Виды режимов

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической (государственной) Власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима: демократический и антидемократический (фа­шистский, тоталитарный, авторитарный).

Демократический режим. Понятие «демократия» озна­чает, как известно, народовластие, власть народа. Однако Ситуация, при которой весь народ осуществлял бы полити­ческое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем, есть ряд государств, которые сделали в этом направлении боль­ше других (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция) и на которые зачастую ориентиру­ются общественность и политики.

Основные характеристики демократического режима:

• принятие решений большинством с учетом интересов меньшинства;

• существование правового государства и гражданского общества;

• выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избира­телям;

• осуществление гражданского контроля над «силовы­ми» структурами (вооруженными силами, полицией, орга­нами безопасности и т.п.);

• широкое использование методов убеждения, компро­мисса;

• провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; существование политического плю­рализма, в том числе многопартийности, наличие легальной политической оппозиции;

• гласность, отсутствие цензуры; реальное осуществле­ние принципа разделения властей.

Демократия может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть са­мим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная. Она проводится в жизнь че­рез следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и де­монстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламенти­рованы соответствующими нормативными актами (конститу­цией, конституционными, органическими законами, обычны­ми законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие носят консультативный характер. Однако независимо от юри­дической природы различных демократических институтов, их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение общая воля народа. Референдум широко применяется в таких стра­нах, как США, Италия, Канада, Швейцария.

К сильным сторонам прямой демократии можно отнести то, что она:

— дает больше возможностей (по сравнению с предста­вительными институтами) для выражения интересов граж­дан и их участия в общественно-политической жизни;

— в большей мере обеспечивает легитимизацию власти;

— позволяет в определенной степени контролировать политическую элиту.

К ее недостаткам часто относят:

— отсутствие стойкого желания у большинства населе­ния заниматься данной управленческой деятельностью;

— сложность и дороговизну проводимых государствен­но-общественных мероприятий;

низкую эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правите­лей».

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, выборным ор­ганам государственной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, по­литических партий и общественных организаций.

К достоинствам представительной демократии обычно относят то, что она:

— дает больше возможностей для принятия эффектив­ных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью или конкретной про­блемой;

— более рационально организует политическую систему, позволяя каждому заниматься своим делом и т.п.

Ее недостатками являются:

— возможность развития бюрократии и коррупции;

— отрыв избранных представителей от народа;

— принятие решений в интересах не большинства граж­дан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностя­ми выступают либерально-демократические и консерва­тивно-демократические режимы.

Если либерально-демо­кратические режимы характеризуются тем, что в приоритет ставят личность, ее права и свободы, а роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граж­дан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические тра­диции, которые являются основой данных режимов. В по­следние годы в развитых странах все чаще говорят о режиме социальной демократии, при котором реализуется принцип социальной справедливости, каждому человеку обеспечи­вается свободное развитие и достойная жизнь.

пОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

1.Политический режим: понятие и признаки.
2.Демократический режим.
3.Тоталитарный режим.
4.Авторитаризм.

Как функционирует политическая система, кому принадлежит реальная политическая власть в обществе, какими методами она осуществляется, каковы объем и гарантии прав и свобод личности, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство? Для ответа на эти вопросы в политологии используется понятие «политический режим».

«Политический режим» в узком смысле – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. В более широком плане это понятие включает всю функциональную характеристику политической системы, совокупность институциональных, социальных и идеологических элементов, формирующих определенный облик политической власти. Именно политический режим придает качественную определенность политической системе. Не случайно, поэтому, синонимическое использование понятий: демократический политический режим – демократическая политическая система, тоталитарный политический режим – тоталитарная политическая система и т.д.

Вместе с тем понятие политический режим совместно с понятиями форма правления и форма государственного устройства определяют характеристику формы государства. В этом случае «политический режим» используется как синоним «государственного режима», хотя очевидно, что первое понятие по своему содержанию гораздо шире второго, поскольку включает в себя методы и способы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны других субъектов политики – политических партий и движений, общественных объединений и т.п.

Политический режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

  • степень участия народа в формировании политической власти;
  • гарантированность прав и свобод личности и их соотношение с правами государства;
  • степень реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
  • характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
  • реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  • положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;
  • политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);
  • доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;
  • учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Эмпирическое описание политических режимов прошлого и современности выявило бы их большое разнообразие и существенные особенности. Однако это разнообразие укладывается в три основные теоретические модели – демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.
(к содержанию)

Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы:

  • признание народа источником власти, сувереном в государстве. Суверенитет народа выражается в том, что он посредством выборов формирует государственную власть и участвует в ее осуществлении прямо (с помощью референдумов, местного самоуправления, а также, главным образом, через выбираемые им представительные органы);
  • периодическая выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Особое значение для полноценного функционирования демократической политической системы имеет гарантированность прав граждан на участие в управлении государством – избирательного права, права на создание политических партий и других объединений, свободы слова, мнений, права на информацию и т.п.;
  • принятие решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении;
  • демократический контроль общества над силовыми структурами (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.), используемыми только по прямому предназначению и строго в рамках законов;
  • доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; сужение методов насилия, принуждения, пресечения;
  • реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей.

В зависимости от формы реализации суверенитета народа демократия может быть подразделена на прямую, плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессе подготовки, обсуждения и принятия решений. Историческим примером осуществления такой формы можно назвать античные полисные демократии. В современных условиях эта форма демократии встречается на уровне местного самоуправления, а также в деятельности различных небольших коллективов. К прямой демократии относят также наделение избранных представителей так называемым императивным мандатом, предполагающим обязанность голосовать строго в соответствии с наказом избирателей.

Плебисцитарная демократия в отличии от прямой предполагает право граждан голосованием принять или отвергнуть уже подготовленные правительством решения. При этой форме участие основной массы населения в процессе принятия решения сведено к голосованию (плебисциту).

Наиболее распространенная в современных государствах форма демократии – представительная демократия. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которых наделяют правом принимать решения. Чаще всего представители получают так называемый свободный мандат, т.е. право принимать решения по своему усмотрению, с учетом интересов не только избирателей собственного округа, но и всей страны в целом. Доминирование в современном мире представительной демократии обусловлено не только размерами современных государств, но и, прежде всего, сложностью подавляющего большинства принимаемых решений, требующих высококвалифицированного подхода. Однако там, где это возможно, в демократическом обществе широко практикуются и прямая и плебисцитная формы. Особенно это касается уровня местного самоуправления, а также решения вопросов ценностного характера (например: референдум в Италии в 1973 году по вопросу о праве на развод, дискуссии в ряде стран об абортах и т.п.).

Современную демократию обычно характеризуют как плюралистическую. В данном случае имеется в виду, что она базируется на многообразии (плюрализм – от лат. pluralis – множественный) общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, этнических, групповых, региональных и т.п.) и форм их выражения (политических партий, общественных организаций, движений и т.д.). Вместе с тем плюралистичность современной демократии в концептуальном плане связана с пониманием народа-суверена как совокупности множества групп – социальных, профессиональных, этнических, демографических, территориальных, религиозных и т.п. Индивид как составная часть народа реализует свою политическую субъектность через участие в различных группах интересов. Политика воспринимается как сфера межгруппового взаимодействия конкуренции, борьбы, компромиссов, сотрудничества, а демократия – как форма правления, позволяющая многообразным общественным группам свободно выражать свои интересы и находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения. На государство при этом возлагается ответственность за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддержание в обществе социальной справедливости. Оно же выступает в качестве арбитра, гарантирующего соблюдение законов, правил игры в соревновании групп и не допускающего монополизации власти.

Нормальное функционирование плюралистической демократии возможно лишь при наличии в обществе согласия относительно базовых ценностей, при признании и уважении всеми участниками политического процесса основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав и свобод человека и гражданина, законов страны.

Теория плюралистической демократии не во всем безупречна. Ее критики указывают на следующие ее слабые стороны:
— в ней преувеличена степень групповой идентификации граждан; их участия в группах интересов; в реальности такая модель демократии не вовлекает большинство населения в политический процесс;
— различные группы интересов обладают неодинаковыми ресурсами влияния, следовательно, не может быть гармонического равновесия интересов общественных групп;
— плюралистическая демократия консервативна, малоэффективна, особенно при необходимости политического реформирования, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп.

Тем не менее, считается, что именно плюралистическая теория наиболее адекватно описывает политический режим современных западных демократий.

Для России и других постсоциалистических стран актуальными являются проблемы перехода к демократии, а также оценки режимов, складывающихся на этом пути. Сложность перехода к демократии в этих странах обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общественной системы, включая экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Анализируя уже накопленный опыт, исследователи отчетливо выделяют два главных пути общественных и политических преобразований:
1. быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевропейские страны, СССР и большинство постсоветских государств);
2. так называемая китайская модель, суть которой состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания политической стабильности и проведения радикальных экономических реформ.

В любом случае в постсоциалистических обществах главным инструментом социальных преобразований является государство, а также другие политические институты. С осознанием этого факта связаны усилия российского руководства по укреплению государства и повышению эффективности государственного управления.
(к содержанию)

Недемократические политические режимы принято подразделять на тоталитарные и авторитарные.

Тоталитарные политические режимы возникли в ХХ веке, хотя тоталитарные идеи содержались в большинстве утопических моделей общественного устройства, выдвигаемых политическими мыслителями разных эпох, начиная с античности.

Теория тоталитаризма складывалась в основном на основе анализа политических режимов социалистических стран, фашистских режимов в Италии и Германии. Однако после того, как фашистский и нацистский режимы были ликвидированы, а в странах социализма произошла относительная либерализация, возникли проблемы с адекватностью описания с помощью этой теории особенностей различных политических режимов, тяготевших к тоталитаризму.

Как справедливо отмечает В.П.Пугачев, тоталитаризм плодотворнее трактовать как нормативное понятие, находящее большее или меньшее практическое воплощение в идеологии, политическом движении и реальной политической системе. В таком плане тоталитаризм характеризуется стремлением к всеобъемлющей организованности общества и полному контролю за личностью со стороны власти, к радикальному преобразованию всей общественной системы в соответствии с революционной по своему характеру социальной утопией, не оставляющей места для индивидуальной свободы и социальных противоречий.

    Характерные черты тоталитаризма:

  • идеологизация всей общественной жизни при монопольном господстве «единственно верной» идеологии (классовой, расовой, националистической), жестокое подавление всякого инакомыслия;
  • господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа. Эта партия срастается с государством («партия-государство») и сосредотачивает всю полноту власти в обществе. Партия-монополист становится ядром всей политической системы;
  • запрет на всякую политическую оппозицию; господствующая партия контролирует создание и функционирование любых общественных объединений;
  • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации, формальной коллективистско-демократической мобилизации и мобилизированного участия (в выборах, манифестациях и т.д.), в политическом сознании целенаправленно формируется представление о единстве власти и народа;
  • монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;
  • доминирование в управлении методов насилия, принуждения, террора; наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, армия, милиция и т.д.). Слепая вера и страх – главные ресурсы тоталитарного управления;
  • предельная централизация государственной власти, сакрализация (обожествление) ее носителей, культ вождей.

    Возникновение тоталитарных режимов было вызвано рядом предпосылок. Среди них наиболее общими считаются сложность перехода ряда стран к индустриальной стадии развития при слабости и неукорененности демократических институтов, атомизация общества в результате быстрого разрушения доиндустриальных социальных структур и институтов, неспособность правящих элит решать проблемы модернизации с помощью механизмов права и свободного рынка. Как отмечает И.Н.Рассоха, в каждом случае роль и место этих факторов, их сочетание различны. Но их успешное использование тоталитаристскими силами стало возможным только в чрезвычайных обстоятельствах, близких к национальной катастрофе. Таковыми стали первая мировая война, а затем жестокий мировой экономический кризис конца 20-х годов. Именно страны, наиболее сильно затронутые историческими катаклизмами, оказались в конце концов во власти тоталитаристских сил.

    В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

    Коммунизм (социализм) стал исторически первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни. В коммунистической идеологии содержатся гуманные, имеющие общечеловеческий характер ценности. К тому же с середины 50-х годов произошла либерализация этого режима, и он почти не прибегал к массовым репрессиям.

    Фашистский режим впервые был установлен в Италии в 1922 г. В нем тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

    Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

    Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация).

    Необходимо иметь в виду, что тоталитаризм – это не только определенная диктаторская политическая система. Тоталитаризм как тенденция к заорганизованности жизни общества, ограничению личной свободы и подчинения индивида государственному и иному социальному контролю в той или иной степени проявляется и в странах Запада, что делает борьбу за совершенствование демократии актуальной в любом обществе.

    Авторитарный политический режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

      Признаки авторитарного режима:

    • автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
    • неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
    • игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
    • монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества);
    • отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
    • в качество методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
    • отсутствует единая идеология;
    • права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
    • личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
    • силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

    В последние десятилетия интерес к авторитаризму возрос в связи с тем, что аналитики разглядели в нем определенные реформаторские и модернизаторские возможности. Кроме того, выдвигались идеи о том, что переход от тоталитаризма к демократии легче осуществить через промежуточный авторитарный режим. В таком случае авторитаризм определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Утверждают, что он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач.

    Однако авторитарный режим без массовой поддержки и развития хотя бы минимальных демократических институтов вряд ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Поэтому можно, вероятно, лишь говорить о сочетании авторитарных и демократических элементов при переходе к демократии, об укреплении власти при ее подконтрольности гражданам. Опыт последнего десятилетия показывает, что демократически ориентирующиеся авторитарные режимы недолговечны и уступают место демократии.
    (к содержанию)

Что бывает с гибридными режимами?

Основной вопрос научной дискуссии о гибридах — считать ли их переходной формой на пути к устойчивой демократии или авторитаризму, или самостоятельным стабильным видом политического устройства. Пока наблюдения показывают, что гибриды довольно устойчивы, но одновременно нестабильны. Иными словами, они не разрушаются в результате переворота или внешней агрессии, как тоталитарные и авторитарные режимы, но медленно перерождаются — либо в демократию, либо в автократию, либо в failed state (впадают в хаос и теряют территориальную целостность). Сразу надо сказать, что первый сценарий наиболее частый — гибриды склонны с течением времени становиться пусть слабыми и ущербными, но демократиями. Второй и третий сценарий управляются одними и теми же факторами. Это означает, что для режима есть только два варианта: либо стать демократией, либо стать автократией и/или развалиться. Как правило, на судьбу гибридного режима влияют три фактора:

— количество демократических институтов, которые режим имитирует. Неважно, насколько они декоративны — чем больше режим притворяется демократией, тем больше у него шансов постепенно в нее превратиться. Поэтому законодательные изменения в любую сторону — никогда не «формальность», а важный признак режимной трансформации;

— степень интеграции в международные политические и экономические структуры — чем больше режим изолирован, тем скорее он станет автократией или распадется;

— наличие крупного внешнего торгового и политического партнера. Если это демократия (например, США или ЕС), режим будет двигаться к демократии. Если это автократия (например, Китай), режим будет дрейфовать к автократии, или распадется.

Екатерина Шульман, политолог, доцент кафедры госуправления Института общественных наук РАНХиГС

Бенито Муссолини (слева) и Адольф Гитлер . Политика и приказы Гитлера прямо и косвенно привели к гибели около 50 миллионов человек в Европе . Вместе с итальянским фашизмом Муссолини и советским коммунизмом Сталина они ознаменовали зарождение » тоталитарных режимов «.

  • Ассоциированное состояние
  • Вождество
  • Доминион
  • Протекторат

  • Конфедерация
  • Деволюция
  • Федерация

  • Империя
  • Гегемония
  • Унитарное государство

  • Демархия
  • непосредственный
  • Либеральный
  • Представитель
  • Социальное
  • Социалистический
  • Другие

  • Анократия
  • Аристократия
  • Власть трудящихся
  • Геронтократия
  • Клептократия
  • Kritarchy
  • Ноократия
  • Участие
  • Плутократия
  • Военная диктатура
  • Технократия

  • Деспотизм
  • Диктатура
  • Военная диктатура
  • Тирания

  • Анархия
  • Бесплатная ассоциация
  • Без гражданства

  • Абсолютное
  • Конституционный
  • Директорский
  • Законник
  • Парламентский
  • Президентский
  • Полупрезидентский
  • Социалистический

  • Анархизм
  • Колониализм
  • Коммунизм
  • Деспотизм
  • Дистрибьютизм
  • Феодализм
  • Социализм
  • Тоталитаризм
  • Трайбализм

  • Коммуна
  • Город-государство
  • Межправительственная организация
  • национальное правительство
  • Мировое правительство
  • Национализм
  • Интернационализм
  • Глобализм

Часть серии » Политика»
Основные формы правления
Структура власти
Разделение Федерализм Интеграция Административный Отдел
Источник питания
Демократия
(правление многих)
Олигархия
(правят немногие)
Самодержавие
(правление одним)
Анархизм
(никто не правит)
Идеология власти
Монархия против республики
(социально-политические идеологии)
Авторитарный и либертарианский
(социально-экономические идеологии)
Глобальные против локальных
(геокультурные идеологии)
Политический портал

Диктатура является формой правления характеризуется одним лидером или группой лидеров и мало или вообще не веротерпимостями для политического плюрализма и независимых программ или средств массовой информации . Согласно другим определениям, демократии — это режимы, при которых «те, кто правит, избираются путем состязательных выборов»; поэтому диктатуры — это «не демократии». С приходом XIX и XX веков диктатуры и конституционные демократии превратились в две основные формы правления в мире , постепенно устраняя монархии , одну из традиционных широко распространенных форм правления того времени. Обычно при диктаторском режиме лидер страны отождествляется с титулом диктатора , хотя их формальный титул может больше напоминать нечто похожее на «лидер». Общим аспектом, характеризующим диктатуру, является использование преимуществ их сильной личности, обычно путем подавления свободы мысли и слова масс, для поддержания полного политического и социального превосходства и стабильности. Диктатуры и тоталитарные общества обычно используют политическую пропаганду, чтобы уменьшить влияние сторонников альтернативных систем правления.

ф

ВЛАСТЬ

05’2008

Дмитрий ЛУБННН

виды ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

В литературе, посвященной классификации политических режимов, выделяется достаточно много их разновидностей. Однако мы коснемся только одного деления. Это деление политических режимов в зависимости от степени гарантированности прав и свобод человека и гражданина, поскольку именно права и свободы являются универсальной характеристикой политического режима.

По этому основанию выделяют демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные) режимы.

Йемократию мы будем понимать исключительно как политико-правовое явление, связанное с функционированием публичной власти и ее правовым регулированием. Вместе с тем, мая демократию только в политико-правовом смысле, мы сталкиваемся с несколькими подходами.

Во-первых, демократия выступает формой политического мировоззрения и в этом смысле она представляет собой «образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости»1. Во-вторых, демократия выступает в виде политической ценности, что проявляется в убежденности общества о преимуществе демократии как политического режима. В-третьих, демократия понимается как общественно-политическое движение за либеральные ценности, права и свободы против недемократических политических режимов. В-четвертых, демократия как политический процесс представляет собой «совокупность определенных институтов, процедур и принципов управления, обеспечивающих функционирование всей системы в соответствии с принципами народовластия»2. Изложенные выше подходы не являются различным пониманием сущности демократии, а составляют гармоничное единое целое, отражают различные стороны рассматриваемого явления.

Демократии как разновидности политического режима присущи следующие основные признаки, выделяемые в научной литературе.

— Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Речь идет в первую очередь о личных и политических правах (так называемых «правах первого поколения» или «естественных правах») человека и гражданина. К гарантированным в демократическом государстве правам следует отнести также и социальные права, «права второго поколения» — право на достойную жизнь, право на труд, на повышение своего культурного статуса.

Когда мы говорим о демократии как о виде политического режима, то в первую очередь подразумеваем политические права гражданина государства. Наличие и гарантированность политических прав проявляется в свободных периодических выборах, возможности проведения референдума и других поли-ЛуБНИН тических правах. Гарантированность прав и свобод человека и

Дмитрий гражданина включает в себя наличие правового государства,

Александрович — правовой законности, разделение властей на законодательную,

Московский исполнительную и судебную, высокое развитие гражданского

государственный ————

областной 1 Нудненко Л.А. Теория демократии. М., 2001, стр. 9

университет 2 Там же, стр. 10

05’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________81

общества, недопустимость нарушения установленных прав и свобод1.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина может быть обеспечена двумя способами: эффективным участием гражданина в осуществлении публичной власти и общественным контролем над принимаемыми решениями.

— Равенство прав. Говоря о равенстве прав, следует отметить, что данный принцип понимается далеко не однозначно. А. Токвиль еще в середине XIX в. писал, что демократические народы, любя свободу, лучше понимают и ценят прелести равенства, поэтому иногда согласны пожертвовать свободой ради равенства2 — антиномия свободы и равенства и по сей день вызывает споры в литературе.

Другой проблематичный аспект равенства прав и возможностей — это соотношение между равенством и равноправием. Равноправие, в отличие от равенства, предполагает, что любой человек обладает равными правами и возможностями, поскольку, исходя из первоначальных фактических различий между людьми (как психических, так и физических), фактическое равенство не только в принципе недостижимо, но и социально неоправдано.

Признак равноправия применительно к политическому режиму предполагает, во-первых, что в политических отношениях имеют право участвовать все граждане государства (за исключением особо установленных законом категорий — несовершеннолетние, умалишенные и т.д.). Если речь идет о такой важной форме реализации прав, как голосование, то все участвующие в голосовании имеют равные и реальные возможности для голосования, все голоса имеют равную сил. Во-вторых, к признаку равноправия относится такая важная характеристика демократии, как плюрализм. Плюрализм проявляется в свободе создания политических и иных ассоциаций, в политическом, культурном, идеологическом и ином многообразии.

— Наличие у населения высокого политического и правового сознания с устоявшимися демократическими принципами.

1 Иногда перечисленные признаки выделяют в качестве самостоятельных. Кузьмин Э.Л. Демократия. Некоторые вопросы теории, методологии, практики М., 1986, стр. 39. Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? Политические исследования — 1999 № 1, стр. 13—14

2 Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, стр. 373

— Эффективное участие. Этот признак заключается в том, что все граждане должны иметь равные и действенные возможности для изложения своих взглядов на существо политики. К тому же признаку относится фактор контроля «за повесткой дня», в соответствии с которым каждый должен иметь возможность влиять на то, какие вопросы подлежат обсуждению. В литературе часто указывается на необходимость вовлечения населения в управление делами общества и государства, однако такой аспект гражданской вовлеченности фактически маловероятен ввиду невозможности решения оперативных вопросов большими массами людей. Кроме того, в привлечении широких слоев населения к делам управления обществом в демократическом государстве нет особой необходимости, поскольку текущие вопросы управления должны решать лица, которым было делегировано данное право.

Эффективное участие предполагает прежде всего установление мнения народа при принятии наиважнейших решений; свободные выборы, путем которых народ делегирует право принимать публично властные решения определенным, избранным им, лицам; право создавать ассоциации, а также идеологический и политический плюрализм, в результате которого каждый вправе отстаивать свою идеологию и участвовать в осуществлении публичной власти. Перечисленные формы эффективного участия являются самыми важными, но, конечно, не единственными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Контроль над принимаемыми органами публичной власти решениями. Такой контроль предполагает: периодические свободные выборы (здесь контроль пересекается с эффективным участием), гласность в работе органов публичной власти, ограниченность правом и подотчетность должностных лиц, осуществляющих публичную власть, ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения и т.д.

— Информированность о происходящих в обществе процессах. Главную роль здесь играют независимые средства массовой информации, особое место среди которых занимает компьютерная сеть Интернет в связи с оперативностью и относительно недорогим способом распространения информации.

ф

82_______________________ВЛАСТЬ___________________05’2008

— Подчинение меньшинства большинству, охрана прав меньшинства. Эти два положения в демократическом государстве связаны, поскольку нарушение прав меньшинства само по себе является отрицанием демократического политического режима.

Противоположными демократии являются авторитарные и тоталитарные политические режимы, различаемые по степени жесткости.

Отличие тоталитарного общества от авторитарного, по мнению российского политолога А.Н. Медушевского, заключается в том, что если авторитарное общество представляетсобой пирамиду, то тоталитарное имеет «луковичную» форму — центр власти и управления — сердцевина организации, которая выстраивает вокруг себя все общество. Здесь нет иерархии в традиционном смысле, так как между вождем и управляемыми нет значимых промежуточных уровней. Все функционеры власти — лишь «воплощение вождя»1.

Отличительные признаки авторитаризма: чрезмерная централизация власти; монополизация власти одной группой, лицом или партией; формирование элиты на основе наследования или кооптации; ограниченный плюрализм; широкое использование силовых структур для удержания власти; политическая оппозиция исключается из процесса занятия политических позиций и принятия решений. При авторитаризме могут существовать представительные органы власти, выборы, оппозиция. Однако их функционирование достаточно ограничено и носит формальный характер. Причинами сохранения авторитаризма в современном мире являются: неразвитость гражданского общества и экономическая отсталость; преобладание вертикальных связей и отношений патронажно-кли-ентального типа в обществе; господство подданнического типа политической культуры; высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Таким образом, авторитарный политический режим характеризуется следующими признаками:

— Права и свободы человека и гражданина (за исключением политических)

1 Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм, российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998 стр. 156

могут быть гарантированы в том или ином объеме (в зависимости от жесткости режима), но вместе с тем фактически могут быть нарушены в любой момент, если их осуществление будет противоречить интересам правящей элиты.

— Концентрация публичной власти в руках небольшого круга лиц. Власть сконцентрирована в руках политической элиты, которая носит относительно закрытый характер (поскольку она не применяет методы принуждения в том объеме, как тоталитарная элита, в обществе возникают оппозиционные течения). Выборы в органы публичной власти являются формальностью. В политические отношения могут допускаться подконтрольные группы с целью создать видимость демократии, свободных выборов, политического плюрализма и т.д.2 Политические права граждан крайне ущемлены.

— Подавление любых политических групп, претендующих на обладание публичной властью.

— Наличие относительно свободной от вмешательства государственной власти сферы общественных отношений. Если авторитарное государство развилось из демократического, то можно говорить о блокированном гражданском обществе, если из тоталитарного — то о зачатках гражданского общества. В любом случае относительно свободная сфера общественных отношений может являться источником оппозиции правящей элите.

Более жестким является тоталитарный политический режим. Анализируя его характер, можно выделить следующие его признаки.

— Отсутствие каких-либо гарантий прав и свобод человека и гражданина. В принципе государственная власть в тоталитарных государствах может предоставить определенные гарантии прав и свобод, но она в любое время может их отозвать. Особо следует отметить отсутствие политических прав и свобод у населения. Публичная власть «рекрутирует» в свои ряды определенную часть населения, но само население не участвует в реализации публичной власти и оказать на нее какого-либо влияния не может.

2 Дробышев А.А. Политические режимы. Омск, 1997, стр. 18

05’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________83

— Наличие массового тоталитарного сознания. Возникновение тоталитарного режима многими исследователями связывается с возникновением «масс»

— огромного количества индивидов, выполняющих функции «винтиков». «Тоталитарные движения, — пишет X. Арендт, — возможны везде, где имеются массы, по той или иной причине приобретшие вкус к политической организации… Термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых по причине их количества либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию…»1. Тоталитарное сознание предполагает и наличие «вождя» — чаще всего харизматической фигуры, своеобразного символа существующего строя.

— Концентрация публичной власти в руках небольшого круга лиц. Управление массами предполагает единый центр и источник публичной власти, при этом единственно возможной публичной властью является власть государственная. Точно такой же признак имеется у авторитарных политических режимов, что в какой-то мере сближает их между собой, позволяя группировать их в так называемые «недемократические политические режимы».

1 Ареддт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996, стр. 414

— Проникновение государственной власти во все сферы жизни человека и их унификация. Данный признак предполагает унификацию идеологии, политических отношений, огосударствление экономики.

— Система тотального контроля над всеми сферами общественных отношений. Этот признак вытекает из предыдущего, поскольку унификация всего человеческого существования невозможна без постоянного удерживания отношений в требуемых государством рамках. Система тотального контроля включает в себя: бюрократический тотальный контроль (бюрократизм вместе с властью проникает в общественную жизнь), монопольный контроль над средствами массовой информации, наличие системы тотального подавления.

Если обобщить изложенное, то демократия — это политический режим, суть которого заключается в гарантированности прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь политических.

Авторитаризм — политический режим, суть которого состоит в концентрации публичной власти в руках правящей элиты и ограничении либо исключении политической оппозиции, ущемлении политических прав граждан.

Тоталитаризм — такой политический режим, суть которого состоит в полной узурпации публичной власти правящей элитой, лишении человека каких-либо прав и полной унификации всех общественных отношений.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх