Закон о политической деятельности

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О политических партиях

Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Статья 3. Понятие политической партии и ее структура

1. Политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). (Абзац введен — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:

а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)

б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)

в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 75-ФЗ)

3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов. (В редакции федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ; от 02.10.2012 № 157-ФЗ)

5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 20.10.2011 № 287-ФЗ)

Под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.12.2019 № 423-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 04.06.2010 № 116-ФЗ)

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о политических партиях

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Особенности гражданско-правового положения политической партии как вида общественной организации (пункт 4 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяются настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

Статья 5. Территориальная сфера деятельности политической партии

Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Наименование политической партии

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)

11. Наименование политической партии должно содержать слова «политическая партия». Организационно-правовая форма (общественная организация) в наименовании политической партии не указывается. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

2. В наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина.

3. Региональные отделения и иные структурные подразделения политической партии используют наименование этой политической партии с указанием своей территориальной принадлежности.

4. Политическая партия может использовать в своем наименовании слова «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания.

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

6. Юридические лица, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия». (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

Статья 7. Символика политической партии

1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

2. В качестве эмблемы и иных символов политической партии не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в Российской Федерации политических партий, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)

3. Символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Статья 9. Ограничения на создание и деятельность политических партий

1. Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. (В редакции Федерального закона от 25.07.2002 № 112-ФЗ)

2. Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идей социальной справедливости, равно как и деятельность политических партий, направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

3. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

4. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях.

5. Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

6. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.

7. В случае введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях чрезвычайного или военного положения деятельность политических партий осуществляется в соответствии с федеральным конституционным законом о чрезвычайном или военном положении.

Статья 10. Государство и политические партии

1. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.

2. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.

3. Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов муниципальных образований, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей. (В редакции Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

4. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.

ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Статья 11. Способы создания политической партии

1. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии. (В редакции Федерального закона от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

2. Политическая партия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о создании политической партии, об образовании ее региональных отделений не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партии являются учредителями политической партии. (В редакции Федерального закона от 02.04.2012 № 28-ФЗ)

3. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

4. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

5. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 23.05.2015 № 133-ФЗ)

Статья 12. Организационный комитет

1. Для подготовки, созыва и проведения учредительного съезда политической партии гражданами Российской Федерации, имеющими право быть членами политической партии, образуется организационный комитет в составе не менее десяти человек.

2. Организационный комитет уведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации политических партий (далее — федеральный уполномоченный орган), о своем намерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемое наименование. Вместе с уведомлением в указанный орган направляются: (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 21.07.2005 № 93-ФЗ)

а) сведения не менее чем о десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, контактные телефоны);

б) протокол собрания организационного комитета, в котором указываются цель его создания, срок полномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использования денежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведения о члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет для формирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовые договоры для обеспечения его деятельности (далее — уполномоченное лицо организационного комитета) (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, контактный телефон).

3. Федеральный уполномоченный орган в день получения уведомления и иных документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, выдает уполномоченному лицу организационного комитета документ, подтверждающий их представление. (В редакции федеральных законов от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 08.12.2011 № 421-ФЗ)

4. Организационный комитет в течение месяца со дня выдачи ему документа, указанного в пункте 3 настоящей статьи, публикует в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный орган соответствующих документов. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

Статья 13. Деятельность организационного комитета

1. Организационный комитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности. В течение срока своих полномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политической партии. В этих целях организационный комитет:

осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную на формирование в субъектах Российской Федерации региональны

не действует Редакция от 04.05.1999 Подробная информация

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 N 95-ФЗ «О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 95-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 04.05.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Собрание законодательства РФ», 03.05.99, N 18, ст. 2221,
  • «Российская газета», N 90, 12.05.99
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 N 95-ФЗ «О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

4 мая 1999 года N 95-ФЗ

Статья 1.

Статья 1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

безвозмездная помощь (содействие) — средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);

техническая помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

гуманитарная помощь (содействие) — вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи (содействия);

удостоверение — документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.

В случае предоставления технической помощи (содействия) для выдачи удостоверения необходимо наличие зарегистрированного проекта или программы такой помощи (содействия).

Не могут относиться к безвозмездной гуманитарной и (или) технической помощи (содействию) подакцизные товары (продукция).

Форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия), а также порядок контроля за использованием средств гуманитарной и (или) технической помощи (содействия) определяет Правительство Российской Федерации.

Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.

Статья 2.

Статья 2. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Российской Федерации о налогах:

1) в пункте 1 статьи 5:

в подпункте «щ»:

слова «товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;» исключить;

слова «товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями,» заменить словами «товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия),»;

дополнить подпунктом «я.4» следующего содержания:

2) в пункте 3 статьи 7:

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

«Возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), приобретаемых для осуществления безвозмездной помощи (содействия), в полном объеме производится за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.».

3. Часть первую статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 12, ст. 599; N 34, ст. 1976; 1993, N 4, ст. 118; N 25, ст. 905; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1590) дополнить пунктом «к» следующего содержания:

«к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.».

«я.14) доходы, получаемые физическими лицами в виде гуманитарной помощи (содействия).».

1) пункт 3 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия).»;

2) пункт 4 статьи 6 после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия).»;

3) пункт 4 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:

«плательщики налога на приобретение автотранспортных средств, приобретающие автотранспортные средства исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия).».

«ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);».

Статья 3.

Статья 3. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия).

Статья 4.

Статья 4. Контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Статья 5.

Статья 5. Рекомендовать законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять соответствующие нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление льгот по уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в связи с оказанием Российской Федерации безвозмездной помощи (содействия).

Статья 6.

Статья 6. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на правоотношения, возникшие в связи с осуществлением проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона. В случаях, когда в процессе осуществления безвозмездной помощи (содействия) применялся иной налоговый режим, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом, перерасчет сумм излишне уплаченных налогов и платежей в государственные внебюджетные фонды, равно как и возврат из них уже взысканных сумм штрафных санкций, предъявленных по результатам проверок контролирующих органов, не производится.

Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона определить форму и порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), форму и порядок выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), порядок оказания гуманитарной помощи (содействия);

в соответствии со статьями 1 и 4 настоящего Федерального закона определить порядок осуществления контроля за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем;

в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

Справочная правовая система » Право консультант «

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

«О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на объединение в политические партии

Право граждан объединиться в политические партии реализуется посредством:

создания политических партий в соответствии со своими убеждениями;

добровольного вступления в политические партии при условии признания вступающими их уставов;

участия в деятельности политических партий в соответствии с целями, определенными их программами, и в формах, установленных их уставами;

свободного выхода из политических партий.

Статья 2. Политическая партия

Под понятием политической партии понимается общественное объединение, главном задачей которого является участие в политической жизни общества посредством формирования политической воли граждан, а также осуществления власти через своих представителей.

Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе, публикуемых для всеобщего сведения.

ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Статья 3. Создание политических партий

В Республике Таджикистан могут быть созданы только республиканские политические партии.

Политические партии создаются гражданами Республики Таджикистан свободно, без каких-либо разрешений, на учредительном съезде (конференции, собрании), на котором принимается устав и формируются руководящие органы партии.

Для государственной регистрации политические партии представляют списки не менее чем тысяча граждан — сторонников, являющихся жителями большинства городов и районов Республики Таджикистан.

Партия признается юридическим лицом со дня ее государственной регистрации.

В течение трех месяцев после государственной регистрации политическая партия должна иметь в большинстве областей, городов и районов первичные организации.

О городе, районе и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания), а также об основных положениях устава партии инициативная группа по созданию политической партии сообщает через средства массовой информации не позднее чем за месяц до созыва, учредительного съезда (конференции, собрания).

На территории Республики Таджикистан действие политических партий других государств, в том числе в ее структурах, запрещается.

Статья 4. Ограничение на создание и деятельность политических партий

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное свержение конституционного строя и организацию вооруженных групп, пропаганду местничества, национальной, социальной и религиозной вражды.

Политические партии и их члены в своей политической деятельносги не имеют права использовать религиозные организации.

Не допускается создание и деятельность политических партий в органах государственной безопасности, внутренних дел, прокуратуры, таможни, налоговой полиции, юстиции, судов, Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях Республики Таджикистан, а также в органах государственной власти, средних школах и высших учебных заведениях.

Статья 5. Членство в политической партии

Членство в политической партии возможно только на основе добровольного волеизъявления граждан Республики Таджикистан.

Судьи, прокуроры, военнослужащие, работники органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, таможни и юстиции, а также иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партий.

Политические партии имеют только фиксированное индивидуальное членство. Членами партии могут быть граждане, достигшие 18 лет.

Статья 6. Устав политической партии

Устав партии должен содержать следующие положения:

1) о наименовании, целях и задачах политической партии;

2) о структуре политической партии и ее органов;

3) об условиях и порядке приобретения и утраты членства в партии, о правах и обязанностях членов политической партии;

4) о равноправии членов политической партии;

5) о соответствии деятельности и цели политической партии Конституции Республики Таджикистан;

6) о порядке выборов и компетенции руководящих органов политической партии, сроках их полномочий, месте нахождения;

7) о гласности всей деятельности партии и ее органов;

8) о порядке принятия и внесения изменений в устав партии;

9) об имуществе и материальных средствах политической партии, источниках ее финансирования и ее хозяйственной деятельности;

10) о символике партии (если она имеется);

11) о порядке прекращения деятельности и реорганизации деятельности партии;

12) о порядке решения имущественных споров, связанных с прекращением деятельности партии;

13) о выборности и отчетности.

В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности политической партии.

Принятие устава, программы политической партии, выдвижение кандидатов от данной политической партии в органы государственной власти Республики Таджикистан и решение других наиболее важных вопросов жизни политической партии осуществляется по решению съезда, конференции, пленума, собрания или по результатам референдума (опроса) членов партии.

Статья 7. Государственная регистрация политической партии

Государственная регистрация политических партий осуществляется Министерством юстиции Республики Таджикистан.

Для государственной регистрации политической партии в регистрирующий орган в течение одного месяца подается заявление, подписанное лицом, уполномоченным учредительным собранием (конференцией, съездом) создаваемой партии, с указанием юридического адреса руководящего органа. К заявлению, помимо устава, прилагается выписка из протокола учредительного собрания (конференции, съезда), принявшего устав, и список не менее десяти участников учредительного собрания с указанием их паспортных данных и места их жительства с приложением экземпляра издания средства массовой информации, в котором помещено сообщение о месте и дате проведения учредительного съезда (конференции, собрания), банковский документ, подтверждающий внесение государственной пошлины, и список одной тысячи членов партии в соответствии с частью 3 статьи 3 настоящего Закона, а также основные положения устава политической партии.

Регистрирующему органу запрещается требовать от партии представления других документов, не указанных в части второй настоящей статьи.

Государственная регистрация политической партии производится регистрирующим органом в течение одного месяца со дня подачи документов. Нарушение указанного срока не допускается.

Изменения и дополнения, вносимые в устав политической партии, подлежат государственной регистрации тем же органом и в тот же срок, что и государственная регистрация самой партии.

За государственную регистрацию политической партии, изменений и дополнений вносимых в ее устав, взимается регистрационный сбор в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Таджикистан.

Документом, удостоверяющим факт государственной регистрации политической партии, а также внесения ее в государственный реестр общественных объединений, является свидетельство о ее государственной регистрации.

Истребование у политических партий каких-либо иных документов, подтверждающих факт ее государственной регистрации, запрещается.

Политическая партия приобретает права юридического лица со дня ее государственной регистрации.

Статья 8. Структуры политической партии

Местные структуры политических партий образуются в порядке, устанавливаемом уставом политической партии.

Руководящий орган политической партии после создания структуры партии в городе, районе уведомляет письменно органы местной власти на местах.

Статья 9. Основания для отказа в государственной регистрации политической партии

В государственной регистрации политической партии может быть отказано, если:

положения ее устава противоречат Конституции Республики Таджикистан, настоящему Закону и законодательству Республики Таджикистан;

устав партии не соответствует требованиям статьи 6 настоящего Закона;

не выполнены требования части второй статьи 3 и части пятой статьи 7 настоящего Закона;

ранее зарегистрирован устав другой партии с тем же названием или с той же символикой;

юридический адрес руководящего органа партии находится вне территории Республики Таджикистан.

Мотивированный отказ в регистрации устава политической партии дается в письменной форме и может быть обжалован в судебном порядке.

ГЛАВА 3. ПРАВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 10. Права и обязанности политических партий

Каждая партия в порядке, предусмотренном законодательством, имеет право:

выдвигать кандидатов для выбора Президента Республики Таджикистан и в выборные органы государственной власти;

участвовать в подготовке и проведении референдумов и выборов в органы государственной власти;

объединяться в постоянные либо временные депутатские группы и создавать другие объединения в представительных органах;

свободно распространять в устной, письменной и иной форме информацию о своей деятельности, пропагандировать свои цели и задачи, иметь свои программные документы;

учреждать собственные издательства и средства массовой информации;

пользоваться государственными средствами массовой информации, включая прессу, радио и телевидение;

проводить собрания, митинги, демонстрации и иные публичные мероприятия в соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан;

устанавливать и поддерживать международные связи и контакты с зарубежными политическими партиями и объединениями;

вступать в международные союзы и ассоциации;

создавать отделения и представительства в соответствии с уставными целями и задачами;

осуществлять в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и своим уставом хозяйственную, финансовую и иную деятельность;

заключать союзы с другими политическими партиями и общественными объединениями Республики Таджикистан и устанавливать с ними договорные отношения;

сообщать ежегодно в Министерство юстиции Республики Таджикистан о продолжении своей деятельности и месте нахождения.

Статья 11. Имущество политических партий

В собственности политических партий могут находиться: строения и сооружения, жилищный фонд, оборудование и инвентарь, типографии, денежные средства, а также иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, предусмотренной уставами партии и законодательством Республики Таджикистан.

Имущество политической партии используется только для реализации уставных целей и задач партии.

Политические партии ежегодно публикуют сведения о материальном положении партии.

Статья 12. Денежные средства политических партий

Денежные средства политических партий формируются из:

вступительных и членских взносов, если они предусмотрены уставом партии;

добровольных пожертвований;

поступлений от проведения в соответствии с уставами лекций, выставок и иных мероприятий;

доходов от издательской и иной деятельности, соответствующей уставным целям и задачам;

иных поступлений, не запрещенных законодательством.

Статья 13. Материальная помощь для нужд политических партий

Политические партии вправе принимать материальную помощь в виде имущества и денежных средств от физических лиц, предприятий и организаций, общественных объединений, фондов и иных юридических негосударственных лиц.

Не допускается материальная помощь от:

благотворительных и религиозных организаций;

государственных предприятий и организаций, а также предприятий и организаций с участием государства;

иностранных государств, граждан, предприятий и организаций, а также предприятий с участием иностранного капитала:

анонимных лиц;

политических партий, не входящих в объединение с партией, которой оказывается финансовая помощь.

Статья 14. Хозяйственная деятельность политических партий

Политические партии в соответствии с законодательством Республики Таджикистан и своими уставами обладают самостоятельностью в принятии решений в хозяйственных вопросах, в вопросах оплаты труда сотрудников данной партии, использовании финансовых и материальных ресурсов.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации своих уставных целей и прав, закрепленных статьей 10 настоящего Закона, политическая партия вправе создавать предприятия и организации в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Таджикистан.

Статья 15. Государственная поддержка политических партий

Органы государственной власти Республики Таджикистан оказывают поддержку политическим партиям, которые зарегистрированы:

обеспечивая им равный доступ к государственным средствам массовой информации;

обеспечивая равенство возможностей для проведения избирательных кампаний. Государственная поддержка временно прекращается в случае приостановления деятельности партии на основании положений статьи 21 настоящего Закона.

В случае запрета деятельности политической партии государственная поддержка прекращается со дня вступления в законную силу решения Верховного суда Республики Таджикистан о запрете деятельности партии.

Статья 16. Контроль за финансовой деятельностью политических партий

Руководящий орган партии обязан публиковать финансовый отчет об источниках, размерах и расходовании средств, поступивших в партийную кассу в течение отчетного года, а также об имуществе партии и уплаченных налогах.

Финансовый отчет политической партии проверяется соответствующими органами налоговой службы Республики Таджикистан.

ГЛАВА 4. УЧАСТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ВЫБОРАХ

Статья 17. Формы участия партии в выборах

Партии участвуют в выборах:

самостоятельно;

заключая предвыборные соглашения с другими политическими партиями;

вступая в избирательные блоки с другими политическими партиями.

Партии в соответствии с законодательством о выборах имеют право на:

выдвижение кандидатов самостоятельно или от избирательных блоков;

проведение предвыборной агитации с соблюдением равных условий;

наблюдение за ходом выборов и определением в установленном порядке их результатов;

представительство в избирательных комиссиях;

равный доступ к государственным средствам массовой информации, а также к средствам массовой информации с участием государства.

Статья 18. Участие политических партий в избирательных блоках

После регистрации избирательных блоков соответствующими избирательными комиссиями партия, выдвигающая своих кандидатов по спискам избирательного блока, не имеет права выдвигать своих кандидатов самостоятельно или по спискам от другого избирательного блока на том же уровне, если в договоре не предусмотрены иные условия.

Статья 19. Партийные фракции в представительных органах

Партийные фракции в представительных органах образуются и действуют в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок деятельности этих органов, и уставами политических партий.

ГЛАВА 5. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ И ЗАПРЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Статья 20. Приостановление деятельности политической партии

В случае нарушения политической партией Конституции Республики Таджикистан, конституционных законов Республики Таджикистан, законов Республики Таджикистан, а также получения экономической и политической помощи из зарубежных стран Министерством юстиции Республики Таджикистан или Генеральным прокурором Республики Таджикистан выносится предупреждение о прекращении незаконной деятельности. Если партия в десятидневный срок не выполнит требования о прекращении незаконной деятельности, ее деятельность может быть приостановлена решением Верховного суда Республики Таджикистан на срок до шести месяцев.

Статья 21. Последствия приостановления деятельности политической партии

В случае приостановления деятельности партии в срок, установленный статьей 20 настоящего Закона, приостанавливаются ее права как учредителя средств массовой информации, ей запрещается пользоваться статусом юридического лица, организовывать митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и по трудовым договорам (контрактам), возмещению убытков, причиненных ее действиями, и уплате штрафов.

Статья 22. Прекращение деятельности политической партии

Деятельность политической партии может быть прекращена по решению Верховного суда Республики Таджикистан о запрете ее деятельности, а также в порядке реорганизации или ликвидации.

Статья 23. Основания запрета деятельности политической партии

Основаниями запрета Верховным судом Республики Таджикистан деятельности политической партии являются:

деятельность политической партии, запрещенная частью первой статьи 4 настоящего Закона;

противоправная деятельность политической партии после приостановления ее деятельности по решению Верховного суда Республики Таджикистан в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

Статья 24. Решение о запрещении деятельности политической партии

Решение о запрещении деятельности политической партии допускается по решению Верховного суда Республики Таджикистан и только по основаниям, предусмотренным статьей 23 настоящего Закона.

Статья 25. Прекращение деятельности партии в порядке реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности политических партий может быть проведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации партии. Решение о реорганизации принимает высший руководящий орган политической партии.

Регистрация устава вновь образованной после реорганизации политической партии осуществляется в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.

Ликвидация политической партии осуществляется путем самороспуска в соответствии с ее уставом.

Статья 26. Последствия прекращения деятельности партии

Имущество политической партии, прекратившей свою деятельность, после удовлетворения имущественных претензий, направляется:

в случае ликвидации — на цели, предусмотренные в ее уставе;

в случае запрета — по решению Верховного суда Республики Таджикистан;

в случае реорганизации — в собственность того общественного объединения, которое является правопреемником политической партии, прекратившей свою деятельность.

Прекращение деятельности политической партии влечет за собой исключение партии из соответствующего Государственного реестра общественных объединений, аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии и утрату прав юридического лица.

Президент Республики Таджикистан Э.РАХМОНОВ

г. Душанбе, 13 ноября 1998 года № 680

УДК 329.3

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-3-77-82

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И

ИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ

ACTUAL PROBLEMS OF THE REGISTRATION OF POLITICAL PARTIES AND

THEIR REGIONAL OFFICES

H. В. Зимина,

Забайкальский государственный университет, г. Чита ziminanv2010@yandex.ru

N. Zimina,

Transbaikal State University, Chita

Ж. Т. Тумуров,

Забайкальский государственный университет, г. Чита zhargal@list.ruzhargal@list.ru

Zh. Tumurov,

Transbaikal State University, Chita

Раскрыто понятие «регистрация политических партий», определены основные аспекты государственной регистрации политических партий и их региональных отделений. Авторы обращают внимание на положительную динамику при регистрации политических партий и их региональных отделений. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: свобода, устойчивость, идеология, некоммерческий характер деятельности, формирование и выражение воли народа, демократизм. Отмечено, что в соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно, создаются, как правило, на основе явочного (или явочно-регистрационного) порядка, сами определяют структуру, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами. Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Партии строятся на основе индивидуального членства: в нее принимаются по заявлению вступающего. Для создания партии созывается учредительное собрание, на котором избирают председателя и секретаря, принимается устав партии. Регистрация партий возлагается на Федеральную налоговую службу РФ и Министерство юстиции РФ. Сделан вывод, что политические партии в последние два года активно регистрируются, а инициативные группы создают инициативные организационные комитеты по созданию политических партий. Упрощение процедуры регистрации политических партий, сокращение минимальной численности политических партий при регистрации делает процедуру их регистрации все привлекательнее. Увеличение численности политических партий не способствует более активному вовлечению граждан в политический процесс, партии создаются не ради участия в политической жизни страны, а ради участия в выборах

Ключевые слова: политические партии; общественные объединения; выборы; некоммерческая организация; государственная регистрация политический партии; партийная программа; демократия; региональные отделения политических партий

© H. В. Зимина, Ж. Т. Тумуров, 2018

ведение. Политическая система России характеризуется многопартийностью, что является основой конституционного строя нашего государства. Качественно новая партийная система основана на многопартийности . Мировой опыт показывает, что уровень развития демократии зависит от того, насколько институализи-ровались политические партии в стране и насколько они вовлечены в политический процесс. Политические партии становятся структурообразующим элементом современного российского общества . В их программных установках и конкретных действиях находит отражение разнообразие идейных установок, овладевших современным российским обществом. Активизация партийного строительства и правового регулирования деятельности партий требует глубокого научного осмысления .

Методология и методика исследования. При исследовании политических партий целесообразно применять нормативный, сравнительный методы, а также метод анализа .

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и согласно ст. 16 Федерального закона «О политических партиях», политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений .

Так, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О политических партиях», опреде-

лены требования, предъявляемые к политической партии для ее государственной регистрации, в том числе численность, которая с 4 апреля 2012 г. должна составлять не менее 500 членов политической партии. Однако Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях. Политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, т. е. 43 региональных отделения, при этом в субъекте РФ может быть создано лишь одно региональное отделение данной политической партии .

Рассмотрение представленных для государственной регистрации политической партии документов осуществляется Минюстом России на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» и в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Министерством юстиции РФ государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций .

Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в Минюст России представляются следующие документы:

а) заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств,

адресов места жительства и контактных телефонов;

б) устав политической партии в трех экземплярах, два из которых сброшюрованы, пронумерованы, заверены уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и принятии ее программы, создании региональных отделений политической партии, формировании ее руководящих, исполнительных и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;

е) экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;

ж) заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных не менее чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях по состоянию на день заверения документов, предусмотренных настоящим пунктом, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии .

Политическая партия и ее региональное отделение обязаны информировать Минюст России и его территориальные органы об изменении сведений о политической партии и ее региональных отделениях. Сведения о полученных лицензиях предо-

ставляются в течение трех дней с момента таких изменений в Минюст России или его территориальный орган для принятия решения об их направлении в Федеральную налоговую службу, которая вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении политической партии .

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается Минюстом России его территориальным органом не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения указанных документов в том же порядке, что и решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения .

По результатам рассмотрения документов политической партии Минюстом России принимается решение о государственной регистрации политической партии. В государственной регистрации политической партии может быть отказано в случае, если положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «О политических партиях» и иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям Федерального закона «О политических партиях»; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» для государственной регистрации политической партии; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям Федерального закона «О политических партиях»; нарушены установленные Федеральным законом «О политических партиях» сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии .

Государственная регистрация политической партии может быть приостановле-

на в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» при наличии следующих оснований для отказа в государственной регистрации политической партии: положения устава политической партии противоречат Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям ст. 6, 7 настоящего Федерального закона; федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация политической партии приостанавливается до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган выдает уполномоченному лицу политической партии письменное мотивированное заключение .

Практика показывает, что не устранение оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия федеральным уполномоченным органом решения об отказе в государственной регистрации политической партии .

В результате анализа установлено, что типичной ошибкой, допускаемой заявителями при представлении документов для государственной регистрации некоммерческих организаций, является внесение в учредительные документы положений, не соответствующих законодательству Российской Федерации, что является основанием для отказа в государственной регистрации .

При изучении учредительных документов политических партий выявлены следующие противоречия законодатель-

ству Российской Федерации: включение в устав положения о создании филиалов и представительств в Российской Федерации и за рубежом, в то время как п. 1 ст. 5 Федерального закона № 7 определено, что некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства только на территории Российской Федерации. Далее в нарушение п. 3 ст. 29 Федерального закона № 7, определяющего компетенцию высшего руководящего органа некоммерческой организации, в том числе исключительную компетенцию (внесение изменений и дополнений в устав; определение приоритетных направлений деятельности; принятие решения о реорганизации), вопросы компетенции высшего руководящего органа отнесены к компетенции учредителей. Также в нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7 попечительский совет фонда отнесен к органам управления. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 7 попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. В большинстве случаев в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7 в учредительных документах некоммерческих организаций не определен порядок управления .

О динамике становления и развития политических партий говорит факт увеличения численности зарегистрированных политических партий. Так, по состоянию на 1 февраля 2018 г. в Российской Федерации зарегистрированы 76 политических партий и действуют 68 оргкомитетов. В последних парламентских выборах 2016 г. принимали участие всего 18 политических партий .

В связи с этим число новых политических партий в Российской Федерации начало снижаться: возрождаются прежде расформированные партии, регистрируются новые, несмотря на то, что новое законодательство значительно облегчает саму процедуру регистрации партий, упрощает

обязательную отчетность и предусматривает другие новшества, значительно облегчающие деятельность политических партий .

Совершенно очевидно, что численность членов партий лучше было бы сокращать постепенно: для начала в пять-десять раз, а не почти в сто, как это сделано в настоящее время .

Выводы. Несмотря на простоту возможности создания партии и осуществления её деятельности на территории Российской Федерации, после вступления в силу

Список литературы_

закона возможность для появления большого числа партий существенно возросла, однако в целях продолжения дальнейшего существования мелкие партии начнут объединяться по общим интересам. Ситуация «псевдо» многопартийности в России очевидна, что оказывает влияние на политическую ситуацию в стране. Политическая арена России должна наполниться крупными, массовыми партиями, нацеленными на продвижение своих интересов в государственные органы.

1. Гельман В. Я. Политические партии в России от конкуренции к иерархии / / Полис. 2008. № 5. С. 135-152.

2. Зотова 3. М. Политические партии и избирательный процесс. М.:РЦОИТ, 2002. 176 с.

3. Кочетков Д. Ресурсы политических партий на парламентских выборах 2007 г. // Власть. 2009. № 6. С. 19-23.

4. Политические партии / / Единая Россия. Режим доступа: https://www.ed.ru (дата обращения: 13.11.2017).

5. Политические партии // КПРФ. Режим доступа: https://www.kprf.ru (дата обращения: 23.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Чувилина Н. Б. Политические партии как акторы российских региональных процессов // Власть. 2009. № 7. С. 72-75.

10. Duverger M. Political parties. Moscow: Academic Project, 2000. 538 p.

1. Gelman V. Ya. Polis (Polis), 2008, no. 5, pp. 135-152.

3. Kochetkov D. Vlast (Power), 2009, no. 6, pp. 19-23.

4. Edinaya Rossiya (United Russia). Available at: http://www.ed.ru (Date of access: 13.11.2017).

5. KPRF (Communist Party). Available at: http://www.kprf.ru (Date of access: 11.23.2017).

6. Spravedlivaya Rossiya (Fair Russia). Available at: http://www.chita.spravedlivo.ru (Date of access: 24.12.2017).

8. Chuvilina N. B. Vlast (Vlast), 2009, no. 7, pp. 72-75.

9. Shemelin A. V. Istoriyagosudarstva i prava (History of state and law), 2008, no. 1, pp. 23-25.

10. Duverger M. Political parties (Political parties). Moscow: Academic Project, 2000. 538 p.

Коротко об авторах_

Зимина Наталья Владимировна, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: государственное право, государственное управление, политико-правовой статус политических партий ziminanv2010@yandex.ru

Тимуров Жаргал Тимурович, канд. полит. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и политики, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политика, международная политика, молодежный парламентаризм zhargal@list. ruzhargal@list.ru

Briefly about the authors_

Образец цитирования

Статья 11. Отказ в государственной регистрации политической партии

Примечание

1. Регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации политической партии по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан, а также в случае нарушения установленного законом порядка образования партии, несоответствия предоставленных документов, в том числе ее учредительных документов и списков членов партии, ее структурных подразделений (филиалов и представительств) законодательным актам Республики Казахстан.

Регистрирующий орган отказывает в учетной регистрации структурного подразделения (филиала и представительства) политической партии по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан, а также в случае нарушения установленного законодательством порядка создания структурного подразделения (филиала и представительства), несоответствия предоставленных на учетную регистрацию документов, в том числе списков членов партии законодательным актам Республики Казахстан.

2. В случае отказа в государственной регистрации политическая партия может предоставить повторно в регистрирующий орган документы для ее государственной регистрации по истечении трех месяцев.

3. Отказ в государственной регистрации политической партии, учетной регистрации ее структурных подразделений (филиалов и представительств) может быть обжалован в судебном порядке.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх