Усыновление иностранными гражданами

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 23 (378). Право. Вып. 44. С. 119-124.

УДК 347.6 ББК 67.304

ПРОБЛЕМЫ УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

О. В. Кузнецова

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Рассматриваются особенности усыновления детей — граждан РФ иностранными гражданами, анализируются различные точки зрения, статистика, судебная практика, даются предложения по решению проблемы международного усыновления.

Ключевые слова: ребенок, усыновление, усыновители.

Международное усыновление — это юридический акт, совершенный в субъективных интересах детей, когда в основе действий усыновителей лежат мотивы и цели, направленные на предоставление усыновляемому права на надлежащее семейное воспитание, гарантированное Семейным кодексом РФ и законодательством принимающего государства .

Согласно данным Министерства образования России, в российском банке данных содержатся анкеты 120 тыс. детей-сирот. Ежегодно в России сиротами становятся до 70 тыс. детей .

Большое количество детей-сирот усыновляют иностранцы. До 2012 г., когда был введен запрет на усыновление американцами, США лидировали по усыновлению российских детей. По статистике Госдепартамента США, за 2012 г. американцы усыновили 8668 детей, из них 748 — граждане России.

Второй страной в мире после США и первой в Европе по усыновлению российских детей стала Испания — 7 тыс. усыновленных российских детей-сирот за последние 7 лет .

В 2014 г. между Россией и Испанией был подписан договор об усыновлении. В нем определены механизмы государственного контроля за условиями жизни детей, пределы ответственности компетентных органов и организаций.

Договором предусмотрены положения, закрепляющие дополнительные обязанности принимающей стороны по контролю за усыновленными детьми и деятельностью аккредитованных агентств, которые помогают усыновителям в этом процессе. Согласно договору, дети будут сохранять гражданство того государства, где они родились. В случае отмены усыновления вопрос о возвращении детей будет решаться с участием российских властей.

Аналогичные договоры подписаны с Францией и Италией. 27 декабря 2013 г. вступил в силу дого -вор между РФ и Францией о сотрудничестве в об -ласти усыновления детей. Договор предполагает усыновление российских детей французскими семьями при помощи специализированных аккредитованных организаций. Регламентирован также порядок отчетности усыновителей перед российскими государственными органами. Статья 6 Договора устанавливает, что условия, при которых ребенок может быть усыновлен, а также лица или органы, согласие которых требуется для усыновления, определяются законодательством государства происхождения ребенка. При передаче ребенка в другую семью усыновление не может состояться до тех пор, пока центральный орган го -сударства происхождения не будет должным образом ознакомлен со сведениями о новых кандидатах в усыновители и не даст согласие на новое усыновление. Согласно ст. 17 принимающее государство обязуется осуществлять меры по защите прав и интересов усыновленных детей, обеспечивать им такую же защиту и пользование теми же правами, какими пользуются дети, являющиеся гражданами принимающего государства .

Договоры направлены на решение имеющихся у России проблем с государствами по вопросам усыновления российских детей. Важным является определение органов и их компетенции относительно международного усыновления. Ребенок приобретает иностранное гражданство не позднее момента въезда на законных основаниях для проживания на территорию принимающего государства и сохраняет гражданство РФ до 18 лет.

В 2013 г. наибольшее количество дел о международном усыновлении рассмотрено Санкт-Петербургским городским судом (112), Кемеровским областным судом (104), Пермским

За последние годы неоднократно обсуждался вопрос о международном усыновлении. Основанием служили факты жестокого обращения с российскими детьми, усыновленными гражданами США. В дальнейшем факты насилия над детьми со стороны усыновителей стали причиной принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который запрещает усыновлять детей из России гражданам США.

В связи с установлением данного запрета прекратило действие Соглашение между РФ и США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 13 июля 2011 г. .

Усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если эти дети не были переданы на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории России по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 124 СК РФ) .

На сегодняшний день порядок усыновления регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г. № 101 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Согласно действующему российскому законодательству иностранные граждане, желающие усыновить ребенка — гражданина РФ, обращаются с письменным заявлением с просьбой о решении вопроса о возможности быть кандидатом в усыновители в орган опеки и попечительства; затем субъект РФ предоставляет иностранным гражданам, желающим усыновить ребенка, информацию о детях, в отношении которых возник-

ли установленные законом основания для усыновления иностранными гражданами, которые в дальнейшем обращаются с заявлением об установлении усыновления в суд. В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и адрес кандидатов в усыновители, а также фамилия, имя, отчество и возраст усыновляемого ребенка, возможные изменения его данных (фамилии, имени, отчества, даты и места рождения), просьба о записи усыновителей в качестве родителей, осведомленность о состоянии здоровья ребенка. К заявлению прилагаются следующие документы:

— заключение компетентной организации страны кандидатов в усыновители об условиях их жизни; копия лицензии, выданная этой организации на осуществление ею деятельности, связанной с рассмотрением вопросов усыновления (если заключение дано негосударственной организацией);

— заключение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, подтверждающее возможность для кандидатов в усыновители быть усыновителями;

— документ о доходах или справка с места работы с указанием годового дохода; медицинское заключение о состоянии здоровья каждого кандидата в усыновители, выданное медицинским учреждением по месту его наблюдения;

— копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

— копии паспортов или иных документов, удостоверяющих личность;

— разрешение компетентного органа страны кандидатов в усыновители, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натурализации, на въезд и постоянное место жительства усыновляемого ребенка.

Все документы подлежат переводу на русский язык, который нотариально удостоверяется в консульском учреждении Российской Федерации в стране проживания кандидатов в усыновители либо в органах нотариата на территории РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако при усыновлении российских детей иностранными гражданами происходят многочисленные нарушения:

1. Имеются нарушения семейного законодательства со стороны органов опеки и попечительства, которые должны защищать права и законные интересы детей-сирот. На это неоднократно обращали внимание уполномоченные по правам ребенка, государственные органы (председатель Комитета Государственной Думы Федерального

Собрания Российской Федерации по вопросам се -мьи, женщин и детей Е. Б. Мизулина). Требуется установить надзор за их деятельностью. Одна из задач органов опеки при решении вопроса о возможности заявителя быть усыновителем и выдаче соответствующего заключения — опре -делить отсутствие установленных СК РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Но особых усилий по подбору достойного кандидата, проверке достоверности предоставленной информации не прилагают, эта работа носит формальный характер.

В 2012 г. Генеральная прокуратура выявила в России около 22 тыс. нарушений в работе органов опеки и попечителей. По представлению прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 1,6 тыс. должностных лиц .

Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ П. Астахов считает, что правительству нужно решить вопрос, кто будет руководить и контролировать органы опеки и попечительства. «Все они «в горизонтальном положении»: нехватка специалистов, проблема собственности, малообеспеченность бюджета приводят к злоупо -треблениям через раз» .

Президент РФ В. В. Путин на конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2013 г. поручил Минтруду разработать стандарты для работников органов опеки и попечительства . Причиной послужил рассказ одной из участниц встречи о том, что сирота с раннего возраста и до совершеннолетия попадает под юрисдикцию разных ведомств, в которых работают люди разных специальностей, зачастую без профессионального образования психолога.

2. Недостоверность сведений, предоставляемых в суд иностранцами — кандидатами в усыновители, в частности о своем здоровье. Необходимо более детально регламентировать требования к иностранным усыновителям, процедуру проверки предоставляемых ими сведений о себе. Возможно создание медицинской комиссии, в которую будут входить представители обо -их государств. В обязанности комиссии должны быть включены психологическое тестирование потенциальных родителей и выдача заключений о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) . Многие преступления в отношении усыновленных совершаются алкоголиками, лицами, страдающими психическими заболеваниями.

При рассмотрении дел об усыновлении суд в каждом случае проверяет, не имеется ли у кан-

дидатов в усыновители заболеваний, препятствующих им быть усыновителями, перечисленных в перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 117. Усыновители представляют медицинские заключения, выданные в стране их проживания, по результатам их медицинского обследования врачами-специалистами. Суд признает такие медицинские заключения допустимыми и достаточными доказательствами для подтверждения состояния здоровья заявителей.

В 2013 г. это имело место по 32 % дел об усыновлении детей, рассмотренных с удовлетворением заявления .

3. По мнению иностранных граждан, в России намного проще усыновить ребенка. Среди причин популярности России для усыновления называют разумную юридическую систему, белую расу детей, быстроту процесса усыновления .

4. Широкое распространение получила практика размещения сведений о детях-сиротах в сети Интернет с целью поиска иностранных усыновителей. Иностранные организации получают от посредников видеоматериалы о детях, размещают их на сайте. Цены варьируются в зависимости от данных ребенка: внешности, состояния здоровья. Но подобные сайты вызывают нездоровый интерес у определенного контингента.

Необходимо ужесточить уголовную ответственность, закрепить в УК РФ новые составы совершения преступлений — с использованием мобильной сети, Интернета, новых технологий.

5. Не осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания детей, усыновленных «независимыми» усыновителями.

По данным Национального совета США по усыновлению, почти во всех случаях убийств усыновленных детей — граждан РФ у усыновителей не было официального разрешения на усыновление, то есть дети попадали в американские семьи вследствие коррупции .

Приведем пример из судебной практики .

На скамье подсудимых оказались чиновник мэрии и старший воспитатель социального отделения 2-й городской детской больницы Владивостока. Оба обвинялись в попытке содействовать незаконному усыновлению ребенка гражданами США. Ленинский районный суд Владивостока вынес обвинительный приговор

по уголовному делу о незаконном удочерении: признал виновным бывшего главного специалиста по охране прав детей отдела образования администрации Владивостока Л. В. Задоя в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу), приговорив ее к штрафу в размере 100 тыс. руб.

Этим же приговором старший воспитатель социального отделения детской городской больницы № 2 Владивостока Е. В. Лучникова признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 154 УК РФ (незаконное усыновление, удочерение), ч. 1 ст. 327 УК РФ (подделка официального документа), ч. 1 ст. 303 УК РФ (фальсификация доказательств по гражданскому делу); ей назначено наказание в виде одного года лишения свободы условно с испытательным сроком один год, штрафа в размере 120 тыс. руб. и лишения права заниматься профессиональной деятельностью, связанной с усыновлением и удо -черением детей, сроком на два года.

Судебным следствием установлено, что весной 2005 г. обвиняемые умышленно в целях незаконного удочерения Даши Н. 2004 г. рождения гражданами Соединенных Штатов Америки внесли в официальные документы заведомо ложные сведения о том, что девочка якобы предлагалась для усыновления четырем российским семьям, а также о том, что родственники девочки отказываются брать ее на воспитание.

Одновременно с проблемами незаконного усыновления возникают проблемы безопасности детей — граждан России, усыновленных гражданами США. Судьба многих из них неизвестна. В 2013 г. в США журналисты телеканала NBC провели расследование по организации на территории страны подпольной сети обмена российскими сиротами, усыновленными гражданами США, когда усыновители хотели избавиться от усыновленных детей .

Посольство РФ, особенно сейчас, когда отношения с США ухудшились, не способно контролировать ситуацию с усыновленными российскими детьми в США, добиться должного уровня сотрудничества с американскими партнерами по этому вопросу.

Один из способов решения ситуации — создание международной комиссии по рассмотрению дел, связанных с жестоким обращением с усыновленным ребенком, повлекшим тяжкие телесные повреждения и смерть ребенка. Члены комиссии должны иметь возможность провести собственное независимое расследование обстоятельств, повлекших грубое нарушение прав ребенка, и предоставить результаты исследования в суд, где будут проходить слушания по делу о нарушении прав усыновленного ребенка .

По мнению президента РФ В. В. Путина, «мы должны стремиться к тому, чтобы абсолютное большинство детей обретали свою семью в России, а зарубежное усыновление стало редким, вынужденным исключением». В. В. Путин считает, что это происходит «из-за низких требований к усыновителям, из-за отсутствия у специальных органов полномочий на вмешательство в судьбу ребенка». «Наиболее эффективный способ решения этой проблемы — заключение юридически обязывающих межгосударственных соглашений», — отметил президент .

По словам П. Астахова, Россия в течение пяти лет сможет отказаться от иностранного усыновления, а все дети, оставшиеся без попечения родителей, будут устраиваться в приемные семьи внутри страны.

Однако международное усыновление — явление положительное. Необходимы альтернативы, а за рубежом дети могут найти настоящую семью, людей, которые их полюбят.

Чтобы разрешить проблемы усыновления с участием иностранных граждан, необходимо принятие внутри страны дальнейших мер по улучшению работы органов опеки и попечительства, судов, ужесточению порядка отбора кандидатов в усыновители, повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процедуре усыновления, и др. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам усыновления. Заключение двусторонних международных договоров в области усыновления позволит создать действенный механизм контроля за судьбой усыновленных детей на территории иностранного государства.

Список литературы

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Обзор практики рассмотрения в 2013 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 2 июля 2014 г.) // Бюл. Верхов. Суда Рос. Федерации. — 2014. — № 12.

5. Кузнецова, И. М. Новое в порядке усыновления детей / И. М. Кузнецова // Журн. Рос. права. -2013. — № 1.

8. www.kp.ru/daily/theme/9608

9. www.usynovite.ru/structure/speach/

10. www.usynovite.ru/documents/international/france

11. www.pravo.gov.ru

12. www.kp.ru/daily/theme/9608

13. www.kp.ru/daily/theme/9608

14. www.r-komitet.ru/zakon/usynovl_kr-stol.htm

15. www.kp.ru/daily/theme/9608

16. www.kommersant.ru/do

Сведения об авторе

Кузнецова Ольга Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и про -цесса Института права Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. kgp@csu.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 23 (378). Law. Issue 44. Pp. 119-124.

PROBLEMS OF ADOPTION OF THE RUSSIAN CHILDREN BY FOREIGN CITIZENS

O. V. Kuznetsova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. kgp@csu.ru

Keywords: child, adoption, adoptive parents.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Slyusareva N.D. Aktual’nye problemy rossiyskogo prava , 2012, no. 1. (In Russ.).

Международное усыновление

Международное усыновление

Условия, при которых дети – граждане Российской Федерации могут быть усыновлены иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;

лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок может быть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Не могут быть усыновителями:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;

(Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы).

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лица, не имеющие постоянного места жительства;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации (далее – кандидаты в усыновители), могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, вправе пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

отчимы (мачехи) ребенка;

близкие родственники ребенка;

лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить от указанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

а) лично к региональному оператору;

б) через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка;

д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является (для гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства — государства, в котором он имеет постоянное место жительства), об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя).

з) обязательство компетентного органа государства проживания гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка;

и) документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется в случае обращения лица, не состоящего в браке);

к) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» — «и» настоящего пункта;

л) копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;

м) копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);

н) документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Иностранный гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных в подпунктах «а» — «д», «и» и «л» — «н», представляет следующие документы:

заключение о возможности быть усыновителем (удочерителем) и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства;

заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства;

копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке указанных документов.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме необходимых документов представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в подпунктах «е» — «н», то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Представление интересов усыновителей – иностранных граждан на территории Российской Федерации другими лицами или организациями

На территории Российской Федерации не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, в том числе сбор, передача, размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) и распространение иным образом сведений о ребенке, фото- и видеосъемка детей и проведение дополнительной медицинской экспертизы усыновляемого ребенка.

Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей (далее – организации по усыновлению детей), которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Организации по усыновлению не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

Обязательное личное участие лиц, желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.

Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации могут организации по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Представительства организаций по усыновлению детей вправе:

а) представлять документы кандидатов в усыновители региональному оператору государственного банка данных о детях для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления;

б) получать на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке. Передача третьим лицам производной информации о ребенке, полученной с целью предоставления конкретному иностранному гражданину, а также использование ее каким-либо иным способом не допускается;

в) оформлять приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители;

г) организовывать прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывать им необходимую помощь в оформлении усыновления;

д) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получать решения суда об усыновлении, а также оказывать содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы Российской Федерации;

е) осуществлять на территории Российской Федерации иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители и усыновителей, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

Конфиденциальная информация о ребенке, а также направление на посещение ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется оператором государственного банка данных о детях только лично кандидатам в усыновители.

Кандидаты в усыновители также обязаны лично:

познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Порядок принятия решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами

Принятие решения об усыновлении ребенка иностранными гражданами производится соответственно верховным судом республики, краевым судом, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидата в усыновители.

В заявлении об усыновлении должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер;

обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства;

просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

9) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители (государства, в котором они имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями;

10) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Суд при необходимости может затребовать и иные документы, в том числе документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые кандидаты в усыновители ссылаются в обоснование своих требований или возражений, легализованные в установленном порядке.

Если состоящие в браке кандидаты в усыновители являются гражданами государства, в котором разрешены однополые браки, или постоянно проживают в таком государстве, суд выясняет, допускает ли законодательство этого государства возможность переустройства усыновленного ребенка в его интересах в другую семью, и имеется ли вступивший в силу международный договор о сотрудничестве в области усыновления детей между Российской Федерацией и этим государством, предусматривающий, что решение о переустройстве ребенка в другую семью, в том числе об усыновлении его другими лицами, не может быть принято без согласия компетентного органа Российской Федерации.

Если законодательство иностранного государства допускает переустройство усыновленного ребенка, а вышеуказанный международный договор отсутствует, суд отказывает в удовлетворении заявления об усыновлении ребенка.

Все документы представляются в суд в двух экземплярах. Документы должны быть легализованы в установленном порядке. После легализации они должны быть переведены на русский язык и перевод должен быть нотариально удостоверен.

Решение суда об усыновлении вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Указанный срок составляет 10 дней.

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

Расходы, связанные с усыновлением детей – граждан Российской Федерации

Процедура усыновления детей на территории Российской Федерации независимо от гражданства усыновителей является бесплатной.

Получение государственными и муниципальными служащими вознаграждения в связи с исполнением ими служебных обязанностей (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) запрещено. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки, равно как и дача взятки, влекут за собой уголовную ответственность.

Размер стоимости услуг иностранных организаций по усыновлению детей регулируется законодательством соответствующего иностранного государства. Деятельность указанных организаций и предоставляемые ими услуги не должны способствовать получению неоправданной коммерческой выгоды.

Осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Постановка усыновленных детей на консульский учет

Усыновители обязаны в трехмесячный срок со дня въезда усыновленного ребенка в государство их места проживания поставить ребенка на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации, находящемся в пределах консульского округа на территории этого государства, либо, при отсутствии такого учреждения, в дипломатическом представительстве Российской Федерации.

Для постановки ребенка на консульский учет усыновители представляют в консульское учреждение Российской Федерации следующие документы:

1) заявление о постановке на учет усыновленного ребенка с приложением 2 фотографий ребенка;

2) свидетельство об усыновлении (удочерении);

3) документы, удостоверяющие личность усыновителей и ребенка.

По желанию усыновителей постановку на консульский учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из России через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Контроль за постановкой ребенка на консульский учет осуществляет организация по усыновлению детей, представлявшая интересы кандидатов в усыновители на территории России, либо компетентный орган иностранного государства, давший обязательство осуществлять указанный контроль.

Указанные организация или орган не позднее чем через 1 месяц с даты постановки ребенка на консульский учет представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации справку о постановке на консульский учет или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на консульский учет.

При перемене места проживания усыновленного ребенка усыновители обязаны проинформировать об этом консульское учреждение, в котором указанный ребенок состоит на учете, и поставить ребенка на учет в консульское учреждение по их новому месту проживания.

Представление отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей

Компетентный орган или организация иностранного государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок, давшие соответствующее обязательство, осуществляют подготовку отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей и представляют указанные отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В отчетах должны быть отражены сведения о состоянии здоровья ребенка, его обучении, эмоциональном и поведенческом развитии, навыках самообслуживания, внешнем виде и взаимоотношениях в семье (форма отчета прилагается). К отчетам прилагаются фотографии семьи и ребенка на момент составления отчетов.

Первое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 2 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 4-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Второе обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Третье обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 11 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Четвертое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Пятое обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 35 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении, отчет представляется не позднее окончания 37-го месяца с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

По истечении 3 лет с даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка и до его совершеннолетия обследование условий жизни и воспитания ребенка производится по истечении 23 месяцев с даты составления предыдущего отчета. Отчет представляется не позднее окончания 25-го месяца с даты составления предыдущего отчета.

Отчеты представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства.

Представляемые отчеты должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, а также переведены на русский язык. Перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства усыновителей либо нотариусом на территории Российской Федерации.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права ^^

ПОРЯДОК УСЫНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ

ГРАЖДАНАМИ

М.Г. МУСАЕВ

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: m-musaev@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается порядок передачи детей — граждан РФ на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденный Правилами передачи детей на усыновление (удочерение); раскрывается вопрос о порядке усыновления российских детей иностранными гражданами; делается вывод о том, что учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.

Ключевые слова: развитие ребенка, семейные отношения, семья, опека и попечительство, усыновление (удочерение), усыновители.

ORDER OF ADOPTION OF RUSSIAN CHILDREN

FOREIGN CITIZENS

M.G. MUSAEV

По общему правилу в РФ действует судебный порядок усыновления1. Порядок передачи детей — граждан РФ на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства утвержден Правилами передачи детей на усыновление (удочерение). Через осуществление порядка усыновления обеспечивается государственный контроль за устройством в семью детей, лишенных по разным причинам попечения родителей.

Установление усыновления затрагивает личные неимущественные и имущественные интересы широкого круга лиц, так как по общему правилу при установлении усыновления прекращаются правовые связи между ребенком и его биологическими родителями и возникают юридические отношения между усыновителем и усыновленным как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.

Для защиты прав и интересов как несовершеннолетних усыновленных детей, так и их усыновителей, закон требует соблюдения определенных процедурных правил оформления правовых отношений.

Согласно законодательству стран СНГ и Балтии, усыновление производится судом в порядке особого производства с обязательным участием заявителя, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора2.

Подсудность этой категории дел устанавливается по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В некоторых государствах усыновление иностранцами и (или) лицами, проживающими за пределами государства, производится вышестоящим судом (например, в Беларуси — областным судом) по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В других странах СНГ и Балтии для всех дел об усыновлении, независимо от места проживания и гражданства усыновителя, установлены единые правила подсудности. Однако процедура усыновления для проживающих за рубежом осложняется необходимостью получения дополнительного разрешения или согласия компетентных

1 Пункт 1 ст. 125 СК РФ.

2 Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. С. 49.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

государственных органов. Так, на Украине при рассмотрении указанной категории дел необходимо не только участие органов опеки, прокурора, но и представителей Центра по усыновлению детей при Министерстве образования. В Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, в Латвийской Республике — министра юстиции. В Беларуси для дел об усыновлении иностранцами не только установлена подсудность вышестоящего суда, но и обязательно участие представителя Национального центра образования3.

Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов РФ.

Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей, ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.

Помимо документов, удостоверяющих личность, Правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление желающими усыновить ребенка таких документов, как: 1) заявление о своем желании усыновить ребенка с просьбой ознакомить их с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям; 2) заполненная анкета гражданина по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ; 3) обязательство поставить на учет в установленном порядке в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 4) обязательство предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка; 5) копию документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ в этом качестве; 6) заключение компетентного ор-

гана государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, или лицами без гражданства — компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями (к которому прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители); 7) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей; 8) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 9) копия лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п. 6—8.

Документы, указанные в п. 1—4, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а документы, указанные в п. 6—9 — в течение года со дня их выдачи. Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в п.п. 6-9, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Помимо этого, Правила предусматривают случаи, когда кандидаты по тем или иным причинам выезжают на момент оформления ими усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года. При данных обстоятельствах, помимо перечисленных документов, от кандидатов требуется представление еще двух заключений: 1) заключения об их возможности быть усыновителями и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства; 2) заключения об условиях их жизни и обязательство

3 Летова Н.В. Указ. соч. С. 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в государство своего места жительства, выданные компетентным органом государства, на территории которого они проживали на момент оформления усыновления.

Все представленные документы должны быть: легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации; переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации. Документы действительны в течение года со дня их выдачи4.

Пунктом 33 постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Ясно, что получение такого разрешения невозможно, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства5. Подтверждением факта исполнения таких условий служат документы, перечень которых закреплен в п. 33 постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257, свидетельство о рождении ребенка; 2) согласие ребенка,

достигшего десятилетнего возраста, на усыновление; 3) согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей; 4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка; 5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Аналогичная ситуация и в Республике Казахстан, в которой перечень документов установлен п. 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 г. № 1197 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам». Это: письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка; справка о финансовой состоятельности; семейном положении; состоянии здоровья; личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемая иностранными агентствами. Непосредственно установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Заявления иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 1 ст. 271 Гражданского процессуального кодекса России.

К перечисленным документам, должны быть приложены: 1) медицинское заключение о состоя-

4 Марышева Н.И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007.

5 Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СПС Консультант Плюс.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

нии здоровья усыновителей; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо декларация о доходах; 2) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; 3) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; 4) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства медицинское заключение, где заключение выносится коллегиально группой врачей государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения, оформленное по месту жительства кандидата согласно утвержденному приказом Минздрава России порядку медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители; освидетельствование, а при необходимости и дополнительное обследование осуществляется в учреждениях здравоохранения по месту жительства кандидата.

Согласно постановлению Правительства РФ № 275, в конце каждого календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования России списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителя (п. 8).

Конституция РФ признает и гарантирует право каждого гражданина на личную и семейную тайну (ст. 25). Сведения об усыновлении составляют как семейную, так и личную тайну.

Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Для обеспечения тайны усыновления законодатель разрешает изменить имя, отчество, фамилию ребенка, дату и место его рождения. Согласно последним изменениям, внесенным в СК РФ в п. 1. ст. 135 по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. Фактически, возможно изменение даты рождения ребенка в

любом возрасте. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, обязаны сохранить тайну усыновления (п. 1 ст. 139 СК РФ). Никто не вправе без согласия усыновителей выдавать сведения или иные документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление. Всякого рода справки и другие материалы могут быть выданы только усыновителю, а другим лицам — лишь с согласия или по требованию суда, органов прокуратуры, дознания и следствия6.

Сложным является вопрос о возможности, в случае необходимости, наблюдения и лечения усыновленного ребенка врачом-психиатром. Многие родители избегают такой помощи, не понимая, что далеко не все проблемы ребенка-сироты можно скорректировать мерами педагогического воздействия. Как правило, травматический опыт детей-сирот нарушает их психическое развитие до степени, которой занимается так называемая «малая психиатрия». Обратиться за помощью к специалисту новым родителям зачастую мешает тайна усыновления. А психогенные расстройства у детей не проходят бесследно. Необходима профессиональная поддержка семей, принявших на воспитание ребенка сироту.

Усыновление — наилучшая форма разрешения ситуаций неприемлемого биологического материнства, что нередко происходит в российских родильных домах. Это наиболее гуманно по отношению к детям, и, вероятно, служит оптимальным решением в большинстве случаев, но подчас, и нередко, приводит к большим проблемам для отказавшейся матери, начинающей впоследствии горевать об оставленном ребенке, искать его, нуждаться в нем. На Западе эту проблему решили так называемым «открытым усыновлением», т.е. когда биологические родители продолжают иметь доступ к усыновленному ребенку, несмотря на свой отказ от него, и ребенок знает о существовании биологических родителей и даже общается с ними. В России пока усыновление остается тайной, разглашение которой преследуется по закону и помочь матери в ее горе, когда она под нажимом неблагоприятных обстоятельств отказалась от своего ребенка в роддоме, не представляется возможным. Оставление детей в неблагоприятных обстоятельствах не-

6 Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24—29.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

избежно; винить людей за это сложно. Лучше попытаться повлиять на обстоятельства, создать приемлемые условия хотя бы для общения с ребенком. Отмена тайны усыновления только способствовала бы для создания приемлемых условий для возможности ребенка знать своих биологических родителей и общаться с ними.

Как замечает Паршуткин В., на практике суды зачастую берут подписку у участников процесса о неразглашении сведений, получаемых ими во время слушания дела, чем создают еще одну тайну — тайну судебного заседания7.

Трудно не согласиться с выводами В.Паршут-кина. Кодекс о браке и семье Украины оговаривает, что тайна усыновления не распространяется на случаи усыновления детей иностранными гражданами. По нашему мнению, пока Россия не готова

предоставить ребенку право получать информацию о своих биологических родителях «насколько это возможно» (ст. 7 Конвенции о правах ребенка), тайну усыновления следует сохранять только на внутригосударственном уровне.

Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка российскими гражданами, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка российскими гражданами8.

7 Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 31—38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24—29.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ОПЕКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Б. С. НИКИФОРОВ,

доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: Nikiforov_BS@mail.ru

Аннотация. Политика в интересах детей — приоритетная область деятельности органов государственной власти РФ. Раскрываются основные направления деятельности по защите прав и интересов детей как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления; делается вывод о том, что органы опеки и попечительства, осуществляя предоставленные им полномочия по охране и защите прав и интересов детей, реализуют публичный, общественный интерес, без осуществления которого невозможно удовлетворение частных интересов ребенка и его родителей (лиц, их замещающих).

Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.

ACTIVITY OF GUARDIANSHIP BODIES ON MAINTENANCE

OF INTERESTS OF CHILDREN

B.S. NIKIFOROV,

the doctor of jurisprudence, the professor

1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.

Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.

Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.

Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарий к ст. ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.

2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка, российского гражданина, должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а скорее дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.

В случае если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

+Читать далее…

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.

С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).

В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).

4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:

а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;

б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;

в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх