Возмещение коммунальных услуг

Как затраты на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, которые не подпадают под действие закона № 44-ФЗ, отражаются арендатором при наличии договора на возмещение затрат?

Обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора в соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ и не подпадает под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципаль­ных нужд».

Заключение же гражданско-правовых договоров на возмещение арендодателю расходов по содержанию имущества под регулирование Закона № 44-ФЗ действительно не подпадает. Соответственно, действия по их заключению и исполнению для целей применения данного закона закупкой не являются. Такие договоры не могут квалифицироваться как контракты, заклю­ченные по какому бы то ни было основанию, предусмотренному Законом № 44-ФЗ, в связи с чем и средства, направляемые на оплату таких договоров, нельзя рассматривать как расходу­емые в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Поэтому такие суммы не учитываются при расчете совокупного годового объема закупок.

Как следует отразить сведения о возмещении арендатором (заказчиком) арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг и иных эксплуатационных расходов в отношении арендуемого имущества, если возмещение затрат осуществляется на основании договора?

План-график размещения заказов (план-график) на 2018 год формируется в соответствии с порядком, утвержден­ным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н с учетом особенно­стей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н (осо­бенности).

Пунктом 4 особенностей предусмотрено, что план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого кон­курса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с огра­ниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аук­циона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, испол­нителя), а также способом определения поставщика (под­рядчика, исполнителя), определяемым в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, закупка товара, рабо­ты, услуги для обеспечения государственных или муници­пальных нужд (закупка) представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном этим феде­ральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчи­ка, исполнителя, контрагента) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соот­ветствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заклю­чения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Под контрактом, порядок заключения и особенности исполнения которого регулируются Законом № 44-ФЗ, понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 того же федерального закона (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, любая закупка, которая осуществляется в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, сопровождается заключением контракта, а контракт, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с приобретением заказчи­ком товара, работы или услуги в рамках процедур закупки, предусмотренных этим законом.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является одним из способов определения контрагента при осуществлении закупок (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Как верно отмечено в вопросе, арендатор (в том числе заказчик, обязанный руководствоваться требованиями Закона № 44-ФЗ) возмещает арендодателю расходы на опла­ту коммунальных услуг и прочие затраты, связанные с содержанием имущества, не в качестве оплаты товара, рабо­ты или услуги. Такое возмещение является обязанностью арендодателя в силу требования закона (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Поэтому договор, предметом которого является возмещение арендатором арендодателю таких расходов, по существу, устанавливает лишь порядок расчета и уплаты соответству­ющих сумм. Внося арендодателю такие платежи, арендатор (заказчик) не приобретает какие-либо дополнительные по отношению к уже заключенному договору аренды товары (работы, услуги), то есть не осуществляет закупку, поэтому на договор, который определяет порядок возмещения упомянутых расходов, положения Закона № 44-ФЗ не распро­страняются.

Следовательно, в рамках отношений по возмещению арен­датором затрат на содержание арендуемого имущества арен­додатель не является единственным контрагентом, закупка у которого осуществляется на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ или любой другой нормы этого закона.

Между тем, как следует из упомянутых выше порядка и особенностей, в план-график вносятся сведения именно о закупках товаров, работ и услуг.

Поскольку договор о возмещении арендодателю расходов на оплату коммунальных услуг и прочих затрат, связанных с содержанием имущества, заключается не в рамках закупки товара, работы или услуги (то есть не является контрактом, на который распространяются положения Закона № 44-ФЗ), сведения о возмещении арендодателю таких затрат, включая суммы возмещаемых расходов, в план-график размещения заказов не включаются.

Алексей Александров, Павел Ерин, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ

Все граждане должны исправно в срок оплачивать использование коммунальных услуг. Сумма определяется ежемесячно в соответствии с тарифами, которые разработаны на федеральном уровне.

Некоторые граждане не могут погасить задолженность ввиду ее крупного размера. Это обусловлено тем, что расходы на ресурсы превышают определенную часть доходов семьи. В этом случае можно обратиться в специализированные службы для оформления субсидии.

Возврат части средств на коммунальные услуги предусматривается для нескольких категорий граждан. Основным условием является превышение расходов на оплату 22% от общего среднего дохода семьи. В некоторых регионах ставка меняется, поэтому нужно учитывать эти особенности.

Кто имеет право на субсидии

Право на получение субсидии имеют не все граждане.

Такая государственная поддержка предусматривается для:

  • лиц, квартира для проживания которых располагается в муниципальном или государственном жилищном фонде;
  • арендаторов жилых помещений в соответствии с договором найма в частных домовладениях;
  • членов жилищно-строительных кооперативов;
  • граждан, которым принадлежит жилье в соответствии с правоустанавливающими бумагами;
  • членов семей вышеуказанных лиц.

В некоторых случаях компенсация за траты на коммунальные услуги не положена.

Отказать в получение субсидии могут:

  • ссудополучателям в соответствии с договором безвозмездного пользования;
  • гражданам, которые арендуют жилье на основании договора найма или поднайма;
  • отказополучателям при решении наследственного дела;
  • владельцам ренты при заключении договора пожизненного содержания иждивенца.

Выделяют отдельные категории лиц, которые могут претендовать на подобное взыскание от государства. Важно определить особенности их обращения за субсидией.

Образец справки о составе семьи

Малоимущие

Компенсация оплаты ЖКХ производится малоимущим лицам. Также в эту категорию включаются малообеспеченные граждане.

Данная категория должна иметь расходы на оплату коммунальных услуг в пределах 10–20%. В случае снижения суммы дохода для одного члена семьи предела, установленного на государственном уровне, поправочный коэффициент перерассчитывается. Конечная сумма определяется путем деления среднего дохода на минимальное значение.

Например, в семье из четырех человек прожиточный минимум определяется на уровне 61 тысячи 640 рублей (двое взрослых по 17 тысяч 561 рублю и двое детей по 13 тысяч 259 рублей).

Вместе родители получают доход в размере 51 тысячи 150 рублей. В таком случае коэффициент определяется на уровне 0.8. Расходы при этом составят 8%. Сумма коммунальных платежей составит по стандартным значениям в зависимости от пощади жилья 9 тысяч 699 рублей.

Максимально эти лица должны оплачивать 4 тысячи 012 рублей (51 тысяча 150 рублей х 8% / 100%). Возврат должен совершаться в размере 5 тысяч 686 рублей (стандартные коммунальные платежи – максимально возможный платеж).

Ответственность за неуплату коммунальных платежей несет собственник, а также прописанные в квартире жильцы.

Куда подавать заявление о списании задолженности по коммунальным платежам — узнайте из публикации.

Многодетные семьи

Компенсация многодетным семьям также определяется в соответствии с уровнем их доходов и величиной расходов.

При этом право на предоставление льготы имеется у таких категорий при наличии в семье:

  • пользователя государственного и муниципального жилого помещения;
  • арендатора частной собственности;
  • владельцев недвижимости;
  • членов товарищества собственников жилья, кооперативов.

Стоит помнить, что при наличии задолженности по ЖКУ такая поддержка не оказывается. В этом случае производится взыскание оплаты, после чего можно воспользоваться правом на субсидию.

Возместить можно только средства, которые тратятся на оплату:

  • горячей, холодной воды, канализации;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • топливный материал при отсутствии центрального отопления;
  • электричество;
  • утилизации бытовых отходов.

В случае превышения расходов на данные услуги 22% от общего дохода, можно претендовать на получение субсидии.

Свидетельство о государственной регистрации права

Учителя

Льготы на оплату услуг ЖКХ могут быть предоставлены сельским учителям. Также данное право имеется у их детей, супругов, родителей, родственников, потерявших трудоспособность. По закону коммунальные ресурсы тем педагогам, которые трудятся в сельской местности, предоставляются на бесплатной основе.

Среди таковых выделяют:

  • электроэнергию;
  • топливо в жидком или твердом виде;
  • отопление;
  • водоснабжение.

Даже после выхода на пенсию право на получение субсидии сохраняется. Для этого необходимо обратиться в органы социальной защиты и подать соответствующее заявление.

При этом важно предоставить подтверждение:

  • отсутствие льгот, оформленных ранее;
  • наличие других членов семьи;
  • личности;
  • квадратуры жилого помещения.

Образец справки об отсутствии задолженности по квартплате

Инвалиды

Компенсация коммунальных платежей инвалидам назначается в соответствии со второй статьей ФЗ №399, изданного 29 декабря 2015 года. В нем указывается, что данные лица не вносят средства на капитальный ремонт в полном объеме, если они имеют инвалидность первой и второй группы, воспитывают детей с инвалидностью. Возместить им вправе не более 50% от полной суммы.

После наступления 80-летнего возраста капремонт не оплачивается. Также инвалиды имеют право на получение 50%-ной скидки на оплату услуг ЖКХ.

Ветераны труда

Ветеранам труда предоставляется льгота на оплату водоснабжения, вывоза мусора, газоснабжения, отопления и электроэнергии. Скидка составит 50% от полной стоимости.

Мера поддержки определяется вне зависимости от того, в каком жилье проживает гражданин. При этом нормативы потребления определены на законодательном уровне.

Пенсионеры

Компенсация коммунальных платежей пенсионерам начисляется по аналогии с другими категориями граждан. Она доступна в том числе членам их семей.

Пенсионер должен соответствовать определенным требованиям:

  • иметь гражданство РФ;
  • быть прописанным по адресу, где назначается субсидия;
  • не иметь задолженности по коммунальным услугам;
  • тратить на оплату услуг ЖКХ больше, чем определено допустимое в регионе значение.

Точная сумма определяется сотрудниками управления социальной защиты.

Порядок оформления компенсации коммунальных платежей

Для получения субсидии необходимо обратиться в органы государственной власти, которые занимаются данными вопросами.

Обращение может осуществляться:

  • лично;
  • с привлечением доверенного лица;
  • через почтовое отправление;
  • путем отправки электронного сообщения (на портале Госуслуги и в Многофункциональных центрах).

Скачать образец заявления о регистрации льгот по оплате ЖКХ услуг

Сотруднику государственного органа необходимо передать заявление и дополнительные документы. Он должен проверить правильность составления и проставить отметку о приеме. На бумаге ставится фамилия, имя, отчество ее принявшего, подпись и печать учреждения.

Рассматривается документ в течение 10 дней. После того, как бумаги принимаются, формируется личное дело. Государственными работниками проверяются доходы заявителя и направляются запросы в различные инстанции.

Если какие-либо документы отсутствуют, то рассмотрение заявления приостанавливается. Максимально этот промежуток составляет 30 дней. Если в это время дополнительные бумаги не донесут, то выносится отказ по делу.

В случае принятия положительного решения заявитель также оповещается об этом в течение 10 дней.

Какие нужны документы

Выделяют определенные документы, которые должны быть предоставлены заявителем для получения субсидии:

  • В заявлении отмечается название органа, занимающегося рассмотрением дела, фамилия, имя, отчества гражданина и паспортные данные. Также указывается информация о членах семьи заявителя, адресе проживания. Чтобы деньги поступили человеку, прописываются банковские реквизиты.
  • Необходимо предоставить паспорт гражданина и всех членов его семьи.
  • Родство может быть подтверждено судебным решением.
  • На несовершеннолетних родственников предоставляется свидетельство о рождении.
  • Потребуются правоустанавливающие на квартиру документы.
  • По месту жительства необходимо взять справку о составе семьи.
  • Важно подтвердить доходы каждого члена семьи за последние шесть месяцев.
  • Подтвердить отсутствие долга по коммунальным платежам можно с помощью выписки из лицевого счета.
  • Необходимо доказать соответствующими документами, что лицо может претендовать на получение субсидии.

Куда обращаться

Для того, чтобы подать заявление, нужно посетить территориальное отделение Управления социальной защиты населения или Многофункциональный центр. Жители столицы имеют право на обращение в Городской центр жилищных субсидий.

Подать заявку можно через портал государственных и муниципальных услуг Госуслуги. В любом случае рассматриваться она будет на протяжении 10 дней.

Расчеты и порядок выплат

Субсидии должны быть рассчитаны определенным на законодательном уровне способом. Важно правильно отразить сумму в учете арендатора УСН при определении налоговой базы.

Расчет производится при определении стоимости оплаты услуг ЖКХ и совокупного дохода. Разница и будет являться величиной субсидии. Если доход снижет и не превышает прожиточного минимума, используется дополнительный коэффициент.

В случае снижения уровня доходов принятие заявления производится однозначно. В других ситуациях требуется пересчет.

Средства перечисляются на лицевой счет или банковскую карту гражданина. Также возможна выдача через кассу банка.

Оплата производится до 10 числа месяца. С сумм не выплачиваются налоги. После полугода выплат необходимо снова подать заявку.

Субсидии являются значительной поддержкой государства малоимущих граждан. Важно знать порядок их получения, чтобы иметь возможность использовать льготу.

Сколько стоит коммуналка в 2 комнатной квартире? — Все зависит от размера жилплощади, тарифов, установленных в данном городе, и количества прописанных в квартире людей.

Узнайте , как оформить рассрочку коммунальных платежей.

Что говорит закон о сроке давности по коммунальным платежам — мы расскажем в этой статье.

Возмещение коммунальных платежей арендодателю-общесистемщику: в поисках дохода

аренда, предприниматель-общесистемщик, возмещение коммунальных платежей

«Уже пришли»

Собственно, итог, к которому пришли в том числе и налоговики в результате НДС-перипетий: возмещение коммунальных услуг связано с арендой и эксплуатацией недвижимости, т. е. является составляющей арендной услуги. От этого пляшем и в вопросе обложения НДС компенсации, и в вопросе «кодирования» в налоговой накладной*.

* Самый свежий материал по этому вопросу — статья «Компенсация коммуналки при аренде: как заполнять налоговые накладные?» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 34).

Примерно в этом фарватере уже долгое время находится позиция налоговиков по части налогообложения такой компенсации у арендодателя — ФЛП на едином налоге (категория 107.04 ЗІР):

1) если уплата/компенсация коммунальных платежей предусмотрена договором аренды, то возмещенная арендатором сумма коммунальных услуг плательщику единого налога полностью включается в доход от осуществления им деятельности по предоставлению услуг (предоставлению недвижимости в аренду);

2) если договор аренды не предусматривает уплаты/компенсации арендатором коммунальных платежей, но такие платежи арендатор все же возмещает арендодателю-ФЛП (не в составе арендной платы, а отдельно от нее), то сумму этих платежей последний обязан включить в доход, обложив налогом по избранной им ставке. А плательщик единого налога группы 2 — по ставке 15 % как доход, полученный от вида деятельности, который не указан в реестре плательщиков единого налога**.

** Более подробно об этом вы можете прочесть в статье «Ненастоящий» ЕН-доход: учет компенсации коммунальных платежей» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 14).

То есть логика, в принципе, такая же. Возмещение арендатором суммы коммунальных услуг арендодателю — это та же самая арендная плата.

Главное — прописать в договоре аренды соответствующую обязанность арендатора.

«Новый поворот»?

Собственно, в отношении предпринимателей на общей системе тоже можно найти «нормальные» разъяснения (категория 104.05 ЗІР):

«Если арендодатель согласно договору аренды получает от арендатора возмещение расходов на оплату потребленных коммунальных услуг (отопления, электрической энергии, водоснабжения, водоотведения) на содержание помещения, то при исчислении объекта налогообложения арендодатель учитывает суммы такой полученной компенсации в составе дохода на основании п. 177.2 ст. 177 НКУ, а сумму средств, уплаченных поставщику коммунальных услуг, — в составе прочих расходов, связанных с хозяйственной деятельностью п.п. 177.4.4 п. 177.4 ст. 177 НКУ. При этом такие расходы должны быть подтверждены соответствующими первичными документами».

То есть все идет в рамках предпринимательских доходов/расходов. Единственное, помним, что если объект аренды — объект жилой недвижимости (т. е. основное средство двойного назначения), то на расходы имеем запрет .

Ведь запрещено учитывать в расходах затраты на приобретение и основных средств двойного назначения (п.п. 177.4.5 НКУ).

Но вот что нас взволновало. В ИНК от 20.09.2017 г. № 2003/Х/99-99-13-01-02-14/ІПК фискалы вообще решили, что полученную компенсацию коммунальных платежей нужно облагать НДФЛ и военсбором как доход гражданина, так как компенсация вообще не является предпринимательским доходом арендодателя. Соответственно, обязанность удержать НДФЛ и военсбор они возложили на арендатора как на налогового агента . А если арендатор — обычное физлицо? Он ведь не может быть налоговым агентом в принципе. Но даже если предположить, что арендатор — субъект хозяйствования (т. е. может быть налоговым агентом), то и в этом случае он не имеет права удерживать НДФЛ и военсбор с арендодателя-предпринимателя, если тот предоставит ему копию документа, подтверждающего госрегистрацию (п. 177.8 НКУ).

Причем для неудержания НДФЛ и военсбора совершенно неважно, за какой вид деятельности арендатор выплачивает доход общесистемщику — НДФЛ и военсбор не удерживаются в любом случае при наличии копии выписки или извлечения из Госреестра, предоставленной арендодателем. Это уже обязанность самого предпринимателя-арендодателя: смотреть, от какой деятельности получен доход, и если доход непредпринимательский, то уплачивать с него НДФЛ и военсбор.

Но что же подтолкнуло налоговиков к такой фискальной позиции? Возможно, задавший вопрос арендодатель не переоформил договор с коммунальными службами на себя как на предпринимателя и поэтому счета за «коммуналку» приходили ему как гражданину. Тем не менее, это не повод заставлять арендатора удерживать НДФЛ и военсбор при выплате компенсации «коммуналки»!

Действительно, статус физлица-предпринимателя двоякий, что нередко порождает путаницу. Так, физлицо со статусом «предприниматель» в разных договорах может выступать либо как гражданин, либо как субъект хозяйствования. В нашем же случае совершенно ясно, что компенсация «коммуналки» связана с договором аренды.

Как мы уже выяснили, налоговики «повсеместно» пришли к пониманию того, что коммунальная компенсация — это часть платы за аренду.

А в этом договоре арендодатель выступает как предприниматель, а не гражданин. Поэтому и компенсацию он получает как предприниматель. Ведь не может физлицо по одному и тому же договору выступать одновременно и гражданином, и субъектом хозяйствования. Только когда деятельность физлица выходит за рамки бизнеса и касается его личных интересов, можно говорить о том, что он выступает как гражданин.

В данной ситуации нет сомнений, что компенсация находится в рамках предпринимательской деятельности физлица. А значит, к ней не должны применяться гражданские правила налогообложения, т. е. арендатор никоим образом не обязан удерживать НДФЛ и военсбор, выплачивая ее.

Увы, как видим, налоговики могут думать иначе . Поэтому чтобы лишний раз не давать им повода для придирок, советуем придерживаться правил, о которых расскажем ниже.

Исключаем недопонимание

Вариант 1. Заключать договор аренды так, чтобы арендная плата включала в себя компенсацию коммунальных платежей. Идеально, если о коммунальных платежах в договоре вообще не будет идти речь. Арендатор просто: 1) получает арендную плату (частью которой является сумма компенсации «коммуналки») и ставит ее в доход; 2) оплачивает счета за коммунальные услуги и ставит эту сумму в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ (ср. 025069200).

Опять же, с оговоркой в части расходных ограничений по объектам жилой недвижимости (основным средствам двойного назначения).

Понятно, что размер коммунальных платежей сложно предугадать заранее, поэтому в договоре можно, к примеру, прописать: «арендная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной. Переменная часть составляет _ % от постоянной и при необходимости может корректироваться по договоренности сторон. Окончательная ее сумма устанавливается ежемесячно в акте выполненных работ***. Корректировка происходит в зависимости от… (интенсивности использования помещения, характера использования помещения, сезонности и т. п.)». По сути, в переменную часть как раз и будет «зашита» компенсация коммунальных платежей.

*** Правильно его составить поможет статья «Первичка при аренде: современные тенденции» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 39).

Вариант 2. Как минимум позаботиться о том, чтобы в договоре аренды была прописана обязанность арендатора компенсировать коммунальные платежи. Как мы уже говорили, в случае с единоналожниками этого достаточно. Должно быть достаточно и в отношении общесистемщиков, о чем свидетельствует приведенная выше консультация из категории 104.05 ЗІР.

«Хитовая» ИНК от налоговиков, считаем, все-таки является эпизодическим отступлением от «нормальной» логики.

Арендатору удерживать из этой суммы НДФЛ и военсбор не нужно.

Что касается арендодателя, то у него снова-таки полученная компенсация попадет в доходы, а уплаченные за коммунальные услуги средства — в расходы. Опять же, с оговоркой в части расходных ограничений по объектам жилой недвижимости (основным средствам двойного назначения).

Учтите, расходы на оплату «коммуналки» можно учесть только при наличии платежных документов (п.п. 177.4.5 НКУ)!

Вариант 3. Если же арендодатель не хочет возиться с оплатой «коммуналки», можно все договоры с коммунальными службами переоформить на арендатора. Пусть он сам и рассчитывается за «коммуналку». Это удобно при долгосрочной аренде и по объектам жилой недвижимости, где есть ограничение по учету расходов на содержание.

В таком случае арендодатель просто будет ставить в доход чистую арендную плату. Что же касается коммунальных платежей, то ему не придется ни платить их, ни связываться с их компенсацией. Этими платежами будет напрямую (от себя) заниматься арендатор.

Договор на возмещение коммунальных услуг по Закону №ФЗ-44.

Заказчик вправе осуществить закупки указанных услуг у единственного исполнителя на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), только в том случае, если речь идет о помещениях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, и в случае, если данные услуги уже оказываются исполнителем другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Узнать больше

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключить контракт с единственным исполнителем в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

С 31 декабря 2014 г. Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был расширен список услуг для одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику. К указанным ранее услугам добавились услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов.

Поэтому, если условие о том, что услуги, перечисленные в п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения заказчика, а также условие о том, что такие помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, не соблюдаются, то у заказчика нет оснований заключать договор с исполнителем как единственным поставщиком услуг на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и заказчику следует проводить закупку необходимых услуг применяя конкурентные способы закупки или у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ следует в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность проведения закупки у единственного поставщика конкурентными способами.

Дополнительно обращаем внимание, что если контрольный орган в сфере закупок признает выбор способа закупки у единственного поставщика необоснованным, то есть риск оценки действий заказчика по выбору способа закупки с нарушениями ч. 1 или 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

В свою очередь, п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик может осуществлять закупку у единственного поставщика в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

Иными словами, при заключении контракта на аренду нежилого помещения в соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в рамках данного контрактазаказчик вправе предусмотреть выплаты по возмещению затрат на коммунальные услуги.

Возмещение затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком, может быть предусмотрено в рамках заключенного договора аренды.

Заказчик вправе на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заключить договор с единственным исполнителем на аренду помещений, включив в условия договора не только плату за аренду помещения, но и расходы на возмещение коммунальных услуг.

Также следует отметить, что согласно п. 8, п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) также может осуществляться заказчиком в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ, а также заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Следовательно, если условиями договора аренды предусмотреть, что заказчик самостоятельно оплачивает коммунальные услуги, то заказчик вправе заключить договоры в соответствии с п. 8, п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Также обращаем внимание, что при заключении контракта на основании п. 23 или п.32 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

После заключения контракта по п.32 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, необходимо внести информацию в реестр контрактов. Заказчик в реестре контрактов размещает документы и информацию об объекте закупки, цене контракта и сроке его исполнения, цене единицы товара, работы или услуги в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта (ч.3 ст.103 Закона № 44-фз).

Если речь идет о помещениях, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, и в случае, если данные услуги уже оказываются исполнителем другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, то Заказчик вправе осуществить закупки указанных услуг у единственного исполнителя на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если же речь идет о возмещении затрат на коммунальные услуги в помещениях, арендуемых заказчиком, то оплата может быть предусмотрена в рамках заключенного договора аренды по п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Отмечем, что предварительно закупка должна быть внесена в размещенный в ЕИС план график размещения заказов.

Также обращаем внимание, что при заключении контракта на основании п. 23 или п.32 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 93 Закона №44-ФЗ, заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а в соответствии с ч. 4 ст. 93 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

После заключения контракта по п.32 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, необходимо внести информацию в реестр контрактов. Заказчик в реестре контрактов размещает документы и информацию об объекте закупки, цене контракта и сроке его исполнения, цене единицы товара, работы или услуги в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта (ч.3 ст.103 Закона № 44-фз).

Журнал «Госзакупки.ру» — единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >> Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» — уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Из рекомендации «Как подготовить план-график: пошаговая инструкция»

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх