом не вспоминая о правах и интересах ребёнка. В подобных ситуациях пострадавших детей чаще всего характеризуют с отрицательной стороны. В Общественную приемную Рабочей группы по защите прав детей Республики Казахстан поступают обращения от родителей учащихся, свидетельствующие о плохом обращении с детьми со стороны учителей школ. Подобные факты были выявлены в гг. Алматы, Павлодаре, Костанайской и др. областях. Так, например, из заявления А. А. следует, что в одной из музыкальных школ г.Алматы учитель, применив физическое насилие, посадил детей в шкаф, подперев дверь стулом и оставив их там на некоторое время. После того, как напуганные, задыхающиеся и заплаканные дети вышли из шкафа, учитель поставил их и стал бить головой о стену. Факт избиения был подтвержден одноклассниками. Все попытки А. А. (матери пострадавшего) защитить права ребенка и добиться справедливости с помощью администрации школы не увенчались успехом. При этом директор школы не только не наказал виновного педагога, но и встал на сторону зарвавшегося педагога. В г. Павлодаре одна из мам, пытаясь защитить своего ребенка, сама оказалась жертвой несправедливого судебного преследования со стороны преподавателя К., который применил рукоприкладство и оскорбил ее ребенка нецензурными словами. В данном случае понес наказание только директор школы № 5, а сам педагог, который позволил себе такое малодостойное поведение в отношении ребенка, продолжает учить детей. Но будем объективны: права учителей ущемляются не меньше. Им часто приходится выполнять те или иные задания по поручению руководства. Может, сам учитель не отрывал бы детей от урока, отправляя их подметать улицы, ведь у него есть определенный план занятий, но потерять работу за неподчинение, тоже не хочется. Нередко и сами ученики провоцируют учителя, мешая проведению занятия. Но в любом случае педагог имеет больше возможностей не вступать в конфликт с ребенком. У него всегда есть право выбора: он может отказаться вести предмет в определенном классе, может поменять работу. А у ученика нет права выбора, даже несмотря на плохое поведение, ему все равно придется идти в школу. И, — нравится, не нравится, — ходить на уроки к учителям, к которым относится негативно. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru
Правила внутреннего распорядка
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Правила внутреннего распорядка для учащихся школы устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы.
Цель правил: создание в школе безопасных условий, обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения.
1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:
1.1 Учащиеся приходят в школу не позднее 8 часов, чистыми, опрятными, снимают в гардеробе верхнюю одежду, в соответствии с расписанием проходят к учебным кабинетам, занимают рабочее место и готовят все необходимые принадлежности к предстоящему уроку.
1.2. Для занятий физкультурой в зале необходима спортивная одежда и обувь. Учащиеся без соответствующей спортивной формы к занятиям по физкультуре не допускаются, а пропущенный по этой причине урок расценивается как пропуск без уважительной причины.
1.3. Не разрешается нахождение в помещениях школы лиц в верхней одежде. Не рекомендуется оставлять в карманах одежды, находящейся в гардеробе, деньги, ключи, проездные билеты, иные ценности.
1.4. Обувь учащихся должна иметь подошву, не оставляющую черных следов на покрытии пола.
1.5. Запрещается жевать жевательную резинку в школе.
1.6. Учащиеся должны добросовестно учиться, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению Устава школы и Правил внутреннего распорядка.
1.7. Ученики школы в общении с учителями, старшими, родителями, другими учащимися должны быть вежливыми. Школьники проявляют уважение к старшим, заботятся о младших, уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.
1.8. В школе и вне школы учащиеся должны вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.
1.9. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.
1.10. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. Запрещается без спроса брать чужие вещи. Нашедшему потерянные или забытые вещи следует сдать дежурному администратору, учителю или охраннику.
1.11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.
1.12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или религиозному признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.
1.13. На уроках учащимся не разрешается пользоваться плеерами, игровыми устройствами и средствами мобильной связи, все эти предметы должны находиться в портфеле в выключенном состоянии. За сохранность мобильных телефонов, плееров, наушников, игровых устройств администрация школы ответственности не несет.
1.14. В школу нельзя приносить, передавать и применять с любой целью колюще-режущие предметы, оружие, взрывчатые и огнеопасные, наркотические вещества, спички, зажигалки, петарды, спиртные напитки, табачные изделия, а также токсичные вещества и яды.
1.15. В случае отсутствия ученика на занятиях, плановых классных или общешкольных мероприятиях по уважительной причине учащийся должен предоставить классному руководителю записку от родителей или медицинскую справку.
Уважительными причинами отсутствия считаются:
- личная болезнь;
- посещение врача (предоставляется талон или справка);
- экстренные случаи в семье, требующие личного участия учащегося (подтверждается заявлением родителей);
- пропуск занятий по договоренности с администрацией (по заявлению родителей).
1.16. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3-х уроков в течение недели, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя заместителя директора школы по УВР.
1.17. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3 дней в течение месяца, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя директора школы и письменного заявления родителей или справки из медицинского учреждения.
1.18. Учащиеся, систематически опаздывающие в школу, могут быть вызваны для объяснения в администрацию школы с приглашением родителей.
1.19. Нельзя без письменного разрешения дежурного администратора, классного руководителя или медсестры уходить из школы в урочное время.
1.20. После окончания занятий учащиеся должны покинуть школу через 20 минут, кроме случаев, предусмотренных планом дополнительных занятий и внеурочных мероприятий.
1.21. За нарушение настоящих Правил к учащимся могут быть применены различные меры воспитательного и дисциплинарного воздействия:
1.21.1. замечание в дневник;
1.21.2.дополнительные занятия по изучению Правил поведения;
1.21.3.объявление выговора в приказе по школе;
1.21.4.вызов учащегося и его родителей на педсовет, административное совещание;
1.21.5.временный запрет на участие во внеурочных мероприятиях;
1.21.6.обсуждение проступка в классных коллективах.
1.21.7.постановка на внутришкольный контроль;
1.21.8.постановка на контроль в инспекцию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
1.22. Запрещается учащимся на переменах выходить на улицу, т.е. покидать пределы школы в целях их безопасности.
1.23. В случае нарушения законов Российской Федерации учащиеся и их родители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ПРАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
Учащиеся имеют право:
2.1 на уважение своего человеческого достоинства, достоинства своей семьи;
2.2 на получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами);
2.3. на дополнительную помощь учителя на индивидуально-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы;
2.4. на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями;
2.5 на участие в демократическом управлении школой;
2.6. на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося;
2.7 на условия образования, гарантирующие охрану здоровья;
2.8 на создание благоприятных условий для самообразования;
2.9 на получение дополнительных образовательных услуг;
2.10 на переход в другое учебное заведение в течение всего учебного года на любом этапе обучения;
2.11 на бесплатное медицинское обслуживание и пользование библиотечным фондом;
2.12 на отдых, обеспечиваемый предоставлением не менее 1 выходного дня в неделю, соблюдением учителями установленной длительности перемен и ежегодными осенними, зимними, весенними и летними каникулами;
2.13 на заблаговременное уведомление учителями о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком;
2.14 на личное присутствие при разбирательстве вопросов, связанных с персональным поведением, успеваемостью;
2.15 на сохранение в тайне доверительной информации о себе;
2.16 на защиту от применения методов физического и психического насилия;
2.17 на получение документов об образовании и в ходе прохождения обучения.
Учащиеся школы также могут иметь другие права, предусмотренные законодательством РК, нормативными актами школы.
3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
3.1 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами;
3.2 знать и выполнять требования Устава школы, Правил внутреннего распорядка школы;
3.3 выполнять законные решения органов управления школой, требования учителей и администрации школы в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции;
3.4 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, соблюдать их права;
3.5 заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, безопасности и жизни окружающих; проходить в соответствии с законодательством РК периодические медицинские осмотры и диспансеризацию;
3.6. стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
3.7. бережно относиться к школьному имуществу;
3.8. заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете;
3.9. поддерживать чистоту и порядок в школе и на ее территории;
3.10. Обязанности дежурного класса:
3.10.1.Дежурный класс помогает дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.
3.10.2 В дежурстве по школе принимают участие учащиеся 5-11 классов.
3.10.3. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.
3.10.4. В 7.30 дежурный учитель проводит инструктаж, на котором объясняются обязанности дежурных, распределяются посты. Дежурный класс выполняет свои обязанности с 7.30 до окончания уроков в школе.
3.10.5.Все учащиеся школы должны выполнять законные требования дежурных.
3.11. Обязанности дежурного по классу:
3.11.1 В каждом классе должен быть дежурный, назначаемый в соответствии с графиком дежурства по классу.
3.11.2.Дежурный помогает педагогу подготовить класс для урока.
3.11.3.Во время перемены дежурный (дежурные) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал, раздает пособия и тетради по просьбе учителя. После урока помогает все убрать на место.
3.11.4.Дежурный должен предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.
3.11.5.Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную помощь учителю.
4. УЧЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УЧАЩИХСЯ
4.1. Каждый учащийся должен иметь с собой оформленный дневник установленного образца и предъявлять его по первому требованию учителя или администрации.
4.2. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.
4.3. Ученик должен еженедельно отдавать дневник на подпись родителям.
4.4. Итоговые отметки, а также замечания учителей должны представляться на подпись родителям в тот же день.
4.5. Данные о прохождении программы обучения заносятся в личное дело каждого ученика, которое хранится в учебной части школы.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
5.1 Уроки в школе проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы.
5.2 Учитель не имеет права задерживать учащихся после звонка с урока.
5.3.Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (но ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, находятся в спортивном зале).
5.4 Удаление учащихся с урока запрещено.
5.5 Снятие учащихся с урока возможно только по письменному распоряжению директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР или дежурного администратора.
5.6 Проведение контрольных опросов после уроков возможно только с целью улучшения отметки по просьбе ученика или его родителей при согласии учителя.
6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ:
6.1. Урок начинается со звонком. Опаздывать на урок не разрешается.
6.2. При входе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Учащиеся подобным образом приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.
6.3. Во время урока нельзя шуметь, самовольно вставать с места, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами. Урочное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.
6.4 Выходить из класса на уроке без разрешения учителя запрещается. В случае крайней необходимости учащийся должен поднять руку и попросить разрешения учителя.
6.5 Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
6.6.Во время занятий учащиеся имеют право пользоваться (под руководством учителя) учебными пособиями и оборудованием, которые они возвращают учителю после занятий. Относиться к учебными пособиями и оборудованию надо бережно и аккуратно.
6.7 Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.
6.8 Учащемуся необходимо знать и соблюдать правила технической безопасности на уроках и во внеурочное время.
7. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДО НАЧАЛА , ЗАНЯТИЙ, ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ:
7.1 Во время перемен учащийся обязан:
7.1.2 навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса;
7.1.2 подчиняться требованиям дежурных учителей и работников школы, дежурному классу;
7.1.3. дежурные по классу помогают учителю подготовить кабинет к следующему уроку;
7.2. Во время перемен учащимся запрещается:
7.2.1 бегать по лестницам и этажам, самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках и на полу;
7.2.2 толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, применять запугивание и вымогательство для выяснения отношений;
7.2.3 потреблять непристойные, оскорбительные выражения, жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.
8. МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ
8.1 Школьная столовая
Учащиеся, находясь в столовой, соблюдают следующие правила:
- подчиняются требованиям педагогов и работников столовой, дежурного класса;
- убирают свой стол после принятия пищи;
- бережно относятся к имуществу школьной столовой;
- не разрешается питание в кабинетах, коридорах, на лестницах и в рекреациях;
- учащиеся имеют право принести в столовую домашний завтрак;
- во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно;
- запрещается вход в столовую в верхней одежде;
8.2 Библиотека
Учащиеся, находясь в школьной библиотеке, соблюдают следующие правила:
- пользование библиотекой по утвержденному графику обслуживания учащихся;
- учащиеся несут материальную ответственность за книги, взятые в библиотеке;
- выдача документов об образовании не осуществляется, если ученик имеет задолженность в библиотеке.
8.3 Спортивный зал
- Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием. Запрещается нахождение и занятия в спортивном зале без учителя или руководителя секции.
- Занятия во внеурочное время в больших и малых спортивных залах организуются по расписанию спортивных секций.
- Для занятий в залах спортивная форма и обувь обязательна.
8.4 Рекреации
Учащиеся, находясь в рекреации, соблюдают следующие правила:
- в рекреации запрещены игры с предметами, которые могут нанести ущерб здоровью или имуществу;
8.5 Актовый зал
Учащиеся, находясь в актовом зале школы, ведут себя как на уроке и дополнительно:
- нахождение учащихся в актовом зале возможно только в присутствии учителя;
- пользоваться техническими средствами актового зала можно только с разрешения лица ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования;
- бережно относиться к имуществу.