Закон о лотереях

Федеральный закон «О лотереях» от 11.11.2003 N 138-ФЗ (последняя редакция)

11 ноября 2003 года N 138-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЛОТЕРЕЯХ Принят Государственной Думой 17 октября 2003 года Одобрен Советом Федерации 29 октября 2003 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 29.06.2010 N 130-ФЗ, от 27.07.2010 N 214-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 28.03.2017 N 44-ФЗ, от 27.11.2017 N 358-ФЗ, от 07.03.2018 N 52-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • Статья 2. Основные понятия
  • Статья 3. Виды лотереи
  • Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей
  • Статья 5. Единый реестр лотерейных терминалов
  • Статья 6. Утратила силу
  • Статья 6.1. Ограничения при проведении лотерей
  • Статья 6.2. Ограничение переводов и приема платежей в пользу российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, иностранных юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению лотерей с нарушением законодательства Российской Федерации
  • Статья 7. Утратила силу
  • Статья 8. Условия лотереи
  • Статья 9. Утратила силу
  • Статья 10. Обязательные нормативы лотереи
  • Статья 11. Целевые отчисления от лотереи
  • Статья 12. Требования, предъявляемые к лотерейным билетам, электронным лотерейным билетам, информации о проведении лотерей
  • Статья 12.1. Требования к лотерейному оборудованию и лотерейным терминалам
  • Статья 12.2. Требования к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов
  • Статья 13. Порядок организации и проведения лотереи
  • Статья 13.1. Требования к оператору лотереи
  • Статья 14, статья 15, статья 16. Утратили силу
  • Статья 17. Призовой фонд лотереи
  • Статья 18. Требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи
  • Статья 19. Требования к проведению розыгрыша призового фонда бестиражной лотереи
  • Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи
  • Статья 21. Федеральный государственный надзор за проведением лотерей
  • Статья 22. Утратила силу
  • Статья 23. Аудиторская проверка оператора лотереи
  • Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
  • Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей
  • Статья 24.2. Конкурсная комиссия
  • Статья 24.3. Участники размещения заказа
  • Статья 24.4. Требования к участникам размещения заказа
  • Статья 24.5. Условия допуска к участию в конкурсе
  • Статья 24.6. Извещение о проведении конкурса
  • Статья 24.7. Содержание конкурсной документации
  • Статья 24.8. Порядок предоставления конкурсной документации
  • Статья 24.9. Разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений
  • Статья 24.10. Порядок подачи заявок на участие в конкурсе
  • Статья 24.11. Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе
  • Статья 24.12. Порядок рассмотрения заявок на участие в конкурсе
  • Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе
  • Статья 24.14. Заключение контракта по результатам проведения конкурса
  • Статья 24.15. Продление, изменение условий и расторжение контракта
  • Статья 24.16. Основания для признания конкурса недействительным
  • Статья 24.17. Последствия признания конкурса несостоявшимся
  • Статья 25, статья 26. Утратили силу
  • Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Как провести розыгрыш не попав под действие закона «О лотереях»

Когда проводится акция, в которых участник гарантированно получает подарок, если выполнит условия, то это не считается стимулирующей лотереей и негативных последствий (ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ) не возникает.

Нижеприведенная рекомендация из «Системы Главбух» детально раскрывает порядок и способы проведения стимулирующих мероприятий (розыгрыша призов) и их отличие от проведения лотерей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Статья. КАК ПРОВЕСТИ РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ СРЕДИ КЛИЕНТОВ И НЕ ПОПАСТЬ НА ШТРАФ В 200–300 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

«Справка

Наталья Харькова окончила Саратовскую государственную академию права. Работала юрисконсультом на предприятиях оборонного комплекса, юристом в ГК «Рольф», замначальника юротдела фабрики «Волшебница».

ООО «Бизнес Консалтинг»
Сфера деятельности: представление интересов бизнеса в суде и госорганах, сопровождение сделок купли-продажи бизнеса
Численность персонала: 50
Годовой оборот: более 50 млн руб. (в 2013 году)
Количество лицензий и аккредитаций: 31
Основные клиенты: компании «К. Моторс Север», «Нидек АСИ ВЭИ», «ПСБ технологии», «Хёндэ КомТранс Рус»

Чтобы повысить спрос на свой товар, компании проводят разнообразные конкурсы, розыгрыши, игры, викторины, но по сути все это лотереи. Неприятный сюрприз для бизнеса преподнес Федеральный закон от 28.12.2013 №416-ФЗ (внесший поправки в закон «О лотереях»), который фактически наложил запрет на организацию подобных мероприятий с 1 января 2014 года. Если раньше провести стимулирующую лотерею могла любая компания, предварительно уведомив об этом налоговую инспекцию, то теперь таким правом обладает лишь государство. Лотереи могут быть всероссийскими и международными, а также тиражными и бестиражными. В первом случае призовой фонд разыгрывается между всеми участниками единовременно после распространения лотерейных билетов, во втором – информация, позволяющая определить выигрыш, закладывается в лотерейные билеты (в том числе электронные) на стадии их изготовления (создания).

Что проводить: лотерею или розыгрыш

Если Вы хотите провести лотерею. Для начала Вам нужно выбрать организатора лотереи (в его роли может выступать какой-либо федеральный орган исполнительной власти), подать заявку на участие в конкурсе (желающих может быть несколько) и дождаться результатов. Если решение будет положительным, Ваша компания получит статус оператора лотереи. Обратите внимание, к конкурсу допускаются компании, которые удовлетворяют определенным требованиям, например, у них нет долгов перед бюджетом. Еще один нюанс: фирма – победитель конкурса обязуется перечислить государству 10% с разницы между полученной выручкой и выплаченными выигрышами. Эти деньги будут направлены на финансирование социально значимых объектов и мероприятий. Для уверенности в получении средств организатор часто требует от оператора предоставить безотзывную банковскую гарантию, срок действия которой не менее пяти лет.

Вместо лотереи лучше провести розыгрыш. Чтобы не связываться с государственными структурами, лучше проводить розыгрыши или акции. Главное, чтобы данный маркетинговый ход не расценили как лотерею. Иначе компанию оштрафуют на 200–300 тыс. руб. за проведение стимулирующего мероприятия без разрешения Правительства РФ. Признаки лотереи (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях»): приобретение билета за деньги; розыгрыш приза с использованием специального оборудования (лототронов); формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов; случайный способ определения победителей. Следовательно, проводя акцию, Ваши маркетологи должны исключить данные критерии, поскольку наличие хотя бы одного из них приведет к тому, что ее признают лотереей. Сделать это можно следующим образом:

  • бесплатно собирайте заявки от клиентов, например, с помощью сайта Вашей компании или sms-сообщений;
  • если для определения победителя необходимо тянуть билет, используйте для этого обычную вазу;
  • формируйте призовой фонд из собственных средств, а не из денег от продажи билетов;
  • установите алгоритм определения победителей.*

Вместе с тем не исключено, что, даже выполнив все требования, Вам все равно придется отстаивать свою позицию в суде. Увеличить шансы на победу помогут следующие способы.

Три способа провести розыгрыш и не попасть в поле зрения контролеров

Способ 1. Чтобы избежать фактора случайности, выдавайте призы всем, кто подал заявку на участие в акции. В данном случае Ваш клиент ничем не рискует: получение приза зависит не от воли судьбы, а только от его действий, направленных на получение выигрыша (например, от заполнения заявки на сайте). Правда, остается открытым вопрос о том, какой приз получит участник: главный, поощрительный или один из нескольких (получение главного приза можно расценивать как произошедшее случайно). Также стоит обратить внимание, что нельзя ограничивать количество призов. Фразы наподобие «количество призов ограниченно» или «приз будет вручен первым пяти обратившимся» также будут считаться нарушением. Чтобы избежать таких казусов, лучше в условиях написать следующим образом: «призы распределяются согласно утвержденной методике», «призы вручаются на основании объективно полученных данных», то есть сразу исключить фактор случайности. Вот, например, как компания «Ив Роше Восток» попыталась обойти правило случайности при определении победителей праздничной акции «Для Вас город цветов»: «1-й, 2000-й, 4000-й, 6000-й, 8000-й и 10 000-й участники акции, сделавшие заказ продукции, получают право на получение приза от организатора акции. Участники акции, получившие право на получение приза, становятся победителями акции».

Способ 2. Формируйте жюри для выбора победителей. Давать призы можно тем, кто лучше справится с творческим заданием (например, эффектнее всех расскажет о любви к товару, напишет самое романтическое письмо, придумает самое оригинальное использование упаковки и т. д.). Тогда конечный результат будет зависеть не от случайности, а от творческих способностей участника, которые обязательно должно оценивать компетентное жюри.

Рассказывает практик

Максим Рябыко Начальник юридического отдела издательства «Эксмо», Москва

Справка

ООО «Издательство «Эксмо»
Сфера деятельности: издательское дело
Численность персонала: более 500
Территория: головной офис – в Москве, филиалы – в Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Тюмени, а также в Алма-Ате, Киеве
Годовой оборот: около 8 млрд руб. (за 2013 год)

Главная задача заключается в том, чтобы исключить из стимулирующего мероприятия любые признаки лотереи. Для этого, на мой взгляд, важно соблюдать три правила:

  • победитель должен определяться членами комиссии согласно конкретным критериям;
  • участие должно быть безвозмездным или сопровождаться покупкой рекламируемого товара;
  • право человека на участие в конкурсе должна давать заявка, например, размещенная и заполненная на сайте организатора.

Также рекомендую указывать в правилах проведения конкурса следующее: порядок участия, критерии выбора победителя, условия подведения итогов и объявления результатов. Например, наше издательство помогает проводить кулинарный конкурс компании Tomatogusto. Его выиграет тот, кто пришлет самый оригинальный рецепт (какой-либо покупки товара не требуется). Выбирать победителя среди десяти финалистов будет специальная комиссия. Призы предоставят либо спонсоры кулинарного портала, либо сами организаторы. Среди подарков поездка в Испанию на битву томатов, соковыжималка и кофеварка (за первое, второе и третье места соответственно). При этом в условиях есть специальный пункт о том, что, направляя заявку, участник одновременно соглашается с правилами проведения конкурса, то есть заключает договор участия в нем.

Способ 3. Публично пообещайте вручить награду. Если Вы предложили каждому потребителю, купившему определенное количество товаров или отправившему нужное количество штрих кодов, утешительные призы, то выдавайте их, например, в точках продаж (см. Приз или подарок?). Такой вид акций регулируется главой 56 Гражданского кодекса РФ, а не Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ. Минусом в данном случае может быть невысокая стоимость вручаемых призов. Удачный пример такого маркетингового хода – опыт компании Coca-Cola, которая предлагает своим потребителям обменять крышечки с баллами на новогоднюю игрушку.

Приз или подарок?

Чтобы не попасть под ограничения, замените слово «приз» словом «подарок», указав условия его получения. Например, одна из компаний предлагает подарки первым пяти клиентам, совершившим самые крупные покупки, или первым пяти клиентам, оплатившим товары 5-го числа месяца во всех пятых кассах сети. При этом все подарки оплачиваются из прибыли предыдущих периодов.*

Подготовлено редакцией по материалам собственных источников».

2. Рекомендация. Нужно ли удерживать НДФЛ с номинальной стоимости денежных сертификатов, которые организация выдает в качестве призов при проведении рекламных акций

Нужно, только если номинал сертификата превышает 4000 руб.

Призы, которые получают физлица, освобождены от НДФЛ только в том случае, если их стоимость не превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).* В рассматриваемой ситуации в качестве призов организация выдает денежные сертификаты, которые в течение определенного периода времени можно обменять на деньги. Сумма, которую предъявитель может получить в обмен на сертификат, указывается в самом сертификате. Это и есть его номинальная стоимость.

Если этот показатель не превышает 4000 руб., удерживать налог организации как налоговому агенту не нужно. Если же номинальная стоимость сертификата больше 4000 руб., то организация, выдавшая сертификат, обязана удержать НДФЛ. Это нужно сделать в тот день, когда сертификат обменяли на деньги. Ведь датой получения дохода в денежной форме, не связанного с оплатой труда, является день выплаты денежных средств (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Налог рассчитайте по ставке 35 процентов и удержите его из суммы приза, которую выплачиваете. Налоговой базой является лишь та разница, которая сверх 4000 руб., а не стоимость сертификата полностью (п. 28 ст. 217, п. 2 ст. 224 НК РФ).

Например, организация разыграла один денежный сертификат номиналом 10 000 руб. Победитель предъявил этот сертификат к оплате. При выплате приза бухгалтер рассчитал сумму НДФЛ к удержанию:

(10 000 руб. – 4000 руб.) х 35% = 2100 руб.

За вычетом налога по денежному сертификату призеру была выплачена сумма 7900 руб. (10 000 руб. – 2100 руб.).

Заметьте, что данные правила применяются только в отношении лотерей, которые организация проводит в целях рекламы. При выдаче призов во время акций, которые не носят рекламного характера, налог удерживайте по ставке 13 процентов, но со всей стоимости приза, даже если она меньше 4000 руб. (письмо Минфина России от 28 апреля 2009 г. № 03-04-05-01/255).

>§ 31. Правовое государство: Право выше власти

Учебник для 8-9 классов

Обществознание

  • Зачем соединять силу и справедливость?
  • Кто выше: право или власть?
  • Всеобщая связанность законом — в чем смысл?
  • Зачем разделять единую власть?

Замечательным достижением демократического устройства власти является правовое государство — о нем пойдет речь в этом параграфе.

Однако прежде напомним некоторые общие сведения о государстве.

Государство осуществляет публичную (всеобщую) власть в стране. Для управления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.

Государство пользуется суверенитетом в осуществлении власти на территории своей страны, во внутренней и внешней политике. «Суверенитет» — значит независимость, самостоятельность, «суверенный» — независимый, самостоятельный. Объявив о суверенитете, государство тем самым заявляет о своем праве представлять всю страну, а также издавать законы и другие государственные юридические документы, осуществлять правосудие, взыскивать налоги, содержать армию и правоохранительные органы — суды, прокуратуру, милицию, органы безопасности, налоговую полицию, таможенные органы и др.

Для претворения в жизнь своих решений (а это самое трудное, ибо решение легче принимать, чем выполнять) государство нанимает специальных работников — государственных служащих, чиновников. Они трудятся в государственных учреждениях — органах государственного управления: министерствах, комитетах, ведомствах, департаментах, а также в армии, органах охраны общественного порядка и государственной безопасности. Эти учреждения принято называть государственным аппаратом. Чем выше компетентность, т. е. квалификация, профессиональный уровень, авторитет его работников, тем полнее воплощаются в жизнь государственные решения. (Более обстоятельная характеристика государства была дана в § 25 «Гражданин и государство». Вспомните признаки государства, его формы, политические режимы.)

Это самая общая характеристика государства. Если же вы захотите разобраться в сути какого-либо конкретного государства, вам нужно будет выяснить: в чьих руках находится власть, т. е. кого она представляет — весь народ или только какую-то группу, партию; чьи интересы эта власть выражает и защищает — всего народа или отдельных групп? Главное же, что необходимо выяснить,— каково положение человека, гражданина: обладает ли он всей полнотой прав и свобод, защищен ли правовыми законами от любого произвола, в том числе и со стороны государства. Только при этом условии можно разобраться в сути того или иного государства.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства.

А возникла эта теория много столетий назад. Заглянем в историю учения о правовом государстве, познакомимся хотя бы с некоторыми из великих открытий, сделанных человечеством в поисках справедливого общественного устройства.

Соединение силы и справедливости. Как вы знаете из курса истории, уже в древности с появлением государства народ хорошо почувствовал на себе его беспощадную силу. Принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами государственного управления.

И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством. Тогда государство становится справедливым, правовым.

Если вы познакомитесь с трудами величайших мудрецов античности Платона (427—347 до н. э.), Аристотеля (384—322 до н. э.), Цицерона (106—43 до н. э.), вы узнаете, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

Платон, размышляя о государстве и законе, полагал, что государство вообще возможно только там, где господствует справедливый закон. В справедливых законах Платон усматривал спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Его ученик Аристотель также отстаивал мысль о необходимости господства справедливых законов, права. Там же, где отсутствует власть права, утверждал философ, не может быть и разумно организованного государства.

Подумайте подтверждает ли история идеи философов. Подкрепите свои соображения конкретными примерами.

Римского мыслителя Цицерона волновал вопрос: где находится источник права, откуда оно исходит? И он пришел к мысли: источник права — народ. Людям, как Божьим творениям, рассуждал философ, от природы присущи разум, право, справедливость. Поэтому право — это естественное право, данное от рождения.

Обратите внимание: философ убежден, что право человеку никем не даровано, оно принадлежит ему потому, что он человек.

А как соотнести право и власть, т. е. кто кому должен подчиняться? Цицерон пришел к выводу, сблизившему его с идеями других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинены праву.

Замечательная эта мысль опирается прежде всего на идею естественного права. Государство обязано признать незыблемость и неотъемлемость прав человека, уважать и защищать их. Цицерон был убежден, что право появилось раньше, чем государство и писанные им законы. Именно право стало источником и основанием государства. Поэтому государство, сделал он вывод, есть дело народа (по-латыни — res populi; отсюда произошло слово «республика») и должно подчиняться праву. Законы, издаваемые государством, также должны соответствовать интересам народа, его естественному праву — только такие законы справедливы.

Под действие закона должны попадать все, в том числе и само государство! — таков основной принцип, сформулированный Цицероном. Иначе говоря, все должны быть равны перед законом.

Вместе с тем философ предупреждал, что гражданин должен уметь защищать свои права.

Как вы полагаете, чему можно сегодня поучиться у римского гражданина, жившего более 2000 лет тому назад?

Завершая наш разговор об идее соединения силы государства и справедливости права, отметим, что она не осталась лишь теорией на бумаге. Уже в античной Греции предпринимались попытки воплотить ее в жизнь. Особая заслуга принадлежит в этом известному вам по истории афинскому правителю Солону. Он утверждал, что освободил всех граждан, а достиг этого властью закона, силу с правом сочетая. (Вспомните, кого в античной Греции считали гражданами.)

Словам Солона вполне можно доверять, ибо у нас есть великий свидетель — сам Аристотель, с почтением называвший Солона родоначальником античной демократии.

Таков урок правовой мудрости: демократия (т. е. народовластие) как наиболее справедливое устройство государства неотделима от права (справедливости) и власти закона, который сам должен быть основан на праве, т. е. быть правовым законом.

Власть в правовом государстве. Продолжим, однако, наше путешествие в историю правовых идей. Развивая учение о правовом государстве, мыслители решали множество труднейших вопросов. Сама жизнь убеждала: без четкой организации власти, без строгого определения задач различных органов власти (кто и что должен делать, за что должен отвечать) не будет демократического порядка в обществе. А значит, не будет ни господства права, ни правовых законов, ни нормальной жизни вообще.

И тут нас вновь ждут великие открытия.

Еще в IV в. до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие — управлять, а третьи — следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.

Известный французский просветитель Ш. Монтескье (1689— 1755), исходя из этой теории, всю власть в государстве строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Это необходимо для того, чтобы различные власти взаимно контролировали и сдерживали (обратите внимание на слово «сдерживали»!) друг друга. Если же вся власть будет сосредоточена у одного лица или учреждения, свободы не будет, а будет произвол, тирания.

В заключение краткого экскурса в историю обратимся к мыслям великого И. Канта, имя которого вам хорошо известно. Он считал, что государство — это союз множества людей при господстве права.

Он даже сформулировал категорический императив в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым, с разделением властей (кстати, и сам термин «правовое государство» одним из первых стал применять именно Кант).

К идеям Канта и его великих предшественников много раз обращались передовые мыслители всех стран мира, общими усилиями вырабатывая учение о справедливом устройстве государства.

Итак, мы завершаем краткое знакомство с великими открытиями в сфере права.

Идея соединения силы государства и справедливости права — идея правового государства — входит в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Признаки (принципы) правового государства. К числу важнейших признаков правового государства наука относит, как минимум, три: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Первый признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должны нарушать права (правовых законов), должны неукоснительно соблюдать их. Например, если у нас был принят закон о печати, в котором закреплено право на свободу слова, то уже никто — ни отдельный гражданин, ни какая-нибудь организация, партия и даже парламент страны — не может требовать каких-либо ограничений этого права, скажем, в виде цензуры (т. е. предварительной проверки текста специальными чиновниками — цензорами).

О принципе верховенства права юристы говорят так: всеобщая связанность законом. «Закон суров, но это закон!» — с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе и необходимость всеобщего, беспрекословного подчинения ему. Пройдя через века, данный принцип обрел новую жизнь: в правовом государстве господствует не любой закон, а только правовой, справедливый, гуманный. Этим правовое государство отличается от неправового.

Таким образом, для правового государства очень важно качество закона. Сегодня все законы должны равняться на международные документы или, как принято говорить, на международные правовые стандарты. К ним в первую очередь относится Международная хартия прав человека, куда включена и знаменитая Всеобщая декларация прав человека, с которой вам еще предстоит познакомиться.

Второй признак (незыблемость прав и свобод человека) означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают естественные неотъемлемые права человека, свободу и равенство всех граждан. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран — в том числе и у нас — законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Чтобы государство стало правовым, важно еще и определенное устройство государственной власти.

Третий признак (разделение властей) как раз и означает такое устройство государства, когда все органы государства разделены на три вида или, как говорят юристы, три ветви власти — законодательную, исполнительную, судебную. Существует такое разделение, согласно Конституции, и в нашей стране.

Законодательная власть — парламент. Напомним, что слово «парламент» произошло от французского parler — говорить.

О чем же «говорят» в парламенте? В первую очередь парламент занят созданием законов. Именно эта власть должна заботиться о том, чтобы в стране обеспечивалось господство правового закона, были признаны, гарантированы и защищены права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Ее главная задача — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете (т. е. о том, как распределять денежные средства государства), а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Исполнительная власть обязана действовать только на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не создает.

Судебная власть. Суд — это орган защиты права. Его задача в правовом государстве не только осудить, но и рассудить, выяснить, кто прав из спорящих сторон, кто нарушил право, а кто нет. В России судебная власть состоит из трех ветвей — конституционных судов (Конституционный суд РФ; Конституционные суды республик в составе РФ); судов общей юрисдикции (Верховный суд РФ; общие суды среднего и основного звена; мировые судьи; сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший арбитражный суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации).

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Иногда президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы. Так практически обеспечивается господство права.

Правовое государство считают наиболее демократически развитым государством — лучшего человечество пока не придумало.

    Основные понятия

  • Государство, власть, право, политический режим, демократия, разделение властей, правовое государство.

    Термины

  • Признаки (принципы) правового государства, права и свободы человека.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие идеи о государстве, праве и положении человека сближали античных мыслителей?
  2. Каков смысл идеи «право выше власти»? Объясните, почему право должно быть выше власти.
  3. Почему употребляются две различные формулировки — «закон» и «правовой закон»? В чем смысл различия?
  4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?
  5. Что вам известно о трех ветвях власти — законодательной, исполнительной, судебной?

Задания

  1. В античные времена сложился аллегорический (иносказательный) образ богини права и правосудия Фемиды. Она изображалась в виде величественной женщины с повязкой на глазах, с мечом в одной руке и весами в другой. И в наши дни нередко в правовых учреждениях мира (в судах, юридических конторах) можно увидеть изображение Фемиды. Попробуйте раскрыть смысл этой аллегории (почему с повязкой на глазах, почему с мечом и весами?).
  2. Когда юноше в Древних Афинах исполнялось 18 лет, он принимал гражданскую присягу. В ней были и такие слова: «И я буду слушаться властей… повиноваться… законам… которые установит… народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их…» (Аристотель).

    Выскажите ваше мнение, чем обусловлено включение этих строк в гражданскую присягу юношей. Дайте вашу оценку такому подходу к воспитанию молодежи. В чем его цель?

  3. Предлагаем вам поразмыслить над некоторыми суждениями Платона:
    1. Платон утверждал: там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью,— абсолютно неверно названо.

      Раскройте смысл этих утверждений. Чтобы облегчить вам задачу, предлагаем построить рассуждения примерно следующим образом. Объясните, что значит: законы установлены в интересах нескольких человек. Что имеется в виду? Почему в этом случае речь идет не о государственном устройстве? А о чем же? Как точнее назвать такое устройство общества? И почему установление закона для узкого круга людей ведет к внутренним распрям? Что означает выражение «внутренние распри»? Попробуйте оценить актуальность (важность для настоящего времени) высказанных Платоном мыслей; подтвердите свое мнение примерами.

    2. Платон писал, что видит близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, Платон видел спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги.

      Постарайтесь раскрыть смысл прочитанного. В чем хочет убедить нас автор, что защищает? Как вы понимаете слова: «…закон … находится под чьей-либо властью»? Что это значит? Как понимать слова: «…закон — владыка над правителями, а они — его рабы»? Почему «владыка», почему «рабы»? Как это понять? И почему «закон — владыка» является спасением государства? Чем ценны сегодня для нас мысли античного философа?

  4. Ш. Монтескье много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
    • в правильно устроенном государстве нет единой власти;
    • соединение власти в руках одного органа ведет к забвению общих интересов, к злоупотреблению и несовместимо со свободой личности;
    • соединение власти в руках одного органа означает «ужасный деспотизм»;
    • если судья будет не только судить, но и законодательствовать (т. е. издавать законы), то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

    Объясните, как вы понимаете мысли философа. Раскройте смысл каждого из приведенных положений.

  5. Интересные факты. Когда-то в СССР часто можно было услышать утверждение, что в стране перепроизводство юристов (т. е. специалистов по праву), что их девать некуда, поэтому многие не могут найти работу по специальности. А юридические факультеты, где готовят юристов, даже прозвали «факультетами ненужных вещей».

    В наши дни, напротив, постоянно говорят об огромной нехватке юристов повсюду — от парламента и правительства до самых разных предприятий промышленности, сельского хозяйства, торговли.

    Подумайте, о чем свидетельствуют эти факты. В чем причины такого положения?

Наталья Харькова, Ведущий юрист договорного отдела юридической компании «Бизнес Консалтинг», Москва

Как провести розыгрыш призов и избежать штрафа в несколько сотен тысяч рублей

3 правила проведения розыгрыша призов: как не получить штраф в несколько сотен рублей

Почему слово «лотерея» теперь опасно упоминать при проведении маркетинговых акций

Можно ли определять победителя акции случайным образом и устанавливать ограничения в количестве призов

В этой статье я расскажу, как провести розыгрыш призов правильно и не получить за это штраф в 300 тысяч рублей.

Чтобы повысить спрос на свой товар, компании проводят разнообразные конкурсы, розыгрыши, игры, викторины, но по сути все это лотереи. Неприятный сюрприз для бизнеса преподнес Федеральный закон от 28.12.2013 №416-ФЗ (внесший поправки в закон «О лотереях»), который фактически наложил запрет на организацию подобных мероприятий с 1 января 2014 года. Если раньше провести стимулирующую лотерею могла любая компания, предварительно уведомив об этом налоговую инспекцию, то теперь таким правом обладает лишь государство. Лотереи могут быть всероссийскими и международными, а также тиражными и бестиражными. В первом случае призовой фонд разыгрывается между всеми участниками единовременно после распространения лотерейных билетов, во втором – информация, позволяющая определить выигрыш, закладывается в лотерейные билеты (в том числе электронные) на стадии их изготовления (создания).

Если Вы хотите провести лотерею. Для начала Вам нужно выбрать организатора лотереи (в его роли может выступать какой-либо федеральный орган исполнительной власти), подать заявку на участие в конкурсе (желающих может быть несколько) и дождаться результатов. Если решение будет положительным, Ваша компания получит статус оператора лотереи. Обратите внимание, к конкурсу допускаются компании, которые удовлетворяют определенным требованиям, например, у них нет долгов перед бюджетом. Еще один нюанс: фирма – победитель конкурса обязуется перечислить государству 10% с разницы между полученной выручкой и выплаченными выигрышами. Эти деньги будут направлены на финансирование социально значимых объектов и мероприятий. Для уверенности в получении средств организатор часто требует от оператора предоставить безотзывную банковскую гарантию, срок действия которой не менее пяти лет.

Как провести розыгрыш? Чтобы не связываться с государственными структурами, лучше проводить розыгрыши или акции. Главное, чтобы данный маркетинговый ход не расценили как лотерею. Иначе компанию оштрафуют на 200–300 тыс. руб. за проведение стимулирующего мероприятия без разрешения Правительства РФ. Признаки лотереи (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 №138-ФЗ «О лотереях»): приобретение билета за деньги; розыгрыш приза с использованием специального оборудования (лототронов); формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов; случайный способ определения победителей. Следовательно, проводя акцию, Ваши маркетологи должны исключить данные критерии, поскольку наличие хотя бы одного из них приведет к тому, что ее признают лотереей. Сделать это можно следующим образом:

бесплатно собирайте заявки от клиентов, например, с помощью сайта Вашей компании или sms-сообщений;

если для определения победителя необходимо тянуть билет, используйте для этого обычную вазу;

формируйте призовой фонд из собственных средств, а не из денег от продажи билетов;

установите алгоритм определения победителей.

Вместе с тем не исключено, что, даже выполнив все требования, Вам все равно придется отстаивать свою позицию в суде. Увеличить шансы на победу помогут следующие способы.

Правила проведения розыгрыша призов: как не попасть в поле зрения контролеров

Способ 1. Чтобы избежать фактора случайности, выдавайте призы всем, кто подал заявку на участие в акции. В данном случае Ваш клиент ничем не рискует: получение приза зависит не от воли судьбы, а только от его действий, направленных на получение выигрыша (например, от заполнения заявки на сайте). Правда, остается открытым вопрос о том, какой приз получит участник: главный, поощрительный или один из нескольких (получение главного приза можно расценивать как произошедшее случайно). Также стоит обратить внимание, что нельзя ограничивать количество призов. Фразы наподобие «количество призов ограниченно» или «приз будет вручен первым пяти обратившимся» также будут считаться нарушением. Чтобы избежать таких казусов, лучше в условиях написать следующим образом: «призы распределяются согласно утвержденной методике», «призы вручаются на основании объективно полученных данных», то есть сразу исключить фактор случайности. Вот, например, как компания «Ив Роше Восток» попыталась обойти правило случайности при определении победителей праздничной акции «Для Вас город цветов»: «1-й, 2000-й, 4000-й, 6000-й, 8000-й и 10 000-й участники акции, сделавшие заказ продукции, получают право на получение приза от организатора акции. Участники акции, получившие право на получение приза, становятся победителями акции».

Способ 2. Формируйте жюри для выбора победителей. Давать призы можно тем, кто лучше справится с творческим заданием (например, эффектнее всех расскажет о любви к товару, напишет самое романтическое письмо, придумает самое оригинальное использование упаковки и т. д.). Тогда конечный результат будет зависеть не от случайности, а от творческих способностей участника, которые обязательно должно оценивать компетентное жюри.

Как провести розыгрыш призов правильно: рассказывает практик

Максим Рябыко, Начальник юридического отдела издательства «Эксмо», Москва

Главная задача заключается в том, чтобы исключить из стимулирующего мероприятия любые признаки лотереи. Для этого, на мой взгляд, важно соблюдать три правила проведения розырыша призов:

победитель должен определяться членами комиссии согласно конкретным критериям;

участие должно быть безвозмездным или сопровождаться покупкой рекламируемого товара;

право человека на участие в конкурсе должна давать заявка, например, размещенная и заполненная на сайте организатора.

Также рекомендую указывать в правилах проведения конкурса следующее: порядок участия, критерии выбора победителя, условия подведения итогов и объявления результатов. Например, наше издательство помогает проводить кулинарный конкурс компании Tomatogusto. Его выиграет тот, кто пришлет самый оригинальный рецепт (какой-либо покупки товара не требуется). Выбирать победителя среди десяти финалистов будет специальная комиссия. Призы предоставят либо спонсоры кулинарного портала, либо сами организаторы. Среди подарков поездка в Испанию на битву томатов, соковыжималка и кофеварка (за первое, второе и третье места соответственно). При этом в условиях есть специальный пункт о том, что, направляя заявку, участник одновременно соглашается с правилами проведения конкурса, то есть заключает договор участия в нем.

Способ 3. Публично пообещайте вручить награду. Если Вы предложили каждому потребителю, купившему определенное количество товаров или отправившему нужное количество штрихкодов, утешительные призы, то выдавайте их, например, в точках продаж (см. Приз или подарок?). Такой вид акций регулируется главой 56 Гражданского кодекса РФ, а не Федеральным законом от 11.11.2003 №138-ФЗ. Минусом в данном случае может быть невысокая стоимость вручаемых призов. Удачный пример такого маркетингового хода – опыт компании Coca-Cola, которая предлагает своим потребителям обменять крышечки с баллами на новогоднюю игрушку.

Как провести розыгрыш: приз или подарок?

Чтобы не попасть под ограничения, замените слово «приз» словом «подарок», указав условия его получения. Например, одна из компаний предлагает подарки первым пяти клиентам, совершившим самые крупные покупки, или первым пяти клиентам, оплатившим товары 5-го числа месяца во всех пятых кассах сети. При этом все подарки оплачиваются из прибыли предыдущих периодов.

Розыгрыш подарков: как не «выиграть» штраф? (Стюфеева И.В.)

Для стимулирования интереса к компании и повышения уровня продаж руководство нередко прибегает к проверенному способу — разыграть среди покупателей ценные подарки. Как провести такой розыгрыш с учетом требований законодательства?
При проведении стимулирующей акции есть важные аспекты, которые необходимо соблюсти, чтобы не привлечь внимание не только соответствующих административных органов, но и бдительных потенциальных участников акции (см., напр., решение АС г. Москвы от 12.10.2016 по делу N А40-159782/16-94-1415, решение АС г. Москвы от 12.01.2016 по делу N А40-236250/2015-139-1964).
Начать необходимо с терминологии. Так, с 1 января 2014 г. ФЗ от 28.12.2013 N 416-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в соответствии с ФЗ «О лотереях» прерогатива проводить лотереи закреплена исключительно за государством в лице соответствующих госорганов. Частным компаниям остается только проводить стимулирующие акции, которые не должны иметь признаков лотереи. В противном случае можно понести административную ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ, а именно проведение лотереи без решения Правительства РФ о ее проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб.; на должностных лиц — от 8 000 до 20 000 руб.; на юрлиц — от 200 000 до 300 000 руб.
Итак, при проведении любой стимулирующей акции лучше избегать слова «лотерея» и по сути акция не должна ею являться. Так, из условий акции следует исключить:
— приобретение билета за деньги;
— розыгрыш приза с использованием специального оборудования;
— формирование призового фонда за счет выручки, полученной от продажи билетов;
— случайный способ определения победителей.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития РФ, представленными в письме от 07.04.2014 N Д09и-451 «О проведении стимулирующих мероприятий», проведение стимулирующих мероприятий является предметом нормативного правового регулирования ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) (см. также письмо ФНС России от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598).
Таким образом, проведение стимулирующей акции в виде розыгрыша каких-либо призов или подарочных сертификатов, условием участия в которой является приобретение товара, осуществляется на основании положений Закона о рекламе.
Как гласит п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Соответственно, стимулирующая акция, содержащая в себе указанные параметры, является рекламой.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана, и на восприятие которых реклама направлена (см. письмо ФАС от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Согласно п. 2 ст. 3 названного Закона объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в силу п. 3 ст. 3 Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление N 58) нормы ст. 9 Закона о рекламе применяются к стимулирующим мероприятиям, условием участия в которых является приобретение определенного товара и которые проводятся на конкурсной основе с розыгрышем призов или получением выигрышей.
Фактически стимулирующим мероприятием являются действия компании, побуждающие потребителей к приобретению товаров (получению услуг) за счет возможности получения приза.
В рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара в силу ст. 9 Закона о рекламе, должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом указание на источник информации должно быть сделано таким образом, чтобы потребитель имел безусловное понимание, что получит из этого источника весь объем информации о проводимой акции. Формулировка «подробности на сайте…» некорректна, ведь она лишь предлагает потребителю посетить данный сайт в сети Интернет, а не получить информацию о стимулирующем мероприятии. Лучше всего в тексте стимулирующей акции слово в слово изложить п. 2 ст. 9 Закона о рекламе и указать соответствующий источник (сайт, телефон и т.п.).
Таким образом, Закон о рекламе устанавливает необходимость доведения до сведения потребителей рекламы стимулирующего мероприятия условий и правил участия в таком мероприятии, при этом сроки проведения соответствующего мероприятия должны быть указаны непосредственно в тексте рекламы, а ссылка на информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения допускается путем указания на источник такой информации.
По смыслу ст. 9 Закона о рекламе ее действие направлено на защиту неопределенного круга лиц — потребителей рекламы от получения ими информации, способной вводить таких потребителей в заблуждение относительно сроков проведения соответствующего мероприятия и порядка участия в нем, с тем чтобы не порождать у таких потребителей иллюзии возможного участия в стимулирующем мероприятии, срок на проведение которого или на оформление участия в котором уже окончен (см., напр., решение АС г. Москвы от 12.10.2016 по делу N А40-159782/16-94-1415, Постановление 9 ААС N 09АП-34885/2013 от 13.11.2013 по делу N А40-83690/2013).
Несоблюдение указанных требований влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, а именно штраф на граждан в размере от 2 000 до 2 500 руб., на должностных лиц — от 4 000 до 20 000 руб., на юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.
С высоты букв
Однако даже если в тексте стимулирующей акции указаны все вышеуказанные требования законодательства, существуют некоторые подводные камни. Например, размер шрифта текста в рекламе розыгрыша также имеет значение.
Так, в феврале 2016 г. КИА Моторс РУС проводил акцию «Купи сейчас и выиграй», информация о которой была размещена на рекламных конструкциях на территории РФ и в эфире федеральных телеканалов. Согласно рекламе предлагалось купить автомобиль КИА до конца февраля с выгодой до 150 000 руб. и в 2018 г. обменять его на новый без доплаты. Потребитель вполне мог полагать, что каждый, купивший автомобиль, получит автоматически право обменять его на новый. Однако суть акции в том, что в рамках ее проведения предполагался розыгрыш призов среди купивших автомобиль и только его победители получают право на бесплатный обмен. Информация об этом формально присутствовала, но не в форме, рассчитанной на восприятие. Таким образом, потребитель фактически вводился в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги, что является нарушением законодательства о рекламе.
Однако суды не всегда встают на сторону административного органа. Так, на компанию наложили штраф 200 000 руб. за мелкий шрифт в рекламе розыгрыша. АС Новосибирской области Постановление о наложении штрафа отменил и в своем решении от 06.12.2016 по делу N А45-19627/2016 указал, что действующее законодательство не предусматривает ограничений размера шрифта для рекламы о стимулирующих акциях. Размещение рекламной информации, выполненной более мелким шрифтом, не свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре. Само по себе использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта, не исключает возможности прочтения потребителем в конкретных условиях всего объема размещенной информации.
Иной позиции относительно размера шрифта придерживается АС Ставропольского края. В своем решении от 23.12.2015 по делу N А63-12133/2015 он указал, что то обстоятельство, что в законе не прописан размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст. 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителя. Текст сноски указан несоизмеримо мелким шрифтом по отношению к привлекательному тексту рекламы.
Согласно п. 28 Постановления N 58 рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать требования, предъявляемые законом к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
В связи с чем, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается, или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Информация, указанная мелким шрифтом в нижней части рекламы, является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности. Итог — штраф в размере 101 000 руб.
Также стоить иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о рекламе может быть вынесено в течение 1 года со дня совершения административного правонарушения. Поэтому об акции, возможно, уже все забыли, а административный орган еще может привлечь к ответственности, если обнаружит их после окончания акции.
Есть ли резон?
Так может вообще отказаться от проведения стимулирующих акций, ведь есть шанс навесить на себя существенный штраф? «Однозначного ответа нет, — объясняет Кузнецова Ольга, руководитель отдела маркетинга ООО «Родник» (ТЦ «Родник» и ТЦ «Алмаз»). — Проекты, направленные на стимулирование продаж и предполагающие ценный подарок, достаточно специфичны и индивидуальны. Эффективность оценивается организаторами, обладающими информацией об увеличении продаж в обозначенный период. Чем больше ценных призов в фонде, тем выше вероятность выполнения главной задачи. Немалую роль играют правила участия. Если они доступны, четко сформулированы и ни одно из звеньев в цепочке организации не ломается, результат не заставит себя ждать».
При формировании условий стимулирующей акции стоит избегать вышеописанных признаков лотереи и соблюсти требования ст. 9 Закона о рекламе.
Например, газета «Комсомольская правда» с 13 по 23 октября 2016 г. провела розыгрыш автомобиля среди своих подписчиков. Для участия в розыгрыше было необходимо оформить подписку на газету, заполнить анкету частника и отправить ее в редакцию издания. Победителем, по условиям розыгрыша, стал 5 000-й подписчик. В данном случае фактор случайного определения победителя (как в лотерее) исключен, т.е. требования Закона о рекламе соблюдены.
Если проводится розыгрыш, где условием участия является творческое задание, то логично, что победителя будет выбирать компетентное жюри. Условием победы будет талант участника, а не воля случая.
Во всех случаях само участие в розыгрыше должно быть бесплатным, что при этом не отменяет возможное условие организатора совершить покупку товара или совершение какого-либо действия, например, открыть банковский вклад. Нелишним будет условие заполнить анкету или заявку на участие в конкурсе, что подтвердит согласие участника на участие в розыгрыше и ознакомление с условиями его проведения.
Уплата налогов
Победителю прежде всего стоит помнить об уплате НДФЛ. Если подарок получен в результате проведения конкурса, игры и другого мероприятия, организованного в целях рекламы товаров, то он облагается НДФЛ по ставке 35% с суммы, превышающей 4 000 руб. (п. 2 ст. 224 НК РФ) (см. письма Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433, от 30.12.2015 N 03-04-07/77606, письмо ФНС России от 11.03.2016 N БС-4-11/3989@). Если рекламного характера акция не носит, то доход победителей (являющихся резидентами РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ)) облагается по ставке 13%.
«Могу дать совет, — говорит Ольга Кузнецова. — В случае предоставления ценных подарков обязательно подписывайте с победителями соглашение, в котором организатор будет иметь подтверждение о том, что победитель осведомлен об уплате НДФЛ».
Организатор стимулирующей акции является налоговым агентом, который подает соответствующие сведения о победителе и размеры выигрыша в налоговый орган (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном п. 5 ст. 226 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП, а также стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), если они не превышают 4 000 руб., освобождаются от налогообложения.
Что касается налога на прибыль, то поскольку дохода от безвозмездной передачи призов физлицам у организации не возникает, в связи с совершением такой операции не образуется налоговой базы по налогу на прибыль. Организация вправе учесть при налогообложении прибыли затраты на приобретение ценных призов на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничений по сумме расходов, предусмотренных п. 4 той же статьи.

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх