Виды правоспособности юридического лица

Внесены изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Накануне Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 377-ФЗ, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты.

В частности, внесены изменения в Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Изменениями устанавливаются порядок и условия исключения прекратившего свою деятельность индивидуального предпринимателя из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Определено, что обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений подлежат сведения о продаже предприятия или передаче его в аренду, а также уведомления о ликвидации, реорганизации и об уменьшении уставного капитала юридического лица.

Кроме того, Федеральным законом закрепляется право участников гражданского оборота вносить в указанный реестр сведения о наличии права на обратный выкуп имущества, об ограничениях прав по договору, об удержании вещи и условиях прекращения права удержания, о сохранении права собственности на товар за стороной договора, о поручительстве и иные сведения, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нововведениями на кредитора, являющегося юридическим лицом, возложена обязанность уведомлять должника о привлечении иного лица для осуществления с должником взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, посредством внесения соответствующих сведений в Единый федеральный реестр сведений.

При этом установлен запрет на размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, индивидуального номера налогоплательщика должника.

Федеральный закон вступил в законную силу 12.11.2019, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Прокуратура Надеждинского района

Юридическое лицо – это организация, которая:

  • имеет имущество и может им отвечать по своим обязательствам;
  • от своего имени может приобретать и осуществлять права и нести обязанности;
  • в суде может выступать истцом и ответчиком.

Юридическое лицо в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в уполномоченном государственном органе.

Сведения обо всех зарегистрированных юридических лицах вносятся в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, является открытой и доступной для ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным именно с момента внесения записи о нем в единый государственный реестр.

Понятие и виды правоспособности

Правоспособность в гражданском праве подразумевает способность лица (физического либо юридического) иметь права и нести обязанности.

Правоспособность юридического лица появляется с момента его регистрации (внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании) и заканчивается с момента внесения записи об исключении из реестра указанного юридического лица.

Как указано в статье 49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица определяется его учредительными документами (Уставом), т.е. юридическое лицо может иметь гражданские права, которые отвечают целям деятельности, определенным уставом юридического лица, а также может нести и соответствующие обязанности.

Юридическое лицо может иметь общую правоспособность, а некоторые юридические лица имеют специальную правоспособность.

Общая правоспособность

Общая правоспособность характеризуется тем, что юридическое лицо может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, конечно, за исключением тех, которые не запрещены законодательством.

Общей правоспособностью обладает большинство коммерческих организаций. При этом для данных организаций не является обязательным перечисление всех видов деятельности, которые организация может осуществлять – достаточно перечислить основные и оставить указанный перечень открытым.

Чаще всего в этом случае в уставе пишется следующая фраза: «Организация имеет право помимо перечисленных видов деятельности осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законом».

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Ликвидация общества с ограниченной ответственностью (ООО)», подробно описывающая эту процедуру.

Или посмотрите , как происходит возмещение вреда в различных ситуациях.

Специальная правоспособность

Если в уставе юридического лица содержится исчерпывающий список видов деятельности (закрытый), то такое юридическое лицо будет иметь специальную правоспособность. Кроме того, специальная правоспособность может быть установлена законом.

Так, например, Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает запрет для кредитной организации заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» устанавливает для Акционерного инвестиционного фонда исключительный вид деятельности — инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные законом. Иные виды предпринимательской деятельности данная организация осуществлять не вправе.

Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» запрещает страховым организациям осуществлять иные виды деятельности помимо страхования.

Кроме вышеперечисленных, специальную правоспособность имеют унитарные предприятия и некоммерческие организации.

Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью не имеют права совершать сделки, которые выходят за рамки установленной для них правоспособности.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 6, а также Пленум ВАС РФ в постановлении N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дали разъяснение, что сделки, совершенные юридическим лицом, которому в соответствии с законом установлена ограниченная правоспособность, признаются ничтожными.

А сделки, которые противоречат целям деятельности юридического лица, указанным в его уставе, могут быть признаны судом недействительными, т.е. являются оспоримыми.

Лицензирование деятельности юридических лиц

Некоторые виды деятельности юридическое лицо имеет право осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).

Лицензия – это специальное разрешение (в форме бумажного или электронного документа), выданное юридическому лицу уполномоченным государственным органом (лицензирующим органом), на право осуществления данным юридическим лицом определенного вида предпринимательской деятельности.

Выданная лицензия означает, что юридическое лицо соответствует установленным лицензионным требованиям для данного вида деятельности.

К таким требованиям, например, относятся:

  • наличие у юридического лица помещений, зданий, технических средств, оборудования;
  • наличие квалифицированных работников;
  • наличие системы производственного контроля и т.д.

Перечень лицензируемых видов деятельности установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также иными федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Юридическое лицо имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности только с момента получения соответствующей лицензии.

9.4. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТОВ В РФ И ГЕРМАНИИ

Качмазов Г.А., аспирант. Место учебы: кафедра адвокатуры и нотариата, Московская Государственная Юридическая Академия им. О.Е. Кутафина.

Аннотация: В статье выявляются и раскрываются принципы функционирования адвокатских образований и адвокатских палат в РФ и Германии. Автор проводит подробную сравнительно-правовую характеристику отечественных и немецких адвокатских образований и адвокатских палат.

Автор дает собственное определение организационных форм деятельности адвокатов, понимая под ними совокупность адвокатских образований, адвокатские палаты, а также общественные объединения адвокатов, перечисляет и раскрывает основные принципы их функционирования.

Ключевые слова: адвокат, адвокатура, принципы, адвокатские образования, адвокатские палаты, Германия, Россия, организационные формы деятельности, объединения, квалифицированная юридическая помощь.

CONCEPT AND BASIC PRINCIPLES OF LAWYERS’ BUSINESS ORGANIZATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND GERMANY

Понятие и основные принципы функционирования организационных форм деятельности адвокатов в РФ и Германии.

Ни отечественное, ни немецкое законодательство не содержит определения организационных форм деятельности адвокатов.

Большая Советская энциклопедия трактует понятие «организация» следующим образом:

Организация (франц. organisation, от позднелат. organizo — сообщаю стройный вид, устраиваю):

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцирован-

ных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил1.

Значение понятия «форма» трактуется следующим образом:

Форма (лат. forma — форма, вид, образ):

— очертания, внешний вид, контуры предмета;

— внешнее выражение какого-либо содержания;

— приспособление для придания чему-либо определённых очертаний;

— единая по цвету, покрою и др. признакам одежда2.

Обратившись к тексту ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»3, находим, что глава 4, именуемая «Организация адвокатской деятельности и адвокатуры» включается в себя 20 статей, среди которых ст. 20 «Формы адвокатских образований», ст. 21 «Адвокатский кабинет», 22 «Коллегия адвокатов», ст. 23 «Адвокатское бюро», ст. 24 «Юридическая консультация», ст. 29 «Адвокатская палата субъекта Российской Федерации», ст. 30 «Собрание (конференция) адвокатов», ст. 31 «Совет адвокатской палаты», ст. 32 «Ревизионная комиссия», ст. 33 «Квалификационная комиссия», ст. 35 «Федеральная палата адвокатов Российской Федерации», ст. 36 «Всероссийский съезд адвокатов», ст. 37 «Совет Федеральной палаты адвокатов», ст. 39 «Общественные объединения адвокатов».

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что совокупность форм адвокатских образований, Федеральная палата адвокатов РФ, Адвокатские палаты субъектов РФ являются организационными элементами адвокатуры.

А.Г. Кучерена пишет, что в организационную структуру адвокатуры входят, помимо органов адвокатского самоуправления и адвокатских образований, общественные объединения адвокатов4.

А.Н. Просвиркин также считает, что общественные объединения адвокатов являются самостоятельным элементом организационной структуры адвокатуры. С одной стороны, в них реализуется принцип свободы на объединение, с другой стороны, они играют важную роль в координации деятельности адвокатских образований и защите прав, как отдельных адвокатов, так и всего профессионального сообщества5.

С таким мнением ученых следует согласиться. Более того, в главе ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»6 в главе 4 «Организация адвокатской деятельности и адвокатуры» имеется самостоятельная ст. 39 «Общественные объединения адвокатов». Таким образом, законодатель, структурируя Закон именно так, включил общественные объединения адвокатов в организационную струк-

1 Материал с сайта http://slovari.yandex.ru/dict/bse

2 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

4 Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник. М.: Юристъ, 2006. С. 172.

5 Просвиркин А.Н. Организационные основы адвокатской деятельности и адвокатуры: сравнительно-правовой анализ исторического развития и формирования нормативно-правовой базы в России и зарубежных странах. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007.

6 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

туру адвокатуры в качестве самостоятельного элемента.

Однако, необходимо отметить, что поскольку объем настоящей работы ограничен, общественные объединения адвокатов не будут объектом исследования.

Исследуя принципы организационных форм деятельности отечественных адвокатов, вновь целесообразно обратиться к тексту закона.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 6З-ФЗ7 под адвокатской деятельностью понимает квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (ст. 1).

Закон провозглашает адвокатуру профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входящим в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи (ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера-ции»).8

Необходимо заметить, что законодатель не раскрывает значения и содержания принципов адвокатуры, что, по мнению автора, является упущением.

Отечественный ученый-правовед Стецовский Ю.И. называет весьма тревожным симптомом невключение принципа демократизма в ФЗ от 31 мая 2002 г.9

В РФ согласно законодательству об адвокатуре формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ст. 20 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Фе-дерации»).10

Закон не предусматривает какой-либо процедуры принудительного распределения адвокатов по кабинетам, коллегиям, бюро и консультациям. Прием в эти адвокатские образования должен осуществляться на

7 СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

8 Там же.

9 Стецовский Ю.И. Адвокатура и государство. М.: Юристъ. 2007. С. 108.

10 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

основании соответствующих учредительных докумен-

тов .

Таким образом, законодатель предоставил российскому адвокату право выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности с уведомительным порядком совета адвокатской палаты.

Однако, это правило закона ограничено единственным исключением. Так, адвокат не может самостоятельно выбрать такую форму адвокатского образования как юридическая консультация, решение о направлении адвоката в которую принимает совет

адвокатской палаты (ст. 24 ФЗ «Об адвокатской дея-

тельности и адвокатуре в Российской Федерации» ).

Таким образом, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юридическую консультацию.

Реакция на создание такой формы адвокатского образования как юридическая консультация была крайне противоречивой, юридическое сообщество «раскололось» на два непримиримых лагеря. В.Ф. Анисимов -Президент Адвокатской палаты Ханты-мансийского на автономного округа — назвал юридическую консультацию «мертворожденным ребенком» и предложил вместо них назначать адвокатов-кураторов из адвокатских образований, учрежденных в отделенных местностях13. Против существования юридических консультаций высказывался и А.П. Галоганов, который писал о том, что у юридических консультаций нет будущего, вместо них целесообразнее создавать филиалы коллегий адвокатов14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другая часть правоведов указывает на необходимость исполнить обязанность, возложенную законом на региональную власть, о принятии решения о создании юридических консультаций и обязанность адвокатских палат учредить ее при соблюдении норм зако-на15.

Каждый российский адвокат обязан быть членом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контро-

11 Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». М. Юстицинформ. 2006. С. 182.

12 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

13 Анисимов В.Ф. Плюс открытость руководства // Российский адвокатов. 2005. № 1. С. 10.

14 Галоганов А.П. Российская адвокатура: история и современность. М. Юрлитинформ, 2003. С. 153-154.

ля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката16.

С 2002 г. российские адвокаты впервые объединены на общефедеральном уровне. Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда17.

Необходимо отметить, что как российское, так и немецкое законодательство содержит обязанность адвоката в определенных случаях оказывать юридическую помощь бесплатно. В этом случае адвокат получает вознаграждение из средств бюджета, адвокатских палат, адвокатских образований.

В остальных случаях размер гонорара определяется по соглашению с доверителем. В России отсутствуют какие-либо, в том числе носящие рекомендательный характер, акты, устанавливающие размер гонорара адвоката. Размер оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, следствия и суда установлен Правительством РФ18.

В Германии действует Закон об адвокатских гонорарах (Rechtsanwaltsvergйtungsgesetz — РУО19) от 5 мая 2004г., который определяет основные принципы формирования гонорара немецких адвокатов и ставит его в зависимость от стоимости предмета спора (цены иска).

В целом деятельность адвокатов регламентируется Федеральным законом (из ряда источников — положением) об адвокатуре (Bundesrechtsanwaltsordnung (ВРАО))20, принятым 1 августа 1959 г., согласно которому адвокат представляет собой независимый орган

16 Ст. 29 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

17 Ст. 35 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

18 Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г.№ 400 «О размере труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2925.

19 Rechtsanwaltsvergutungsgesetz vom 5. Mai 2004 //BGBL. I S.

Германии. Том I. С. 700.

0 Федеральный вестник законодательства Германии (Том I. С. 565, Том III. С. 303 — 308).

системы судопроизводства. Адвокат занимается свободной профессией. Его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Адвокат выступает в качестве профессионального консультанта и представителя по всем видам юридических дел.

Его право выступать по любым юридическим делам в судах, арбитражах или государственных органах может быть ограничено только в соответствии с Федеральным законом.

Каждый в рамках законодательства имеет право по любым юридическим делам получить консультацию адвоката по своему выбору, а также быть представленным им в судах, арбитражах или государственных органах (§§ 1-3 ВРАО).

Адвокаты реализуют свою деятельность посредством избрания той или иной формы ее осуществления

— коллективной или единоличной. Коллективные формы являются корпорациями публичного права и довольно таки многообразны. Среди них выделяют простое товарищество, партнерство, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, адвокатские объединения в различных иностранных организационно-правовых формах, частноправовое общество и совместное адвокатское бюро.

Что касается деятельности адвокатов в Германии, то каждый адвокат открывает офис при том определенном суде земли или высшем суде земли, в котором он допущен к адвокатской практике. Возможно получение разрешения на работу в других судах, но только в интересах правосудия и в виде исключения, но даже в этом случае юристу, допущенному к адвокатской деятельности в Федеральном верховном суде Германии, адвокатская практика в любом нижестоящем суда запрещается без каких бы то ни было исключений.21

Немецкий адвокат, не имеющий собственной конторы (офиса, где он осуществляет свою деятельность) либо места в конторе, где адвокаты работают коллективно, не может получить лицензию на осуществление своей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллегии адвокатов образуются по территориальному принципу и объединяют адвокатов, приписанных к суду одной и той же земли и в пределах одного округа. Министерство (управление) юстиции может дать согласие на образование второй коллегии на территории данного округа, но лишь в том случае, если количество практикующих там адвокатов превысит 500 человек. Все существующие в Германии коллегии адвокатов объединяются в единую Федеральную коллегию. Особую коллегию образуют адвокаты, допущенные к ведению дел в Верховном Федеральном суде по решению Министерства юстиции ФРГ после строжайшего отбора специальной комиссией. Высшим органом коллегии является общее собрание ее членов.

Согласно § 172 ВРАО адвокаты, допущенные для работы при Верховном суде Германии, могут выступать только в Верховном суде Германии, иных высших судебных инстанциях федерального центра, генеральном сенате высших судебных инстанций и Высшем арбитражном суде Германии. Данное положение не отменяет права адвокатов выступать в международных или совместных межгосударственных судебных инстанциях.22

21 Адвокатура в России / Под ред. Власова А.А., Исаенковой О.В. М. Юнити-Дана, Закон и право. 2008. С. 101.

22 Федеральный вестник законодательства Германии (Том I. С. 565, Том III. С. 303 — 308)

Следует заметить, что возможность получения адвокатом разрешения на работу в нескольких судах одного, а тем более разного уровня — исключение.

Необходимо отметить тот факт, что в Германии право контроля за деятельностью адвокатов и их сообществ от имени государства предоставлено органам юстиции. Данный факт в совокупности с обязанностью немецких адвокатов работать только на определенной территории ставит под сомнение независимость немецких адвокатов. Об этом пишет и М.Ю. Барщев-

ский.

Особенностью организации деятельности немецкой адвокатуры является также необходимость сдачи дополнительного экзамена для того, чтобы именовать себя специалистом в определенной области — социальное, налоговое, трудовое право и т.д. После сдачи такого экзамена адвокат вправе при упоминании своего имени и адвокатского образования, в котором он осуществляет деятельность, указывать на определенную специализацию.

Кроме того, существенным отличием является то, что немецкие адвокаты вправе не только объединяться между с собой в определенные адвокатские образования и адвокатские палаты, но и вправе создавать общества совместно с представителями других профессий — налоговыми советниками, аудиторами и т.п.

Все существующие в Германии палаты адвокатов объединяются в единую Федеральную палату адвокатов.

Следует также заметить, что и в России, и в Германии существуют общественные объединения адвокатов, членство в которых носит добровольный характер и которые создаются для осуществления определенных целей.

Итак, организационные формы деятельности адвокатов — это предусмотренные национальным законодательством разновидности адвокатских образований, отличающихся друг от друга по способу создания, численности адвокатов, характеру взаимоотношений между их членами, а также территориальные объединения адвокатов по профессиональному признаку в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, представительства и защиты интересов адвокатов, контроля за профессиональной подготовкой лиц, соблюдением адвокатами норм профессиональной этики адвоката (адвокатские палаты). В организационную структуру адвокатуры входят и общественные объединения адвокатов.

Основными принципами функционирования организационных форм деятельности адвокатов в Российской Федерации являются следующие:

1. Самостоятельность для адвоката выбора формы адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности. Учреждение адвокатских образований адвокатами.

2. Обязательность для адвоката избрания формы адвокатского образования, в связи с чем возникает обязанность уведомления об этом совета адвокатской палаты субъекта РФ. За неуведомление адвокатской палаты субъекта РФ об избрании формы адвокатского образования статус адвоката может быть прекращен.

3. Добровольность вступления в определенное адвокатское образование и выхода из него.

4. Некоммерческий характер адвокатских образований.

23 См., например: Барщевский М.Ю. Бизнес-адвокатура в США и Германии: Учебное пособие. М.: Белые альвы, 1995. С. 53.

5. Уведомительный по отношению к адвокатское палате субъекта РФ порядок учреждения адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.

6. Наличие особенной формы адвокатского образования — юридической консультации, которая создается адвокатской палатой субъекта РФ по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Порядок направления адвокатов для работы в юридической консультации в законе отсутствует.

7. Соглашение об оказании юридической помощи во всех адвокатских образованиях, за исключением адвокатского бюро, заключается между адвокатом и доверителем. Соглашение об оказании юридической помощи в адвокатском бюро заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей.

8. Саморегулируемость адвокатских образований и адвокатских палат.

9. Наличие только одной адвокатской палаты в одном субъекте РФ.

10. Негосударственный и некоммерческий характер деятельности адвокатских палат.

11. Равноправие адвокатов, осуществляющих деятельность в различных адвокатски образованиях и являющихся членами разных адвокатских палат субъектов РФ.

12. Обязательность членства в адвокатской палате субъекта РФ, обязательность членства адвокатских палат субъектов РФ в Федеральной палате адвокатов РФ.

13. Общие принципы деятельности отечественной адвокатуры: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Недостатком ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» является отсутствие в нем содержания указанных принципов.

Принципами функционирования организационных форм деятельности адвокатов в Германии являются:

1. Некоммерческий характер деятельности адвокатских образований и адвокатских палат. Несмотря на это Закон не запрещает адвокатам создавать адвокатские общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Осуществление деятельности в таких организационно-правовых формах в России характерно коммерческим организациям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Возможность объединения с представителями других «свободных» профессий, создавая совместные юридические лица. В России такое невозможно.

3. Самоуправлемость адвокатских палат и адвокатских образований.

4. Адвокаты имеют «привязку» к суду. Не все адвокаты имеют доступ в суды различных уровней. Адвокаты, которые допущены для работы при Верховном суде Германии, образуют особую палату адвокатов.

5. Для осуществления деятельности в определенной области права необходимо сдать дополнительный квалификационный экзамен. Только после его успешной сдачи адвокат вправе именовать себя или адвокатское образование, в котором он состоит, специализирующимся в определенной области права.

6. Федеральное министерство юстиции осуществляет государственный надзор за деятельностью Федеральной палаты адвокатов Германии, который заключается в контроле за соблюдением палатой ее устава и законодательства, а также за исполнением задач, возложенных на Федеральную палату адвокатов.

7. Земельное управление надзора над органами юстиции осуществляет государственный надзор над деятельностью адвокатских палат земель, который заключается в проверке соблюдения законодательства и устава, и в особенности задач, поставленных перед адвокатской коллегией.

8. Возможность создания второй адвокатской палаты земли при наличии в округе более чем 500 адвокатов. Такая палата образовывается Земельным управлением надзора над органами юстиции, при этом заслушивается мнение правления уже существующей палаты адвокатов. Земельное управление надзора над органами юстиции устанавливает, к какой палате будут относиться адвокаты, имеющие лицензию при Верховном суде земли, а также порядок распределения судебных округов между коллегиями. Таким образом, немецкие адвокаты не в полной мере независимы и самоуправляемы.

9. Обязательность членства адвокатов в палате земли. Обязательность членства палат земель в Федеральной палате адвокатов Германии.

на научную статью «Понятие и основные принципы функционирования организационных форм деятельности адвокатов в РФ и Германии» аспиранта кафедры Адвокатуры и нотариата Московской

Государственной Юридической Академии им. О.Е. Кутафина

Рецензируемая статья посвящена выявлению и раскрытию принципов функционирования адвокатских образования и адвокатских палат в РФ и

Автор статьи самостоятельно определяет понятие организационных форм деятельности адвокатов, что представляет особый интерес, поскольку законодательством такое понятие не закреплено.

Помимо вышеизложенного, автор проводит сравнительно-правовую характеристику отечественных и немецких адвокатских образований и

В работе анализируются как мнения немецких ученых, так и мнение российских правоведов, исследуются нормы отечественного и зарубежного законодательства, регламентирующие деятельность адвокатских образований

Представленная работа отличается актуальностью и полнотой рассмотрения предмета исследования, наличием самостоятельных выводов автора по описываемой теме, а также особым авторским стилем изложения

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Какие функции преследует законодательное регулирование статуса юридического лица?

Ответ ясен, из функций , которые выполняет институт юридического лица:

оформление коллективных интересов;

объединение капиталов;

ограничение предпринимательского риска;

управление капиталом.

Признаки юридического лица:

Признаки юридического лица — это такие внутренне, присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе достаточно для того, чтобы организация могла признаваться юридическими лицами:

Организационное единство (соподчиненность органов управления (единоличных или коллегиальных). Организационное единство закреплено в его учредительных документах (уставом/учредительным договором) и иными нормативными актами;

Имущественная обособленность. Все имущество организации учитывается на ее самостоятельном балансе или проводится по самостоятельной смете расходов, в чем и находит внешнее проявление имущественного обособления юридического лица.

Принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (ст. 56 ГК). Участники или собственники имущества юридических лиц не отвечают по его обязательствам, а юридические лица не отвечают по обязательствам первых.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде. Это цель, ради чего оно создается.

Таким образом, юридическое лицо- это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

16.Виды юридических лиц и их классификация.

Виды юридических лиц

По целям деятельности юридические лица делятся на:

коммерческие;

некоммерческие (ст. 50 ГК).

Различия между ними:

Основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли, тогда как некоммерческие могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют им;

прибыль коммерческих организаций делится между им участниками, а прибыль некоммерческих организаций идет на достижение тех целей, для исполнения которых они созданы;

коммерческие организации обладают общей правоспособностью, некоммерческие — специальной;

коммерческие организации могут создаваться только в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; а некоммерческие — в формах, предусмотренных ГК РФ и другими законами.

Классификация юридических лиц

Конструкция юридического лица весьма эффективный правовой способ организации хозяйственной деятельности. Юридические лица одна из основных групп участников развитого товарного оборота. Их появление, функционирование и развитие определенных господствующих в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой результатов (управления) экономической деятельностью — рыночной, планово-централизованной, смешанной (переходной). В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают те или иные разновидности.

Существующая в российском правоведении система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организационному) характером современной отечественной экономики.

В ее составе сохраняются поэтому преобладание в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также многие другие (некоммерческие) организации — несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними , развиваются, занимая господствующее место, обычная для рыночной экономики субъекты, акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества.

Названные обстоятельства обуславливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например , их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

Классификация юридических лиц имеет важное гражданско-правовое значение.

Во-первых, она дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях. Тем самым препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов типа разного рода «центров», «фирм» и т.п.

Во-вторых, классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Так, «малые предприятия», подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а «совместные предприятия» (с иностранным участием) — лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же «малые» и «совместные» предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц.

В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Эти хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это, так называемые профессиональные участники оборота.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

Служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность).

Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целями.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридические лица на имущество, закон разделяет все юридические лица на 3 группы:

В первую группу входят юридические лица — собственники. На имущество которых их учредители (участники) имеют лишь обязательственные права требования. К ним относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий — не собственников), т.е. товарищества, общества и производственные кооперативы, а из числа некоммерческих — потребительские кооперативы (п. 2 ст. 48 ГК) и некоммерческие партнерства.

Во вторую группу включаются юридические лица — не собственники, на имущество которых учредители сохраняют либо право собственности (унитарные предприятия и учреждения), либо иное (ограниченное) вещное право(дочерние унитарные предприятия) (п.2 ст. 48 ГК). Существование таких юридических лиц не свойственно нормальному имущественному обороту и является следствием переходного характера отечественной экономики.

К третьей группе относятся юридические лица — собственники, на имущество которых их учредители (участники) не сохраняют ни обязательственных, ни вещных прав. Это большинство некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, учреждений и некоммерческих партнерств) — общественные и религиозные объединения, фонды, ассоциации (союзы) и др.

Различия в статусе этих разновидностей юридических лиц проявляется при их ликвидации или выходе из них участника (учредителя). В первом случае он вправе потребовать передачи ему части имущества, причитающийся на его долю (при ликвидации — части соответствующего остатка). Во втором случае собственник получает весь остаток имущества юридического лица, при его ликвидации, либо остается собственником при его реорганизации. В третьем случае участник (учредитель) юридического лица не получает никаких прав на имущество ни при выходе из организации, ни при ее ликвидации.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх