Закон 112

Содержание

Что такое предельные размеры земельных участков?

Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков (ЗУ) – нормы площади, установленные правилами землепользования и застройки для разрешённых видов использования наделов (статья 38 ГрК РФ).

Они применяются

  • при выкупе или аренде ЗУ у муниципалитета
  • при разделе участков
  • при выделе наделов из общедолевой собственности

Предельные размеры ЗУ связаны с параметрами разрешённого строительства и реконструкции ОКС:

  • минимальными отступами от границ ЗУ, определяющих места, за пределами которых запрещено размещение:
    • зданий
    • строений
    • сооружений
  • предельным количеством этажей
  • предельной высотой объектов
  • максимальным процентом застройки в границах ЗУ:
  • отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ

Предельные размеры площадей ЗУ устанавливаются по специальному порядку. Он определяется:

  • земельным и градостроительным законодательством
  • Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ)

В случае, когда ПЗЗ в поселениях не утверждены, предельные размеры ЗУ устанавливаются правовыми актами муниципальных властей или субъектов РФ.

Земельные участки, площади которых не соответствуют установленным предельным нормам, не рагистрируются в ЕГРН. Их застройка не разрешена.

Размеры минимальных и максимальных площадей участков

Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны:

  • вводятся градостроительные регламенты
  • устанавливаются виды виды разрешённого использования участков (ВРИ)
  • минимальные и максимальные площади ЗУ

Предельные размеры ЗУ – обязательные нормы для всех видов участков. Они применяются:

  • при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель
  • при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков:
    • для ИЖС
    • для огородничества
    • для садоводства
    • для ведения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйств
    • для животноводства
    • для иных целей
  • при решении вопросов:
    • о возможности раздела участков
    • о возможности или невозможности выполнения перераспределение ЗУ
  • при образовании нового неделимого ЗУ из земель с/х назначения:
    • при из разделе и объединениии ЗУ
    • при перераспределении ЗУ
  • при выделе участка ЛПХ или КФХ из земель с/х назначения, находящегося в общей собственности, если основной деятельностью является:
    • садоводство
    • овощеводство
    • цветоводство
    • виноградарство
    • семеноводство
    • птицеводство
    • пчеловодство
    • товарное рыбоводство
    • другая деятельность
  • при выделе:
    • невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок
      ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель в счёт доли (долей) в праве общей собственности
  • при образовании ЗУ из состава искусственно орошаемых с/х угодий и осушаемых земель

Предельные размеры и требования к местоположению ЗУ из состава сельхозземель представлены в федерального законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (статья 4 ФЗ №101).

Если площадь участка не соответствует предельным нормам

Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам –основание для отказа в государственной регистрации участка.

При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

  1. на фактическую площадь ЗУ
  2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

При этом фактическая площадь не должна быть:

  • выше предельного максимального размера ЗУ
  • меньше минимального размера

В случаях когда происходит превышение:

  1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
  2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

Просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку трёх лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

  • вариации погрешностей для садовых участков – от 9 до 50 м2
  • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он произвёл самозахват 3 соток при переносе границ:

  1. или зелёных насаждений
  2. или канав на участке
  3. или ограждения

Даже если предположить, что:

  • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток, превышение избытка площади над предельным минимумом – 25%
  • предельные размеры не были установлены вообще

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

2. Предельные нормы площадей не распространяются на участки…

К участкам:

  • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
  • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

Они необходимы для размещения:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе земельных участков для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

3. О различии предельных размеров участков в разных муниципалитетах

Минимальные и максимальные площади наделов нужно уточнять в местной администрации.

Можно сравнить, например, предельные размеры участков, установленные

  1. в МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области ()
  2. в МО «Копорское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области (пункт 10 решения Совета депутатов)

В Приморском городском поселении:

  • для размещения индивидуального дома и ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.06 га
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га
      2. 0.35 га – для отдельных случаев (на основании проектной документации в целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, вовлечения в оборот неиспользуемых земель)
  • сельскохозяйственное использование:
    • минимальный размер – 0.2 га
    • максимальный размер – 1 га

В Копорском сельском поселении:

  • для ведения ЛПХ:
    • минимальный размер:
      1. 0.05 га – в границах населённого пункта
      2. 0.03 га – за чертой населённого пункта
    • максимальный размер:
      1. 0.25 га – в границах населённого пункта
      2. 0.5 га – за чертой населённого пункта
  • для индивидуального жилищного строительства:
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.25 га

Предельные размеры ЗУ установлены в соответствии с законом Ленинградской области № 83-оз от 29.10.2003 г.). Различия в предельных площадях ЗУ в поселений зависят:

  • от соотношения свободных и занятых земель на территории поселений
  • от численности и плотности населения
  • от направлений и перспектив использования земель
  • от востребованности участков того или иного назначения
  • от многих других факторов

Предельные размеры участков для многодетных семей

Многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, ЗУ предоставляются бесплатно.

Предельные размеры ЗУ устанавливаются местными муниципалитетами. Площадь ЗУ будет разной в разных регионах

Санкт-Петербург

Условия предоставления – многодетные семьи должны:

  1. проживать и быть зарегистрированными в Санкт-Петербурге
  2. состоять на учёте в качестве нуждающихся в земельном участке

Многодетная семья может воспользоваться одним из вариантов:

  1. получить земельный участок на подготовленных территориях
  2. купить ЗУ в любом российском регионе по земельному сертификату

Многодетные семьи получают участки:

  • для ИЖС
  • для садоводства

Администрация предоставляет их:

  1. без проведения торгов
  2. без предварительного согласования мест размещения.

ЗУ для многодетных семей образуются

  • из участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга
  • из участков, находящихся в федеральной собственности (с переданными Санкт-Петербургу полномочиями по управлению ими)
  • из участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми, вправе распоряжаться органы государственной власти Санкт-Петербурга

Предельные размеры участков составляют:

  • минимальный размер – 0.12 га
  • максимальный размер – 0.15 га

Сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»

Этот документ подтверждает право на дополнительную меру социальной поддержки многодетных семей из бюджетных средств Санкт-Петербурга.

Денежные средства на покупку участка, затраченные семьёй, возмещаются из земельного капитала в размере:

  • стоимости ЗУ, если она равна земельному капиталу
  • земельного капитала, если цена ЗУ выше

Сертификат «Земельный капитал» выдается бессрочно и однократно.
Получить его могут граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в участках:

  • для индивидуального жилищного строительства
  • для ведения садоводства для собственных нужд

Владельцы сертификатов могут рассчитывать на получение:

  • или бесплатно в собственность участка
  • или денежных средств

Размеры ЗУ

  • минимальный – 0.12 га
  • максимальный – 0.15 га

Земельный капитал в Санкт-Петербурге:

  • предоставляется в размере, установленном на дату обращения за получением дополнительной меры социальной поддержки
  • подлежит ежегодной индексации
  • не индексируется после предоставления сертификата

С 01.01.2019 размер земельного капитала установлен в размере 355 660 рублей 21 копейка.

Правом на получение бесплатно в собственность земельных участков для дачного строительства обдадают граждане РФ, имеющие трех и более детей, пасынков и падчериц до 18 лет:

  • находящихся под опекой
  • находящихся под попечительством
  • проживающих совместно с ними

Они должны быть зарегистрированы в реестре нуждающихся в земельных участках У всех членов семьи должна быть постоянная регистрация в Санкт-Петербурге.

Встать на учёт могут также граждане, не имеющие в собственности ЗУ, предоставленных бесплатно.

Заявление на получение сертификата нужно подать:

  • или в администрацию района Санкт-Петербурга по месту жительства
  • или в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»
  • или на сайте госуслуг

Через МФЦ можно выполнить:

  • постановку на учет в качестве нуждающихся в земельных участках
  • получение сертификата «Земельный капитал»
  • направление средств земельного капитала в Санкт-Петербурге

Для этого нужно предоставить

  • документы:
    • удостоверяющие личность гражданина РФ
    • подтверждающие наличие в семье детей
  • свидетельство о браке гражданина с матерью (отцом) пасынка, падчерицы гражданина:
    • в отношении пасынков, падчериц
  • свидетельства о рождении детей в возрасте до 18 лет
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя:
    • в отношении детей, находящихся под опекой или попечительством
  • решения суда об усыновлении (при наличии)
  • свидетельства об усыновлении:
    • в случае усыновления ребенка в возрасте до шести месяцев
  • справка о регистрации по месту жительства (форма 9):
    • гражданина
    • членов семьи
  • решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге:
    • в случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность гражданина, сведений о месте жительства в Санкт-Петербурге

Для перевода земельного капитала на счёт гражданина нужно предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность гражданина.
  • сертификат «Земельный капитал в Санкт-Петербурге»
  • сведения о месте жительства гражданина
  • договор купли-продажи земельного участка:
    • в договоре должна быть указана стоимость ЗУ
  • документы, подтверждающие произведенные расходы

В случае направления средств земельного капитала на уплату первоначального взноса, погашения основного долга, уплаты процентов по кредитному договору:

  • кредитный договор (договор займа):
    • заемщиком по которому является владелец сертификата или его супруг
  • документ, удостоверяющий передачу кредитором владельцу сертификата денежной суммы
  • документ, подтверждающий оплату денежной суммы по кредитному договору владельцем сертификата или его супругом

В заявлении необходимо указать способ перечисления денежной выплаты:

  • почтовое отделение
  • реквизиты банковского счёта

Решение о предоставлении сертификата оформляется распоряжением администрации района. Не позднее 20 рабочих дней со дня его принятия сертификат предоставляется завителю.

Решение об отказе в предоставлении сертификата направляется гражданину с указанием причины отказа и порядка его обжалования.

Республика Татарстан

В Татарстане многодетные семьи могут получить ЗУ в собственность:

  • однократно
  • бесплатно
  • для одного вида целевого использования ЗУ

Предельные размеры ЗУ – от 6 до 20 соток

Это участки:

  • для ИЖС:
    • от 600 до 1500 м2
  • для садоводства или огородничества:
    • от 600 до 1500 м2
  • ведения ЛПХ (приусадебный земельный участок):
  • от 1500 до 2000 м2

В Законе Республики Татарстан (№ 90-ЗРТ от 20.04.2016 г.) изложены сведения:

  • об условиях и порядке предоставления участков
  • о необходимых документах
  • о способах подачи заявления
  • о сроках рассмотрения заявления
  • др. вопросы

Участки предоставляются с учётом привязки к месту проживания многодетной семьи:

  • семьям, постоянно проживающим на территории городского округа ЗУ отводятся:
    • или в границах округа
    • или из состава участков в других муниципальных образованиях, относящихся к собственности округа (при согласии семьи)
  • семьям, проживающим на территории муниципального района, земля предоставляется:
    • или в пределах района
    • или из имеющихся в собственности участков, находящихся в других муниципалитетах (при согласии семьи)

Очередность в получении участков определяется по дате и времени подачи заявления. Списки учётных номеров с указанием очередности размещаются на сайте муниципалитета. Они регулярно обновляются по мере включения семей в эти перечни и передачи им земельных участков. С момента подачи заявления до получения земли должно пройти не более 1 года.

Если ранее многодетной семье участок уже был предоставлен в аренду и на нём уже находится жилой дом, принадлежащий этой семье, то участок можно переоформить в собственность, но площадь этого участка не должна превышать 20 соток. Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).

Участок под жилым домом, арендуемый многодетной семьёй, также можно оформить в собственность бесплатно.

Для этого в местную администрацию вместе с заявлением нужно предоставить документы:

  • выписки из ЕГРН:
    • о праве на жилой дом
    • о праве (аренде) участка под домом
  • правоустанавливающие документы на дом и участок:
    • если права не зарегистрированы в ЕГРН

Выписки из ЕГРН заявители могут предоставлять по собственной инициативе. Даже если их не будет в приложении к заявлению, администрация получит их из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).

Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка –тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.

Размеры предельных размеров участков при отсутствии ПЗЗ и градрегламентов

Если в местном муниципалитете не утверждены ПЗЗ и для территорий или их частей не установлены градостроительные регламенты, при решении вопросов образования участков, их предоставления, перераспределения, выдела, раздела главными ориентирами становятся:

  • Земельный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» №112 ФЗ
  • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74-ФЗ
  • Законы субъектов РФ

Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге

Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)

В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:

  • градостроительные регламенты
  • временные регламенты застройки земельных участков

не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:

  1. для ИЖС, для размещения индивидуального жилого дома – 300 м2
  2. для ведения садоводства – 200 м2
  3. для ведения огородничества – 200 м2
  4. для размещения индивидуальных гаражей – 18 м2
  5. для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества – 5 м2

Предельные размеры ЗУ в Ленинградской области

В условиях действующих ПЗЗ точные размеры участков каждый муниципалитет определяет самостоятельно – через принятие нормативно-правовых актов. Предельные размеры наделов нужно уточнять в местной администрации

В муниципальным образованиям Ленинградской области, где правила землепользования и застройки (ПЗЗ) не утверждены, применяются предельные размеры участков установленные:

  • Законом ЛО № 83-оз
  1. участки для садоводства
    • минимальный размер – 0.05 га
    • максимальный размер – 0.12 га
  2. участки для ведения огородничества:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 0.10 га
  3. участки для ведения животноводства:
    • минимальный размер – 0.01 га
    • максимальный размер – 5.0 га
  • Законом ЛО № 145 оз
  1. участки для ведения ЛПХ:
    • максимальный размер общей площади ЗУ, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан – 0.99 га
  2. участки для ИЖС в границах сельских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0.10 га
    • максимальный размер – 0.25 га
  3. в границах городских округов и городских поселений ЛО
    • минимальный размер – 0,06 га
    • максимальный размер – 0.25 га

  • Законом ЛО № 118 -оз
  1. участки для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности:
    • предельный максимальный размер – 50 га
    • предельный минимальный размер – 1 га

Примечание:

минимальные размеры ЗУ не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является (пункты 6.1 и 6.2 статьи 12 ФЗ № 74-ФЗ):

  • садоводство
  • овощеводство
  • цветоводство
  • виноградарство
  • семеноводство
  • птицеводство
  • пчеловодство
  • товарное рыбоводство
  • другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции

Полезная информация

  • Земельный налог для физических лиц с 2020 года –
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться
  • Как используются участки в пожизненном наследуемом владении (ПНВ) –
  • Как используются и застраиваются участки в охранных зонах объектов культурного наследия, можно узнать
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно
  • С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться
  • Упрощённый порядок возведения/реконструкции жилых домов на участках ИЖС, ЛПХ, а также садовых и дачных участках — 2018 – с ним можно ознакомиться
  • С представлением о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно ознакомиться
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться
  • ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться
  • Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ, можно ознакомиться
  • Как изменить территориальную зону участка –
  • Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно
  • Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства населенных пунктов входят в компетенцию органов местного самоуправления. Вопросы благоустройства, в том числе, охватывают и вопросы регламентации содержания крупного рогатого скота в сельской местности. Во исполнение возложенных законом полномочий в Тавдинском городском округе утверждены:

-Правила содержания домашних и сельскохозяйственных животных на территории Тавдинского городского округа (утверждены Решением Думы Тавдинского городского округа от 29.03.2010 №29/4);
-Перечень участков для выпаса и выгула домашних и сельскохозяйственных животных на территории Тавдинского городского округа (утвержден постановлением администрации Тавдинского городского округа от 27.05.2010 №786).
Указанными нормативными актами нахождение крупного рогатого скота без присмотра на территории населенных пунктов категорически запрещено. Таким образом собственник обязан следить, чтобы животные паслись только в отведенных для этого местах и чтобы была исключена возможность перемещения животных на участки, которые не предназначены для этих целей. Однако граждане зачастую игнорируют указанные правила, крупный рогатый скот часто находится на территории города, сельских населённых пунктов без присмотра, что может привести к неблагоприятным последствиям от создания аварийных ситуаций на дорогах до причинения имущественного ущерба и вреда здоровью граждан, в том числе детей. Кроме того, происходит загрязнение почвы и подземных вод, мест общего пользования (дороги, тротуары, парки, улицы) обходами жизнедеятельности животных. При этом сами владельцы коров также подвергают себя опасности, поскольку зачастую коровы едят отходы из мусорных баков, что может причинить вред не только здоровью самой коровы, но также и гражданам, употребляющим в пищу молоко от больной коровы. Административное наказание в отношении «нерадивых» собственников за выпас коров в не установленном месте федеральным законодательством не предусмотрено. Ранее, вплоть до 20.04.2013 года, статья 39 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» предусматривала административную ответственность за бесконтрольный выгул или выпас сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта, а равно выгул или выпас сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта вне мест, специально отведенных для этого органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области. С 20.04.2013 года законодательством Свердловской области административная ответственность за бесконтрольный выгул или выпас сельскохозяйственных животных на территории населенного пункта не предусмотрена.
В то же время ч.6 ст.17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N52-ОЗ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей за непринятие лицом, осуществляющим выгул животного, мер по уборке объектов благоустройства от загрязнения экскрементами животного. В 2018 году только один гражданин был привлечен к административной ответственности по данной статье за непринятие мер по уборке объектов благоустройства от загрязнения экскрементами козы в виде штрафа в 1000 руб. При привлечении к административной ответственности по данной статье сложность заключается в том, что зачастую установить владельца животного не представляется возможным. Согласно ст.1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом потерпевшие (лица, которым причинен вред здоровью, имущественный или моральный вред) имеют право взыскать с владельца животного причиненный ущерб, взыскание данного ущерба производится в судебном порядке.

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 25.01.2018)

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 июня 2004 года N 456-ЗТО

О ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРАХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Тульской областной Думой
17 июня 2004 года
Постановление N 61/1745

Статья 1. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

(в редакции Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Тульской области (далее — область) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:
(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

2. Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются:
(в ред. Закона Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Максимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 200 га.
2. Минимальный размер земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых на территории области для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, устанавливается равным 1 га.
Предельный минимальный размер земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель устанавливается в размере, определенном Законом Тульской области от 7 июня 2004 года N 452-ЗТО «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Тульской области».

Статья 3. Утратила силу с 1 марта 2015 года. — Закон Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО.

Статья 3-1. Утратила силу. — Закон Тульской области от 21.12.2011 N 1708-ЗТО.

Статья 3-2. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

1. Предельные (максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с законами области право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются:
для индивидуального жилищного строительства — 0,15 га;
для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта — 0,15 га;
абзац утратил силу с 1 января 2019 года. — Закон Тульской области от 25.01.2018 N 7-ЗТО;
для ведения садоводства — 0,25 га.
2. Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также на случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, которые реализовали право на первоочередное или внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства и в соответствии с законами области имеют право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно.
3. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых на территории области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим в соответствии с федеральными законами право на предоставление таких земельных участков в собственность бесплатно, устанавливаются на уровне минимальных размеров земельных участков, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
В случае, если федеральными законами не установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, бесплатно гражданам, в отношении которых право на бесплатное получение в собственность земельных участков определено федеральными законами, такие размеры земельных участков принимаются равными размерам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 4. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство

1. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается равным 1 га.
2. Утратил силу. — Закон Тульской области от 25.04.2014 N 2111-ЗТО.
3. Утратил силу. — Закон Тульской области от 03.07.2007 N 848-ЗТО.

Статья 4-1. О порядке применения отдельных положений настоящего Закона

(введена Законом Тульской области от 27.02.2015 N 2260-ЗТО)

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные статьей 2 настоящего Закона, применяются для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки.

Статья 5. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом

1. Органам государственной власти области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
2. До истечения этого срока нормативные правовые акты области применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Закону.

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через один месяц после его официального опубликования.

Статья 7. Признание утратившими силу законодательных актов области

Признать утратившими силу:
решение 3-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 14.11.1990 «О первоочередных мерах изъятия и предоставления в пользование земель в области»;
решение 4-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 27.12.1990 «О выделении земли под садово-огородные участки»;
решение 6-й сессии Тульского областного Совета народных депутатов 21-го созыва от 21.03.1991 «О ходе проведения земельной реформы и подготовке к весенне-полевым работам в области»;
решение малого Совета Тульского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 3/51 «О предельных размерах земельных участков для личного подсобного хозяйства в сельской местности».

Председатель Тульской
областной Думы
О.Д.ЛУКИЧЕВ
Губернатор
Тульской области
В.А.СТАРОДУБЦЕВ

г. Тула
30 июня 2004 года
N 456-ЗТО

Статья портала zemvopros.ru

  • Общие представления об ИЖС и ЛПХ
  • Что нужно учесть при выборе участков
  • Нормы строительства дома на участке ИЖС
  • О «красных линиях»
  • О противопожарных требованиях
  • Видимые границы участка
  • Документы до начала и по завершении строительства дома

Общие представления

Земельные участки для ИЖС (для индивидуального жилищного строительства) — это земли, предназначенные и используемые для застройки и отделенные от земель других категорий границами городских и сельских населенных пунктов.

ИЖС — это вид разрешённого использования земельного участка, его целевое назначение. Ещё раз подчеркнём, что категория земель таких участков называется «земли населённых пунктов”.

На участках ИЖС, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, возможно строительство малоэтажного дома, хозяйственных построек (гараж, баня, сараи, теплицы, иное) и разведение возле дома сада и огорода.

ЛПХ (личное подсобное хозяство) — это тоже вид разрешённого использования земельных участков, одни из них находятся в черте населённого пункта и на них можно вести строительство дома, другие же относятся к землям сельскохозяйственного назначения, считаются полевыми и на них можно заниматься только выращиванием сельскохозяственных культур (см. подробнее ФЗ «О личном подсобном хозяйстве”). Последние, как становится понятным, имеют категорию земель”для сельскогохозяйственного назначения”, и речь сейчас идёт не о них.

Земельный участок ЛПХ можно точно так же использовать для строительства собственного дома. На нём не обязательно выращивать кур, коз и свиней или расставлять ульи, но иметь ещё и такую возможность весьма выгодно.

В построенном доме можно зарегистрироваться и, при желании, продать его с участком без проблем.

Ранее существовавшие различия в возможностях строительства между участками под ИЖС и ЛПХ, садовыми и дачными участками на территории населённых пунктов стали не существенными в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 14 апреля 2008 года N 7-П.

Дома, простроенные на этих участках и пригодные для постоянного проживания, признаются жилыми, в них можно получить постоянную регистрацию.

На рынке загородной недвижимости и у горожан, планирующих проживание за городом, и у самих жителей посёлков и деревень участки ИЖС и ЛПХ пользуются большим спросом, ведь для них не требуется проводить так называемые «переводы земель”, позволяющие вести строительство жилого дома капитальной постройки и решать пока не простые вопросы по регистрации (прописке) в этом доме.

К тому же, на землях, отведенных под ИЖС, согласно законодательству, местные муниципалитеты должны организовать действенную инженерную и социальную инфраструктуру.

Приобретая земельный участок ИЖС, можно рассчитывать не только на обеспеченность территорий для ИЖС необходимыми инжереными коммуникациями, но и на наличие качественных дорог, систематического транспортного сообщения, учреждений здравоохранения, образования, магазинов и других социально значимых объектов.

В зимний период дороги должны расчищаться от снега и наледи. Выполнение этих мероприятий входит в компетенцию муниципалитета, и владельцы участков ИЖС, по закону, также могут на это рассчитывать.

Что нужно учесть при выборе участков

При выборе участков для строительства жилого дома (ИЖС) рекомендуется учесть следующие факторы:

  • Если участок выбирается с целью возведения капитального дома для постоянного проживания или длительного пребывания в нём, то лучше остановить свой выбор на тех вариантах, где подведение необходимых инженерных коммуникаций (водопровода и канализации, газа, электричества) не будет представлять серьёзных проблем, да и близость магазинов, больницы, детских образовательных учреждений станет весьма существенной необходимостью.
  • Немаловажным обстоятельством для людей, ежедневно уезжающих в город на работу на собственном автомобиле, станут близость участка к трассе, удобный подъезд к дому, хорошие дороги.
  • Участки ИЖС и ЛПХ находятся в самих посёлках и деревнях, или в коттеджных посёлках, где многие вопросы по подводу инженерных коммуникаций, как правило, решены при их создании.
  • Стоимость участков ИЖС и ЛПХ заметно выше, например, в сравнении с участками в садоводствах, и может включать в себя не только цену земли, но и стоимость подведённых коммуникаций, или оплату, произведённую собственниками за получение технических условий (ТУ) по подводу этих коммуникаций.
  • Перед покупкой земельного участка нужно выяснить, в какую сумму может обойтись подведение к дому водопровода, электричества, газа, канализации, если на участке их нет, чтобы рассчитать общий объем предстоящих денежных затрат в строительство и обустройство дома.
  • Если же земельный участок выбирается для строительства загородного дома только для отдыха, то есть смысл поискать участок земли рядом с водоемом, недалеко от леса, подальше от шумящих автомобильных трасс.

Нормы строительства дома на участке ИЖС

Понятие «индивидуальный жилой дом» распространяется на все индивидуальные жилые дома независимо от разрешённого использования земельных участков, на которых такие дома расположены, и вида территориальной зоны.

Индивидуальным жилым домом считается одноквартирный, т.е. отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем 3 (три), предназначенный для проживания одной семьи (п. 2, п.п.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ). Допустим также четвертый, мансардный этаж.

В Градостроительном кодексе РФ также указано, что площадь этого дома должна быть не более 1,5 тыс. м2 и что на участке ИЖС разрешается возводить жилой дом капитальной постройки, при этом дом должен быть не выше 3-х этажей.

На земельном участке площадью, не превышающей 1200 м2, можно строить только 1 жилой дом — об этом говорит формулировка закона о возведении отдельно стоящего строения. Кроме этого, разрешено строительство бани, гаража, летней кухни, теплиц и других хозяйственных построек.

Чтобы правильно правильно расположить на участке все будущие строения, нужно подготовить схему планировочной организации земельного участка (СПОЗУ) на основе радостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Последний документ нужно заказать в отделе по архитектуре местного муниципалитета.

Далее, после получения ГПЗУ и утверждения СПОЗУ, в которых обозначено место размещения объекта индивидуального жилищного строительства потребуется получить разрешение на строительство. Для этого весь комплект подготовленных документов необходимо подать в отдел по архитектуре местного муниципалитета или в службу государственного строительного надзора и экспертизы.

Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается сроком на 10 лет.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство:

  • подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а в отсутствии градостроительного плана — разрешенному использованию участка;
  • дает право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов недвижимости, а также капитальный ремонт.

Если предыдущий владелец участка уже получал разрешение на строительство, и десятилетний срок его действия еще не истек, то новому собственнику заново получать разрешение не надо — оно не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случае.

Даже если участок придётся продать участок, срок действия разрешения на строительство которого ещё не истёк, это разрешение сохраняется для будущего владельца.

О «красных линиях»

Строительство дома и всех надворных построек на участке требуется вести строго в соответствии с выданным ГПЗУ, не забывая про отступление от «красной линии” на расстояние 5 м, если участок выходит на на дорогу, и не менее 3 м, если это не дорога , а проезд.

Красная линия отделяет ваш собственный участок от улицы. На своем участке вы располагаете свои постройки, на улице ничего строить нельзя. По этой линии принято ставить передний забор.

Если коротко, то это линия, которая четко определяет границы участка и отделяет вашу частную собственность от улицы или прилегающей территории.

В соответствии с градостроительными требованиями производить постройку объектов на своем участке нужно так, чтобы ни один из них ни в коей мере не выступал за линию застройки.

Мало того, объект не просто не может выступать за линию, он должен быть удален от линии застройки на расстояние от двух до шести метров, в зависимости от региона.

Нарушение этого требования чревато судебными разбирательствами: через суд, вас могут заставить снести объект, который выступает за красную линию застройки.

Как гласит одна легенда-страшилка, виновникам такого строительного брака дали по несколько десятков лет, — по одному году за каждый «выскочивший за линию» сантиметр…Вот что такое «красная линия»…

Итак, ни один элемент дома не должен выходить за краную линию.

Это нужно не только для того, чтобы соблюсти закон, но и чтобы защить дом от пыли, шума и газов, уменьшения просматриваемости помещений с улицы.

Красные линии отделяют общественные (публичные) территории от земельных участков, застраиваемых частными лицами. Названы по цвету обозначения на картах проектов планировки территории участков.

О противопожарных требованиях

Конечно же, соблюдая требование ГПЗУ по обеспечению противопожарной безопасности, нужно выдержать противопожарный разрыв (СП 53.13330.2011. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» (утверждён Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849):

  • между каменными — 6 м,
  • между каменным и деревянным — 10 м,
  • между двумя деревянными — 15 м,
  • расстояния в 1 м внутрь от границ собственного участка при строительстве гаража и других надворных построек.
  • при взаимной договоренности с соседями разрешена блокировка соседних хозяйственных построек на соседних участках .
  • расстояния между различными постройками в пределах участка не нормируются.

Тем не менее, если какие-то хозяйственные постройки будут примыкать к дому, то расстояние до участка соседа необходимо измерять от каждого объекта.

Так, если к дому примыкает гараж, то:

  1. от дома до границы участка со стороны соседа должно быть не менее 3 м,
  2. от гаража до границы участка — не менее 1 м внутрь,
  3. если к дому примыкает постройка для птицы и скота, то расчет ведется такой:
  • от дома до границ участка с соседом — от 1 до 3 м,
  • от хозяйственной постройки для птицы и скота — 4 м и больше.

Также должно соблюдаться и противопожарное расстояние между домами, находящимися на противоположных сторонах дороги (проезда).

Видимые границы участка

Перед строительством на участке необходимо установить забор.

Следует знать, что для строительства заборов тоже есть определенные правила. Их необходимо выполнять, чтобы не нарушить права соседей или технические нормы для ограждений.

  • Расстояние между домом и забором соседнего участка, должно быть не менее 3 м. Это расстояние измеряется от цоколя до межи (границы участка).
  • Если же элементы дома ( навес, крыша, крыльцо), выдаются более, чем на 0.5 м, то расстояние измеряется от них.
  • Расстояние от построек до забора — 1 м. В этом случае, скат крыши техпостроек выполняется в сторону своего участка.
  • Расстояние от межи до построек для выгула и содержания домашней птицы и скота — не менее 4 м.
  • Расстояние от соседского забора до кустарника -1 м,
  • до высоких деревьев — 4 м, и до деревьев средней высоты — 2 м.
  • Расстояние между соседским домом и вашей уборной (если таковая имеется) и постройкой для выгула и содержания домашней птицы — должно быть не менее 12 м.
  • От сауны, бани, душа — не менее 8 м. Эти санитарные нормы должны соблюдаться и на вашем участке.

Документы до начала и по завершении строительства дома

С составом документов, необходимых для строительства индивидуального жилого дома, вводом его в эксплуатацию и порядком присвоения почтового адреса можно ознакомиться здесь.

Завершающий этап — оформление права собственности на дом, то есть регистрация на него права собственности.

Для этого в регистрирующий орган (отделение РОСРЕЕСТРа, через МФЦ) необходимо сдать следующие документы:

  1. документ, удостоверяющий личность заявителя (для представителя — доверенность и ее копия);
  2. технический план жилого дома;
  3. разрешение на ввод в эксплуатацию дома;
  4. правоустанавливающий документ на земельный участок, если он не стоит на кадастром учёте,
  5. выписку из ЕГРН на земельный участок;
  6. заявление о кадастровом учёте и государственной регистрации права собственности;
  7. квитанцию об оплате государственной пошлины (подлинник и копия).

В течение 20 дней производится регистрация права собственности и выдается свидетельство о праве собственности.

Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ» О ведении гражданами садоводства и огородничества…». с особенностями которого можно ознакомиться .

Полезно ознакомиться и с этим

  1. С 1 марта 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (N 171-ФЗ «от 23.06.2014 г.), в соответствии с которым, в частности, упрощена процедура выкупа земельных участков у муниципалитетов. Ознакомиться с основными положениями закона можно здесь.
  2. В отношении регистрации домов, бань, гаражей и других построек на земельных участках, находящихся в собственности граждан, улучшит ситуацию новая дачная амнистия.
  3. Для тех, кого интересует возможность увеличения площади земельных участков для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огродничества, находящихся в собственности, полезно ознакомиться с порядком оформления прирезок, представленном на странице портала «Земельный Вопрос».
  4. С 1 января 2018 года в кадастровом паспорте должны быть зафиксированы точные границы участка, поскольку купить, продать, заложить или подарить землю без точного описания границ будет попросту невозможно. Так регламентировано поправками к Земельному кодексу. А тотальная ревизия границ по инициативе муниципалитетов началась с 1 июня 2015 г.
  5. С новым порядком подготовки к сделкам, их нотариальным удостоверением можно ознакомиться здесь.
  6. С порядком изменения ВРИ земельных участков, действующим с 2017 года, можно ознакомиться здесь.
  7. Как определить вид использования участка для ИЖС, ЛПХ, КФХ, дачного строительства по Классификатору ВРИ можно ознакомиться .Как рассчитать НДФЛ при продаже недвижимости, можно узнать .

ИНФОРМАЦИЯ

об основных требованиях к прогону, выпасу и содержанию сельскохозяйственных животных

в личных подворьях граждан на территории Ставропольского края

Органами, осуществляющими государственный ветеринарный надзор, ежегодно выявляется более 2 тысяч различных нарушений ветеринарно-санитарных правил. Причиной, способствующей нарушениям, зачастую является незнание гражданами норм действующего законодательства. В целях уменьшения количества указанных правонарушений приводим основные требования к порядку содержания гражданами сельскохозяйственных животных.

  1. Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных регулируется Законом Ставропольского края от 07 августа 2002 г. № 36-кз «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края».

Прогон сельскохозяйственных животных и птицы должен осуществляться под надзором собственников сельскохозяйственных животных и птицы либо лиц, ими уполномоченных, по маршрутам, установленным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края.

Выпас сельскохозяйственных животных и птицы осуществляется на огороженных пастбищах либо на неогороженных пастбищах на привязи или под надзором собственников сельскохозяйственных животных и птицы либо лиц, ими уполномоченных, с обязательным соблюдением предельных норм нагрузки на пастбища. Нормы нагрузки на пастбища определены приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 11 мая 2016 г. № 205 «Об установлении норм нагрузки на пастбища на территории Ставропольского края».

На земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота запрещаются вырубка древесных и кустарниковых насаждений, распашка сенокосов и пастбищ, а также строительство, за исключением возведения временных сооружений, необходимых для осуществления сенокошения и выпаса скота (навесов, изгородей и других временных построек).

Привлечение к административной ответственности за использование на территории Ставропольского края земельных участков для выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы без правоустанавливающих документов на землю либо без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, возможно по статье 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП России с наложением штрафа в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 рублей, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка не определена, от 5000 до 10000 рублей.

В зависимости от места (территории) совершения правонарушения нарушение правил выпаса можно разделить на два вида:

  1. Выпас в границах населенного пункта, когда сельскохозяйственные животных пасутся на территориях общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, скверы, парки). В данном случае, поскольку животные, как правило, постоянно хаотично перемещаются с одного земельного участка на другой, на их владельца будет наложен штраф в размере от 5000 до 10000 рублей.
  2. Выпас на территории полевого участка, расположенного за пределами населенного пункта. В этом случае размер штрафа будет зависеть от кадастровой стоимости земельного участка и составит от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5000 рублей. При этом, в случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка. То есть если для незаконного выпаса использовалась половина участка, то и размер штрафа будет исчисляться исходя из половины кадастровой стоимости участка.

Квалификация административных правонарушений, связанных с нарушением правил выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы, повлекших потраву чужих сенокосов, посевов и иных сельскохозяйственных угодий возможна по статье 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества» КоАП России с наложением штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

При этом если будет причинен значительный ущерб, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, при этом учитывается размер заработной платы, пенсии, наличие у потерпевшего иждивенцев, совокупный доход членов семьи, с которыми он ведет совместное хозяйство, но в любом случае штраф не может составлять менее 5000 рублей.

Полномочиями на составление протоколов по статье 7.1 КоАП России наделены должностные лица органов, осуществляющих государственный земельный надзор (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю), а также органов внутренних дел. Правом рассматривать дела по данной статье наделены только должностные лица органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

По статье 7.17 КоАП России протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел, а рассматривают дела мировые судьи.

Органы местного самоуправления при обнаружении признаков административного правонарушения вправе самостоятельно обращаться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю или в органы внутренних дел.

  1. Согласно Закону Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон «О ветеринарии») условия содержания животных регулируются ветеринарными правилами, утверждаемыми применительно к отдельным видам животных.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» определены требования к содержанию крупного рогатого скота (далее – КРС), в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, иными организациями и учреждениями.

Согласно указанным правилам хозяйства, в которых содержится КРС, должны быть огорожены. Минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания КРС до границы соседнего участка должно быть:

не менее 10 метров, если поголовье КРС составляет не более 5 голов;

не менее 20 метров, если поголовье КРС составляет от 6 до 8 голов;

не менее 30 метров, если поголовье КРС составляет от 9 до 10 голов;

не менее 40 метров, если поголовье КРС составляет от 11 до 15 голов.

При наличии выгульных площадок они располагаются у продольных стен здания для содержания КРС или на отдельной площадке. Нормы площади выгульных площадок в хозяйствах зависят от половозрастной группы животных. Так, для быков-производителей она составляет 10,5 кв.м. (при наличии сплошного твердого покрытия) и 30 кв.м. (без твердого покрытия), для коров – 8 кв.м. (при наличии сплошного твердого покрытия) и 15 кв.м. (без твердого покрытия), для молодняка от 6 до 18 месяцев — 5 и 10 кв.м. соответственно.

Определены также нормы площадей и размеры элементов животноводческих помещений в зависимости от половозрастной группы животных и способа содержания КРС. При содержании в стойлах норма площади составляет: для быков-производителей – 3 кв.м., для коров – 1,7 кв.м., для КРС на откорме – 1,5 кв.м. При групповом содержании в секциях норма площади составляет: для коров – 5 кв.м., для молодняка от 12 до 18 месяцев – 3 кв.м.

Справочно.

Требования к содержанию свиней в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, иными организациями и учреждениями определены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 114 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации».

Согласно указанным правилам хозяйства, в которых содержатся свиньи, должны быть огорожены, в хозяйстве должно быть обеспечено безвыгульное содержание свиней либо выгул в закрытом помещении или под навесами. Минимальное расстояние от конструкции стены или угла свиноводческого помещения (ближайших по направлению к жилому помещению, расположенному на соседнем участке) до границы соседнего участка при содержании свиней такое же, как и для помещений для содержания КРС.

Нормы площади помещений содержания свиней в хозяйствах составляют: для хряка-производителя – 7 кв.м., для свиноматки лактирующей – 4 кв.м., для иных свиноматок – 1,6 кв.м. при индивидуальном содержании и 2,5 кв.м. при групповом, для поросят на откорме – 0,8 кв.м.

Справочно.

Если, в хозяйстве содержится 1 хряк-производитель и 4 свиноматки (нелактирующие), то минимальное расстояние от конструкции стены или угла помещения для содержания свиней до границы соседнего участка должно быть не менее 10 метров, а площадь животноводческого помещения должна составлять: при индивидуальном содержании не менее 13,4 кв.м.(7+(1,6х4)), при групповом содержании не менее 17 кв.м.(7+(2,5х4)).

Требования к содержанию птицы определены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 03 апреля 2006 г. № 103 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа».

При содержании разных видов птиц на подворьях необходимо обеспечить раздельное их содержание, кормление и поение. Разные виды птиц содержатся в обособленных помещениях одного или разных зданий, которые обеспечивают лазами для самостоятельного выхода птицы на изолированные выгульные площадки. Изолированные выгульные площадки оборудуются для раздельного содержания каждого вида птицы на прилегающей к помещению территории.

Нормы плотности посадки птицы на 1 кв. метр пола в помещении подворья составляют:

молодняк яичных и мясных пород — 11 — 12 голов;

взрослая птица (куры, индейки, утки, гуси) — 3 — 4 головы.

Животные, содержащиеся в хозяйствах, согласно статьей 2.5 закона «О ветеринарии» подлежат идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. К животным, подлежащим учету, согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 апреля 2016 г. № 161 «Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету» относятся: КРС, лошади, свиньи, мелкий рогатый скот, домашняя птица, пушные звери и другие животные.

Кроме того, владельцы животных обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, а также выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями. Перечень конкретных мероприятий (предоставление животных на осмотры, вакцинация) определяется специалистами в области ветеринарии. Так, планом ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в области обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Ставропольском крае на 2019 год, утвержденным приказом управления ветеринарии Ставропольского края от 01 декабря 2018 г. № 235, определены количество и периодичность диагностических исследований, профилактических вакцинаций, лечебно-профилактических обработок и иных мероприятий в зависимости от вида животного и наименования болезни.

Одновременно законом «О ветеринарии» определена обязанность владельцев животных следить за состоянием животных и животноводческих помещений и немедленно извещать о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении, с предоставлением, в случае необходимости, животных для осмотра специалистам в области ветеринарии.

В случае падежа животных порядок действий владельцев животных регламентирован Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 04 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.

Согласно указанным правилам владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов (трупов животных). При обнаружении трупа в автотранспорте в пути следования или на месте выгрузки животных их владелец обязан обратиться в ближайшую организацию государственной ветеринарной службы, которая дает заключение о причине падежа, определяет способ и место утилизации или уничтожения павшего животного.

Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д.). Транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование. Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота, в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.

Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

Нарушение вышеуказанных правил при ведении хозяйства влечет привлечение к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП России):

за нарушение ветеринарных правил (статья 10.6 «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил» КоАП России) — штраф в размере от 500 до 1000 рублей;

за сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение о данных фактах (статья 10.7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных» КоАП России) — штраф в размере от 3000 до 4000 рублей, за те же действия, совершенные в период осуществления карантина, — в размере от четырех до пяти тысяч рублей;

за нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (часть 3 статьи 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства» КоАП России) — штраф в размере от 4000 до 5000 рублей.

Полномочиями на составление протоколов по статьям 10.6, 10.7 и части 3 статьи 10.8 КоАП России наделены должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор (управление ветеринарии Ставропольского края), они же рассматривают дела по данным статьям. Дела по статье 10.6 и части 3 статьи 10.8 КоАП России также могут рассматривать мировые судьи.

Органы местного самоуправления при обнаружении признаков административного правонарушения вправе самостоятельно обращаться в управление ветеринарии Ставропольского края.

  1. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность граждан выполнять требования санитарного законодательства и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (далее – Главный санитарный врач) от 22 декабря 2017 г. № 165 «Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений» определены предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений. При хранении отходов животноводства в хозяйстве в атмосферу выделяются газы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих, такие как: двуокись углерода (С02), аммиак (NH3), сероводород (H2S), метан (СН4) и другие.

Справочно.

Согласно нормативам, максимальная разовая предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе сероводорода составляет 0,008 мг/м3, аммиака — 0,2 мг/м3, двуокиси углерода – 5 мг/м3, метана – 200 мг/м3.

В случае, если происходит превышение нормативов предельно допустимой концентрации за пределами площадки более чем на 0,1, хозяйство является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. В этом случае обязательно установление санитарно-защитной зоны (постановление Главного санитарного врача от 25 сентября 2007 № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Если хозяйство относится к источнику воздействия на среду обитания и здоровье человека (нормативы предельно допустимой концентрации превышают более чем на 0,1 за пределами площадки), то, при численности животных в хозяйстве до 50 голов, санитарно-защитная зона должна составлять 50 метров, если в хозяйстве до 100 голов санитарно-защитная зона составляет 100 метров.

Другим постановлением Главного санитарного врача (от 23 января 2006 г. № 1 «О введении в действие гигиенических нормативов ГН 2.1.7.2041-06») утверждены предельно допустимые концентрации химических веществ в почве населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, которые могут оказаться в ней в результате хозяйственной деятельности человека.

Справочно.

Согласно указанным нормативам предельно допустимая концентрация комплексных жидких удобрений составляет 80 мг/кг, комплексных гранулированных удобрений — 120 мг/кг, нитратов — 130 мг/кг, серы — 160 мг/кг.

Превышение в результате деятельности хозяйства любого из установленных нормативов предельно допустимой концентрации или не установление санитарно-защитных зон, в случаях, когда это обязательно, является основанием для привлечения к ответственности в соответствии со статьей 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» КоАП России путем наложения штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Полномочием на составление протоколов по статье 6.3 КоАП России наделены должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю), они же рассматривают дела по данной статье. Также дела по статье 6.3 КоАП России могут рассматривать мировые судьи.

Органы местного самоуправления при обнаружении признаков административного правонарушения вправе самостоятельно обращаться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю.

Приложение 1

к порядку действий

при обнаружении признаков

нарушения установленных правил

содержания сельскохозяйственных животных

Территориальные отделы Управления Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

по Ставропольскому краю.

Территориальный отдел в Благодарненском районе, 356420, г. Благодарный, ул. Чапаева, 350, (86549) 2-18-57 – Александровский, Новоселицкий, Туркменский районы и Благодарненский городской округ;

Территориальный отдел в Буденновском районе, 356800, г. Буденновск, ул. Кумская, 74, (86559) 7-19-40 – Арзгирский, Буденновский, Левокумский районы и Нефтекумский городской округ;

Территориальный отдел в Изобильненском районе, 356140, г. Изобильный, пер. Ленинский, 52, (86545) 2-43-40 – Красногвардейский, Труновский районы, Новоалександровский и Изобильненский городские округа;

Территориальный отдел в г.Ессентуки, 357600, г. Ессентуки, ул. Садовая, 5, (87934) 4-13-06 г – Ессентуки и Предгорный район;

Территориальный отдел в г.Кисловодске, 357700, СК, г. Кисловодск, ул. Стопани, 4, (87937) 6-55-96 – г.Кисловодск;

Приложение 2

к порядку действий

при обнаружении признаков

нарушения установленных правил

содержания сельскохозяйственных животных

Территориальные отделы Управления Федеральной службы

государственной регистрации, кадастра и картографии

по Ставропольскому краю.

— Арзгирский отдел: 356570, Ставропольский край, Арзгирский район, село Арзгир, улица Ленина, 1, (86560) 3-11-37, 3-31-87;

— Межмуниципальный отдел по Буденновскому району и Новоселицкому району:

356800, Ставропольский край, город Буденновск, микрорайон № 1, 17, (86559) 2-27-67;

356350, Ставропольский край, Новоселицкий район, село Новоселицкое, улица Новоселицкая, 206, (86548) 2-25-29;

— Георгиевский отдел: 357827, Ставропольский край, город Георгиевск, улица Батакская, 3, (87951) 6-26-48, 6-85-52, 6-27-41;

— Межмуниципальный отдел по Изобильненскому району и Труновскому району:

356146, Ставропольский край, город Изобильный, переулок Чайковского, 4, (86545) 2-13-10;

356170, Ставропольский край, Труновский район, село Донское, улица Первомайская, 1а, (86546) 3-11-42;

— Межмуниципальный отдел по Ипатовскому району и Апанасенковскому району:

356630, Ставропольский край, город Ипатово, улица Профсоюзная, 29; (86542) 5-88-88;

356721, Ставропольский край, Апанасенковский район, село Дивное, улица Советская, 85, (86555) 5-17-76;

— Кировский отдел: 357300, Ставропольский край, город Новопавловск, улица Журавко, 15, (87938) 5-12-62, 4-23-35;

— Красногвардейский отдел: 356031, Ставропольский край, Красногвардейский район, село Красногвардейское, улица Орджоникидзе, 17а, (86541) 4-55-74;

— Курский отдел: 357850, Ставропольский край, Курский район, станица Курская, переулок Октябрьский, 14, (87964) 6-31-23, 6-44-64;

— Межмуниципальный отдел по Минераловодскому району и Александровскому району:

357310, Ставропольский край, город Минеральные воды, улица 50 лет Октября, 2 / переулок Дербентский, 47; (87922) 6-84-27;

356300, Ставропольский край, Александровский район, село Александровское, улица Гагарина, 24/2, (86557) 2-17-23, 2-67-60;

— Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам:

3357111, Ставропольский край, город Невинномысск, улица Низяева, 35; (86554) 9-58-16;

357000, Ставропольский край, Кочубеевский район, село Кочубеевское, улица Октябрьской революции, 64; (86550) 2-16-93;

357070, Ставропольский край, Андроповский район, село Курсавка, улица Красная, 43 а, (86556) 6-14-56, 6-14-49;

— Нефтекумский отдел: 356884, Ставропольский край, город Нефтекумск, улица Шоссейная, 8, (865-58) 4-30-41, 4-33-79;

— Межмуниципальный отдел по Петровскому, Туркменскому и Благодарненскому районам:

356530, Ставропольский край, город Светлоград, площадь 50 лет Октября, 13; (86547) 4-61-42, 4-64-97;

356540, Ставропольский край, Туркменский район, село Летняя Ставка, улица Советская, 154; (86565) 2-01-53;

356420, Ставропольский край, город Благодарный, улица Ленина, 172 а; (886549) 5-25-88, 2-19-61;

— Советский отдел: 357914, Ставропольский край, Советский район, город Зеленокумск, ул. Мира, 26, (86552) 3-43-38, 3-44-57;

— Степновский отдел: 357930, Ставропольский край, Степновский район, село Степное, площадь Ленина, 44, (86563) 3-13-42.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх