Уставом автомобильного транспорта РФ

Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция)

8 ноября 2007 года N 259-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА Принят Государственной Думой 18 октября 2007 года Одобрен Советом Федерации 26 октября 2007 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 06.11.2011 N 296-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 03.02.2014 N 15-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 20.04.2015 N 102-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 258-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правила перевозок пассажиров и багажа, грузов
    • Статья 3.1. Государственный надзор в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
    • Статья 3.2. Особенности лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
    • Статья 4. Виды сообщения
    • Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа
    • Статья 6. Путевые листы
    • Статья 7. Требования к оформлению и оборудованию транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры
    • Статья 7.1. Требование о наличии на транспортном средстве копии уведомления о начале осуществления отдельных видов деятельности
  • Глава 2. Перевозки грузов
    • Статья 8. Заключение договора перевозки груза
    • Статья 9. Предоставление транспортных средств, контейнеров для перевозок грузов
    • Статья 10. Предъявление и прием груза для перевозки
    • Статья 11. Погрузка грузов в транспортные средства, контейнеры и выгрузка грузов из них
    • Статья 12. Определение массы груза
    • Статья 13. Пломбирование транспортных средств, контейнеров
    • Статья 14. Сроки доставки груза
    • Статья 15. Выдача груза
    • Статья 16. Хранение груза в терминале перевозчика
    • Статья 17. Очистка транспортных средств, контейнеров
    • Статья 18. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей
  • Глава 3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа
    • Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
    • Статья 20. Заключение договора перевозки пассажира
    • Статья 21. Перевозки детей, следующих вместе с пассажиром
    • Статья 21.1. Перевозка и особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов
    • Статья 22. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа
    • Статья 23. Возврат пассажиру стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в междугородном сообщении
    • Статья 24. Продажа билетов
    • Статья 25. Возврат забытых вещей
    • Статья 26. Права пассажира при пользовании услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры
  • Глава 4. Перевозки пассажиров и багажа по заказам
    • Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу
    • Статья 28. Определение маршрута перевозки пассажиров и багажа по заказу
    • Статья 29. Отказ от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу или изменение такого договора
    • Статья 30. Перевозка багажа, провоз ручной клади транспортным средством, предоставляемым для перевозки пассажиров по заказу
  • Глава 5. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси
    • Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа
    • Статья 32. Отказ фрахтовщика от исполнения договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа или изменение такого договора
    • Статья 33. Перевозка багажа, провоз ручной клади легковым такси
  • Глава 6. Ответственность перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров, фрахтователей
    • Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика
    • Статья 35. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, пассажира
    • Статья 36. Основания освобождения перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя от ответственности
    • Статья 36.1. Ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу
    • Статья 37. Недействительность соглашений
  • Глава 7. Акты, претензии, иски
    • Статья 38. Акты
    • Статья 39. Порядок предъявления претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
    • Статья 40. Порядок рассмотрения претензий к перевозчикам, фрахтовщикам
    • Статья 41. Порядок предъявления исков к перевозчикам, фрахтовщикам
    • Статья 42. Срок исковой давности
  • Глава 8. Заключительные положения
    • Статья 43. Порядок применения настоящего Федерального закона
    • Статья 44. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Транспортные уставы и кодексы

12

Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте.

Это:

1) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) — Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

2) Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) — «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)

3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.) — «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа

4) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г.) — «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)

5) Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г.) — Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 01.12.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

4) Подзаконные акты:

— указы Президента РФ

К числу источников транспортного права относятся указы Президента Российской Федерации, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений.

1. железнодорожное право Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации»
2. внутренневодное право нет инфы
3. воздушное право Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 1995 г. N 747 «Об упорядочении использования авиации общего назначения», Указ Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. N 825 «О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации Российской Федерации»
4. морское право Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 г. N 1298 «О мерах по стабилизации финансового положения морских пароходств Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. N 1004 «О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике»
5. автомобильное право нет инфы

— постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Например: Постановления Правительства Российской Федерации

— от 20 мая 1998 г. N 466 «О возложении функций государственного надзора за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений на Министерство транспорта Российской Федерации»,

— от 9 апреля 2001 г. N 278 «О мерах государственной поддержки обновления парка морских, речных, воздушных судов и их строительства»,

— от 05.12.2001 N 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)»

1. железнодорожное право Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. N 134) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. N 833 «О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации»
2. внутренневодное право Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. N 780 «О Российском речном регистре», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. N 909р «О Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
3. воздушное право Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 г. N 424 «О совершенствовании функционирования и развитии системы организации воздушного движения в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 г. N 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации»
4. морское право Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 1299 «Об организации управления морскими портами» (с изм. от 28 августа 1997 г.) Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»
5. автомобильное право Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»; от 8 апреля 1992 г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации»; от 24 июня 1998 г. N 639 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»; от 15 декабря 1999 г. N 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и др.

— инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств

Министерству транспорта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно принимать правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов (п.5.2 Положения о Министерстве транспорта РФ).

1. железнодорожное право Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все перечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного перевозчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров.
2. внутренневодное право Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают правила перевозки грузов и правила перевозок пассажиров и багажа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. N 72 были утверждены Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, в которых весьма детально регулируется порядок оказания услуг, связанных с перевозкой пассажиров.
3. воздушное право Конкретизация отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 28 июня 2007 г.
4. морское право Дальнейшая конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров, производится Общими правилами морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажиров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами
5. автомобильное право На основании Устава … Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 (ред. от 23.06.2014) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 09.06.2014) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» Важно! В сфере автомобильных перевозок продолжают действовать «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971) в части, не противоречащей: — гл.40 ГК РФ — Правилам перевозок 2009 и 2011 года — Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2007 г.

Иные источники

Обычаи

ст.5 ГК РФ:

1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Например, согласно ст. 130 — 132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.

ст.130 КТМ РФ:

1. Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

+ подробнее про обычаи в торговом мореплавании

Использование в торговом мореплавании обычая в качестве источника права объясняется двумя факторами: историческими условиями развития торгового мореплавания и наличием в торговом мореплавании специфических и локальных по своей природе институтов (прежде всего выполнение погрузочно-разгрузочных работ), для которых общее нормативное регулирование малопригодно.

1. Обычаи порта

Обычаи порта (customs of the port) содержат установленные практикой конкретного порта правила, определяющие достаточно узкую, но практически важную область торгового мореплавания. В частности, это:

— место подачи «нотиса о готовности» (Notice of Readiness) — с якорной стоянки в акватории порта, или с открытого рейда в пределах видимости лоцманской станции, или после окончания таможенного контроля;

— точное время и способы доставки груза к судну;

— пункт погрузки в поименованном порту;

— время, необходимое для выполнения грузовых работ;

— выполнение грузовых работ круглосуточно (в том числе в праздники) или посменно с оплатой дополнительных надбавок грузчикам и стивидорам;

— исчисление стояночного времени и обязанности, лежащие на перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе при разгрузке и погрузке судна;

— использование судовых лебедчиков; и т.д.

Обычаи отечественных морских портов свидетельствует Торгово-промышленная палата страны. Содержание обычая дается в сводах действующих обычаев по отдельным портам.

2. Обычаи международного торгового мореплавания

Наиболее известным обычаем международного торгового мореплавания служат Йорк-Антверпенские правила, существующие с 1864 г. Периодически они пересматриваются. Новая редакция принята в 2004 г. Применяются при наличии к ним отсылки в коносаменте или чартере.

Это свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии.

Общая авария (general average) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб. Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем, всеми грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован.

Роль судебной практики

Енгиазаров:

Источниками транспортного права следует считать также постановления пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.

Примером может служить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. N 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», в котором Пленум Высшего Арбитражного Суда разъясняет, как следует применять судам на практике отдельные положения Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.

+

По воздушному праву:

Президиум ВАС РФ в информационном письме от 16.02.1998 N 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» констатировал, что, предъявляя иск, истец рассчитал стоимость недостающей массы груза в американских долларах через стоимость золота за 1 тройскую унцию, установленную на Лондонской бирже драгоценных металлов, которая определяет рыночную стоимость самого золота, а не его содержание в национальных валютах.

При таком расчете сумма иска многократно превысила сумму реального ущерба истца. По мнению ВАС РФ, данный расчет противоречит сложившейся международной практике перевода 250 золотых франков в национальные валюты не через определение золотой стоимости этих валют, но через перерасчет в электронные денежные средства — специальные права заимствования (СДР).

Варшавская система — это сложная система документов, состоящая из самой Варшавской конвенции 1929 г., серии нижеследующих протоколов и одной дополнительной конвенции:

— Гаагский протокол 1955 г., изменяющий Варшавскую конвенцию; Гаагский протокол 1955 г. повысил установленный Варшавской конвенцией предел ответственности перевозчика за жизнь и здоровье пассажира в 2 раза (до 250 тысяч франков).
— Гвадалахарская конвенция 1961 г. о перевозках, осуществляемых лицом, иным, чем перевозчик по договору; Гвадалахарская конвенция 1961 г. прежде всего дала возможность перевозчику, который не заключил договор перевозки, но фактически ее осуществляет, ссылаться на условия и ограничения ответственности, установленные документами Варшавской системы.
— Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 4, изменяющий в отношении грузовых перевозок Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г. Поскольку Гватемальский протокол не касался перевозки грузов, в 1975 г. был подписан Монреальский протокол N 4, где ответственность перевозчика за несохранность груза стала также объективной. + МДП№4 ввел правила применения при грузовых перевозках электронно-вычислительных устройств (электронная авиагрузовая накладная).
— Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 1, изменяющий Варшавскую конвенцию; — Монреальский дополнительный протокол 1975 г. N 2, изменяющий Варшавскую конвенцию, измененную Гаагским протоколом 1955 г.; Переводят суммы пределов, установленные Варшавской конвенцией и последующими протоколами, из золотых франков в единицы специальных прав заимствования Международного валютного фонда. МДП №1: In the carriage of passengers the liability of the carrier for each passenger is limited to the sum of 8 300 Special Drawing Rights. In the carriage of registered baggage and of cargo, the liability of the carrier is limited to a sum of 17 Special Drawing Rights per kilogramme. As regards objects of which the passenger takes charge himself the liability of the carrier is limited to 332 Special Drawing Rights per passenger. МДП №2: In the carriage of persons the liability of the carrier for each passenger is limited to the sum of 16 600 Special Drawing Rights. In the carriage of registered baggage and of cargo, the liability of the carrier is limited to a sum of 17 Special Drawing Rights per kilogramme. As regards objects of which the passenger takes charge himself the liability of the carrier is limited to 332 Special Drawing Rights per passenger.

! Причем участие государства в одном из этих документов не всегда означает его участие в других.

Участие государства, например, в Гаагском протоколе означает его участие в Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, но не приводит к его участию в самой Варшавской конвенции (п. 2 ст. XXI и XXIII Гаагского протокола). Из этого вытекает, что перевозка между страной, участницей только Варшавской конвенции, и государством, участником только Гаагского протокола, исключается из-под действия обоих этих документов.

Объективно все такие перевозки остаются международными, но регулируются положениям применимого к ним внутреннего, национального права.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх