В каких странах не задают домашнее задание?

Министерство просвещения Израиля пришло к выводу, что домашние задания не ведут к повышению успеваемости и уровня знаний, а, наоборот, наносят большой урон мотивации к учебе. Согласно минпросу, педагоги часто используют домашнее задание в качестве наказания. Например, задают большой объем работы на дом тем, кто плохо вел себя на уроке. Отмечается, что «домашка» детей портит жизнь и взрослым, так как на этой почве нередко возникают конфликты. Кроме того, многие учителя склонны задавать на отработку дома то, на что не хватило времени во время урока.

Эксперты считают, что эффективность таких заданий низка, так как многие дети не способны освоить материал самостоятельно.

Тем не менее, не все педагоги согласны с нововведением минпроса. Некоторые полагают, что домашние задания необходимы для закрепления полученных на уроках знаний, особенно в таких предметах, как математика, родной и английский языки.

«Школа должна прививать детям умение работать, в том числе и самостоятельно».

«Трудно понять, как, например, дети освоят математику, если перестанут выполнять упражнения», – говорят противники реформы. По их мнению, отмена домашней работы навредит отстающим ученикам. А ты за или против отмены д/з?

Наличие хороших навыков обучения и применение техник эффективного обучения для выполнения домашних заданий могут значительно помочь детям с учебой.

Но иногда даже с хорошими учебными навыками, заключенным договором на уроки, у детей может быть больше домашних заданий, чем они могут справиться.

Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам оценить, есть ли данная проблема у вашего ребена.

И если ваш ребенок показывает многие из этих признаков, возможно, пора поговорить с учителем ребенка и подумать над тем, как сократить количество и объем заданий, или сократить время на выполнение уроков.

Используйте этот контрольный список, чтобы показать учителю лично или на родительском собрании то, что вы видите дома.

Отвечайте на вопросы, приведенные ниже и считайте количество ответов «да»

Ваш ребенок:

  1. Убирает часть домашней работы несделанной, потому что не имеет времени чтобы закончить ее выполнение (надо ложиться спать, ужинать и т.д)
  2. Не хочет ходить в школу или чувствует себя не готовым к занятиям, потому что домашнее задание не выполняется.
  3. Обращается за помощью, прежде чем делать домашнее задание самостоятельно.
  4. Обращается за помощью даже в том случае, если он может самостоятельно понять и выполнить домашнюю работу.
  5. Не принимает помощь, которую вы предлагаете.
  6. Не может выполнить домашнюю работу самостоятельно.
  7. Рассчитывает на вас, просит внести исправления, а не просто проверить собственную работу.
  8. Говорит, что закончит домашнюю работу завтра утром до школы.
  9. Раньше втает с постели, чтобы сделать домашнее задание.
  10. Иногда делает домашнее задание по ночам, когда на следующий день большое количество уроков.
  11. Не может идти в ногу с домашним заданием и делает все в последний момент
  12. «Забывает» какое домашнее задание задали домой.
  13. Пропускает кружки и секции, потому что времени недостаточно на выполнение уроков
  14. Жалуется на головные боли или другие физические жалобы во время домашней работы.
  15. Плачет о домашнем задании.
  16. Спорит о начале работы.
  17. Кричит вам, когда вы помогаете. («Оставь меня в покое!»)
  18. Не беспокоится о последствиях невыполнения заданий.
  19. Выглядит сердитным, расстроенным или сердится, когда вы спрашиваете о домашнем задании.
  20. Нет времени, чтобы пообщаться с друзьями.
  21. Дает негативные комментарии о задании и работе. («История настолько тупая». «Мне никогда не понадобится знать это!»)
  22. Дает отрицательные комментарии к учителю. («Учитель слишком вредный»).
  23. Дает негативные комментарии о себе. («Я так тупой, я никогда не смогу выполнить всю эту работу»).

Интерпретация теста и что делать:

Если вы ответили «Да» менее двух раз, ваш ребенок не испытывает трудностей с объемом или выполнением домашней работы.

Что делать: Вы отлично справляетесь. Скорее всего вы уже внедрили техники эффективного обучения, мотивации в семейные будни. Молодцы!Поддерживате ребенка и продолжайте выбранную линию

Если вы ответили «Да» от трех до семи раз — ситуация под котролем, но с увеличением количества предметов может измениться.

Что делать: обратите внимание на то, чтобы ввести систему тайм-менеджмента и ни в коем случае не заменять выполнением уроков свободное и досуговое время ребенка: кружки, секции, друзей. Научите ребенка технике «Таймер», при которой на уроки отводится определенное количество времени, которое не жалко. Изучайте техники эффективного обучения.

Если вы оветли «Да» от восьми до четырнадцати раз, то у вас есть проблема с выполнением домашних заданий и обучением.

Что делать: только от вас зависит, в какую сторону будет смещение в дальнейшем — в сторону полного неприятия школы, либо в сторону успешной жизненной стратегии, в том числе учебной. Если сейчас вы делегировали ребенку обучение, то знайте: он не справляется. Надо возвращаться к стадии: уроки вместе и чем я могу тебе помочь? Разделите с ребенком пополам груз заданий, не пускайте на самотек и не ожидайте, что ребенок справится сам. Не справится.

Если вы ответили «Да» более пятнадцати раз. Дело плохо. Ребенок не любит школу, не понимает зачем учиться, и главное, страдает от этого вся семья.

Что делать: Ваша задача № 1 — инвестировать все возможные ресурсы в то, чтобы упростить процесс обучения, снизить его цену. Ненормально и неправильно, когда домашнее задание доставялет сплошной стресс для участников образовательного процесса. Обязательно покажите результаты теста вашему учителю, проконсультируйтесь с классным руководителем. У ребенка сейчас есть большая проблема. И ее срочно надо решать. Разделите с ребенком пополам груз заданий, не пускайте на самотек и не ожидайте, что ребенок справится сам. Не справится.

Важно!

Нормальным и правильным считается ситуация, при которой вы на все вопросы отвечаете «нет».

Но к сожалению, это в нашем текущем мире скорее исключение, чем правило. И повезло тем детям и родителям, кто на первое место ставит здоровье своего ребенка. Потому что школа проходит и уходит, а свормированные привычки и ценности, мировоззрение остаются с ребенком на всегда.

В каждой из вышеописанных ситуаций мы неоднократно справлялись в личном, групповом коучинге и в программе «Школа спецагентов», поэтому к нам приходят родители с разными запросами.

Проблема первая.

«Свою проблему я сравню с описанием картины «Бурлаки на Волге», так вот бурлаки — это я, а вот та неприподъемная баржа — это моя дочь. Вроде девчонка умная, сообразительная, но каждый раз приходится подстраиваться под её настроение, бороться с ленью и ещё очень страдает её самоорганизация. Вроде всё распишешь и мотивирующий момент продумаешь, а нет, всё равно, только стоит отвернуться и моя «баржа опять на мель села». «Музыкальную школу — ненавижу, уроки делать не хочу, убираться не хочу, за собакой следить (о которой мечтала, год деньги копила, сама купила) — не хочу». В общем, вот такой запущенный случай. «

Что в итоге:

Ребенку показали и доказали, что обладает отличной логикой, памятью. Кажется, что у нее все всегда будет отлично и не будет чего-то такого, что она бы не поняла., не усвоила и т.п. Показали связь действий и результата. По итогу курса — хорошо разговаривает, уверена в себе и в своих силах в хорошем смысле. Сильная сторона – творчество и изобретения. Выработали систему «якорей» для запуска эффективного состояния.

Личный рекорд — запомнила последовательность из 50 слов за 15 минут, повторила в прямом и обратном порядке, выучила таблицу умножения за 1 час и все правила русского языка

Проблема вторая.

«Ребенку учиться в школе не интересно. А не интересно, потому что не понимает. очень много пробелов. А не понимает, потому что не слушает на уроке (в классе 36 человек и в 1 и 2 классах сидел на последней парте, где был предоставлен сам себе). Я не научила его учиться. Преподаватель наш в школе говорит, что такого ребенка у нее еще не было за 20 лет работы. В школе она считает его клоуном, не долюбливает.Ребенок веселый, жизнерадостный. Когда я сидела на уроках в школе или просто приходила в школу посмотреть детей со стороны,. то мой ребенок вел себя далеко не хуже других, однако все возмущения какие мы плохие высказываются только в наш адрес»

Что в итоге:

Первое, что мы бросилось в глаза, что этот ребенок чуткий к другим, с хорошей фантазией. Показали, как важно заняться своевременным повторением материала, чтобы информация подольше задерживалась в памяти. Легко освоил техники пересказа текста, овладел инструментами простого обучения. У мальчика первая логика, и ему будет не интересно учиться без понимания смысла зачем. Возможно, учитель просто не умеет работать с одаренными детьми. Мальчик непременно одарен. Как хочется, чтобы его поддерживали учителя в школе!

Личный рекорд: выучил 20 слов испанского языка, 20 фактов об Испании, запоминил страны Европы со столицами

Ситуация третья.

Замечательный ребёнок, учиться на отлично, пришли к тому, что и уроки делает сама. Единственное, что достаточно медленно. Где то витает, летает и в результате делает все очень… долго. Боится выступать, сейчас в школах очень много проектов, конкурсов и т.д. Очень любит в них участвовать, одно но, только там,где не надо будет потом публично защищать свою работу.

Что в итоге:

Девочка спокойна, усидчива, внимательна. Может слушать и одновременно мастерить что-то руками. И одно совершенно не мешает другому, а наоборот, только усиливает восприятие. Говорит немного. Любима тема — «Лего». На что обратить внимание: на самооценку, и на то, что даже если у нее что-то не получается, или она совершает ошибки, то НЕ она «Плохая». Главная реализованная задача — показать, что можно ошибаться.

Личный рекорд — выучила и вспомнила все страны Западной Европы. в овладела техникой «Бредогенератор», смогла аргументировать и защитить свою позицию в медиаигре «Морской бой». Программа «Школа спецагентов» — это больше чем тренинг для детей. Это система, которая впервую очередь определяет сильные стороны ребенка и позволяет с помощью их усиления добиться отличных результатов в обучении. В процессе обучения мы передаем детям эффективные инструменты обучения и показываем им самим, на какие достижения они способны. И то, что они в праве носить звание «Лучший ребенок».

Благодаря индивидуальному подходу, специальному подбору упражнений, энергии, комадне и мотивации — каждый ребенок открывается и раскрывает суперспособности к обучению.

За программу мы передем все инструменты эффективного обучения ребенку и Вы получаете ребенка, который любит и учиться сам.

Пока есть места, записывайте ребенка в третий поток «Школы спецагентов», там тема мотивации, эффективного обучения — одна из основных и раскрывается в полной мере.

Дети научатся избегать все подводные камни и решать трудности в обучении, запоминать стихотворения, иностранные слова, поймут, какие способы и инструменты для учебы для них самые эффективные, и что важно сделать при выполнении домашней работы и как написать контрольную на «пять».

В программе для детеймы занимаемся с детьми 7-13 лет в малых группах (по три человека) и помогаем не только упростить и решить сложности в слабой стороне ребенка, но и найти сильную сторону.

В программе дети проходят подготовку спецагентов. Которая состоит из 8 блоков.

Для кого программа:
— для школьников, которые не могут сосредоточиться и плохо запоминают
— для школьников, которые не могут сконцентрироваться на уроке, мучительно долго делают уроки дома
— для хорошистов и отличников, родители которых понимают важность интеллектуального развития
— для детей на семейном обучении, которым важно участие в коллективе, общение и социализация

Тренинг с легкими увлекательными упражнениями поможет любому ребенку запоминать быстро и учиться только на хорошо и отлично!

Записать ребенка в школу спецагентов, которая начнется 16 декабря:

В связи с индивидуальной работой количество мест в тренинге для детей ограничено.

Осталось 6 учебных мест.

Хочу чтобы ребенок научился учиться сам

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Вопрос, вынесенный в заголовок, постоянно задают психологам педагоги и родители. В обществе периодически возникают дискуссии на темы: так ли уж нужны домашние задания? Может быть уменьшить их объем? Может быть их совсем отменить?

Между тем, идти на полную отмену домашних заданий педагоги пока не готовы. Объем материала, который ученики должны освоить в соответствии с учебной программой, не умещается в часы школьного обучения. Часть материала приходится отрабатывать дома.

Что же делать, если ребенок сам не в состоянии собраться с силами и систематически выполнять домашние задания, и родителям не удается найти мирный способ повлиять на свое чадо?

Давайте попробуем разобраться в причинах проблемы

В прошлой статье я рассказывал о прикладном анализе поведения, как о дисциплине, помогающей разобраться в причинах поведения и находить способы для его изменения. С точки зрения прикладного анализа поведения, любое поведение позволяет человеку либо что-то получить, либо чего-то избежать. Каковы последствия у поведения «отказываться от выполнения домашних заданий»? С одной стороны, это последствия неприятные — ученик получает плохие отметки и наказания со стороны учителей и, особенно, родителей. Правда, вместе с наказаниями, ребенок получает еще и внимание учителей и родителей, добиться которого другим способом (например, хорошим поведением) бывает очень непросто. С другой стороны, отказ от выполнения домашних заданий позволяет ребенку избежать выполнения трудного дела (а выполнение уроков действительно дается детям нелегко), сэкономить силы, позаниматься чем-то более приятным и интересным.

Таким образом, напрашивается вывод: для того, чтобы ученики охотнее выполняли домашние задания, эти домашние задания должны быть интересными, не слишком трудными, позволяющими получить нечто ценное для ребенка, например, одобрительное внимание со стороны родителей.

Как сделать домашнее задание интересным?

Как правило, интерес у детей вызывает:

  • новая и неожиданная информация;
  • информация, раскрывающая их потенциал (позволяющая лучше узнать себя, проявить и продемонстрировать другим свои положительные качества, способности, навыки и т. п.);
  • полезная информация (которую можно применить в каких-то повседневных делах, научиться чему-то полезному для сегодняшней жизни, повысить свой статус в группе сверстников и др.);
  • развлекающая информация (что-то, позволяющее развлечься, приятно провести время, получить новые приятные впечатления, поиграть, побеждать в играх и др.).

К сожалению, домашние задания редко удовлетворяют каким-либо из перечисленных критериев.

Как сделать домашнее задание менее трудным?

Существует несколько возможностей, например, разбить задания на более мелкие части, использовать помощь и подсказки.

Родители часто не осознают, что само требование «садиться за уроки» может вызывать устойчивое сопротивление ребенка. Что такое «уроки» с точки зрения ученика? Это чтение, письмо, математика и др. Или русский язык, алгебра, физика, география и др. Вспоминая список уроков, по которым задали домашнее задание, ребенок воспринимает его образно как глыбу, которую придется двигать. Возникает естественное желание попытаться как-то избежать этого. Если бы родитель предложил: «Сесть за стол и начать делать 17-е упражнение по русскому языку», — возможно, ребенок бы согласился с меньшим сопротивлением. Главное ведь преодолеть инерцию. А там, глядишь, и 18-е упражнение пошло, а за ним и примеры по математике…

Что касается самого содержания домашних заданий, то родители часто не обладают необходимыми компетенциями, чтобы самостоятельно делить задания на части, понятные ребенку, такие, с которыми он справится. Тут, конечно, потребуется помощь учителя. Но часто ли педагоги готовы такую помощь оказать?

Вообще, у нас существует серьезная проблема с оказанием помощи ученикам. Во-первых, ребенок часто не знает, как попросить помощи. Ему объясняют, что он может поднять руку, если хочет сказать ответ на вопрос учителя или если хочет отпроситься в туалет. А про то, что, подняв руку, можно попросить о помощи, объяснить часто забывают.

Во-вторых, если учитель объяснил новый материал, а ученик его не понял, то, скорее всего, он не станет задавать вопросов. Ведь сказать о том, что чего-то не понял, на весь класс, когда другие ученики молчат, психологически трудно («Что я самый глупый что ли?»).

В-третьих, даже если ученик отважится заявить, что он что-то не понял, учитель может ответить ему что-нибудь вроде: «Слушать надо было внимательнее!» или «Заниматься надо лучше! Видишь, никто не спрашивает, только ты!», — и тем самым отбить желание задавать вопросы в будущем.

И даже если ученик скажет, что он что-то не понял, а учитель искренне захочет ему помочь, то, скорее всего, учитель просто повторит еще раз то, что он только что объяснял (возможно, более громким голосом). Но ведь ученик именно этого объяснения и не понял! А дать информацию еще раз, но другими словами, педагоги догадываются, увы, крайне редко.

Также редко используют педагоги и подсказки. Почему-то существует некое представление о том, что подсказывать нельзя, ученик сам должен разобраться, если ему что-то непонятно. Заражаются этим убеждением и родители. «Как это я буду ему подсказывать? Он должен сам учиться думать!»

В результате, ребенок, оставшись без помощи взрослых, перестает понимать материал уроков, начинает делать ошибки, получает замечания и плохие отметки, теряет мотивацию и интерес к учебе. Зачем учиться, если от этого одни неприятности? Получение образования превращается в каторгу. Включается поведение избегания уроков, учителей, школы. А ведь ничего этого не случилось бы, если бы разумно была организована помощь ученику, когда она ему действительно была нужна.

Вопрос вознаграждения

Дети и подростки не всегда способны анализировать ситуации и делать выводы о том, хорошо ли то, что происходит, или плохо. Часто они принимают решения на основе ощущений — приятно/неприятно. Выслушивая указания со стороны взрослых, дети пытаются решить для себя, действительно ли важно то, о чем им говорят, или это просто ничего не значащие пожелания. Критерием важности требования часто служит подкрепление. Если взрослый дал указание, а потом поощрил за его выполнение, то это действительно важное дело. Если указание дано и выполнено, а поощрения нет, значит оно не было таким уж важным. Кстати, взрослые нередко оценивают важность выполняемых дел таким же образом.

Поощрения часто воспринимаются педагогами и родителями очень прямолинейно — дать конфету (купить мороженое, игрушку, дать денег и т. п.) или сказать: «Молодец!». На самом деле для ребенка гораздо ценнее серьезное и доброжелательное внимание взрослых, возможность обсудить с ними свои или семейные дела, вместе поиграть, отправиться в путешествие (или хотя бы в кино) и тому подобное. В социальных сетях периодически всплывает история о мальчике, который копил деньги, чтобы купить время своего слишком занятого отца. В зарубежных образовательных организациях одним из важных поощрений для учеников считается ланч с директором или завучем.

Почему бы не использовать поощрения за нелегкий для ребенка труд выполнения домашних заданий?

Я по отдельности описал некоторые возможности, которые можно использовать для усиления желания ребенка выполнять домашние задания. Иногда некоторым творческим людям удается объединить некоторые из них в одну методику или даже целую технологию. Одну из интересных методик приводит в издании «Сноб» психолог Екатерина Мурашева (https://snob.ru/selected/entry/72306). Ниже описание методики из ее статьи.

«Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно. Что дома? Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать. (Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно.) Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня». Всего предлагается в день делать четыре таких подхода. Автор ссылается на то, что многим родителям удалось таким образом сподвигнуть детей на регулярное выполнение уроков. Причем, самостоятельно, без понуканий.

Более жесткий подход к организации выполнения домашних заданий предлагает родителям американский педагог Мишель Борба, на которую я часто ссылаюсь в своих публикациях (Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005). Она дает следующие рекомендации.

  1. Организуйте место для выполнения заданий на дом. Спокойное место с хорошим освещением.
  2. Узнайте требования учителя.
  3. С самого начала установите распорядок занятий и придерживайтесь его. Можно поместить его на видное место.
  4. Объясните ребенку, что выполнение заданий на дом обязательно. Поддерживайте серьезное отношение к выполнению заданного на дом.
  5. Прививайте ребенку навыки планирования. Покажите ребенку, как составлять перечень того, что нужно сделать в порядке приоритетности. Он может вычеркивать пункты по мере их выполнения.
  6. Предлагайте свою помощь только тогда, когда она действительно необходима. Если ребенку становится трудно, помогите ему, смоделировав аналогичную задачу и показывая шаг за шагом, как ее выполнить. Затем понаблюдайте, как он сделает это сам.
  7. Разделите задание на части.
  8. Установите штрафные санкции за невыполнение домашних заданий. Например, если задание не выполнено к определенному времени (оптимально к одному и тому же часу каждый вечер), ребенок должен знать, что он будет лишен какого-либо удовольствия в тот же вечер или на следующий день.

Итак, вероятность выполнения ребенком домашних заданий можно увеличить, сделав их более интересными, менее трудными, добавив поощрения. Некоторые конкретные способы мы обсудили выше. Вот только выполнить их на практике родителям или учителям по отдельности будет трудно. Сотрудничество значительно упростит дело!

  • Автор — Савченко Игорь Анатольевич
  • 01.11.2019
  • Все консультации автора

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх