Взыскание задолженности по налогам

5.3. Взыскание налога (сбора), пени и штрафа

Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей производится за счет:

денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента (ст. 46 НК РФ);

имущества налогоплательщика или налогового агента (ст.

47 НК РФ).

Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента)

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

Налоговый орган выносит решение о взыскании налога по окончании срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Затем решение о взыскании налога налоговый орган направляет:

в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — в течение 1-го месяца со дня принятия решения о взыскании. Банк исполняет это поручение в очередности, установленной ГК РФ;

налогоплательщику (налоговому агенту) — в течение 6-ти дней после вынесения указанного решения под расписку.

Взыскание налога может производиться с:

рублевых расчетных (текущих) счетов;

валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых счетах);

депозитных счетов (только при условии истечения срока действия депозитного договора).

Поручение налогового органа исполняется банком:

не позднее 1 -го операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов;

не позднее 2-х операционных дней, если взыскание налога про-изводится с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета.

Перечисленные выше правила применяются также и при взыска-нии сборов, пеней и штрафов за несвоевременную уплату налога.

Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента)

Если на счете налогоплательщика (налогового агента) отсутствуют денежные средства, то налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в т.ч. за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Такое решение принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Принятое решение направляется в 3-х дневный срок судебному приставу-исполнителю.

Судебный пристав-исполнитель производит исполнительные действия в 2-х месячный срок со дня поступления к нему постановления.

При взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) установлена определенная последовательность (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Последовательность взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации этого имущества.

Указанные правила применяются также при взыскании сборов, пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа с физических лиц производится за счет имущества этих лиц.

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыска-нии налога за счет имущества данного налогоплательщика (в т.ч. за счет денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств).

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Вместе с тем налоговый орган (таможенный орган) может ходатайствовать о наложении ареста на имущество ответчика.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится последовательно в отношении:

денежных средств на счетах в банке;

наличных денежных средств;

имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

4) другого имущества, за исключением предназначенного для по-вседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством РФ.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ОТ 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@

Приказ Федеральной налоговой службы
№ММВ-7-8/189@ от 04.04.2018

В соответствии с пунктом 4 статьи 31, статьями 46, 47, пунктом 4 статьи 60, пунктом 10 статьи 68, пунктом 5 статьи 69, пунктом 1 статьи 70, статьями 74, 74.1, пунктом 4 статьи 76, статьей 77 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2017, N 30, ст. 4453), пунктом 23 статьи 176.1, пунктом 19 статьи 203.1, пунктом 13 статьи 204 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2017, N 31 (ч. 1), ст. 4803), пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 40, ст. 5847), приказываю:

1. Внести в приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.03.2017, регистрационный номер 45958) (далее — Приказ) следующие изменения:

1.1. Преамбулу Приказа после слов «статьи 70» дополнить словами «, статьями 74, 74.1».

1.2. Абзац пятый пункта 1 Приказа после слов «за счет денежных средств» дополнить словами «(драгоценных металлов)».

1.3. Приложение N 4 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) <1> в банках, а также электронных денежных средств» к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

1.4. Приложение N 12 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) <1>» к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

1.5. Приложение N 13 «Постановление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) <1>» к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

1.6. Приложение N 19 «Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) <1>» к Приказу изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности по обязательным платежам.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.МИШУСТИН

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 04.04.2018 N ММВ-7-8/189@

Решение N ____

о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов)

на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика

страховых взносов, налогового агента, банка) <1> в банках,

а также электронных денежных средств

___________________________ «__» __________ 20__ г.

(населенный пункт)

Руководитель (заместитель руководителя)

__________________________________________________________________________,

(наименование налогового органа, классный чин, Ф.И.О. <2>)

Рассмотрев <3>:

требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненное требование об уплате пеней и штрафа);

требование (уточненное требование) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

требование о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в

бюджетную систему Российской Федерации;

требование об уплате суммы по банковской гарантии (договору поручительства)

от «__» _______ 20__ г. N ________, направленное __________________________

(полное наименование

организации, Ф.И.О. <2> индивидуального предпринимателя,

ИНН/КПП <4>, адрес, БИК <5>)

(платежные поручения налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика

страховых взносов, налогового агента)

и иные документы)

установил, что срок исполнения обязанности по уплате (перечислению,

возврату) сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,

процентов, установленный <3>:

в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

в требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа

в бюджетную систему Российской Федерации;

в требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору

поручительства), истек «__» _______ 20__ г.

Руководствуясь статьями 31, 46, 60, 68, 74, 74.1, 176.1,

203.1 и 204 Налогового кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней,

штрафов, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов), а также

электронных денежных средств

(полное наименование организации (Ф.И.О. <2> индивидуального

предпринимателя), ИНН/КПП <4>, БИК <5>, данные документа,

удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, адрес)

на счетах в банках в пределах сумм, указанных в <3>:

требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в

бюджетную систему Российской Федерации;

требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору поручительства)

от «__» _____________ 20__ г. N _____, в размере неуплаченных (не полностью

уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне

полученных, излишне зачтенных <3>):

1.1) налогов (сборов, страховых взносов) ________ рублей;

1.2) пеней <6> ________ рублей;

1.3) штрафов <6> ________ рублей;

1.4) процентов <7> ________ рублей;

1.5) процентов по пункту 10 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> ________ рублей;

1.6) процентов по пункту 17 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> ________ рублей;

1.7) процентов по пункту 7 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> ________ рублей;

1.8) процентов по пункту 14 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> ________ рублей;

Всего ________ рублей.

2. Довести данное решение до сведения налогоплательщика (плательщика

сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в срок не

позднее шести рабочих дней после его вынесения.

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

______________________________________ ____________ _____________________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О. <2>)

М.П.

<1> Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент, банк) — организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участники договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель.

<2> Отчество указывается при наличии.

<3> Указывается одно из оснований.

<4> Указывается в отношении организации.

<5> Указывается в отношении банка.

<6> Заполняется в случае неуплаты (неполной уплаты) пеней, штрафов.

<7> Заполняется в случае неуплаты (неполной уплаты) процентов.

<8> Заполняется в связи с истечением срока исполнения требования (уточненного требования) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость.

<9> Заполняется в связи с истечением срока исполнения требования (уточненного требования) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм акциза.

Приложение N 2
к приказу ФНС России
04.04.2018 N ММВ-7-8/189@

Решение N _____

о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика

сбора, плательщика страховых взносов, налогового

агента, банка) <1>

__________________________ «__» ________ 20__ г.

(населенный пункт)

На основании статей 31, 46, 47, 60, 68, 74, 74.1, 176.1, 203.1 и 204

Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с

(основание, предусмотренное пунктом 7 статьи 46, пунктом 4 статьи 60,

пунктом 10 статьи 68, пунктом 23 статьи 176.1, пунктом 19 статьи 203.1

или пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации)

руководитель (заместитель руководителя) ___________________________________

(наименование налогового органа)

(классный чин, Ф.И.О. <2>)

РЕШИЛ:

1. Произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней,

штрафов, процентов за счет имущества

(полное наименование организации (Ф.И.О. <2> индивидуального

предпринимателя, данные документа, удостоверяющего личность),

ИНН/КПП <3>, БИК <4>, адрес)

в пределах сумм, указанных <5>:

в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

в требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа

в бюджетную систему Российской Федерации;

в требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору

поручительства)

от «__» _______________ 20__ г. N _________, срок исполнения которого истек

«__» ____________ 20__ г., и с учетом сумм, в отношении которых произведено

взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской

Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных,

неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне

зачтенных <3>):

1.1) налогов (сборов, страховых взносов) ________ рублей;

1.2) пеней <6> ________ рублей;

1.3) штрафов <6> ________ рублей;

1.4) процентов <7> ________ рублей;

1.5) процентов по пункту 10 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> ________ рублей;

1.6) процентов по пункту 17 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> ________ рублей;

1.7) процентов по пункту 7 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> ________ рублей;

1.8) процентов по пункту 14 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> ________ рублей;

Всего ________ рублей.

2. В течение трех рабочих дней с момента вынесения данного решения

направить судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании налога,

сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества

налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов,

налогового агента, банка) для исполнения в соответствии с Федеральным

законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом

особенностей, предусмотренных статьей 47 Налогового кодекса Российской

Федерации.

3. Копию данного решения направить в адрес налогоплательщика

(плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента,

банка).

Настоящее решение вступает в силу «__» __________ 20__ г.

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

______________________________________ ____________ _____________________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О. <2>)

М.П.

<1> Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент, банк) — организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель.

<2> Отчество указывается при наличии.

<3> Указывается в отношении организации.

<4> Указывается в отношении банка.

<5> Указывается одно из оснований.

<6> Заполняется при взыскании пеней и штрафов в соответствии с пунктом 7 статьи 46 или пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации.

<7> Заполняется при взыскании процентов в соответствии с пунктом 10 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

<8> Заполняется при взыскании налога и процентов в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

<9> Заполняется в связи с истечением срока исполнения требования (уточненного требования) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм акциза.

Приложение N 3
к приказу ФНСРоссии
от 04.04.2018 N ММВ-7-8/189@

Постановление N ____

о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика

сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента,

банка) <1>

__________________________ «__» _______ 20__ г.

(населенный пункт)

Руководителем (заместителем руководителя) _____________________________

(наименование налогового

органа)

(классный чин, Ф.И.О. <2>)

принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора,

плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)

от «__» __________ 20__ г. N _______, в соответствии с которым руководитель

(заместитель руководителя) налогового органа

РЕШИЛ:

1. Произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней,

штрафов, процентов за счет имущества

(полное наименование организации (Ф.И.О. <2> индивидуального

предпринимателя, данные документа, удостоверяющего личность),

дата государственной регистрации в качестве юридического лица,

дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального

предпринимателя,

ИНН/КПП <3>, БИК <4>, адрес)

в пределах сумм, указанных <5>:

в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

в требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа

в бюджетную систему Российской Федерации;

в требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору

поручительства)

от «__» _____________ 20__ г. N ______ и с учетом сумм, в отношении которых

произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса

Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных,

неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне

зачтенных <3>):

1.1) налогов (сборов, страховых взносов) _________ рублей;

1.2) пеней <6> _________ рублей;

1.3) штрафов <6> _________ рублей;

1.4) процентов <7> _________ рублей;

1.5) процентов по пункту 10 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> _________ рублей;

1.6) процентов по пункту 17 статьи 176.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <8> _________ рублей;

1.7) процентов по пункту 7 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> _________ рублей;

1.8) процентов по пункту 14 статьи 203.1 Налогового

кодекса Российской Федерации <9> _________ рублей;

Всего _________ рублей.

2. Решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора,

плательщика страховых взносов, налогового агента, банка)

от «__» ___________ 20__ г. N _____ вступило в силу «__» __________ 20__ г.

Полное наименование налогового органа и его адрес _____________________

3. Срок направления настоящего постановления судебному

приставу-исполнителю — в течение трех рабочих дней с момента вынесения

решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора,

плательщика страховых взносов, налогового агента, банка).

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

______________________________________ ____________ _____________________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О. <2>)

М.П.

<1> Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент, банк) — организация, ответственный участник (участник) консолидированной группы налогоплательщиков, участник договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ), индивидуальный предприниматель.

<2> Отчество указывается при наличии.

<3> Указывается в отношении организации.

<4> Указывается в отношении банка.

<5> Указывается одно из оснований.

<6> Заполняется при вынесении постановления о взыскании пеней и штрафов на основании решения о взыскании, принятого в соответствии с пунктом 7 статьи 46 или пунктом 13 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации.

<7> Заполняется при вынесении постановления о взыскании процентов на основании решения о взыскании, принятого в соответствии с пунктом 10 статьи 68 Налогового кодекса Российской Федерации.

<8> Заполняется при вынесении постановления о взыскании налога и процентов на основании решения о взыскании, принятого в соответствии с пунктом 23 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

<9> Заполняется в связи с истечением срока исполнения требования (уточненного требования) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм акциза.

Приложение N 4
к приказу ФНСРоссии
от 04.04.2018 N ММВ-7-8/189@

Решение N _____

о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых

счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика

страховых взносов, налогового агента) <1>

__________________________ «__» _______ 20__ г.

(населенный пункт)

Руководитель (заместитель руководителя)

__________________________________________________________________________,

(наименование налогового органа, классный чин, Ф.И.О. <2>)

рассмотрев <3>

требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненное требование об уплате пеней и штрафа),

требование (уточненное требование) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

требование о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в

бюджетную систему Российской Федерации;

требование об уплате суммы по банковской гарантии (договору поручительства)

от «__» ________ 20__ г. N ____, направленное _____________________________

полное наименование организации,

ИНН/КПП, адрес

(платежные поручения налогоплательщика (плательщика сбора,

плательщика страховых взносов, налогового агента)

__________________________________________________________________________,

и иные документы)

установил, что срок исполнения обязанности по уплате (перечислению,

возврату) сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,

процентов, установленный <3>:

в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

в требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа

в бюджетную систему Российской Федерации;

в требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору

поручительства),

истек «__» _______ 20__ г.

Руководствуясь статьями 31, 46, 60, 68, 74, 74.1, 176.1,

203.1 и 204 Налогового кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Произвести взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней,

штрафов, процентов за счет денежных средств _______________________________

полное наименование

организации,

ИНН/КПП, адрес

отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора,

плательщика страховых взносов, налогового агента) в пределах сумм,

указанных в <3>:

требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа,

процентов (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа);

требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных

налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);

требовании о перечислении налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в

бюджетную систему Российской Федерации;

требовании об уплате суммы по банковской гарантии (договору поручительства)

от «__» ____ 20__ г. N ___, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных

неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных,

излишне зачтенных <3>):

Наименование налога, сбора, страховые взносы

Недоимка, рублей

Пени, рублей

Штрафы, рублей

Проценты, рублей

Код бюджетной классификации

ОКТМО

КПП обособленного подразделения

Код налогового органа

Итого

2. Сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов

подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет налогового органа

Наименование налогового органа

ИНН налогового органа

КПП налогового органа

Наименование банка

БИК банка

Банковский счет

3. Довести данное решение до сведения налогоплательщика (плательщика

сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в срок не позднее

шести рабочих дней после его вынесения.

Руководитель (заместитель руководителя)

(наименование налогового органа)

______________________________________ ____________ _____________________

(классный чин) (подпись) (Ф.И.О. <2>)

М.П.

<1> Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов, налоговый агент) — организация, ответственный участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков, участники договора инвестиционного товарищества (управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, управляющий товарищ, товарищ) — организация.

<2> Отчество указывается при наличии.

<3> Указывается одно из оснований.

Руководитель Федеральной налоговой службы М.В.МИШУСТИН

Взыскание налогов с организации.

А) За счёт денежных средств в банке.

Взыскание налога с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счёт денежных средств в банке. В случае неуплаты налога, в случае, если налоговый орган это выявил – в ходе проверки, чаще всего – в ходе камеральной проверки. если налоговый орган выявляет неуплату налога, то он направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Это требование направляется налогоплательщику и в нём указывается сумма недоимки, а также указывается сумма пеней за каждый день просрочки и указывается срок, за который нужно уплатить. Однако если налогоплательщик не реагирует, то в этом случае налог с налогоплательщика взыскивается в бесспорном порядке.

Если срок истёк, то налоговый орган должен принять решение о взыскании налога в бесспорном порядке и направить в банк так называемое «инкассовое поручение» на взыскание этого налога, причём здесь налоговому органу очень важно соблюсти сроки для такого взыскания. Так, налоговый орган обязан вынести решение о взыскании налога за счёт средств в банке с налогоплательщика в течение двух месяцев с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога.

Если налоговый орган в течение двух (2) месяцев этого не сделал, то тогда он должен взыскать налог с налогоплательщика, но уже в судебном порядке – то есть обратиться в суд. В суд налоговый орган может обратиться в течение 6 месяцев с момента истечения срока, указанного в требовании. Если этот срок подачи заявления в суд пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом.

Б) За счёт имущества налогоплательщика.

В том случае, если у налогоплательщика нет никаких денежных средств в банке, а задолженность по налогам то в этом случае взыскание с ИП и организаций производится за счёт «иного имущества» налогоплательщика. В этом случае необходимо решение налогового органа. Это решение в течение трёх дней в момента вынесения направляется судебному приставу для исполнения, которое выполняется в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление подписывается руководителем и заверяются печатью. Пристав должен произвести все действия в двухмесячный срок со дня предоставления ему постановления.


Требование об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Формы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Отличие налога от сбора по НК РФ.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц и предоставляющий собой отчуждение принадлежащего на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имущества в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаки налога:
1) Обязательный платёж, который уплачивается на основе Конституции РФ.
2) Индивидуально безвозмездный платёж. За уплаченный налог налогоплательщик никакого возмещения не получает. Налогоплательщик уплатил налог – и никто ему обратно не предоставляет никаких материальных благ.

3) Уплачивается организациями и физическими лицами (иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан). Организации – это комплексное понятие, прежде всего включающее в себя юридических лиц и не только.

4) Налог представляет собой отчуждение имущества в виде денежных средств. То есть отчуждение от одних субъектов к другому субъекту. И имущество это может принадлежать на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения.
5) Налог уплачивается для обеспечения задач и функций государства или муниципальных образований. Налог уплачивается для того, чтобы РФ в целом, каждый её субъект и муниципальное образование могло выполнить те задачи, которые на него возложены, иначе говоря – могли реализовать свою компетенцию.
Сбор – это взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий.
Признаки сбора и чем он отличается от налога:
1. Сбор – это обязательный взнос. В данном случае имеется в виду, что сбор – это взнос обязательный, так как он уплачивается в силу конституционного установления. Практически сбор всегда является разовым взносом, в отличие от налога, который представляет собой периодические платежи.
2. Сбор – это взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами.
3. Сбор является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий. Сегодня в РФ существуют всего два вида сбора: это государственная пошлина (и при получении паспорта, и при обращении в суд, и при получении водительских удостоверений и так далее). И второй сбор – это «сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами».

Обращение взыскания на бюджетные средства.

Эти отношения регулируются Бюджетным Кодексом, и закон об исполнительном производстве здесь не применяется. На бюджетные средства взыскания обращаются лишь на основании исполнительных документов судебных органов. В отношении других исполнительных документов действует принцип иммунитета бюджета. Бюджетный Кодекс выделяет два порядка обращения взыскания на бюджетные средства:

1) Первый порядок. Он применяется в том случае, если должником является публично-правовое образование. В этом случае исполнительный документ направляется в соответствующий финансовый орган и финансовый орган обязан исполнить этот лист в течение трёх месяцев.

2) Второй порядок. Применяется в том случае, если должником является бюджетное учреждение. Здесь исполнительный документ направляется в казначейство, где открыт лицевой счёт должника. Казначейство извещает должника о поступившем листе и предлагает его исполнить. Обратить внимание – само казначейство денег не списывает. Должник обязан исполнить исполнительный документ, но с учётом принципа целевого использования бюджетных средств (если есть лист – о договоре подряда, а деньги есть – но на зарплату или стипендии). В случае отсутствия этих средств должник направляет запрос-требование главному распорядителю и тот должен дать ему денег. Исполнительный документ должен быть исполнен в течение трёх месяцев. В случае неисполнения исполнительного документа казначейство приостанавливает операции по лицевому счёту должнику.

Что сказано в Налоговом Кодексе

Документ федерального значения четкой нормы, как в гражданских правоотношениях, не оговаривает. Конкретного срока, после которого необходимо прекратить преследование налогоплательщика по поводу долга перед государственной казной, не существует.

Однако существует норматив, касающийся возвращения средств, взысканных с граждан в большем размере, например, в виде штрафных санкций. Он составляет 36 месяцев, начинает вестись с дня, когда приходит уведомление, содержащее информацию о взыскании средств сверх нормы и излишне произведенных платежах в пользу государства. Согласно кодексу обязанность по уплате налогов для жителей Российской Федерации носит бессрочный характер. Тем не менее, законно «выбивать» из должника деньги без ограничений по времени нельзя. Официально установлено, что для физических лиц временные рамки на истечение давности по невыплате государству устанавливаются в статье НК №48. Согласно указанной внутри нее информации, инспекция имеет право подать заявление в суд, если задолженность превысила три тысячи рублей. При этом, в обязательном порядке с момента истечения времени, данного на исполнения истребованных в уведомлении действий, должно пройти не более полугода.

Выдержка из статьи 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем

Что касается невыплат от организаций, которые «забыли» про полагающиеся к отчислению в бюджет страны средства, инспекция вправе принудительно получить от них задолженность. После отправки на имя организации уведомления, содержащего требования по погашению долга, необходимо дождаться окончания данного на выполнение процедуры срока, равного восьми неделям. Затем выждать не более полугода, и обратиться в суд за разрешением на принудительное взыскание. Это время и будет для организации сроком исковой давности налога.

Получается, что, несмотря на бессрочность обязательств гражданина, принудительно взыскать средства с налогоплательщиков государственные структуры могут лишь в течение определенного времени, окончание которого знаменует прекращение судебных разбирательств, а также отмена возможности их последующего возобновления.

Обязательно проверяйте информацию в НК РФ

Если произошел пропуск установленных законом временных рамок, долги официально признаются, как безнадежно упущенные и согласно указанному основанию списываются.

Помимо прочего, для гражданских финансовых повинностей, носящих характер имущественный (налог на недвижимость, на транспорт), устанавливаются особые правила. По ним инспекция имеет право накапливать и требовать задолженности за 36 месяцев, предшествующих действующему отчетному периоду, в котором гражданину пришло уведомление от структуры, содержащее побуждение к погашению обязательств перед страной. Отнести напрямую временное ограничение к давности нельзя, однако его также следует учитывать, на какой стороне «баррикад» вы бы не находились.

Приведём пример. Вы являетесь должником по отчислениям и в 2016 году получаете письмо в почтовый ящик, содержащее внутри бумажное уведомление о том, что вы обязаны выплатить в бюджет страны налог на транспорт. Выплату должно внести за прошедшие 36 месяцев, то есть с 2015 по 2013 года включительно. Если обнаружите, что от вас ждут оплаты и за 2012 или 2011 года, то требование приобретет статус неправомерного.

Таблица 1. Выводы, по выше указанной информации

Вывод №1 Согласно букве закона, обязанность по компенсации плательщиком недоимки государству является бессрочной, без установленной давности.
Вывод №2 Взыскать посредством обращения в суд долги по выплатам инспекция может, лишь уложившись в ограниченный срок.
Вывод №3 Во время процедуры взыскания специалисты инспекции обязаны обращать внимание на правила, касающиеся отчислений за имеющееся у граждан во владении имущество.

Как определить законность истребования задолженности

Отвечая на вопрос, касающийся степени законности предъявленных должнику претензий по несовершенным за прошедший период выплатам, нужно обратить внимание, на следующие моменты:

  • имеют ли место быть нарушения правил исчисления полагающихся государству сумм (для налогов, взымаемых с физических лиц);
  • действует ли инспекция правомерно, в установленные Налоговым Кодексом России сроки, принудительно получая с субъекта правоотношений недоимки.

Чтобы определить точку отсчета срока, полагающегося на принудительное взыскание, необходимо узнать дату, когда была обнаружена искомая задолженность. С этого обнаружения и начинается отсчет, а также стартует сам процесс взыскания.

Долг может быть установлен по результатам проведения Федеральной налоговой службой проверок следующего характера:

  • выездной;
  • камеральной;
  • проводящейся второй раз.

Если сложится такая ситуация, датой запуска отсчета временного отрезка будет день ее проведения

Если полагающаяся к уплате сумма вписана в декларационный бланк гражданином самостоятельно или же расчет проведен отделением службы, но при этом начисления в казну страны не произошло, недоимка считается обнаруженной на дату, следующую за последним днем предоставленного на уплату периода.

Когда гражданин предоставляет декларационный бланк позже установленных законом рамок, следующий за датой представления декларации день считается началом отсчета.

После выявления суммы долга, установленной в Кодексе, срок на судебные разбирательства между субъектами правоотношения, будет составляться, как сумма следующих периодов:

  • нужного на отправку требования по погашению долга;
  • ожидания произведения выплат, указанных в официальной бумаге;
  • времени для подачи иска и разбирательства.

Суммарно с момента, когда была определена недостача, до задействования суда, проходит около 36 недель, если заявление подается с требованием о ее взыскании из денег должника. Если же погашение планируется за счет имеющегося у него имущества (для физических лиц денеьги также считаются имуществом), то максимальный срок составляет 24 месяца с момента окончания периода, определенного на добровольное погашение задолженности.

Обратите внимание, важно учитывать, что определенное законом на судебные разбирательства время может варьироваться в зависимости от величины задолженности, не выплаченной в государственную казну. Чем он меньше, тем меньше соответственно и срок и наоборот.

Если по прошествии определенного времени на получение недоимки суд дело прекращает, налоговая навсегда теряет возможность получения невыплаченных средств, а также повторного открытия дела о невыплате.

Налоговые правонарушения

Еще один аспект, который вызывает среди налогоплательщиков путаницу, заключается в сравнении исковой давности по налогам и налоговых правонарушений. Вторая категория серьезно разниться с первой, рассматриваемой выше в статье, по многим аспектам. Давайте посмотрим, в чем эти отличия заключаются.

Правонарушители наказываются штрафами

Эта сфера правоотношений регулируется собственной давностью, равной 36 месяцам:

  • с момента совершения нарушения;
  • с даты, следующей за отчетным периодом, в котором правонарушение произошло.

При этом возможна дифференциация временных отрезков, идущих на привлечение нарушителей к ответственности, которая зависит от типа совершенного проступка. Так, когда гражданин или организация нарушили законодательные нормы, определенные к применению при учете полученных ими доходов, совершенных затрат и имеющихся во владении наименований, подлежащих обложению, либо не выполнили обязательства в установленный буквой закона период, впоследствии уменьшения финансовой базы или другой величины, отсчет по нарушению начинает вестись с даты, следующей за последним днем текущего отчетного периода.

Согласно мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, давностью для этого правонарушения считается первый день налогового периода, следующего за тем, в котором оно совершено. Актуальна эта установка и для тех отчислений, периодом которых являются 12 месяцев.

Во всех оставшихся ситуациях отсчет времени, в которое можно привлечь нарушителя к ответственности, стартует со дня, идущего за датой, в которую произошло нарушение.

Видео — Что грозит за неуплату налогов

Налоговые санкции

Что касается давности для санкций, то есть пеней и штрафов, она также ограничена. Речь идет о средствах, истребуемых в качестве меры ответственности за совершенные правонарушения. Разумеется, такая мера применяется лишь к тем гражданам или организациям, которые получили решение о принудительной выплате, а также штрафа сверху указанной суммы.

Если долг берется с юридического лица или индивидуального предпринимателя, при этом изымается с его банковского счета, то вынести постановление о принудительном получении денежного штрафа можно через восемь недель после окончания срока, отданного на выполнение требований. Если срок окончился, но средства от плательщика так и не поступили, специалисты инспекции могут подать судебное заявление на штрафование. Санкционные платежи в течение последующего полугода должны быть в обязательном порядке уплачены.

Если компания по результатам решения покрывает долг посредством имущества, на получение разрешения о взыскание дается 12 месяцев, отсчет которых стартует после окончания срока, отданного на добровольное внесение средств. Если этот срок был пропущен, контролирующие органы могут подать обращение в суд в течение еще одного года. Получается, максимальная давность по санкциям налогового характера составляет 2 года.

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика

Для этого налоговики направляют в банк, где открыт расчетный счет налогоплательщика, поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговые органы могут направлять поручение как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Порядок направления поручения в электронном виде должен установить ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

В прежней редакции п. 4 ст. 46 НК РФ был установлен период, в течение которого налоговики должны направить в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, поручение на списание денежных средств. На это им отводился месяц со дня принятия решения о взыскании налога.

Поскольку документы, направленные в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам, будут поступать в тот же день, из п. 4 ст. 46 НК РФ исключено положение о месячном сроке направления поручения на взыскание налога.

Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно, то налоговики будут взыскивать налог за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа. Причем подобное решение должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Благодаря Закону N 229-ФЗ п. 1 ст. 47 НК РФ дополнен следующими положениями. Решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, которое принято после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может взыскать с налогоплательщика недоимку по налогу в судебном порядке. Заявление в суд налоговики могут подать в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Требование об уплате налога и сбора

Если налогоплательщики не перечислили налог в установленный срок, налоговики направляют ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Законодатели изменили срок, в течение которого налогоплательщики должны исполнить требование об уплате налога. Согласно прежней редакции п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения. В новой редакции указан иной срок — 8 рабочих дней.

Такая поправка имеет смысл в том случае, если на период, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование об уплате налога, выпадают нерабочие праздничные дни. Например, если налогоплательщик получил требование на уплату налога 31 декабря 2010 г., то по старым правилам срок исполнения требования истекает 10 января 2011 г. По новым правилам этот срок истечет только 20 января 2011 г.

Если же на период исполнения требования праздничные дни не приходятся, то срок исполнения требования по-прежнему будет составлять 10 календарных дней (8 раб. дн. + 2 вых. дн.).

Согласно поправкам, внесенным в п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налогов налоговики могут передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На официальном сайте ФНС размещен проект приказа «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

В процессе электронного документооборота налоговые органы и налогоплательщики обмениваются следующими электронными документами:

— требованиями об уплате;

— подтверждениями оператора электронного документооборота о дате направления требования об уплате;

— квитанциями о приеме требования об уплате;

— уведомлениями об отказе.

Дата, указанная в подтверждении оператора электронного документооборота, будет считаться датой направления налогоплательщику требования об уплате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме требования об уплате, подписанное электронной цифровой подписью налогоплательщика.

При этом квитанция должна быть направлена в налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Статьей 76 НК РФ установлен порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей налоговыми органами. Правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках (п. 11 ст. 76 НК РФ):

— налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

— индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

— налогоплательщиков, налоговых агентов.

В то же время только в отношении организаций установлен запрет на открытие новых счетов при наличии решения о приостановлении операций по уже открытым счетам в банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Законодатели эту оплошность исправили. Согласно поправкам, внесенным в п. 12 ст. 76 НК РФ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.

Бывает, что после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке у организации поменялось название или реквизиты счета.

Должен ли в этом случае банк исполнять решение о приостановлении счета?

В прежней редакции ст. 76 НК РФ об этом ничего не говорилось. Благодаря поправкам, внесенным в п. 7 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа подлежит исполнению банком также в отношении организации-налогоплательщика, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены. Сделать это они должны не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (п. 5 ст. 76 НК РФ). После вступления в силу Закона N 229-ФЗ эти сообщения банк должен будет отправлять в электронном виде. Форматы сообщений, а также порядок их направления в банк в электронном виде будут утверждены ЦБ РФ по согласованию с ФНС России. Такие поправки внесены в п. 5 ст. 76 НК РФ.

В случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящаяся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает сумму, указанную в этом решении, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций.

До принятия соответствующего решения налоговый орган может направить в банк запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сделать это налоговики обязаны в течение дня, следующего за днем получения заявления от налогоплательщика (п. 9 ст. 76 НК РФ). Законодатели установили срок, в течение которого банк должен передать в налоговые органы сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, — не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа. Подобное сообщение банк обязан передавать в электронном виде. Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Законодатели уточнили порядок отмены приостановления операций по счетам в банках. В частности, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Соответствующие поправки внесены в п. 9.1 ст. 76 НК РФ.

В настоящее время налоговые органы обязаны выплатить проценты в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций. Это установлено п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

С 1 января 2011 г. начислять проценты в пользу налогоплательщиков налоговым органам придется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Проценты будут начисляться на сумму денежных средств, в отношении которой действовало это решение, за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения о его отмене. При этом процентная ставка будет приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам. Такие поправки внесены в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 28.10.2015

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или ИП в банках и его электронные денежные средства. Под удар могут попасть и денежные средства, которые налогоплательщик хранит на своих депозитных счетах. Однако их взыскание производится в особом порядке.

Несвоевременная уплата налога чревата тем, что налоговики могут взыскать его в принудительном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса (далее — Кодекс) после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев с момента его окончания налоговый орган выносит решение о взыскании налога за счет денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) и его электронных денежных средств.

В первую очередь взыскание налога в принудительном порядке производится с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на этих счетах — с валютных счетов должника (п. 5 ст. 46 НК). Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России, установленному на дату продажи валюты. С валютных счетов долг взыскивается в следующем порядке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты должника. При этом расходы, связанные с продажей иностранной валюты, также ложатся на плечи налогоплательщика (налогового агента).

Обратите внимание! Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Что же касается депозитных счетов, то тут действуют другие правила. Однако прежде стоит разобраться, что собой представляют депозитные счета.

Депозитный счет

Согласно ст. 834 Гражданского кодекса по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Депозитные счета могут открывать как физические, так и юридические лица для размещения свободных денежных средств на фиксированный срок под проценты. Это также следует из п. 2.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И. И если вкладчиком является гражданин, то договор банковского вклада признается публичным договором (ст. 426 ГК). Но, пожалуй, самое важное — в п. 3 ст. 834 ГК сказано, что юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам. Иными словами, расходные операции по таким счетам запрещены.

На самом деле у депозитных счетов есть масса преимуществ. Процентные ставки по таким счетам обычно значительно выше, чем по текущим счетам. Это обусловлено, в том числе, как раз и тем, что вкладчики не имеют возможности расходовать данные средства до окончания срока договора. Как правило, процентная ставка зависит, в том числе, от срока, на который деньги переводятся на депозит, и от периода уведомления о досрочном расторжении договора.

К сведению! Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. На все про все банкам отводится три дня с момента получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК).

Особые правила

Собственно говоря, особенность депозитных счетов диктует и правила, по которым производится принудительное взыскание налоговой недоимки за счет этих средств. В п. 5 ст. 46 НК сказано, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. Это объясняется довольно просто. Ведь в противном случае «наказан» будет не только налогоплательщик-должник, но и банк.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Таким образом, налоговая недоимка может быть списана в бюджет только после окончания срока действия депозитного договора. В то же время у налоговиков есть право «подстраховаться» и направить в банк поручение на перечисление денег с депозитного счета на «расчетник» непосредственно после «закрытия» этого договора. А налог за счет данных средств будет списан только в том случае, если к этому моменту инкассовое поручение налогового органа еще не будет исполнено в полном объеме. Тем самым исключается списание одного и того же долга дважды.

Итак, налоговый орган для того, чтобы «депозитные» средства должника-налогоплательщика (налогового агента) в счет погашения налоговой недоимки были перечислены в бюджет, должен направить в банк два поручения.

Во-первых, это поручение на перечисление средств с депозитного счета на «расчетник» должника по окончании срока действия депозитного договора. Форма этого поручения утверждена Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (в ред. Приказа ФНС России от 20 марта 2015 г. N ММВ-7-8/116@).

Во-вторых, «стандартное» поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Его форма приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (см. также Письмо ФНС России от 31 августа 2015 г. N СА-4-8/15316).

В завершение отметим, что только при нехватке или отсутствии денег на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств, а также при отсутствии информации об открытых счетах в банках налог может быть взыскан за счет иного имущества (ст. 47 НК). При этом Конституционный Суд РФ еще в Определении от 4 июня 2009 г. N 1032-О-О указал, что данная процедура может применяться только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога (ст. 69 НК) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки, при этом само выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных Кодексом процедур налогового контроля (ст. ст.

88 и 89 НК). И обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 46 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

>О процедуре принудительного взыскания недоимки

Главная — Статьи

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке. Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только в судебном порядке.
Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

  • при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • в случае пропуска, установленного срока на внесудебное взыскание налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях:

1) если у организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и пени п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст. 115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  • решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст. 46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п. 1 ст.

С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?

47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении.

Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа. На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде. Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.

Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания

Налоговая ответственность, Налоговые споры

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх