Уведомление о контролируемых иностранных компаниях

Контролируемые иностранные компании: общие положения по законодательству РФ

Контролируемая иностранная компания (КИК) – это структура, которой полностью или частично владеет физическое или юридическое лицо. Данное лицо является налоговым резидентом РФ, но сама КИК не имеет такого статуса (ст. 25.13 НК РФ).

На практике это означает, что когда коллективное образование, созданное для получения прибыли, выглядит зарегистрированным за рубежом и/или ведет там деятельность, на самом деле им владеет россиянин или российское юридическое лицо. В связи с этим в отношении организации и ее владельцев государство вводит ограничения и отдельные правила регулирования их взаимодействия.

В 2018 году существует несколько критериев, на основании которых компанию относят к иностранным контролируемым:

  • ее фактический владелец является резидентом России и подчиняется НК РФ, а также присутствуют признаки, установленные статьей 25.13 НК РФ;
  • компанию зарегистрировали за рубежом;
  • у нее нет статуса налогового резидента РФ;
  • есть статус ИЮЛ или ИСБОЮЛ.

ИСБОЮЛ (или иностранная структура без образования юридического лица) – это такая организационно-правовая форма деятельности, которая:

  • прописана в законодательстве зарубежного государства;
  • не требует статуса юрлица при функционировании и ведении деятельности для получения дохода (ст. 11 НК РФ).

Положение КИК в РФ регулируется на федеральном уровне и определяется:

  • НК РФ (части первая и вторая);
  • рядом федеральных законов (от 24.11.2014 №376-ФЗ, от 06.04.2015 № 85-ФЗ, от 08.06.2015 № 150-ФЗ и др., которые вносят изменения в НК РФ).

Эти документы раскрывают:

  1. Основные определения понятий, применимых к деятельности иностранных компаний, которые признают контролируемыми (что такое КИК и контролирующие лица, ИСБОЮЛ и т. д.).
  2. Получение статуса КИК или контролирующего лица.
  3. Порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний: учета, расчета и освобождения от налогов их прибыли.
  4. Порядок уведомления ФНС о деятельности КИК. Почему о наличии контролируемых иностранных компаний необходимо сообщать.
  5. Меры ответственности, которые применяют к владельцам за невыполнение требований налогового законодательства.

В последние годы взят курс на деофшоризацию зарубежных активов. В связи с этим в законодательство РФ внесли ряд дополнений по поводу привлечения владельцев КИК к ответственности. Непредоставление информации и документов по таким компаниям может привести к штрафам:

  • за несообщение о наличия КИК (п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ);
  • за отказ или уклонение от предоставления документов по компании (п. 1.1 ст. 126 НК РФ);
  • за неуплату налога с прибыли КИК (штраф составит 20%, ст. 129.5 НК РФ);
  • за неподачу уведомления или за предоставление сведений, которые содержат ложную информацию о контролируемых иностранных компаниях (ст. 129.6 НК РФ).

Контролирующее лицо (физическое или юридическое) обязано выполнять требования НК РФ. В противном случае его привлекут к налоговой ответственности. Последствия для контролирующих лиц могут быть значительной, так как ФНС РФ вправе:

  • взыскать штрафы;
  • взыскать суммы неуплаченных налогов и пени;
  • привлечь должностных лиц провинившихся организаций к административной ответственности вплоть до дисквалификации;
  • инициировать уголовное преследование при неуплате налога в крупном и особо крупном размере.

Уведомление о контролируемых иностранных компаниях: заполнение и подача

Собственники компаний за рубежом обязаны уведомить о своем бизнесе (подп. 3 п. 3 ст. 23, подп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ). Налоговые органы используют уведомление с целью получения информации для своих проверок.

Уведомление о КИК содержит информацию:

  • кто владеет организацией,
  • сколько составляет доля/акции данного владельца,
  • владеет ли он компанией напрямую;
  • почему данное контролирующее лицо признано таковым (ст. 25.14 НК РФ).

Также в документе должны быть реквизиты компании:

  • наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • регистрационные номера и прочие обязательные реквизиты по законодательству государства, в котором она создана;
  • период уведомления;
  • даты и года последней финансовой отчетности и аудиторского заключения и др.

Форму уведомления и правила заполнения ФНС утвердила в приказе от 13.12.2016 № ММВ-7-13/679@. В нем подробно расписано, какие обязательные реквизиты содержит уведомление, что в них следует отразить. Рекомендации приведены для заполнения как физическим лицом, так и организацией. В зависимости от этого меняются необходимые реквизиты.

Уведомление о КИК, образец заполнения 2018 годаИнформация о файле

Сроки подачи уведомления закреплены НК РФ (п. 2 ст. 25.14). Оно подается не позднее 20 марта года после налогового периода, в котором доход в виде прибыли компании будет признаваться ее контролирующим лицом. В 2018 году уведомление подают за 2016 год, так как прибыль по итогам этого года признана доходом в 2017 году.

За неподачу или несвоевременную подачу уведомления о контролируемых иностранных компаниях либо предоставление ложных сведений законодатель установил ответственность (ст. 129.6 НК РФ).

Претензии налоговых органов по вопросам, связанным с КИК

Деофшоризация – это одно из наиболее приоритетных направлений, в рамках которого работают налоговые органы. В связи с этим они проявляют повышенное внимание к вопросам, связанным с реальными или возможными активами своих резидентов за рубежом.

Налоговые органы осуществляли ранее и продолжают производить сейчас проверки, чтобы выявить полную цепочку компаний, которые влияют на конкретную зарубежную структуру. Данные проверки осуществляются, когда есть основания, чтобы подозревать конечным российского владельца. Если собственник находится в России, иногда это означает совершенно другие подходы к налогообложению доходов такой зарубежной структуры.

Так, если компания является резидентом другого государства, практически всегда ее доход выведен из-под налогообложения в РФ. Но если налоговые органы докажут, что контролирующее лицо иностранной компании является резидентом России, к нему могут быть применены санкции в виде штрафов и пени и взысканы налоги с прибыли контролируемой организации.

Налоговые органы широко используют понятия «необоснованная налоговая выгода» и «конечный получатель дохода». Применительно к КИК это означает претензии в случае применения пониженных ставок при выплате, например, дивидендов иностранной компании. При таких выплатах применяют двустороннее соглашение об избежании двойного налогообложения. Но если конечным получателем дохода является российское лицо, основания для льготных ставок отсутствуют. В такой ситуации претензия может быть как к тому, кто выплачивает дивиденды, так и к их конечному получателю.

Налоговые органы тщательно исследуют состав доходов, которые включаются в состав прибыли КИК. Если собственник не включит какую-либо статью доходов в налогооблагаемую прибыль, ФНС предъявит претензии. Информацию налоговые органы получают путем обмена с коллегами из других государств.

ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ УВЕДОМЛЕНИЯ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ
ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ

Приказ ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@ «Об утверждении формы и порядка заполнения формы уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также формата и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в… Приложение N 2 Утвержден приказом ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@

  • I. Общие положения
  • II. Общие требования к заполнению Уведомления
  • III. Порядок заполнения страницы 001 формы Уведомления
  • IV. Порядок заполнения страницы 002 «Сведения о физическом лице» формы Уведомления
  • V. Порядок заполнения Листа А «Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией» формы Уведомления
  • VI. Порядок заполнения Листа А1 «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией» формы Уведомления
  • VII. Порядок заполнения Листа Б «Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица» формы Уведомления
  • VIII. Порядок заполнения Листа Б1 «Основания для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица» формы Уведомления
  • IX. Порядок заполнения Листа В «Сведения о финансовой отчетности контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • X. Порядок заполнения Листа Г «Раскрытие порядка участия налогоплательщика в контролируемой иностранной компании при наличии косвенного участия» формы Уведомления
  • XI. Порядок заполнения Листа Г1 «Сведения о Российской организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • XII. Порядок заполнения Листа Г2 «Сведения об иностранной организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании» формы Уведомления
  • Приложение N 1. Коды, определяющие способ и вид представления уведомления в налоговый орган
  • Приложение N 2. Коды видов документов, удостоверяющих личность физического лица
  • Приложение N 3. Субъекты Российской Федерации
  • Приложение N 4. Коды оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом контролируемой иностранной компании
  • Приложение N 5. Коды видов участия налогоплательщика в иностранной организации
  • Приложение N 6. Коды основания освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании

Открыть полный текст документа

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх