Является ли дорога объектом капитального строительства

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений; особенности осуществления кадастрового учета автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также земельных участков, предназначенных для размещения таких автомобильных дорог, могут быть установлены федеральным законом (часть 10 статьи 25 Закона о кадастре).

Таким образом, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен при проведении кадастровых работ и государственного кадастрового учета.

В соответствии со статьей 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании:

— правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

— разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства — разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Учитывая изложенное, вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости, может быть решен также на стадии получения разрешительной документации.

Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N А05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N A33-737/2011, и др.) сводится к следующему.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Таким образом, судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что подъездная дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

В силу статей 16, 22 Закона о кадастре постановка на кадастровый учет сооружения осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и технического плана сооружения.

При этом сведения о сооружении, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане в том числе на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (часть 8 статьи 41 Закона о кадастре).

Таким образом, учитывая положения части 8 статьи 41 Закона о кадастре, в случае, если выдача разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подготовка проектной документации объекта недвижимости предусмотрена действующим законодательством, технический план объекта недвижимости должен быть подготовлен на основании такого разрешения или проектной документации, копии которых подлежат обязательному включению в состав приложения к техническому плану.

Автостоянка является видом бизнеса с низким порогом вхождения и со средним уровнем доходности. Он имеет много перспектив к развитию, поскольку количество автомобилей в городах растет с каждым годом. Как же открыть автостоянку, наладить ее функционирование и гарантировать полную безопасность, разберемся далее.

Выбор типа автостоянки

Существует множество видов стоянок для авто, поэтому сначала предпринимателю нужно разобраться с тем, какую именно стоянку он желает открыть. Каждый вид стоит рассмотреть отдельно.

Открытая

Наиболее простой и примитивный вид. В этом случае стоянка представляет собой огражденную и охраняемую территорию, где и размещаются транспортные средства. Открытие такого вида бизнеса потребует минимум вложений. Потенциальные клиенты – люди со средним уровнем достатка.

Закрытая

Услугами таких стоянок пользуются водители, которые хотят защитить свой транспорт не только от воров, но и от погодных условий. Сооружение напоминает гараж, только имеет большие объемы и состоит из ограждений. Конечно, на его обустройство потребуется больше денег, нежели в предыдущем случае, поэтому и стоимость услуг такой стоянки повышается в несколько раз.

Закрытые автостоянки, как правило, открываются на 20 мест. Под них требуется выделить около 500-530 м.

Многоуровневая (многоэтажная)

В крупных городах часто приходится сталкиваться с проблемой увеличения количества мест для транспорта, особенно на центральных улицах, вблизи культурных и деловых центров. Ситуацию помогают разрешить многоярусные комплексы для парковки, где можно припарковать пару десятков машин на территории около 20 кв. м. К тому же их дополнительный плюс заключается в том, что угнать машину на такой стоянке практически невозможно.

Чтобы минимизировать риск столкновений и повреждений авто, нужно обеспечить простую форму парковки. Требуется организовать также свободную проезжую часть, иначе придется столкнуться с такой неприятной проблемой, как пробки, которые будут изрядно нервировать водителей.

Платная парковка

Открывается в районах с большой проходимостью людей. При организации такой стоянки нужно помнить, что полоса для движения машин в ширину не может быть меньше 7 м. К тому же нужно учесть специальное защитное покрытие асфальта для впитывания нефтепродуктов.

Стоянка для грузового транспорта

Это будет прибыльным бизнесом в случае большого спроса и отсутствия поблизости конкурентов. Так, ключевой момент заключается в правильном выборе месторасположения стоянки. Как правило, наиболее подходящая территория – это самые оживленные автотрассы. Многие дальнобойщики ищут такие места, чтобы остановиться для отдыха.

При открытии такой стоянки стоит арендовать свободное место возле придорожного кофе или ресторана. Другой, но более дорастающий вариант, – открыть собственное торговое заведение на территории автостоянки.

Подземная

Это отличный тип для центральной и деловой части города, но требует немалых вложений, а также сложных проектировочных и строительных работ. В связи с этим частные лица крайне редко берутся за организацию подземного паркинга.

Придомовая

В отличие от стационарной стоянки, она не имеет специальных ограждений. Машины останавливаются поблизости от владельцев, но находятся под охраной. Такой бизнес приносит стабильную прибыль, но должен быть рассчитана хотя бы на 20 клиентов, иначе будет убыточным.

Выбор места для автостоянки и ее обустройство

От расположения стоянки будет зависеть как ее наполняемость, так и стоимость одного места для авто. Для аренды территории можно рассмотреть такие варианты:

  • центральная часть города;
  • торговые и деловые районы, предполагающие большой поток людей, которые приехали по делам или за покупками;
  • обжитые спальные районы;
  • окрестности строящихся многоэтажек или новых микрорайонов, где только создается инфраструктура (в этом месте наиболее высокие шансы получения земли под свои цели).

После аренды территории необходимо обустроить автостоянку должным образом, чтобы успешно пройти проверки инспектирующих станций и избежать штрафов.

Вот каким требованиям необходимо следовать:

  • покрыть асфальт специальным составом, который предотвратит впитывание нефтепродуктов и позволит легко удалять их остатки в случае проливания;
  • выдержать расстояние от рядов автомобилей не менее 7 м;
  • установить ограждение и шлагбаум при въезде на стоянку;
  • провести хорошее освещение парковки;
  • установить помещение для охраны, полностью соответствующее нормам Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС);
  • организовать систему видеонаблюдения, чтобы повысить надежность стоянки, а также лучше контролировать работу охранников.

После открытия стоянки рекомендуется вести журнал учета клиентов, поскольку это позволит предупредить лишние претензии проверяющих органов.

Если машина должна простоять на стоянке около суток, на нее можно выписать квитанцию об оплате. Если же транспорт оставляется на хранение на более длительный срок, с его владельцем уже следует подписать договор о предоставлении подобной услуги.

Затраты и рентабельность

Перед тем как вложить деньги в открытие автостоянки, нужно крайне внимательно просчитать все затраты и оценить привлекательность проекта с точки зрения рентабельности. Для примера можно рассмотреть расчет расходов и прибыльности парковки на 100 мест.

Статья расходов:

  • официальные платежи на легализацию земли, разработку проекта и согласование документации – 300 000 руб.;
  • строительные работы, обустройство парковки и помещения для охранника – 1,5 млн руб.;
  • годовой расчет зарплаты штату из шести работников примерно составит 600 000 руб.

Таким образом, сумма стартового капитала приблизительно равна 2 млн руб. Конечно, она будет отличаться в зависимости от конкретного региона или города.

Статья доходов:

  • 100-120 руб. за место в сутки;
  • чистка салона – 50 руб.;
  • подкачка колес – 10 руб.

Это означает, что средняя ежемесячная выручка парковки на 100 мест при полной загруженности составит от 300 000 до 360 000 рублей. Чтобы получить чистую прибыль, из данной суммы требуется вычесть налоги, арендную плату, зарплату сотрудникам. К тому же следует учесть непредвиденные расходы, например, на закупку лампочек в прожекторах. Так, чистая прибыль при лучшем раскладе составит 60 000 рублей.

Несмотря на то, что бизнес приносит доходы с первого же дня, средства, вложенные в его открытие, окупятся совсем нескоро – в среднем через год, а то и два. Рентабельность дела составляет около 10-15%.

Автостоянка – это довольно стабильный бизнес, но при его организации важно обеспечить максимальную безопасность, чтобы снизить риски угона охраняемых автомобилей. Чтобы получить от бизнеса дополнительную прибыль, можно расширить список предоставляемых услуг, включив мойку машин и зимнее хранение шин.

Чем отличается временное строение от капитального?

Как уже было сказано, ряд строений не относится к объектам капитального строительства. Такие постройки принято называть временными и определить к какому типу строения относится объект, можно по некоторым признакам.

Для этого необходимо оценить не только экономическую сторону вопроса, но и юридическую:

  1. Строение временного характера не может иметь документации на собственность и срок использования объекта небольшой, по окончанию которого, постройка подлежит разбору.
  2. Постройка капитальная тесно привязана к земельной площади и расположена на фундаментной основе. Это означает, что строение не подлежит последующей разборке и переносу. Также, собственник может получить на здание документы, подтверждающие владение по праву собственности.

Кроме этого стоит отметить, что на капитальный объект обязательно разрабатывается проектно-сметная документация.

Что такое временное строение и капитальное строение?

В ГОСТах РФ нет конкретной трактовки термина «капитальное строение», однако существуют следующие показатели, указывающие на то, к какому типу можно отнести то или иное здание, сооружение.

В зависимости от срока эксплуатации здания делятся на следующие группы:

  • I – здания, которые прослужат более 100 лет;
  • II – строения, служба которых ограниченна 50 -100 годами;
  • III— здания, срок службы которых 25-50 лет;
  • IV— постройки со сроком эксплуатации, который не превышает 5-20 лет;

В последнюю группу и входят объекты временного строения. Отличительной особенностью таких зданий можно считать то, что при постройке помещений используют деревянные каркасные конструкции и иные конструкции из облегченных материалов.

Сравнение временного и капитального строения

Если сравнить капитальное строение и строение здание временного типа, то можно выявить следующие различия:

  1. Капитальная постройка расположена на фундаменте и крепко привязана к земле, временная же, может фундамента не иметь.
  2. Для строительства объекта капитального строительства необходимо собрать обширный список необходимых документов, в то время как для строительства объекта временного типа никакой документации не требуется.
  3. Сооружение капитального характера может находиться в эксплуатации от 25 до 100 лет, а временное сооружение не может использоваться более 5 лет.
  4. Капитальный объект не может быть демонтирован и перевезен в другое место, а временная постройка предполагает именно разбор и перенос.
  5. На капитальное строение можно получить соответствующие документы собственности, в то время как на временное строение, подобной документации получить нельзя.

Объекты капитального строительства: определение

К объектам капитального строительства можно отнести как жилые здания и сооружения, так и помещения нежилого характера.

Кроме того, к подобным объектам относятся и помещения незавершенного строительства. Подобная формулировка записана в Градостроительном кодексе РФ.

Виды объектов КС

Определение объекта капитального строительства звучит как отдельно стоящее сооружение, оборудованное всеми коммуникациями и подсобными конструкциями (пандусами, эстакадами).

Существует несколько видов объектов КС:

  1. Здание жилого типа, оборудованное всеми необходимыми коммуникационными системами, и состоящее как из надземной, так и из подземной части. Цель постройки такого помещения – проживание людей, размещение производства, содержание животных.
  2. Помещение нежилого типа – предназначено, для временного пребывания людей на объекте. К таким объектам можно отнести мосты, ЛЕП, стадионы.
  3. Объекты незавершенного строительства — сооружения, постройка которых начата, но еще не окончена и приостановлена на фиксированный срок.

Классификация объектов капитального строительства

В кадастровом Кодексе определены виды объектов КС.

Классифицируются здания следующим образом:

  1. Здания и сооружения, являющиеся объектами коммуникаций – ЛЭП, трубопроводы, скважины.
  2. Объекты незавершенного характера.

Согласно Постановлению Правительства РФ №87 в зависимости от функциональности различаются следующие объекты КС:

  • линейные;
  • объекты производственного и промышленного характеров;
  • объекты оборонительные и строения, обеспечивающие безопасность.
  • непроизводственные объекты (жилплощади, помещения бытового, социального, культурного назначения)

Линейные объекты

Линейными объектами КС признаны коммуникационные инженерные сети, такие как линии электропередач, трубопровод, мосты, туннели, автодороги. Строительство подобных объектов сопряжено с выполнением специального проектирования конструкции на месте с использованием оборудования для межевания.

Только после оформления документации, разрешающей строить такой объект, можно начинать работу.

Объекты строительства, не требующие разрешительной документации

Под разрешительной документацией необходимо понимать пакет документов, который соответствует требованиям Градостроительного кодекса. Это, прежде всего документы, которые дают четкое представление о земельном участке, на котором будет возводиться объект, а также о том, какое строение будет воздвигнуто – сколько этажей, план внутренних помещений, расположение коммуникаций.

Без наличия градостроительного плана, проектная организация может отказать в строительстве или реконструкции объекта капитального строительства. Подобный документ выдается лишь после письменного заявления от застройщика в архитектурном отделе администрации.

Допускается начать строительство объекта без подобной бумаги, согласно ст.51 ГрК РФ лишь в нескольких случаях:

  1. Если объект будет возводиться на земельном участке, принадлежащем застройщику по праву собственности.
  2. Если строящийся объект будет иметь временный характер.
  3. Если на территории будут строиться сооружения вспомогательного характера, которые не потребуют изменения капитальных строений, и не затронут, важных коммуникационных узлов.

Если объект строительства возведен самовольно, это означает, что работы осуществлялись без наличия какой-либо документации и на территорий, которую нельзя было использовать в этих целях. Также, при сооружении конструкции самовольно происходит нарушение всех санитарных и градостроительных показателей.

Выход из подобной ситуации может быть двух видов:

  1. Постройка сносится, и все расходы оплачивает застройщик.
  2. Объект официально признается органами власти, и застройщик получает документ, подтверждающий право собственности на здание.

Отличительные признаки капитального объекта

Для того чтобы понять к какому типу постройки относится объект и какие права возникают у его владельца необходимо обратить внимание на ряд признаков, которые и определяют принадлежность здания к капитальным или временным сооружениям.

Важно помнить, что временная конструкция — это, прежде всего, объект вспомогательный, строящийся для того, чтобы использоваться на протяжении строительства основного объекта и подлежащий дальнейшей разборке.

Также, подобное помещение может носить сезонный характер, к примеру, киоск, предназначенный для торговли фруктами в летний период. В отношении такого объекта не выдается правоустанавливающих документов.

Стоит отметить, что с технической стороны объект временного строительства может иметь все те же признаки, что и капитальный, а именно, у временной постройки могут также быть фундамент, стены, перекрытия.

Также стоит помнить о том, что временные постройки не могут использоваться больше разрешенного срока – 5 лет. Самым же основным признаком капитального объекта является его тесная связь с земельным участком, а именно, наличие фундамента и разумеется пакета документации, разрешающего подобные постройки.

Объекты капитального строительства: проблемы их отнесения к недвижимому имуществу

В Градостроительном кодексе РФ применялись такие термины, как «объекты недвижимости в градостроительстве» и «объект градостроительной деятельности». В 2005 году были внесены существенные изменения в кодекс, и появился такое сочетание, как «объект капитального строительства».

В дальнейшем было сформулировано определение нового термина и на основании этого внесены поправки в сам кодекс. Постепенно термин внедрился в земельное и лесное право, а также стал использоваться в гражданско-правовой сфере.

Определение объекта КС сводилось к тому, что был определен ряд признаков, по которым и определялось, отнести ту или иную постройку к капитальным или нет. Основным отличием капитального строения, как мы уже отмечали, является то, что объект имеет тесную связь с поверхностью участка в виде фундамента.

В соответствии с ст.130 ГК РФ, к недвижимому имуществу можно отнести помещение, которое имеет прочную связь с землей, официально зарегистрировано и не может быть разобрано и перемещено без причинения ущерба конструкции. Все эти признаки подходят и к объектам капитального строения. Эти нормы определены в ГрК РФ.

Исходя из этого, можно утверждать, что объект недвижимости является ОКС, поскольку их признаки совпадают.

О сайте

Дмитрий Баландин

Специалист по недвижимости. Автор публикаций по вопросам ипотеки, материнского капитала, покупки и продажи квартир. Консультирует по юридическим вопросам, связанным с ТСЖ и ЖКХ

Машино-место: регистрация прав и кадастровый учет

До 1 января 2017 действующее законодательство не определяло понятие машино-места. В пункте 21 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) содержалось лишь понятие парковки (парковочного места).

Парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 315-ФЗ) в п. 21 ст. 1 ГрК РФ были внесены изменения: текст «зданий, строений или сооружений» исключили из понятия парковки. Вместе с тем, введен п. 29 ст. 1 ГрК РФ, который закрепил понятие машино-места.

Под машино-местом понимается предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Машино-место не нужно специально ограждать, поскольку границы определены проектной документацией здания (сооружения) и обозначены или закреплены лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания (сооружения), либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами) (п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Для машино-места установлено ограничение по минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места. Приказом Минэкономразвития России от 07.12.2016 № 792 установлены минимально допустимые размеры машино-места (5,3 x 2,5 метра) и максимально допустимые размеры машино-места (6,2 x 3,6 метра).

В настоящее время машино-места могут быть предметом ипотеки наравне с иными объектами недвижимости – земельными участками, зданиями, помещениями, сооружениями (ст. 69.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»). При расчете налога на имущество физических лиц за машино-место станет применяться налоговая ставка в размере не более 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

До 2017 года машино-места регистрировались как право общей долевой собственности на долю в нежилом помещении. При этом количество сособственников могло быть очень много. В связи с этим, собственники машино-мест испытывали значительные трудности в процессе распоряжения долями, так как для возмездного отчуждения необходимо было получить письменное согласие остальных сособственников либо уведомить их о предстоящей продаже.

Кроме того, такие сделки подлежали обязательному нотариальному удостоверению, что в значительной степени приводило к дополнительным материальным расходам и временным потерям.

В настоящее время законодательство значительно упростило жизнь обладателям машино-мест. Так, в ст. 6 Закона № 315-ФЗ закреплено, если до дня вступления в силу данного закона были зарегистрированы доли в праве общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, каждый участник общей долевой собственности вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), а также зарегистрировать право собственности на машино-место. Для выдела в натуре доли в праве общей долевой собственности на помещение и регистрации права собственности на машино-место согласие иных участников долевой собственности не требуется, если участник общей долевой собственности представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соглашение всех сособственников или решение общего собрания, которые определяют порядок пользования недвижимым имуществом, находящимся в общей долевой собственности.

До прекращения права общей долевой собственности на помещение собственник машино-места имеет право пользования имуществом, оставшимся после выдела машино-места и необходимым для прохода или проезда к машино-месту, и несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем до выдела машино-места, в порядке, установленном законодательством РФ.

Общая долевая собственность на помещение, в границах которого располагаются объекты, прекращается со дня выдела в натуре доли последним участником долевой собственности и регистрации им права собственности на машино-место. Имущество, оставшееся после выдела долей из общей собственности на помещения, здания или сооружения, предназначенные для размещения транспортных средств, а также регистрации прав на машино-места и необходимое для прохода или проезда к машино-местам, является общим имуществом собственников помещений и (или) машино-мест.

В случае если зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места (независимо от его соответствия установленным минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-мест), но права на него зарегистрированы как на иной объект недвижимости до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ, то данный объект признается машино-местом. Полученные до дня вступления в силу Закона № 315-ФЗ документы, которые удостоверяют право собственности на объекты недвижимого имущества и в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

При этом правообладатель объекта недвижимости вправе подать заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Закона о регистрации.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх