Все законы

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

С изменениями и дополнениями от:

22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2017 г., 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, акты палат Федерального Собрания — не позднее 10 дней после дня их принятия. Ратифицированные международные договоры публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Определен порядок опубликования актов в «Собрание законодательства РФ».

Признаны утратившими силу Законы РСФСР от 13 июля 1990 года и от 27 декабря 1990 года, ранее регулировавшие вопросы опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 июня 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новые законы РФ сначала принимают в Госдуме, а потом одобряют в Совете Федерации. Затем, документ относят на подпись Президенту России.

Подобный официальный порядок принятия различных федеральных законов исключает создание абсурдных или ошибочных правовых актов. Затем, готовый ФЗ публикуют в различных СМИ. Ниже кратко говорится о том, как принимаются законы в РФ, а также перечислены сроки их принятия и иные нюансы.

Российское законотворчество: основные стадии

Законотворчество считают законодательным процессом рассмотрения и принятия Парламентом РФ нового закона Российской Федерации (ФЗ). Сначала в Государственную думу вносят законопроект, а в итоге президент России подписывает готовый документ.

Полномочиями на принятие конституционных или иных федеральных законов наделены те должностные лица и госорганы, которые являются участниками законодательного процесса.

Общая схема принятия ФЗ

До принятия нового ФЗ документ проходит несколько таких стадий законотворчества:

  1. Внесение в Госдуму;
  2. Рассмотрение в Госдуме;
  3. Принятие нижней палатой Парламента РФ;
  4. Одобрение сенаторами в Совете Федерации (Совфед);
  5. Подписание действующим Президентом России.

После того, как по это схеме принимается новый закон РФ, его публикуют в СМИ.

Перечень участников законодательного процесса

Определенные госорганы РФ и должностные лица занимаются разработкой и принятием разнообразных федеральных законов. Таким правом наделены следующие участники законодательного процесса:

  • законодательные органы регионов РФ;
  • члены верхней палаты Парламента РФ — Совфеда;
  • министры и сотрудники Правительство РФ;
  • Президент России;
  • российские суды — КАС, ВАС, ВС РФ;
  • отдельные сенаторы и депутаты Государственной думы.

Ниже приведен порядок принятия федеральных новых законов в Госдуме РФ.

Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме

Рассмотрение нового законопроекта в Госдуме проводят на заседании этот госоргана и открывают докладом от сотрудника Правительства РФ или иного чиновника, который внес документ на обсуждение. Потом, в профильном думском комитете готовят и принимают определенное заключение на ФЗ. Затем, депутаты обсуждают, дают правовую оценку документу и вносят в него различные поправки.

Проект закона рассматривают 3 раза:

  1. В 1 чтении анализируют главы документа с общими положениями;
  2. Во 2 — рассматривают детали и вносят поправки;
  3. После того как новые законы принимаются Госдумой России в первых двух чтениях, их рассматривают в третий раз, а потом одобряют большинством голосов «За» или, наоборот, отклоняют голосами «Против».

Принятие ФЗ Госдумой

Согласно ч. 2 ст. 105 Конституции РФ, новые законопроекты принимают в Госдуме простым большинством депутатских голосов (50%+1 голос «За»). Принятие в РФ конституционных новых федеральных законов (например, о проведении референдума, введении в стране военного положения или ЧП и др.) проходит по-другому. Такие документы одобряют 2/3 депутатских голосов «За».

После того как внесенные в Госдуму федеральные законы РФ принимают в 3 окончательном чтении, в течение 5 дней эти правовые акты передаются сенаторам в Совфед.

Одобрение законопроекта сенаторами

Согласно ст. 105 Конституции РФ, сенаторы одобряют новые законопроекты простым большинством (50% + 1 голос «За»). Конституционные правовые акты в верхней палате российского Федерального собрания принимают после получения 3/4 голосов «За» от лиц, кто принимает федеральные законы. Здесь законопроекты одобряют или отклоняют на протяжении 14 дней.

Согласно ст. 106 Конституции РФ, к таковым правовым актам относят законопроекты о бюджете, о границе, войне и мире и др.

Подписание ФЗ Президентом России

Согласно ст. 107 Конституции РФ, принятый депутатами Госдумы и одобренный сенаторами законопроект передают на подпись действующему Президенту России.

Затем, глава государства ставит на нем свою подпись или накладывает президентское вето на протяжении 14 дней.

Вступление нового ФЗ в юридическую силу

После принятия конкретного закона РФ по вышеприведенной схеме, его в законном порядке публикуют на первых страницах «Российской газеты» и в печатных или электронных изданиях «Собрания законодательства РФ». Это делают на протяжении 1 недели.

Принятый ФЗ вступает в силу спустя 10 дней после его обнародования.

Кто разрабатывает законопроект

Новые законопроекты сначала разрабатывают в правительстве РФ, а потом их направляют в Парламент РФ. Затем, Госдума и Совфед осуществляют принятие или отклонение конституционных и иных федеральных новых законов.

Вместе с подобными нормативными актами в нижнюю палату вносят такую документацию:

  1. Финансовый краткий отчет;
  2. Социальный прогноз;
  3. Сведения об исполнении федерального бюджета за последний квартал прошлого года;
  4. Документы, подтверждающие наличие денег в бюджете РФ в финансовом следующем году;
  5. Пояснительную записку, в тексте которой есть сведения о конкретных изменениях некоторых положений ФЗ.

Согласно Конституции РФ, правительственные чиновники отправляют вышеперечисленные бумаги на рассмотрение в Госдуму для внесения конкретных изменений в некоторые положения ФЗ. Если по предоставленной документации социальная статистика и предварительный бюджет на следующий год выше текущего, то в этом случае проводят дополнительный анализ доходных статей бюджета РФ, которые запланированы на будущие периоды.

Когда ФЗ вступает в силу

Принятый новый ФЗ вступает в законную юридическую силу с даты его принятия Госдумой. Конституционный закон становится действительным после его одобрения большинством и депутатов, и сенаторов РФ.

Затем, принятый ФЗ публикуют в СМИ. Но, обычно, этот документ вступает в юридическую силу спустя несколько суток после его принятия депутатами и сенаторами.

Кто вносит поправки в ФЗ

Поправки в ФЗ вносят 1 или несколько депутатов Госдумы в 1 или во 2 чтении. Затем, на протяжении 14 дней, документ рассматривают в Совете Федерации.

Если большинство сенаторов отклоняют полученный из Госдумы законопроект, то согласно ст. 208 БК РФ они проводят согласительную процедуру или в этом случае осуществляется иная юридическая процедура.

Урегулирование межведомственных разногласий

ФЗ не всегда принимают с 1 раза. В ряде случаев между сенаторами и депутатами возникают различные разногласия. Тогда, согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ, члены Совфеда создают согласительную комиссию.

Уполномоченный орган разрешает разногласия. Согласительная специальная комиссия проводит анализ ФЗ и конкретных поправок к нему, а затем выносит окончательное решение. Потом, доработанный законопроект снова рассматривают в Госдуме.

При несогласии с конкретными решениями сенаторов, в нижней палате проводят повторное голосование по новому ФЗ. В этом случае законопроект принимают 2/3 голосов «За» от общего количества депутатов.

Наложение вето президентом РФ

После одобрения верхней и нижней палатами парламента РФ закон отправляют на подпись к президенту РФ. На протяжении 2 недель глава государства подписывает его или накладывает президентское вето.

При наложении вето президент не ставит личную подпись на ФЗ. Соответственно, документ не вступает в юридическую силу. Отклоненный законопроект возвращают федеральным законодателям на повторное парламентское рассмотрение и внесение необходимых поправок.

В этой ситуации глава государства подписывает новый ФЗ за 1 неделю.

Виды вето

Вето бывает 3 видов — абсолютным, относительным и выборочным.

В 1 случае такой отказ нельзя отменить. В итоге, ФЗ не отправляют на повторное парламентское рассмотрение тем лицам, кем принимаются федеральные новые законы Российской Федерации.

Правом применения абсолютного вето наделен, например, Совет безопасности ООН. В России президент РФ использует относительный отказ, который спокойно преодолевают в парламенте РФ.

При применении выборочного вето президент страны одобряет или отклоняет весь законопроект целиком, а не его конкретные отдельные статьи. Это создает массу юридических нюансов, потому что порой глава государства одобряет правовой акт с неугодными ему статьями, или отклоняет в целом приемлемый документ. Такое вето редко применяют.

После наложения президентом РФ своего вето на документ Госдума принимает законопроект в самой первой редакции. В этой ситуации новых поправок в ФЗ не вносят.

Нюансы действия ФЗ во времени

После подписания действующим президентом России и официального опубликования нового закона на первых полосах «Российской газеты» и в свежих изданиях «Собрания законодательства РФ», он начинает действовать во всех российских регионах. Период действия правового акта отсчитывают со дня вступления его в юридическую законную силу, а заканчивают — с даты ее утраты.

ФЗ перестает действовать по различным причинам. Это не зависит от тех должностных лиц, кто принимает новый федеральный закон в РФ. Одной из наиболее частых является окончание срока действия этого документа.

Чаще ФЗ не имеет обратной силы. Однако бывают и исключения из этого правила.

Так, согласно ст. 10 УК РФ, новый ФЗ, который смягчает наказание преступника, имеет обратную силу. То есть, этот документ распространяется на деяния, которые были совершены до его вступления в юридическую силу.

Юридическая процедура принятия различных федеральных законов в РФ является достаточно сложным делом. Однако, наличие нескольких вышеприведенных стадий рассмотрения законопроекта оправдывает себя. В итоге, независимо от того, кто в нашей стране принимает новый закон, на выходе получают качественный и хорошо подготовленный нормативный правовой акт.

Особое значение уделяют и своевременной публикации принятого ФЗ. Если граждане РФ не знают сути основных положений нового ФЗ, то они не соблюдают их. Такого допускать нельзя.

Александр Гаганов,
эксперт центра

Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу. И все же по каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был бы ответить новый «закон о законах».

Зачем нужен «закон о законах»?

В России действуют тысячи федеральных законов, только в прошлом году было принято более полутысячи законов. Еще больше законов принимается субъектами Российской Федерации.

Но понятие «нормативный правовой акт» включает в себя не только законы, но и содержащие нормы права постановления правительств, других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сколько таких нормативных актов – точно посчитать невозможно. Да и не количество тут важно, а содержание, качество актов и соотношение друг с другом. По каким правилам должны разрабатываться правовые акты, как приниматься и как применяться? Как сделать их лучше? На эти вопросы должен был ответить новый «закон о законах».

Новый виток дискуссии

26 января этого года Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее – ИЗИСП) провел круглый стол на тему «Актуальные проблемы правотворчества и проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Это событие ознаменовало новый виток научной дискуссии вокруг многострадального проекта «закона о законах», уже в новой редакции.

ИЗИСП – ведущий НИИ, который должен на научной основе разрабатывать проекты законов по заданиям Правительства России. Именно он с 70-х годов прошлого века инициировал разработку проекта закона «О нормативных правовых актах» и разработал проект закона, внесенный в Государственную Думу еще в 1996 году. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении в 1997 году и отклонен в 2004 году. В 2012 году ИЗИСП разработал новый «закон о законах», с учетом которого Министерство юстиции России в конце прошлого года подготовило свой проект аналогичного закона.

По структуре проект Минюста практически совпадает с проектом Института законодательства: министерский проект имеет 16 глав против 17 институтских, в отличие от последнего в нем нет главы об общественном обсуждении проектов законов и главы об использовании информационных технологий. По количеству статей проект ИЗИСПа в два раза превосходит министерский проект (113 против 65 статей).

Структура проекта соответствует жизненному циклу закона: есть главы о планировании подготовки нормативных актов, порядке их разработки, правилах юридической техники, экспертизе правовых актов, порядке их принятия, опубликования, изменения, реализации и толкования. Есть также главы о мониторинге правоприменения, систематизации законодательства, о системе и иерархии нормативных актов.

Что нового в законе?

Как ни банально, но принципиально новым является сам закон (если закрыть глаза на предыдущие аналогичные проекты). Такого закона в России еще не принималось. Казалось бы, теперь все законы должны будут составляться по строгим правилам, исчезнут все противоречия, проблемы и вопросы. Но этого не случится. Закон будет иметь статус обычного федерального закона, он не носит кодифицированного характера. Это означает, что вопросы правотворчества продолжают регулироваться и другими актами, в том числе более высокой юридической силы – Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. А значит, правовые коллизии будут продолжаться.

Законопроект перечисляет способы разрешения таких коллизий: толкование нормативных правовых актов; принятие нового нормативного правового акта; внесение изменений в нормативный правовой акт; отмена нормативного правового акта; судебное разбирательство; систематизация законодательства; создание согласительных комиссий; международные процедуры. Есть в проекте и правила, по которым разрешаются коллизии: правило преимущества акта высшей юридической силы, специального акта над общим и более позднего над более ранним. Юристам эти правила знакомы с первого курса института: это аксиомы права.

Труднообъяснимой особенностью проекта закона можно назвать малое количество определений понятий в общих положениях закона. Их всего два: нормативный правовой акт и правотворчество. Для сравнения: в проекте ИЗИСПа их 11, в проекте Центра научной политической мысли и идеологии – 9 , в проекте 1996 года – 0 (по тексту – 3).

Специалистам понятно, что нормативный правовой акт – это не только закон, но для простоты в нашей статье мы позволим себе вольно обращаться с этими понятиями. В статье 2, определившей два основных понятия закона, есть и другие немаловажные нормы. Одна из них, сформулированная очень криво и непонятно, видимо, пытается донести до нас, что судебное решение не считается нормативным правовым актом. Другая говорит о том, что закон не распространяется на локальные нормативные акты. При этом законопроект не объясняет, что считать локальным нормативным актом.

Законопроект многообещающе называет граждан России субъектами правотворчества, то есть лицами, имеющими право принимать законы. Но далее – что, впрочем, ожидаемо — следует разочарование: граждане принимают законы на референдумах всех уровней, а также участвуют в разработке и принятии законов в некоем «установленном порядке». Давно вы участвовали в референдуме по принятию закона? Я ни разу.

Что закон даст рядовым гражданам?

На уровне законодательства субъектов Федерации допускается институт правотворческой инициативы граждан. Некий аналог уже давно есть в законодательстве субъектов РФ. Например, в Уставе Московской области упоминается «гражданская инициатива», порядок осуществления которой определяется законом Московской области. Закон так и не принят в течение почти 20 лет.

Аналогичная ситуация с общественным обсуждением проектов федеральных законов, о котором говорит статья 24 законопроекта. Законы могут быть (а могут и не быть) вынесены на общественное обсуждение, опять же в установленном порядке. Надо ли говорить о том, что сейчас такой порядок отсутствует. Но даже если он будет принят, то учитывать мнение граждан традиционно никто не обязан. Потому что закон говорит просто, что «предложения и замечания учитываются», а как и кем, в каком порядке – неизвестно.

Кстати, многочисленные ссылки на пресловутый «установленный порядок» (по-научному, отсылочные нормы) нежелательны в текстах законов с точки зрения юридической техники. Но в законе о законах таких отсылок к «законодательству» более 20. При этом сам законопроект в главе 6, посвященной правилам юридической техники, говорит следующее: «В тексте нормативного правового акта недопустимы ссылки на положения других нормативных правовых актов, которые также являются отсылочными». То есть на отсутствующие нормативные акты ссылаться можно.

Излюбленная законодателем формулировка «в установленном порядке» доставляет немало неудобств не только простым гражданам, которые зачастую не могут найти нужный «установленный порядок», но и тем, кто применяет законы и разбирается в них.

Законопроект отличается и другими нарушениями юридико-технических правил. В частности, законопроект критикуется за дублирование многих существующих норм, например, норм Конституции.

Предполагается, что «правила по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации» должны будут утверждаться Правительством РФ. На сегодняшний день такие правила не утверждены, но есть методические рекомендации Госдумы. А главное, никто не отменял правила русского языка, которые одним своим наименованием намекают на то, что словосочетание «правила по оформлению» ошибочно. Иначе в целях единообразия (это требование статьи 30 законопроекта) нам надо переименовать Правила дорожного движения в «Правила по дорожному движению» и правила русского языка в «правила по русскому языку».

Научный подход к написанию законов

Положение части 2 статьи 2 касается принципов правотворчества, среди стандартного набора которых упомянуты следующие, нестандартные: научность, социальная справедливость, эффективность, ресурсная обеспеченность.

Как реализуется в законе принцип научности? Очень просто: правотворческий орган может привлечь (а может и не привлечь) научную организацию к разработке проекта закона. Для оценки качества проекта может быть проведена научно-техническая экспертиза. То есть принцип научности реализуется или не реализуется в правотворчестве по произволу правотворческого органа. Это очень странно для принципа, который по определению должен соблюдаться всегда и везде.

Представим себе ситуацию, если бы точно так же обходились с принципом законности, который обязывает всех и всегда соблюдать законы. Это было бы полной противоположностью законности и подменой ее на личное усмотрение. Но принцип научности, оказывается, можно соблюдать не всегда. И это понятно: научная обоснованность законопроектов потребует финансирования соответствующих научных исследований и приведет к затягиванию процедуры разработки законов, а самое страшное, к усложнению процедуры и сокращению количества законов. А это очень вредно для обширной имитационной правотворческой деятельности парламента и правительства. Зачем же тогда надо было декларировать принцип научности?

Вопросов больше чем ответов

Проект закона «О нормативных правовых актах» сохраняет прежнее соотношение вопросов и ответов: вопросов пока больше. Он адресован специалистам, занимающимся правотворчеством и правоприменением, которым предстоит самим ответить на свои вопросы или обратиться за толкованием (впрочем, порядок обращения за толкованием законопроектом не предусмотрен).

Возможно, из-за парадоксального преобладания исполнительной власти в правотворческой деятельности проект закона был написан органом исполнительной власти, а не депутатами, которые должны бы лучше разбираться в нормотворчестве и правилах юридической техники. А еще точнее, такой закон должен разрабатываться профессионалами – работниками аппаратов законодательных органов совместно с научным сообществом. Это повысит шансы на то, что закон будет прост и понятен не только юристам, но и обычным гражданам.

Казалось бы, это очевидное требование ко всем законам – быть простыми и понятными, но об этом проект «закона о законах» не говорит. Видимо, делать простые и понятные законы – высший пилотаж и недостижимый идеал для нашего законодателя.

Действующее законодательство РФ об охране труда и промышленной безопасности.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует около трех тысяч нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в области охраны труда. В действии до сих пор есть документы, методические указания и нормативы, принятые еще во времена СССР. Столь объемная нормативно-правовая база документов, принятых в разных социально-экономических условиях, безусловно, создает определенную сложность в регулировании отношений в области охраны труда.

Из более пяти десятков ратифицированных Конвенций, более двух десятков затрагивают вопросы создания безопасных условий труда. Непосредственно само Законодательство РФ об охране труда и промышленной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового Кодекса РФ и других федеральных законов.

Некоторые Федеральные законы, которые направлены на регулирование социально-экономических отношений, также затрагивают вопросы охраны труда. А именно:

  • Федеральный закон №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года;
  • Федеральный закон №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года.

Принятые субъектами РФ нормативные акты и законы по охране труда не должны противоречить действующим Федеральным законам. Действие Законодательства о труде и охране труда, согласно статье11 ТК РФ, распространяется на:

  • трудовые отношения;
  • отношения, связанные с применением личного труда, в том случае, если это предусмотрено Трудовым Кодексом РФ или иным Федеральным законом;
  • работодателей (юридических и физических лиц), независимо от формы собственности и организационно-правовых форм.
  • трудовые отношения с иностранными гражданами, с лицами без гражданства, с организациями, которые были учреждены лицами без гражданства, иностранцами, международными организациями и иностранными юридическими лицами. ( Если другое не было предусмотрено международными договорами РФ).

Трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, согласно 11 статье Трудового Кодекса РФ, не распространяются на:

  • военнослужащих
  • членов советов (наблюдательных советов) директоров организаций.
  • лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера;
  • других лиц, которые обозначены Федеральным законом.

Более подробно со всеми вопросами, касающимися обеспечения прав и обязанностей работников, обязанностей работодателей, с видами ответственности за нарушение норм и требований охраны труда, можно познакомиться на курсах повышения квалификации, которые проходят на базе НОУ ДПО Соликамского института промышленной безопасности и охраны труда.

ТАЛЛИНН, 2 дек — Sputnik. Министерством юстиции РФ подготовлен проект постановления, предусматривающего отмену действия более 3,5 тысяч нормативно-правовых актов времен Советского Союза.

© Sputnik / Александр Астафьев Из проекта постановления «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений» следует, что такое решение принимается в целях систематизации законодательства РФ. Всего устаревшими признаются 3709 нормативно-правовых актов, первый из которых датирован июлем 1923 года, а последний — августом 1991 года.

В пояснительной записке к постановлению отмечается, что в список отменяемых документов вошли только те, положения которых уже не применяются на практике. Вступление в силу постановления запланировано на 1 февраля 2020 года.

Полный текст проекта постановления «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов СССР и их отдельных положений» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Ранее, как писал Sputnik Эстония, распоряжение начать работу по отмене устаревших советских законов дал профильным министерствам и ведомствам премьер-министр России Дмитрий Медведев.

В эфире телеканала «Россия-24» глава кабмина заявлял, что действие устаревших нормативно-правовых актов времен СССР должно быть прекращено к 1 января 2020 года.

«Акты СССР и РСФСР должны прекратить свое действие до конца этого года, точнее — с 1 января следующего года», — заявлял Медведев в минувшем сентябре.

Вам также может быть интересно:

  • Путин лишил страны Балтии «заслуг» в деле развала Советского Союза
  • Братских народов союз вековой: СМИ Китая назвали четыре «слабых места» России

  • Год чуда или год беды? Чем было крушение социалистического лагеря в 1989-м?

Сразу же нужно сказать о том, что на вопрос, где прописаны законы РФ , ответить односложно – практически нереально. Вся законодательная база страны изначально базируется именно на Конституции. То есть, Конституция выступает основным законом страны. Далее следуют законодательные базы, которые собраны в специализированные кодексы четко определенной правовой направленности. Есть федеральные законы, федеральные конституционные законы, которые формируют четко определенные своды законов. То есть, сказать изначально, что в каком-то одном документе собраны все законы РФ – невозможно.

Где именно прописаны законы РФ?

Итак, начнем с самого начала:

  1. Конституция – основной элемент защиты интересов граждан и государства в целом. Своеобразная база всей законодательной системы. Данное законодательство четко определяет все права и обязанностей жителей страны.
  2. Административный кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно административных правонарушений. Кодекс определяет в себе все виды административных правонарушений, особенности рассмотрения дел по данным нарушениям, а также возможности формирования наказания.
  3. Уголовный кодекс – полная законодательная база, которая представляет собой свод законов, касающихся именно вопросов уголовного права. В законодательной базе четко прописываются все особенности рассмотрения дела, сбора и рассмотрения доказательств, а также формирования наказаний.
  4. Гражданский кодекс – свод законов, которые касаются непосредственно всех гражданских правоотношений и нарушений. Такой закон формирует знания по поводу оформления практически всех известных документов и пр.
  5. Налоговый кодекс – документ вобрал в себя все данные, которые касаются вопросом налогообложения. Формирования данного процесса, особенности оформления налогов с частных предпринимателей, размер налоговой базы, а также наказание, провоцируемое отсутствием уплаты налогов;
  6. Трудовой кодекс – основной документ, который всецело курирует взаимоотношения руководителя и работника.

Зачем нужны законы?

Нередко, возникает вопрос, зачем же нужны такие строгие законы, которые порой, не позволяют человек ни на секунду расслабиться. Законопослушные граждане прекрасно понимают, что наличие законов – это в первую очередь, элемент максимальной защиты интересов и прав самого человека. Кроме всего прочего, нужно отметить, что без правовой основы, то есть, без законов, которые бы защищали интересы каждого индивидуума, невозможно представить себе процесс развития и функционирования государства.
В принципе, вопрос оформления законодательной базы в стране проработан до мелочей и деталей. Таким образом, формируется четкая структура, позволяющая формировать все законы в соответствии с имеющимися статьями конституции.

Из чего состоит закон?
Вопрос из чего состоит закон , весьма многогранный. Начнем с того, что закон – основа правового государства. В нашей стране существует весьма значительное количество законов,…

Как называется основной закон РФ?
Как известно, в нашей стране существует просто феноменальное количество различных законов. Это в первую очередь кодексы, каждый из которых действует в четко определенном правовом…

Когда закон считается принятым?
Процесс принятия закона имеет массу особенностей. Изначально приглашаются юристы, которые помогают правильно разработать законодательную базу. Далее, начинается процесс…

Как вступает в силу закон?
Наша страна является правовым государством, которое базируется на своде различных федеральных конституционных законов. Основным законодательством в стране выступает конституция….

Глава 3. Федеративное устройство

Статья 65

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 66

1. Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.

2. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Статья 68

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Статья 69

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 7З

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Статья 76

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Статья 77

1. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Статья 78

1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Статья 79

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх