Зачем меняют бордюры в Москве?

Снова по Москве не проехать, не пройти. На вылетных магистралях и проспектах ведутся ремонтные работы по замене старого бордюрного камня на новый, белый и красивый. А раз меняют бордюры, значит впереди и замена дорожного покрытия. В общем, не успел полностью сойти снег, как городские службы уже принялись активно ремонтировать город.

1. Зачем менять старые бордюры на новые? Разумеется, чтобы распилить жирный, московский бюджет! — это вам скажет любой интернет-специалист.

Но есть и побочные причины, которые не столь очевидны:
— многие бордюры разваливаются или уже развалились, их срок службы подошел к концу. На многих улицах центральной части города бортовой камень, несмотря на жесткие условия эксплуатации, сохранился с послевоенных лет и его срок службы достиг уже 60 – 70 лет;
— иногда приходится менять геометрию улиц в связи с изменением транспортной схемы, а значит переносить бордюры;
— сохранение и улучшение архитектурного облика улиц города, а также реконструкции по проекту «Моя улица» и создание безбарьерной среды.

2. Демонтаж старых бордюров. Я спросил, почему нельзя проводить работы ночью, чтобы не мешать движению (в данном случае общественному транспорту):
— Как ни крути, любой подобный ремонт — это неудобства. Днем мы мешаем транспорту проехать, ночью местным жителям не даем спать. Даже когда все работы закончатся, найдутся недовольные, у которых не спросили мнения как лучше ремонтировать дороги.

3. За пять минут я изучил технологию установки камня. Срезается асфальт, выкапывается углубление под бордюр, из бетонной смеси с щебнем готовится основание, на которое устанавливают и выравнивают камень.

4. После того, как весь участок будет готов, вокруг бордюра с обоих сторон заливают марочный бетон.

5. По словам работяг, срок эксплуатации гранитного бортового камня в разы дольше, чем бетонного борта, который нужно менять каждые 5-7 лет. Все камни приезжают разного размера по длине. На прямых участках это вообще не заметно и не важно (только если не дай бог их не начнут красить в желто-зеленый цвет!), а в местах радиусов и устройств понижения пешеходных переходов, где требуется подпилка, камни подбирают индивидуально.

6. Никакой специальной хитрой техники не используется. Обычный погрузчик и два добрых молодца.

8. Нано-полено для утрамбовки и точной юстировки блока )

9. Пример выполнения радиуса. Каждый камень подпиливается индивидуально вручную. На таких участках в дело идут в том числе и бракованные блоки с изъянами на углах, все равно их обрезают и подгоняют под радиус.

10. Вжжж!

12. Понижение для пешеходного перехода. Выглядит аккуратно. Стоит отметить, что наши строители неплохо научились подпиливать камни, и таких страшных косяков, которые встречались на первых реконструированных улицах в центре, уже не найти.

13. Американский аналог, правда бетонного, а не гранитного бордюра и понижения.

14. Американцы заливают лотковую часть из бетона. Да и сами бордюры, такое ощущение, льют прямо на месте, а не привозят с завода.

15. Бетонные бордюры менее надежны, чем гранитные, но их можно раскрашивать в любые цвета.

Закупки на такую сумму городские структуры объявили в этом году

Замена асфальта и бордюров в Москве проводится так часто и непредсказуемо — нередко в тех же местах, где всё это меняли лишь недавно, что москвичи привыкли грустно шутить: «Ну, опять началась замена зимних бордюров на летние». Или наоборот. В 2018 году в столице заново уложат 17,5 миллионов квадратных метров асфальта, пообещал этой весной заместитель мэра столицы по вопросам м ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. Покрытие и бордюры будут делать по новым, более продвинутым технологиям, объяснил он. Средства у города есть, добавил чиновник, не называя конкретной суммы.

«Открытые медиа» подсчитали, во сколько такие сезонные замены обходятся городскому бюджету. Оказалось, в громадную сумму — как минимум 16,5 млрд рублей. Причем как минимум четверть её растворяется в мелких работах на второстепенных улицах и во дворах. Это не точная и не полная сумма: часть закупок еще не завершена, а часть могла быть не обнаружена. И вот почему.

Красота требует денег

Доходы Москвы позволяют городу тратить на благоустройство больше общего бюджета многих российских мегаполисов. К примеру, только на программу «Моя улица» московские власти пообещали выделить в 2018 г. 33 млрд руб. (что, кстати, не так много, в 2017 году было потрачено более 50 млрд рублей). С учетом благоустройства старых парков и создания новых, расходы бюджета составят не менее 46 млрд рублей, подсчитала «Медуза». Для сравнения: вся расходная часть бюджета третьего по населению российского мегаполиса, Новосибирска, составит в этом году 42, 2 млрд рублей.

Как мы считали

С января по конец августа 2018 года городские организации провели около 2 тысяч конкурсов на закупку материалов и работ по асфальтированию территорий и замене бордюров, обнаружили «Открытые медиа», проанализировав данные госзакупок. Если исключить из общей массы закупки с начальной ценой менее 1 млн рублей и закупки предприятий по благоустройству производственных территорий (они обычно оплачиваются предприятиями), останется около 1 500 конкурсов по асфальтированию городских дворов, дорог и замене там бордюров. В итоговую сумму попали данные о цене заключенных контрактов, а также — о начальной цене из незавершенных тендеров (из последней мы убрали 7% — средний показатель, на который снижается стоимость подрядов по итогам аналогичных торгов).

Тендеры для больших

Заказчиком бордюро— и асфальтоукладочных работ на 12,5 млрд рублей, по подсчетам «Открытых медиа», выступает Государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги». Оно проводит крупные тендеры, которые достаточно легко заметить. Например, в мае организация объявила тендеры по закупке гранитных бордюров на 1,1 млрд рублей, писала «Медуза». И еще примерно на 11,4 млрд рублей — по их установке на крупных магистралях, а также по ремонту и перекладке асфальта. Из-за частых переходов температуры «через ноль» московские дороги ежегодно требуют существенного ремонта, но по плану дорожники не приходят на один и тот же участок чаще, чем раз в три года, объяснял в апреле сайту «Коммерсантъ» первый заместитель ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов. Может быть, москвичам так кажется, потому что иногда работы идут на соседних участках: например, отремонтировали две полосы на МКАД, а через год — третью, предполагал он.

Тендеры организации выигрывают большие компании, хорошо известные на рынке. В этом году самые крупные подряды получило ОАО «Центродорстрой», которое часто выигрывает московские и федеральные тендеры (по данным сервиса «Контур. Фокус», в 2018 году компания, принадлежащая менеджменту, собрала госзаказы в общей сложности на 25 млрд рублей). Среди других победителей — часто выигрывающие господряды фирмы «Миланстрой», «Аккорд Спецстрой», «Ремдор», «Роуд групп», «Инфпрофстрой».

Эта закупка бордюров завершена в июне, несмотря на то, что в её статусе на ресурсе zakupki.gov.ru до сих пор указано «работа комиссии». Подряд достался единственному участнику тендера — крупному поставщику «Башкирский камень» — по начальной цене.

Пример закупки ГБУ «Автомобильные дороги». В результате подряд достался единственному участнику, одному из крупнейших строителей дорог в России, ОАО «Центродорстрой». Снижение против начальной цены чуть не дотянуло до 2%.

Как растворяется асфальт

Еще на 4 млрд рублей на асфальт и бордюры потратили другие заказчики — районные подразделения ГБУ «Жилищник». Они управляют жилым фондом, отвечают за содержание дворовых территорий и улиц в жилых районах. При проведении закупок «Жилищники» проявляют фантазию: в разных районах работы по замене асфальта и бордюров называют по-разному. Кто-то закупает услуги по замене покрытия «большими картами», кто-то — устройство асфальтобетонного покрытия в рамках программы по безопасности дорожного движения, а кто-то и вовсе — ремонт АБП. Из-за такого лексического разнообразия часть закупок можно не найти.

Другие проводят тендеры на укладку асфальта отдельно для каждого дома в районе. При разбивке на мелкие лоты начальная цена одной закупки не превышает 2 млн рублей, при том, что реально на работы в районе тратятся десятки миллионов.

Кстати, несмотря на то, что «Жилищники» немало денег выделяют на замену бордюров, слово «бордюр» в их закупках вообще не встретишь. Вместо этого они заказывают замену или ремонт «бортового камня».

При этом нередко серию мелких «дворовых» конкурсов выигрывают одни и те же компании, получая в общей сложности заказы на сотни миллионов рублей. С учетом того, что они же выигрывают подряды на другие виды работ, сумма увеличивается в разы.

Подобную историю рассказал в августе штаб оппозиционера Алексея Навального, расследовавший закупки в Южном административном округе Москвы. Выяснилось, что пять компаний — «ТехСтройСинтез», «ЭкоСтройРесурс», «Саарон», «Красивый Город» и ИП Белкина Анна Яковлева — выиграли в округе тендеры почти на миллиард рублей. При этом компании конкурировали исключительно между собой. Победители тендеров участвовали в закупках на ремонт дорог, замену брусчатки, благоустройстве дворов, поставку канцтоваров и т. п. Авторы расследования считают, что участники торгов были аффилированы между собой, а побеждать на торгах им помогал чиновник дирекции ЖКХ и благоустройства ЮАО.

Представитель Департамента ЖКХ и благоустройства города Москвы на вопросы «Открытых медиа» о контроле за закупками «Жилищников» и об общем объеме выделенных этим организациям средств на благоустройство, ответил, что закупки этих организаций относятся к ведению префектур города, а не департамента. Представители префектур и управ, к которым обратились «Открытые медиа», на вопросы об этих расходах не ответили.

Анна Дерябина, Елена Виноградова, 06 сентября 2018

Оригинал

Андрей Любимов / Агентство «Москва»

В конце марта — в последний рабочий день перед длинными выходными — мэрия Москвы заключила крупнейший контракт на закупку бетонных бордюров, на 3,2 миллиарда рублей. Но на этом власти города останавливаться не собираются, мэрия готовится объявить еще пять тендеров на закупку бордюров, на этот раз гранитных, на общую сумму 16 миллиардов 57 миллионов рублей. Это следует из плана-графика закупок ГБУ «Автомобильные дороги» на 2020 год, опубликованного на сайте госзакупок. Таким образом, на бордюры в 2020 году мэрия собирается потратить 19,28 миллиарда рублей.

20 марта по каждому из пяти тендеров на гранитные бордюры (вот, для примера, один из них) было объявлено о начале этапа обязательного общественного обсуждения на сайте госзакупок. Эта процедура для закупок, чья начальная стоимость превышает один миллиард рублей, появилась в 2010 году по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего в тот момент пост президента. Однако с 1 января 2020 года в процедуру были внесены изменения, а соответствующий раздел на сайте госзакупок фактически перестал работать.

Источник в мэрии Москвы, знакомый с планами ГБУ «Автомобильные дороги», объяснил «Медузе», что закупка бордюров на миллиарды рублей — попытка сэкономить.

«Люди неправильно воспринимают. Мы впервые объявили закупку бордюров — бетонных и гранитных — сразу на три года, до 2022 года. Сейчас мировой экономический кризис, цены будут повышаться, а мы фиксируем их на уровне 2020 года и даем предприятиям понятный план работы в это нелегкое время», — сказал он. «Трехлетними контрактами мы экономим бюджетные деньги и даем поддержку производителям стройматериалов», — подчеркнул собеседник «Медузы».

В прошлом году ГБУ «Автомобильные дороги» также провело пять тендеров на закупку гранитных бордюров, но на гораздо более скромную сумму — 3,6 миллиарда рублей.

Основными поставщиками гранитных бордюров для Москвы в 2018–2019 годах были ООО «Торговый дом «Спецпласт»» и ООО «Башкирский камень». Для обеих компаний ГБУ «Автомобильные дороги» — единственный заказчик. За последние два года «Башкирский камень» выиграл у госпредприятия 11 тендеров на общую сумму 6,4 миллиарда рублей (вот крупнейший контракт этой компании в 2019 году). «Торговый дом «Спецпласт»» — восемь тендеров на общую сумму почти 6,2 миллиарда рублей (крупнейший контракт 2019 года).

Директором компании «Башкирский гранит» является Рамиль Бухарметов, бывший глава муниципального предприятиях, которое занималось обслуживанием мостов в столице Башкирии — Уфе, а владельцем компании его сын — Роман Бухарметов. Единственный владелец «Торгового дома «Спецпласт»» — житель подмосковных Люберец Олег Широков, ему также принадлежит компания «ДСС», которая, по контракту с ГБУ «Автомобильные дороги» занимается нанесением дорожной разметки на улицах Москвы, а в прошлом году выиграла еще два контракта — на работы по замене остановок общественного транспорта в Москве и по ремонту асфальта и облицовке ступеней здания Генеральной прокуратуры России.

Сейчас связаться с компаниями, чтобы узнать, планируют ли они вновь участвовать в тендерах на поставку бордюров, «Медузе» не удалось. Единственный телефон «Башкирского камня» (указанный в ЕГРЮЛ и госконтрактах) не отвечает, к одному из телефонов «Спецпласта» никто не подходит, второй «не подключен к станции».

Если исходить из закупочной стоимости гранитных бордюров по контрактам прошлого года, то погонный метр гранитного обходится в 6275 рублей. То есть на 16,057 миллиарда рублей можно купить 2559 километров гранитных бордюров. Если по такому же принципу пересчитать контракт на бетонные бордюры (в нем была указана только сумма, но не уточнялось, сколько километров бордюра должен поставить победитель тендера), то мэрия покупает еще 1181 километр бетонных бордюров.

По данным департамента транспорта Москвы, в 2019 году протяженность всех дорог в городе составляла 6064 километра. Учитывая, что бордюр кладут с двух сторон дороги — протяженность бордюрного камня в Москве составляет не менее 12 128 километров. Таким образом, новые контракты теоретически позволят заменить почти четверть бордюров в Москве.

Масштабные работы по замене бордюрного камня в Москве начались в 2015 году. Тогда вице-мэр Москвы по вопросам ЖКХ и городского хозяйства Петр Бирюков заявлял, что в городе полностью заменят все бордюры: в пределах Садового кольца установят гранитные — «так, как исторически было», а за его пределами — новые бетонные. Замена бордюров, обещал Бирюков в 2015 году, займет три года.

Иван Голунов

  • Напишите нам

По Москве не пройти, не проехать. Везде на дорогах и тротуарах меняют асфальт и бордюры. Последние больше всего зацепили москвичей. «Зачем убирают вполне приличный камень, который только два года назад поставили?» — удивляются жители Петровско-Разумовского проезда на севере столицы. «И когда же закончится ремонт?» — спрашивают водители и пешеходы.

Как ранее сообщали в мэрии, бордюры на улицах полностью заменят в ближайшие три года. Первые 343 километра обновят в этом году, в основном в Центральном округе. В пределах Садового кольца будут установлены гранитные бордюры, за его пределами — бетонные.

— Никакая крупномасштабная операция по бордюрам не проводится, — объяснил «КП» заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков . — За последние 25 лет в городе практически не меняли бордюрный камень, а ставили все тот же старый. Он уже отработал свой амортизационный срок и не пригоден для дальнейшей эксплуатации. У камня отбитые края, он крошится из-за того, что на него наезжают водители грузовиков и легковых автомобилей. Потом зимой в него попадет влага во время многочисленных переходов через ноль градусов, и камень дальше ломается. Поэтому и принято решение о замене бордюров, которые пришли в негодность. Нельзя ставить кусочки по 20-30 сантиметров. Когда идет ремонт дорог, у кого-то складывается впечатление, что весь камень поднимают. Мы проводим поэтапную замену сломанного бордюра. Но, если машина заехала и разбила его, то мы не дожидаясь планового ремонта, сразу меняем такой камень.

С начала лета на улицах не прекращается ремонтФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

— Сколько еще продлится ремонт?

— Наша задача — в теплые месяцы, включая сентябрь, завершить ремонт, чтобы потом не допустить технологического брака, когда наступит погода с низкими температурами, начнутся дожди. Поэтому всегда и везде на всех магистралях, не только в Москве, но и в целом по стране, дороги ремонтируют летом. Это временные неудобства. Но они оправданны. Мы видим, что московские дороги за последние 5 лет стали дорогами высокого класса. Нет выбоин, ухабов, колейности, потому что отработана современная технология укладки асфальта, применяются новые битумные смеси и щебень.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх