Вопрос по решению квартирного вопроса

«Жильё для российской семьи» — дешевые новостройки

Программа «Жильё для российской семьи» рассчитана на создание обширного фонда доступных новостроек. В рамках этой инициативы в 2014–2017 годах в стране должно появиться 25 млн кв. м жилья эконом-класса со всей необходимой социальной инфраструктурой по бросовым ценам. Стоимость квадратного метра такой «первички» не будет превышать 35 тысяч рублей, что на 20-50% ниже реальных рыночных расценок (в зависимости от региона).

Что требуется от участников? Прежде всего, стабильный доход. По условиям программы, обязательный первый взнос при покупке жилья — минимум 20% от стоимости квартиры, а в дальнейшем семья должна быть в состоянии исправно внести оставшуюся сумму в согласованный с застройщиком срок. Однако платежеспособности, к сожалению, не достаточно. Госсубсидия предусматривает ряд дополнительных ограничений, который серьезно сужают круг потенциальных покупателей.

Программа рассчитана в первую очередь на работающих россиян среднего возраста (25-40 лет) с детьми и скромными жилищными условиями. Это значит, норматив обеспечения жилплощадью не должен превышать установленных 18 кв. м на одного члена семьи, а доходы – максимального уровня, принятого в конкретном регионе. На покупку новостройки по льготной цене могут рассчитывать:

  • Семьи с двумя детьми при условии вложения в жильё материнского капитала
  • Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми
  • Семьи с одним ребенком, если возраст супругов не превышает 35 лет
  • Жители домов, непригодных для проживания, подлежащих сносу или реконструкции
  • Граждане, признанные нуждающимся в жилых помещениях
  • Ветераны боевых действий
  • Госслужащие, ученные, военные и пр.

Одна из серьезных проблем при реализации программы – слишком большой разрыв между обозначенной стоимостью квадратного метра и реалиями рынка. По этой причине, в частности, льготное «Жильё для российской семьи» в столичном регионе и городах-миллионниках находится под большим вопросом. А глубинке темпы строительства бюджетных квадратных метров пока существенно отстают от заявленных.

«Молодая семья» — субсидии на покупку квартиры

Федеральная программа «Молодая семья» адресована женатым парам с детьми. От схемы решения квартирного вопроса граждан в рамках «Жилья для российской семьи» она отличается возрастом супругов: им обоим должно быть строго до 35 лет. Кроме того, россияне, которые решат улучшить жилищные условия в рамках этой программы могут рассчитывать не на мифические «доступные» квадратные метры, которые обещает построить государство, а на конкретную денежную субсидию для покупки квартиры. По задумке чиновников, это должно помочь с переездом более 170 000 российских пар. Программа действовала с 2011 по 2015 год и, по решению Дмитрия Медведева, будет продлена до 2020 года.

Помимо возраста к россиянам, которые надеются получить финансовую помощь от государства, есть и другие требования:

  • Не более 15 квадратных метров жилой площади на каждого члена семьи
  • Совместное проживание супругов
  • Достаточные доходы ( min 21 621 рублей для двоих, min 32 510 для троих)
  • Наличие минимум одного ребенка

Семья должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Для этого не обязательно стоять на учете или городской очереди: достаточно того, что квадратных метров на каждого человека будет меньше нормы. Однако важно понимать, что чиновники будут учитывать не только собственность участников программы, но и ту жилплощадь, на которой они вправе проживать на основании прописки (например, квартиры бабушек и дедушек). Также право на субсидию автоматически теряют те, чьи жилищные условия ухудшились в предыдущие 5 лет.

Размер субсидии, на которую могут рассчитывать участники программы, составит не более 30% от общей стоимости квартиры. Конкретные цифры будут зависеть от состава семьи: чем больше людей, тем больше денег. На двоих (родитель-одиночка с ребенком) государство готово выделить 600 000 рублей, на троих – 800 000 рублей, а на четверых – до 1000 000 рублей. Однако на что потратить эти средства – большой вопрос.

С учетом реальных расценок на рынке недвижимости, сумма более чем скромная. Рассчитывать на покупку ликвидной квартиры в крупном городе не приходится. Кроме того, на данный момент условия программы на 2015 год предусматривают субсидирование лишь первичного жилья и запрещают тратить полученные средства на погашение кредитов. Но есть вероятность, что в будущем эти пункты будут пересмотрены.

Доступная аренда – помощь «очередникам»

Власти готовы предложить особые условия и тем гражданам, которые официально нуждаются в улучшении жилищных условий и стоят на очереди, но пока не могут скопить на новую квартиру или позволить себе ипотеку. В рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусмотрен ряд мер для недорогой аренды жилья для граждан с невысоким уровнем дохода. Однако, к сожалению, выделенной федеральной подпрограммы доступного найма не существует, и условия господдержки зависят от конкретного региона.

К примеру, столичные власти предлагают москвичам, которые годами стоят на городской жилищной очереди, частично оплатить стоимость арендной недвижимости. Это позволяет на практике сделать жизнь людей более комфортной. Очередники в ожидании новоселья могут снимать квартиру, и город возмещает им расходы. Правда компенсация равняется лишь 50% от средней рыночной цены найма жилья в Москве и Подмосковье, а конкретная сумма субсидии будет зависеть от размера семьи. Одинокому москвичу полагается жилплощадь в 33 кв. м, двоим – 36 кв. м, а троим – 54 кв. м.

В московской программе субсидирования аренды для нуждающихся горожан есть один принципиальный момент. Важно, что, соглашаясь переехать в съемную квартиру, очередник не теряет надежду и право в будущем получить в собственность обещанное жильё от города, которое его семья могла ждать много лет. К примеру, в Петербурге действует несколько иная схема коммерческого найма городского жилого фонда. Там граждане вправе дешево и бессрочно снять недвижимость у города по льготным ставкам, но взамен им придется отказаться от своего места в очереди и навсегда потерять право на новую квартиру от государства.

Источник: ГдеЭтотДом.РУ

Сергеева Дарья, корреспондент ГдеЭтотДом.РУ

Экономика региона: проблемы и перспективы развития

УДК 332.82(470.12)

© Т.В. Ускова © О.Н.Гордина

ПУТИ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В РЕГИОНЕ

Статья посвящена вопросу обеспеченности населения жильём. Дан анализ современного состояния проблемы, рассмотрен опыт её решения на региональном уровне, предложены приоритеты региональной жилищной политики, направленные на повышение уровня обеспечения жильём и улучшение на этой основе благосостояния населения.

Жилищные условия, благосостояние населения, обеспеченность жильём, ввод жилья, стимулирование и развитие жилищного строительства, жилищная политика.

Провозглашение России социально ориентированным государством переводит задачу повышения качества жизни населения в разряд наиболее актуальных. Наряду с условиями труда, состоянием окружающей среды, степенью развитости объектов социальной инфраструктуры непосредственное влияние на качество жизни оказывают жилищные условия (рис. 1). Они являются факторами, определяющими физическое, психическое и социальное здоровье человека: количество детей в семье, успешность их воспитания, духовного развития, качественный и количественный уровень потребления семьями жизненных благ. Это, в свою очередь, требует усиления

внимания к проблемам удовлетворения потребностей населения, снижения имущественной дифференциации, повышения уровня и улучшения условий жизни.

По степени обеспеченности населения жильём надлежащего качества можно судить об уровне экономического развития страны. Состояние жилищного фонда, качество жилищно-коммунальных услуг и развитость рынка жилья оказывают существенное влияние на инвестиционный климат территории. Повышение степени обеспеченности жильём, улучшение его качества способствуют росту потребления других товаров длительного пользования, создают условия для привлечения в регион трудовых ресурсов.

УСКОВА Тамара Витальевна кандидат экономических наук, зам. директора, зав. отделом ИСЭРТ РАН tvu@vscc.ac.ru

ГОРДИНА Ольга Николаевна заместитель начальника Департамента финансов Вологодской области info@depfin.vologda.ru

Рисунок 1. Состав и взаимосвязи основных показателей качества жизни населения (составлено по )

Всё это стимулирует экономическое развитие в целях более полного удовлетворения потребностей населения, повышения уровня его жизни, а следовательно, и благосостояния .

Жилищный вопрос был одним из самых острых в советский период, не теряет он своей остроты и в постсовет-

ской России. Во времена СССР жилье являлось дефицитом по причине ограниченного предложения и административного характера его распределения.

В современных условиях дефицит жилья по-прежнему сохраняется вследствие ряда причин. Во-первых, по сравнению с советским периодом снизились объёмы жилищного строительства. Во-вторых, административный характер распределения жилья уступил место механизму ценообразования, мало ориентированному на удовлетворение потребительского спроса на жильё.

Таблица 1. Обеспеченность населения жильём по странам мира

Страна Жилищная обеспеченность, кв. м / чел. Процентное отношение к лидеру, % (Норвегия=100%) Год оценки

Норвегия 74,0 100,0 2006

США 65,0 87,8 2006

Дания 50,6 68,4 2003

Швеция 44,4 60,0 2003

Великобритания 44,0 59,5 2001

Швейцария 44,0 59,5 2000

Нидерланды 41,0 55,4 2000

Германия 40,1 54,2 2002

Австрия 38,3 51,8 2003

Франция 37,5 50,7 2002

Финляндия 36,3 49,1 2002

Ирландия 35,0 47,3 2002

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словения 29,5 39,9 2002

Чехия 28,7 38,8 2001

Венгрия 28,0 37,8 2001

Эстония 27,7 37,4 2003

Словакия 26,0 35,1 2001

Латвия 23,9 32,3 2003

Литва 23,0 31,1 2003

Польша 22,2 30,0 2002

Россия 21,1 28,5 2006

Результаты исследования, проведённого компанией Бупоуа1е в декабре

2007 г., свидетельствуют о том, что 47,2% опрошенных считают свои жилищные условия неудовлетворительными и хотели бы их изменить (рис. 2). Чаще других собственным жильём не довольны россияне в возрасте от 25 до 44 лет. Этот возраст связан со вступлением во взрослую жизнь,

обзаведением семьёй, появлением и воспитанием детей, а в дальнейшем — с созданием семей уже взрослыми детьми.

Сегодня все более актуальным становится вопрос качества жилья. Причём в понятие «качество» включены критерии комфорта, значительно более высокие, чем двадцать лет назад, когда «качественное жилье» определялось только размерами жилой площади и наличием минимальных санитарных удобств. Жилищные концепции развитых стран мира в понятие «качество» включают:

— непосредственное окружение (жилую среду всего дома, в том числе его расположение);

— качество услуг, начиная от качества текущего ремонта и содержания коммунального домового хозяйства до обеспечения иных, не связанных с содержанием дома услуг для различных групп населения (людей с ограниченными возможностями и пр.).

Удовлетворены ли жители России своими жилищными условиями, насколько они соответствуют общепринятым критериям комфорта?

Согласно социальным нормам, установленным в РФ, на одного члена семьи, состоящей из трёх человек, должно приходиться не менее 18 кв. м общей площади жилья. Отметим, что если оценивать жилищные

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос:

«Довольны ли Вы своими жилищными условиями?» (в % от числа ответивших)

Всё население 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-54 года 55-64 года

Довольны

Не довольны

условия россиян по данному критерию, то они окажутся в 2 раза хуже, чем у европейцев. Для сравнения: в среднем по Вологодской области в 2007 г. на 1 жителя приходилось чуть более 24 кв. м жилья, по России в целом — 20 кв. м, тогда как в среднем по Европе (где уровень благосостояния значительно выше российского) этот показатель составил 40 — 45 кв. м .

В современной России говорить о том, что люди хотят и могут жить в экологически благоприятных условиях, в светлых домах, за городом или в благоустроенных пригородах западноевропейского типа, пока не приходится. В представлении среднестатистического россиянина хорошие жилищные условия — это панельный дом. Главное условие — чтобы в квартире жила одна семья, максимум требований — чтобы на каждого члена семьи приходилось по одной комнате. Как видим, уровень общественных запросов вполне умеренный. Но организационно -экономические механизмы России выстроены таким образом, что даже эти запросы могут быть удовлетворены лишь в отношении ограниченной части населения.

Исследование проблемы обеспеченности жильём жителей Вологодской области подтверждает российские тенденции. Согласно результатам опроса, проведённого ИСЭРТ АН в 2007 г., вопрос улучшения жилищных условий актуален для 55% населения области (675 тыс. человек, или 225 тысяч семей). Наиболее остро эта проблема стоит в г. Вологде, где её отметили 60% опрошенных. Среди тех,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кто желал бы улучшить свои жилищные условия, только 13,4% рассматривали возможность приобретения жилья в ближайшие годы, а в районах — менее 10%. Пожелания населения относительно типа приобретаемого жилья существенно дифференцированы в территориальном разрезе (табл. 2). Большинство жителей Вологодской области мечтают

о двухкомнатной квартире. Индивидуальный жилой дом хотели бы приобрести около 11% вологжан, причём среди жителей районов — каждый пятый.

Концепция жилищной политики, прописанная в Жилищном кодексе, предполагает, что основная часть населения будет улучшать жилищные условия за счёт собственных средств. Жилое помещение государственного или муниципального жилого фонда предоставляется только малоимущим гражданам, признанным таковыми органами местного самоуправления с учётом доходов каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности семьи .

Следовательно, можно выделить три основных механизма улучшения жилищных условий в современных условиях:

1) получение жилья бесплатно от государства на основе социальных норм;

2) приобретение жилья по схеме социального найма;

3) приобретение жилья путём его покупки за счёт собственных средств, в том числе в кредит .

Первыми двумя механизмами могут воспользоваться: очередники, выселяемые из ветхого и аварийного жилищного фонда

Таблица 2. Распределение ответов населения Вологодской области на вопрос:

«Какое жилье Вы хотели бы приобрести?» (в % от числа ответивших)

Варианты ответа Вологда Череповец Районы Область

Комнату 1,6 3,0 1,4 2,0

Однокомнатную квартиру 22,2 38,8 12,7 24,4

Двухкомнатную квартиру 42,9 29,9 40,8 37,8

Трехкомнатную квартиру 17,5 23,9 14,1 18,4

Четырёхкомнатную квартиру или более 1,6 3,0 7,0 4,0

Индивидуальный жилой дом 12,7 1,5 19,7 11,4

Другое 0 0 2,8 1,0

или малокомфортабельного сносимого жилья; потерявшие жилище в результате природных, техногенных и других катастроф, а также законодательно утверждённые льготные категории граждан, имеющие право на жилищные субсидии на получение жилья. Однако вопрос о предоставлении жилья решается медленно из-за недостаточного финансирования.

В Вологодской области на начало 2009 г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло на учёте 32,9 тыс. семей, или почти каждая седьмая семья (табл. 3). Каждая 11 семья (9 % от числа семей, состоящих на учёте) проживала в ветхом и аварийном жилфонде и в общежитиях, каждая 9 семья (или 11%) — в коммунальных квартирах. При этом 45% очередников состоят на учёте более 10 лет. Хотя число семей, стоящих в очереди на получение жилья в органах исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях, уменьшается, но ежегодно сокращается и число лиц, получивших жилое помещение и улучшивших свои жилищные условия. В 2008 г. свои жилищные условия в целом по области улучшили только 1395 семей (или 4,1% от числа семей, состоящих на учёте).

В целях развития рынка доступного жилья в Вологодской области сделаны определённые шаги.

Начиная с 2000 г. реализуется Программа ипотечного жилищного кредитования. В соответствии с ней в 2001 — 2009 гг. сдано 130 тыс. кв. м общей площади жилых домов, или 3,9% введённого за эти годы жилья. Жилищные условия улучшились у 6,9 тыс. семей.

С 2006 г. область включилась в работу по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России», который предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья и выполнения государственных обязательств по обеспечению жильём определённых категорий граждан (табл. 4). Цель проекта — рост объёмов ввода жилья, повышение его доступности для граждан, в том числе нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечение комфортных и безопасных условий проживания.

В рамках данного проекта в 2008 г. в области введено в действие жилья общей площадью 545,4 тыс. кв. м, из них только

8,6 тыс. кв. м — за счёт бюджетных средств.

В целях стимулирования и развития жилищного строительства в области реализуется долгосрочная целевая программа «Доступное жильё в Вологодской об ласти на 2009 — 2012 годы». Основная мера государственной поддержки — оказание финансовой помощи в строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры на участках жилой застройки в муниципальных образованиях.

С 2000 года государство оказывает поддержку гражданам, состоящим на учёте на улучшение жилищных условий и желающим построить собственный деревянный дом, предоставляя безвозмездные субсидии в виде «леса на корню». В рамках данных мероприятий за 2000 —

2008 годы населением построен и введён в эксплуатацию 1031 жилой дом.

Таблица 3. Предоставление жилых помещений в Вологодской области

Показатель Год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 2004 2005 2006 2007 2008 2008 к 2007, в %

Число семей, состоящих на учёте на получение жилья на конец года, тыс. ед. 69,0 53,6 52,6 48,0 34,4 32,9 95,6

Число семей, получивших жилплощадь и улучшивших жилищные условия, тыс. ед. 2,5 2,0 1,9 1,3 1,6 1,4 89,6

в % от числа семей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся, на конец предыдущего года 3,1 3,6 3,5 2,5 3,2 4,1 х

Таблица 4. Основные показатели, характеризующие ход реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» в Вологодской области

Показатель Год

2006 2007 2008 2008 к 2007, в %

Расходы территориального консолидированного бюджета Вологодской области на жилищно-коммунальные услуги (в действовавших ценах), млн. руб. 4 403,5 3 541,7 4 685,3 132,3

удельный вес в общих расходах бюджета, % 13,7 8,3 9,3 —

в расчёте на одного жителя, тыс. руб. 3,6 2,9 3,8 131,0

Инвестиции в основной капитал (в жилища, в фактически действовавших ценах), млн. руб. 3 436,4 6 689,8 6 257,8 74,0

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 333,7 488,7 545,4 111,6

В том числе: за счёт бюджетных средств 6,4 6,9 8,6 124,1

средств индивидуальных застройщиков 91,0 141,3 141,9 100,5

Ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения, тыс. кв. м общей площади 271,0 398,8 446,9 112,1

Число квартир во введённых жилых домах, ед. 4 672 6 649 8 641 130,0

Ввод в действие зданий жилого назначения, ед. 959 1 475 1 790 121,4

Количество выданных разрешений на строительство жилых зданий, ед. 1 200* 2 029

Цена продажи одного кв. м жилья через риэлтеров и застройщиков, тыс. руб.: на первичном рынке 32,3 39,2 39,6 101,2

на вторичном рынке 33,2 41,3 42,0 101,7

* Статистическое наблюдение начато с мая 2007 года. ** Без надстроек, пристроек и встроенных помещений.

Возможность приобретения 200 куб. м «леса на корню» за сравнительно небольшую плату (200 рублей) с последующей организацией вырубки, вывозки и обработки древесины получили в 2009 году все без исключения жители области, желающие построить собственный дом. Введение данной меры вызвало достаточно большой интерес у населения: с начала

2009 года гражданами подано в государственные лесничества около 4,5 тысячи заявлений на выделение древесины для строительства индивидуальных жилых домов. Удовлетворены уже 2270 заявлений, т.е. заключены договоры купли-продажи на общий объём древесины

368,6 тыс. куб. м. В настоящее время гражданами заготовлено 202 тыс. куб. м древесины, что даст в перспективе прирост объёма индивидуального жилья порядка 200 тыс. кв. метров.

С 2009 года в регионе реализуется проект «1000», направленный на оказание содействия безработным гражданам, уволенным по сокращению штата или ликвидации организации в 2008 — 2009 годах.

Для участников проекта предусмотрено, помимо возможности приобретения «леса на корню», выделение индивидуального земельного участка с правом возведения жилого дома в рамках дачного некоммерческого объединения граждан, образованного на территории одного из четырёх муниципальных районов (Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Шекснинского), определённых проектом. На организационной стадии проекта образовано 5 дачных некоммерческих товариществ, которые проходят процедуру регистрации с последующим заключением договоров аренды земельных участков. В настоящее время от граждан указанных категорий, желающих участвовать в данном проекте, принято 129 заявлений.

В соответствии со вторым этапом реализации проекта в 2010 году будет осуществлено строительстве индивидуальных жилых домов на основе проектов организации и застройки территории дачных некоммерческих объединений граждан.

Одним из направлений региональной жилищной политики является предоставление государственной поддержки молодым семьям в виде субсидий за счёт средств федерального и регионального бюджетов для приобретения жилья. Эти средства используются молодыми семьями в основном на выплату первоначального взноса при покупке жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования. Всего с начала реализации мер поддержки (с 2004 года) улучшили свои жилищные условия более 700 молодых семей, безвозмездную субсидию на погашение части кредита в случае рождения ребёнка получили более 300 семей из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы и областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей в Вологодской области».

В настоящее время растёт интерес населения области к малоэтажному жилью, что подтверждается уверенным ростом объёмов индивидуального жилищного строительства. Доля жилых домов, построенных населением за свой счёт и с помощью кредитов, составляет почти треть всего нового строительства, причём в большинстве муниципальных районов она варьируется от 50 до 100%. Деревянные индивидуальные жилые дома составляют более 80% от общего количества домов, построенных населением области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что, по данным Министерства регионального развития, в структуре жилого фонда России доля инди-

видуального жилья составляла в 2007 г. 30,2%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель колеблется от 60 до 80% жилищного фонда . Приведённые показатели свидетельствуют о существенном преобладании многоэтажной застройки и, соответственно, её плотности в России, что ещё раз подчёркивает остроту и необходимость решения проблемы улучшения жилищных условий россиян.

За последние пять лет в Вологодской области вводилось в среднем

110,6 тыс. кв. м индивидуального жилья в год, что составляло 28,5% общего объёма ввода. (Для сравнения: доля индивидуального домостроения в Российской Федерации за тот же период составила 41,6%, в СЗФО — 22,5%.) В 2008 г. населением области за счёт собственных и заёмных средств было введено 1674 жилых дома общей площадью 141,9 тыс. кв. м, или 100,5% к уровню 2007 г. Их доля в общем объёме ввода жилых домов равнялась 26%. Это максимальное за последние десять лет значение показателя (табл. 5). Что касается регионов округа, то в 2008 г. на долю индивидуальных застройщиков Ленинградской и Мурманской областей приходилось более половины построенного жилья, в Республике Коми и Псковской области — более трети, а в г. Санкт-Петербурге — лишь 6%.

Строительство индивидуальных жилых домов ведётся преимущественно в сельской местности. В 2008 г. здесь построено 1360 жилых домов общей площадью 96,7 тыс. кв. м, доля которых составила более 68% общего объёма ввода (рис. 3).

Таблица 5. Динамика ввода в действие индивидуальных жилых домов в Вологодской области

Показатель 2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2000 г., %

Число индивидуальных жилых домов, ед. 677 797 983 868 1 375 1 674 247,3

Их общая площадь, тыс. кв. м 64,3 86,2 92,5 91,0 141,3 141,9 220,7

в % к предыдущему году 101,9 101,4 107,4 98,4 155,3 100,5 —

Удельный вес в общем объёме площади введённого жилья, % 31,4 28,7 31,6 27,3 28,9 26,0

Из общего объёма ввода введено: — в городской местности 24,6 25,1 28,0 32,4 53,1 45,2 —

— в сельской местности 39,7 61,1 64,5 58,6 88,2 96,7 —

Рисунок 3. Ввод индивидуальных жилых домов в Вологодской области, в % к итогу

61,7 70,9 69,8 64,4 62,4 68,1

|35.3И Гр |356Р 37,6^

2000 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

В сельской местности В городах и посёлках городского типа

Ситуацию в жилищном строительстве регионов Северо-Западного федерального округа в целом характеризуют следующие данные. В период восстановительного роста экономики (с 2000 по 2008 г.) объёмы жилищного строительства имели устойчивую тенденцию роста во всех регионах округа, кроме Республики Коми и Архангельской области. Вместе с тем в большинстве регионов уровень 1990 г. достигнут не был. В 2008 г. влияние финансово-экономического кризиса в сфере строительства жилья ещё не ощущалось. И только в двух субъектах СЗФО — Республике Коми и Мурманской области — не наблюдалось наращивания объёмов жилищного строительства (табл. 6).

Однако в 2009 г. жилья стало возводиться меньше. В Вологодской области было введено 484,7 тыс. кв. м жилья, что на 11% ниже уровня 2008 г. За счёт собственных и заёмных средств населением было построено 158 тыс. кв. м индивидуального

жилья (112% от уровня 2008 г.). Доля индивидуального жилья в общем объёме жилья, введённого в 2009 г., выросла до 32,7%.

Ухудшение ситуации на рынке жилья потребовало от региональных органов государственной власти внесения коррективов в жилищную политику. В марте

2010 г. постановлением Правительства Вологодской области утверждена Программа мероприятий по стимулированию развития жилищного строительства в регионе на 2010 — 2012 гг., цель которой -комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее повышение доступности жилья для широких слоёв населения. Программа, в частности, предусматривает:

— строительство не менее 0,5 кв. м жилья на жителя области в год;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рост доли малоэтажного индивидуального жилья в общем объёме ввода до 40%;

— увеличение до 20% доли семей, имеющих возможность с помощью

Таблица 6. Ввод в действие жилых домов на душу населения в субъектах Северо-Западного федерального округа, кв. м общей площади

Регион 1990г. 2000 г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007 г. 2008г. 2008 г. к 1990 г.,% 2000 г.,%

Калининградская обл. 0,40 0,18 0,24 0,26 0,28 0,54 0,80 0,85 212,5 472,2

г. Санкт-Петербург 0,21 0,23 0,38 0,44 0,50 0,52 0,58 0,70 333,3 304,3

Ленинградская обл. 0,48 0,23 0,27 0,31 0,32 0,41 0,52 0,56 116,7 243,5

Вологодская обл. 0,52 0,16 0,20 0,24 0,24 0,27 0,40 0,45 86,5 281,3

Новгородская обл. 0,43 0,12 0,16 0,22 0,21 0,25 0,31 0,40 93,0 333,3

Архангельская обл. 0,42 0,06 0,07 0,08 0,09 0,15 0,18 0,27 64,3 450,0

Псковская обл. 0,40 0,10 0,15 0,18 0,14 0,18 0,19 0,22 55,0 220,0

Республика Карелия 0,45 0,09 0,12 0,13 0,13 0,16 0,20 0,21 46,7 233,3

Республика Коми 0,54 0,25 0,16 0,14 0,16 0,18 0,20 0,19 35,2 76,0

Мурманская обл. 0,49 0,03 0,01 0,01 0,01 0,02 0,02 0,01 2,0 33,3

СЗФО 0,38 0,17 0,23 0,27 0,29 0,34 0,42 0,49 128,9 288,2

Россия 0,42 0,21 0,25 0,28 0,30 0,36 0,42 0,45 107,1 214,3

собственных и заёмных средств приобрести (построить) жильё .

Безусловно, предпринятые шаги будут способствовать развитию жилищного строительства, в том числе малоэтажного. Это позволит в ближайшей перспективе увеличить объёмы ввода жилья. Вместе с тем, чтобы решить такие проблемы, как обеспечение населения жильём, освоение и эффективное использование территории, необходимо уже сегодня определить стратегию развития сферы жилищного строительства . На наш взгляд, формирование рынка доступного и комфортного жилья является одной из стратегических целей социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу. Достижению этой цели будет способствовать:

• формирование технологической инфраструктуры для строительства массового малоэтажного жилья;

• упрощение порядка предоставления земельных участков под жилищное строительство;

• обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;

• дальнейшее развитие ипотечных отношений в жилищной сфере;

• строительство быстровозводимого жилья в городах и районах области;

• содействие внедрению новых технологий в производстве строительных конструкций и материалов, а также передовых эффективных методов строительства и др.

Выполнение указанных задач потребует от региональных органов государственной власти поиска нестандартных решений, внедрения новых, адекватных рыночной экономике механизмов улучшения жилищных условий, обеспечивающих повышение благосостояния населения региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзинова, И. М. Жилищный вопрос в трёх измерениях / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 90-115.

3. Денисов, Н. Жилищная политика в современной ситуации / Н. Денисов, Т. Коновалова // Экономист. — 2009. — № 6. — С. 49-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Доступность жилья в России и за рубежом . — Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/610

6. Егоров, Е.В. Экономика жилищного хозяйства России: учеб. пособие / Е.В. Егоров, М.В. Потапова. — М.: ТЕИС, 2002. — 171 с.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации . — Режим доступа: http://ozpp .га^к^^МУ

Целевые индикаторы жилищной обеспеченности в госпрограммах. Источник: фонд «Хамовники»

Жилищной проблемы в России больше не существует! К такому выводу приводит исследование фонда «Хамовники», сотрудники которого обнаружили повсеместное перепроизводство коммерческого жилья в стране. В некоторых регионах до трети новостроек остаются нераскупленными, несмотря на рекордно низкие ставки по ипотеке и падающие цены на недвижимость. Но полностью отстраниться от жилищных проблем у властей вряд ли получится. В очереди на жилье стоят более 200 тыс. бесквартирных сирот. А общая площадь ветхого и аварийного жилья достигает 90 млн кв. м.

Россия все еще находится среди отстающих государств по такому показателю, как обеспеченность жильем, считают чиновники. «Обеспеченность жильем у нас в стране – около 25 кв. м на человека», – говорил премьер Дмитрий Медведев.

Впрочем, в дефиците жилья для россиян сомневаются эксперты фонда «Хамовники». Они, в частности, попытались ответить на вопрос: есть ли сегодня в России жилищная проблема? Если ориентироваться только на избыток предложения коммерческого жилья, можно сделать вывод, что жилищная проблема вообще исчезла в России. «До недавнего времени главным и единственным индикатором жилищных условий являлся «квадратный метр». Таким образом, под количественным выражением жилищной проблемы понимается отсутствие или недостаток квадратных метров», – рассуждает один из авторов исследования эксперт фонда «Хамовники» Александр Павлов.

Другой критерий обеспеченности жильем – «одна жилая комната на человека». Именно этот критерий объявлен целевым в госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2017 году. И исследования показывают, что этот целевой индикатор – одна жилая комната на человека – был достигнут по результатам прошлого года.

«В большинстве регионов сложился огромный (до 80%) переизбыток одно- и двухкомнатных квартир. При этом наблюдается явный дефицит на рынке комфортного жилья с большим количеством комнат», – говорит Павлов. «Если сравнивать структуру семей и структуру жилищного фонда, то оказывается, что у нас квартир больше, чем семей», – добавляет главный архитектор проекта Центра пространственной информации Александр Антонов. Заметим, по данным Росстата, в 2015 году в стране насчитывалось 64 млн квартир.

По мнению Александра Павлова, такой дисбаланс возник из-за высокой доли инвестиционных сделок с небольшими квартирами. «На спрос со стороны инвесторов ориентировались зачастую и сами застройщики», – объясняет исследователь.

Кроме того, продолжают в фонде, профицит квартир в городах сопровождается ростом дефицита земли, пригодной для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Вместе с тем частная застройка оказывает свое влияние на общие показатели по вводу жилья в стране. К примеру, в 2016 году доля частной застройки в общем объеме ввода жилья составила 42%.

Правда, возможно, их высокая доля объясняется тем, что ИЖС были учтены в статистике несколько раз. «Особого внимания заслуживают многоквартирные дома малоэтажного типа (наиболее распространенный тип в небольших поселках), которые строятся индивидуальными предпринимателями. Вполне легально такие постройки могут быть учтены четырежды – один раз как многоквартирный объект и три раза как объект ИЖС», – рассказывает Александр Павлов. В итоге, подчеркивает он, о реальных объемах вводимого в РФ жилья мы можем не знать.

Вместе с тем нельзя сказать, что жилищный вопрос так уж не важен для россиян, спорят эксперты «НГ». «По данным исследования Института социологии РАН, 19% наших соотечественников назвали свою жизнь неустроенной именно из-за проблем с жильем. По данным ВЦИОМа, 41% россиян хотели бы улучшить жилищные условия», – напоминает управляющий партнер компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая. При этом общее число сделок на рынке первичного и вторичного жилья в стране каждый год не превышает 3 млн. «То есть большая часть населения не имеет возможности решить вопрос с улучшением жилищных условий», – подчеркивает она.

По мнению экспертов, постулат о «решении в РФ жилищной проблемы» не носит количественного характера – это сугубо качественная оценка. «Исторически сложилось, что в стране огромное количество малогабаритных квартир. Еще хуже то, что огромное количество жилой недвижимости находится в крайне изношенном состоянии», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. В частности, продолжает он, в небольших городах и поселках, где проживает около половины населения страны, жилищная проблема стоит остро не только из-за нехватки площадей, но и из-за необходимости строительства нового и качественного жилья. «Фигурально выражаясь, одинокая 90-летняя бабушка, живущая в разваливающемся деревенском доме, обеспечена квадратными метрами с избытком. Только нормальным жильем трудно считать дом с печным отоплением и туалетом на улице», – подчеркивает эксперт, замечая, что «статистику такой объект делает».

«По мировой статистике, на человека приходится от 40 до 60 кв. м. А по социальным требованиям ООН квартира должна состоять из стольких комнат, сколько есть человек в семье, плюс еще одна комната для всех. У нас совершенно не выдерживается ни одна, ни вторая пропорции», – замечает директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Елена Иванкина.

Высокий спрос на однокомнатные и двухкомнатные квартиры связан не с тем, что покупку только такой недвижимости зачастую могут позволить себе россияне. «У нас испытывают дефицит жилья 80% населения. То есть 80% не могут ничего купить на открытом рынке», – продолжает эксперт.

Общий износ жилищного фонда в целом по России превышает 60%, а в депрессивных регионах нередко достигает 85%, признает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «И совершенно неважно, сколько квадратных метров жилья приходится на каждого конкретного жителя, 15 или 35 кв. м, если жилплощадь для проживания непригодна», – заключает он.

Вряд ли поверят в избыток жилья в России и сотни тысяч выпускников детских домов, которым государство по закону должно выдать отдельное жилье, но не делает этого. Более того, власти все чаще отказывается от своих обязательств по выделению жилья сиротам. За прошлый год очередь на жилье из бесквартирных выпускников детдомов увеличилась на 20%. Региональные власти выделяют детдомовцам все меньше жилья, а нередко «поселяют» их в непригодные для проживания постройки. В стране числится почти 230 тыс. бесквартирных сирот. Таковы данные аудиторов Счетной палаты по результатам проверки на местах выполнения обязательств государства (см. «НГ» от 28.10.16).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх