Виды нарушений налогового законодательства

Продолжение статьи, начало в № 5’ 2011 Сегодня мы рассмотрим вопросы, касающиеся привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение норм налогового законодательства.

Публикация

В продолжение темы о привлечении к налоговой ответственности, затронутой в прошлом номере, в настоящей статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушение норм налогового законодательства. Ведь зачастую организации и предприниматели забывают о том, что нарушение норм НК РФ может повлечь дополнительные штрафные санкции
Административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административная ответственность в области налогов и сборов предусмотрена статьями 15.3–15.6, 15.11 КоАП РФ.
Субъектами административной ответственности являются должностные лица организации в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом организации понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники (ст. 2.4 КоАП РФ). Административная ответственность, установленная ст. 15.3–15.9, 15.11 КоАП РФ, не применяется к индивидуальным предпринимателям (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Это объясняется тем, что лицо не может быть привлечено к ответственности дважды за одно и то же правонарушение. Поскольку составы правонарушений схожи с установленными НК РФ, предприниматель может быть привлечен только по НК РФ. Что касается организаций, то сами организации, как указано выше, могут быть привлечены за нарушение законодательства о налогах и сборах по НК РФ, а их должностные лица – по КоАП РФ.
Судебная практика
Для целей административного законодательства под должностным лицом понимается не только генеральный директор организации или главный бухгалтер. Это может быть и другой сотрудник, если обязанность по представлению налоговой отчетности возложена на него должностной инструкцией, приказом, распоряжением, иным локальным нормативным актом – иными словами, лицо, в чьи должностные обязанности входит осуществление данной функции (ст. 2.4 КоАП РФ). На это обстоятельство обращают внимание и суды, исследуя вопрос о законности привлечения к административной ответственности руководителя организации-налогоплательщика. Примером тому является в том числе постановление Московского городского суда от 13.03.2009 № 4а-452/09
Кроме того, КоАП РФ не относит к субъектам данного правонарушения индивидуальных предпринимателей (граждан).
Анализируя вопрос о правоприменении ст. 15.5 КоАП РФ, нельзя не остановиться на следующей типичной ошибке, встречающейся при рассмотрении дел данной категории. Иногда правонарушение, состоящее в пропуске срока представления налоговой декларации, квалифицируется в целях привлечения к административной ответственности как предусмотренное ст. 15.6 КоАП РФ. Однако такая квалификация неправомерна, поскольку анализируемая норма является, по сути, специальной по отношению к норме ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность в целом за «непредставление в установленный … срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде». С необходимостью разграничения данных составов соглашается и судебная практика, что следует, например, из Обзора практики рассмотрения мировыми и федеральными судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2008 г., утв. на заседании Президиума Пермского краевого суда 27.02.2009 г. Аналогичные выводы нашли отражение и в п. 2 раздела II Бюллетеня судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях, утв. постановлением Президиума Свердловского областного суда от 28.10.2009.
Таблица
Составы административных правонарушений и санкции за них


п/п

Наименование статьи

Состав правонарушения

Санкции

Статья 15.3. «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе»

Часть 1 – нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей

Часть 2 – нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Штраф от 2000 до 3000 рублей

Статья 15.4. «Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации»

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Предупреждение или штраф от 1000 до 2000 рублей

Статья 15.5. «Нарушение сроков представления налоговой декларации»

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или штраф от 300 до 500 рублей

Статья 15.6. «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»

Часть 1 – непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи

Штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц – от 300 до 500 рублей

Статья 15.11. «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности»

Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
— искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
— искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов

Штраф от 2000 до 3000 рублей

В действительности закон не ограничивает круг субъектов правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, только руководителем организации. Как следует из нормы, субъектом является должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ), т.е. то лицо, к непосредственным должностным обязанностям которого относится ведение бухгалтерского учета в организации, обеспечения правильности и законности оформления учетных документов и отражения хозяйственных операций на соответствующих счетах. Эти функции зачастую выполняет главный бухгалтер. Поэтому практика привлечения к административной ответственности по данной статье Кодекса свидетельствует, что для правильного определения субъекта правонарушения необходимо руководствоваться не только требованиями Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», но и исследовать локальные документы организации (должностные инструкции, положения об отделах, приказы о возложении обязанностей на отдельных лиц и т.п.). В частности, именно такой подход продемонстрирован в постановлении Приморского краевого суда от 2.09.2009 № 4а-740/2009, определении Рязанского областного суда от 5.02.2009 № 7-2, решении Омского областного суда от 5.02.2008 № 77-86/2008 и др.
Судебная практика
При привлечении должностных лиц организации к ответственности следует учитывать позицию Пленума Верховного Суда РФ, изложенную в постановлении от 24.10.2006 № 18, в котором указано, что:

  • решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст. 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ, необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24);

  • при квалификации действий лица по ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ необходимо также принимать во внимание п. 4 ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которому в случае разногласий по осуществлению отдельных хозяйственных операций между руководителем организации и главным бухгалтером документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций (п. 25);

  • если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со ст. 6 и 18 Федерального закона № 129-ФЗ именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 26).

В случае привлечения должностного лица организации к административной ответственности необходимо внимательно смотреть на сроки давности взыскания санкций. В частности, подп. 6 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ предусматривает, что безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении в области законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения . При совершении длящегося правонарушения вышеуказанные сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).
КоАП РФ не содержит определения длящегося правонарушения. Определение длящегося правонарушения содержится в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП». Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Например, правонарушение, выразившееся в несвоевременной подаче налоговой декларации (ст. 15.5. КоАП), не может считаться длящимся, поскольку имеет конкретную дату его совершения. Его следует считать оконченным в день, с которым НК РФ связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей подать налоговую декларацию1. Так, если налоговая декларация по налогу на прибыль должна быть подана не позднее 28.03.2011, то срок давности привлечения к административной ответственности за ее представление с нарушением сроков истечет 29.03.2012.
Следует обращать внимание на порядок оформления и недостатки протокола об административном правонарушении. Некоторые из недостатков признаются существенными, влияющими на правомерность привлечения лица к ответственности. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела2. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении. К таковым следует отнести:

  1. составление протокола в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, если лицо не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола либо лицо уведомило о невозможности прибытия и причины неявки уважительны;

  2. лицу, привлекаемому к ответственности (его представителю, защитнику), не были разъяснены права, гарантированные ст. 25.1. КоАП РФ3;

  3. не была предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и предоставить объяснения по факту предполагаемого правонарушения, высказать замечания по содержанию протокола4, т.е. было нарушено право на защиту;

  4. в протоколе отсутствуют данные о том, владеет ли гражданин, в отношении которого составлен протокол, языком, на котором ведется производство по делу, а также данные об отказе от услуг переводчика5.

Отметим, что нарушение установленного ст. 28.5. КоАП РФ срока составления протокола и направление его в суд не является существенным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекательными6.
Кроме того, следует обращать внимание, то ли должностное лицо привлекается к ответственности. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Следовательно, в силу указанной нормы при решении вопроса о том, кто именно из должностных лиц организации-налогоплательщика будет отвечать за конкретное правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, необходимо учитывать и внутреннее распределение служебных обязанностей, установленное должностными инструкциями и приказами организаций. Этот довод можно использовать в тех случаях, когда за одно и тоже правонарушение (ст. 15.5 КоАП РФ) к ответственности привлекаются руководитель и главный бухгалтер организации.
Отметим, что факт привлечения организации к налоговой ответственности не означает, что суд, рассматривающий вопрос о привлечении к административной ответственности должностного лица этой организации, должен руководствоваться этим фактом. Данный факт не лишает должностное лицо возможности доказывать наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение по делу об административном правонарушении7.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Уголовный кодекс содержит четыре состава налоговых преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Уголовная ответственность предусмотрена за такие преступления, как:

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198);

  • уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199);

  • неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1);

  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2).

Уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшее полное или частичное непоступление соответствующих налогов в бюджет (гл. 199 УК РФ.)
Крупным размером в целях ст. 199, 199.1 УК РФ признаются следующие суммы налогов и (или) сборов:

  • составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 руб. при условии, если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; либо

  • превышающая 6 000 000 руб. (в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда от 28.12.2006 № 64 разъясняется, что в данном случае ответственность за преступление может наступить и за отдельный налоговый период, если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов (сборов) составило крупный или особо крупный размер и истекли установленные налоговым законодательством сроки их уплаты).

Особо крупным размером признаются, соответственно, следующие суммы налогов и (или) сборов:

  • составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 руб., при условии если доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов; либо

  • превышающие 30 000 000 руб.

При исчислении доли неуплаченных налогов (сборов) (свыше 10 или свыше 20%) необходимо исходить из суммы всех налогов, подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд, если такая сумма составила более 2 млн руб. (более 10 млн руб.). Выявленная сумма неуплаченных налогов должна включаться в общую сумму налогов, подлежащих уплате. Порядок определения неуплаченной доли налогов (сборов) не относится к случаям, когда крупный размер составляет более 6 млн руб. (особо крупный размер – более 30 млн. руб.). Об этом говорится в п. 12 Постановления Пленума № 64.
Субъектами налогового преступления могут стать, во-первых, руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, бухгалтер, то есть те лица, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.
Во-вторых:

  • лица, организовавшее, руководившее совершением преступления или склонившее к нему. Это может быть и собственник организации;

  • лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п. Такое лицо несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник.

Если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов, то содеянное будет квалифицировано как деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, которое предусматривает более суровое наказание.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, караемое по ст. 198, 199 УК РФ, может быть совершено путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.
Отметим, что 11.03. 2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 № 26-ФЗ, который смягчил санкции по значительному числу составов преступлений, в том числе в экономической сфере. В отношении ст. 198, 199, 199.1 УК РФ исключен нижний предел санкций в виде ареста.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 198-199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Статья 199.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное в крупном размере.
В п. 20 Пленума ВС РФ № 64 указано, что «под сокрытием денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере». В Определении от 24.03.2005 № 189-О КС РФ указал, что «сокрытие денежных средств или имущества может расцениваться как позволяющая признавать составообразующим применительно к предусмотренному ею преступлению только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание взыскания недоимки по налогам и (или) сборам».
1П. 14 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5
2П. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10
3Нарушены ч. 3 и 5 ст. 28.2 КоАП РФ
4Нарушена ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ
5П. 4 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, постановление 13 ААС (?) от 21.06.2007 № А56-47818/2006.
6П. 4 постановления ВС РФ от 24.03.2005 № 5
7Постановление ФАС СЗО от 01.08.2003 № А56-40260/02, ФАС ЗСО от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29)
Статья написана в соавторстве с Ириной Штукмастер, старшим юристом компании «Пепеляев Групп» и Юлией Урбан, старшим юристом ООО «ФБК»

Налогообложение

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА*

ЮМ. ЛЕРМОНТОВ, советник налоговой службы IIранга

Статья призвана помочь налогоплательщику при решении наиболее типичных вопросов, связанных с основными видами нарушений налогового законодательства.

Статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предписано, что налоговые проверки являк^гся одной из форм налогового контроля.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Если в результате проверки будут выявлены нарушения, то налогоплательщик будет привлечен к налоговой ответственности, а должностное лицо налогоплательщика (как правило, руководитель и (или) главный бухгалтер) — к административной ответственности.

Перечислим типичные случаи налоговых нарушений и применяемые в этих случаях санкции к налогоплательщику.

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет л ишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения — один месяц после создания обособленного подразделения.

В соответствии со ст. 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме 5 ООО руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 000 руб.

Должностные лица налогоплательщика в этом случае будут привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 15.344 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации

•Статья впервые опубликована в журнале «Бухгалтер и закон». 2005. № 8.

(далее — КоАП РФ). Штраф составит от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (далее — М РОТ). В настоящее время МРОТ для целей применения административных штрафов составляет 100 руб., т. е. штраф составит от 500 до 1 000 руб.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Статьей 117 НК РФ установлено, что ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составит более 3 месяцев, то штраф составит 20%, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Для должности ых л иц организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде. Штраф составит от 20 до 30 МРОТ (т. е. от 2 000 до 3 000 руб.).

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

Налогоплательщик обязан проинформировать налоговый орган об открытии или закрытии счетавбан ке (абз. 2 п. 2 ст. 23 Н К РФ), ^го нужно сделать в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. Если произошло нарушение этого срока, то к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии сост. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 000 руб. за каждый факт несообщения сведений.

Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного

внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность в соответствии со ст. 15.4 КоАП РФ. Штраф составит от 10 до 20 МРОТ (т. е. от 1 ООО до 2 ООО руб.).

В соответствии с приказом МНС России от 02.04.2004 No САЭ-3-09/255 налогоплательщик должен в письменной форме сообщить об открытии или закрытии счета. Справка-уведомление об открытии или закрытии счета утверждена этим же приказом. Однако, как показывает арбитражная практика, если налогоплательщик сообщил об открытии (закрытии) счета в банке иным способом, то это не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 118 НК РФ (см., например, постановление ФАС СЗО опт 12.02.2003 № А56-25929/02, постановление ФАС УО от 03.07.2002 № Ф09-1365/02-АК.)

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Если налогоплательщик нарушает установленный срок подачи налоговой декларации, то на него накладывается штраф в соответствии со ст. 119 Н К РФ.

Штраф составит 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если же декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это повлечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Нередко налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда сумма налога, подлежащего уплате по декларации, равна нулю. Такая ситуация возможна, например, если отсутствует прибыль по результатам налогового периода или отсутствует объект налогообложения НДС. Как же будет исчисляться штраф в таком случае?

В письме МНС России от04.07.2001 № 14-3-04/ 1279-Т890 высказана по этому вопросу следующая позиция: » так как в пункте 1 статьи 119 НК РФ установлена минимальная сумма штрафа — 100рублей, на эту сумму и надо штрафовать, но только в том случае, если вы опоздали с подачей декларации менее чем на 180 дней. Если же налогоплательщик сдал декларацию позже, то штраф с вас вообще не берется, поскольку во втором пункте статьи 119 НК РФ его минимальная сумма не установлена «.

Однако иногда налоговые инспекции забывают об указаниях вышестоящего органа по этому вопросу и пытаются привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности.

Пример. Налоговый орган оштрафовал налогоплательщика в соответствии с п. 2 ст. 119 НК РФ несмотря на то, что в проверяемом периоде объект обложения НДС равен нулю, и размер штрафа, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ, не может быть определен в процентах от суммы подлежащего уплате налога. Суд решение налогового органа отменил и указал, что если организация по истечении 180 дней после установленного НК РФ срока не представила налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, по которой налог, причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 ст. 119Кодекса, не применяется (постановление ФАС СЗО от 14.10.2003 № ASÓ-11290/036).

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 Н К РФ. Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика налагается штраф в размере 5 000 руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб., а если они при этом еще и повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Как видно, понятие «грубого нарушения» довольно широкое, поэтому фактически любое нарушение налогового законодательства можно квалифицировать по этой статье.

Высший арбитражный суд РФ в постановлении Пленума от 28.02.2001 N° 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пришел к выводу, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В

связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением налогоплательщиков к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность заданное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ, т. е. применение ст. 122 НК РФ не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 Н К РФ, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату налога.

Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога

Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при этом действия были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с определением Конституционного суда РФ от 18.01.2001 №6-0 не допускается за одно и то же нарушение штрафовать одновременно в соответствии сп. Зет. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ.

Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Налогоплательщик исполняет обязанности налогового агента в следующих случаях:

• при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в РФ; с сумм арендной платы, когда арендуют государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа;

• при удержании и переч ислении налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным индивидуумам;

• при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в РФ и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.

Если налоговый агент не удержал и (или) перечислил налог, то для него наступает ответственность в соответствии со ст. 123 Н К РФ. Штраф составит 20% суммы, подлежащей перечислению.

Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.

Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требования о представлении указанных документов должно содержать их наименование и вид. Это требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (п. 1 ст. 93 НК РФ).

Кроме этого, налоговым органам ст. 87 НК РФ также предоставлено право проводить так называемые «встречные проверки».

Если налогоплательщик не представил в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то штраф составит 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если налогоплательщик отказался представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от представления таких документов, либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Ответственность свидетеля налогового правонарушения

В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин’.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере I ООО руб.

Неправомерный отказ свидетеля отдачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 ООО руб.

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 ООО руб.

Статьей 95 Н К РФ предусмотрено, что эксперт может отказаться отдачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы.

Иных законных причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки ПК РФ не предусмотрено.

Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НКРФ.

Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. При этом ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения.

Пример. Пункты 4 и 5 ст. 362 НК РФ закрепляют обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать

1 Под уважительными причинами, как правило, понимается: болезнь, препятствующая явке; необходимость ухода за больным членом семьи и т. д.

2 Эксперт — лицо, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Специалист — лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. % НК РФ). Переводчик — не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).

налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 ООО руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штраф составит 5 ООО руб.

Обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

Пункт 3 ст. 114 НК РФ дает возможность уменьшить размер штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ).

Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установлен ия таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 112 Н К РФ обстоятельствами, смягчающими ответствен ность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх