Закон об экологическая экспертиза

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Соответствие требуется не столько для самой деятельности, сколько для проверки документации.

Документы должны соответствовать в первую очередь ТР. Это происходит в связи с тем, что ТР могут быть утверждены и нормой, содержащейся в международном договоре. Исходя из этой возможности, законодатель выдвигает ТР на первое место.

Виды экологической экспертизы:

1. Государственная

2. Общественная.

Институт ЭЭ появился в 1991 г. Изначально ЭЭ вынуждено рассматривалась не как предварительная мера, а как контрольная. Так было примерно до 2005 г. Начиная с этой даты ЭЭ начала рассматриваться как исключительно предварительная мера.

Принципы проведения экологической экспертизы

1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

3. Принцип комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; реализуется хуже всего

4. Принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; интересным образом перекликается с принципом конфиденциальности

5. Принцип независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; на практике реализуется очень плохо

6. Принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; реализуется хорошо только при проведении общественной ЭЭ, при государственной почти не реализуется

7. Принцип ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. УК не предусматривает, предусматривает ответственность КоАП.

Участники экологической экспертизы:

1. Заказчик.

Лицо, которое заинтересованно в проведении ГЭЭ, которое будет полностью оплачивать её проведения, может обращаться в соответствующие государственные органы за предоставлением определённой информации. Должно


Закон не конкретизирует: юридическое лицо или физическое лицо, по аналогии применятся принцип для ОВОС, если физическое лицо, то индивидуальный предприниматель.

2. Государственный специально уполномоченный орган, который контролирует проведение ГЭЭ.

Федеральная служба по экологического, технологическому и атомному надзору. Если объект особой сложности, то может реализовывать Минприродресурсов. Раньше полномочия передавались различным государственным органам, в т.ч. и региональным. Сейчас такого нет.

3. Экспертная комиссия.

Руководитель – это должностное лицо, которое является чиновником государственного уполномоченного органа, назначается этим органов качестве руководителя

Ответственный секретарь – это может быть тоже должностное лицо, а может и нет. Обычно это один из экспертов.

Эксперты делятся на две категории:

1. Штатные эксперты. Они не является работниками уполномоченных государственных органов. Обычно это работники НИИ, это специалисты, которые обладают достаточными знаниями и опытом.

2. Внештатные эксперты – специалисты в своей области, которые привлекаются для написания заключений по каким-то спорным вопросам. Оплачиваются выше, чем штатные эксперты.

Количество экспертов может варьироваться в зависимости от величины объекта (в среднем присутствуют не менее 80 человек)

Процедура государственной экологической экспертизы

После завершения ОВОС заказчик обращается в специально уполномоченный государственный орган с соответствующим заявлением о проведении экспертизы по проекту.

Орган регистрирует материалы и в течение семи дней их рассматривает. По истечении этого срока заказчику либо отказывают в проведении ГЭЭ, либо назначают её проведения.


Федеральная Служба в течении 30 дней:

— Составляет счёт-фактуру, который заказчик должен оплатить;

— Решается вопрос о привлечении экспертов

— Если заказчик полностью оплачивает счёт, то назначается проведение ГЭЭ.

— Руководитель ЭК обычно проводит два-три общих собрания

— Промежуточные собрания могут и проводиться, и не проводиться.

Сроки проведения государственной экологической экспертизы

Сроки достаточно сложные. В зависимости от самого объекта:

— по простому объекту 60 календарных дней, однако этого недостаточно

— по объектам средней сложности: 90 дней

— по объектам повышенной сложности: 120 дней.

Однако срок ГЭЭ по ФЗ не может превышать 6 месяцев.

По истечении указанного срока проводится завершающее общее собрание ЭК, на котором принимается заключение. Заключение может быть положительным или отрицательным. Если положительное, то заказчик может переходить к другим этапам реализации хозяйственной деятельности. Если отрицательное, то указывается, по каким основаниям проектируемая деятельность невозможно. Можно обжаловать, пересмотреть проект или отказаться от осуществления хозяйственной деятельности.

Стоимость проведения государственной экологической экспертизы

Действует старое Положение от 22.04.1998. Были утверждены минимальные расценки на проведение ЭЭ.

Общественность может направить наблюдателей на заседания экспертной комиссии. Т.е. участие общественности в процедуре осуществления ГЭЭ сильно ограничено.

Эксперты имеют права писать особые мнения. Однако наличие таких мнений не влечёт практических последствий.

Примеры государственной экологической экспертизы

Строительство КАД на территории СПб. Дорпроект – разрабатывала проект КАД против общественной организации «Зелёный крест». Первый участок КАД возводился без учёта экологических требований. Дорпроект проводил общественные слушания, но граждане не явились. Тогда Дорпроект начал строительство. Было решение ВС РФ, но в итоге, участок КАД построен.

Общественная экологическая экспертиза

Общественная экологическая экспертиза — это одна из форм общественного экологического контроля.

Проводится общественным объединением в области охраны ОС. Требования к такому общественному объединению:

Д.б. надлежащим образом зарегистрировано

В уставе д.б. зафиксировано, что оно будет специализироваться на проведении

Могут обратиться граждане и даже органы местного самоуправления.

Сама процедура ОЭЭ законодательно не регулируется.

За чей счёт проводится ОЭЭ? Законодатель ничего не говорит.

Эксперты за проведение ОЭЭ не получают должного вознаграждения.

ОЭЭ проводится по тем же самым объектам, что и ГЭЭ.

Сроки проведения: ОЭЭ должна проводиться либо до, либо одновременно с государственной. Но на самом деле это не всегда возможно. Но законодатель больше ничего не говорит о каких-либо сроках проведения ОЭЭ.

ОЭЭ проводится в разрешительном порядке. ОО должно получить соответствующее разрешение в органе местного самоуправления, но в законодательстве не уточняется, что это за орган. Орган местного самоуправления должен либо разрешить, либо запретить проведение ОЭЭ.

Закон перечисляет случаи, в которых орган местного самоуправления может отказать в проведении ОЭЭ (случаев не очень много; перечень исчерпывающий):

Если ОЭЭ уже дважды была проведена по этому же проекту;

Если объект ОЭЭ представляет собой охраняемую законом тайну;

Если общественное объединение не соответствует требованиям ст. 20 ФЗ Об ЭЭ;

Если заявление о проведении ОЭЭ было составлено с нарушениями.

Статус заключения общественной экологической экспертизы

Носит сугубо рекомендательный характер. Это не документ, это повод для того, чтобы обратить внимание на вывод ГЭЭ и на управленческое решение о начале хозяйственной деятельности. Но может быть такое, что такому заключению может быть придана сила юридического документа.

Значение общественной экологической экспертизы

ОЭЭ выполняет определённую организационную задачу. Это грамотный способ привлечь внимание к проблеме, которая может возникнуть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности. Это способ защиты целого комплекса экологических прав граждан.

Примеры общественной экологической экспертизы

В 1999-2000 гг. ОАО решило создать во Всеволожске алюминиевый завод, создал проект, межведомственная комиссия до ГЭЭ рассмотрела этот проект и представила отрицательное заключение. Параллельно создается общественное объединение «Экологическая безопасность», они проводят референдум среди жителей г. Всеволожска. Жители проголосовали против строительства завода, на основании результатов референдума, общественное объединение обратилось в суд, ОАО прекратило свою деятельность.

Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе

Единственные лица, которое будет нести ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе: руководитель экспертной комиссии и заказчик. Руководитель несёт административную и уголовную ответственность за должностное правонарушение (халатность, получение взятки и т.д.). КоАП и УК не определяют ответственности рук за экологическое правонарушение.

Заказчик может нести ответственность по ст. 8.4. КоАП: Нарушение законодательства об экологической экспертизе

1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, —

2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — наиболее распространённая в применении часть

3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы – ответственность органов местного самоуправления, касается только ОЭЭ.

Эксперты ЭЭ не несут никакой ответственности за свои заключения.

Гражданско-правовая ответственность. Имеет место договор об оказании услуг. Если эксперты не написали заключение или написали заключение на ненадлежащем уровне. Тогда их можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Но во втором случае привлечь к ГПО практически невозможно.

Для общественных объединений ответственности тоже нет.

Административная ответственность за нарушение административного законодательства распространена больше всего. Регулируется КоАП + законодательство субъектов. Например, закон СПб «О административной ответственности за нарушение правил благоустройства». КоАП не вводит самостоятельных понятий для каждого вида правонарушений. Есть общее, единое понятие административного проступка, которое применимо ко всем главам особенной части и универсально.

Под административным правонарушением принято понимать противоправное, виновное действие или бездействие в пределах административного регулирования экологического права.

Субъекты: физические, юридические лица, специальный субъект – должностное лицо

Объект: природные объекты — животный мир, лесной фонд и т.д. Есть несколько составов, когда объектом посягательства является экологическая система и экологическая безопасности в целом.

Нужно подумать о том, что есть смежные составы. Например, самовольное занятие земельного участка – в первую очередь на защиту порядка управления и права собственности, во вторую очередь направлен на экологическую безопасность.

Административное наказание: применительно к главе 8 достаточно лояльны:

Основной вид – штраф. Очень многие авторы говорят о том, что нужно бы было увеличить размер этих штрафов.

Применяется такой вид наказания как предупреждение, но тем не менее он применяется достаточно редко.

Применяется возмездное изъятие орудия совершения правонарушения и конфискация (могут применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного). Различие: суд должен исходить из принципа целесообразности, КоАП не содержит чётких указаний, поэтому чаще всего вопрос отдаётся на усмотрение суда.

Основной вид наказания – это лишение специального права, которое устанавливается на определённый срок от 1 месяца до 3 лет. Оно будет привязываться как к аннулированию лицензии, так и к расторжению договора природопользования.

Административный арест – не применяется. Дисквалификация применяется редко.

Административное приостановление деятельности допускается на срок до 90 дней, но только по решению суда. Этот вид наказания появился относительно недавно, это достаточно серьёзный вид наказание.

Административное выдворение иностранных граждан: применяется редко, т.к. это довольно затратный вид. Чаще всего это бывает, когда иностранные граждане занимаются браконьерством.

Специфика административной ответственности заключается ещё в то, что здесь достаточно особый порядок привлечения: либо в судебном порядке, либо уполномоченным органом исполнительном власти. Уполномоченное ДЛ – экологический инспектор.

Минприродресурсов и экологии

Росприроднадзор

Ростехнадзор

Роспотребнадзор. Однако эти органы не могут назначить такой вид наказание как приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за экологические преступления действует только в рамках УК РФ.

Субъекты уголовной ответственности – только физические лица, для экологических преступления: с 16 лет, в качестве специального субъекта могут выступать должностные лица.

На первом месте по кол-ву нарушений – преступления, связанные с режимом лесов. На втором – браконьерство, нарушение в сфере охоты.

Экоцид не направлен против природного объекта, это преступление, которое содержится в разделе «Преступления против мира и человечества». Поэтому экоцид не является экологическим преступлением. Жестокое обращение с животными – тоже не экологическое преступление. Это преступление против нравственности. В определённой степени это смежные составы, но скорее нет.

Экологические преступления – преступления небольшой или средней тяжести. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 5 лет.

Штраф как денежное взыскание (от 2,5 тыс. до 1 млн. рублей – в зависимости от тяжести содеянного).

Лишение права занимать определённые должности. Например, Для нарушения правил охраны ОС при производстве работ. В общем здесь объект посягательства – экологическая безопасность. Такое наказание устанавливается на определённый срок.

Другие виды наказания применяются редко.

Отграничение административного проступка от экологического преступления:

Степень общественной опасности. Но бывают идентичные составы, где трудно определить степень общественной опасности

Причинённый вред. Если его размер значителен, то мы должны говорить об уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность в экологическом праве. Нужно говорить о возмещении вреда, причём в первую очередь вреда, причинённого ОС.

Вред, причинённый ОС – это сложная правовая дефиниция, поскольку речь идёт о негативных изменениях в состоянии ОС. Фактически мы говорим о причинении антропогенного вреда природному объекту. С т.з. действующего законодательства. Вред, причинённый ОС подлежит возмещением в полном объёме и по возможности причинителем вреда (средств причинителя может на хватить на возмещение и не всегда удается найти причинителя).

Ущерб: реальный ущерб и убытки. Вред может быть причинён как правомерно, так и неправомерно.

В зависимости от этого решается вопрос об ответственности и методики исчисления вреда. Например, предприятие получает нормативы на выброс вредных веществ. Нормативы не превышены, но загрязнение всё равно происходит. Поэтому говорить о ГПО здесь неуместно.

Противоправное: причинению вреда способствовало противоправное деяние.

Объекты: Экологический ущерб, жизнь и здоровье граждан; имущество физ и юридических лиц.

Если причинитель вреда неизвестен: то возмещение вреда за счёт федерального бюджета – в первую очередь – по жизни и здоровью, во вторую очередь – возмещение экологического вреда; имущественный вред не возмещается.

Способы возмещения вреда:

1. В денежной форме. Средства, которые таким образом д.б. потрачены на восстановление природного объекта, перечисляются на счёт Минприродресурсов.

2. В натуральной форме. Вред так возмещается очень редко.

Способы исчисления различны. ФЗ «Об охране ОС»: исчисление происходит по таксам и методикам. Если таковых нет, то нужно производить исчисление по фактическим затратам.

Формы возмещения вреда:

1. Добровольная. Встречается очень редко.

2. Страховая. Эффективная форма, поскольку предусматривает резерв денежных средств для возмещения ущерба

3. Административное – выделение средств из бюджета

4. В судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается в суд. Применительно к природным объектам – истцы – уполномоченные государственные органы.

Автономное учреждение — это общественное объединение, которое создается правительством РФ или муниципальным образованием. Цель создания — предоставление видов услуг в следующих областях:

  • Здоровье и спорт;
  • Образование;
  • СМИ;
  • Культурное обучение;
  • Социальное обеспечение;
  • Трудовая деятельность граждан;
  • Других сферах деятельности.

Автономная организация — это юридическое лицо, которое может осуществлять имущественные и неимущественные сделки самостоятельно. Чтобы определить правовое положение автономных учреждений, был принят Федеральный закон «Об автономных учреждениях».

Последние поправки, внесенные в закон об автономных учреждениях

1 января 2018 года в силу вступили изменения, согласно которым часть 13,14 ст 2 были исключены из последней редакции закона.

Ниже рассмотрены основные статьи ФЗ 174 «Об автономных учреждениях».

Ст 3

В статье 3 описывается имущество, которое может принадлежать автономному предприятию. Оно управляет движимым и недвижимым имуществом на основании оперативного управления. Распоряжаться им организация может по своему усмотрению. Если один из учредителей не согласен с подобными действиями, распоряжаться имуществом автономное учреждение не имеет права. Чтобы законно управлять имуществом, права на него регистрируются в государственном органе.

Ст 5

В статье 5 описываются способы образования автономного учреждения. Чтобы создать организацию, потребуется согласие правительства РФ. Автономное учреждение создается из обычного учреждения или путем изменения муниципального или государственного объединения. Однако некоторые виды организаций не могут быть изменены.

Во время создания автономного учреждения к нему прикрепляется имущество. Объем его должен быть достаточен для обеспечения основной деятельностью. Уменьшить или изъять имущество после создания запрещено законом.

Ст 6

В статье 6 описано, кто может стать учредителем по закону.

Учредителем может быть только одно лицо:

  • Государство;
  • Субъект РФ;
  • Муниципальное образование.

Функции учредителя осуществляет:

  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Исполнительный орган государственной власти;
  • Орган местного самоуправления.

Ст 7

В статье 7 описывается, что такое устав и для чего он нужен организации.

Устав — учредительный документ, подписанный учредителем. В этом официальном документе содержится следующая информация:

  • Название организации, направление деятельности, имя собственника имущества;
  • Адрес;
  • Данные о лице, которое выполняет функции и полномочия учредителя;
  • Значение организации в Российской Федерации;
  • Список направлений деятельности, которыми организация имеет право заняться для достижения целей;
  • Информация о филиалах, которые принадлежат объединению;
  • Другие сведения, предусмотренные законодательством.

Ст 8 описывает управленческие особенности. Управлять недвижимостью могут органы, структура и компетенция которых совпадает с реализацией целей автономного учреждения.

Список органов:

  • Наблюдательный совет;
  • Руководитель;
  • Другие органы, предусмотренные законодательством РФ.

Ст 10

В статье 10 описывается, для чего автономному учреждению нужен наблюдательный совет.

Наблюдательный совет создается сразу после образования объединения. Количество членов в наблюдательном совете может варьироваться от 5 до 12 человек. Полномочия наблюдательного совета длятся определенный период. Это время прописывается в уставе организации, но не может быть больше чем 5 лет. Один гражданин Российской Федерации может принимать участие в наблюдательном совете необходимое ему количество раз. Люди, на которых были возбуждены административные или уголовные дела, не могут быть членами наблюдательного совета.

Учреждение может не выплачивать членам наблюдательного совета денежную компенсацию. Исключением являются расходы, которые подтверждаются документально.

Члены наблюдательного совета могут воспользоваться предоставленным списком услуг организации точно также, как и остальные граждане Российской Федерации. Учредитель автономного учреждения (в единственном числе) самостоятельно принимает решение о том, кто будет входить в состав наблюдательного совета. При необходимости, их полномочия он может прекратить досрочно. Наблюдательный совет может переизбрать председателя в любое время. Председатель занимается контролем деятельности наблюдательного совета и ведет протокол.

Если на момент работы наблюдательного совета председатель отсутствует, его замещает член наблюдательного совета старший по возрасту.

Следует отметить, что наблюдательный совет созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Руководитель автономного учреждения также может присутствовать во время заседания.

Заседание признается правомочным, если члены извещены о времени и на заседании присутствуют более половины человек.

Ст 18

В статье 18 описывается переформирование учреждения и изменения направления деятельности. Подвергнуться этой процедуре организация может только в порядке, который прописывается Гражданским кодексом РФ.

Автономное учреждение может быть реорганизовано одним из следующих способов:

  • Соединение двух объединений воедино;
  • Объединение организации с другими организациями с аналогичными формами управления;
  • Разделение одного на несколько организаций.

Реорганизация может быть проведена в том случае, если права граждан не нарушаются. Если меняется тип объединения, оно должно в дальнейшем работать в сфере деятельности, которая предусматривается внутренним документом — уставом.

Ст 19

В статье 19 описываются основания для ликвидации учреждения.

Учреждение ликвидируется в порядке, который принимается:

  • Правительством РФ;
  • Высшим исполнительным органом гос. власти;
  • Кредиторами автономного учреждения.

Скачать действующую редакцию 174 ФЗ

Федеральный закон № 174 «Об автономных учреждениях» регулирует правовые положения соответствующих организаций, в каждой из которых может быть лишь один учредитель. Он должен позаботиться о создании наблюдательного совета, который поможет вести деятельность для достижения поставленных целей.

Наблюдательный совет может менять информацию в уставном документе, требовать ликвидировать или создать новые филиалы объединения, запросить реорганизацию текущего объединения и так далее. Чтобы ознакомиться с основными положениями Федерального закона и проанализировать внесенные изменения, потребуется скачать закон по .

Виды экологической экспертизы

Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзор) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и их последствий;
  • обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;

2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) проекты соглашений о разделе продукции;

4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;

6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;

6.1) материалы, обосновывающие преобразование государственных природных заповедников в национальные парки;

7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

7.2) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности;

7.3) проектная документация искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;

7.4) проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ с 1 января 2018 года статья 11 будет дополнена подпунктами 7.5 и 7.6 следующего содержания:

«7.5) проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением случаев, если такая проектная документация входит в состав материалов обоснования лицензий в соответствии с подпунктом 4 настоящей статьи;

7.6) материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;».

8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:

1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

3) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

История формирования экологической экспертизы

В явном виде экологическое проектирование было представлено в проектах рекультивации земель. В 70-е годы XX в. появились первые обобщающие работы по рекультивации ландшафтов в СССР. В этот же период вышли правительственные и государственные документы, регламентирующие проектирование и осуществление рекультивации.

В СССР первым юридически оформленным шагом к экологической экспертизе стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г., в котором было рекомендовано внедрение в практику народно — хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП). ТерКСОПы в условиях жесткой плановой системы и монополии министерств не стали эффективным инструментом экологического проектирования и экспертизы. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 7 января 1988 г. создало условия для формирования нового подхода к природопользованию:

  • была реформирована система природоохранных органов. Указанным постановлением был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР (впоследствии — Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР),
  • было признано целесообразным создать в Москве в системе Госкомприроды СССР Всесоюзный научно-исследовательский центр по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
  • в соответствии с постановлением была создана система экологической экспертизы.

Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы (ст. 9, 36), а также право граждан на благоприятную окружающую среду I,CT 42). В прежней Конституции страны декларировалась только государственная собственность на природные ресурсы. После принятия Конституции РФ практически полностью было пересмотрено законодательство Российской Федерации, в том числе и экологическое. Сформировалось новое экологическое законодательство Российской Федерации. Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники или искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а поэтому основываются на суждениях специалистов. Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экологических и других последствий реализации объекта этой экспертизы. Экологическая экспертиза проводится на строительство новых, реконструкцию действующих заводов, фабрик, шахт, рудников, машин, оборудования, а также материалов, приборов, оказание услуг и т. п., использование которых ведет к загрязнению окружающей среды и разрушению экосистем, нерациональному использованию природных ресурсов, наносит вред здоровью населения, растительному и животному миру.

Требования к качеству и обоснованности проведения экологических экспертиз постоянно повышаются наряду с ускорением научно-технического прогресса, внедрением в производство новейшей техники и технологии. В связи с этим периодически пересматриваются законодательные и нормативные материалы. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ. регулирует отношения в области экологической экспертизы. Он направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на эту среду и предусматривает реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Наряду с этим законом действует постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Записи созданы 4415

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх