Восстановление на летной работе

Ключевые вопросы:

Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации?

Какова распространенность нейросенсорной тугоухости?

Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава?

Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава?

Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости?

Какие профзаболевания характерны для летного состава гражданской авиации

Заболевания и патологии, в возникновении которых решающая роль принадлежит воздействию неблагоприятных факторов производственной среды, относятся к профессиональным. В зависимости от длительности воздействия вредного производственного фактора выделяют острые и хронические формы профессиональных заболеваний. Острое заболевание развивается, как правило, после однократного воздействия (не более одного рабочего дня, одной рабочей смены). Острая профессиональная патология в гражданской авиации (далее – ГА) встречается исключительно редко. Наиболее частой формой является хроническое профессиональное заболевание, которое развивается при длительном воздействии вредного производственного фактора или их группы и приводит к временной или стойкой утрате профессиональной трудоспособности.

К профессиональной патологии летного состава ГА относят нейросенсорную тугоухость (далее – тугоухость) и вибрационную болезнь. Случаи вибрационной болезни встречаются не так часто и характерны для малой авиации (винтомоторные самолеты и вертолеты). За последние 10 лет вибрационная болезнь у членов летного состава ГА была установлена лишь в единичных случаях.

Предупреждает Алла БЫСТРОВА, председатель Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации, кандидат медицинских наук

Медицинская дисквалификация лиц летного состава по причине снижения слуха занимает первое место в течение ряда лет. По данным статистических отчетов Центральной врачебно-летной экспертной комиссии ГА (далее – ЦВЛЭК ГА) и врачебно-летных экспертных комиссий (далее – ВЛЭК ГА), в 2013 году было освидетельствовано 22 118 лиц летного состава. Из них 581 были признаны негодными к профессиональной деятельности. Эта проблема является актуальной не только для гражданской авиации как профессиональная, но и для государства в целом как социальная. Пилотам приходится добиваться компенсационных выплат, а государству нести социальные расходы.

Какова распространенность нейросенсорной тугоухости

Основной причиной профессиональной патологии у летного состава ГА является хроническая тугоухость.

Среди медицинских причин признания сотрудников ГА негодными к летной работе ведущее место занимали заболевания ЛОР-органов – 79,1 процента (по сведениям председателя ЦВЛЭК ГА Быстровой А. Г.). С 2008 по 2012 год отмечался рост этой патологии практически в два раза: с 1189 до 2529 человек.

Таблица. Рост количества сотрудников ГА, признанных негодными к летной работе по тугоухости

Год

Количество человек, признанных негодными к летной работе по тугоухости

Как правило, тугоухость развивается у лиц трудоспособного возраста 40–60 лет.

По данным стационарного обследования за первое полугодие 2009 года из 338 лиц возрастом 55 лет и старше нейросенсорная тугоухость была установлена у 70 процентов, что составило 94,8 процента от всех оториноларингологических заболеваний.

Чаще всего патология развивается при стаже работы 15 лет и более (в ранние сроки – при повышенной чувствительности слухового анализатора к шумовому фактору). Процесс носит длительный, постепенный характер. При этом у обследуемых продолжительное время отсутствуют жалобы, несмотря на то, что по объективным данным имеются начальные изменения здоровья.

Какие причины вызывают нейросенсорную тугоухость летного состава

Основная причина тугоухости – воздействие шумовибрационного фактора нередко на фоне действия других неблагоприятных факторов производственной среды. Кроме того, широкая распространенность этой патологии у персонала гражданской авиации связана с широким использованием отечественной техники в течение многих десятилетий.

Оптимаонального заболевания. При расчете шумовой нагрузки учитывается уровень внутрикабинногольным параметром шума является эквивалентный уровень звука до 65 дБ, допустимым – 80 дБ (СанПиН 2.5.1.2423-08). Соответственно уровень шума свыше 80 дБ может стать фактором риска професси шума, а также дополнительная акустическая нагрузка при прослушивании эфира и речевом радиообмене.

Основным источником внутрикабинного шума является, главным образом, работа двигателя. Поэтому уровень шумовой нагрузки зависит от типа воздушного судна и его технических характеристик. Уровень дополнительной акустической нагрузки зависит от типа используемой авиагарнитуры.

Как выявляют нейросенсорную тугоухость летного состава

Нейросенсорная тугоухость может быть выявлена как на основании жалоб пациентов, так и в результате инструментальных исследований. Однако диагностическая ценность субъективных проявлений не так велика.

В основе ранней диагностики нейросенсорной тугоухости лежит использование инструментальных методов обследования. Так, аудиометрия проводится на первичном медосмотре кандидатов в учебные заведения ГА. Лиц с признаками понижения остроты слуха к обучению не допускают. Выявление признаков тугоухости проводят в ходе предварительного медосмотра при поступлении на работу, а также и в последующем при периодических медицинских осмотрах.

Если на рабочих местах летного состава предельно допустимые уровни вредных производственных факторов превышены, периодические обследования проводят в профпатологоическом центре не реже одного раза в пять лет. Аналогичное обследование проводится при установлении предварительного диагноза о профзаболевании и по решению ВЛЭК.

В состав врачебной комиссии входят врач-профпатолог и врачи-специалисты, имеющие подготовку по специальности «профпатология». Основная цель предварительных и периодических медицинских осмотров:

  • ранняя диагностика профессиональной патологии;
  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья сотрудников;
  • своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, предупреждение несчастных случаев на производстве.

Скрининговым методом обследования является аудиометрия. По данным аудиологического исследования отоларинголог обращает внимание на изменения, характерные для хронической тугоухости шумового характера.

Скрининговый метод

Это способ выявления заболеваний, когда отсутствуют характерные признаки болезни (клинические проявления). К примеру, проверка на реакцию Манту является скрининговым методом выявления туберкулеза.

Кроме того, отоларингологом используются: акуметрия (шепотная речь), исследование камертонами, тональная пороговая, речевая аудиометрии, отоакустическая эмиссия, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы, импедансометрия, тест разборчивости речи. Также применяется проверка слуха на тренажере воздушного судна в процессе ведения двустороннего радиообмена.

При первых подозрениях на тугоухость отоларинголог выдает направление на консультацию к профпатологу для уточнения связи заболевания с профессией. Только он может установить диагноз профзаболевания. Решая вопрос о связи заболевания с профессией, учитываются:

  • характер и тип снижения слуха;
  • в какой период летной деятельности и при работе на каких типах воздушных судов развилось снижение слуха;
  • длительность работы в условиях шума, превышающего ПДУ (80 дБ) на каждом типе воздушного судна за все время летной деятельности;
  • возрастные изменения слуха лиц летного состава (пресбиакузис);
  • сопутствующая патология и анамнез.

При оценке условий труда учитываются результаты замеров на рабочих местах, выполненных в ходе спецоценки.

Можно ли избежать нейросенсорной тугоухости

Как правило, снижение слуха носит необратимый характер, так как в результате шумовибрационного воздействия происходит гибель звуковоспринимающих волосковых клеток. Однако использование профилактических и реабилитационных мероприятий позволяет предупредить прогрессирование заболевания и сохранить остроту слуха.

Для этих целей используются как различные виды медикаментозных вмешательств (витамины группы В, витамины-антиоксиданты, метаболические средства, препараты, улучшающие кровоток и т.  д.), так и физиотерапевтические процедуры (эндауральный электрофорез), массаж шейно-воротниковой зоны и другие. Оздоровительное лечение проводится только в межкомиссионный период, вне полетов. Но, к сожалению, применение этих методов на практике не достаточно широко распространено.

Из технических и организационных мер профилактики можно выделить использование наушников с функцией активного шумоподавления, при этом цифровое имеет преимущество над традиционным аналоговым. Персоналу, имеющему хроническую тугоухость, категорически запрещено продление норм полетного времени (раздел приложения № 6 ФАП-МО ГА-2002 «Болезни уха, горла, носа полости рта и челюстей»). Также необходимо тщательнее нормировать труд и отдых летного состава. Авиакомпаниям следует проводить эксплуатационные мероприятия по снижению шума в кабине самолетов4.

При полной или частичной утрате профессиональной трудоспособности освидетельствуемые лица летного состава признаются негодными. Последующее их лечение проводится, как правило, территориальными органами здравоохранения и в отдельных случаях ведомственными медицинскими учреждениями (ЦКБ ГА, медицинским центром ОАО «Аэрофлот», МСЧ ОАО «Международный аэропорт Иркутск» и т.  д.).

Ответы на ваши вопросы

Можно ли привлечь к ответственности работника, скрывающего свою болезнь?

Можно ли наказать работника, который скрывает, что у него имеются болезни, препятствующие выполнению трудовых обязанностей?
Игорь НИКИШЕЦ, инженер по охране труда (Бугульма)

Если у сотрудника есть медицинские противопоказания к труду, они должны быть выявлены на медосмотре. В тех случаях, когда работник вводит в заблуждение врачей, заявляя, что здоров, наказать его нельзя. Но и ответственность работодатель в этом случае нести не будет.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации»,приказ Минтранса России от 22 апреля 2002 г. № 50

Уточнить, как проводят освидетельствование летного состава на наличие профзаболеваний

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний»

Выяснить алгоритм действий при выявлении профзаболевания у работника из числа летного состава

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н

Уяснить правила проведения предварительного и периодического медицинских осмотров

СанПиН 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации»

Уточнить требования к условиям труда и отдыха летного состава

Методические рекомендации «Клиника, диагностика, критерии врачебно-летной экспертизы и профилактика хронической сенсоневральной тугоухости у лиц летного состава гражданской авиации», утвержденныеприказом Минздравсоцразвития России 10 июля 2007 г. № 5864-ВС

Узнать, какие мероприятия необходимы для профилактики тугоухости

Запомните главное:

1 В зоне риска по нейросенсорной тугоухости находится летный состав ГА со стажем 15 и более лет.

2 Тугоухость возникает в результате воздействия повышенных шумов (свыше 80 дБ) и вибрации в кабине самолета, а также от использования авиагарнитуры для радиообмена.

3 Основным методом выявления тугоухости у летного состава является аудиометрия.

4 Среди медикаментозных методов профилактики тугоухости главными являются: использование витаминов, препаратов, улучшающих кровоток и т.  д., а также физиотерапевтические процедуры, массаж шейно-воротниковой зоны и др.

Анна КУЗЬМИНА, кандидат медицинских наук, доцент кафедры авиационной и космической медицины ГБОУ ДПО РМАПО Минздрава России (Москва)

Стр. 11

пилота специально уполномоченным органом в области ГА. 71. Допуск к полетам по времени суток и видам шасси на самолетах 4-го класса и вертолетах всех классов и категорий осуществляется по программам подготовки, утвержденным специально уполномоченным органом в области ГА. 72. Для поддержания летной квалификации командно-летного, инспекторского, летно-инструкторского и летного состава необходимо выполнить не менее трех самостоятельных полетов (трех полетов — для вторых пилотов) в течение 90 предшествующих дней в маршрутных (аэродромных) условиях. 73. Самостоятельные полеты выполняются лицами командно- летного, инспекторского и летно-инструкторского состава: включенными в задание на полет в качестве проверяющих, в том числе на отдельных этапах маршрута полета; в качестве командира ВС с левого пилотского сиденья; другими авиационными специалистами — в качестве членов экипажа на своих рабочих местах. 74. При полетах на нескольких типах ВС установленное количество самостоятельных полетов должно выполняться на каждом типе ВС. 75. При невыполнении установленных норм самостоятельных полетов командно-летный, инспекторский, летно-инструкторский и летный состав обязан пройти тренировку в объеме недостающих полетов с проверяющим на борту. 76. Курсанты, студенты и слушатели учреждений образования ГА, а также члены экипажа ВС, не имеющие действующего свидетельства авиационного специалиста или допуска к полетам на ВС данного типа, включаются в задание на полет в соответствии с утвержденными программами. 77. Допуск после перерыва в полетах на данном типе ВС командно- летного, инспекторского, летно-инструкторского и летного состава осуществляется при условии прохождения процедур, которые определяются в зависимости от длительности перерыва. При этом: 77.1. допуск после перерыва от 30 до 90 дней осуществляется после: изучения руководств и документов специально уполномоченного органа в области ГА (авиационной организации), уделяя особое внимание ограничениям, изменениям правил эксплуатации типа ВС и правил выполнения полетов, и осуществляется путем самостоятельной подготовки, прибегая к консультации командно-летного и (или) летно- инструкторского состава с контролем качества усвоения; предварительной подготовки, тренажерной подготовки (в объеме полугодовой тренировки) или летной тренировки в маршрутных (аэродромных) условиях в объеме двух полетов — для пилотов, штурманов, инженеров бортовых (бортмехаников); предварительной подготовки и летной тренировки в объеме двух полетов в маршрутных (аэродромных) условиях — для командиров ВС и других членов летного экипажа, выполняющих полеты на ВС данного типа в течение первого года; допуск оформляется в задании на тренировку; 77.2. допуск после перерыва от 90 дней до одного года осуществляется после: изучения руководств и документов специально уполномоченного органа в области ГА, уделяя особое внимание ограничениям, изменениям правил эксплуатации типа ВС и правил выполнения полетов. Занятия проводятся командно-летным и (или) летно-инструкторским составом с контролем качества усвоения; тренировки на тренажере (при невозможности провести тренажерную подготовку допускается тренаж в кабине) в объеме не менее трех часов с отработкой элементов полугодовой тренировки; предварительной подготовки; летной тренировки в маршрутных (аэродромных) условиях в объеме двух полетов — для пилотов, штурманов, инженеров бортовых (бортмехаников); летной тренировки в маршрутных (аэродромных) условиях или выполнения авиационных работ — в объеме двух полетов, не менее четырех часов — для пилотов легких ВС и вертолетов всех категорий (двух часов — для пилотов СЛА); летной проверки в объеме двух полетов; оформления допуска в задании на тренировку и летной книжке; 77.3. для бортрадистов, бортоператоров и бортпроводников допускается выполнение двух полетов; 77.4. летную тренировку бортрадистов может выполнить командно- летный состав из числа пилотов, имеющих квалификационную отметку «инструктор» или «инструктор-экзаменатор»; 77.5. при перерыве в полетах на данном типе ВС от одного года до пяти лет проводится: периодическая подготовка по специальности в сертифицированном учреждении образования ГА; тренировка на тренажере (при отсутствии тренажера соответствующего типа ВС допускается тренаж в кабине) в объеме не менее трех часов с отработкой элементов полугодовой тренировки; летная тренировка с закрепленным инструктором в объеме не менее десяти полетов (пяти полетов — для вторых пилотов) в маршрутных (аэродромных) условиях с выполнением элементов программ ввода в строй авиационных специалистов — для транспортной авиации; летная тренировка с закрепленным инструктором в объеме не менее десяти часов (двух часов — для вторых пилотов) в маршрутных (аэродромных) условиях или выполнения авиационных работ — для пилотов легких ВС и вертолетов всех категорий (четырех часов — для пилотов СЛА) с выполнением элементов программ ввода в строй авиационных специалистов; летная проверка в объеме двух полетов (одного часа — для легких ВС, СЛА и вертолетов всех классов и категорий); оформление документации: после прохождения периодической подготовки по специальности выдается сертификат установленного образца; тренировка на тренажере и летная тренировка оформляются в задании на тренировку; результаты летной проверки оформляются в летной книжке; 77.6. для восстановления на летной работе при перерыве в полетах более пяти лет необходимо: по ходатайству руководителя авиационной организации получить разрешение специально уполномоченного органа в области ГА для восстановления на летной работе; пройти медицинское освидетельствование на допуск к полетам; пройти подготовку по программе изучения и освоения порядка эксплуатации типа (другого типа) ВС (периодическую подготовку по специальности освоенного типа ВС) в сертифицированном учреждении образования ГА; выполнить тренировку на тренажере (при отсутствии тренажера соответствующего типа ВС допускается тренаж в кабине) в объеме не менее шести часов с отработкой элементов полугодовой тренировки; пройти летную подготовку в объеме программы ввода в строй авиационных специалистов и летную проверку; оформить документацию: тренировка на тренажере, летная тренировка оформляются в задании на тренировку; результаты летной проверки оформляются в летной книжке; 77.7. если авиационный специалист освобождался от летной работы приказом специально уполномоченного органа в области ГА (авиационной организации), то независимо от срока перерыва необходимо: ходатайство руководителя авиационной организации о восстановлении авиационного специалиста на летной работе; представление о назначении на должность; сдать экзамены в объеме подтверждения квалификации; после сдачи экзаменов издать приказ специально уполномоченного органа в области ГА (авиационной организации) о восстановлении авиационного специалиста на летной работе; оформить допуск к полетам согласно подпунктам 77.1-77.3 пункта 77 настоящих Правил в зависимости от перерыва в летной работе; 77.8. при перерыве в полетах по видам авиационных работ допуск летного состава к полетам осуществляется согласно программам летной подготовки. 78. Контроль за соблюдением допуска возлагается: на заместителя начальника летной службы авиационной организации — за командно-летный, инспекторский и летно- инструкторский состав; на заместителя командира авиационного подразделения — за летный состав подчиненного подразделения. ГЛАВА 9 ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖА 79. Предварительная подготовка — основной вид подготовки, в процессе которой проводится изучение материалов, подготовка документов для предстоящего полета (полетов). 80. Все лица, входящие в состав экипажа, независимо от занимаемой должности и опыта работы, обязаны пройти подготовку и проверку готовности к полету в соответствии с требованиями настоящих Правил. 81. Предварительная подготовка проводится: перед первым самостоятельным полетом командира ВС на данном типе ВС; перед первым полетом командира ВС по данной трассе, маршруту, району выполнения авиационных работ; перед полетом командира ВС (штурмана) на аэродром, если это необходимо в соответствии с определенной категорией аэродрома (маршрута ОВД); перед выполнением нового для экипажа вида авиационных работ; перед полетом по специальному заданию; после перерыва в полетах более 90 дней (для командира ВС и членов летного экипажа, выполняющих полеты на данном типе ВС первый год, — более 30 дней); по усмотрению командира летного подразделения в зависимости от сложности предстоящего полета и уровня подготовленности летного экипажа. 82. Предварительная подготовка проводится в составе летного экипажа (включая бортоператоров) накануне вылета посредством самостоятельного изучения сборников аэронавигационной информации, изучения вопросов обеспечения авиационной безопасности и других документов, имеющих отношение к выполнению предстоящего полета, прибегая к консультации старших авиационных специалистов. Если предварительная подготовка нужна только одному члену летного экипажа, допускается ее проведение в индивидуальном порядке с последующим контролем готовности. 83. Предварительная подготовка завершается розыгрышем полета с контролем готовности летного экипажа (включая бортоператоров) к выполнению полета, проводимым командиром летного подразделения или его заместителем с привлечением (при необходимости) старших авиационных специалистов. 84. Заключение о готовности летного экипажа (включая бортоператоров) к выполнению полета дает командир летного подразделения (его заместитель), руководивший подготовкой, или вышестоящий командир на основании проведения розыгрыша полета и контроля готовности. Контроль готовности проводится методом проработки сценариев полета, где инструктор вводит нештатные ситуации. Оценивается взаимодействие в экипаже, способность справиться с возникшей ситуацией и готовность экипажа к полету. 85. Командно-летный, инспекторский и летно-инструкторский состав, принимавший участие в организации и проведении предварительной подготовки, считается получившим подготовку наравне с летным экипажем. 86. Командир летного подразделения (его заместитель), организующий предварительную подготовку летного экипажа (включая бортоператоров), несет ответственность за ее полноту и качество. 87. В транзитных аэропортах при изменении плана полета или при выполнении полетов вне мест базирования предварительная подготовка экипажа проводится командиром ВС, который несет ответственность за качество подготовки. 88. В случае длительного нахождения вне базового аэропорта предварительная подготовка проводится командиром ВС в соответствии с настоящими Правилами с последующим розыгрышем полета. Проведение предварительной подготовки оформляется в соответствии с процедурой, оговоренной в РПП эксплуатанта. 89. Перед выполнением авиационных работ к участию в предварительной подготовке привлекаются (в необходимых случаях) представители заказчика. 90. Информация о предварительной подготовке на предстоящие сутки с указанием времени и места проведения указывается в плане полетов. 91. Планирование, организация и проведение предварительной подготовки осуществляется командиром летного подразделения или его заместителем. 92. Обеспечение предварительной подготовки осуществляется старшими специалистами под руководством заместителя командира летного подразделения и включает: разработку методических и наглядных пособий (в том числе технических средств обучения); подбор необходимой документации, карт, учебной литературы, справочного материала, приказов и оперативной информации по безопасности полетов; разработку перечней вопросов для розыгрыша полета и контроля готовности экипажа к полету. 93. Типовая предварительная подготовка экипажа включает уяснение задачи предстоящего полета (полетов), подбор и подготовку необходимой документации, а также изучение: региона, где проходит маршрут по плану полета, его климатических, географических и орнитологических особенностей; аэронавигационной информации для аэродрома (аэродромов) пункта назначения и запасных, в том числе аэродромов других ведомств; расположения навигационных средств по маршруту полета, порядка и особенностей их использования; диспетчерских районов и зон, а также порядка ведения радиосвязи; запретных, опасных зон и зон ограничения полетов; особенности пилотирования и эксплуатации бортовых систем применительно к ожидаемым условиям предстоящего полета (полетов); порядка совместных действий членов экипажа в аварийных

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх