Все об инклюзивном образовании

Инклюзивное или включенное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Правовая база инклюзивного образования: Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация о развитии включающего образования, принятая в Саламанке (1994), Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью имеет почти 200-летнюю историю. В 1806 году в городе Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 году – образовательное учреждение для слепых детей. Специальное образование, как государственная система обучения детей с отклонениями, стало развиваться только после 1918 года. Создавались школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1990-х годах начали появляться первые экспериментальные школы, которые принимали на обучение детей с ОВЗ и инвалидностью. Однако только после 2012 года, когда были внесены изменения в закон об образовании, у таких детей появилась возможность получения образования независимо от состояния здоровья.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что в стране создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Принятие в России нового закона об образовании потребовало введения в деятельность общеобразовательных организаций (работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью) нового направления – разработку адаптированной образовательной программы.

Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

В 1970-х годах в Японии было основано движение «Абилимпикс», целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Руководящим органом движения выступила Международная Федерация Абилимпикс.

«Абилимпикс» – это олимпиады по профессиональному мастерству инвалидов различных категорий. Россия присоединилась к международному движению Аbilympics International в 2014 году. В настоящее время соревнования охватывают все категории инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводятся раз в 4 года в 40 странах мира по более чем 50 профессиям. «Абилимпикс» – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Как показывает международный опыт, проведение чемпионатов оказывает серьезное влияние на формирование культуры отношения к таким людям в обществе.

Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

«Доступная среда» – это многоцелевая государственная программа, направленная на защиту и поддержку отдельных слоев населения, действия которых ограничены ввиду психических и/или физических заболеваний. Основная цель программы – беспрепятственный доступ людей с ОВЗ и инвалидностью к любому приоритетному объекту, а также к каждой услуге в важнейшей для него сфере.

«Ресурсный класс (зона)» – модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, которая за последние годы доказала свою эффективность при включении детей в систему общего образования. Это место, где сосредоточены ресурсы для инклюзии ребенка с аутизмом или другими ментальными нарушениями в школьное сообщество.

В 2015 году родителями детей с аутизмом при содействии фонда «Выход» был создан проект «Инклюзивная молекула». Это модель образования для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), согласно которой для них создают ресурсный класс с опорой на прикладной анализ поведения (ПАП). В таких классах дети с особенностями развития занимаются по индивидуальным программам и часть уроков посещают вместе с обычными одноклассниками. Со временем доля совместных занятий увеличивается. Благодаря усилиям гражданского общества, родительских организаций и подобных фондов количество ресурсных классов в России растет.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: спецшколы и интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, а также домашнее и дистанционное обучение.

Одним из главных направлений государственной образовательной политики в России, как и в других странах мира, стало развитие инклюзивного образования, реализация положений которого закреплена в национальной доктрине образования РФ до 2025 года.

В 2018 году Центр проблем аутизма при содействии Фонда президентских грантов перевел на русский язык и разместил в свободном доступе отчет о научной обоснованности инклюзивного образования, подготовленный группой международных экспертов по заказу ЮНЕСКО. В отчет включены результаты 280 исследований, проведённых в 25 странах мира.

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию. Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.

Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

В последние годы такую модель стали развивать и в России.

— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.

Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.

Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

Фото: РИА Новости/Александр Кондратюк

Ситуацию пытаются исправить энтузиасты. С 2016 года компания Ingka Centres вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» запустила федеральный проект «На урок — вместе», который призван повысить уровень инклюзивной культуры в России. В его рамках оборудуют ресурсные комнаты для занятий, проводятся обучающие семинары и тренинги для учителей, ведется работа с самими школьниками. Последнее, уверены эксперты, особенно важно.

— На «Уроках доброты» детей учат пониманию и толерантному отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и уже сейчас мы видим, что ситуация начинает постепенно меняться. В охваченных проектом регионах уровень толерантности к особенным детям и готовность к развитию инклюзивного образовательного формата ощутимо повышается, — уверяет София Трофимова, генеральный директор Ingka Centres в России.

Сменить приоритеты

Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы, уверены специалисты.

— Если до 4–5-го класса дети могут учиться как все, то дальше им становится сложно. Появляются такие дисциплины, как физика, химия, которые с ментальными нарушениями не освоить. Здесь нужно бы разработать индивидуальный маршрут, чтобы у ребенка была возможность уйти на другие предметы, — объясняет Елена Ворошилова, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт управления образованием РАО.

Оптимальной заменой «сложных» предметов специалисты считают уроки по развитию трудовых навыков.

— Мы не говорим о том, что эти дети пойдут на высшее образование, но очень важно, чтоб они могли жить сами, обслуживать себя, создать семью, трудиться. Абстрактные предметы и понятия им даются сложно, но зато предметно-практическая деятельность усваивается прекрасно. К сожалению, в школах с инклюзивной системой, которые я знаю, такой возможности нет, — делится Ворошилова.

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Такого же мнения придерживается и Ирина Буфетова, дефектолог клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay».

— На мой взгляд, оптимальная задача для родителей и учителей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия») — сделать его полезным членом общества, то есть дать ему возможность овладения хотя бы минимальными профессиональными навыками. Как правило, это возможно. Главное — грамотно выстроить образовательный маршрут: развивать мотивацию, желание работать, умение контролировать себя и свои порывы.

Не менее важно, по мнению эксперта, помнить и о бытовых моментах: учить детей распоряжаться деньгами, платить за коммунальные услуги, готовить пищу, избегать мошенников.

Пока ребенку с ментальными нарушениями не будут давать такие базовые знания, говорить о дальнейшем образовании для них не приходится. Оно может быть лишь номинальным.

— Многие московские колледжи открыли группы для детей с инвалидностью. Туда берут всех более-менее вменяемых выпускников спецшкол, а потом выясняется, что программу они не тянут. Но поскольку деньги нужны всем, их как-то доучивают до конца и проводят через экзамены, понимая, что работать они всё равно не будут, — рассказывает Екатерина Зотова, журналист и педагог спецшколы.

Организовать подобные занятия в рамках стандартной школьной программы, по мнению специалистов, затруднительно, поэтому для детей со сложными расстройствами предлагается создать спецклассы внутри общеобразовательных школ. Так у них будет возможность и заниматься по собственной программе, и одновременно участвовать в жизни школы, общаться со сверстниками.

Не всё потеряно

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

Занятия с детьми в Центре лечебной педагогики

Фото: http://www.ccp.org.ru/ЦЛП

С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть. Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться. Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.

Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития. В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей. Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.

Занятие с ребенком по программе «Уверенное начало»

Фото: vk.com/confidentstart/Уверенное начало

Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.

Внеурочная деятельность

Не менее важно развивать детей и вне образовательных учреждений. Сейчас в крупных городах этим активно занимаются музеи и театры, придумывая специальные программы для посетителей с разными видами инвалидности. По-своему реализовали идею инклюзии и в Ботаническом саду МГУ.

— В августе 2017 года при содействии фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» у нас был открыт сенсорный сад. На деревянной площадке — шесть столиков-грядок, в них посажены ароматические растения — мята, лаванда, шалфей и другие. Здесь я занимаюсь с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, — рассказывает Анна Демидова, геоботаник, научный сотрудник и экскурсовод Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», волонтер фонда «Со-единение». — Я замечаю, что и здоровым детям бывает интересно понаблюдать за нашими экскурсиями. Мне кажется, замечательную традицию «Уроков доброты», где здоровым детям рассказывают, например, о детях слепоглухих, о пальцевой азбуке (дактилологии), можно продолжить и в ботаническом саду. Дети любят игры, так почему бы не поиграть в школу и не познакомить друг друга с растениями?

УДК 371.311 ФРОЛОВА ИМ.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры языковой и литературной подготовки в системе начального общего образования, Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: irinafrolova21 @уandex.ru

y/JC 371.311 FROLOVAl.YU.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PERSPECTIVES

Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в РФ. Рассматриваются особенности, преимущества и законодательная база процесса обучения данного вида. Анализируется готовность учителей общеобразовательных школ к работе в условиях инклюзии.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети-инвалиды, ограниченные возможности здоровья, социализация, общеобразовательные школы, толерантность, профессиональная подготовка педагогов.

В современной России огромное количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По официальным данным число детей-инвалидов в апреле 2016 года составило 617 тысяч человек и продолжает неуклонно расти, по неофициальным, их в разы больше. «В настоящее время 4,5% детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям» .

Все эти дети, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, нуждаются в особом к себе отношении, внимании, получении специальной медицинской и психолого-педагогической помощи и специальном образовании, соответствующем их потребностям. «При работе с такими детьми педагоги опираются на адаптированные образовательные программы и коррекционно-развивающие программы, которые помогают обеспечить социализацию ребенка, тем самым способствуя достижению конечной цели его обучения и воспитания — максимально возможное введение их в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление

трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способностей жить самостоятельно» . На самом деле такие дети, так остро нуждающиеся в социализации, до недавних пор подвергались серьезной дискриминации, были изолированы от общества, лишены возможности включиться в общеобразовательный процесс, общаться и обучаться вместе со своими сверстниками. Имело место и негативное отношение, и предвзятость, и несправедливость, выражающаяся в ограничении их прав на получение образования и невозможности посещать общеобразовательные учреждения. Существующая система образования была ориентирована на «стандартных», «нормальных» детей, отвечающих определенным требованиям, обладающих определенными заявленными возможностями.

В настоящее время социализация этих детей, т.е. их полноценное участие в жизни общества, включение в общеобразовательный процесс, эффективная самореализация в различных сферах деятельности стали одним из приоритетных направлений госу дарственной образовательной политики современной России. Инклюзивное (от латинского include — заключаю, включаю или фран-

Статья публикуется в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Психолого-педагогические проблемы процесса обучения в современной школе» национального педагогического симпозиума «Образование и национальная безопасность». ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, 18-19 октября 2017 года.

© Фролова И.Ю. © Frolova I.Yu.

цузского inclusif — включающий в себя) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей . Т.е. инклюзивное образование предполагает абсолютное отрицание какой-либо дискриминации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, связанной с получением ими образования, и предполагает создание для них в процессе обучения особых условий, необходимых для эффективной реализации образовательных программ.

Инклюзивное образование — понятие для РФ относительно новое. В этом смысле мы сильно отстали от Европейских стран и США. Следует отметить, что в настоящее время создана серьезная законодательная база для реализации этой идеи. Так, статья 3.1. «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ) гласит: «В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области» .

В статье 19 «Образование инвалидов» того же закона подчеркивается: «Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья…» .

В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.) Статья 24 «Образование» гласит:

«1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях…

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:

a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к ин-

клюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания…» .

Кроме того, в декабре 2012 года был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ В В. Путиным Федеральный закон № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В п. 4 статьи 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» сказано: «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися. так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а в п. 12 данной статьи подчеркивается: «Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность» .

Инклюзивное образование, безусловно, имеет множество преимуществ для детей-инвалидов. Главными из них называют демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками (в том числе социальное принятие детей с особенностями развития и дружбу между детьми); улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации; большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как результат, улучшение их навыков и академических достижений .

Преимущество инклюзии для обычных учеников до настоящего времени является спорным. Однако не вызывает сомнения тот факт, что введение инклюзивного обучения предполагает лучшее техническое обеспечение учебного процесса в школе, использование педагогами новых технологий, наиболее эффективных методов и приемов обучения. Кроме того, в «инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы» . В таких классах создается атмосфера взаимоуважения, взаимопонимания, дети становятся добрее, терпимее, гуманнее, учатся понимать, что каждый человек, какими бы особенностями он не обладал, имеет право на жизнь и получение образования. В инклюзивных классах есть все возможности для толерантного воспитания, здесь формируется толерантное мировоззрение, мышление, поведение, отношение к людям. «Цивилизованное общество признаёт право каждого на индивидуальность, нестандартность, самореализацию, саморазвитие, общение и получение образования. При этом подчёркивается, что изоляция и сегрегация непохожих, в том числе имеющих

нарушенное психофизическое развитие индивидов, исключается как антигуманная мера» . Во всем мире инклюзивное образование считается наиболее гуманным и эффективным.

Однако, несмотря на созданную законодательную базу и явные преимущества инклюзивного образования, «в настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями чаще всего остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров» . В идеале это должна быть команда профессионалов, состоящая из педагога, психолога. тьютора, дефектолога, логопеда, медицинского и социального работников.

Для работы в условиях инклюзивного обучения педагогические коллективы общеобразовательных учреждений должны быть подготовлены соответствующим образом, обладать необходимыми знаниями в области специальной педагогики, умениями использовать различные методы коррекционного воздействия в работе с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Особую значимость приобретает изменение психологических и ценностных ориентаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогов. Проблема профессиональной, психологической и методической неготовности учителей общеобразовательных школ к работе в условиях инклюзии стоит очень остро.

Решить данную проблему призваны специальные дисциплины, включенные в учебные планы вузов по направлению подготовки «Педагогическое образование»: «Специфика инклюзивного обучения» (Адаптационная специализированная дисциплина) — 108 часов/3 ЗЕТ и дисциплины по выбору вариативной части учебного плана «Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ» / «Основы специальной педагогики и психологии» — 72 часа/2 ЗЕТ. Однако указанные курсы не решают в полном объеме стоящих перед ними задач формирования у педагогов необходимых компетенций в области инклюзивного обучения.

Исследование анализа готовности учителей общеобразовательных школ к реализации инклюзивного подхода, проведенное Алёхиной C.B., Алексеевой М.А., Агафоновой Б. Д. , в котором приняли участие 429 педагогов г. Москвы, выявило множество проблем, показало наличие профессиональных, психологических и коммуникативных «барьеров», эмоционального непринятия необычных учеников.

Таким образом, введение инклюзивного образования в практику массовой школы сопряженно с определенными трудностями, требует серьезного осмысления и решения возникающих в связи с этим задач, в том числе организации соответствующей подготовки педагогов, которым предстоит работать в условиях инклюзии.

Библиографический список

3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект, URL: http://xii——8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcgiiqaw3aba5ali.xii—plai/specialiiyj-fgos (дата обращения:

17.06.2017).

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» С изменениями и дополнениями от 18 августа 2016 г. URL: 11йр://минобрнауки.рф (дата обращения: 01.07.2017),

cgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5ali.xn—plai/specialnyj-fgos (accessed 17 .Time 2017).

Инклюзивное (франц.inclusif- включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образованияположена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Принципы инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Целью изменений является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с людьми с особенностями развития.

Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от интегративного (интегрированного)?

Многие не понимают разницы в терминологии и считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал. Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно СРЕДА должна быть изменена

Как называть и как не называть тех, кому нужно инклюзивное образование.

Дети и молодые люди, которые нуждаются в ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно, вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ. Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется особая помощь школы и общества.

Как «изменять» и «готовить» общество к процессу интеграции

Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к процессу интеграции всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует – понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества, настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность. Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем. Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах» инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники, ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и навредят всем детям.

Новое в законодательстве — как устранять барьеры в процессе осуществления инклюзии

Безусловно, отсутствие гибких образовательных стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка мешают учителям взять на себя ответственность за образование ребенка. Можно сослаться и на недостаточное материально-техническое обеспечение, и на недостаточную квалификацию педагогов. Изменения в законодательстве позволяют школам брать детей с особыми потребностями в общие школы не только на основании общих законов, но и специальных законов.

В Москве 28 апреля 2010 был принят Законопроект, согласно которому дети с ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 » Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)», читать закон можно здесь http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/documents/attachment/zakon-ob-obrazovanii-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-g-moskve-2/

По словам Уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения БУНИМОВИЧА, столица уже прошла ряд этапов. МГППУ разработал методические материалы, проводит подготовку кадрового состава. Московские власти ведут работу по созданию в мегаполисе безбарьерной среды, принят закон об инклюзивном образовании. «Не могу сказать, что мне все нравится в этом документе, – отметил Е. Бунимович. –Но теперь гораздо легче говорить с чиновниками». Омбудсмен также подчеркнул необходимость скорейшего принятия подобного закона на федеральном уровне, поскольку ряд вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно. В частности, это вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для обучения детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники (тьюторы), и социальные работники, и психологи). Ссылаясь на данные социологических исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают различий между здоровыми одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между русскими и детьми других национальностей. «Враждебность и дискриминация проникают из взрослой среды», – заявил он.

В методическую копилку: инклюзивное образование — путь к индивидуализации образования

Самое главное для учителя – найти возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Это трудно, но не невозможно. Многие справедливо полагают, инклюзия это наилучший путь индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок – индивидуален и требует действительно особого подхода. В истории общей педагогики есть примеры замечательных методов, знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех, кто практикует обучение детей разного уровня в одном классе. Один из таких методов – метод работы в сменных парах А.Г. Ривина, который обучал вместе детей разного возраста и разного уровня развития.

УДК 342.733+37.0

Выдрин И.В., Зенкова М.А.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

В статье представлен анализ норм Федерального закона «Об образовании в РФ», регулирующих право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалид.

Vydrin I.V., Zenkova M.A.

LEGAL REGULATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE FEDERAL LAW «ON EDUCATION IN RUSSIAN FEDERATION»

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью не так много шансов получить образование, тем более качественное. Многие дети, которые все же учатся, отделены от остальных в специализированных школах-интернатах, нередко вдали от семьи и местного сообщества. Другие изолированы дома и довольствуются приходом учителей два-три раза в неделю. Поэтому на сегодняшний день реализация права на образование данной категории лиц является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» , говорится во Всеобщей декларации прав человека. А в ст. 24 Конвенции о правах инвалидов сказано, что «государства -участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образо-

вание на всех уровнях и обучение в течение всей жизни» .

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3.05.2012 №46 — ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия приняла на себя обязательства по включению всех провозглашенных Конвенцией положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивное образование» и механизмов его реализации .

В соответствии с этим в рамках модернизации системы российского образования должна быть создана образовательная среда, обеспечивающая доступность качественного образования для всех лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом особенностей их развития и состояния здоровья.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу с 01.01.2013 г. Его принятие открыло качественно новый этап правового регулирования образования в на-

ПРАВО

шей стране. Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в разработке данного закона обеспечило его соответствие требованиям международных нормативных актов.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» каждому человеку гарантируется право на образование . В п. 16 ст. 2 дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий . Образование таких обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность . Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного, и специального (коррекционного) образования. Под «инклюзивным образованием» понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей .

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, должны быть созданы специальные условия для получения образования указанными обучающимися, а также предоставлены бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопере-водчиков .

В Свердловской области работа по созданию условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидов в общеобразовательных школах ведется уже не первый год. Однако в большей степени это происходит в рамках государственной программы «Доступная

среда», целью которой является «формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения». А это означает лишь обеспечение удобства и комфортных в физическом плане условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях. Но ничего не говорится о создании иных условий в этих учреждениях для получения такими детьми качественного образования.

Под иными условиями подразумеваются такие условия, в которых дети на самом деле смогут получить максимум знаний и умений, на которые они способны в силу своих индивидуальных особенностей. Сможет ли учитель в «смешанном» классе уделить каждому ученику время, достаточное для раскрытия потенциала, заложенного в ребенке? Помимо того, что у учителя обычной средней школы нет специальной подготовки, необходимой для работы с детьми, имеющими самые разные отклонения, существует еще ряд причин, по которым такое объединение становится проблематичным.

Именно праву на предоставление условий для обучения корреспондируется обязанность педагогических работников учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями. А государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ должно обеспечить подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и содействовать привлечению таких работников в организации, осу-

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ществляющие образовательную деятельность .

Также для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ». Закон в целом не ограничивает право детей с ОВЗ и инвалидов на поступление в учреждения общего образования.

Таким образом, на уровне федерального законодательства правовая база для инклюзивного образования лиц с ОВЗ создана, рассматриваемый закон регулирует ключевые, базовые вопросы его реализации. Однако проблемным моментом остается применение и совершенствование механизма реализации федеральных законов на региональном и местном уровнях. Иногда нормы действующего законодательства просто не применяются, хотя государство предусматривает особые га-

рантии для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивные подходы принципиально возможны и не запрещены, но практически трудно реализуемы: им препятствует инерция мышления педагогов и родителей, обремененного прежними воззрениями и стереотипами. Переломить такое отношение только лишь правовым просвещением не получается. В таком случае эффективным средством защиты может стать решение суда, который подтверждает права ребенка-инвалида.

Следовательно, только усиленный государственный надзор за исполнением законодательства РФ в сфере образования в части обеспечения прав обучающихся, широкое распространение судебной практики и правовое просвещение сможет заставить исполнительную власть выполнять закон и защитить права лиц с ОВЗ и инвалидов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // URL: http://www.consultant.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006) // URL: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 3.05.2012 №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Российская газета — Федеральный выпуск №5773 от 05.05.2012.

5. http://минобрнауки.рф/

6. http://government.ru/

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ВЫДРИН Игорь Вячеславович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой муниципального права, Уральский институт экономики, управления и права, г. Екатеринбург.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх