Зачет взаимных требований можно провести в случае

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Одноклассники



Акт взаимозачета обычно составляют в тех случаях, когда между предприятиями-контрагентами существует взаимная задолженность. Вид задолженности не имеет значения – она может быть финансовой или в форме каких-либо иных материальных ценностей. Однако при составлении акта взаимозачета важнейшее условие заключается в том, чтобы встречные требования носили однородный характер (например, денежные претензии с обеих сторон).

Акт оформляется при взаимном соглашении сторон, по заявлению одной из них.

Чаще всего акт взаимозачета используют представители малого и среднего бизнеса, столкнувшиеся с финансовыми проблемами. Этот вариант предлагает им возможность взаимного «списания» долгов грамотным и законным способом или же заключение сделок путем простого обмена какими-либо равнозначными материальными ценностями. Однако, существует ряд ситуаций, когда составление акта взаимозачета не представляется возможным. В частности:

  • если задолженность наступила в связи с взысканием алиментов;
  • если задолженность образована в связи с внесением средств в уставной капитал;
  • если задолженность случилась вследствие возмещения вреда, причиненного здоровью либо жизни;
  • если задолженность наступила при исполнении обязанностей по пожизненному содержанию;
  • задолженность утрачивает значение, если по ней истек срок исковой давности;
  • иных случаях, в соответствии с законом РФ или предусмотренных письменными договорными отношениями между сторонами.

Как составить Акт взаимозачета

В акте взаимозачёта может фигурировать как две стороны (основной вариант), так и более. Каждой — свой экземпляр!

Унифицированной, строго утвержденной формы акт взаимозачета не имеет, поэтому юридические лица вправе писать его по собственному разработанному шаблону или в свободном виде. Для оформления акта можно взять обычный лист А4 формата, при этом написать его можно от руки или напечатать на компьютере.

Акт составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из заинтересованных сторон. В тех случаях, если в процедуре взаимозачета участвует третья сторона – для нее также должен быть создан отдельный экземпляр. Каждая копия акта должна быть в обязательном порядке подписана руководителями организаций (или уполномоченными на подписание подобного рода документов сотрудниками).

Если представители организаций хотят проштамповать документ, то его можно заверить печатью, хотя делать это не обязательно (с 2016 года юридические лица вправе не пользоваться в своей работе печатями и штампами, однако следует учесть тот момент, что многие государственные структуры, в том числе судебные инстанции, по прежнему требуют её наличия).

В Акт взаимозачета в обязательном порядке нужно внести

  • сведения о предприятиях, достигших договоренности по взаимозачету;
  • основания возникновения задолженностей (здесь достаточно указать документы, по которому они возникли);
  • список обязательств;
  • окончательную сумму долга.

К акту в обязательном порядке нужно приложить копии документов, по которым возникли задолженности.

Инструкция по заполнению акта взаимозачета

Акт имеет вполне стандартную структуру с точки зрения делопроизводства.

  • В «шапке» акта пишется название документа с коротким обозначением его сути. Далее вписывается населенный пункт, в котором ведет деятельность компания, выписывающая акт, а также дата его создания.
  • Затем указывается информация о первой компании: вносится ее наименование с указанием организационно-правовой формы (ИП, ООО, ОАО, ЗАО), должность ответственного лица (обычно здесь пишут Директор, Генеральный директор или указывают иного, уполномоченного на подписание подобного рода документов сотрудника) его фамилию, имя, отчество (полностью).
  • Указываем, на основании какого документа он действует (Устав, Доверенность, Положение и т.п.).
  • Далее аналогичная информация вносится о второй стороне: название организации, должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица и документ, на основании которого он действует.

Вторая часть акта касается подробных сведений о том, на основании каких договоров возникли взаимные задолженности (с указанием ссылки на них – номера и даты составления), а также полные их суммы с обеих сторон (цифрами и прописью).

Фиксируется факт согласия погашения взаимных финансовых (или иных материальных) претензий путем взаимозачета (здесь следует обязательно указать, полный или частичный взаимозачет). Если одна сторона должна второй большую сумму, то в акте следует прописать, в течение какого срока с момента его подписания, оставшийся долг должен быть погашен.

В завершающей части акт должен быть подписан всеми заинтересованными сторонами (здесь указывается должность, фамилия, имя отчество сотрудника подписывающего документ). Акт можно заверить печатями, но это не обязательно.

Взаимозачет между организациями — весьма удобный способ прекращения взаимных обязательств. О том, в каких случаях взаимозачет возможен и как правильно его оформить, вы узнаете из этой статьи.

Когда возможен зачет взаимных требований

Зачет встречных требований возможен в ситуации, когда между сторонами существует как минимум 2 обязательства, при этом каждый контрагент является должником по одному из обязательств и кредитором — по другому. Чаще всего такой зачет происходит между двумя контрагентами, хотя закон не запрещает проводить и многосторонний зачет требований.

Гражданский кодекс содержит условия, при наличии которых допускается использование взаимозачета между организациями:

  1. Требования сторон являются встречными.
  2. Обязательства имеют однородный характер (например, выражаются в денежной задолженности).
  3. Срок выполнения всех подлежащих зачету обязательств уже наступил.
  4. Возможен также зачет обязательств, срок исполнения которых вообще не оговорен или определен моментом востребования.

Величина задолженности сторон может быть как равной, так и различной. В последнем случае зачет совершается в размере наименьшего обязательства.

Кроме того, в ст. 411 ГК РФ перечислены случаи, когда проведение взаимозачета между организациями не допускается (к примеру, по требованиям о возмещении вреда здоровью). При этом в законодательстве отмечено, что соглашением сторон могут быть предусмотрены и другие ситуации, при которых зачет невозможен.

Как оформить соглашение о зачете. Образец соглашения

Закон допускает оформление зачета 2 способами:

  1. Односторонним зачетом — направлением другой стороне письменного заявления о проведении зачета.
  2. Подписанием соглашения о зачете.

Второй вариант является более надежным: если у стороны, направившей одностороннее заявление о зачете, не окажется доказательств его получения контрагентом, суд может признать такой зачет несостоявшимся.

Строго установленной формы соглашения о взаимозачете не существует, однако на практике сложились определенные требования к его содержанию. Так, в соглашении о взаимном зачете должны быть указаны:

  • дата и место его заключения;
  • наименования организаций, должности и Ф. И. О. их представителей, основания их полномочий;
  • сведения о каждом обязательстве, погашаемом путем зачета (реквизиты договора, суть обязательства, размер долга и т. д.); при этом следует четко отразить, кем является каждый из контрагентов по каждому обязательству — должником или кредитором;
  • условие о полном или частичном прекращении обозначенных обязательств (в последнем случае указывается, на какую именно сумму или в отношении какой части неденежного обязательства они погашены);
  • момент вступления в силу соглашения о зачете;
  • реквизиты и адреса сторон.

Образец соглашения о зачете можно посмотреть на нашем сайте.

Трехстороннее соглашение о взаимозачете долгов между организациями

Отдельно стоит упомянуть такую форму договора, как трехстороннее соглашение о зачете взаимных требований. Он применяется, если:

  • организация А выступает как дебитор для фирмы Б и в то же время как кредитор для компании В;
  • фирма Б является дебитором компании В и кредитором организации А;
  • компания В — дебитор организации А и кредитор фирмы Б.

Для того чтобы урегулировать свои отношения, они могут использовать взаимный зачет. Здесь применяются те же правила, что и в случае двустороннего. Возможно составление как 3 отдельных договоров, так и одного, но уже трехстороннего. При этом важно проследить, чтобы образец трехстороннего соглашения о зачете взаимных требований, взятый для подготовки такого документа, предусматривал наличие в готовом соглашении следующей информации:

  • списка организаций, участвующих в соглашении;
  • списка задолженностей каждого из участников;
  • перечня актов проведенных сверок.

В конце соглашения должно указываться, какой размер будет иметь задолженность каждого из участников после проведения зачета. В остальном же этот документ полностью аналогичен тому, который используется для оформления взаимозачета между двумя организациями.

Согласно положениям законодательства, взаимозачет между организациями представляет собой метод прекращения обязательств, касающихся поставки товаров, производства работ, предоставления услуг. Он допускается при соблюдении ряда условий. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется взаимозачет между организациями.

Общие сведения

Проведение взаимозачета нередко рассматривается в качестве одного из способов осуществления расчетов между субъектами. Это обуславливается тем, что отражается он в бухучете аналогично финансовым операциям. Между тем, следует сказать, что взаимозачет между организациями имеет ряд особенностей. Это достаточно сложная и комплексная операция. В ее осуществлении должны принимать участие не только финансовые и бухгалтерские службы, но и снабженческо-бытовые, юридические и прочие отделы предприятий. Тесное сотрудничество и взаимодействие этих подразделений обеспечит юридически правильное оформление операции.

Согласно ст. 410 ГК, полное либо частичное прекращение обязательств, срок которых еще не наступил, не указан либо определен моментом требования, допускается путем зачета. Для этого достаточно заявления одного из участников отношений. Одни и те же хозяйствующие субъекты, как правило, выступают в качестве сторон двух и более обязательств, в соответствии с которыми возникают однородные встречные требования.

Рассматриваемый способ используется, в основном, при наличии разных договоров, заключенных этими лицами. Однако на практике взаимозачет между организациями возможен и в случае, когда предприятия выступают как участники одного обязательства. К примеру, при ненадлежащем выполнении условий договора комиссионером комитент может предъявить к нему претензию. Он вправе потребовать уплаты штрафа и возмещения убытка. Данные требования могут предъявляться к зачету встречных, касающихся выплаты комиссионного вознаграждения.

Распространенная схема

Для наглядности можно рассмотреть следующий пример взаимозачета. Между предприятием-покупателем (А) и компанией-поставщиком (Б) был подписан договор. В соответствии с ним первая фирма приняла обязательства по оплате продукции, доставленной вторым участником отношений. В бухучете была отражена дебиторская задолженность поставщика и кредиторская – покупателя. Эти компании также подписали договор подряда. По его условиям указанная выше фирма Б обязалась оплатить предприятию А произведенную им работу. Соответственно, в бухучете была отражена дебиторская задолженность компании А и кредиторская – Б. У указанных компаний есть встречные обязательства. Руководствуясь нормами ГК, они подписали соглашение о взаимозачете. В соответствии с документом:

  1. Компания А погашает обязательства перед фирмой Б. При этом она закрывает дебиторскую задолженность последней.
  2. Компания Б погашает обязательства перед фирмой А. Соответственно, она также закрывает дебиторскую задолженность последней.

Эта схема считается наиболее распространенной на практике.

Дополнительно

В соответствии с п. 3.12 ГОСТ присутствующий на документе регистрационный номер состоит из порядкового, который допускается дополнять по усмотрению предприятия общепита или торговли индексом дела, согласно номенклатуре, информации об исполнителях, корреспонденте и пр. При проведении взаимозачета составляется акт сверки. Он оформляется всеми участниками операции. Регистрационный номер этого документа включает в себя номера документов от каждой стороны. Они проставляются через косую линию в порядке указания участников. Неотъемлемым элементом обязательных реквизитов выступает и подпись. Она включает в себя наименование должности, непосредственно автограф и его расшифровку. Акт взаимозачета должен содержать сведения обо всех его сторонах. Соответственно, в документе должны присутствовать подписи этих участников. Аналогичное правило действует и при составлении соглашения или протокола о взаимозачете между предприятиями. После подписания документов сведения о выполненной операции должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Записи созданы 2145

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх