Закон об бухгалтерском учете

Состав системы:

Раздел Законодательство

ИБ Нормативные документы

Раздел Судебная практика

ИБ Судебная практика для бухгалтера

Раздел Финансовые и кадровые консультации

ИБ Вопросы-ответы

ИБ Разъясняющие письма органов власти

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

ИБ Корреспонденция счетов

ИБ Путеводитель по налогам

ИБ Путеводитель по сделкам

ИБ Путеводитель по кадровым вопросам.

Раздел Формы документов

ИБ Дополнительные формы

Раздел Проекты правовых актов

ИБ Законопроекты (базовая версия)

Онлайн-приложение

Конструктор договоров

Раздел Законодательство

ИБ Нормативные документы

Информационный банк содержит документы федерального законодательства по бухучету, налогообложению, трудовому праву и другим вопросам. Это законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ, документы Минфина РФ, ФНС РФ, Банка России, Минздравсоцразвития РФ, Роструда и других ведомств.

Раздел Судебная практика

ИБ Судебная практика для бухгалтера

11 Информационных банков Судебная практика для бухгалтера сформированы на основе ссылок из всех материалов раздела Финансовые и кадровые консультации на судебные решения арбитражных судов.

Раздел Финансовые и кадровые консультации

ИБ Путеводитель по налогам

В Информационном банке представлена информация по налогам и страховым взносам, бухгалтерской и налоговой отчетности, по уплате, зачету и возврату налогов (пеней, штрафов), а также по спорным вопросам части первой НК РФ. Пошаговые инструкции, практические примеры, образцы заполнения документов, спорные ситуации. ИБ содержит практические пособия и энциклопедии спорных ситуаций. В пособиях приведены конкретные рекомендации, примеры, проводки, образцы заполнения документов. В энциклопедиях представлены спорные ситуации, по которым кратко изложены все существующие точки зрения со ссылками на обосновывающие документы.

ИБ Путеводитель по сделкам

Информационный банк с консультационными материалами для бухгалтера, в котором подробно рассмотрены налогообложение и бухгалтерский учет различных сделок. Это договоры – как самые распространенные (аренда недвижимости, поставка, оказание услуг и др.), так и наиболее сложные (лизинг, строительный подряд); операции, связанные с обеспечением и прекращением обязательств (поручительство, залог, зачет, отступное); операции с имуществом организации (вклады в уставный капитал, распределение чистой прибыли и др.).

ИБ Путеводитель по кадровым вопросам

Информационный банк содержит пошаговые инструкции, практические примеры, рекомендации по вопросам взаимоотношений работодателя и работника: начиная с оформления приема на работу и заканчивая оформлением расторжения трудового договора, а также все необходимые формы документов и образцы их заполнения с конкретными формулировками

Информационный банк Разъясняющие письма органов власти

В консультациях представлены официальные письма профильных ведомств (Минфина России, ФНС РФ, ФСС РФ, Минздравсоцразвития России, Роструда и др.), подготовленные в ответ на запросы налогоплательщиков. Консультации содержат ссылки на правовые акты и материалы судебной практики. По ним можно быстро перейти в полные тексты этих документов.

ИБ Вопросы-ответы

Подборка консультаций по бухгалтерскому учету и налогообложению, кадровым и другим вопросам для организаций, ведущих учет по общему плану счетов.

ИБ Корреспонденция счетов

Информационный банк представляет собой комплекс методологической и практической информации, необходимой для ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Включает завершенные схемы отражения в бухгалтерском учете типичных, а также нестандартных финансово-хозяйственных операций, возникающих в практической деятельности организаций, формы первичной учетной документации, формы бухгалтерской отчетности

ИБ Бухгалтерская пресса и книги

Информационный банк содержит 4 типа информации:

материалы бухгалтерской прессы – статьи ведущих бухгалтерских и финансово-экономических, кадровых, банковских, страховых изданий, а также книги по вопросам учета и налогообложения, кадрового дела, банковской деятельности и другим вопросам.

сборник типовых ситуаций — это пошаговые инструкции по наиболее часто встречающимся бухгалтерским вопросам. При необходимости приводятся бухгалтерские проводки, формулы, ссылки на формы документов и примеры их заполнения. Материалы регулярно актуализируются.

консультации в форме «вопрос-ответ» по наиболее распространенным вопросам личного характера (семья, жилье и недвижимость, защита прав потребителей, медицина, налоги, пенсии, образование и т.д.)

готовые решения — авторские консультационные материалы, которые помогают получить ответы на наиболее популярные запросы, связанные с работой бухгалтера. С их помощью можно получить компактные актуализируемые материалы, подготовленные специалистами компании КонсультантПлюс.

Раздел Формы документов

ИБ Дополнительные формы

Информационный банк содержит все формы и образцы заполнения документов, на которые есть ссылки из консультационных материалов СПС КонсультантПлюс, а именно:

  • образцы заполнения унифицированных форм,
  • рекомендуемые формы наиболее востребованных договоров – различные виды сделок, варианты трудового договора,
  • образцы типовых должностных и производственных инструкций и т.д.

Раздел Проекты правовых актов

ИБ Законопроекты (базовая версия)

Информационный банк содержит:

  • все законопроекты к кодексам, федеральным конституционным законам, федеральным законам о государственном бюджете и бюджете;
  • законопроекты к наиболее интересным федеральным законам.

Например:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • невнесенные законопроекты, подготовленные Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, Минтрудом РФ, ФАС РФ и Минздравом РФ.

Онлайн-приложение

Конструктор договоров

Онлайн-сервис, позволяющий за небольшой отрезок времени составить юридически грамотный проект договора в соответствии с действующим законодательством и применяемой судебной практикой.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ
О бухгалтерском учете

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.07.2019 г.)

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 4)

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

(статьи 5 — 19)

Глава 3. Регулирование бухгалтерского учета

(статьи 20 — 28)

Глава 4. Заключительные положения

(статьи 29 — 32)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций бюджетной сферы, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Пунктом 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом, закон № 402-ФЗ не содержит запрета на оформление первичных учетных документов в разной форме в отношении аналогичных операций.

Таким образом, по нашему мнению, Организация вправе утвердить для использования несколько разных форм первичных учетных документов на реализацию товаров (работ, услуг), в том числе УПД и товарную накладную или УПД и акт оказанных услуг.

При этом каждая из таких форм должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Контролирующие органы придерживаются аналогичной позиции.

Так, в письме ФНС РФ от 27.05.15 № ГД-4-3/8963 в отношении возможности оформления в рамках одного договора и УПД, и товарной накладной и счета-фактуры отмечено следующее:

«Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством. Российской Федерации.

Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, предусмотренных главой 21 Кодекса и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

Заполнение всех реквизитов УПД, установленных статьей 9 Закона N 402-ФЗ в качестве обязательных для первичных документов, и реквизитов, установленных статьей 169 Кодекса, — для счетов-фактур позволяет использовать его одновременно в целях исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС).

Форма УПД носит рекомендательный характер и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям статьи 9 Закона N 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов унифицированных форм или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением N 1137, в том числе в рамках одного договора.

Использование товарной накладной для приема-передачи одной партии товара и УПД для оформления операций по реализации другой партии товара в рамках одного договора поставки не является препятствием для учета соответствующих затрат в целях налогообложения налогом на прибыль. Использование счета-фактуры и УПД со статусом «1» в рамках одного договора поставки также не является препятствием для принятия сумм НДС к вычету».

В Письме ФНС РФ от 29.01.14 № ГД-4-3/1402@ в отношении оформления разных первичных учетных документов в рамках аналогичных сделок с российскими и иностранными контрагентами указано следующее:

«Одновременно ФНС России сообщает, что в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) в организациях негосударственного сектора формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

При этом определенные руководителем экономического субъекта для применения в организации первичные учетные документы должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Письмом от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ Федеральная налоговая служба выпустила разработанную на основе счета-фактуры форму универсального передаточного документа (далее — УПД). Данная форма может быть использована хозяйствующими субъектами для оформления наиболее распространенных фактов хозяйственной жизни, в том числе для оформления сдачи-приемки услуг. Применение формы УПД носит рекомендательный характер. Неприменение данной формы для оформления фактов хозяйственной жизни не может быть основанием для отказа в учете этих фактов хозяйственной жизни в целях налогообложения.

Предложение ФНС России формы УПД не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ форм первичных учетных документов.

Таким образом, по мнению ФНС России, если организация для оформления факта оказания услуг контрагентам, зарегистрированным на территории Российской Федерации, применяет форму УПД, при этом для оформления аналогичных хозяйственных операций с иностранными контрагентами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, форма УПД в силу определенных причин не удовлетворяет требованиям сторон сделки, то ограничений для оформления хозяйственных операций с указанными контрагентами документом иной формы (в частности, двуязычной) не усматривается».

Коллегия Налоговых Консультантов, 7 февраля 2019 года

Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Назад в раздел

Татьяна Шешукова, зав. кафедрой учета, аудита
и экономического анализа ПГНИУ,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

С 2013 года на смену старому закону «О бухгалтерском учете», неизменному с 1996 года, пришел новый Закон о бухучете № 402-ФЗ, который принят в декабре 2011 года. Новый закон закрепляет основы рыночного бухгалтерского учета. Обязанность ведения бухучета возлагается на все организации, вне зависимости от применяемой системы налогообложения. Изменяется система регулирования бухгалтерского учета. Кроме уполномоченного федерального органа (Минфин) в число субъектов регулирования теперь войдет, например, ЦБ РФ. Наряду с этим будет осуществляться негосударственное регулирование бухгалтерского учета. Ограничиваются права руководителя для ведения бухгалтерского учета лично. Новым законом вводятся требования к главным бухгалтерам в части стажа и подготовки.

Отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов. Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам не требуется. При этом необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов. Кроме того, теперь «первичка» может быть составлена не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП.

Минфин принял решение, выгодное для индивидуальных предпринимателей, и не обязывает их вести бухгалтерский учет. Начиная с 1 января 2013 года компании должны будут сдавать балансы только один раз, но в двух экземплярах: один комплект бумаг передается в налоговый орган, а второй – в орган государственной статистики. Приказом Минфина № 113н от 17.08.2012 (зарегистрирован в Минюсте 4 октября) утверждены упрощенные формы бухгалтерской отчетности для малого бизнеса.

Скорректирован порядок действий при возникновении разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В этом случае главный бухгалтер выполняет требования руководителя только по его письменному распоряжению. Именно в этом случае руководитель несет ответственность единолично.

ЕНВД перестанет быть обязательным

Теперь бухгалтер сам принимает решение, работать на этом режиме или использовать другой, более привлекательный: УСН, патентную или общую систему. Для перехода на УСН придется подать не заявление, а уведомление.

Отметим, что базовая величина лимитов по выручке для использования УСН не изменилась, однако с 2013 года эти лимиты будут умножаться на коэффициент-дефлятор. На следующий год коэффициент-дефлятор для расчетов установлен равным единице.

Уже с 1 октября 2012 года действует еще одно изменение, которое порадовало компании, имеющие существенные по стоимости нематериальные активы. Теперь в лимит 100 млн. руб. для использования УСН входят только основные средства, а нематериальные активы исключены.

Если раньше патентная система представляла собой разновидность упрощенной системы, то патент – 2013 – это самостоятельный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей со своими правилами. Для патентной системы теперь выделена отдельная глава в Кодексе – глава 26.5 «Патентная система налогообложения». Среди новаций патентной системы – возможность использования этого режима для розничной торговли и организаций общественного питания. Патент, как и прежде, можно получить на срок от 1 до 12 календарных месяцев. Однако с 2013 года введено важное уточнение: срок выбирается в пределах календарного года. Предприниматели на патентной системе пользуются тем же преимуществом, что и плательщики ЕНВД, т.е. имеют право не использовать контрольно-кассовую технику, если по требованию клиента выдают квитанцию или товарный чек.

Новые правила – родом из пилотного проекта

Изменения коснулись и страховых взносов. ФСС плавно переходит на новые правила выплаты социальных пособий. Основы проекта заложены еще в 2010 году, когда был опубликован текст проекта постановления Правительства от 03.11.2010. В 2012 году реформа идет полным ходом, пилотный проект ФСС-2012 включает уже 8 субъектов РФ. И судя по планам ФСС, проект оказался удачным и будет распространен уже в ближайшее время на все регионы России.

Сущность проекта в том, что большая часть пособий ФСС будет выплачиваться филиалами региональных отделений ФСС напрямую. По желанию работника выплаты могут производиться на банковский счет или почтовым переводом.

Правительство утвердило поправки в федеральный закон о страховых взносах, при этом изменился порядок расчета фиксированного размера страхового взноса в Пенсионный фонд для самозанятого населения. Платеж будет считаться исходя из 2 МРОТ: 2 х МРОТ х 26% х 12. При этом нужно также учитывать, что Правительство одобрило повышение МРОТ со следующего года с 4 611 рублей до 5 205 рублей, то есть платеж в Пенсионный фонд России в 2013 году составит 2 х 5 205 х 26% х 12 = 32 479,20 руб. Пенсионный фонд ведет работу по объединению отчетности в 2013 году в ПФР по страховым взносам и персонифицированному учету.

С 2013 года вступает в силу еще одна норма закона о соцстрахе, которая изменяет порядок расчета среднего заработка для начисления пособий по беременности и родам и уходу за ребенком. По новым правилам будет учитываться фактически отработанное время, что не может не радовать.

Новый закон принципиально не меняет концепцию ведения бухгалтерского учета, меняется только ракурс развития сферы. В первую очередь курс развития направлен на приближение российской системы бухгалтерского учета к европейской системе.

Плюсы принятия закона

Наряду с минусами, к которым можно отнести отсутствие в законе определения бухгалтерского учета (в прежней же редакции оно было), нечеткое указание методов бухгалтерского учета, усложнение бухгалтерского учета для малых предприятий, есть у нового документа и ряд преимуществ.

Смягчены детальные требования к установлению обязательных форм первичных учетных документов, заложен фундамент для создания системы контроля бухгалтерской отчетности. Качество МСФО выше качества существующих российских положений по бухгалтерскому учету, однако до принятия закона невозможно было применять в нашей практике принципы МСФО. Теперь ситуация изменилась. Наконец, новый закон позволяет профессиональному сообществу участвовать в регулировании бухгалтерского учета.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх