Временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 14 апреля 2017 г. № 03/1-03/275 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики» (далее – приказ) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Чувашской Республики.

По данным Чувашстата объем утилизированных твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в 2016 году составил 237,028 тыс. куб. м., в том числе от населения 124,26 тыс. куб. м. или 0,25 куб. м. на 1 жителя в среднем за год.

При этом утвержденные приказом временные нормативы накопления ТКО для благоустроенных жилых домов в размере 2,02 куб. м. на 1 проживающего в год, для неблагоустроенных жилых домов в размере 3,03 куб. м. на 1 проживающего в год, что в разы превышает фактические показатели за 2016 год.

Приказ содержит положения, вводящие избыточные требования для субъектов предпринимательской деятельности, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности, в связи с этим не может быть согласован.

Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики процедура ОРВ приказа проведена с нарушением отдельных положений Порядка проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики (далее – Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2012 г. № 532 «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Чувашской Республики». В связи с этим Минстрою Чувашии предложено разработать новый проект приказа, предусматривающий оптимальные показатели нормативов накопления ТКО для населения.

В Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится, что накопление отходов — временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования».

Какие же основные требования предъявляются к местам временного накопления отходов на предприятии?

В СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» указано:

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Целью данных правил является снижение неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления путём предупреждения их рассеивания или потерь в процессе промежуточного складирования.

Временное накопление каждого вида отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:

  • в производственных или вспомогательных помещениях;
  • в нестандартных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
  • в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных ёмкостях;
  • в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
  • на открытых приспособленных для хранения отходов площадках.

Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.

Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учётом агрегатного состояния и надёжности тары».

Конкретные требования к местам временного накопления отходов можно найти в региональных документах. Для примера рассмотрим постановление правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках», которое конкретизирует все предписания СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно указанному постановлению для хранения отходов 1-3-го классов опасности в зависимости от их свойств необходимо использовать закрытую или герметичную тару:

  • металлические или пластиковые контейнеры, лари, ящики и др.;
  • металлические или пластиковые бочки, цистерны, баки, баллоны, стеклянные ёмкости и др.;
  • прорезиненные или полиэтиленовые пакеты, бумажные, картонные, тканевые мешки, кули и др.

Отходы производства и потребления 4-го и 5-го классов опасности могут храниться в открытой таре. Не допускается хранение в открытой таре отходов, содержащих летучие вредные вещества.

Временное хранение твёрдых отходов 4-го и 5-го классов опасности в зависимости от их свойств допускается осуществлять без тары — навалом, насыпью, в виде гряд, отвалов, в кипах, рулонах, брикетах, тюках, в штабелях и отдельно на поддонах или подставках.

Тара и упаковка должны быть прочными, исправными, полностью предотвращать утечку или рассыпание отходов, обеспечивать их сохранность при хранении. Тара должна быть изготовлена из материала, устойчивого к воздействию данного вида отхода и его отдельных компонентов, атмосферных осадков, перепадов температур и прямых солнечных лучей.

Контейнеры, используемые для хранения отходов производства и потребления, изготавливают из материалов, обеспечивающих качественное проведение их очистки и обеззараживания. Ёмкости, используемые для хранения жидких отходов, должны быть установлены на поддонах, обеспечивающих сбор и хранение всей разлившейся жидкости. Стеклянная тара, используемая для хранения жидких отходов, должна помещаться в деревянные, пластиковые ящики или иметь обрешётку. Стенки ящиков и обрешёток должны быть выше закупоренных бутылей и банок на 5 см.

Размещаемые отходы производства и потребления следует складировать таким образом, чтобы исключить возможность их падения, опрокидывания, разливания, чтобы обеспечивалась доступность и безопасность их погрузки для отправки на специализированные предприятия для обезвреживания, переработки или утилизации.

Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и (или) закрытые площадки. Временное хранение в пределах закрытой площадки осуществляется в случае:

  • принадлежности отходов к 1-3-му классам опасности в зависимости от их свойств;
  • необходимости создания особых условий хранения, а также надёжной изоляции отходов от доступа посторонних лиц;
  • необходимости создания особых условий хранения отходов для сохранения их ценных качеств как вторичного сырья;
  • сбора и накопления отходов в непосредственных местах их образования (в цехах, производственных помещениях).

Для организации закрытых площадок временного накопления отходов могут использоваться специально предназначенные для этой цели стационарные складские здания, отдельные помещения или выделенные площади внутри складских и (или) производственных, вспомогательных зданий, а также нестационарные складские здания и сооружения.

Чтобы проверить правильность обустройства открытых площадок для временного хранения отходов, вновь откроем Сан Пи Н 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», где сказано:

«При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

  • временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
  • поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приёмников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
  • поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
  • по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями в соответствии с техническими условиями;
  • поступление загрязнённого ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоёмы без очистки не допускается».

Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППВ 01-03), утверждённых приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313. Площадка, на которой осуществляется временное хранение отходов производства и потребления, обладающих пожароопасными свойствами, должна быть оборудована первичными средствами пожаротушения.

Какое же количество отходов может быть размещено при временном их накоплении?

В упомянутом постановлении Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП сказано, что «предельное количество временного накопления отходов производства и потребления, которое допускается размещать на территории природопользователей, определяется на основе баланса сырья и материалов в соответствии с необходимостью формирования транспортной партии отходов для их вывоза, с учётом компонентного состава отходов, их физических и химических свойств, агрегатного состояния, токсичности и летучести содержащихся вредных компонентов и минимизации их воздействия на окружающую среду. Временное хранение отходов производства и потребления должно осуществляться в условиях, исключающих превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в части загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв прилегающих территорий, не должно приводить к нарушению гигиенических нормативов и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на данной территории».

Дополнительно можно рассмотреть различные рекомендации по хранению конкретных видов отходов. Для примера можно открыть «Практические советы и рекомендации по разработке, согласованию и продлению разрешительных документов», которые были изданы в Москве в 1998 г.

Так, люминесцентные лампы (1-й класс опасности) необходимо временно хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, желательно с ровным кафельным либо металлическим полом, в специальных контейнерах, желательно металлических.

Не допускается:

хранение ламп под открытым небом; хранение ламп без тары; хранение ламп в мягких картонных коробках, наваленных друг на друга;

хранение на фунтовой поверхности; передача ламп в какие-либо сторонние организации, кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые с неслитым электролитом (2-й класс опасности) следует хранить в крытом помещении, недоступном для посторонних, в штабелях либо на стеллажах.

Не допускается хранение аккумуляторов под открытым небом, на фунтовой поверхности, также не допускается передача аккумуляторов в какие-либо сторонние организации кроме специализированных по переработке данного вида отходов.

Отработанные масла (3-й класс опасности) накапливаются непосредственно в цехах и должны храниться в металлических или в пластиковых бочках, канистрах, установленных на металлических поддонах. Подразумевается обязательно раздельное хранение различных видов масел (индустриальных, моторных, трансмиссионных и т.д.) в рамках требований перерабатывающих предприятий. Конечное хранение отходов до их сдачи на специализированное предприятие должно осуществляться в специальных цистернах, установленных на площадке с водонепроницаемым покрытием, имеющей бортики, желательно огороженной, обеспеченной удобными подъездными путями. В обязательном порядке предусматривается надёжная водонепроницаемая кровля.

Не допускается переполнение емкостей для хранения масла и излитие его на рельеф, попадание воды внутрь ёмкостей для хранения масла.

Металлолом (5-й класс опасности) должен храниться на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями.

Металлическую стружку следует хранить в специальных металлических контейнерах, установленных на площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной, имеющей бортики, обеспеченной удобными подъездными путями. В случае если стружка загрязнена нефтепродуктами, эмульсией и т.п., контейнеры должны быть снабжены крышками.

Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (4-й или 5-й класс опасности) должен храниться в специальных металлических контейнерах, установленных на имеющей бортики площадке с твёрдым покрытием, желательно огороженной с трёх сторон сплошным ограждением, обеспеченной удобными подъездными путями. Не допускается переполнение контейнеров (должен быть обеспечен своевременный их вывоз) и поступление в контейнеры для мусора отходов, не разрешённых к приёму на полигоны ТБО, в особенности отходов 1-го и 2-го классов опасности.

Отработанные шины и камеры (4-й класс опасности) как отходы представляют опасность, прежде всего как элемент замусоривания территории, поэтому требования к их хранению сводятся к недопущению попадания их в окружающую среду. Желательно хранение их на огороженной крытой площадке с твёрдым покрытием, в штабелях либо на стеллажах.

Промасленная ветошь (3-й или 4-й класс опасности) накапливается в металлических ящиках с крышкой на удалении от других горючих материалов и источников возможного возгорания (хранение в цехе не должно превышать недельную норму образования). Еженедельно ветошь необходимо убирать из помещения в место хранения (металлический ящик, расположенный на расстоянии от строений с точки зрения противопожарной безопасности) и вывозить на обезвреживание в соответствии с установленным лимитом в специализированную организацию.

Не допускается:

  • поступление промасленной ветоши в контейнеры для других отходов;
  • поступление посторонних предметов в контейнеры для сбора промасленной ветоши. Определенные требования предъявляются и к транспортированию отходов. Предприятие имеет право перевозить свои отходы самостоятельно, но для специфических видов отходов понадобится специальный транспорт. Лицензия для транспортирования отходов с 03.11.2011 (с вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ) не требуется. Конструкция и условия эксплуатации транспорта должны исключать потери и загрязнение окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов. Периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия зависит от формирования транспортной партии.

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Свалка мусора приводит к большим проблемам экологического характера. Чтобы свести к минимуму проблемы и сделать пригодной землю, где хранились отходы, для дальнейшего использования, обустраивают специальные полигоны для мусора.

Устройство площадок для размещения мусора должно отвечать четким требованиям. Эти требования прописаны в нормативных документах, СниП и СанПиН.

Главным условием при устройстве полигона является его расположение. Идеально для этого подходят глинистые почвы, которые отличаются плотностью и низким уровнем проникания в них жидкости. Если состав почвы другой, выполняется гидроизоляция для полигонов ТБО.

Полигон ТБО оснащается системой пожаротушения. Пожалуй, это самый важный аспект при проектировании, так как пожар на свалке может привести к печальным последствиям для местной экологии.

Законодательная база

Проектирование полигонов для отходов выполняется четко в соответствии с действующим законодательством на территории РФ. Основой являются три документа:

  • Санитарные правила и нормы (СанПиН).
  • Гигиенические требования к устройству и содержанию ТБО.
  • Строительные нормы и правила (СНиП).

В строительных нормах изложены все требования к устройству и эксплуатации полигонов, в частности:

  • Порядок размещения и разграничение участков складирования мусора (миниполигон).
  • Разработка проектов полигонов.
  • Разработку схемы полигона.
  • Разработка проекта ПДВ.
  • Расчет экологического влияния и выбор защиты.

Также, эта нормативная документация регламентирует, какие основные пункты должны быть отражены в инструкции по сбору и утилизации бытовых отходов.

Правила размещения мусора

Согласно СНиПа, размещение полигонов разрешено на:

  • На площади земли, где отсутствуют любые насаждения, и она не используется для сельскохозяйственных нужд.
  • На площадях, где с помощью инженерных решений возможно будет снижение негативного воздействия мусора на экологическую ситуацию.
  • На рядом расположенных к населенным пунктам участках, в случае, если они не предусмотрены под жилую застройку.

Нормативы по созданию проекта

Перед получением лицензии на размещение и утилизацию мусора, необходимо правильно выполнить проект по устройству полигона.

Проект на полигон ТКО или ТБО обязательно должен содержать следующие разделы:

  1. Общая часть.
  2. Технический раздел, в котором указана необходимая емкость и приложен ее расчет и экспертиза земли. Сюда же прилагается расчет численности задействованного персонала и размера участка.
  3. Часть топографической съемки участка.
  4. Часть с санитарными и техническими требованиями.
  5. Сметный расчет.
  6. Определение экологического влияния на среду.

Экологическая защита

Основным разделом строительных норм и правил является описание основных мероприятий, уменьшающих воздействие мусора на экологическую ситуацию района.

Согласно требованиям норм участок для хранения мусора должен быть:

  • Огорожен земляной насыпью, целью которой является изоляция отходов.
  • Разработана система мониторинга и контроля за состоянием водных объектов, как наземных, так и подземных, воздуха и зеленых насаждений.
  • Участок, используемый под отходы, должен быть надежно огражден.

Разработка проекта

Полигоны для захоронения ТБО проектируются с одной основной целью — уменьшение воздействия вредных веществ, которые образуются в результате разложения мусора на почву, воздух и воду.

Участок под полигон ТБО должен отвечать следующим требованиям:

  1. Топографические условия. Идеально, если площадка для мусора будет иметь небольшой уклон. Лучше, если это будет один склон. Для проектирования не подойдут участки с резким уклоном или же равнинные участки.
  2. Ценность земельного участка. Оптимальным решением будет выбор участка, предназначенного для посадки низкоценных сельскохозяйственных культур. Свалка мусора запрещена на территориях, где произрастают редкие виды растений.
  3. Наличие водяной артерии. Оптимальным вариантом является наличие на полигоне водного объекта, из которого отсутствует водоразбор.

Строительство

С развитием промышленности и увеличением уровня жизни населения вопрос строительства полигонов ТБО стал актуальным.

Главное требование к расположению таких площадей — отсутствие около них жилых застроек. Чтобы узнать, насколько безопасно жить на расстоянии от свалки, проводится расчет, согласно методике расчета выбросов.

Начальным этапом в строительстве полигона является подготовка котлована. В дальнейшем его оборудуют специальными гидроизоляционными экранами.

Геотекстиль для полигона ТБО — это новое решение, которое прекрасно зарекомендовало себя. После оборудования днища и стен, к полигону подводятся все необходимые коммуникации и возводятся сооружения.

При строительстве полигона не существует каких-либо типовых проектов или решений. Содержание проекта и его стоимость зависит от многих условий.

Обычно при строительстве учитываются следующие факторы:

  • Планируемая площадь территории полигона.
  • Тип территории, например, низина, овраг.
  • Планируемый объем отходов.
  • Использование изоляционных материалов или специального оборудования для уменьшения воздействия продуктов распада.

Лицензия на деятельность

Чтобы осуществлять любую деятельность на территории государства, необходимо прежде получить лицензию на данный вид деятельности.

Это относится и к сбору и утилизации мусора. Ее получают еще до начала строительства полигона для сбора мусора на этапе проектирования. Основанием для получения лицензии служит Федеральный закон №99 от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности». Получение ее осуществляется в службе по надзору в сфере природоиспользования.

Работа без лицензии

Лицензирование деятельности по сбору и утилизации отходов является обязательным еще на этапе проектирования полигона.

Если владелец полигона еще будет пытаться зарабатывать деньги, утилизируя или перерабатывая отходы без лицензии, то это двойной риск для него. Если в ходе деятельности нанесен вред экологии, то владельцу грозит уголовная статья «незаконное предпринимательство».

В случае любой проверки необходимо предъявлять этот документ, поэтому ее отсутствие обнаруживается достаточно быстро и просто.

Правила приема отходов

Тем, кто не сталкивался с приемом отходов на полигон, может показаться, что туда везут без разбору любой мусор. Но на самом деле все не так. В своей деятельности владельцы полигонов строго руководствуются специальными инструкциями и законодательством. Основное руководство для них — это Правила приема мусора и его складирование.

Для приема мусора на хранение необходимо заключение специального договора. В нем указывает количество и тип мусора, который будет поставлен на хранение фирмой заказчиком. Исходя из этой потребности, выдаются талоны на мусор, их водитель предъявляет при въезде на полигон. Кроме талонов, водитель взвешивает машину и заполняет специальный акт сдачи отходов.

Очистка фильтрата

В результате хранения мусора неизбежным процессом является возникновение фильтрата. Его образование происходит в течение нескольких лет под действием атмосферных осадков. Они, проходя через огромный слой различных отходов, вбирают в себя вредные вещества.

Как результат, состав фильтрата — это неприятно пахнущая жидкость со сложным химическим составом.

Чтобы избежать этого, еще на этапе проектирования сметой предусматриваются затраты на периодическую очистку фильтрата.

Для обеззараживания фильтрата существует несколько методов:

  • Фильтрация механическим способом.
  • Отстаивание.
  • Применение биологических добавок для очистки.
  • Физико-химические методы очистки.
  • Выпаривание.
  • Обработка фильтрата лазером.

Способ очистки фильтрата — это исключительно выбор владельца полигона. Этот процесс требует значительных финансовых вложений и должен предусматриваться заранее.

Также еще одной крупной статьей затрат для владельца полигона является его рекультивация. Этот процесс необходим тогда, когда срок эксплуатации земли под хранение отходов закончился.

Рекультивированным считается участок, когда он прошел два типа обработки: техническую и биологическую, и готов к дальнейшему использованию.

Что станет с полигонами после мусорной реформы

В 2016 году в России предполагалось вступление в действие новой системы обращения с отходами. Согласно этой системе, предполагается раздельный сбор отходов, установление контроля над их утилизацией и штрафы за утилизацию отходов, которые могли бы быть переработаны.

К этому времени каждый регион должен был разработать и согласовать с Росрироднадзором схемы обращения с отходами. Но к середине 2016 года никаких шагов в данном направлении сделано не было. Было решено перенести внедрение системы на 2017-2019 годы.

Часть потенциально опасных полигонов планируется к закрытию. Программа предусматривает ряд положительных моментов от внедрения. Однако не стоит забывать, что через столько лет после создания она так и не внедрена.

А прежде чем ликвидировать старые полигоны без строительства новых и современных комплексов, стоит задуматься, что это приведет к тому, что города погрязнут в отходах.

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

У нашей организации имеется полигон твердых отходов на земельном участке с разрешенным использованием: под размещение твердых бытовых отходов. Нами был направлен запрос в Госкомитет строительного надзора и госэкспертизы Ленинградской области на получение разрешения на строительство. Госкомитетом строительного надзора и гос. экспертизы Ленинградской области был дан ответ: Получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта полигон не требуется (ссылка на п. 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Из-за отсутствия такого разрешения нам отказывают в государственной регистрации данного объекта. Правомерно ли это? Да, хотелось бы дополнить, что в сообщении об отказе в гос. регистрации сделан вывод о том, что: право собственности на сооружение: Полигон твердых отходов, не являющиеся объектом недвижимости, государственной регистрации не подлежит.

Ответ

Ответ на данный вопрос зависит от конкретных характеристик полигона твердых отходов.

Полигоны для хранения (захоронения) твердых бытовых отходов являются объектами размещения отходов — специально оборудованными сооружениями, предназначенными для размещения отходов (ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Но является ли полигон объектам недвижимости или нет, определяется в каждом случае индивидуально, с учетом конкретных характеристик объекта.

Основной признак недвижимого имущества (ст.130 ГК РФ) присутствие прочной связи с землей (т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба их назначению невозможно).

В Письме Минфина России от 11.03.2013 № 03-05-05-01/11960 дополнительно разъяснено, что под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно.

Судебная практика, как правило, не признает оборудованную (бетонную/асфальтированную) площадку самостоятельным объектом недвижимости, поскольку площадка представляет собой улучшение земельного участка.

Но на практике, в ряде случаев полигоны признаются объектами недвижимости (см. Постановление ФАС СЗО от 15.10.2008 № А13-1190/2008). В случае судебных споров, данные вопросы разрешаются с учетом конкретных характеристик полигон. К примеру, в Постановлении ФАС ВВО от 17.07.2012 № А17-5403/2009, Постановлении ФАС ВВО от 07.03.2012 № А17-720/2011, Постановлении АС ЗСО от 21.09.2015 № А46-15672/2014 с учетом характеристик, был сделан вывод, что полигон по захоронению твердых бытовых отходов является временным объектом и не относится к объектам капитального строительства. Таким образом, если полигон не обладает признаками объекта недвижимости, отказ Росреестра в регистрации прав на него может быть признан правомерным.

«38. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.*

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

По смыслу статьи 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).

Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится.

При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (пункт 1 статьи 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 ГК РФ)*».

2.Различия между движимым и недвижимым имуществом

«Расчет налога на имущество организаций зависит от того, является ли актив движимым имуществом. На практике может возникнуть проблема с тем, относить имущество к движимым активам или недвижимости. Рассмотрим этот вопрос подробней.

В некоторых случаях определить вид имущества поможет ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359). Несмотря на то, что основное предназначение классификатора — это распределение основных средств по амортизационным группам. В письме от 20 декабря 2013 г. № 03-05-05-01/56232 финансовое ведомство ответило на вопрос компании: должна ли та платить налог на имущество с микротурбинной установки? Представители Минфина России сверились с техническим описанием объекта и сообщили, что установка относится к оборудованию (код ОКОФ — 140000000 «Машины и оборудование»). Поэтому она признается движимым имуществом и налогом не облагается. С 2016 года начнет действовать новый классификатор основных фондов ОК 013–2014.

Какие объекты относятся к недвижимости, а какие — нет, прописано в статье 130 Гражданского кодекса РФ. Однако на практике возникают вопросы, ответы на которые кодекс, увы, не дает. Допустим, вы приобрели в этом году и установили в офисных помещениях пожарные сигнализации. Уплачивать ли с их стоимости налог? Сразу подскажем, что не надо. Такие установки, по мнению чиновников, являются движимым имуществом.

Вообще к недвижимости принято относить все, что неразрывно связано с землей: участки, недра, а также различные постройки. Словом все то, что невозможно передвинуть без ощутимого ущерба для самого имущества. Кстати, объекты незавершенного строительства также относятся к недвижимости (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ).

К недвижимости точно относят те объекты, которые зарегистрировали в государственном кадастре. Записи в кадастр недвижимости делают в Росреестре. Там же регистрируют право собственности на объекты недвижимости. Соответственно, свидетельство о таком праве однозначно подтвердит, что постройка считается недвижимым имуществом.*

Вносить сведения в такой кадастр в обязательном порядке по каждому объекту начали лишь с начала 2013 года. Поэтому не исключено, что часть недвижимости ( какие-нибудь небольшие постройки), которая давно в собственности вашей компании, пока нигде не записана. Даже если какого-то из объектов пока нет в реестре, это не повод освобождать здания и сооружения от налога на имущество. Конечно, при условии, что по всем параметрам такое имущество соответствует как минимум требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. То есть вы учли его как основное средство (письмо Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5317).

Составные части одного основного средства с разными сроками полезного использования можно учесть по отдельности (п. 6 ПБУ 6/01). Тогда можно ли признать обособленными (движимыми) объектами лифт, водопровод, отопление и другие инженерные системы здания, чтобы не платить налог? Чиновники считают, что как бы вы ни учитывали подобные конструкции, все это часть объекта недвижимости. А значит, налог надо платить. Об этом — письмо Минфина России от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247.

Далее рассмотрим, какие признаки свидетельствуют о том, что актив является недвижимостью. В помещении проведены коммуникации — это признак недвижимости. Такое решение стало итогом спора, детали которого описаны в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25 февраля 2011 г. по делу № А27-24716/2009.

Объекты, возведенные на специальной территории. Вот другой признак, по которому можно отнести объект к недвижимости: это назначение участка, на котором он расположен. Здание вы возвели на территории, отведенной специально под строительство недвижимости, и к тому же получили на это разрешение? Тогда объект, скорее всего, признают недвижимым. По крайней мере даже в суде этот подход подтверждается (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 г. по делу № А74-3839/2011).

Все, что не отвечает признакам недвижимости, по умолчанию считается движимым имуществом. Такое правило закреплено в пункте 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ. Конечно, в неоднозначных ситуациях вам выгоднее признать объект движимым. Особенно если на учет его поставили в 2013 году. Такое имущество и налогом не облагается, и в отчетности его показывать не надо (письмо ФНС России от 12 февраля 2013 г. № БС-4-11/2301).

Далее рассмотрим подробно примеры распространенных активов. А в таблице ниже мы привели кратко выводы чиновников, какие объекты считать движимым имуществом, а какие — недвижимостью.

Какое имущество можно считать движимым, а что отнести к недвижимости

Вид имущества Основание*
Надо учитывать как часть недвижимости
Лифты и эскалаторы Письма Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-05-05-01/11960, от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247
Встроенные системы вентиляции
Коммуникации (системы отопления, канализации, водоснабжения)
Электросети
Мусоропроводы
Можно учесть как движимое имущество
Банкоматы и платежные терминалы Письмо Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-05-05-01/11960
Охранные и пожарные сигнализации
Кондиционеры
Рекламные конструкции
Системы видеонаблюдения Письмо Минфина России от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247
Мебель и компьютерная техника

Объекты, демонтаж которых не потребует ремонта

Банкоматы и платежные терминалы, рекламные конструкции, охранные и пожарные сигнализации — все это движимое имущество. Именно так считают представители Минфина России, о чем они сообщили в своем письме от 11 апреля 2013 г. № 03-05-05-01/11960. Ведь такие объекты можно демонтировать без каких-либо неприятных последствий — само основное средство от этого не пострадает, им можно спокойно пользоваться дальше.

По этой же причине чиновники разрешают не платить налог со стоимости внешних кондиционеров, принятых на учет после 1 января 2013 года. То есть надо включать в базу тот кондиционер, который сможет работать и после того, как его демонтируют.

Если у вас на балансе числится конструкция, которую при желании можно разобрать на части, а затем снова установить, то ваша компания — обладатель движимого имущества. Речь идет о так называемых сооружениях модульного типа. К ним вы можете отнести павильоны, торговые ряды, бытовки и другие передвижные сборно-разборные объекты. Во всяком случае, киоски, навесы (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Другое дело, что налоговые инспекторы неоднозначно относятся к подобным конструкциям. Как показывает судебная практика, многие ревизоры на местах убеждены, что речь идет все же о недвижимости. И значит, с нее надо платить налог на имущество. Поэтому, чтобы точно избежать недоразумений, лучше узнайте позицию своего инспектора по поводу спорного объекта.

Если вы готовы дойти до суда, то можете налог не платить (если, конечно, речь идет о конструкциях, оприходованных в этом году). Шансы отстоять свой подход в суде высоки. Свидетельство тому — постановление ФАС Московского округа от 21 августа 2012 г. по делу № А40-132980/ 11-116-357.

Сети канализации, водоснабжения, вентиляции

Чтобы классифицировать такое имущество, обратимся к Регламенту о безопасности зданий и сооружений. Документ утвержден Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. В статье 2 Регламента сказано, что здание или сооружение — это объемная система, которая включает в себя сети и системы обеспечения. Соответственно, встроенные централизованные системы будут частью недвижимости, поэтому с них нужно платить налог. Один из таких примеров — сети канализации и водоснабжения или централизованная система вентиляции. Это же положение справедливо для лифтов. Их также движимым имуществом назвать нельзя (письмо Минфина России от 16 октября 2012 г. № 07-02-06/247).

Дополнительно платить налог с балансовой стоимости систем не надо (письмо Минфина России от 4 марта 2014 г. № 03-05-05-01/9272).

Но иногда кондиционеры, системы видеонаблюдения, охранная и пожарная сигнализации являются отдельными инвентарными объектами, а не частью здания. Это возможно, если оборудование или сеть можно демонтировать и перенести в другое помещение. Такие объекты будут движимостью, освобожденной от налога. Данный подход финансовое ведомство озвучило в письмах от 4 октября 2013 г. № 03-05-05-01/41301 и от 11 апреля 2013 г. № 03-05-05-01/11960.

Оборудование на фундаменте

Некоторое производственное оборудование требует особого крепления и устанавливается на фундаменте. Получается, что переместить его без ущерба нельзя. Но все же его можно демонтировать, перенести и вновь ввести в эксплуатацию. Раз так, то оборудование на фундаменте считается движимым и от налога освобождается (письмо Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5288).

Налогообложение же самого фундамента под оборудованием зависит от того, является он частью здания или нет. Если фундамент указан в проектной документации и в бумагах технического учета как часть сооружения, то расходы на его создание включите в первоначальную стоимость недвижимости. В остальных случаях расходы на фундамент увеличивают первоначальную стоимость оборудования, включаются в состав движимого имущества и не облагаются налогом.

Много споров связано с асфальтовым или бетонным покрытием участка. Самостоятельным объектом недвижимости участок дороги или парковки трудно назвать. Скорее это элемент благоустройства территории. А стоимость такового налогом на имущество не облагается. Но, если вдруг контролеры станут настаивать на том, что твердое покрытие — это недвижимость, в суде можно доказать обратное. Там компанию поддержат (постановления ФАС Поволжского округа от 10 июля 2012 г. по делу № А65-5399/2011, Дальневосточного округа от 26 ноября 2012 г. по делу № Ф03-5054/2012)*».

Была выполнена проектная документация на полигон ТБО, которая получила положительное заключение Главгосэкспертизы. В процессе строительства, были внесены корректировки: заменили резервуары с емкостей пластиковых на сборные железобетонные по серии и убрали навесы в здании.

Требуется ли повторное заключение экспертизы на проектную документацию?

1. В соответствии с действующим законодательством, в настоящее время внесение изменений в ПД возможно по двум вариантам:

  • С повторным прохождением экспертизы ПД — если изменения технических решений затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (статья 3.6 Градостроительного кодекса и пункт 44 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий);
  • Без повторного прохождения экспертизы ПД — при условии получения заключения организации, проводившей экспертизу, о том, что эта ПД является «модифицированной проектной документацией», то есть изменения, которые внесены в ПД после получения положительного заключения экспертизы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства (см. пункт 5 статьи 48.2 Градостроительного кодекса и подпункт 3 пункта 8 Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий).

2. В соответствии с Приложением № 1 («Перечень видов работ по подготовке проектной документации объектов капитального строительства, которые затрагивают безопасность объектов капитального строительства») к «Правилам подготовки заключения о признании проектной документации модифицированной проектной документацией» (проект документа находится на утверждении, доступен по адресу: http://www.normacs.info/discussions/2969), изменения, внесённые в проектную документацию в связи с заменой пластиковых ёмкостей на железобетонные резервуары, затрагивают конструктивные безопасности объекта капитального строительства, поэтому с большой вероятностью могут быть признаны экспертными органами соответствующими пунктам 3, 5.2, 6.9 «Перечня. » и требующими повторного прохождения экспертизы ПД, а именно:

3. Работы по подготовке конструктивных решений.

5.2 Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений.

6.9 Работы по подготовке технологических решений объектов сбора, обработки, хранения, переработки и утилизации отходов и их комплексов;

3. Исключение из проектной документации навесов здания может быть признано экспертными органами модификацией ПД, в случае, если их устройство не предусмотрено обязательными требованиями нормативных документов.

C 01.01.2019 г. вступили в силу требования законодательства Российской Федерации о необходимости регистрации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в реестре.

Согласно правилам обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и ведения их реестра, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 (далее — Правила), лица, создавшие место (площадку) накопления ТКО направляют заявку на согласование и включение ее в реестр в орган местного самоуправления.

В соответствии с вышеуказанными требованиями, департамент городского хозяйства ведет прием заявок на согласование и включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО.

Первоначально заявитель подает заявку на согласование создания места (площадки) накопления ТКО по форме:

1. Заявка о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО.

Перечень документов к заявке о согласовании создания места (площадке) накопления ТКО. Приложенные к заявке документы должны быть заверенны подписью и печатью.

Карта для определения географических координат места (площадки) накопления ТКО

Образец заполнения заявки на согласование создания места (площадки) накопления ТКО.

СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ 10 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ.

Рекомендации по оборудованию контейнерных площадок

Правилами благоустройства территории городского округа Тольятти, утвержденными решением Думы г.о. от 04.07.2018 № 1789 (ст. 26) и санитарными правилами определены требования к оборудованию контейнерных площадок, а именно:

1. Площадки для накопления отходов должны быть обустроены и размещены в соответствии с действующими санитарными правилами. Площадки, предназначенные для сбора смешанных отходов, должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние, определенное требованиями санитарных правил, но не мешать проезду транспорта.

В соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 № 20 расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций — не менее 25 м.

Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.

2. Контейнеры и бункеры-накопители для сбора отходов размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Запрещается устанавливать контейнеры и бункеры-накопители на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.

3. Площадки для установки контейнеров и бункеров-накопителей для сбора отходов должны быть с асфальтовым или бетонным покрытием, уклоном в сторону проезжей части и удобным подъездом для спецавтотранспорта.

Площадка для накопления отходов должна иметь с трех сторон ограждение высотой 1,5 м, чтобы не допускать попадания мусора на прилегающую территорию.

Ограждение контейнерных площадок не должно иметь повреждений.

Устранение повреждений, неисправностей, надписей, объявлений и рисунков производят лица, ответственные за содержание контейнерных площадок, в течение 3 суток с момента обнаружения. Размер площадки определяется с учетом размеров и количества бункеров для накопления крупногабаритных отходов.

4. Площадки для накопления отходов, контейнеры и бункеры-накопители должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием владельца. Замена контейнеров для сбора отходов проводится по мере необходимости.

Не допускается наличие на контейнерах, бункерах-накопителях, урнах и ограждениях контейнерных площадок объявлений, надписей и рисунков, не связанных со сбором отходов или благоустройством.

5. Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадания в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла. (Порядок накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2018 № 449).

Кроме того, учитывая, что в соответствии с требованиями законодательства территория контейнерной площадки подвергается санитарной обработке, а в зимнее время очистке от снега и наледи, рекомендуется выбирать материал для оборудования контейнерных площадок с учетом доступности замены и ремонта конструкции площадки, а также вандалоустойчивости.

Затем не позднее 3 рабочих дней со дня согласования места (площадки) накопления ТКО заявитель подает заявку на включение в реестр мест (площадок) накопления ТКО по форме:

2. Заявка о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр.

Перечень документов к заявке о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр. Приложенные к заявке документы должны быть заверенны подписью и печатью.

Образец заполнения заявки на включение сведений о месте (площадки) накопления ТКО в реестр

СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВКИ 10 РАБОЧИХ ДНЕЙ.

В случае возникновения вопросов по оформлению заявки Вы можете обратиться в департамент городского хозяйства по телефонам: 54-46-34 (доб. 5272) или (доб. 5291), 54-46-67.

Обращаю Ваше внимание, что в случае если расстояние от контейнерной площадки до жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения менее 20 м, до территорий медицинских организаций менее 25 м, в соответствии с п. 2.3 санитарно-эпидемиологическими правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 собственику земельного участка необходимо обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора с целью санитарно-эпидемиологической оценки изменения расстояния от контейнерной площадки до вышеуказанных объектов, но не более чем на 25%, при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).

Адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Cамарской области: 443079, Самарская область, г.о. Самара, проезд Георгия Митерева,1. Можно обратиться по электронной почте: rpn63@rpn.gov.ru

Перечень нормативных правовых актов:

Блок-схема обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов

Постановление администрации городского округа Тольятти от 04.10.2019 № 2660-п/1 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов»

Постановление администрации городского округа Тольятти от 04.10.2019 г. № 2661-п/1 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр»

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641

СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест

СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

Постановление Правительства Самарской области от 07.07.2018 N 471 Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов, в том числе их раздельного накопления, на территории Самарской области

Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 04.07.2018 N 1789 О Правилах благоустройства территории городского округа Тольятти

Электронный сервис «Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)»

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх