Внеплановая проверка

Основания внеплановой проверки

если внеплановая проверка подпадает под регулирование Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, то основания для ее проведения указаны в ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ.

Так, основанием для проведения внеплановой проверки может быть истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (п.1 ч.2 ст.10 Закона № 294-ФЗ).

Препятствовать проведению проверки лицо не вправе. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет риски привлечения к административной ответственности по ст.19.4.1 КоАП РФ.

В случае, если действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) повлекли за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, они могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст.30.1 КоАП РФ, глава 22 КАС РФ, глава 24 АПК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

«Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;*

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Статья 21. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статья 25. Ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за нарушение настоящего Федерального закона

1. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».*

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Статья 10. Организация и проведение внеплановой проверки

Комментарий к статье 10

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет предмет внеплановой проверки, проводимой по основаниям, указанным в ч. 2 данной статьи. Предметом таких проверок может быть:

соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде;

проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства;

проведение мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. 2.

В части 2 перечислены основания для проведения внеплановой проверки.

Первое связано с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Второе связано с поступлением в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля информации о фактах возникновения угрозы причинения (или непосредственного причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Третье относится к фактам нарушения прав потребителей.

Внеплановая проверка фактов нарушения прав потребителей проводится в случае обращения граждан, чьи права нарушены.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 23 июля 2008 г.), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем данное нововведение комментируемого Закона, предусматривающее новое основание для проведения внеплановой проверки — нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан), вызывает у ряда экспертов особую настороженность. По их мнению, реализация данной правовой нормы может быть использована в качестве одного из методов недобросовестной конкуренции. В случае хозяйственных и корпоративных конфликтов, а также в рамках конкурентной борьбы на неугодного предпринимателя может обрушиться вал жалоб и заявлений, например, о том, что его товар имеет просроченный срок годности. В этом случае даже при полной добросовестности предпринимателя его бизнес может испытать серьезное давление со стороны контролирующих органов. 3.

Часть 3 настоящей статьи по замыслу разработчиков должна снизить возможности для использования норм комментируемого Закона как инструмента давления на субъекта предпринимательской деятельности путем провоцирования проверок по заявлениям и обращениям. Например, не могут являться основанием для внеплановой проверки анонимные обращения, т.е. обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, являющихся допустимой причиной для проверки, иными словами, безосновательные кляузы или обращения, имеющие иную содержательную нагрузку.

Таким образом, не любое обращение может стать основанием для внеплановой проверки. 4.

Часть 4 устанавливает, что внеплановая проверка может происходить в одной из двух форм: 1)

документарная проверка. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля; 2)

выездная проверка. Предмет данной проверки — содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры к исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. 5.

Часть 5 устанавливает особый порядок внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23 июля 2008 г.), к малым, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: 1)

для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 20%; 2)

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек; 3)

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, по основанию возникновения угрозы причинения (или непосредственного причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводится органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Нарушение данного положения (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки) относится к грубым нарушениям, вследствие чего результаты проверки не могут служить доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и должны быть отменены вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. 6.

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительный власти разрабатывает и принимает типовую форму заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства. 7.

Генеральный прокурор РФ своим приказом утверждает орган прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки, а также порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства.

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. 8.

Часть 8 устанавливает порядок согласования проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля направляется в орган прокуратуры в день подписания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) указанных органов. Данное заявление представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, оно может быть направлено и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по соглашению сторон.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации, участвующие в документообороте с указанными органами, используют для подписания своих электронных документов электронные цифровые подписи уполномоченных лиц указанных органов и организаций.

Сертификаты ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти включаются в реестр сертификатов ключей подписей, который ведет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, и выдаются пользователям сертификатов ключей подписей из этого реестра в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи» для удостоверяющих центров.

Порядок организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных лиц органов местного самоуправления устанавливается нормативными правовыми актами соответствующих органов. 9.

Часть 9 устанавливает срок, в течение которого заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства рассматривается органом прокуратуры. Заявление должно быть рассмотрено в день его поступления в органы прокуратуры. 10.

Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения принимает прокурор или его заместитель не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о согласовании внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства. Основания для отказа в согласовании установлены в ч. 11 комментируемой статьи: формальные несоответствия, несоблюдение требований нормативных правовых актов, отсутствие оснований для проверки. 11.

Часть 12 предусматривает случай, когда требуется оперативное вмешательство в виде внеплановой выездной проверки без ожидания решения органов прокуратуры. Основанием для этого является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений. В данном случае органы прокуратуры незамедлительно извещаются о проведении внеплановой выездной проверки посредством направления документов в течение двадцати четырех часов. Прокурор или его заместитель принимают решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления документов. 12.

В частях 13 и 14 рассмотрены способы и форма доведения решения прокурора или его заместителя о проведении внеплановой выездной проверки. 13.

В соответствии с ч. 15 комментируемой статьи решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в таком согласовании может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд. 14.

О проведении внеплановой выездной проверки по основанию истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Часть 17 предусматривает случай, когда о начале проведения внеплановой выездной проверки юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не уведомляются. Таким обстоятельством является деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя, причиняющая вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также если возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. 15.

Часть 18 обеспечивает возможность участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации посредством уведомления данной саморегулируемой организации. 16.

Внеплановые выездные проверки субъектов малого и среднего предпринимательства берутся на учет органами прокуратуры, которая также проводит ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок. 17.

Часть 20 комментируемой статьи обязывает должностных лиц государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации в течение пяти рабочих дней сообщать о случаях выявления нарушений членами саморегулируемой организации обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, после окончания проверки.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх