Встречная полоса штраф

Содержание

Когда можно выезжать на «встречку»

Актуальное автомобильное законодательство РФ весьма расплывчато объясняет, в каких ситуациях выезд на встречную полосу разрешён и вообще что считается выездом на полосу встречного движения. Любители «полихачить» пользуются этим, чтобы уйти от уплаты штрафа. Точных инструкций в законах не отыскать, но некоторые правила им всё же установлены.

Мечта водителя — новинка 2019!

  • Видеорегистратор с радар-детектором и GPS информатором.
  • Оповещение о сокращении дистанции и смене полосы движения. Функция антисон.
  • Безопасность на дороге — это Roadgid X7 Gibrid GT. Смотрите видео!

Обзор популярного гаджета среди автовладельцев

Наказания за выезд на встречную полосу в 2019-м году не последует, если:

  1. Автомобилист движется по дороге, не имеющей вообще никакой разметки. В данном случае разрешено то, что не запрещено: если поблизости знака о запрете обгона не видать, можно смело совершать маневр (но только если текущая ситуация на дороге позволяет).
  2. Автомобилист движется по дороге с тремя полосами. Такие дороги встречаются нечасто, и, если водитель оказался на ней, он может считать это за приятный бонус. Средняя полоса подобной дороги предназначена специально для совершения дорожных маневров. Воспользоваться ей может любой водитель независимо от направления движения. Главное: случайно не оказаться на крайней противоположной полосе – это уже будет серьезным нарушением ПДД.

Правила кажутся довольно чёткими – где же кроется упомянутая расплывчатость? А вот где: согласно ПДД, обгон запрещается специальными ограничительными знаками. Следовательно, знака нет – можно обгонять, и штрафа за выезд на встречку не последует. Также по пунктам ПДД при выезде на встречную полосу автомобилист обязан принять во внимание ширину дорожного полотна и габариты своего ТС, однако информации, на какие критерии ему следует ориентироваться, не найти.

Подобная размытость правил дорожного движения переводит их в разряд рекомендаций, в которых, как известно, опытные «водилы» не нуждаются.

Что грозит нерадивому водителю

Чем грозит выезд на встречную полосу? По отношению к нарушителю применяется одна из двух мер:

  1. Лишение водительского удостоверения.
  2. Штраф.

Какой штраф за выезд на встречную полосу сейчас принят?

Стоит начать с того, что штрафы существенно повысили в 2015 году. Если прежде дорожные лихачи могли отделаться символической суммой в 1 тыс. рублей, то в 2019-м году штраф за выезд на полосу встречного движения составит целых 5 тыс. рублей. Такие санкции — чувствительный удар по кошельку россиянина среднего достатка и серьезная мотивация, чтобы вести себя на дороге осторожно.

Важно: не имеет значения, одним колесом автомобилист пересёк сплошную или двумя – размер штрафа одинаков.

Лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев происходит, если камера зафиксировала выезд на встречную полосу одного и того же автомобиля второй раз за год (рецидив).

Если выезд на «встречку» полицейский зафиксировал лично, он может сам выбирать, какую меру наказания применить по отношению к нарушителю – штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав. Не нужно обладать буйной фантазией, чтобы представить, каким образом инспекторы ДПС могут обогатиться за счёт такого права. Особенно велики ставки, если водитель попадается инспектору на незаконном обгоне второй раз – в этой ситуации сотрудник ДПС вправе лишить автомобилиста прав на целый год.

Обратите внимание: нормы КоАП применяются к водителям, только если допущенное ими нарушение не привело к образованию дорожного происшествия и человеческим жертвам. Если нарушитель спровоцировал ДПС, в котором кто-то пострадал, лишением прав и штрафом он не отделается – его будут судить по всей строгости Уголовного Кодекса.

Инспектор неправ – как защититься водителю?

Ситуация, когда сотрудники ДПС останавливают порядочного водителя и обвиняют его в пересечении сплошной, кажется абсурдной – автомобилист рискует лишиться прав на пустом месте. Однако подобное случается сплошь и рядом.

К счастью, у водителя есть способы защититься от необоснованных обвинений полиции. Автомобилисту, попавшему в столь нелепую ситуацию, нужно следовать таким рекомендациям:

  1. Нельзя сразу подписывать протокол об административном нарушении. Скорее всего, инспектор не отразит в протоколе мнения водителя по поводу «псевдонарушения». Задача автомобилиста сводится к тому, чтобы внимательно прочесть этот документ и поставить отметку о несогласии с теми обстоятельствами, которые описал инспектор, и необходимости привлечения к делу адвоката. Если придётся подавать в суд, протокол будет ключевым доказательством – при наличии подписи водителя на нём (фактически при его согласии) спорить не о чем.
  2. В качестве доказательства стоит предъявить запись с видеорегистратора Roadgid. Сейчас девайсы компании Roadgid проникли в транспорт даже самых консервативных автомобилистов, что совершенно оправдано: видеозапись – «железный» аргумент, с ней не поспоришь.
    Совет: не передавайте запись с регистратора на хранение и даже для просмотра инспекторам ДПС. Вы лишите себя «козыря в рукаве» и запись, скорее всего, обратно не получите.
  3. Автомобилисту следует обязательно предупредить инспектора о том, что он будет обжаловать дело в прокуратуре. Возможно, напористость водителя в желании отстоять справедливость заставит полицейского задуматься, действительно ли он прав.

По результатам «нарушения» у водителя на руках должна остаться копия протокола. С этим документом, а также со всевозможными доказательствами, способными подтвердить факт отсутствия нарушения, водителю нужно отправляться в прокуратуру.

Сделать это важно в течение 10 дней с момента «нарушения». Если срок пропущен по уважительной причине (скажем, из-за болезни автомобилиста), его могут восстановить. Процедура та же самая, что и, например, при восстановлении срока на апелляцию.

Крайняя необходимость – о чём речь?

Термин «крайняя необходимость» встречается в статье 2 Административного Кодекса РФ. Статья эта фактически даёт водителям возможность реализовывать право на свободу перемещения, гарантированное Конституцией. О чём идёт речь?

Крайняя необходимость при выезде на встречную полосу возникает, например, если основная полоса забита сломанным автобусом – в такой ситуации водителю ничего не остаётся, кроме как совершать объезд через сплошную. Парадокс в том, что, если автомобилист остановится и будет ждать, когда автобус продолжит движение, он опять-таки станет нарушителем. Фактически он препятствует свободе перемещения других граждан: тех, кто постепенно начинает формировать «пробку» позади него.

Если верить разъяснениям ГИБДД о выезде на встречную полосу, водитель имеет право нанести противоправными действиями вред государству, если причинённый ущерб оказывается меньшим, чем предотвращённый. Благодаря такому постулату КоАП, автомобилисты фактически могут нарушать закон, не боясь раскаяния.

Хоть есть множество способов уйти от наказания за выезд на «встречку», испытывать судьбу не стоит. Последствия нарушения бывают более серьезными, нежели штраф – нарушитель ставит под угрозу жизни и здоровье людей.

Какой штраф за выезд на полосу встречного движения / «встречку» в 2019 году?

За выезд на встречную полосу водителей в 2019 году штрафуют по целому ряду статей. Штраф и статья зависят от конкретных обстоятельств, при которых совершено правонарушение: совершен ли выезд на встречную полосу, совершен ли выезд на встречную полосу, предназначенную для маршруток и такси, выезжал ли водитель на встречную трамвайную полосу, объезжал ли тихоходный транспорт или же просто обогнал под знаком «обгон запрещен». В зависимости от опасности и грубости нарушения, штраф составит от 1000 рублей до лишения прав на год.

Статья, детально описывающая все возможные варианты выезда на встречную полосу, называется Штрафы за нарушение знака «Обгон запрещен».

Какие штрафы предусмотрены за выезд на встречку?

1.Выезд на встречную полосу при обгоне на трассе

Самый распространенный случай – выезд водителя на встречную полосу при обгоне на трассе, там, где это запрещено: в зоне действия знака обгон запрещен или через сплошную(ые) полосы.

За данное нарушение сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП, штраф составит 5000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев.

2. Выезд на встречную полосу при обгоне на перекрестке

Водители часто забывают, что обгон на перекрестке также запрещен, если перекресток регулируемый, или водитель едет не по главной дороге на нерегулируемом перекрестке. В этом случае водителя так же оштрафуют по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП. Штраф так же 5000 р.

3. Проезд перекрестка с круговым движением во встречном направлении

Данное нарушение наказывается по ч. 4 и 5 статьи 12.15 КоАП РФ. Штраф тоже 5000 р.

4. Выезд на полосу встречного движения при совершении поворота на лево

Водителям нужно быть особенно аккуратными при совершении левого поворота на перекрестках или в зоне разрыва двойной сплошной линии. Существует заблуждение, что при совершении этого маневра за траекторией дивжения ТС можно не следить. Однако, за данный маневр можно заработать штраф. Ведь данное действие трактуется как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения. Наказание — штраф 1000-1500 р. по статье 12.16 ч. 2.

5. Движение по встречной полосе на дороге с односторонним движением.

Наказание за это нарушение составит 5000 рублей, или же лишение прав от 4 месяцев при первом нарушении, до года при повторном. Действия водителя подпадают под статью 12.6 ч.3 КоАП.

6. Выезд на встречную полосу, предназначенную для движения встречного маршрутного транспорта и такси.

Данное нарушение трактуется таким же образом, как езда по встречной полосе. Наказание в этом случае – 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев при первом случае. При повторном нарушении водителя ждет лишение прав на год.

Выезд на встречку — лишение или штраф?

Шанс гарантированно уйти от лишения прав при нарушении правил взаимодействия со «встречкой» наступает только в двух случаях:

  • Если водитель объезжал неподвижное препятствие,
  • Если водитель поворачивал налево или разворачивался.

В двух этих случаях (статьи 12.16 ч. 2 и 12.15. ч. 3 КоАП РФ соответственно) максимальное наказание – штраф 1500 р. Это важно помнить так как во время взаимодействия с полицией автолюбитель может неожиданно для самого себя оговориться и подписать не те протоколы.

Важно! Если вы поворачивали или разворачивались через двойную сплошную под знак по «встречке» то именно это и должно фигурировать в протоколах. К движению по встречной полосе эти действия отношения не имеют.

Когда лишают за «встречку»?

Из описанного выше можно сделать справедливый вывод – лишиться прав за нарушение законов о встречной полосе можно во всех случаях кроме, объезда неподвижного препятствия и разворота (поворота). Абсолютно все другие случаи содержат в себе норму лишения прав как один из вариантов наказания. Практика показывает, что в спорной ситуации скорее всего автомобилиста подвергнут именно лишению прав.

Движение по встрече с односторонним движением

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — одна из худших идей, которые могут придти в голову автомобилисту. По своей воле водители прибегают к езде по улице с односторонним движением:

  1. По незнанию и невнимательности,
  2. Из-за отсутствия дорожных знаков,
  3. Чтобы проехать по кратчайшему пути в спорном с точки зрения организации дорожного движения месте,
  4. В состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Штраф за движение по «встречке» по дороге с односторонним движением в рамках Статьи 12.16 ч 3. КоАП РФ равен 5000 р. Также за это правонарушение наказывают лишением прав на срок до 6 месяцев.

Важно! В случае с движением по дороге с односторонним движением, штраф за встречку по сути подменяется штрафом за кирпич. Мы очень детально пишем о штрафах за езду под кирпич в отдельной статье.

Кратко, если есть кирпич штраф 5000 р. за езду под кирпич. Если кирпича нет, то с точки зрения закона, улица с односторонним движением не обозначена и наказания за то, чего не существует, быть не может.

○ Штрафы при пересечении сплошной.

Нарушения ПДД, касающиеся пересечения сплошной линии разметки, наказываются по ст. 12.15 КоАП РФ. Она предусматривает наказание в следующих случаях:

  • Нарушение правил, касающихся того, как должно располагаться транспортное средство на проезжей части.
  • Нарушение правил встречного разъезда.
  • Движение по обочине дороги.
  • Пересечение транспортной колонны или самовольное занятие в ней места.
  • Лишение водителем транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз или двигающегося со скоростью меньше 30 км/ч, возможности другим автомобилям себя обогнать.
  • Езда по тротуарам или велодорожкам.
  • Выезд при объезде препятствия на встречную полосу или на встречные трамвайные пути.

Легко заметить, что хотя непосредственно пересечения одинарной или двойной сплошной предусмотрено лишь в последнем случае, все случаи, перечисленные в этой статье, так или иначе касаются правил, регулирующих порядок движения, обгона или разъезда.

✔ За что можно лишиться прав?

В качестве наказания по большинству пунктов ст. 12.15 КоАП РФ предусмотрен штраф различных размеров. Однако есть два исключения, когда у виновного водителя могут отобрать права. Это случаи касаются:

  • Пересечения сплошной в случаях, когда не применяется наказание в виде штрафа.
  • Повторное совершение того же правонарушения. В последнем случае штраф допускается только в том случае, если нарушение зафиксировано камерой. Во всех остальных ситуациях наказание только одно – лишение прав на год.

○ Таблица штрафов.

А теперь посмотрим на размер штрафов, предусмотренных за пересечение одинарной или двойной сплошной. Надо отметить, закон специально не различает оба этих случаях – наказание будет одинаковым, если произошёл выезд на встречную полосу в тех местах, где это запрещено разметкой. Вообще водителю следует помнить, что пересекать сплошную линию можно лишь в одном случае – когда ей выделяются границы мест на автостоянке. Во всех остальных случаях нужно руководствоваться выражением: «Сплошная – это стена, через стену не ездят».

На сегодняшний день КоАП РФ предусматривает следующие виды наказаний за пересечение сплошной линии:

  1. Ч. 4 ст. 12.15. Выезд на встречную полосу. — Штраф 5 тысяч рублей либо лишение прав на 4 месяца.
  2. Ч. 2 ст. 12.16. Разворот или поворот налево вопреки требованиям разметки. — Штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.
  3. Ч. 5 ст. 12.15. Повторный выезд на встречную полосу, если один раз уже было назначено наказание. — Лишение прав на 1 год. Если же нарушение было зафиксировано автоматической камерой – штраф 5 тысяч рублей.

Нужно помнить, что размер штрафов может быть увеличен. Если виновный водитель не заплатит в установленный законом срок (60 дней) – сумма штрафа может быть увеличена вдвое, либо назначено наказание уже в виде ареста сроком на 15 суток.

Напротив, если уплатить штраф в срок не позднее 20 дней с того момента, как вынесено постановление, то штраф считается погашенным при уплате всего 50% суммы. Такая мера появилась в законе с 2016 года и является своеобразной «льготой» для нарушителей, стремящихся исправиться и быстрее исполнить требования закона.

○ Фото и видеофиксация пересечения сплошной.

Раз уж мы упомянули автоматические камеры, разберёмся заодно, как происходит видео- и фотофиксация нарушений.

Само по себе использование камер для того, чтобы следить за соблюдением ПДД на дорогах, стало возможным с 2008 года. Первоначально немногочисленные камеры располагались исключительно в Москве, однако, по состоянию на 2016 год, они применяются во всех регионах России.

Сами по себе средства технической фиксации бывают следующих типов:

  • Мобильные комплексы, применяемые инспекторами ГИБДД.
  • Радары с возможностью видеофиксации («Визир» и другие аналогичные модели).
  • Стационарные камеры («Крис-1», «Арена» и т. д.). Именно они собирают информацию, передают её в центры обработки данных, где и формируются материалы, рассылаемые затем водителям (те самые «письма счастья», как их иронически называют автомобилисты).

Диапазон используемых средств сейчас крайне широк, постоянно появляются и вводятся в действие новые модели. Самые современные типы камер имеют возможность фиксировать нарушения и в тёмное время суток, а также при необходимости брать под дистанционный контроль светофоры и шлагбаумы на перегруженных магистралях. По крайней мере, такую возможность разработчики гарантировали комплексу «Рапира». Теоретически допускается даже возможность блокирования с помощью сигналов светофора и шлагбаумов конкретного автомобиля, находящегося в розыске.

Однако нужно учитывать, что автоматические камеры имеют и свои недостатки. К примеру, тот же самый комплекс «Рапира» не всегда уверенно фиксирует номера автомобиля в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Специалисты не исключают даже возможность ложного срабатывания. Именно поэтому, собственно, самые суровые виды административного наказания за нарушение ПДД не могут быть назначены по данным камер.

○ Советы юриста: как доказать невиновность?

Ну а теперь разберёмся, что делать, если вас собираются оштрафовать или, того хуже, лишить прав за пересечение сплошной разметки.

Прежде всего нужно помнить: далеко не каждое пересечение представляет собой административное правонарушение. В частности, водитель, начавший обгон на участке с прерывистой разметкой, имеет полное право, возвращаясь на свою полосу движения, пересекать сплошную линию. В том случае, если вас остановил инспектор или пришли документы о штрафе, зафиксированном автоматическим комплексом, нужно ссылаться на п.п. 11.4 ПДД, требующий от водителя после обгона занять прежнее место на полосе движения.

Даже в том случае, если постановление уже вынесено, его можно обжаловать руководству местного ГИБДД, либо в суд. В суде можно упирать на следующие обстоятельства:

  • Нечёткая разметка на дороге. Разумеется, на слово судья не поверит, но в том случае, если к жалобе будут приложены фотоснимки, есть вероятность отменить постановление. Делая снимки, нужно сделать привязку машины к ориентирам на местности. Крайне желательно зафиксировать на кадре и место, где находился автомобиль ГИБДД (если вас остановил инспектор) – это исключит споры о том, где именно произошло нарушение.
  • Крайняя необходимость. Помимо необходимости вернуться на свою полосу после обгона, могут быть и другие ситуации, когда пересечение окажется вынужденным.
  • Нахождение за рулём другого человека – если постановление вынесено по данным съёмки камерой. Здесь могут использоваться доверенности на имя реального водителя, билеты, согласно которым вы в тот момент уезжали из города и т. д.
  • Неправильное определение номера. В некоторых случаях камеры допускают ложные срабатывания, приписывая номер одного автомобиля другому. Именно поэтому если на снимке из приложенных к постановлению о штрафе изображена не ваша машина, отменить наказание очень легко.

Если же вас остановил инспектор ГИБДД – потребуйте от него, чтобы вам продемонстрировали съёмку того, как происходило нарушение. При этом обратите внимание на то, чтобы прибор был надлежащим образом опломбирован, имелась лицензия, а также даты калибровки и поверки. Времена, когда допускалась съёмка на бытовые видеокамеры, давно прошли. Сейчас к использованию допускаются только специальные приборы.

Ну а напоследок – главный совет: соблюдайте Правила и водите аккуратнее!

Всем привет!

С вами Вячеслав. Сегодня поговорим об одном из самых частых и спорных проступков автолюбителей – о выезде на встречную полосу в нарушение ПДД. Вы даже не представляете, сколько водителей неправомерно были лишены прав из-за того, что не знали, как правильно зафиксировать и доказать невиновность, совершив пересечение сплошной!

В статье я расскажу когда за выезду на встречку можно поплатиться водительским удостоверением и в каких ситуациях лишают прав за сплошную неправомерно. Поехали!

Наказание за пересечение сплошной линии разметки

Каждый водитель знает, что пересекать сплошную запрещено. А что такое сплошная, что такое пересечение, почему запрещено – эти вопросы почему-то остаются в стороне. Давайте разбираться.

Сплошная линия – это горизонтальная разметка, обозначенная в ГОСТе и в ПДД под номером 1.1. Двойная сплошная – под номером 1.3.

Данные линии введены в обиход не просто так, они чаще всего наносятся в опасных местах для предупреждения аварий. Не зря начинающих водителей учат: «Представьте, что сплошная – это стена». Чтобы пресечь возможные ДТП, законодатель и ввёл наказание за пересечение разметки 1.1 и 1.3.

Виды и размеры наказаний за пересечение сплошной и двойной сплошной линий не отличаются. Ответственность наступает по ст. 12.15 КоАП РФ, иногда по ст. 12.16 КоАП РФ.

В указанных нормах отсутствует упоминание о сплошной линии, но, совершая правонарушения, предусмотренные этими статьями, подразумевается, что водитель пересекает разметку 1.1 или 1.3.

Что интересно, понятия пересечения сплошной также не приводится ни в одном нормативном акте. Ввиду этого трактовка пересечения может отличаться.

В большинстве случаев судьи и представители Госавтоинспекции сходятся во мнении, что пересечением является выезд за линию хотя бы одним колесом. Но в некоторых ситуациях, например, при ДТП, достаточно даже выхода корпуса транспортного средства (ТС) за сплошную. Таким образом, всегда старайтесь держаться ближе к середине своей полосы, а для выезда на встречную полосу дождитесь, пока начнётся прерывистая линия.

Согласно ст. 12.15 КоАП РФ за выезд на встречку с пересечением сплошной линии нарушителю грозит:

  • Лишение водительских прав (ВП). Протокол о нарушении передаётся в суд, где принимается решение об изъятии удостоверения у автолюбителя.
  • Штраф. Это альтернативное наказание, которое наступает в случаях, у водителя компетентные органы решили не забирать удостоверение из-за отсутствия отягчающих обстоятельств или когда выезд на встречную полосу зафиксирован камерой, работающей в автоматическом режиме.

По ст. 12.16 КоАП РФ наказание за пересечение разметки наступает только в виде штрафа, так как оно не связано с выездом ТС на встречку.

Самые распространенные случаи нарушений из-за пересечения сплошной линии разметки и наказание за них представлены в таблице.

Основание Санкция
Выезд со двора или иной прилегающей территории через сплошную Штраф 500 руб. — ч. 1 ст. 12.16 КоАП
Случайный заезд на сплошную без выезда на встречную полосу Штраф 1500 руб. — ч. 1 ст. 12.15 КоАП
Выезд на встречку/трамвайные пути при объезде препятствия Штраф от 1 тыс. руб. до 1500 руб. — ч. 3 ст. 12.15 КоАП
Поворот под прямым углом налево с пересечением сплошной Штраф от 1 тыс. руб. до 1500 руб. — ч. 2 ст. 12.16 КоАП
Выезд на трамвайные пути по встречке через сплошную Штраф 5 тыс. руб. или лишение прав 4-6 мес. — ч. 4 ст. 12.15 КоАП
Обгон через сплошную на перекрёстках, пешеходных переходах, ж/д переездах (100 м. до них), на мостах или под мостами, в тоннелях, на подъёмах, на крутых поворотах, в местах с ограниченной видимостью
Выезд на встречку при повороте налево
Объезд ТС перед ж/д переездом по встречной полосе
Заезд на сплошную для обгона/объезда на дороге с 4 полосами
Выезд на встречку при трехполосной дороге, если средняя полоса предназначена для движения в оба направления
Пересечение сплошной линии, проезд по полосе встречного движения и поворот налево
Обгон начат через прерывистую линию разметки, но окончен через сплошную и наоборот
Повторное совершение правонарушений по ч. 4 ст. 12.15 КоАП Лишение прав на 1 год или штраф 5 тыс. руб. при фиксации нарушения камерой — ч. 5 ст. 12.15 КоАП

Где наносится сплошная линия и как за неё наказывают?

Согласно ПДД разметка 1.1 наносится в следующих целях:

  1. Для разделения полос противоположных направлений в опасных местах движения. Именно за пересечение такой линии водителя карают максимально сурово, ведь дорожная ситуация на таких участках и так сложная, а появление встречного автомобиля может её ещё больше усугубить. Наказание предусмотрено частями 3 и 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Повторное нарушение карается более сурово – по части 5 этой же статьи.
  2. Для разделения полос одного направления в опасных местах. Необходимость в такой разметка может возникнуть перед пешеходными переходами или при выделении полосы для маршрутных ТС и такси, на которую запрещено выезжать другим параллельно движущимся автомобилям. Пересечение сплошной в этом случае также наказуемо, хотя речь о выезде на встречку и не идёт. Наказание наступает по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ исключительно в виде штрафа.
  3. Для разделения парковочных мест. Нарушение за пересечение разметки в этом случае не связано с лишением ВП, квалифицируется оно по ст. 12.16 КоАП РФ и наказывается исключительно штрафом.
  4. Для обозначения границ проезжей части, на которые нельзя заезжать. Сплошной линией обозначаются, например, островки безопасности. Заезд на такую линию влечёт штраф согласно ст. 12.16 КоАП РФ.

Как видите, за пересечение сплошной наказывают преимущественно штрафом и только при выезде на встречку водителя могут лишить ВП. И то не всегда! Далее об этом поговорим подробнее.

Когда при пересечении сплошной линии полагается лишение ВП?

Лишение ВП наступает при совершении деяний, предусмотренных ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ № 18 наказание по указанной норме наступает при таких проступках:

  • Заезд для обгона или объезда на встречку на дорогах, где более четырёх полос, кроме объезда препятствия.
  • Выезд на встречку на трёхполосных дорогах, где средняя полоса отводится для движения в оба направления. Для водителя при этом запрещённой полосой является крайняя левая.
  • Обгон на опасных участках, где противоположные потоки ТС разделены разметкой 1.1: на перекрёстках, на пешеходных переходах с переходящими дорогу людьми, на ж/д переездах и за сто метров перед ними, на мостах и под ними, в тоннелях, на подъёмах, на крутых поворотах, в местах с ограниченной видимостью. Не наказывается по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ обгон тихоходного ТС, если стоит знак «Обгон запрещён» даже если есть разметка 1.1.
  • Объезд ТС, стоящих перед ж/д переездом, по встречной полосе.
  • Заезд на трамвайные пути противоположного направления.
  • Поворот, в результате которого ТС оказывается на встречке.

Вместо лишения ВП во всех указанных случаях может быть назначено денежное взыскание в размере 5 тыс. руб.

Для удобства сохраните себе схему, на которой изображены все случаи, когда вас могут лишить ВП за выезд на встречку:

Статья в тему: ДТП на встречной полосе: есть ли особое наказание?

В каких ситуациях можно избежать наказания за выезд на встречную полосу?

В некоторых случаях даже неправомерные действия водителя, совершённые при определённых обстоятельствах, не будут считаться наказуемыми.

Это возможно в таких случаях:

  • Крайняя необходимость. Водитель действовал в условиях риска и не мог действовать иначе. Действия в крайней необходимости признаются целесообразными только в случае, если предотвращённый ущерб был бы больше фактического. Например, перед водителем на дорогу выскочил ребёнок или случилось ДТП. Если вы попали в такую ситуацию и дело дошло до суда, сошлитесь на ст. 2.7 КоАП РФ, которая исключает вашу вину.
  • Плохое состояние разметки или её отсутствие в положенном месте. В данном случае потребуются доказательства того, что вы не могли знать о том, что нарушаете правила. Сфотографируйте место события, а ещё лучше предоставьте в суд материалы с видеорегистратора.

Если ваш случай не подпадает под вышеуказанные, то, скорее всего, при пересечении сплошной (двойной сплошной) линии вы понесёте наказание в виде лишения ВП или штрафа.

Спорные ситуации – штраф или лишение ВП при пересечении сплошной линии

Как я уже писал, большинство ситуаций, связанных с выездом за сплошную линию, в том числе за двойную, спорные.

Внимание! Будьте готовы к тому, что представители ГИБДД попытаются вменить вам более серьёзное наказание, чем вы того заслужили. Часто на месте остановки авто сотрудники ДПС специально неправильно квалифицируют нарушение, не вписывая в процессуальные документы ключевые факты, влияющие на вид ответственности. Вот и получается, что водителя лишают ВП вместо того, чтобы ему выписать штраф.

Чтобы этого избежать, постарайтесь контролировать действия инспектора и следить, чтобы ваше нарушение было запротоколировано верно.

Рассмотрим наиболее встречающиеся случаи, когда инспектор ДПС может навязать вам лишение ВП, а на самом деле за совершённое нарушение полагается только штраф.

Наезд на сплошную (двойную сплошную) линию

Если водитель случайно заехал на сплошную линию без выезда на встречную полосу, то данное действие не будет считаться нарушением ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Дело в том, что сплошная линия лишь разделяет транспортные потоки и не относится ни к какой полосе движения.

Но наезд на линию 1.1 или 1.3 является всё же нарушением, так как ПДД запрещают в принципе движение по разметке, кроме случая наезда на прерывистую линию при перестроении (п. 9.7 ПДД).

Наезд же на сплошную является нарушением правил расположения ТС на автодороге и наказывается денежным взыскание в размере 1,5 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.

Если произошло ДТП из-за наезда на сплошную, например, автомобили, двигающиеся навстречу друг другу, столкнулись зеркалами, то в этом случае деяние нарушителя может быть квалифицировано и по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.

Объезд препятствия с выездом на полосу противоположного направления через сплошную

Достаточно часто случаются ситуации, когда необходимо объехать стоящий на остановке автобус или место аварии. И, конечно, объезд не всегда можно совершить без выезда на встречную полосу.

В данной ситуации применяется ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, нарушение которой наказывается штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.

Ответственность по указанной статье наступает с некоторыми оговорками. Речь здесь идёт об объезде препятствия, коим не может считаться исправно работающее ТС, стоящее в пробке, или, например, маршрутное такси, куда садятся пассажиры (Общие положения ПДД).

Препятствием может быть:

  • Автомобиль, попавший в ДТП, который остановился на вашей полосе.
  • ТС, остановившееся с нарушением ПДД, например, если до сплошной линии осталось менее 3-х метров.
  • Повреждённое дорожное покрытие, по которому проехать невозможно.
  • Посторонний предмет, лежащий на дороге, к примеру, поваленное дерево.
  • Люди, пострадавшие в ДТП, или оказывающие им помощь.

В указанных случаях лишение ВП не допускается, хотя сотрудники ДПС могут утверждать обратное.

Оспорить объезд через сплошную можно лишь в случае, если с другой стороны объехать препятствие невозможно.

Смотрите видео о том, как водителю удалось избежать ответственности за встречку при объезде автобуса:

Обгон тихоходного ТС по встречке с пересечением сплошной линии

Представители Госавтоинспекции достаточно часто незаконно вменяют автолюбителям нарушение, связанное с пересечением сплошной после знака 3.20 «Обгон запрещён».

Действительно, за пересечение сплошной линии, обычно начинающейся за этим знаком, наступает ответственность. Но бывают и исключения.

В п. 8 Постановления Пленума ВС РФ разъяснено, что обгонять тихоходное ТС, которое не может ввиду конструктивных особенностей двигаться быстрее 30 км/час, пересекая сплошную линию, можно, так как руководствоваться при этом следует не линиями разметки, а требованиями знака 3.20, так как он в данном случае приоритетный. Также обгонять разрешено велосипеды, гужевые повозки, мотоциклы.

Медленно же двигающуюся машину обгонять нельзя, иначе за встречную полосу вас могут лишить ВП.

Пересечение сплошной и двойной сплошной линий при развороте

Бывают ситуации, когда при выезде из парковки вам следует повернуть налево, а вы упираетесь в сплошную. В таких случаях очень уж хочется сразу её пересечь и поехать в нужном направлении. Что за это грозит?

Есть специальная норма ч. 2 ст. 12.16 КоАП РФ, в которой прописано наказание за разворот, совершённый вопреки требованиям знаков и правилам разметки. Но санкция этой нормы применяется только в том случае, если встречную полосу вы пересекли под прямым углом:

Если вы проехали хотя бы 1 м навстречу потоку, нарушение будет квалифицировано по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ:

Неудачный обгон: манёвр начат на прерывистой и окончен на сплошной

Такая ситуация является достаточно спорной, так как по сути нарушение очевидно и если у водителя была возможность вернуться на свою линию до начала сплошной, то наказания он не избежит.

Тем не менее оспорить вину можно в таких ситуациях:

  1. Водитель не мог знать, что скоро начнётся сплошная. Перед началом сплошной должна идти разметка 1.6, предупреждающая об окончании прерывистой линии. Если она отсутствует или её длина составляет менее 50 м, а также если нет знаков, с содержания которых можно сделать вывод, что начнётся сплошная линия, то автолюбителя могут освободить от ответственности по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
  2. Обстановка не позволяла своевременно вернуться на свою полосу. Здесь нужно доказать, что существовали обстоятельства, помешавшие закончить манёвр. Например, впереди идущее ТС также начало обгон и помешало вернуться.

Так как все вышеописанные ситуации спорные, очень многое будет зависеть от того, как будут заполнены процессуальные документы и от вашей тактики защиты.

Особенности фиксации нарушения, связанного с пересечением сплошной

При фиксации такого нарушения обычно составляется схема места совершения административного проступка, хотя она и не является обязательной (п. 154 Приказа МВД № 664).

Схема является дополнением к протоколу об административном нарушении. Это рисунок, который изображает обстоятельства совершения проступка с указанием линий разметки, траектории движения ТС, знаков и других важных моментов.

Рисунок места события изучается судом наряду с другими материалами по делу, поэтому уделить ему следует особое внимание. Действуйте следующим образом:

  • Проверьте, правильно ли зафиксировано нарушение. Представители ГИБДД часто используют уже готовые схемы на местах, где часто совершаются наезды на сплошную. Но не всегда на этих схемах изображены все знаки и особенности разметки.
  • Если вы не согласны со схемой, напишите: «Не согласен». Нарисуйте свою схему, в суде заявите ходатайство о её приобщении к материалам дела.
  • Сфотографируйте место нарушения, чтобы из материалов можно было понять о расположении знаков и разметки.
  • Привлеките свидетелей. Данные о них как о понятых могут быть вписаны в схему места совершения нарушения. Свидетелей вы можете вызвать в суд для дачи показаний.

Копии схемы и протокола обязательно вручается водителю.

О том, как нарисовать схему самостоятельно я рассказывал здесь: Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой компании и ГИБДД

Помните, что от фиксации нарушения зависит очень многое, если в чём-то сомневаетесь, лучше не подписывайте схему, её копию целесообразно показать автоюристу.

Порядок лишения ВП за встречку

Процедура содержит такие этапы:

  1. Фиксация нарушения. На месте остановки ТС инспектором составляется протокол и другие процессуальные документы. Если не было совершено других нарушений, водителя отпускают и он следует дальше.
  2. Передача материалов в суд. Осуществляется в трёхдневный срок.
  3. Судебное разбирательство, куда вызывают и виновного. Итоговое решение должно быть вынесено на протяжении 3-х месяцев с момента совершения нарушения.

При отсутствии отягчающих вину обстоятельств и совершении проступка впервые, есть шанс, что суд вынесет решение о назначении вам только штрафа в размере 5 тыс. руб., но надеяться на то, что вам повезёт и судья будет в хорошем настроении, нельзя.

Отнеситесь к заседанию со всей серьёзностью, тщательно продумайте, что будете говорить. Если не можете присутствовать на рассмотрении дела, пригласите юриста, так как если вина будет доказана, то вас могут лишить ВП.

Подробнее о процедуре лишения ВП читайте в статьях:

Порядок лишения водительских прав: процедура, кто лишает и как об этом узнать?

Узнай всё о суде по лишению водительских прав, чтобы подготовиться и выиграть его: где, когда и как проходит процесс, кто в нем участвует

Лишение ВП за встречную полосу при отягчающих обстоятельствах

Отягчающие обстоятельства могут усугубить ответственность нарушителя. При наличии таких обстоятельств шанс отделаться штрафом уменьшается, и появляется риск получить запрет на вождение не на 4 месяца, а на все 6.

Отягчающими обстоятельствами могут быть:

  • Наличие непогашенных штрафов за административные проступки.
  • Неоднократное привлечение к административной ответственности за несоблюдение ПДД.
  • Совершение проступка после лишения ВП независимо от того было сдано удостоверение или нет.
  • Групповое совершение нарушения.
  • Несоблюдение ПДД во время стихийного бедствия или при чрезвычайных событиях, в том числе ДТП.

Суд каждый раз отдельно решает, какие обстоятельства могут быть признаны отягчающими (ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

Если водитель совершил несколько нарушений, то за каждое из них его наказывают отдельно, а сроки лишения ВП или штрафы суммируются (ст. 4.4, ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ).

Если суд окончился решением о лишении вас ВП, то вам необходимо или обжаловать постановление судьи на протяжении 10-ти дней с момента получения документа на руки, или сдать удостоверение и ждать срока окончания наказания.

Статьи в тему:

Куда нужно сдавать водительское удостоверение при лишении прав и как это правильно сделать. Подробная инструкция + образец заявления

Что будет, если не сдавать удостоверение после суда – как исчисляется срок лишения специального права + что делать, если потерял права перед сдачей в ГИБДД

Ответственность за езду без прав после лишения – разбор конкретных ситуаций + что делать, если остановили, а удостоверения нет

Повторное пересечение сплошной

Если при выезде на встречку в первый раз лишения ВП можно избежать и отделаться штрафом, то при повторном нарушении водителю грозит запрет на управление ТС без каких-либо альтернатив.

Повторным нарушением является совершение проступка, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, второй раз в течение срока, пока водитель считается подвергнутым административному нарушению, – со дня вступления постановления суда в силу до истечения года с момента окончания исполнения наказания.

То есть, если за предыдущее нарушение водителю назначили штраф, то год с момента его оплаты гражданин будет считаться подвергнутым наказанию.

Если за предыдущее нарушение автолюбителя лишили ВП, то год будет отсчитываться с момента возврата удостоверения из ГИБДД.

Повторное пересечение сплошной наказывается по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ. По этой норме водителю грозит 1 год лишения прав. Наказание может быть назначено даже, если предыдущий срок лишения не истёк. В этом случае периоды запрета на управление автомобилем суммируются.

Лишение ВП за повторное нарушение не коснётся водителя лишь в одном случае – если проступок будет зафиксирован не инспектором, а камерой, работающей в автоматическом режиме. В этом случае гражданина могут только оштрафовать.

Можно ли обжаловать лишение ВП за пересечение сплошной (двойной сплошной)?

Да! Если в суде первой инстанции вас лишили ВП неправомерно, и вы чувствуете в себе силы бороться за справедливость на более высоком уровне, подайте апелляционную жалобу на решение суда. Подаётся она в районный суд или в суд, где слушалось ваше дело. Документ в последнем случае будет передан на протяжении 3-х дней в нужный орган.

Преимущества апелляционного обжалования:

  • Водительское удостоверение сдавать не требуется, пока дело не будет рассмотрено повторно.
  • Ваше дело будет пересмотрено и, возможно, на этот раз решение будет принято в вашу пользу.
  • Ухудшить ваше положение апелляционный суд не может, но при выявлении обстоятельств, усугубляющих вашу вину, допускается возвращение дела в первую инстанцию.

Если вы хотите воспользоваться указанными преимуществами, вам необходимо успеть подать жалобу на протяжении 10-ти дней после получения на руки постановления первой инстанции. Если вы не успели составить грамотное заявление, воспользуйтесь оспариванием решения в порядке надзора в областном суде.

Статья в тему: Как обжаловать лишение водительских прав: порядок обращения в инстанции и особенности процедуры + возвращает ли верховный суд водительские права

Подведём итоги

  • Лишение ВП за сплошную – наказание, которое применяется к нарушителям, которые пересекли линию разметки 1.1 или 1.3.
  • Срок лишения ВП составляет от 4-х до 6-ти месяцев.
  • Штраф в размере 5 тыс. руб. – альтернативное наказание за пересечение сплошной.
  • Повторное нарушение карается более сурово – запретом на управление ТС на 12 месяцев.
  • В большинстве случаев пересечение сплошной наказывается штрафом, вопреки заявлениям сотрудников ГИБДД, которые зачастую фиксируют событие неправильно. Зачастую это наезд на сплошную колесом, нарушение правил разворота с заездом на встречку, выезд с парковки по разметке и некоторые другие нарушения. Чтобы вас за эти деяния не лишили ВП, проследите, чтобы инспектор правильно составил схему места нарушения.
  • Решение о лишении ВП можно обжаловать в апелляции и в порядке надзора.

Никогда слепо не подписывайте протоколы сотрудников ГИБДД. Проверяйте всё тщательно, ведь цена доверчивости – ваше водительское удостоверение.

А на сегодня всё! Надеюсь, статья была вам полезна. Если у вас есть вопросы, обязательно их задавайте. Также не забывайте подписываться на блог и делиться материалом в социальных сетях.

Удачи на дорогах! До новых встреч!

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением – участок дороги с повышенной опасностью, на котором велик риск попасть в дорожно-транспортное происшествие. Именно по этой причине автомобилист, который передвигается по такой полосе, должен максимально сконцентрироваться на управление авто, не отвлекаясь на разговоры.

Движение по полосе может продолжаться вплоть до установленного знака, который свидетельствует об окончании этой дороги.

При передвижении по реверсивной дороге необходимо соблюдать осторожность при поворотах налево и при перестроении в крайний правый ряд на перекрестке. Даже если дорога прекрасно просматривается, перед тем, как повернуть авто налево, необходимо перестроиться в правый ряд. За соблюдением такого правила следят сотрудники ГИБДД на выезде на дорогу с двусторонним движением.

По правилам дорожного движения перестроиться на дорогу с таким видом движения можно только в зоне видимости светофора. Соответственно, перестроиться можно также только на разрешающий сигнал светофора. Если на нем загорается запрещающий сигнал, необходимо как можно быстрее покинуть полосу, чтобы не оказаться участником аварии.

Способы организации движения на реверсивной полосе

Движение по реверсивной полосе ограничивается несколькими способами.

Специальные дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, а также на каждом перекрестке и въездах на полосу с прилегающих улиц. Существует несколько видов знаков, которые используются для обозначения реверсивного движения:

  1. Знак 5.8, который устанавливается в начале и в конце перекрестка, если полоса продолжается дальше.
  2. Знак 5.9 устанавливается в конце реверсивной полосы.
  3. Знак 5.10 обозначает возможность заезда с прилегающих улиц.

Иногда реверс включается только в определенные дни или временные промежутки, поэтому могут быть использованы и другие дополнительные дорожные знаки. В дополнение сотрудники ГИБДД могут установить знаки, обозначающие направление движения.

Дорожная разметка

Водитель может определить, что он передвигается по реверсивной полосе, по двойной прерывистой линии. Линия может быть нанесена двумя способами:

  1. С обеих сторон дороги.
  2. Только слева, если над дорогой располагается светофор.

Следовательно, если во время своего движения автомобилист увидит, что слева от него двойная прерывистая линия – значит это полоса с движением, которое может измениться в зависимости от сигнала светофора.

В некоторых случаях такая полоса может быть использована и для классической разметки, чтобы разделить потоки с разным направлением движением. Чтобы не запутаться в том, является дорога реверсом или классикой, необходимо обращать внимание на дорожные знаки.

Автомобилисты могут столкнуться с некоторыми сложностями в зимнее время года, так как из-за снежного покрова не видно разметки. В таких случаях сотрудники ГИБДД имеют право установить дополнительные знаки, свидетельствующие о начале реверсивной дороги. В особо сложных случаях, на дорогу может выходить регулировщик.

Светофор

Для реверса используется не обычный светофор, а специальный, реверсивный. Такой светофор может иметь несколько полей:

  1. Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что можно ехать по полосе.
  2. Желтая направленная вправо или вниз – водителю необходимо перестроиться в правую полосу, так как в ближайшее время будет изменено направление движения.
  3. Красный крестик обозначает, что движение по реверсу запрещено.

Чаще всего встречаются светофоры с двумя сигналами – красным и зеленым, которые меняются в зависимости от ситуации на дороге.

Если полоса находится с левой стороны, а светофор выключен, значит, что реверсивная полоса в данный момент является классической и по ней можно ехать, соблюдая обычные правила дорожного движения.

Чтобы контролировать соблюдение правил, вдоль всей реверсивной полосы располагаются камеры фото и видеофиксации.

Штраф за езду на реверсивной полосе

Кодекс об административных правонарушениях не содержит отдельных статей, касающихся наказаний за неправильную езду по реверсу. Однако на практике сотрудникам полиции удается выделить несколько аналогичных нарушений, за которые возможно применение наказания.

  1. Водитель игнорирует сигналы светофора. Назначение наказания за такое правонарушение возможно в том случае, когда автомобилист выезжает на реверсивную полосу с горящим над ней красным сигналом светофора. Ответственность за такое нарушение – 5000 рублей или лишение прав на управление авто сроком до полугода. Если водитель попадется на таком нарушении второй раз, он лишается прав на год.
  2. Объезд препятствий с левой стороны, пересечение линии разметки и выезд авто на встречную полосу. За такое нарушение правил дорожного движения автомобилист привлекается к административной ответственности в виде штрафа размером до 1500 рублей.
  3. Неправильное размещение авто во время пересечения перекрестка также наказывается штрафом.

Если такое нарушение было установлено камерой видеофиксации, инспекторы ГИБДД не имеют права привлекать водителя к максимальной ответственности в виде лишения прав.

Что такое реверсивное движение?

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать — это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Дорога с реверсивным движением — это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Способы организации реверсивного движения

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией, разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров. В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз — это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Как быть?

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Проезд по встречной полосе не всегда заканчивается для водителя лишением прав управлять машиной. При определенных обстоятельствах такие маневры не считаются правонарушением совсем или классифицируются как отступление от норм другой статьи ПДД. Понимание этих нюансов убережет граждан от необходимости возвращать водительское удостоверение или платить огромный штраф за выезд на встречную.

Проезд по встречной полосе в ПДД РФ

Выезд на полосу, занимаемую встречным транспортом (в том числе не всем корпусом машины и даже одним колесом), езда против направления движения — опасные маневры, зачастую заканчивающиеся столкновением. Поэтому наказание водителям, которые против правил выехали на встречную полосу, в 2019 г. суровое: вплоть до лишения прав управлять машиной и необходимости заново пересдавать теорию ПДД при возврате водительского документа.
Дорожные полосы обычно разделены разметкой:

  • 1.1 — сплошная белая или оранжевая, отделяющая полосы для попутного или встречного автотрафика;
  • 1.3 — двойная сплошная, отделяет потоки машин обоих направлений на широкой улице, имеющей 4 и более полосы;
  • 1.11 — двойная линия, состоящая из сплошной и прерывистой, со стороны которой можно выполнять маневрирование.

Пересекать эти линии (кроме 1.11 со стороны прерывистой) запрещено.

Если на дорожном полотне нет разметки, водитель сам рассчитывает число полос, исходя из ширины полотна, размеров авто и необходимого свободного пространства между ними. Если разметка не прочерчена, считается, что полос четное количество или одна.

Выезд на встречную полосу регулируется дорожными знаками, в частности, 3.20 «Обгон запрещен» (этот маневр по умолчанию предполагает кратковременное движение по встречной с возвращением в свой ряд). Если ни знаков, ни разметки нет, правилами обгон на этом участке разрешен, автомобилист может совершить его, руководствуясь статьями 11.1, 11.2, 11.4 ПДД.

Фактический выезд на встречную полосу, пересечение отделяющих разные потоки линий не всегда расцениваются как правонарушение вообще или в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ в частности. Каждый случай должен рассматриваться индивидуально, исходя из всех обстоятельств дела.

В каких случаях выезд на встречку не карается лишением прав

Езда по полосе обратного движения допускается при маневрах на 2-полосной дороге, на которой нет ограничителей (то есть полотно делится водителем, исходя из логики). При обгоне нужно удостовериться, что на участке он разрешен ст. 11.4 ПДД, а также что противоположная сторона свободна и у автомобилиста будет время для возвращения в свой ряд.

Если на 3-полосной дороге внутренняя выделена разметкой и предназначена для езды в обоих направлениях, обгонять, поворачивать или разворачиваться можно только по ней. Правильно выполненный маневр не будет считаться правонарушением.

При развороте, повороте или обгоне там, где это дозволено правилами, знаками и разметкой, водитель обязан приступить к маневру и завершить его на прерывистой линии, иначе это будет расценено как отступление от ПДД и административное нарушение.

На 2-полосной дороге, где поставлен запрещающий знак 3.20, можно съехать на встречку для обгона тихоходного транспорта (который обозначен специальной наклейкой или это предполагается по его технической спецификации), мопедов, мотоциклов без колясок, конных повозок. Перед маневром необходимо убедиться, что соблюдены условия п. 11.4 ПДД РФ.

Эта ситуация спорная, так как знак 3.20 не запрещает обгон тихоходов и в любом случае он будет доминировать над разметкой. Но если опираться на официальные разъяснения МВД от марта 2019 г., обгон по встречке даже в этом случае — гарантированное лишение прав.

Не будет расцениваться как нарушение по п. 4 статьи 12.15 КоАП РФ проезд по встречке для объезда препятствий (недвижимых, блокирующих объектов: аварии, обвала, ремонтных работах и т. д.), если это нельзя сделать с правой стороны. В таких случаях сотрудники ГИБДД часто своими силами организуют движение, регулируя разъезд автомобилей. Если, в нарушение правил ПДД, водитель обогнул препятствие слева, а не справа, где было свободно, это считается административным правонарушением по п. 3 ст. 12.15 КоАП (штраф 1–1,5 тыс. руб.).

Если водитель пересек линии, разделяющие полосы противоположного направления, для разворота или поворота налево, это будет считаться правонарушением, однако не по п. 4 ст. 12.15, а по п. 2 ст. 12.16 (в 2019 г. карается штрафом 1–1,5 тыс. руб.).

Когда проезд по встречке грозит лишением

Нельзя пересекать (даже одним колесом) запрещающую разметку 1.1 и 1.2.1 (непрерывные одинарные линии) и двойную сплошную, когда это не разрешено дорожными знаками. Речь идет не только об обгоне, но и неправильном развороте или повороте, если водитель при маневре не «вписывается» в прерывистую линию.

П. 9.2 ПДД строго запрещает выезжать на встречку на улице с четырьмя и более полосами даже при преодолении препятствия. Поворачивать и разворачиваться можно в специально установленных для этого местах, где нет запрещающих указателей; в случае блокирующего объекта — объезжать его справа или следовать указаниям регулировщика. Иначе водителя могут привлечь по п. 3 ст. 12.15 (в 2019 г. наказывается штрафом 1–1,5 тыс. руб.) или п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ (вплоть до лишения прав управлять авто), если гражданин посчитал за препятствие пробку или припаркованный по всем правилам транспорт.

Запрещена также езда по крайней левой полосе на дороге, размеченной на 3 ряда. Обгонять, поворачивать или разворачиваться можно по внутренней, которая служит для автотрафика в обе стороны.

Обгон даже при отсутствии запрещающих знаков или разметки запрещен (п. 11.4 ПДД РФ):

  • на перекрестках без светофоров и регулировщиков при езде по второстепенной улице;
  • на регулируемых перекрестках;
  • за 100 м до железнодорожного переезда и на нем;
  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях, на мостах, эстакадах и т. д.;
  • на опасных участках дороги и там, где видимость ограничена другими объектами, в том числе строениями, деревьями или машинами.

Неверно выполненный поворот или разворот с кратковременным проездом по полосе обратного направления будет признано нарушением по п. 4 ст. 12.15 КоАП. Такое случается, например, если водитель проехал по встречке на кольце или на перекрестке с двумя пересечениями дорог, начал или завершил маневр на сплошной линии.

Езда по однополосной дороге против ее направления также запрещены (п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ). Санкции за это правонарушение в 2019 г. такие же, как при движении по встречной полосе.

Санкции за проезд по полосе встречного движения в 2019 г.

Въезд на встречную полосу (в том числе трамвайные пути) вопреки ПДД, запрещающим знакам и(или) разметке признается нарушением по п. 3 или 4 ст. 12.15, кроме того, в отдельных случаях, по п.п. 1,2 ст. 12.16 КоАП РФ. По закону, если в действиях водителя содержится состав двух правонарушений, наказание ему вменяется максимальное из предусмотренных этими статьями.

В 2019 г. наказание за проезд по полосе обратного движения против правил, знаков или разметки (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ):

  • штраф 5 тыс. руб.; или
  • лишение прав управлять машиной от 4-х месяцев до полугода.

Вторичный выезд на полосу встречного автотрафика карается изъятием удостоверения на 1 год. В обоих случаях собственнику автомобиля назначается только штраф 5 тыс. руб., если нарушение зафиксировано автоматической камерой.

Если автомобилиста, нарушившего ПДД, остановил сотрудник госинспекции, наказание накладывается на его усмотрение. Он вправе:

  • сразу же вынести постановление об административном нарушении и взыскании штрафа без протокола, если водитель — собственник авто и признает свою вину;
  • оформить протокол и вынести постановление, если водитель управляет машиной по доверенности или договору. Наказание (штраф) придется оспаривать у вышестоящих должностных лиц госинспекции;
  • составить протокол и передать материалы в суд. В 2019 г. только арбитры могут лишать права управлять машиной.

Выезд на встречную полосу для преодоления неустранимого препятствия (если водитель имел возможность объехать его справа) классифицируется как нарушение правил объезда (п. 3 ст. 12.15 КоАП РФ). Это влечет штраф 1–1,5 тыс. руб.

Для уплаты штрафа у водителя есть 2 месяца после того, как постановление получит юридическую силу (через 10 дней после вынесения). Опоздание будет означать новое административное правонарушение и караться пени, арестом или обязательными работами.

В соответствии с п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ, в 2019 г. сэкономить и заплатить только 50 % штрафа водителю, которому вменили незаконный проезд по встречке (п. 4 ст. 12.15), не получится.

Особенности выезда на трамвайные линии

Трамвайные пути — это часть дорожного полотна. П. 9.6 ПДД допускает движение по рельсам попутного направления в некоторых случаях:

  • машина не мешает движению трамваев;
  • пути располагаются слева от полос и находятся на одном уровне с ними, не отделяются запрещающей линией или ограждениями;
  • если остальные полосы заняты.

Поворот налево и разворот выполняются с попутных трамвайных путей, если на перекрестке нет знаков, регулирующих движение только из полос (5.15.1–2) или разметки. Автомобилист должен убедиться, что он не мешает проехать трамваю, заезжает на пути, пропускает поток, затем продолжает двигаться под прямым углом на встречные рельсы для маневра.

Заезд и движение по встречным трамвайным рельсам (как и по рядам, предназначенным для общественного транспорта) приравниваются к езде по встречке и карается штрафом и лишением права управлять авто. Обратные пути можно только пересекать, выполняя маневр по правилам, установленным ПДД, в местах, который служат специально для этого.

Если все полосы попутного движения блокированы препятствием, которое нельзя обогнуть справа, водитель может объехать его по трамвайный путям противоположного направления, при этом соблюдая правила встречного разъезда (пропустить движущийся навстречу транспорт, проследить, что маневр не создаст аварийного положения. На спуске дорогу уступает тот, кто едет вниз). Часто при наличии таких серьезных препятствий (масштабных ремонтных работ или аварий) сотрудники ГИБДД своими силами регулируют проезд по встречной полосе.

Как оспаривать вынесенное наказание в 2019 г.

Нормы КоАП и ПДД, касающиеся проезда по встречной полосе, во многом пересекаются с другими разделами правил и права. Поэтому часто вынесенные решения кажутся водителям спорными, они готовы добиваться справедливости в суде. Срок для обжалования постановления во второй инстанции — 10 дней.

Например, иногда госинспекторы наказывают граждан по п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ за отступление от правил обгона там, где он разрешен (нет запрещающих линий, знака «Обгон запрещен» и т. д.), то есть фактически за нарушение ст. 11.1 ПДД РФ. Эта статья гласит: перед совершением такого маневра водитель обязан убедиться, что нет помех, он успеет въехать в свой ряд. Иначе это будет расценено как административное правонарушение, но не выезд на встречную, а несоблюдение правил обгона. Первое — это лишение или штраф 5 тыс. руб. (п. 4 ст. 12.15 КоАП РФ), второе — штраф 1,5 тыс. руб. (п. 1 ст. 12.15 КоАП РФ). Рекомендуется тщательно следить за тем, что госинспектор пишет в протоколе и нарушение какого правила он вменяет водителю.

Очень много спорных случаев касается разницы между обгоном (своевольным выездом на встречку) и объездом (вынужденным выездом) против ПДД и ограничителей. И то, и то считается правонарушением, однако, первое карается большим штрафом или лишением, второе — только штрафом 1–1,5 тыс. руб.

При рассмотрении дела и вынесении постановления смягчающим фактором будет выступать крайняя необходимость, например, попытка избежать столкновения на резко сужающейся дороге. Однако, наличие таких обстоятельств нужно подтвердить доказательствами. Если водителя остановил сотрудник ГИБДД и утверждает, что он незаконно двигался по встречке, даже может это доказать (есть фото или видео), необходимо присмотреться к погоде, расположению знаков и разметке.

Так, шанс отстоять свое удостоверение повышается, если:

  • дорожные знаки выставлены не по ГОСТ, например, они скрыты в кустах, затерты или закрашены, повернуты обратной стороной к движущимся авто;
  • линии вытерты или неясны, нанесены не по ГОСТ. Например, если между штрихованной линией 1.5, позволяющей маневрировать, и сплошной нет предупреждающей разметки 1.6;
  • плохая погода, снег, туман не дают возможность ясно различать знаки и разметку и т. д.

Каждое из этих обстоятельств необходимо фиксировать в протоколе, на фото- или видеокамеру, с помощью свидетельских показаний — любым способом, который позволит смягчить или отменить наказание.

Практика 2019 г. показывает, что больше всего отмененных постановлений о наказании за то, что водитель выехал на полосу противоположного движения, приходится уже на третью инстанцию — Президиум регионального суда или ВС РФ. Местные арбитры зачастую быстро и без борьбы соглашаются с доводами госинспекторов. Выезд на встречную полосу сопряжен с огромной опасностью на трассе, поэтому всегда лучше не допускать нарушений, чем потом оспаривать наказание в нескольких инстанциях.

Полоса встречного движения

Прежде чем рассматривать случаи выезда на встречку, необходимо дать определение выезду на встречную полосу. Регулируют данный вопрос Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения». Пункт 1.2 Правил посвящен определению значения терминов и понятий, которые встречаются в тексте и должны пониматься всеми однозначно, чтобы не допустить отклонений от их первоначального значения. В этом пункте отмечено, что полоса движения — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Правила не содержат однозначного ответа на вопрос, что считать выездом на встречную полосу, но установить это несложно из общего смысла Правил. Что такое «полоса движения» мы выяснили, теперь с языковой точки зрения не сложно установить, что полоса встречного движения – полоса, по которой движение осуществляется «навстречу». Также к разрешению этого вопроса можно привлечь п. 1.4 Правил, где сказано, что движение в РФ осуществляется по правой стороне.

Подведем итог. Официального определения, что считать выездом на полосу встречного движения, закон не содержит, но содержит критерии определения. На их основе можно сформулировать определение: полоса встречного движения – полоса движения, с разметкой или без, расположенная слева от всех полос попутного направления, движение по которой осуществляется в направлении, противоположном направлению движения водителя.

Важно!

Обратите внимание, из определения полосы движения следует, что отсутствие разметки не делает проезжую часть однополосной. Некоторые недобросовестные водители думают, что если разметки нет, по такой дороге можно ездить как угодно. На практике же складывается так, что выезд на «встречку» будет считаться произошедшим, даже если дорога визуально не делится на полосы. В бытовом лексиконе часто можно встретить фразу «пересечь сплошную» в значении выезда на полосу встречного движения, но если разобраться, выяснится, что это не всегда то же самое.

В Правилах установлено, что в отсутствие разметки водитель должен определять полосы самостоятельно. Должны быть учтены два фактора: ширина дороги и габаритные размеры автомобиля. Сколько машин поместится на дороге одновременно, столько на ней и полос. Единственное строгое правило в этом вопросе – четность количества полос. Это означает, что если ширина проезжей части одновременно вмещает 3 автомобиля, то полос будет только две, если 5 автомобилей – то 4. В отсутствие разметки предполагается, что каждое из направлений движения, встречных относительно друг друга, должно иметь равное с другим направлением количество полос для движения.

Правила дорожного движения устанавливают, что стороной встречного движения в отсутствие разметки будет являться половина ширины дороги, расположенная с левой стороны. Анализируя эти положения, мы понимаем, что сторона встречного движения устанавливается не только по формальным признакам, но и на основе содержательных критериев. Это означает, что встречной полосой мы будем считать ту часть дороги, где транспорт движется нам навстречу.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен

Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.

Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:

  • П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
  • В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
  • П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
  • Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
  • П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
  1. Регулируемые перекрестки;
  2. Пешеходные переходы;
  3. Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
  4. Мосты, эстакады, тоннели;
  5. На участках с ограниченной видимостью.
  • П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
  • Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Важно!

Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.

Важно! Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.

Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:

  • При объезде препятствия;
  • По другим причинам.

Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением. Также могут быть случаи, когда иного выхода просто нет – препятствие нет возможности преодолеть другим путем. Если удастся доказать, что совершенные действия были единственно возможными, то ответственности можно избежать.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх