Закон о таможенном регулировании 2018

Новый Закон регулирует ввоз, вывоз товаров, их временное хранение, таможенное декларирование и таможенный контроль. Также устанавливает права и обязанности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев таможенных или свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Важные новеллы Закона:

  • теперь можно получить Минфина России письменные разъяснения по применению законодательства РФ о таможенном регулировании;
  • Также можно получить предварительное решение по применению методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров в Российскую Федерацию;
  • срок принятия предварительных решений о классификации товара уменьшился с 90 до 60 дней, а время их действия увеличилось с 3 до 5 лет;
  • стало возможным применять таможенную процедуру свободного склада. Согласно этой процедуре товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных платежей;
  • изменился порядок проведения таможенного контроля, в частности, установлены сроки проведения таможенных проверок и экспертиз. Более детально прописаны полномочия таможенных органов по проверке маркировки ввозимых товаров;
  • регламентирован перечень условий, при которых добросовестные Компании не должны предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей, а также установлен предельный срок рассмотрения таможенными органами заявления о возврате авансовых платежей;
  • приведены в соответствие с ТК ЕАЭС нормы о статусе уполномоченного экономического оператора (далее — УЭО) и др.

Новый законодательный акт заменил предыдущий закон о таможенном регулировании № 311-ФЗ, но отдельные положения прежнего закона действуют еще в течение двух лет. Так, некоторые из действующих таможенных правил, закрепленных в законе № 311-ФЗ (например, статьи о порядке получения статуса УЭО), действуют до 1 января 2020 г.

Кроме этого, некоторые положения нового Закона вступают в разные сроки. Так, статьи, относящиеся к таможенной процедуре свободного склада, заработают с 1 июля 2019 года. В то же время нормы, регулирующие возврат авансовых платежей, применяются лишь после вступления в силу отдельного международного договора РФ; а порядок, регулирующий получение предварительного решения по применению методов определения таможенной стоимости, должен быть разработан дополнительно.

В связи с этим нормативно-правовая база таможенного законодательства ЕАЭС в переходный период основывается одновременно на трех правовых актах: ТК ЕАЭС и двух версиях закона о таможенном регулировании.

Принятый Закон направлен на совершенствование таможенного законодательства и упрощение таможенных операций без снижения эффективности таможенного контроля. При этом Закон вводится в действие постепенно, с учетом положений переходного периода, который может вызвать затруднения у участников ВЭД.

Специалисты КПМГ активно участвовали в разработке Закона и готовы оказать содействие участникам ВЭД при возникновении вопросов, связанных с его применением.

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. В связи с этим необходимо было поменять таможенные правила в российском законодательстве. Причем законодатель не стал вносить многочисленные изменения в действующий закон, а принял новый. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — более чем объемный документ на 983 листах.

Президент РФ подписал новый закон о таможенном регулировании (Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ). Его текст подготовил Минфин России в связи с тем, что с 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), в котором содержатся отсылочные нормы к национальному законодательству. В целом закон направлен на ускорение таможенных операций, совершаемых таможенными органами, и усиление таможенного контроля товаров после их выпуска.

Новый закон вступит в силу с 04.09.2018 (за исключением некоторых положений). Например, нормы, касающиеся организации электронного взаимодействия между таможенными органами и плательщиками, начнут применяться с 2019 г., а положения об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов в электронной форме — только с 2022 г.

С 04.09.2018 перестанет действовать большинство статей прежнего Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ). Полностью он утратит свою силу к 2020 г.

Предварительные решения

Новым законом сокращены сроки выдачи предварительных решений о классификации товара. Такие решения таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение пяти лет со дня его принятия (вместо трех лет).

Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Еще можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления.

Кроме того, получить предварительное решение сможет не только сам декларант, но и его представитель.

Таможенные платежи

По новым правилам заплатить таможенные платежи может любое лицо, а не только сам плательщик. Еще одно новшество — можно получить отсрочку уплаты таможенных платежей на один месяц.

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Так, общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежней редакции этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период. Сократился срок на получение отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь это займет 20 календарных дней (вместо 30 календарных дней).

Возврат таможенных платежей будет производиться исключительно в форме зачета в счет авансовых платежей. При этом на возврат денег на авансовый счет предусмотрено пять рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания. Раньше это было 30 дней. Днем обнаружения факта излишней уплаты или излишнего взыскания является день регистрации таможенным органом скорректированной декларации на товары, корректировки таможенного приходного ордера, полной декларации на товары, а также иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

На сумму излишне уплаченных таможенных платежей проценты не будут начисляться. При этом уведомление плательщика о начисленных процентах на сумму излишнего взыскания должно быть направлено плательщику не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей.

Расширен перечень лиц, которые освобождаются от обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Это могут быть лица, которые исполнили за три предыдущих календарных года обязанность по уплате таможенных платежей в сумме не менее 10 млрд руб., а совокупная стоимость активов такого декларанта за предшествующий календарный год превысила размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в десять и более раз.

Таможенный контроль

Изменения претерпели и положения, касающиеся проведения таможенного контроля. Так, в Законе № 289-ФЗ предусмотрена автоматическая регистрация и выпуск таможенных деклараций. Срок проведения таможенной экспертизы составит 20 календарных дней. При этом его могут продлить еще на 20 дней. Для камеральной проверки предусмотрено 90 календарных дней, но этот срок может быть продлен на 120 календарных дней. Раньше эти сроки не были определены.

Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки.

Также в Законе № 289-ФЗ установлен срок рассмотрения таможней обращения лица о корректировке декларации и принятия решения. Он составит 30 дней.

А помещенные под процедуру свободного склада товары можно будет размещать на нескольких свободных складах.

Обжалование решений

В Законе № 289-ФЗ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров с таможенными органами. С 01.07.2019 он будет применяться в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, а в отношении остальных решений, действий (бездействия) таможенных органов — с 01.01.2021. Жалобу нужно будет подать в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного поста подается в таможню. Таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются, направит жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после дня ее поступления в таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

С 2022 г. жалобу в таможенный орган можно будет подать в виде электронного документа. Ее придется подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является физическое лицо, и усиленной квалифицированной электронной подписью, если заявителем является юридическое лицо.

Таможенные представители

Ограничена солидарная ответственность таможенных представителей. По общему правилу в случае совершения таможенных операций таможенным представителем от имени декларанта таможенный представитель несет с таким декларантом солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, таможенных сборов в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате таможенных платежей. Но существует два исключения. Во-первых, случаи, указанные в п. 5 ст. 405 ТК ЕАЭС (в связи с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары и т.д.). Во-вторых, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации на товары поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

Юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, обязано публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости своих услуг.

Комментарий эксперта

Алексей Ильичев, старший партнер, управляющий директор московского офиса «Лесников и партнеры»

Основным нововведением (если можно его так назвать) нового Закона № 289-ФЗ является полный переход на электронный документооборот — как на этапе декларирования товаров, так и на всем периоде взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. В частности, при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжаловании решений, действий или бездействия таможенных органов.

Данное нововведение, конечно, должно значительно упростить порядок взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами, но, к сожалению, на мой взгляд, добиться такого взаимодействия исключительно в электронном виде, без предоставления документов на бумажном носителе по запросу таможенных органов в ближайшее время вряд ли удастся. Учитывая развитие информационных технологий в таможенных органах и фактическое отсутствие электронного документооборота (в рамках таможенного декларирования таможенный орган постоянно запрашивает огромный перечень документов на бумажном носителе, якобы для подтверждения достоверности сведений, представленных в формализованном виде), реализация замыслов нового Закона № 289-ФЗ потребует не один год и большое количество бюджетных средств.

Отмечу, что в части реализации электронного документооборота по оказанию государственных услуг, взаимодействия при администрировании таможенных пошлин и налогов, проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а также обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов, возникает необходимость переработки ведомственных нормативных актов таможенных органов, что также требует определенное количество времени. Вместе с тем в настоящее время должностные лица таможенных органов при рассмотрении вопросов и жалоб заинтересованных лиц, поступивших в таможенный орган, чаще реализуют формальный подход, а именно — ищут основания для отказа в рассмотрении по существу жалобы (обращения) и не заинтересованы в реальном решении проблемы.

Таким образом, возникает вопрос, а готовы ли сами должностные лица таможенных органов к стопроцентному переходу на электронный документооборот и осуществлению своих должностных обязанностей в нынешних реалиях?

Дополнительно по Закону № 289-ФЗ отмечу. В соответствии со ст. 18 Закона № 289-ФЗ срок принятия предварительного решения будет составлять теперь 60 дней (ранее был установлен срок 90 дней), при этом указанный срок может приостанавливаться на время предоставления дополнительной информации. Конечно, уменьшение сроков рассмотрения обращений (заявлений) заинтересованных лиц — это большой плюс, но в то же время 60 дней — это все-таки достаточно длительный срок. На мой взгляд, такой срок можно было сократить до стандартного — 30 дней.

Интересным нововведением в Законе 289-ФЗ также является ст. 246, где указан порядок проведения проверки маркировки на товарах. В Законе № 311-ФЗ подробного описания по проверке маркировки не было, данные положения были указаны в Таможенном кодексе ТС.

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом РФ 03.08.2018 г. и официально опубликован на Портале правовой информации 04.08.2018 г.

Этим федеральным законом установлен не только порядок таможенного регулирования в РФ в соответствии с ТК ЕАЭС, но также и последовательность, в которой утрачивают силу отдельные статьи Федерального закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Документ вступает в действие в соответствии со ст.398 Закона 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (с 04.09.2018 г.) за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» после вступления в действие нового федерального закона утрачивает силу не полностью, а в части применения отдельных статей согласно п.1 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Остальные статьи Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ остаются действующими и утратят силу позже в соответствии п.2-5 ст.397 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ.

В частности это статьи, регламентирующие порядок получения статуса УЭО (п.8 ст.86, ст.88-95) – они остаются действующими до 01.01.2020 г. А также статьи, касающиеся порядка уплаты и возврата авансовых платежей, таможенных сборов и обеспечения уплаты таможенных платежей (п.1-8 ст.116, ст.117. ч.4-5 ст.120, ст.121,122. Ч.2-3 ст.128, ч.1 ст.129, ст.147-149). Эти статьи утратят силу только после вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения 5 и 8 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 г. (Протоколы О порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).

ТКС.РУ

СТ 34 НК РФ.

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по
взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза
в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством
Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о
налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33
настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Ст. 34 Налогового кодекса

Комментируемая статья посвящена полномочиям таможенных органов и обязанностям их должностных лиц в области налогообложения и сборов.

Как известно, таможенные органы взимают таможенные платежи, среди которых не только таможенная пошлина и таможенные сборы, отнесенные действующим бюджетным законодательством РФ к неналоговым доходам, но также НДС и акцизы, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию.

Разграничение предметов налогового и таможенного права произведено в статье 2 Налогового кодекса. В комментируемой же статье закреплено, что таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Регулирование соответствующих отношений происходит в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (его состав определен в статье 3 Таможенного кодекса Таможенного союза), законодательством Российской Федерации о таможенном деле (Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» ), Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами.
———————————
СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

То же самое касается и должностных лиц таможенных органов, которые несут обязанности, предусмотренные статьей 33 Налогового кодекса РФ, когда они взимают налоги при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. В эту систему согласно ст. 10 того же Закона входят:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба (ФТС России);

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

01.06.2020, 13:20

Верховний Суд пояснив, у якому випадку особа не може бути суб’єктом такого злочину, як незаконне заволодіння транспортним засобом.

Про це повідомила прес-служба Верховного Суду.

«Захисник особи, засудженої за незаконне заволодіння транспортним засобом (ч. 2 ст. 289 КК України) до покарання у виді позбавлення волі на строк п’ять років із конфіскацією майна, оскаржив вирок місцевого та ухвалу апеляційного судів до Верховного Суду. У касаційній скарзі захисник просив судові рішення змінити, зокрема, перекваліфікувавши дії особи з ч. 2 ст. 289 на ч. 1 ст. 191 КК України (розтрата чужого майна, яке перебувало у віданні особи). Скаржник стверджував, що суди першої та апеляційної інстанцій дійшли неправильного висновку про наявність у діях особи складу інкримінованого їй злочину», – сказано в повідомленні.

Як зазначено в постанові ККС ВС, апеляційний суд не приділив належної уваги тому, що, за змістом п. 1 примітки до ст. 289 КК України, незаконним заволодінням транспортним засобом вважається умисне протиправне вилучення транспортного засобу з будь-якою метою у власника або законного користувача всупереч їх волі.

Дійсно, таке заволодіння може бути вчинене таємно чи відкрито, шляхом обману чи зловживання довірою, із застосуванням насильства чи погроз. Разом з тим закінченим злочин вважається з моменту, коли транспортний засіб почав рухатися внаслідок запуску двигуна чи буксирування або ж перевезення на іншому транспортному засобі, а якщо заволодіння відбувається під час руху такого засобу – з моменту встановлення контролю над ним.

Проте, всупереч наведеним вище приписам закону, кваліфікуючи дії засудженого за ч. 2 ст. 289 КК України, суди першої та апеляційної інстанцій дійшли висновку, що факт незаконного заволодіння транспортним засобом відбувся саме в момент реалізації засудженим цього автомобіля іншій особі.

Водночас поза увагою судів залишилося те, що автомобіль засудженому передала власниця відповідно до договору оренди з можливістю його експлуатації за цільовим призначенням. І цей автомобіль перебував у засудженого кілька місяців. Також особі було добровільно передано реєстраційні документи на автомобіль та ключі від нього. Цих обставин ніхто з учасників кримінального провадження не заперечував.

Отже, засуджений протиправно або поза волею власника не вилучив автомобіля, а отримав його в тимчасове користування на підставі договору оренди, після чого транспортний засіб перебував у нього протягом кількох місяців за згодою власника. Проте згодом чоловік, не маючи права розпоряджатися цим автомобілем, таємно від власника продав його та отримав за нього гроші.

Викладені обставини свідчать про те, що засуджений не може бути суб’єктом злочину, передбаченого ч. 2 ст. 289 КК України, оскільки він мав право на користування належним потерпілій автомобілем, однак може бути суб’єктом злочину проти власності.

З огляду на те, що відповідно до передбачених у ст. 433 КПК України повноважень суд касаційної інстанції не вправі досліджувати докази, встановлювати й визнавати доведеними обставини, яких не було встановлено в оскарженому судовому рішенні, вирішувати питання про достовірність того чи іншого доказу, що унеможливлює усунення порушень, допущених судами нижчих інстанцій у порядку касаційної процедури, ККС ВС скасував ухвалу апеляційного суду та призначив новий розгляд у суді апеляційної інстанції. Крім того, особа була звільнена з-під варти.

Детальніше з текстом постанови ККС ВС у справі № 755/16101/16-к (провадження № 51-3140км19) можна ознайомитися за посиланням.

МіткиВерховний СудВСТЗтранспортэ Сподобалась стаття?
Поділись з друзями та підтримай наш проект FACEBOOK TELEGRAM MESSENGER https://legalhub.online/sudova-praktyka/verhovnyj-sud-poyasnyv-koly-osoba-ne-mozhe-buty-sub-yektom-zlochynu-shhodo-nezakonnogo-zavolodinnya-transportom/ КОПІЮВАТИПосилання успішно скопійоване. https://legalhub.online/sudova-praktyka/verhovnyj-sud-poyasnyv-koly-osoba-ne-mozhe-buty-sub-yektom-zlochynu-shhodo-nezakonnogo-zavolodinnya-transportom/ Посилання успішно скопійоване.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх