Уставный капитал государственного предприятия

14 ноября Президент подписал Федеральный закон № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

В соответствии со статьей 2 вышеуказанного Федерального закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Законом установлены следующие виды унитарных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Также Федеральным законом определяются правоспособность унитарного предприятия, требования к фирменному наименованию и месту нахождения предприятия, его филиалам и представительствам, порядок участия унитарных предприятий в других коммерческих и некоммерческих организациях, определена также ответственность унитарного предприятия.

Главой II Закона определен порядок учреждения унитарного предприятия, требования к его учредительным документам.

В главе III определены источники формирования имущества унитарного предприятия и его уставной фонд. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Глава IV посвящена вопросам управления унитарным предприятием: определены права собственника унитарного предприятия, требования к руководителю унитарного предприятия, ответственность руководителя унитарного предприятия. Отдельная статья посвящена сделкам, в совершении которой имеется заинтересованность (статья 22). Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Главой V определен порядок реорганизации и ликвидации унитарных предприятий.

Статьей 37 «Переходные положения» Закона установлено, что уставы унитарных предприятий со дня вступления в силу Федерального закона применяются в части, не противоречащей Федеральному закону. Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные унитарными предприятиями до вступления в силу Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография»
(Гутников О.В.)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019)2) «формальный», основанный на последовательном делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, полностью исключающий для некоммерческих организаций возможность ведения основных видов «активной» предпринимательской деятельности. При этом отпадает необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организации, а ответственность по ее «непредпринимательским» обязательствам в какой-то мере вполне может быть возложена на ее учредителей. Если некоммерческой организации недостает средств, она может взять их у учредителей (членов), которые и должны финансировать эту организацию для осуществления целей деятельности. При таком подходе не нужно ограничивать ответственность некоммерческой организации по ее обязательствам только имуществом самой организации: учредители вполне могут и должны отвечать по долгам некоммерческой организации, не связанной с предпринимательской деятельностью (например, отвечая за деликты, причиненные некоммерческой организацией участникам гражданского оборота) . Также некоммерческая организация должна иметь право учреждать коммерческие организации, отдавать часть своего имущества в доверительное управление с целью получения дохода, получать доходы от «пассивной» предпринимательской деятельности (дивиденды по акциям, доходы от сдачи имущества в аренду и т.п.). Однако это не ее дело — восполнять недостатки имущественной базы посредством собственной активной предпринимательской деятельности.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх