Закон 53

Главная Карьера Служба по призыву Призывникам Военкоматы Постановка на учёт

Первоначальная постановка граждан на воинский учет

Первоначальная постановка граждан на воинский учет проводится в целях установления их численности, категории годности к военной службе по состоянию здоровья, образовательного уровня и приобретенной специальности, профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям, обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведения предварительного распределения их по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.
Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, производится повестками военного комиссариата.
Вручение гражданам, подлежащим первоначальной постановке на воинский учет, повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, в которых граждане работают (учатся), как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на комиссию по постановке граждан на воинский учет. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане, не обучающиеся в образовательных учреждениях.
Граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях, вызываются, как правило, по группам (классам) в один день. Для этой категории граждан дни явки устанавливаются военным комиссариатом по предварительному согласованию с руководителями образовательных учреждений.
Граждане, вызываемые для первоначальной постановки на воинский учет, обязаны лично прибыть в отдел военного комиссариата (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы.
При первоначальной постановке граждан на воинский учет проводится медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Мероприятия социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования могут проводиться заблаговременно в период подготовки к первоначальной постановке граждан на воинский учет в военном комиссариате или образовательных учреждениях с привлечением психологов этих учреждений.
Заключение о профессиональной пригодности граждан к подготовке по военно-учетным специальностям и обучению в военно-учебных заведениях и учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выносится непосредственно при их первоначальной постановке на воинский учет.
В ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора проводится предварительное предназначение граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями, по видам Вооруженных Сил, родам войск, другим войскам, воинским формированиям и органам. При этом приоритет должен отдаваться предназначению граждан в войска с повышенными требованиями к состоянию здоровья, физическому развитию, морально-деловым качествам и общеобразовательной подготовке.
Комиссией выявляются граждане:
• имеющие основания для освобождения от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу;
• не подлежащие призыву на военную службу;
• имеющие основания для предоставления им отсрочки от призыва на военную службу;
• нуждающиеся в медицинском обследовании (лечении). Такие граждане могут направляться в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо лечения;
• желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования;
• проходящие подготовку в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования по военно-учетным или родственным специальностям;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для обучения по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях общественных объединений, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
• годные по состоянию здоровья и другим данным для прохождения военной службы в режимных воинских частях;
• желающие заменить военную службу альтернативной гражданской службой и причины, побудившие к этой замене.
Выводы, заключения и соответствующие отметки записываются в учетную карту призывника и лист изучения призывника.
На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие (зарегистрированные по месту проживания или месту пребывания) на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.
В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, — о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Гражданину, первоначально поставленному на воинский учет, в день прохождения комиссии под личную подпись выдается удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Ему разъясняются правила воинского учета и ответственность за их нарушение, доводятся порядок подготовки к призыву на военную службу и предварительный срок явки в военный комиссариат (на призывной пункт) для прохождения им призывной комиссии.

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет извещается орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, обучающихся в суворовских военных училищах, нахимовских военно-морских училищах, военно-музыкальных училищах и кадетских корпусах, создаваемых Правительством Российской Федерации, производится военным комиссариатом по месту дислокации училища на общих основаниях. Дни явки граждан, обучающихся в данных училищах, устанавливаются военным комиссаром по согласованию с командованием училища.
Граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. При необходимости уточнения диагноза на медицинское обследование до начала призыва могут быть направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Граждане на мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет вызываются повестками.

Последняя редакция Статьи 59 Конституции РФ гласит:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 КРФ

1. Защита Отечества — не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства.

Оборона страны — это система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита России, целостности и неприкосновенности ее территории. Цели и государственная стратегия в данной области на современном этапе определены в Концепции национальной безопасности, утв. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 52. ст. 5909), и в Военной доктрине, утв. Указом Президента от 21 апреля 2000 г. (СЗ РФ. 2000. N 17. ст. 1852).

В целях обороны создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанности по защите Отечества, но адресована законом определенным категориям граждан. Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы. Формой реализации этой обязанности может быть также прохождение альтернативной гражданской службы взамен военной, что установлено в ч. 3 комментируемой статьи. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества и путем добровольного поступления на военную службу по контракту.

2. Согласно п. «м» ст. 71 Конституции, оборона и безопасность относятся к ведению Федерации. Поэтому часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что гражданин несет военную службу в соответствии именно с федеральным законом. В связи с этим противоречащими Конституции являлись положения конституций ряда республик об исполнении воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики (ст. 58 Конституции Республики Татарстан, в ред. от 31 мая 2000 г.), о несении гражданами республики военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом (ст. 68 Конституции Республики Башкортостан, в ред. от 3 ноября 2000 г.).

Воинская обязанность российских граждан, как установлено законом, предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, ее прохождение, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и их прохождение в период пребывания в запасе. Исполнение этой обязанности обеспечивается в пределах их полномочий: органами государственной власти, иными государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами. Постановлением Правительства от 31 декабря 1999 г. N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 225).

Статья 12 ФЗ «Об обороне» устанавливает, что комплектование Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с законодательством: 1) военнослужащими — путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления российских, а также иностранных граждан на военную службу, т.е. по контракту; 2) гражданским персоналом. Норма об иностранных гражданах включена в военное законодательство Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ и предусматривает прохождение ими военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 2 ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами как в Вооруженных Силах, так и во внутренних войсках МВД, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. В данной сфере действуют, в частности, федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.), от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 14 февраля 2007 г.), от 6 января 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 27 июля 2006 г.) и др. Общее значение имеет Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 2 марта 2007 г.).

По ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву подлежат: а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе; б) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера (п. 1 ст. 22). Указанное положение подпункта «б» п. 1 ст. 22 утрачивает силу с 1 января 2008 г., и применительно к названным в нем гражданам будут применяться несколько иные правила прохождения военной службы, о чем ниже.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» освобождены от выполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву.

Освобождаются от призыва на военную службу граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ либо альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Правом на освобождение от призыва обладают граждане, имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями):

— военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы и погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

— граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или их окончания.

Не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношение которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Исчерпывающе определены в ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основания для отсрочки от призыва на военную службу. В связи с переходом с 1 января 2008 г. на одногодичный срок военной службы по призыву отменен и уточнен ряд отсрочек (ФЗ от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ).

Согласно новой редакции ст. 24, действующей с 1 января 2008 г., право на отсрочку от призыва имеют, в частности, учащиеся-очники, обучающиеся в:

— имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, — на время обучения, но до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, если они до поступления в указанные образовательные учреждения не получили среднее (полное) общее образование, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и до достижения указанными гражданами возраста 20 лет;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, если они до поступления в них получили среднее (полное) общее образование и достигают призывного возраста в последний год обучения, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

— имеющих такую же аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В указанных случаях отсрочка от призыва предоставляется учащемуся, как правило, только один раз. При этом право на отсрочку от призыва сохраняется за гражданином:

— продолжающим непрерывное обучение по образовательной программе следующей ступени высшего профессионального образования в том же образовательном учреждении;

— получившим в период обучения академический отпуск, или перешедшим в том же образовательном учреждении на другую образовательную программу, или переведенным в образовательное учреждение того же уровня (при этом общий срок отсрочки от призыва не должен увеличиваться более чем на год);

— восстановившимся в том же образовательном учреждении (за исключением восстановившихся после отчисления за какие-либо нарушения или по другим неуважительным причинам), если срок отсрочки от призыва не увеличивается.

Право на отсрочку от призыва имеют также лица, получающие очно послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим специальностям вузах или научных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, — на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных нормативными актами и (или) государственными образовательными стандартами, и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе.

Право на отсрочку от призыва учащимся может быть дано и на основании указов Президента.

Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 21 октября 1999 г. N 13-П (СЗ РФ. 1999. N 44. ст. 5383) запрос одного из районных судов, в котором утверждалось, что непредоставление законом права на отсрочку от призыва учащимся-очникам негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, нарушает принцип равноправия, гарантии реализации права на образование, требования ч. 3 ст. 55 Конституции, указал следующее. Решая задачу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, уровень которой отвечает государственным образовательным стандартам, с одной стороны, и в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства предусматривая укомплектование армии путем призыва на военную службу — с другой, законодатель вправе установить различный порядок исполнения воинской обязанности для обучающихся в вузах. При этом студентам-очникам негосударственных образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации, гарантируется после увольнения с военной службы продолжение образования. Тем самым обеспечивается как реализация всеми гражданами, подлежащими призыву (как имеющими, так и не имеющими права на отсрочку), права на образование, так и исполнение ими обязанности по несению военной службы — хотя и в различном порядке. Не усмотрел Конституционный Суд также нарушения принципа равенства перед законом и равенства прав, ибо оспариваемое положение имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется. Оно предполагает равенство возможностей, в том числе в выборе вуза.

Отсрочка от призыва предоставляется и некоторым другим категориям граждан, в частности признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до одного года. С 1 января 2008 г. в новой редакции действуют положения об отсрочке гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, родным братом или сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре);

— имеющим ребенка и воспитывающим его, или двух и более детей, или ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет либо ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель;

— поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании вузов указанных органов и учреждений при наличии у них специальных званий — на время службы в этих органах и учреждениях.

Новой, действующей с 1 января 2008 г. является отсрочка гражданам, являющимся опекуном и попечителем несовершеннолетнего родного брата или сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан. Сохраняется отсрочка от призыва депутатам органов публичной власти и глав муниципальных образований, если они осуществляют свои полномочия на постоянной основе, — на срок полномочий. По некоторым основаниям предоставляется отсрочка гражданам, зачисленным в запас с присвоением военного звания офицера.

В то же время с 1 января 2008 г. отменяются отсрочки от призыва гражданам:

— занятым постоянным уходом за отцом, матерью, другими близкими родственниками, являющимися инвалидами первой или второй группы, пожилыми (женщины старше 55 лет, мужчины — 60 лет) или не достигшими 18 лет;

— мать (отец) которых кроме них имеет двух и более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены);

— поступившим на работу по специальности непосредственно по окончании вуза на условиях полного рабочего дня в государственные организации, перечень которых определяется Правительством, — на время этой работы.

В 2006 г. внесены существенные изменения, касающиеся сроков военной службы. С 1 января 2008 г. этот срок составляет 12 месяцев. В переходный период срок военной службы по призыву регламентируется дифференцированно. Для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 г., срок — 24 месяца; для призванных с 1 января по 31 декабря 2007 г. — 18 месяцев. Данные положения не распространяются на военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г.; срок их военной службы — 12 месяцев. Для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 г., ее срок — 24 месяца.

Что касается женщин, то они ставятся на воинский учет после приобретения ими военно-учетной специальности и могут поступить на военную службу по контракту.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента два раза в год — с 1 апреля по 30 июня (по 15 июля — с 1 января 2008 г.) и с 1 октября по 31 декабря. Несколько иные сроки призыва установлены для граждан, проживающих в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах; являющихся педагогическими работниками.

В последние годы заметно увеличилось число молодых людей, уклоняющихся от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, что создает серьезные проблемы с комплектованием армии. За это установлена уголовная ответственность (статья 328 Уголовного кодекса РФ). Граждане и должностные лица могут быть привлечены также к административной ответственности за нарушение правил воинского учета, неявку по вызову в военкомат и др. (гл. 21 КоАП). Конечно, не только и не столько правовыми средствами, мерами юридической ответственности можно решить те сложные проблемы, которые возникли в последние годы в Вооруженных Силах, но и они необходимы.

Комплектованию армии на добровольной основе служит предусмотренное законами «Об обороне» (ст. 12), «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2, 32-34.1, 38, 60) право поступления граждан на военную службу по контракту. Первый такой контракт вправе заключать российские граждане в возрасте от 18 до 40 лет, иностранные граждане от 18 до 30 лет. Срок первого контракта — 3-5 лет. Контракт заключается в письменной форме между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации — Министерством обороны (или другим федеральным органом, в котором законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы. Отказ в заключении контракта может быть обжалован в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.

Главным актом, определяющим правовое положение военнослужащих, является ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (в ред. от 16 марта 2007 г.). Он определяет в соответствии с Конституцией права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территории других государств, а также направленных в вооруженные силы других государств в порядке военного сотрудничества, определяется также в соответствии с международными договорами РФ. Особенности статуса военнослужащих в военное время, в период мобилизации, в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах устанавливаются федеральными законами о военном положении, о мобилизации, о чрезвычайном положении и др.

Военнослужащим гарантируется широкий круг прав и свобод. Вместе с тем законодательными актами устанавливаются ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, что обусловлено особенностями военной службы. Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели. Создание в воинских частях религиозных объединений не допускается, но военнослужащие могут отправлять религиозные обряды на территории воинской части с разрешения командира, вправе в свободное от военной службы время участвовать как частные лица в богослужениях и религиозных церемониях, но не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии. Запрещено участие военнослужащих в забастовках, иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования связанных с ее прохождением вопросов. Эти и им подобные ограничения не противоречат основаниям ограничения прав и свобод, закрепленным в ч. 3 ст. 55 Конституции.

Обязанности военнослужащих определяются существом воинского долга: защита государственного суверенитета и территориальной целостности страны, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Обязанности военнослужащих и порядок их выполнения устанавливают законодательные акты, воинские уставы и другие федеральные нормативные документы.

ФЗ «О статусе военнослужащих» гарантирует право военнослужащих на защиту их прав и законных интересов, в том числе право на судебную защиту. В соответствии со ст. 4 Закона от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; с изм. и доп. от 14 декабря 1995 г. (Ведомости РФ. 1993. N 19. ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. ст. 4970), военнослужащие вправе обжаловать в военный суд действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы. Исходя из смысла этой нормы, как было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (в ред. от 24 апреля 2002 г.), в военный суд могут быть обжалованы также действия и решения лиц, не состоящих на военной службе, но правомочных по занимаемой в органах военного управления должности принимать решения, касающиеся прав и свобод военнослужащих. Суды общей юрисдикции призваны защищать права военнослужащих и в других случаях.

Государству и самой армии в ходе военной реформы предстоит, конечно, еще многое сделать в обеспечении прав военнослужащих, их правовой защищенности. Это касается: охраны жизни, здоровья и достоинства личности военнослужащих; полной реализации их льгот и преимуществ, установленных законами в связи с тяготами военной службы; более четкого определения и гарантирования правового статуса военнослужащих, направляемых в «горячие точки».

3. Условия и порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу, что предусмотрено в ч. 3 комментируемой статьи, регламентируются ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» (СЗ РФ. 2002. N 30. ст. 3030; с изм. и доп., действует в ред. от 6 июля 2006 г.)

Институт альтернативной службы не является новым для российского законодательства. Еще в 1919 г. декретом СНК РСФСР было признано право верующих на замену военной службы по решению суда на иную общеполезную работу. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до принятия в 1939 г. нового закона о всеобщей воинской обязанности. Но он уже не сохранил названный институт.

Замена военной службы альтернативной гражданской, или службой без оружия, по религиозным, политическим или этическим мотивам признают во многих странах. При этом устанавливают более продолжительный по сравнению с действительной военной службой срок; лишение многих льгот, предоставляемых военнослужащим; выполнение наиболее трудоемких и непрестижных работ, например в психиатрических лечебницах, домах престарелых, службах социальной помощи больным, инвалидам и пенсионерам, на вспомогательных должностях в пожарной охране и т.п. В п. «с» ч. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговорено, что какая бы то ни было служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.

Часть 3 анализируемой статьи, регламентируя альтернативную гражданскую службу, признает право гражданина на нее в случае, если его убеждениям (например, пацифистским) или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях.

Отсутствие длительное время законодательной конкретизации данного права препятствовало его осуществлению гражданами, прежде всего в упомянутых «иных случаях». В то же время Конституционный Суд, интерпретируя в Определении от 22 мая 1996 г. N 63-О норму ч. 3 ст. 59 Конституции, указал, что закрепленное в ней и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Был сделан важный практический вывод: стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования (см.: Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. 1992-1996. М., 1997. С. 501-503). Развивая данную правовую позицию, Конституционный Суд в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П (СЗ РФ. 1999. N 51. ст. 6363), касающемся положений ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», отметил, что рассматриваемое конституционное право является именно индивидуальным правом, т.е. связанным со свободой вероисповедания в ее индивидуальном, а не коллективном аспекте, а значит, должно обеспечиваться независимо от того, состоит гражданин в какой-либо религиозной организации или нет.

Статья 2 ФЗ от 25 июля 2002 г., конкретизируя рассматриваемое конституционное право, определяет, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В 2006 г. по-новому был определен срок альтернативной гражданской службы. Он в 1,75 раза превышает срок военной службы по призыву. Для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., этот срок — 42 месяца, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г., — 31,5 месяца. Данные положения не распространяются на граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим специальностям негосударственные вузы и направленных для прохождения указанной службы до 1 января 2008 г.; ее срок для таких граждан — 21 месяц. Такой же срок распространяется на граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы после 1 января 2008 г.

Несколько по-иному решается вопрос о сроках альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих ее в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Этот срок превышает срок военной службы по призыву в 1,5 раза и составляет для аналогичных приведенным выше групп граждан соответственно 36, 27 и 18 месяцев (ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г.).

Статья 11 названного ФЗ предусматривает, что граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. При этом установлены сроки, до которых необходимо подать соответствующее заявление в военный комиссариат в зависимости от того, когда гражданин должен быть призван на военную службу — весной или осенью. Нарушение срока подачи заявления может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Конституционный Суд в Определении от 17 октября 2006 г. N 447-О (СЗ РФ. 2007. N 2. ст. 409). Указывал: исходя из того что право на замену военной службы альтернативной гражданской службой является непосредственно действующим, федеральный законодатель не вправе ограничивать процедурными нормами, принятыми в целях рационализации деятельности государственных органов, свободу совести и вероисповедания и связанное с ней право на альтернативную службу. Статья 11 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, закрепляющая обязанность гражданина довести до сведения призывной комиссии, иного уполномоченного органа, а также суда доводы о наличии у него убеждений и вероисповедания, которые противоречат несению военной службы, не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением о замете военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом.

Согласно ст. 15 ФЗ от 5 июля 2002 г., решение призывной комиссии от отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано гражданином в суд. В случае обжалования указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Альтернативная гражданская служба проходит, как правило, за пределами территории субъекта Федерации, в котором гражданин постоянно проживает. Исключение может быть сделано лишь при невозможности направления гражданина для прохождения указанной службы за пределы территории этого субъекта Федерации.

ФЗ подробно регламентирует организацию направления граждан на альтернативную гражданскую службу и порядок ее прохождения, права, обязанности и ответственность граждан, проходящих данную службу, в том числе предоставляемые им социальные гарантии и компенсации, условия и оплату труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение, а также основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы.

Текст Указа:

Руководствуясь федеральными законами от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановляю:

1. Осуществить с 1 октября по 31 декабря 2019 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») призыву на военную службу, в количестве 132 000 человек.

2. Осуществить в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» увольнение с военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин, срок военной службы по призыву которых истек.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и призывным комиссиям обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации.

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Организационно-правовая форма военнослужащих для кредита — чаще всего «Федерально-казначейское учреждение». Но стоит знать, где найти официальную информацию по ОПФ.

Когда вы оформляете кредит, банк просит заполнить анкету и указать данные о компании, в которой вы трудоустроены, в том числе и ОПФ. Это касается сотрудников всех организаций и даже тех, кто работает в войсковых частях.

На официальном сайте Сбербанка представлен образец заполнения такой анкеты (красным цветом выделено поле с ОПФ).

Где узнать ОПФ

В РФ создан единый Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), и все предприятия классифицируются только по нему. Воинские части не являются исключением.

Чтобы не ошибиться при заполнении поля ОПФ в анкете, воспользуйтесь одним из следующих способов:

  • посмотрите реквизиты в вашем контракте;
  • обратитесь в отдел кадров или в отдел бухгалтерии вашей воинской части;
  • проверьте ОПФ на портале «Единая информационная система в сфере закупок»;
  • найдите ОПФ в каталоге организаций List-Org.

Как узнать ОПФ по контракту

Проще всего узнать, как заполнить поле организационно-правовая форма воинской части в Сбербанке, можно, открыв самую последнюю страницу вашего контракта — «Реквизиты и подписи сторон». Слева обычно указываются данные работодателя, в том числе и наименование организации. ОПФ — это аббревиатура перед кавычками.

Как узнать ОПФ на портале «Единая информационная система в сфере закупок»

Если ваш контракт оказался немного другой формы и вы не нашли нужной информации в нем, удобнее зайти на сайт «Единая информационная система в сфере закупок».

Шаг 1. Перейдите на сайт по ссылке: http://zakupki.gov.ru.

Шаг 2. Под поисковой строкой выберите пункт «Реестр организаций».

Шаг 3. Введите в строку поиска информацию об организации. Укажите наименование (полное или частичное), ИНН или ОГРН.

Если вы точно помните полное наименование искомой организации, поставьте галочку в поле «Искать точно, как в запросе».

Шаг 4. Вводим наш запрос «Войсковая часть 10807» и нажимаем клавишу Enter на клавиатуре либо на значок лупы справа от поисковой строки.

Шаг 5. Выбираем сортировку по релевантности.

Шаг 6. Из списка результатов выбираем нужный нам вариант. Обычно он расположен на первом месте, но не всегда, поэтому рекомендуем полистать результаты и выбрать подходящий самостоятельно. В нашем случае вариант всего один — его и выбираем.

Шаг 7. На странице представлена вся основная информация об организации. Правильная ОПФ находится внизу страницы.

Таким образом, в анкете необходимо написать «ФКУ» или «ФГКУ» — так принято сокращать «Федеральные государственные казенные учреждения». Обратите внимание, что на портале представлена и другая информация — ИНН и прочие реквизиты.

Как определить ОПФ через сервис List-Оrg

Теперь для примера попробуем узнать организационно-правовую форму Министерства обороны РФ для Сбербанка, воспользовавшись другим ресурсом — https://www.list-org.com/.

Шаг 1. Переходим на сайт по ссылке выше.

Шаг 2. Выбираем параметры, по которым будем искать. В нашем примере отмечаем наименование организации.

Шаг 3. Теперь вписываем наименование организации в поисковую строку (возьмем для примера войсковую часть 68931 МО РФ).

Шаг 4. Выбираем нужный результат поиска. На этом же этапе показывается ИНН Министерства обороны РФ для кредита (обведено красным цветом).

Шаг 5. На странице — реквизиты и основная информация об организации. В поле ОКОПФ — действующая организационно-правовая форма МО РФ для Сбербанка — Федеральные государственные казенные учреждения.

Как правильно вписать ОПФ, пример заполнения анкеты

Когда вы узнали всю нужную информацию о своем месте работы и нашли правильную ОПФ, приступайте к заполнению анкеты на кредит. Бланк заполняется печатными буквами, по одной букве в квадратик. Незаполненный квадратик — пробел.

Поиск ОПФ для армии опять приводит нас к аббревиатуре «ФГКУ». Рассмотрим для примера другую войсковую часть и определим, как заполнить поле организационно-правовая форма в Сбербанке для военнослужащих для еще одной организации через сервис List-Оrg.

Для разнообразия будем искать организацию не по наименованию, а по адресу.

Открываем подходящий нам результат поиска.

Видим, что в большинстве случаев организационно-правовая форма армии для Сбербанка — ФГКУ.

Под блоком с ОПФ в бланке есть поле для ИНН организации. Есть пометка о том, что заполнять требуется только при наличии информации.

В нашем примере ИНН Армии России для кредита — 7451108850. Его необходимо вписать в графу ИНН в бланке. Правильная запись — одна цифра на каждую клеточку.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации
«О воинской обязанности и военной службе»

____________________________________________________________________
Утратил силу со 2 апреля 1998 года на основании
Закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
____________________________________________________________________

Принят Государственной Думой
7 апреля 1995 года

Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст.325) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 17:
в пункте 1 исключить предложение: «В данном контракте предусматривается обязанность гражданина пройти военную службу в случае, указанном в части третьей статьи 19 настоящего Закона.».
дополнить статью пунктом 5 следующего содержания:
«5. Порядок присвоения офицерского воинского звания гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, определяется Положением о порядке прохождения военной службы.».

2. Пункт 3 статьи 19 изложить в следующей редакции:
«3. Гражданин, окончивший государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования и прошедший обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и не прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы (стажировки), предусмотренные программой подготовки офицеров запаса, в период прохождения военной службы по призыву.
Гражданин, проходящий обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, прошедший военную службу, привлекается на учебные сборы (стажировки), предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, в период обучения в этом образовательном учреждении.
Гражданин, заключивший контракт о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса до вступления в силу настоящего Федерального закона, призывается на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации и проходит ее в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту».

3. В пункте втором статьи 21:
подпункт «б» дополнить словами «гражданин вправе воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу для получения профессионального образования только один раз»,
подпункт «в» исключить.

4. Пункт 1 статьи 37 изложить в следующей редакции:
«1. Сроки военной службы военнослужащих устанавливаются:
для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца,
для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев,
для проходящих военную службу в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса — 24 месяца (для лиц, заключивших такие контракты до вступления в силу настоящего Федерального закона);
для проходящих военную службу по контракту — на срок контракта.».

5. В статье 50:
исключить пункт 2;
пункты 3 и 4 считать соответственно пунктами 2 и 3.
Статья 2. Пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 октября 1995 года и распространяется на военнослужащих, призванных ранее и проходящих военную службу по призыву.
Статья 3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормативные правовые акты Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в месячный срок со дня его вступления в силу.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
29 апреля 1995 года
N 69-ФЗ

Текст документа сверен по:

«Собрание законодательства
Российской Федерации»,
N 18, 01.05.95

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх