Увольнение опекуна несовершеннолетнего ребенка

Законодательство о труде предоставляет гарантии работникам, имеющим семейные обязанности. В первую очередь такие гарантии распространяются на работающих женщин. При этом гарантии отцу и другим родственникам, членам семьи ребенка, опекуну (попечителю) также нашли отражение в законодательстве о труде. О предоставлении гарантий родственникам ребенка мы расскажем в данной статье.

Документ: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС).

Взаимные права и обязанности между отцом и ребенком возникают с момента рождения ребенка, если отец и мать ребенка состоят в браке или ребенок рожден в течение 10 месяцев со дня прекращения брака или признания его недействительным (ст. 50 КоБС).

Если отец и мать ребенка не состоят в браке, такие права и обязанности возникают с момента внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка либо с момента вступления в законную силу решения суда об установлении отцовства, если иное не предусмотрено КоБС.

Отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери ребенка (ст. 51 КоБС). Отцом ребенка, рожденного в течение 10 месяцев со дня прекращения брака или признания его недействительным, признается бывший муж матери ребенка. Происхождение ребенка от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, или решения суда об установлении отцовства.

Справочно: усыновление – основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст. 119 КоБС).

Справочно: близким родством считаются отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками (ст. 60 КоБС).

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей (ст. 142 КоБС).

Документ: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно: опека устанавливается над малолетними лицами (до 14 лет), а попечительство – над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет).

ГК определен порядок назначения дееспособных лиц опекунами и попечителями (ст. 151–153 ГК).

Документ: Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Гарантии отцам, другим родственникам, членам семьи ребенка, опекунам (попечителям) заключаются в праве:

– на предоставление отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (далее – отпуск по уходу) (части вторая и третья ст. 185, части первая и вторая ст. 271 ТК);

– пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (часть третья ст. 271 ТК);

– сохранение трудовых отношений в случае прекращения трудовых отношений по инициативе нанимателя по отдельным основаниям (часть третья ст. 268 ТК);

– иные гарантии, предусмотренных законодательством и коллективными договорами, соглашениями в отношении работающих женщин – матерей (ст. 263, 265, часть пятая ст. 271 ТК).

Право на отпуск по уходу родственниками ребенка

Справочно: отпуск по уходу предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи, опекуну ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 185 ТК (часть первая ст. 271 ТК).

Отпуск по уходу предоставляется мачехе, если указанный отпуск не предоставлен работающим отцу, другому родственнику, члену семьи ребенка.

Отпуск по уходу предоставляется лицам, указанным в части первой ст. 271 ТК, и в тех случаях, когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей уходу за ребенком, подтвержденной заключением врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) (часть вторая ст. 271 ТК).

Отпуск по уходу предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае выхода матери ребенка на работу (службу), учебу (при получении профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования в дневной форме получения образования), прохождения подготовки в клинической ординатуре в очной форме, а также если она является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (за исключением лиц, приостановивших такую деятельность в порядке, установленном законодательством).

В случае установления опеки над ребенком отпуск по уходу предоставляется работающему опекуну (часть первая ст. 185 ТК).

Таким образом, отпуск по уходу предоставляется по усмотрению семьи работающим отцу или другому родственнику, члену семьи ребенка в случае:

– выхода матери ребенка на работу (службу), учебу;

– продолжения ею предпринимательской или иной индивидуальной трудовой деятельности;

– когда мать не может осуществлять уход за ребенком в связи с инвалидностью I группы либо болезнью, препятствующей уходу за ребенком, подтвержденной заключением ВКК.

Следовательно, Трудовой кодекс предоставляет право на оформление отпуска по уходу вместо матери иным лицам. При этом учитывается следующее:

– является ли это лицо отцом ребенка, другим родственником, членом семьи, опекуном ребенка либо мачехой;

– состоит ли оно в трудовых отношениях;

– осуществляет ли оно фактический уход за ребенком.

Для целей ст. 271 ТК степень родства с ребенком значения не имеет: семейные обязанности могут иметь и родственники, не являющиеся близкими.

Право на предоставление отпуска по уходу по месту работы возникает, в частности, у отца ребенка вместо матери в случае, если мать ребенка:

– является работающей (проходящей службу);

– получает профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

– проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

– является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом, творческим работником, лицом, осуществляющим ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (при условии неприостановления такой деятельности в порядке, установленном законодательством);

– является инвалидом I группы либо имеет заболевание, препятствующее осуществлению ею ухода за ребенком, подтвержденное заключением ВКК.

Отпуск по уходу предоставляется по письменному заявлению работника и может быть использован полностью либо по частям любой продолжительности.

Отпуск по уходу, предоставленный иным лицам, кроме матери, прекращается со дня, следующего за днем утраты оснований, по которым данный отпуск был им предоставлен (часть шестая ст. 185 ТК).

Например, если в отпуске по уходу вместо матери находится отец ребенка, он должен приступить к работе в случае:

– наступления у матери ребенка отпуска по беременности и родам;

– увольнения ее с работы;

– окончания учебы в дневной форме получения образования (окончания периода подготовки в клинической ординатуре в очной форме);

– приостановления предпринимательской или иной индивидуальной трудовой деятельности.

За время нахождения в отпуске по уходу назначается и выплачивается ежемесячное государственное пособие по государственному социальному страхованию в порядке, установленном законодательством.

ЭТО ВАЖНО! Лицо, находящееся в отпуске по уходу, в этот период может работать по основному (по другой профессии, должности) или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени).

ЭТО ВАЖНО! Таким образом, лицо, находящееся в отпуске по уходу, может работать по своей профессии, должности по заключенному до ухода в указанный отпуск трудовому договору (контракту) по основному месту работы, только прервав отпуск по уходу. В случае выхода на работу такой работник будет считаться вышедшим из отпуска по уходу, а не находящимся в таком отпуске.

Условие о работе с неполным рабочим временем может быть реализовано этим лицом в порядке, предусмотренном ст. 289 ТК.

Работа лиц, находящихся в отпуске по уходу, в период нахождения их в таком отпуске по основному (по другой профессии, должности) или другому месту работы на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) означает внутреннее или внешнее совместительство.

ЭТО ВАЖНО! Отпуск по уходу включается в стаж работы, а также в стаж работы по специальности, профессии, должности в соответствии с законодательством.

ЭТО ВАЖНО! В стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска, время отпуска по уходу не засчитывается.

Право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком

Работающие отец, другой родственник, член семьи, фактически осуществляющие уход за больным ребенком до 14 лет, ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери, а также опекун (попечитель) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством (часть третья ст. 271 ТК).

Документ: Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон).

Право на пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за больным ребенком до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет), ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком (ст. 18 Закона).

Право на указанные пособия имеют лица, получающие пособие по уходу за ребенком до 3 лет либо пособие по уходу за ребенком-инвалидом до 18 лет, на которых распространяется государственное социальное страхование и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) назначается при оказании медицинской помощи ребенку до 14 лет:

– в амбулаторных условиях – на период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем на 14 календарных дней по одному случаю заболевания (травмы);

– в стационарных условиях:

ребенку до 5 лет – на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения;

ребенку от 5 до 14 лет, ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, – на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения, в течение которого он нуждается в уходе.

Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, назначается на весь период, в течение которого указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком.

Документ: Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Положение).

Положением определен порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком до 14 лет (ребенком-инвалидом до 18 лет), ребенком до 3 лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком.

Работникам в период отпуска по уходу на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) или на дому, пособие по временной нетрудоспособности назначается в соответствии с Положением. При этом в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 3 лет пособие по временной нетрудоспособности назначается только лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ним (п. 7 Положения).

Гарантии отцам при увольнении по инициативе нанимателя

Работающим отцам, находящимся в отпуске по уходу, предоставляются гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 268 ТК.

ЭТО ВАЖНО! Это означает, что с такими работниками не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, за исключением ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным п. 4, 5, 7–9 ст. 42 и ст. 47 ТК.

ЭТО ВАЖНО! Гарантии, предусмотренные частью третьей ст. 286 ТК, распространяются на отцов, находящихся в отпуске по уходу, независимо от вида заключенного с ними трудового договора.

Право на иные гарантии, предоставляемые законодательством работающим женщинам

Работающим отцам, воспитывающим детей без матери (в связи с ее смертью, лишением родительских прав, длительным – более месяца пребыванием в лечебном учреждении и другими причинами), а также опекунам (попечителям) детей соответствующего возраста предоставляются гарантии, на которые в соответствии с законодательством и коллективным договором, соглашением имеют право работающие женщины – матери (часть пятая ст. 271 ТК).

На них распространяются нормы ТК о запрещении и ограничении работы в ночное время, привлечении к сверхурочным работам, к работе в выходные дни, направлении в командировки, предоставлении отпусков и др.

Статьей 263 ТК установлен запрет на привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку, в частности, женщин, имеющих детей до 3 лет.

Такие женщины могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия.

Женщины, имеющие детей от 3 до 14 лет (детей-инвалидов – до 18 лет), могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК), выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия.

Наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время отдельным категориям работников, указанным в части второй ст. 289 ТК, в частности, по просьбе женщины, имеющей ребенка до 14 лет (в том числе находящегося на ее попечении), а также работающим отцам, воспитывающим детей без матери, и опекунам (попечителям) детей до 14 лет.

Право на дополнительный свободный день

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей(-ему) ребенка-инвалида до 18 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется 1 дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (ст. 265 ТК).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (-ему) ребенка-инвалида до 18 лет либо троих и более детей до 16 лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется 1 дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда.

Документ: постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.06.2014 № 34 «О порядке и условиях предоставления дополнительных свободных от работы дней» (далее – постановление № 34).

Постановлением № 34 утверждены:

– Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;

– Инструкция о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Право на дополнительные свободные дни может быть использовано матерью (мачехой) или отцом (отчимом) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению (части первая и вторая ст. 265 ТК).

Матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей(-ему) двоих детей до 16 лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется 1 дополнительный свободный от работы день. В коллективном договоре, ином локальном нормативном правовом акте может предусматриваться оплата при предоставлении указанного дня.

ЭТО ВАЖНО! Дополнительный свободный от работы день в неделю не предоставляется в ту неделю, в которую работнику предоставляется дополнительный свободный от работы день в месяц, предусмотренный частями первой и третьей ст. 265 ТК.

Право на продление (заключение нового) контракта

Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» (далее – Указ).

ЭТО ВАЖНО! Указ обязывает нанимателя продлевать (заключать новый) контракт с отдельными категориями работников. В их числе – беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, матери (отцы вместо матери, опекуны), находящиеся в отпуске по уходу и приступившие к работе до или после окончания указанного отпуска, работники предпенсионного возраста.

ЭТО ВАЖНО! Увольнение указанных категорий работников в связи с окончанием срока действия контракта до окончания названных отпусков или достижения общеустановленного пенсионного возраста в настоящее время не допускается.

При продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется с работающей матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу, – не менее чем до окончания указанного отпуска (п. 2 Указа).

ЭТО ВАЖНО! Кроме того, наниматель с согласия матери (отца ребенка вместо матери, опекуна), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу, обязан продлить (заключить новый) контракт на срок не менее чем до достижения ребенком 5 лет.

Для некоторых категорий работников, нуждающихся в социальной защищенности, трудовым законодательством предусмотрены определенные льготы, преимущества и дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений. К ним, в частности, отнесены женщины, несовершеннолетние работники, работники со сниженной трудоспособностью, работники, избранные в профсоюзные органы, работники, совмещающие работу с учебой, и т. д. Автор рассматривает особенности увольнения некоторых категорий «льготных» работников.

Кто отнесен к «льготным» работникам

Статья 43 Конституции Украины гарантирует каждому право на труд, а также равные возможности в реализации этого права. В соответствии со статьей 22 КЗоТ Украины не допускается любое прямое или косвенное ограничение прав либо установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от социального происхождения и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе либо ином объединении граждан, рода и характера занятий, места жительства.

Вместе с тем для некоторых категорий работников, нуждающихся в социальной защищенности, трудовым законодательством предусмотрены определенные льготы, преимущества и дополнительные гарантии в сфере трудовых отношений. К ним, в частности, отнесены:

  • женщины;
  • несовершеннолетние работники;
  • работники со сниженной трудоспособностью;
  • работники, избранные в профсоюзные органы;
  • работники, совмещающие работу с обучением.

Отдельными законодательными актами предусмотрены определенные льготы и гарантии в сфере трудовых отношений и для других лиц, в частности, для лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года № 796-XII), участников боевых действий, инвалидов войны и лиц, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22 октября 1993 года № 3551-XII) и других.

Среди остальных льгот и гарантий, предусмотренных законодательством для указанных работников, особое место занимают гарантии при увольнении этих работников с работы, в частности по инициативе работодателя. Рассмотрим особенности увольнения некоторых категорий «льготных» работников.

Особенности увольнения женщин, имеющих льготы

На женщин, работающих по трудовому договору, в полном объеме распространяется законодательство о труде. И основная часть женщин может быть уволена с работы по тем же основаниям, что и остальные работники. Вместе с тем частью третьей статьи 184 КЗоТ при определенных условиях предусмотрено запрещение увольнения по инициативе работодателя (кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством) некоторых категорий женщин. К ним отнесены:

  • беременные женщины. При этом срок беременности значения не имеет, но она должна быть подтверждена медицинским заключением;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. При этом не важно, фактически ли работает такая женщина или находится в социальном отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Стоит обратить внимание, что в части третьей статьи 184 КЗоТ указывается (со ссылкой на часть шестую ст. 179 КЗоТ) и о другой категории женщин, в частности имеющих детей в возрасте до шести лет. Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» от 6 ноября 1992 года № 9 (далее — Постановление № 9), к этой категории отнесены женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет (или старше трех лет, но не более чем до шести лет, если ребенок по медицинскому заключению в этот период нуждается в домашнем уходе).

В соответствии с частью шестой статьи 179 КЗоТ, если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста. То есть именно медицинское учреждение, учитывая состояние здоровья ребенка, должно определять, до достижения какого возраста данный ребенок нуждается в домашнем уходе. До достижения ребенком этого возраста определяется и продолжительность социального отпуска по уходу за этим ребенком без сохранения заработной платы. А следовательно, логично, что в этом случае работодатель не имеет права увольнять по собственной инициативе эту женщину до окончания срока, определенного в медицинском заключении, в течение которого она имеет право на социальный отпуск по уходу за ребенком, который нуждается в домашнем уходе, независимо от того, фактически ли работает такая женщина, или находится в социальном отпуске по уходу за ребенком;

  • одинокие матери, имеющие ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида.

Стоит отметить, что понятие «одинокая мать» определяется действующим законодательством Украины по-разному и применяется в зависимости от того, на какие правоотношения оно распространяется. Так, определенное в статье 181 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 года № 2811-XII понятие «одинокая мать» применяется лишь для назначения государственного пособия на детей одиноким матерям в соответствии с нормами данного Закона.

Используемое в части третьей статьи 184 КЗоТ определение понятия «одинокая мать» содержится в Постановлении № 9. Согласно пункту 9 данного постановления одинокой матерью следует считать:

  • женщину, не состоящую в браке и в свидетельстве о рождении ребенка которой запись об отце ребенка отсутствует или запись об отце сделана в установленном порядке по указанию матери;
  • вдову;
  • другую женщину, которая воспитывает и содержит ребенка одна.

По этому определению для признания «другой женщины» одинокой нужны два признака: она одна, т. е. без отца ребенка, и воспитывает ребенка, и одна его содержит.

Обратить внимание. На одинокую мать, получающую от бывшего мужа алименты на содержание ребенка, не распространяются гарантии, предусмотренные частью третьей статьи 184 КЗоТ. Впрочем, для предоставления льгот и гарантий, установленных трудовым законодательством относительно отпусков, факт содержания (алименты) значения не имеет, поскольку пункт 5 части тринадцатой статьи 10 Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР определяет одинокую мать как такую, которая без отца ребенка лишь воспитывает.

Отец только тогда может быть признан принимающим участие в воспитании ребенка, если он или проживает совместно с ребенком, либо есть другие доказательства ежедневного участия отца в воспитании ребенка.

Министерство труда и социальной политики Украины в своем письме от 19 мая 2009 года № 5565/0/14-09/13 разъясняет, что для подтверждения факта, что мать одна воспитывает ребенка, могут служить, например, следующие документы:

  • решение суда о лишении ответчика родительских прав;
  • постановление суда или постановление следователя о розыске ответчика по делу по иску о взыскании алиментов;
  • акт, составленный социально-бытовой комиссией, созданной первичной профсоюзной организацией или любой другой комиссией, созданной на предприятии, в учреждении, организации (далее — предприятие), либо акт обследования комитетом самоорганизации населения, в котором со слов соседей (при наличии их подписи в акте) подтверждается факт неучастия отца в воспитании ребенка;
  • справка со школы о том, что отец не принимает участия в воспитании ребенка (не общается с учителями, не забирает ребенка домой, не посещает родительские собрания);
  • решение органов опеки и попечительства или суда относительно воспитания отцом ребенка и т. д.

Для подтверждения факта, что мать одна (т. е. без материальной отцовской поддержки) содержит ребенка, могут служить документы о том, что ее бывший муж не выплачивает ей алименты или является должником по уплате алиментов. Факт предоставления материальной помощи на содержание ребенка от других лиц, кроме отца ребенка, значения не имеет для определения статуса одинокой матери.

Одним из условий, предусмотренных частью третьей статьи 184 КЗоТ, является наличие у одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида.

Ребенок (в соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 года № 2402-III) — это лицо в возрасте до 18 лет (совершеннолетия), если согласно закону, применяемому к нему, оно не приобретает прав совершеннолетнего раньше.

В то же время частью третьей статьи 184 КЗоТ допускается увольнение указанных работниц по инициативе работодателя в случае полной ликвидации предприятия, однако при условии обязательного их трудоустройства.

Ликвидация предприятия — это прекращение его деятельности, при котором права и обязанности предприятия не переходят к другим лицам. Поэтому на практике возникают определенные сложности относительно трудоустройства таких работниц при отсутствии правопреемников предприятия, прекратившего свою деятельность. На ликвидационную комиссию или другой орган, который проводит ликвидацию, в этом случае возлагается обязанность подыскать рабочее место по специальности для трудоустройства указанных работниц у других работодателей.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно сроков трудоустройства, правовых последствий в случае невозможности трудоустройства, если нет работы по специальности или работник отказался. По мнению специалистов, формулировка «увольнение с обязательным трудоустройством», означает, что перерыв во времени между увольнением и трудоустройством в этом случае не допускается. Таким образом, работницу в установленном порядке в определенный день увольняют по пункту 1 статьи 40 КЗоТ с ликвидируемого предприятия, а на следующий день ее должны принять на работу к другому работодателю. Если работница отказалась от трудоустройства без уважительных причин, обязанность работодателя по ее трудоустройству может быть признана исполненной. Если работодатель не в состоянии подыскать другую работу или работница отказывается от трудоустройства на другую работу по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья), у такого работодателя нет иного выхода, чем договориться с такой работницей об ее увольнении по другим основаниям, например по соглашению сторон (п. 1 ст. 36 КЗоТ), поскольку срок ликвидационного процесса предприятия не может быть бесконечным.

Обязательное трудоустройство указанных в части третьей статьи 184 КЗоТ женщин осуществляется также в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора (п. 2 ст. 36 КЗоТ). Работодатель обязан трудоустроить такую женщину на этом же или другом предприятии в соответствии с ее профессией. Окончание срока трудового договора фактически не дает право собственнику уволить женщину. Он должен лишь предупредить ее, что по окончании срочного трудового договора она к работе не будет допущена, что на период поиска работы может находиться дома, что она должна будет явиться на предприятие, когда найдется возможность ее трудоустройства для продолжения работы или получения трудовой книжки и расчета по заработной плате (при трудоустройстве на другом предприятии). Если женщина откажется от трудоустройства по специальности без уважительных причин, она может быть уволена с работы на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ, несмотря на то, что после окончания срока трудового договора прошло два, три и даже больше месяцев.

Обратить внимание. Не может быть признано, что работодатель исполнил обязанность по трудоустройству, если работнице не была предоставлена на том же либо на другом предприятии другая работа или предложена работа, от которой она отказалась по уважительным причинам (например, по состоянию здоровья) (п. 9 Постановления № 9).
На период трудоустройства по окончании срочного трудового договора за такими женщинами сохраняется средняя заработная плата, но не более трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора.

Законодательством не установлен максимальный срок, в течение которого работодатель должен трудоустроить работницу по окончании срока трудового договора. Поэтому, он может длиться и более трех месяцев, но уже без сохранения за работницей среднего заработка, однако перерыв во времени между увольнением и трудоустройством в этом случае также не допускается. Следовательно, день трудоустройства должен быть следующим после дня увольнения работницы с работы на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ независимо, когда срок договора формально закончился. Если срок трудоустройства будет длиться свыше трех месяцев и это будет не выгодно для работницы, то при таких обстоятельствах она может подать письменное заявление об отказе от трудоустройства и с ней должны быть прекращены трудовые правоотношения на основании пункта 2 статьи 36 КЗоТ в день представления этого заявления.

Предусмотренные частью третьей статьи 184 КЗоТ гарантии распространяются и на случаи увольнения в связи с окончанием срока договора указанных в этой норме работников, если они приняты на сезонные работы.

Обратить внимание. В соответствии со статьей 1861 КЗоТ гарантии, установленные статьей 184 данного Кодекса, распространяются также на отцов, воспитывающих детей без матери (в частности, в случае длительного пребывания матери в лечебном учреждении), а также на опекунов (попечителей), приемных родителей.

Ограничение увольнения несовершеннолетних работников

В соответствии с частью 2 статьи 6 Семейного кодекса Украины, частью 1 статьи 32 Гражданского кодекса Украины несовершеннолетним считается лицо в возрасте от 14 до 18 лет. Статьей 187 КЗоТ признано равенство прав несовершеннолетних в трудовых правоотношениях в сравнении с правами совершеннолетних работников. В то же время эта норма на уровне закона будет легализировать льготы для несовершеннолетних работников в сфере охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда. Указанные льготы устанавливаются как законами, так и подзаконными актами, в частности коллективными договорами и соглашениями.

Обратить внимание. Статья 189 КЗоТ обязывает работодателей вести специальный учет несовершеннолетних с указанием даты их рождения. Наличие такого учета дает возможность очертить круг работников, которые на определенную дату имеют льготы как несовершеннолетние, а также дату, с которой тот или иной работник теряет такие льготы в связи с достижением совершеннолетия.

Законодательство о труде с целью социальной защиты устанавливает ограничение увольнения этой категории работников по инициативе работодателя. В частности, статьей 198 КЗоТ предусмотрено, что увольнение работников, которым не исполнилось 18 лет, по инициативе работодателя допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) службы по делам детей. При этом увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1 (при изменениях в организации производства и труда, в т. ч. ликвидации, реорганизации, банкротстве или перепрофилировании предприятия, учреждения, организации, сокращении численности или штата), 2 (при выявленном несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы, а также в случае отказа в предоставлении допуска к государственной тайне или отмены допуска к государственной тайне, если исполнение возложенных на него обязанностей требует доступа к государственной тайне) и 6 (при восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего эту работу) статьи 40 данного Кодекса, осуществляется лишь в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства.

Создание служб по делам детей предусмотрено специальным Законом Украины «Об органах и службах по делам детей и специальных учреждениях для детей» от 24 января 1995 года № 20/95-ВР с целью осуществления социальной защиты и профилактики правонарушений среди лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа 2007 года № 1068 утверждено Типовое положение о службе по делам детей областной, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также Типовое положение о службе по делам детей районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственных администраций. В соответствии с этими положениями служба по делам детей является структурным подразделением соответствующей госадминистрации, которое создается ее главой, подотчетным и подконтрольным главе.

Подпунктом 19 пункта 4 Типового положения о службе по делам детей районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственной администрации предусмотрено, что такая служба рассматривает обращение собственника предприятия любой формы собственности и предоставляет письменное разрешение относительно увольнения работника, которому не исполнилось 18 лет. Специальный порядок и сроки рассмотрения таких обращений и предоставление разрешения на увольнение несовершеннолетнего работника законодательством не предусмотрены. Сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц службой по делам детей, как структурным подразделением соответствующей государственной администрации, установлены Типовой инструкцией по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2011 года № 1242. В соответствии с пунктом 192 данной инструкции документы, в которых не указан срок исполнения, должны быть исполнены не позже чем за 30 календарных дней со времени регистрации документа в учреждении, в которое поступил документ.

Работодатель, имеющий намерение уволить несовершеннолетнего работника, должен учитывать сроки рассмотрения службой по делам детей представленного им обоснованного письменного обращения о предоставлении разрешения на увольнение несовершеннолетнего работника, особенно при увольнении его за нарушение трудовой дисциплины, ввиду того, что в соответствии с частью первой статьи 148 КЗоТ увольнение в порядке наложения дисциплинарного взыскания может быть применено работодателем не позже одного месяца со дня выявления дисциплинарного проступка, не считая время освобождения работника от работы в связи с временной нетрудоспособностью или пребыванием его в отпуске.

Обратить внимание. Увольнение несовершеннолетнего работника, если нет на это согласия службы по делам детей, будет считаться незаконным, и такой работник подлежит восстановлению на работе. В то же время у суда не будет оснований выносить решение о восстановлении на работе несовершеннолетнего работника, если согласие на его увольнение было получено работодателем и после увольнения. Суд, решая спор, может и сам сделать запрос на такое согласие.

С учетом требований части второй статьи 40 КЗоТ, которой предусмотрено, что увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 этой статьи, допускается, если невозможно перевести работника, с его согласия, на другую работу, а также статьи 198 КЗоТ, уволить несовершеннолетнего работника по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 6 статьи 40 КЗоТ работодатель может только тогда, если в определенной ситуации, сложившейся на предприятии, по-другому в соответствии с действующим законодательством он не может выйти из этой ситуации, т. е. такое увольнение является единственным способом решения проблемного вопроса.

ПРИМЕР

Увольнение несовершеннолетнего работника по пункту 1 статьи 40 КЗоТ возможно в случае полной ликвидации предприятия, по пункту 2 — в случае если работа, которую выполняет несовершеннолетний работник, стала противопоказана ему по состоянию здоровья, а другой работы, которая была бы ему не противопоказана по состоянию здоровья, на предприятии нет.

Кроме того, следует иметь в виду, что увольнение несовершеннолетнего работника по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 6 статьи 40 КЗоТ, допускается при условии обязательного последующего трудоустройства. Таким образом, такого работника следует трудоустроить к другому работодателю не позже следующего дня после дня увольнения. Если же работодатель не принял соответствующие меры по трудоустройству уволенного несовершеннолетнего работника, такое увольнение будет считаться неправомерным, и следовательно такой работник подлежит восстановлению на прежней работе. Однако не всегда на практике есть возможность восстановить на работе уволенного несовершеннолетнего работника, несмотря на статью 198 КЗоТ. В частности, невозможно восстановить на работе работника, уволенного по пункту 1 статьи 40 КЗоТ в случае полной ликвидации предприятия.

Считается, что обязанность работодателя по трудоустройству уволенного им несовершеннолетнего работника исполнена, если работник от трудоустройства откажется без уважительных причин.

Особенностью увольнения несовершеннолетних работников является также то, что заключенный с ними трудовой договор может быть расторгнут не только по инициативе сторон такого договора, но и по требованию третьих лиц. В соответствии со статьей 199 КЗоТ трудовой договор, в частности, и срочный, может быть расторгнут по требованию родителей, усыновителей и попечителей несовершеннолетнего, а также государственных органов и служебных лиц, на которых возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, если продление действия данного договора угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его законные интересы. Стоит отметить, что такое требование на увольнение несовершеннолетнего работника должно сопровождаться предоставлением соответствующих доказательств того, что продолжение несовершеннолетним работы по данному договору будет создавать угрозу для его здоровья или нарушать законные интересы.

Обратить внимание. При возникновении спора относительно увольнения несовершеннолетнего работника по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 6 статьи 40 КЗоТ, факт исключительности обстоятельств, ставших основанием для такого увольнения, а также отсутствие уважительных причин отказа от последующего трудоустройства должен доказывать работодатель.

Несовершеннолетний работник в установленном законом порядке вправе обжаловать свое увольнение в суде, если будет считать его неправомерным.

Ограничение увольнения работников, избранных в профсоюзные органы, и других категорий работников

Статьей 252 КЗоТ и статьей 41 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 года № 1045-XIV с целью обеспечения прав и законных интересов работников, избранных в состав профсоюзных органов, руководителями профсоюзных органов и профорганизаторами предприятий, помимо общего порядка, установлены дополнительные правила относительно порядка увольнения их по инициативе работодателя.

В соответствии с указанными нормами увольнение членов выборного профсоюзного органа предприятия (в частности структурных подразделений), его руководителей, профсоюзного представителя (там, где не избирается выборный орган профсоюза), помимо соблюдения общего порядка, допускается при условии наличия предварительного согласия выборного органа, членами которого они являются, а также высшего выборного органа данного профсоюза (объединения профсоюзов).

Увольнение по инициативе работодателя работников, которые избирались в состав профсоюзных органов предприятия, не допускается в течение года по окончании срока, на который он избирался, за исключением случаев полной ликвидации предприятия, выявленного несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, что препятствует продолжению этой работы, или совершения работником действий, за которые законодательством предусмотрена возможность увольнения с работы или со службы. Такая гарантия не предоставляется работникам в случае досрочного прекращения полномочий в этих органах в связи с неподобающим исполнением своих обязанностей или по собственному желанию, за исключением случаев, если это обусловлено состоянием здоровья.

Вышеуказанные гарантии в соответствии со статьей 32 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 года № 137/98-ВР не применяются к лицам, которые являются организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не выполняют решения о признании забастовки незаконной, а также лиц, препятствующих прекращению незаконной забастовки.

Помимо общего порядка законодательством установлены дополнительные требования, касающиеся увольнения по инициативе работодателя, и для других категорий работников. В частности, депутат местного совета может быть уволен по инициативе собственника или уполномоченного им органа с занимаемой должности, исключен из учебного заведения при условии его предупреждения в порядке, установленном законом. О таком предупреждении соответствующий собственник или уполномоченный им орган в письменном виде уведомляет не менее чем за 15 дней соответствующий местный совет (ч. 3 ст. 33 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11 июля 2002 года № 93-IV).

Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх