Вмененный налог

единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

с 1 января 2018 г., согласно Федеральному закону от 29.06.2012 г. № 97-ФЗ, единый налог на вмененный доход не применяется. При этом патентная система налогообложения призвана заменить уходящий налоговый режим.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, также как и иные специальные налоговые режимы, заменяет налогоплательщику уплату налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системы налогообложения (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на доходы физических лиц).

ЕНВД также принято называть «единым налогом», в связи с тем, что суть данной системы налогообложения заключается в самостоятельном установлении государством размера дохода по тому или иному виду деятельности, с которого необходимо ежеквартально уплачивать единый налог.

Это выглядит следующим образом. Налоговой кодекс Российской Федерации и в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации определяют вмененный доход налогоплательщика путем установления базовой доходности, скорректированной на коэффициенты (условная месячная доходность) и физического показателя (количество работников, квадратура площади и т.п.) того или иного вида деятельности. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ). При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщик руководствуется только размером вмененного им дохода.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог, закреплен в ст. 346.26 НК РФ.

Значения корректирующего коэффициента К2 в г. Симферополь

В случае осуществления налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности не подпадающих под действие единого налога, то ЕНВД совмещается с иными режимами налогообложения, например с ОСН или УСН.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговую инспекцию заявление в течение 5 дней со дня начала осуществления деятельности, подпадающей под ЕНВД (ст. 346.28 НК РФ).

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Налоговая декларация предоставляется по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.32 НК РФ).

Уплата единого налога производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.32 НК РФ).

Пример:

Индивидуальный предприниматель осуществляет в Симферополе розничную торговлю через магазин площадью 20 квадратных метров:

  • базовая доходность — 1 800 рублей;
  • физический показатель — 20 квадратных метров;
  • К1 — 1,798 (установленный на 2015 г. коэффициент-дефлятор);
  • К2 — 0,37 (местный корректирующий коэффициент);
  • 15% — ставка единого налога.

РАСЧЕТ:

1 800 * 20 * 3 * 1,798 * 0,37 * 0,15 = 10 777,21(сумма налога в квартал)

Специальный налоговый режим – ЕНВД

Вмененная система – система для категорий организаций и предпринимателей, осуществляющих вид деятельности, отнесенный к законодательно установленному перечню, который приведен в главе 26.3 НК РФ. Режим ЕНВД применяется при определенных видах деятельности, то есть на ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности.
Переход на систему налогообложения в виде ЕНВД с 2013 года является добровольным и данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения планируется с 2018 года отменить.
Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (ст. 346.29 Налогового кодекса РФ). Размер единого налога по ЕНВД зависит не от выручки, а от физического показателя (площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей, количество автомашин или работников). Плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на тех территориях, где он установлен.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет: налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), НДС.
Аналогично, уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕВНД), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕВНД), НДС.
Если организация или ИП осуществляют иные виды деятельности, не подпадающие под ЕНВД, то к ним применяется либо общая, либо упрощенная система налогообложения.
Статья 346.26 Налогового кодекса устанавливает не позволяющие применять «вмененку» ограничения. Например, налогоплательщики не вправе применять ЕНВД, если:
• среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
• доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации составляет более 25%;
Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 03.10.2007 №13/3 (в ред. Решений Совета депутатов городского округа Химки МО от 24.09.2008 №30/1, от 24 октября 2012 г. № 13/4) на территории городского округа Химки введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Согласно данного решения ЕНВД применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;
4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
5) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
6) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
7) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
8) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
9) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
10) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
11) размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;
12) оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
13) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
14) оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
В случае прекращения осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД, в налоговый орган так же подается заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (форма № ЕНВД-3 и форма № ЕНВД-4 (для ИП), утверждены Приказом ФНС России от 12.01.2011 г. № ММВ 7-6/1@). Заявление подается в течение 5-и дней с момента окончания осуществления вида деятельности, подлежащего переводу на ЕНВД.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода. Рассчитывают ее, ис¬ходя из установленных пунктом 3 статьи 346.29 Налогового ко¬декса РФ значений базовой доходности и физического показате¬ля, а также значений корректирующих коэффициентов К1 и К2.
Для того чтобы рассчитать величину ЕНВД за налоговый период, потребуются следующие показатели:
БД – базовая доходность – условный доход за месяц, который устанавливается для каждого вида деятельности. Величина базовой доходности утверждается на единицу физического показателя, который характеризует вид деятельности.
ФП – физический показатель в единицах, зависящих от вида деятельности, например, количество транспортных средств, площади (в кв. м), работников и т.п.
К1 – корректирующий коэффициент – коэффициент-дефлятор, устанавливается на каждый год. Минэкономразвития России приказом от 31.10.2012 г. № 707 установило коэффициент-дефлятор К1 для расчета базы по единому налогу на вмененный доход в 2013 году. Он составит 1,569.
К2 – корректирующий коэффициент – учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности. Его размер устанавливается местными представительными органами.
Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход (ВД), который рассчитывается по формуле:
ВД = БД * ФП * К1 * К2
Расчет ЕНВД производится по формуле:
ЕНВД = ВД * НС
НС – налоговая ставка, равная 15%.
Рассчитанную сумму налога можно уменьшить, но не более чем на 50% на сумму:
— уплаченных страховых взносов по пенсионному, социальному (по нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев), медицинскому страхованию за период;
— на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;
— на сумму фиксированных страховых платежей, уплаченных ИП за себя.
Налоговая декларация по итогам налогового периода (квартала) представляется в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (квартала). Форма декларации утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.01.2012 г. № ММВ-7-3/13@.
Единый налог уплачивается в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД. Уплата единого налога производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Организации, применяющие вмененную систему налогообложения, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме и сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговый орган в установленные сроки.

История возникновения ЕНВД и общего режима налогообложения

Поиск Лекций

1234

Глава 1. Общая характеристика ЕНВД и общего режима налогообложения

История возникновения ЕНВД и общего режима налогообложения

Необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства. Как отмечал Ж. Прудон, в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве. Теория и практика налогообложения развивалась вместе с теорией государства и практикой его функционирования. Одновременно налоги были и остаются основообразующими источниками государственных доходов. На ранних этапах развития человеческого общества государственные доходы и расходы носили натурально-вещественный характер. В последующем налоги приобретают характер товарно-денежных отношений, а государственные доходы и расходы выражаются преимущественно в денежной форме. По образному выражению К.Маркса, «налоги – это материнская грудь, кормящая государство, или пятый бог наряду с собственностью, семьей, порядком и религией».

Все представления о налогах со временем требует переосмысления и законодательного закрепления. Так основным действующим Федеральным законом был закон от 27 декабря 1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который своим действием обеспечивал поступление финансовых средств в бюджеты всех уровней.

Исходя из развития рыночной экономики требовались преобразования налоговой системы т.к стали появляться недостатки, которые стали тормозить экономическое развитие страны и в этот период был принят Налоговый Кодекс Российской Федерации, что явилось значимым событием реформ России. Часть первая НК принята Государственной Думой 16 июля 1998 г., одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 г. И введена в действие с 1 января 1999 г. , где определялись общие принципы налогообложения.

Первая часть НК РФ определила порядок формирования налоговой системы страны, виды налогов и сборов, основы налоговых правоотношений, порядок возникновения и исполнения налоговых обязанностей, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействий) налоговых органов, определены понятия «налог», «сбор», «пошлина», рассмотрены методы взимания налогов и т.д. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая НК РФ, посвященная правовому регулированию уплаты отдельных налогов и специальных налоговых режимов. Принятый НК РФ позволил правительству достичь высоких результатов в налоговой системе России.

Несмотря на то, что НК РФ является главным нормативно-правовым актом в области налогообложения и наиболее всесторонним, процесс принятия изменений и дополнений в НК РФ продолжается до сих пор. Так, например, с 1 января 2017 года НК РФ был дополнен 34 главой, которая регулирует сферу начислений и уплаты страховых взносов в Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд РФ.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, развития инфраструктуры, выполнения социальных программ, а также оказания содействия предпринимательской деятельности, органам представительной и исполнительной власти муниципальных образований необходимы значительные финансовые ресурсы и, следовательно, создание крепкой доходной базы местных бюджетов, что возможно с введением ЕНВД.

Единый налог на вмененный доход, наряду с налогом на доходы физических лиц, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом, становится одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов. Создавая нормативную базу единого налога на вмененный доход, законодатель должен учитывать многие аспекты, в том числе и опыт применения данного и ему подобных налогов предшествующими поколениями.

Изучение исторического аспекта налогообложения позволяет выявить положительные и отрицательные моменты как законодательного регулирования единого налога на вмененный доход, так и его применения на практике; понять, какие изменения нужно внести в законодательство. чтобы налог отвечал интересам и государства, и налогоплательщика.

Первая форма форма налогообложения, которая была введена в действие с 1 января 1996 г. принятием Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности», не получила в Российской Федерации достаточного развития; ее применяли к концу 2002 г. всего лишь около 50 тыс. организаций и чуть более 100 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Вторая же, форма налогообложения малого бизнеса была введена в Российской Федерации в 1999 г., с принятием в июле 1998 г. Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При введении преследовалась цель заставить платить налоги и вывести из теневой сферы сложно поддающийся учету налично-денежный оборот субъектов малого бизнеса, занимающимся такими видами деятельности, как розничная торговля, оказание бытовых, автотранспортных услуг и ряд других. Принята в середине 2002 г. и вступившая в действие с 1 января 2003 г. гл. 26 НК РФ нацелена на реализацию государственной политики совершенствования системы налогообложения малого предпринимательства, в том числе на снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, а также на создание благоприятных условий для легализации и развитии малого предпринимательства.

Если говорить о современных изменениях в развитии и становлении единого налога на вмененный доход то, можно сказать законодатель разрешил с 1 января 2013 года переходить на уплату единого налога добровольно только для 3-х видов деятельности: развозной или разносной розничной торговли, размещения рекламы на транспортных средствах и оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что налоговая политика в РФ проделала большой путь к формированию целостной, взаимосвязанной системы, но однако она еще имеет пути совершенствования, что можно сказать из изменений ЕНВД, которые коснулись местных бюджетов. Это связано с тем что налоги, существовавшие ранее, на территории муниципальных образований применялись в отношении всех налогоплательщиков, а единый налог на вмененный доход уплачивается лишь за определенные виды деятельности, что привело к снижению доходов местных бюджетов.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх