Закон о охранной деятельности 2017

Внимание!
Изменения, внесенные Законом КР от 8 июля 2019 года N 83,
вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования указанного Закона

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 1 июля 1996 года № 35

О частной детективной и охранной деятельности в Кыргызской Республике

(В редакции Законов КР от 18 февраля 2003 года № 41, 13 февраля 2006 года № 55, 8 августа 2006 года № 163,
11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180, 25 июня 2015 года № 137 , 8 июля 2019 года N 83 )

Раздел IОбщие положения

Статья 1. Частная детективная деятельность

Настоящим Законом частная детективная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам частными детективами в целях защиты законных прав и интересов клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

(В редакции Закона КР от 11 октября 2012 года № 171)

Статья 2. Правовая основа частной детективной деятельности

Правовую основу частной детективной деятельности составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Кыргызской Республики.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная деятельность осуществляется для сыска.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну; 4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование клиентов и подготовка для них рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2003 года № 41)

Раздел IIЧастная детективная (сыскная) деятельность

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Кыргызской Республики, выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Не вправе заниматься частной детективной деятельностью гражданин:

1) не имеющий юридического образования или не прошедший специальную подготовку для работы в качестве частного сыщика либо имеющий стаж работы в оперативных или следственных подразделениях менее трех лет;

2) состоящий на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) имеющий судимость, независимо от того погашена или снята эта судимость.

Гражданин, претендующий на занятие частной детективной деятельностью, обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном налоговым законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180 , 8 июля 2019 года N 83 )

Статья 4-1. Частное детективное предприятие

Частные детективы могут создавать частные детективные предприятия, имеющие статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования, стаж работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов. Перечень категорий руководителей устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Лицо, имеющее судимость, независимо от того погашена или снята эта судимость не может быть руководителем частного детективного предприятия.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 5. Права и действия частных детективов и частных детективных предприятий

В ходе частной сыскной деятельности частные детективы и их предприятия имеют право:

— получать по их запросу информацию и копии документов от предприятий, организаций независимо от формы собственности;

— наводить справки по касающимся вопросам;

— изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев);

— производить устный опрос граждан, должностных лиц (с их согласия);

— осматривать с согласия собственника или его представителя территорию здания и помещения;

— запрашивать для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, мнение специалистов;

— задерживать и незамедлительно доставлять в органы МВД лиц, посягающих на права и законные интересы граждан и организаций;

— (абзац девятый утратил силу в соответствии с Законом КР от 11 октября 2012 года № 171)

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радиотелефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

(Часть 4 утратила силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

(Часть 5 утратила силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

(В редакции Законов КР от 13 февраля 2006 года № 55, 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 6. Обязанности частных детективов и частных детективных предприятий

Частные детективы и частные детективные предприятия обязаны:

— строго соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие нормативные акты, регламентирующие их деятельность;

— выполнять добросовестно и профессионально условия заключенных договоров;

— не разглашать полученную информацию, не использовать ее в своих личных целях и не передавать ее третьим лицам.

Статья 7. Взаимодействие с государственными правоохранительными органами и международными организациями

Правоохранительные органы оказывают на договорной основе содействие частным детективам и частным детективным предприятиям в решении их вопросов в соответствии с настоящим Законом, а именно:

— в связи с выполняемой работой частного детектива, согласно заключенного договора, может быть предоставлено право воспользоваться соответствующей картотекой ОВД, не представляющей государственную тайну.

Деловые отношения с международными правоохранительными организациями строятся на основе отдельных соглашений с соблюдением законов и Конституции Кыргызской Республики.

Статья 8. Объединения частных детективов

С целью защиты прав и законных интересов частных детективов они вправе объединяться на добровольных началах в ассоциации и союзы.

Ассоциации и союзы в соответствии со своими уставами вправе определять членство, размеры членских взносов, права и обязанности их, создавать органы управления, а также намечать основные направления деятельности.

Устав ассоциации или союза частных детективов и их предприятий регистрируется в Министерстве юстиции Кыргызской Республики.

Статья 9. Лицензирование частной детективной деятельности

(Утратила силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 10. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) (Утратил силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 11. Выдача лицензии на создание частных детективных предприятий

(Утратила силу в соответствии с Законом КР от 11 октября 2012 года № 171)

Статья 12. Договор между частным детективом (частным детективным предприятием) и клиентом

Частный детектив (частное детективное предприятие) обязан заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детектива (предприятия) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детектива (частного детективного предприятия). Копия отчета подлежит хранению в архиве частного детектива (частного детективного предприятия) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективом (частным детективным предприятием) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

(В редакции Законов КР от 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 13. Продление срока действия и аннулирование лицензий на частную детективную деятельность

(Утратила силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

Раздел III
Частная охранная деятельность

(Раздел в редакции Закона КР от 18 февраля 2003 года № 41)

Статья 14. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Юридические лица, имеющие правовой статус частного охранного предприятия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Кыргызской Республики. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Руководителем охранного предприятия может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы не менее пяти лет в специализированных службах охраны, оперативных, следственных или профилактических подразделениях правоохранительных органов, которому при службе предоставлялось право на ношение и хранение табельного огнестрельного оружия. Перечень категорий руководителей устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, оказывающим услуги, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Закона, не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Лицо, имеющее судимость, независимо от того погашена или снята эта судимость не может быть руководителем охранного предприятия.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Кыргызской Республики.

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 10 настоящего Закона.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, задерживается охранником на месте правонарушения и передается в органы внутренних дел.

(В редакции Закона КР от 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 14-1. Лицензирование деятельности частных охранных предприятий

(Утратила силу в соответствии с Законом 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 14-2. Частный охранник

Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными настоящим Законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного охранным предприятием.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не достигшие восемнадцати лет, в случае если деятельность частного охранника связана с хранением, ношением и использованием специальных средств и оружия — двадцати одного года;

2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника;

4) имеющие судимость, независимо от того погашена или снята эта судимость;

5) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса о их виновности в установленном законом порядке);

6) не пришедшие специальную подготовку для работы в качестве охранника либо имеющие стаж работы менее трех лет в правоохранительных органах;

7) привлеченные повторно в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность либо на правосудие.

Перечень заболеваний, которые препятствуют исполнению обязанностей частного охранника, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 8 августа 2006 года № 163, 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180, 25 июня 2015 года № 137)

Раздел IVСмешанные формы детективной и охранной деятельности

(Раздел в редакции Закона КР от 18 февраля 2003 года № 41)

Статья 15. Смешанная охранно-сыскная деятельность

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Статья 15-1. Охранно-сыскные подразделения на предприятиях

Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Кыргызской Республики, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности).

(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 11 октября 2012 года № 171)

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

(В редакции Закона КР от 11 октября 2012 года № 171)

Статья 15-2. Подготовка детективов и охранников

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения, имеющие право юридического лица.

Порядок прохождения специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, а также разработка программ обучения, лицензирование указанных в части первой настоящей статьи учреждений и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180)

Раздел VПрименение специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности

(Раздел в редакции Закона КР от 18 февраля 2003 года № 41)

Статья 16. Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью либо может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, а охранники — специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 11 октября 2012 года № 171, 31 декабря 2014 года № 180)

Статья 16-1. Применение специальных средств

На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Кыргызской Республики для органов внутренних дел Кыргызской Республики.

См. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств (утверждены постановлением Правительства КР от 20 августа 2003 года № 532)

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу и охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива и охранника или охраняемой собственности.

Статья 16-2. Применение огнестрельного оружия

Охранник имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;

3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемой собственности, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по месту применения оружия.

Раздел VIГарантии социальной и правовой защиты лиц, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью

Статья 17. Социальная и правовая защита частных детективов и охранников

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии оплаты взносов в Социальный фонд при Правительстве Кыргызской Республики.

Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных действий.

Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении лиц, занимающихся оказанием детективных и охранных услуг в связи с исполнением ими своих обязанностей, влечет ответственность в соответствии с законом.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2003 года № 41)

Раздел VIIКонтроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Статья 18. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Кыргызской Республики осуществляют Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, подчиненные ему органы и иные органы государственного управления в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными правовыми актами Кыргызской Республики.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективов и охранников (частных детективных и охранных предприятий) вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Надзор за соблюдением настоящего Закона осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры.

Раздел VIIIОтветственность за создание незаконных детективных и охранных предприятий

Статья 19. Ответственность за создание незаконных детективных и охранных предприятий

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных настоящим Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Изменения, внесенные в данную форму Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1463-ПП, вступили в силу со дня его официального опубликования.
Приложение 3
к Базовым требованиям
к охране объектов города Москвы
за счет средств бюджета города Москвы
(введена Постановлением Правительства Москвы
от 29.12.2009 N 1463-ПП)
ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ НА ОБЪЕКТЕ
У СОТРУДНИКОВ ОХРАНЫ
Наблюдательное дело:
1. Лицензия предприятия (копия).
2. Уведомление (копия).
3. Государственный контракт на охранные услуги (копия).
4. Инструкция по организации охраны объекта с приложениями (копия).
5. Список номеров телефонов территориальных органов внутренних дел, специальных и аварийных служб.
6. План-схема охраны объекта (копия).
7. Приказ по предприятию о выделении для охраны объекта оружия и специальных средств с указанием модели оружия, количества патронов к нему (если есть на объекте служебное оружие и специальные средства) (копия).
8. Фотографии образцов специальной формы одежды для охранников ЧОО (комплект).
9. Разрешение на хранение и использование служебного оружия и прилагаемый к нему номерной список (если есть на объекте служебное оружие) (копия).
10. Акты проверки объекта сотрудниками органов внутренних дел (копии).
11. График дежурств охранников на объекте (оригинал).
Служебная документация объекта:
1. Опись имущества частной охранной организации.
2. Опись имущества Заказчика, переданного частной охранной организации во временное пользование.
3. Положение частной охранной организации о порядке проверки качества несения службы на объекте.
4. Инструкция частной охранной организации о мерах безопасности при несении дежурства охранниками на объекте.
5. Таблица позывных частной охранной организации при радиообмене на объекте (при наличии радиостанций).
6. Табель постам.
Книги и журналы:
1. Книга выдачи и приема служебного оружия и патронов к нему (при наличии служебного оружия).
2. Книга приема и выдачи специальных средств (при наличии специальных средств).
3. Журнал учета мероприятий по контролю.
4. Книга приема и сдачи дежурства.
5. Книга приема и выдачи радиостанций (при наличии радиостанций).
6. Книга учета проверок несения качества службы.
7. Рабочий журнал объекта охраны.
8. Книга учета регистрации посетителей, входимого (выходимого) автотранспорта (при необходимости).
9. Журнал учета результатов обхода (осмотра) помещений (объекта) (при необходимости).
Документы, предоставляемые Заказчиком:
1. К государственному контракту на оказание услуг по охране объектов города Москвы прилагаются копии заверенных Заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране.
2. Требования трудового внутреннего распорядка, а также внутриобъектового и пропускного режимов для сотрудников своей организации и посетителей, включая:
образцы пропусков для допуска на объект;
списки лиц, которым разрешен вход на объект;
списки государственных регистрационных номеров автомобилей, которым разрешен въезд на объект;
списки сотрудников организации, которым разрешено парковать автомобили на территории объекта, с указанием государственных регистрационных номеров и времени пребывания на объекте;
образцы материальных пропусков;
списки телефонов организаций-арендаторов;
списки телефонов аварийных и дежурных служб.
Примечание. Документы наблюдательного дела являются обязательными. Служебная документация может быть дополнена или уменьшена в зависимости от особенностей охраны объекта и требований Заказчика. Все документы хранятся на посту охраны в специально отведенном для них месте, исключающем доступ к ним посторонних людей. Контроль за порядком их ведения и содержания возлагается на руководство частной охранной организации.

Раньше такие подразделения входили в состав МВД. Теперь, когда решение о передаче полномочий вступило в силу, предстоит следующий этап — создание механизма исполнения закона. То есть, будут подготовлены новые документы, регламентирующие деятельность наших Шерлоков Холмсов. Собеседники «РГ» в правоохранительных органах и спецслужбах считают, что вряд ли все сведется к простой замене названий ведомств. Хотя и кардинальных изменений в функциях тоже не ожидается. Но ряд важных уточнений, убирающих двусмысленность в толковании прав и обязанностей частных сыщиков, давно уже назрели. Причем многие уточнения диктуются российским законодательством.

Визуальное наблюдение и даже запись вести можно, но только вне пределов жилых и служебных помещений. Фото: AP

Например, в декабре прошлого года Госдума приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись в том числе и порядка лицензирования частных детективов. Официально заняться частным сыском в России может далеко не каждый желающий. Ряд важных условий невозможно обойти. Так, у будущего сыщика не должно быть психических расстройств, алкогольной и наркотической зависимости. Он обязан иметь юридическое среднее или высшее образование или — стаж службы в правоохранительных органах. Опять же, необходима безупречная репутация и «чистая» биография — без судимостей за умышленное преступление, без увольнений с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам. И, разумеется, никаких следственных или судебных разбирательств, пусть и незавершенных, на данный момент. Лицензия выдается на пять лет, но детективу все равно придется ежегодно представлять медицинскую справку об отсутствии психических заболеваний и наркотической и алкогольной зависимости.

Есть и явно антикоррупционная мера. Если кандидат в детективы служил в подразделении полиции, имеющем отношение к лицензионно-разрешительной работе, то ему тоже не выдадут лицензию до истечения годового срока с момента увольнения. То есть бывший сотрудник не сможет сам себе выдать какую-либо лицензию.

Частным детективам категорически запрещено кого-то задерживать или преследовать, тем более — с оружием

Частному детективу необходимо зарегистрироваться как частному предпринимателю со всеми вытекающими обязательствами, в том числе и налоговыми. Впрочем, лицензию могут и не продлить, если в ходе проверки окажется, что деятельность детектива угрожает безопасности граждан. Например, он старался силовыми методами побудить своих собеседников к откровенности, что недопустимо. Напомним, частный детектив для обычного гражданина не является официальным представителем власти, мы не обязаны ему что-то отвечать, тем более оказывать помощь.

Хочу — общаюсь с этим человеком, нет — значит нет. Более того, детектив нередко рискует быть обвиненным в излишней назойливости. Даже частный охранник на своем посту обладает более обширными полномочиями. Как минимум, он вправе не впустить показавшегося ему подозрительным человека, скажем, в магазин, клуб или офис. Достаточно вспомнить пресловутый фейс-контроль.

Возможно, в новом регламенте будут не только подтверждены, но и более четко прописаны так называемые «запретительные» пункты, отличающие реального частного детектива от киношного.

Какие у детектива могут быть нарушения? Их много. По сути сыщику запрещено практически все, что позволяет эффективно выполнять свои обязанности — в оперативном понимании. Например, использовать в жилых помещениях специальную аппаратуру для слежения, подслушивания или сканирования переговоров. Не дай Бог поймают такого детектива с прослушивающим «жучком» или скрытой камерой. Даже сотруднику полиции «при исполнении» нужна на «техническую» слежку разрешительная санкция прокурора. Иначе можно надолго сесть.

Или, что самое страшное, возьмут такого детектива в момент несанкционированного проникновения в чужое жилище.

Есть и категорический запрет кого-то задерживать или преследовать, тем более — с оружием. Применять оружие он вправе только на таких же основаниях, как любой гражданин — для охоты, спортивной стрельбы и самообороны.

Функции российских частных детективов, как правило, сводятся к сбору и обработке информации, получению справок. Они могут искать возможных наследников умершего родственника, изучать потенциальных конкурентов или партнеров своего клиента, заниматься поиском без вести пропавших людей. Детективам приходится работать в архивах, вести длительную и сложную переписку. Частным сыщикам поручают выявлять офисных воров, инсайдеров, «засланных казачков» от конкурентов. Но если в ходе порученного ему расследования он вдруг вскрывает факт убийства, разбоя, то обязан сообщить в полицию. И продолжать расследование только с разрешения полиции. Бывают и «деликатные» поручения, скажем, о выявлении супружеской неверности. Берутся за них не все сыщики — есть риск быть обвиненным в раскрытии личной информации, проникновении в частную жизнь. А это уже — уголовная статья.

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Противопожарная безопасность образовательного учреждения должна включать в себя следующие меры: приобретение и поддержание в состоянии постоянной готовности первичных средств пожаротушения (пожарные щиты, огнетушители, пожарные водоемы и т. д.); обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай пожара; приобретение, установка и эксплуатация автоматической пожарной сигнализации; устройство эвакуационных выходов (в случае, если они не предусмотрены в проекте здания, в котором располагается образовательное учреждение).

Безопасность образовательного учреждения от угроз криминального, в том числе террористического, характера обеспечивается техническими и организационными мерами.

Согласно методическим рекомендациям Минобразования по участию в создании единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений РФ, образовательное учреждение должно отвечать следующим требованиям:

— наличие периметрального ограждения и освещения территории;

— обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

— наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

— оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

— наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

— определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Охранять учебные заведения могут сторожи, «чоповцы», а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО), которых школа привлекает на платной договорной основе. При этом частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность, а ее специалисты должны пройти обучение в специальных школах и получить удостоверение охранника, выдаваемое органами внутренних дел.

Согласно федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику. Исключением могут быть только случаи, когда подросток оказывает вооруженное сопротивление или совершает групповое нападение, угрожающее жизни охранника или охраняемому имуществу. Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух, которые совершаются для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. При этом правоохранительные органы должны быть оповещены о любом факте применения оружия.

Сотрудник ЧОП должен быть всегда на связи с местным отделом внутренних дел. Руководители охранных предприятий должны постоянно оповещать своих сотрудников о криминогенной обстановке в районе охраняемого объекта (школы). Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг «чоповцев».

Приведенный перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение, исходя из специфики своей деятельности, может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

За общую организацию безопасного функционирования школы персональную ответственность несет руководитель образовательного учреждения. В крупных российских школах также введена должность заместителя директора по обеспечению безопасности, на которую принимаются лица, имеющие опыт работы в силовых структурах.

Проверка готовности образовательного учреждения к началу учебного года проводится в каждом субъекте РФ местными органами управления образованием. Требования по безопасности регламентированы нормативно-техническими документами (НТД). Основные мероприятия по безопасности, сроки их выполнения и ответственность определяются в приказах и распоряжениях руководителя образовательного учреждения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх