Устав школы в Казахстане для учеников

Как-то привычнее слышать об обязанностях школьников: делать уроки, ходить в школу, не опаздывать на занятия и т.д., но редко упоминается об их правах. Неужели всю школьную жизнь ребенок должен исполнять указания и следовать установленным правилам? А за непослушание получать двойки, нарекания со стороны учителей при одноклассниках? Каждая школа имеет нормативно-правовые документы (они отличаются между собой статусом образовательного учреждения) и, если их просмотреть, то выясняется, что у школьника есть не только обязанности, но и права. Вот отдельные пункты устава школы — гимназии, находящейся в Алматинской области. Учащиеся имеют право: — на получение бесплатного общего образования в соответствии с общеобразовательными стандартами; — на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; — на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных; — на обучение в рамках общеобязательного стандарта по индивидуальному учебному плану в соответствии с законодательством; — на бесплатное пользование библиотечным фондом Гимназии, на медицинское обслуживание; — на участие в управлении Гимназией согласно Уставу и другим актам, поступать в любую школу. Помимо внутришкольных документов, есть другие юридические документы, например Закон Республики Казахстан «Об образовании» Статья 36. Права и обязанности обучающихся и воспитанников. Из большого перечня пунктов хочется уделить внимание только нескольким следующим, на мой взгляд, очень важным: 8) свободное выражение собственных мнений и убеждений; 9) уважение своего человеческого достоинства; 10) поощрение и вознаграждение за успехи в учебе, научной и творческой деятельности. Так же существуют и международные документы, Декларация прав школьника. Например, в ст.3 п.4 сказано: «Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия». Если дать нашим ученикам почитать эту декларацию, то вряд ли их можно будет заставить подметать улицы и мыть пол в кабинетах после уроков… Хочется подробней остановиться на ситуациях, в которых права школьников нарушаются наиболее часто. Итак:

Описание ситуации Нарушения прав школьника в этом действии Цитата из правового документа, подтверждающее что, это нарушение
Часто учителя «снимают» с уроков учеников для выполнения внешкольных мероприятий. Дети жертвуют своими знаниями. Каждый школьник имеет право на свободу от эксплуатации. Никто не может использовать как физический, так и интеллектуальный труд школьника без его согласия. (Декларация прав школьника)
Ученик школы, не сделав домашнее задание, вынужден выслушать от учителя тираду по поводу того, какой он плохой, неисполнительный, малодумающий, все вечно забывающий и т.д. и т.п. Были упомянуты все возможные мелкие недочеты в предыдущих работах, промахи и ошибки, как показатель постоянства. Когда ученик пытался высказать свою точку зрения, учительница сказала, что тема обсуждению не подлежит. Ученику не дали возможность свободно высказать свое мнение, хотя он соблюдал все правила вежливого общения. Дети имеют право свободно выражать свое мнение, соблюдая при этом нормы вежливости, уважая собеседников, родителей, учителей. (Конвенция о правах ребенка)
Учительница в порыве гнева имеет привычку обзывать учеников, унижая их. уважение человеческого достоинства Каждый ученик имеет право на уважение своего человеческого достоинства. (Закон об образовании Республики Казахстан)

Мало того, права школьников, нарушаются не только в период всего обучения, но и на первом этапе знакомства со школой, буквально с подачи документов в первый класс. Во многих школах практикуется обследование детей при приеме всевозможными психолого-медико-социально-педагогическими и тому подобными комиссиями. Фактически это не что иное, как скрытый конкурсный отбор. По закону, все дети, достигшие школьного возраста, должны быть зачислены в 1-й класс общеобразовательного учреждения, независимо от уровня их подготовки. Исключение составляют частные школы, у них есть право отбора учащихся по отдельным категориям. Какую силу имеют выводы и заключения таких приемных комиссий? Например, вам выдали заключение, что ваш ребенок не подготовлен, неадекватен, заторможен и прочее. В соответствии с действующим законодательством, заключение психолого-педагогической или медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит лишь рекомендательный характер для родителей и ни в коей мере не должно являться поводом для отказа в приеме. Родителям следует знать, что Учеников не выбирают, и система образования создана для реализации вашего права на выбор школы. А не наоборот! Нет у директора школы конституционного права выбирать родителей и детей потому как право ребенка на образование не ставится Конституцией в зависимость от наличия в близлежащей (либо наиболее подходящей) школе свободных мест. Зачастую, при возникновении конфликтных ситуаций, большинство родителей предпочитает не высказывать своих претензий школьной администрации, тем более с самого начала учебного года, опасаясь, что это впоследствии аукнется ребенку недоброжелательным, пристрастным отношением и заниженными оценками. Существуют и более сложные ситуации. Уже никого не удивляет психологическое насилие над учениками, как со стороны одноклассников, так и учителей. Часто именно по этой причине дети прогуливают занятия. Конечно, кому будет приятно, когда при всем классе после очередного диктанта, делают замечания относительно постоянно повторяющихся ошибок. О каком уважении к учителю может идти речь? Да, неприятно, но это еще можно пережить, уладить ситуацию, обратиться к школьному психологу. А что делать, когда происходит физическое насилие? Что может быть страшнее для родителей, отправляющих своего ребенка в школу? Несмотря на то, что в республике запрещено телесное наказание в образовательных учреждениях, факты применения неподходящих дисциплинарных методов, включая физическое наказание, существуют, что не может не настораживать. В 28-й статье Конвенции о правах ребенка говорится, что государства-участники помнят и заботятся об обеспечении школьной дисциплины гуманными методами. Но случаи некорректного поведения отдельных педагогов в системе образования Республики — не редкость. Причем нарушители прав детей уверены в собственной безнаказанности, потому что они востребованы в своей школе, и администрация будет защищать каждого учителя, при этом не вспоминая о правах и интересах ребёнка. В подобных ситуациях пострадавших детей чаще всего характеризуют с отрицательной стороны. В Общественную приемную Рабочей группы по защите прав детей Республики Казахстан поступают обращения от родителей учащихся, свидетельствующие о плохом обращении с детьми со стороны учителей школ. Подобные факты были выявлены в гг. Алматы, Павлодаре, Костанайской и др. областях. Так, например, из заявления А. А. следует, что в одной из музыкальных школ г.Алматы учитель, применив физическое насилие, посадил детей в шкаф, подперев дверь стулом и оставив их там на некоторое время. После того, как напуганные, задыхающиеся и заплаканные дети вышли из шкафа, учитель поставил их и стал бить головой о стену. Факт избиения был подтвержден одноклассниками. Все попытки А. А. (матери пострадавшего) защитить права ребенка и добиться справедливости с помощью администрации школы не увенчались успехом. При этом директор школы не только не наказал виновного педагога, но и встал на сторону зарвавшегося педагога. В г. Павлодаре одна из мам, пытаясь защитить своего ребенка, сама оказалась жертвой несправедливого судебного преследования со стороны преподавателя К., который применил рукоприкладство и оскорбил ее ребенка нецензурными словами. В данном случае понес наказание только директор школы № 5, а сам педагог, который позволил себе такое малодостойное поведение в отношении ребенка, продолжает учить детей. Но будем объективны: права учителей ущемляются не меньше. Им часто приходится выполнять те или иные задания по поручению руководства. Может, сам учитель не отрывал бы детей от урока, отправляя их подметать улицы, ведь у него есть определенный план занятий, но потерять работу за неподчинение, тоже не хочется. Нередко и сами ученики провоцируют учителя, мешая проведению занятия. Но в любом случае педагог имеет больше возможностей не вступать в конфликт с ребенком. У него всегда есть право выбора: он может отказаться вести предмет в определенном классе, может поменять работу. А у ученика нет права выбора, даже несмотря на плохое поведение, ему все равно придется идти в школу. И, — нравится, не нравится, — ходить на уроки к учителям, к которым относится негативно. Электронный адрес автора: v_nechukhrannyy@mail.ru

Правила внутреннего распорядка

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВИЛАХ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Правила внутреннего распорядка для учащихся школы устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы.

Цель правил: создание в школе безопасных условий, обстановки, способствующей успешной учебе каждого ученика, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения.

1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ:

1.1 Учащиеся приходят в школу не позднее 8 часов, чистыми, опрятными, снимают в гардеробе верхнюю одежду, в соответствии с расписанием проходят к учебным кабинетам, занимают рабочее место и готовят все необходимые принадлежности к предстоящему уроку.

1.2. Для занятий физкультурой в зале необходима спортивная одежда и обувь. Учащиеся без соответствующей спортивной формы к занятиям по физкультуре не допускаются, а пропущенный по этой причине урок расценивается как пропуск без уважительной причины.

1.3. Не разрешается нахождение в помещениях школы лиц в верхней одежде. Не рекомендуется оставлять в карманах одежды, находящейся в гардеробе, деньги, ключи, проездные билеты, иные ценности.

1.4. Обувь учащихся должна иметь подошву, не оставляющую черных следов на покрытии пола.

1.5. Запрещается жевать жевательную резинку в школе.

1.6. Учащиеся должны добросовестно учиться, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению Устава школы и Правил внутреннего распорядка.

1.7. Ученики школы в общении с учителями, старшими, родителями, другими учащимися должны быть вежливыми. Школьники проявляют уважение к старшим, заботятся о младших, уступают дорогу взрослым, старшие школьники – младшим, мальчики – девочкам.

1.8. В школе и вне школы учащиеся должны вести себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

1.9. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

1.10. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам. Запрещается без спроса брать чужие вещи. Нашедшему потерянные или забытые вещи следует сдать дежурному администратору, учителю или охраннику.

1.11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.

1.12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или религиозному признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

1.13. На уроках учащимся не разрешается пользоваться плеерами, игровыми устройствами и средствами мобильной связи, все эти предметы должны находиться в портфеле в выключенном состоянии. За сохранность мобильных телефонов, плееров, наушников, игровых устройств администрация школы ответственности не несет.

1.14. В школу нельзя приносить, передавать и применять с любой целью колюще-режущие предметы, оружие, взрывчатые и огнеопасные, наркотические вещества, спички, зажигалки, петарды, спиртные напитки, табачные изделия, а также токсичные вещества и яды.

1.15. В случае отсутствия ученика на занятиях, плановых классных или общешкольных мероприятиях по уважительной причине учащийся должен предоставить классному руководителю записку от родителей или медицинскую справку.

Уважительными причинами отсутствия считаются:

  • личная болезнь;
  • посещение врача (предоставляется талон или справка);
  • экстренные случаи в семье, требующие личного участия учащегося (подтверждается заявлением родителей);
  • пропуск занятий по договоренности с администрацией (по заявлению родителей).

1.16. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3-х уроков в течение недели, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя заместителя директора школы по УВР.

1.17. Ученик, пропустивший без оправдательных документов более 3 дней в течение месяца, может быть допущен к занятиям только после письменного объяснения на имя директора школы и письменного заявления родителей или справки из медицинского учреждения.

1.18. Учащиеся, систематически опаздывающие в школу, могут быть вызваны для объяснения в администрацию школы с приглашением родителей.

1.19. Нельзя без письменного разрешения дежурного администратора, классного руководителя или медсестры уходить из школы в урочное время.

1.20. После окончания занятий учащиеся должны покинуть школу через 20 минут, кроме случаев, предусмотренных планом дополнительных занятий и внеурочных мероприятий.

1.21. За нарушение настоящих Правил к учащимся могут быть применены различные меры воспитательного и дисциплинарного воздействия:

1.21.1. замечание в дневник;

1.21.2.дополнительные занятия по изучению Правил поведения;

1.21.3.объявление выговора в приказе по школе;

1.21.4.вызов учащегося и его родителей на педсовет, административное совещание;

1.21.5.временный запрет на участие во внеурочных мероприятиях;

1.21.6.обсуждение проступка в классных коллективах.

1.21.7.постановка на внутришкольный контроль;

1.21.8.постановка на контроль в инспекцию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1.22. Запрещается учащимся на переменах выходить на улицу, т.е. покидать пределы школы в целях их безопасности.

1.23. В случае нарушения законов Российской Федерации учащиеся и их родители могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. ПРАВА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Учащиеся имеют право:

2.1 на уважение своего человеческого достоинства, достоинства своей семьи;

2.2 на получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего, среднего полного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами);

2.3. на дополнительную помощь учителя на индивидуально-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы;

2.4. на открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями;

2.5 на участие в демократическом управлении школой;

2.6. на участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося;

2.7 на условия образования, гарантирующие охрану здоровья;

2.8 на создание благоприятных условий для самообразования;

2.9 на получение дополнительных образовательных услуг;

2.10 на переход в другое учебное заведение в течение всего учебного года на любом этапе обучения;

2.11 на бесплатное медицинское обслуживание и пользование библиотечным фондом;

2.12 на отдых, обеспечиваемый предоставлением не менее 1 выходного дня в неделю, соблюдением учителями установленной длительности перемен и ежегодными осенними, зимними, весенними и летними каникулами;

2.13 на заблаговременное уведомление учителями о сроках и объеме контрольных работ в соответствии с графиком;

2.14 на личное присутствие при разбирательстве вопросов, связанных с персональным поведением, успеваемостью;

2.15 на сохранение в тайне доверительной информации о себе;

2.16 на защиту от применения методов физического и психического насилия;

2.17 на получение документов об образовании и в ходе прохождения обучения.

Учащиеся школы также могут иметь другие права, предусмотренные законодательством РК, нормативными актами школы.

3. ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

3.1 добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами;

3.2 знать и выполнять требования Устава школы, Правил внутреннего распорядка школы;

3.3 выполнять законные решения органов управления школой, требования учителей и администрации школы в части, отнесенной Уставом и Правилами внутреннего распорядка к их компетенции;

3.4 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, соблюдать их права;

3.5 заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, безопасности и жизни окружающих; проходить в соответствии с законодательством РК периодические медицинские осмотры и диспансеризацию;

3.6. стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

3.7. бережно относиться к школьному имуществу;

3.8. заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитете;

3.9. поддерживать чистоту и порядок в школе и на ее территории;

3.10. Обязанности дежурного класса:

3.10.1.Дежурный класс помогает дежурному учителю поддерживать дисциплину во время перемен, чистоту и порядок в школе.

3.10.2 В дежурстве по школе принимают участие учащиеся 5-11 классов.

3.10.3. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.

3.10.4. В 7.30 дежурный учитель проводит инструктаж, на котором объясняются обязанности дежурных, распределяются посты. Дежурный класс выполняет свои обязанности с 7.30 до окончания уроков в школе.

3.10.5.Все учащиеся школы должны выполнять законные требования дежурных.

3.11. Обязанности дежурного по классу:

3.11.1 В каждом классе должен быть дежурный, назначаемый в соответствии с графиком дежурства по классу.

3.11.2.Дежурный помогает педагогу подготовить класс для урока.

3.11.3.Во время перемены дежурный (дежурные) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал, раздает пособия и тетради по просьбе учителя. После урока помогает все убрать на место.

3.11.4.Дежурный должен предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.

3.11.5.Дежурные 1-4 классов осуществляют посильную помощь учителю.

4. УЧЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ УЧАЩИХСЯ

4.1. Каждый учащийся должен иметь с собой оформленный дневник установленного образца и предъявлять его по первому требованию учителя или администрации.

4.2. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

4.3. Ученик должен еженедельно отдавать дневник на подпись родителям.

4.4. Итоговые отметки, а также замечания учителей должны представляться на подпись родителям в тот же день.

4.5. Данные о прохождении программы обучения заносятся в личное дело каждого ученика, которое хранится в учебной части школы.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

5.1 Уроки в школе проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором школы.

5.2 Учитель не имеет права задерживать учащихся после звонка с урока.

5.3.Учитель физической культуры имеет право не допускать учеников к занятиям без спортивной формы (но ученик, забывший форму, а также освобожденный от занятий, находятся в спортивном зале).

5.4 Удаление учащихся с урока запрещено.

5.5 Снятие учащихся с урока возможно только по письменному распоряжению директора школы, заместителя директора по УВР, заместителя директора по ВР или дежурного администратора.

5.6 Проведение контрольных опросов после уроков возможно только с целью улучшения отметки по просьбе ученика или его родителей при согласии учителя.

6. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ:

6.1. Урок начинается со звонком. Опаздывать на урок не разрешается.

6.2. При входе педагога в класс, учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как педагог ответит на приветствие и разрешит сесть. Учащиеся подобным образом приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

6.3. Во время урока нельзя шуметь, самовольно вставать с места, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими не относящимися к уроку делами. Урочное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.

6.4 Выходить из класса на уроке без разрешения учителя запрещается. В случае крайней необходимости учащийся должен поднять руку и попросить разрешения учителя.

6.5 Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

6.6.Во время занятий учащиеся имеют право пользоваться (под руководством учителя) учебными пособиями и оборудованием, которые они возвращают учителю после занятий. Относиться к учебными пособиями и оборудованию надо бережно и аккуратно.

6.7 Звонок об окончании урока дается для учителя. Только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс.

6.8 Учащемуся необходимо знать и соблюдать правила технической безопасности на уроках и во внеурочное время.

7. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ДО НАЧАЛА , ЗАНЯТИЙ, ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН И ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ:

7.1 Во время перемен учащийся обязан:

7.1.2 навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса;

7.1.2 подчиняться требованиям дежурных учителей и работников школы, дежурному классу;

7.1.3. дежурные по классу помогают учителю подготовить кабинет к следующему уроку;

7.2. Во время перемен учащимся запрещается:

7.2.1 бегать по лестницам и этажам, самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках и на полу;

7.2.2 толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, применять запугивание и вымогательство для выяснения отношений;

7.2.3 потреблять непристойные, оскорбительные выражения, жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.

8. МЕСТА МАССОВОГО ПРЕБЫВАНИЯ

8.1 Школьная столовая

Учащиеся, находясь в столовой, соблюдают следующие правила:

  • подчиняются требованиям педагогов и работников столовой, дежурного класса;
  • убирают свой стол после принятия пищи;
  • бережно относятся к имуществу школьной столовой;
  • не разрешается питание в кабинетах, коридорах, на лестницах и в рекреациях;
  • учащиеся имеют право принести в столовую домашний завтрак;
  • во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно;
  • запрещается вход в столовую в верхней одежде;

8.2 Библиотека

Учащиеся, находясь в школьной библиотеке, соблюдают следующие правила:

  • пользование библиотекой по утвержденному графику обслуживания учащихся;
  • учащиеся несут материальную ответственность за книги, взятые в библиотеке;
  • выдача документов об образовании не осуществляется, если ученик имеет задолженность в библиотеке.

8.3 Спортивный зал

  • Занятия в спортивном зале организуются в соответствии с расписанием. Запрещается нахождение и занятия в спортивном зале без учителя или руководителя секции.
  • Занятия во внеурочное время в больших и малых спортивных залах организуются по расписанию спортивных секций.
  • Для занятий в залах спортивная форма и обувь обязательна.

8.4 Рекреации

Учащиеся, находясь в рекреации, соблюдают следующие правила:

  • в рекреации запрещены игры с предметами, которые могут нанести ущерб здоровью или имуществу;

8.5 Актовый зал

Учащиеся, находясь в актовом зале школы, ведут себя как на уроке и дополнительно:

  • нахождение учащихся в актовом зале возможно только в присутствии учителя;
  • пользоваться техническими средствами актового зала можно только с разрешения лица ответственного за безопасную эксплуатацию оборудования;
  • бережно относиться к имуществу.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх