Военная мобилизация

Основные понятия

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий исполнение Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также руководство подведомственными организациями. Руководство деятельностью ГУСПа осуществляет Президент Российской Федерации. Координацию деятельности ГУСПа в пределах компетенции Правительства Российской Федерации осуществляет Председатель Правительства Российской Федерации.

Военное время – время, наступающее с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекающее с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Мобилизация – комплекс мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

Мобилизационная подготовка органа управления – подготовка к работе в военное время, содержащая разработку распорядительных, плановых, нормативных и иных документов по переводу органа управления на работу в условиях военного времени и руководству управляемой структурой в мобилизационный период и в военное время, создание необходимой материальной базы, обучение руководителей и специалистов аппарата органа управления, выполнение других мероприятий по обеспечению мобилизации, входящих в компетенцию органа управления.

Период мобилизации экономики страны – календарное время с начала объявления мобилизации (общей или частичной) и заканчивающееся выполнением основного объема работ, необходимых для перевода экономики страны на условия военного времени.

Мобилизация экономики – совокупность мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, организация их работ в условиях военного времени.

Объявление мобилизации – подписание Указа Президента Российской Федерации об объявлении мобилизации и его обнародование для реализации мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами.

Мобилизационная подготовка экономики – комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований к удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время

Расчетный год – период, равный календарному году, но начинающийся с момента ввода в действие мобилизационного плана экономики государства (плана на расчетный год). Вводится в действие при объявлении мобилизации Указом Президента Российской Федерации.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Под нарастанием Угрозы агрессии против Российской Федерации, понимается положение в стране, сделанное исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

Комплекс выполняемых мероприятий при нарастанием угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации — это выполнение мероприятий по повышению готовности государства и экономики страны (органа исполнительной власти) к переводу на работу в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационной готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Под условиями Военного времени понимается состояние государства, когда вводится общая или частичная мобилизация. При этом выполняется комплекс мероприятий по приведению органа исполнительной власти в готовность к работе в условиях военного времени, а также по обеспечению мобилизационного развёртывания Вооружённых Сил. Все мероприятия выполняются по решению Президента Российской Федерации на основе вывода о возникновении угрозы агрессии против Российской Федерации, сделанного исходя из оценки военно-политической обстановки, а также с учётом состояния Вооружённых Сил и экономики Российской Федерации.

Мобилизационные возможности государства – людские и материальные ресурсы, которые государство может использовать для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и устойчивого обеспечения нужд фронта и тыла в результате перевода страны с мирного на военное положение.

Мобилизационная готовность экономики государства – состояние экономики страны, позволяющее в установленные сроки перейти на работу по мобилизационным планам и устойчивому функционированию по обеспечению потребностей военной организации государства, неотложных нужд экономики и населения в военное время.

Мобилизационная готовность экономики – готовность экономики к проведению в установленные сроки мобилизационного развертывания и выполнению мобилизационных заданий по обеспечению потребности Вооруженных Сил, неотложных нужд экономики и населения в условиях военного времени.

Готовность органа управления к переводу на работу в условиях военного времени – уровень подготовленности аппарата органа управления с соответствующим документальным и материальным обеспечением к выполнению мероприятий, предусмотренных планами перевода.

Мобилизационные документы – законодательные и нормативные акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации, приказы, директивы, методические указания по планированию и организации мобилизационной подготовки и мобилизации, мобилизационные планы, а также расчеты и переписка по вопросам мобилизационной подготовке.

Учения по мобилизационной подготовке – форма подготовки руководящего состава, органов управления и производственного персонала предприятий и организаций промышленности к решению задач по мобилизационной подготовке.

Военно-транспортная обязанность – составная часть мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, заключающаяся в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям в период мобилизации и в военное время, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности и гражданами –владельцами транспортных средств.

Мобилизационная подготовка управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области

В современном мире организация обороны является важной частью политики любого государства и залогом его независимости. В соответствии со ст. 2 п. 7 Закона РФ «Об обороне» мобилизационная подготовка органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны является составной частью организации обороны Российской Федерации.

Мобилизационная подготовка — это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта области и подведомственных организаций, специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизационная подготовка организаций (предприятий) — комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятии в мирное время, направленных на обеспечение выпуска продукции или оказание услуг, предусмотренных мобилизационным заданием и их поставки в установленные сроки и заданном количестве. Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями обороны Российской Федерации.

Для обеспечения деятельности начальника управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области по организации мобилизационной подготовки и мобилизации создан мобилизационный орган (мобилизационный работник): консультант отдела правового обеспечения и мобилизационной подготовки Косищев Сергей Николаевич, телефон (4722) 27-15-12.

Основные задачи и функции мобилизационного органа

1.Организация мобилизационной подготовки в управлении автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области.

2. Проверка состояния мобилизационной подготовки, оценка мобилизационной готовности управления и подведомственных организаций, имеющих мобилизационные задания.

3. Разработка мобилизационных документов.

4. Организация подготовки к переводу управления на работу в условиях военного времени.

5. Заключение договоров (контрактов) с организациями на производство продукции ( работ, услуг) в военное время.

6. Оказание методической и практической помощи организациям в разработке мобилизационных документов и документов по организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

7. Взаимодействие с военным комиссариатом Белгородской области.

не действует Редакция от 30.12.1999 Подробная информация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.96 N 61-ФЗ (ред. от 30.12.99) «ОБ ОБОРОНЕ»

Раздел V. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. МОБИЛИЗАЦИЯ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА

Статья 18. Состояние войны

1. Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

2. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Статья 19. Военное положение

1. Военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничения прав и свобод, вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации.

2. В период военного положения Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны.

3. Органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами при введении военного положения является Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Статья 20. Мобилизация

1. С объявлением общей или частичной мобилизации осуществляются мероприятия по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени, а также по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени.

2. Порядок мобилизационной подготовки и проведения мобилизации определяется федеральным законом.

Статья 21. Гражданская оборона

1. Гражданская оборона организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Задачи и организация гражданской обороны определяются федеральным законом.

Статья 22. Территориальная оборона

1. Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.

2. Общие задачи и организация территориальной обороны определяются Президентом Российской Федерации.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

191) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания

1. Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) (Подпункт исключен — Федеральный закон от 16.07.1998 № 97-ФЗ)

2. Государственная Дума:

1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных у

26 марта 1944 г.

Мобилизация населения из районов Западной Украины производится сразу же после их освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Мобилизационную работу проводят районные военные комиссариаты при активной помощи отделов укомплектования армий и фронта.

Только по Ровенской области уже на 20 февраля было мобилизовано 11 882 человека, в числе которых было:

Украинцев 10 628 чел.

Поляков 1048 чел.

Белорусов 171 чел.

Чехов 35 чел.

Всего на 1-е марта по этой области было мобилизовано 16 218 человек.

Мобилизационная работа в этих районах проходит в обстановке активного противодействия немецко-украинских банд буржуазных националистов — бандеровцев, которые всеми силами стараются в какой-либо мере сорвать мобилизационные мероприятия органов советской власти и Красной Армии. С этой целью они используют средства агитации среди населения. Так, например, в инструкции ОУН своим агитаторам о вопросах пропаганды говорится: «…На проголошену большевиками мобилизацию не идти! Не дати большевикам рекрута и хлиба — це значить послабити силу и бойеву опроможность ворога, а зберегти право на перемогу»1.

Были факты запугивания населения и открытых нападений вооруженных банд на военкоматы и отдельных советских работников, участвующих в мобилизации населения.

Так, например, в Дубновском, Здолбуновском, Гощанском, Костопольском, Острожецком, Степанском и других районах старосты большинства сел отказывались составлять списки граждан, подлежащих мобилизации, мотивируя это опасениями за свою жизнь и жизнь семьи, так как бандеровцы под угрозой смерти запретили им давать органам советской власти списки населения и оказывать какую-либо помощь в проведении мобилизации.

Население отдельных сел, запуганное угрозами бандеровцев — обещавшимися сжечь дома и вырезать семьи тех, кто уйдет в Красную Армию, при появлении работников райвоенкоматов уходит в лес, забирая с собой имущество и скот.

Райвоенком Клеваньского района, Ровенской области старший лейтенант ДОЛГИХ сообщает, что бандеровцы так запугали население, что приезжая в село нельзя толком узнать, где живет староста, замкнутость исключительная.

Значительных размеров достигают уклонения и укрывательство мобилизованных от явки на сборные пункты. Так, 9 марта 1944 г. Гощанский райвоенкомат по наряду Ровенского облвоенкомата должен был представить в г. Ровно 800 чел., фактически представил только 290 чел., остальные 510 чел. не явились на сборный пункт.

Неявка мобилизованных имеет широкое распространение. По Тучинскому РВК из 150 мобилизованных с явкой на сборный пункт на 1-е марта ни один не явился и к 10 марта. Такое же положение по Мизоческому РВК, из которого не являются 400 чел. мобилизованных, по Степанскому — 500 чел., по Острожецкому — 400, по Клеванскому — 400 чел. и т.д.

В селах, где проходит мобилизация найдено много листовок бандеровских бандитов «УПА» и ОУН, содержание которых направлено против мобилизации населения в Красную Армию.

7 марта 1944 г. в 5.00 группа вооруженных бандитов бандеровцев в количестве 12 человек напала на Ровенский РВК (сельский). В результате были убиты: инструктор РВК младший лейтенант ДАНИЛИН и представитель из Киевского военного округа ст. лейтенант, фамилия которого не установлена, потому, что трупы их были сожжены вместе с документами.

Банда бандеровцев численностью до 150 чел. совершила налет на Степанский РВК. В результате завязавшейся перестрелки были убитые и раненые.

7 марта 1944 г. Здолбуновским РВК был направлен в село Горбуново инструктор младший лейтенант СТЕПАНОВ за получением списков, подлежащих мобилизации. СТЕПАНОВ назад не вернулся, был зверски убит бандеровцами.

Также был убит в селе Михайловке начальник 3 части Деражнянского РВК мл. лейтенант ЗАБАРА, прибывший туда для выявления контингента военнообязанных.

19 марта 1944 г. команда мобилизованных, в количестве 280 чел., по пути следования на сборный пункт расположилась на ночлег в селе Будани-Данев, где была захвачена большой группой бандеровцев и уведена в лес вместе с сопровождавшими команду.

В Вишневском райвоенкомате призывной комиссией было направлено несколькими партиями не сборный пункт в дер. Дедковцы всего 900 чел., мобилизованных в Красную Армию. Ни одна из них к месту назначения не прибыла.

Установлено, что под воздействием вооруженных бандеровских банд мобилизованные были разогнаны, а некоторые из них захвачены бандеровцами. Таких случаев много.

Характерно отметить, что польское население к мобилизации в Красную Армию относится хорошо. Случаев уклонения и дезертирства среди мобилизованных поляков не имеется. Поляки изъявляют желание служить в польском корпусе, действующем вместе с Красной Армией против немецких захватчиков.

По борьбе с бандеровцами приняты самые решительные меры, как по линии частей Красной Армии, так и по линии войск НКВД, созданы специальные отряды по вылавливанию этих банд.

Мобилизация населения сейчас проходит в более лучших условиях.

НАЧАЛЬНИК ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 1-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТА,

ГЕНЕРАЛ-МАЙОР

С. ШАТИЛОВ

1 В переводе с украинского языка: «…На объявленную большевиками мобилизацию не идти. Не давать большевикам рекрута и хлеба — это значит ослабить силу и боеспособность врага и сохранить право на победу».

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх