Закон об органической продукции

Принят Государственной Думой 25 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции (далее — производство органической продукции).

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой и реализацией парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, семян лесных растений, продукции охоты, рыбной продукции (за исключением продукции аквакультуры).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

2) органическое сельское хозяйство — совокупность видов экономической деятельности, которые определены Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и при осуществлении которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв;

3) производители органической продукции — юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в области производства органической продукции

Правовое регулирование отношений в области производства органической продукции основывается на актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Требования к производству органической продукции

1. При производстве органической продукции соблюдаются следующие основные требования:

1) обособление производства органической продукции от производства продукции, не относящейся к органической продукции;

2) запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

3) запрет на применение трансплантации эмбрионов, клонирования и методов генной инженерии, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, а также продукции, изготовленной с использованием генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов;

4) запрет на использование гидропонного метода выращивания растений;

5) запрет на применение ионизирующего излучения;

6) применение для борьбы с вредителями, болезнями растений и животных средств биологического происхождения, а также осуществление мер по предупреждению потерь, наносимых вредными организмами растениям или продукции растительного происхождения, которые основаны на защите энтомофагов (естественных врагов вредителей растений), на выборе видов и сортов растений, на подборе севооборота, оптимальных методов возделывания растений и методов термической обработки органической продукции;

7) подбор пород или видов сельскохозяйственных животных с учетом их адаптивных способностей и устойчивости к болезням, создание условий, способствующих сохранению их здоровья, ветеринарному благополучию, естественному воспроизводству, и обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических показателей их содержания;

8) использование пищевых добавок, технологических вспомогательных средств, ароматизаторов, усилителей вкуса, ферментных препаратов, микроэлементов, витаминов, аминокислот, предусмотренных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции;

9) применение биологических, в том числе пробиотических, микроорганизмов, традиционно используемых при переработке пищевых продуктов, использование мер защиты продукции животного происхождения от микробиологической порчи, основанных на взаимодействии микроорганизмов в естественной природной среде;

10) запрет на смешивание органической продукции с продукцией, не относящейся к органической, при хранении и транспортировке органической продукции;

11) запрет на использование упаковки, потребительской и транспортной тары, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе на использование поливинилхлорида для упаковки, потребительской и транспортной тары.

2. Правила производства органической продукции устанавливаются действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции, учитывающими требования к производству органической продукции, установленные частью 1 настоящей статьи.

Статья 5. Подтверждение соответствия производства органической продукции

1. Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в целях установления соответствия производства органической продукции действующим в Российской Федерации национальным, межгосударственным и международным стандартам в сфере производства органической продукции.

2. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется аккредитованными в области производства органической продукции органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, которые выдают сертификат соответствия производства органической продукции (далее — сертификат соответствия).

3. Добровольное подтверждение соответствия производства органической продукции не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Единый государственный реестр производителей органической продукции

1. Единый государственный реестр производителей органической продукции создается в целях безвозмездного информирования потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции и содержит сведения о производителях органической продукции, видах производимой ими органической продукции и иные установленные настоящим Федеральным законом сведения.

2. Ведение единого государственного реестра производителей органической продукции осуществляется в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, с использованием федеральных государственных информационных систем указанного федерального органа исполнительной власти.

3. Обязательному внесению в единый государственный реестр производителей органической продукции подлежат следующие сведения:

1) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц — производителей органической продукции);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика физического лица — производителя органической продукции, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для физических лиц — производителей органической продукции, являющихся индивидуальными предпринимателями);

3) адрес места нахождения производства органической продукции;

4) виды производимой органической продукции;

5) регистрационный номер сертификата соответствия;

6) даты выдачи, приостановления, прекращения действия сертификата соответствия;

7) срок действия сертификата соответствия;

8) сведения об органе по сертификации, выдавшем сертификат соответствия:

а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, фирменное наименование на русском языке и место нахождения юридического лица, основной государственный регистрационный номер, дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика — для юридических лиц;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии) на русском языке, основной государственный регистрационный номер и дата внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика — для индивидуальных предпринимателей.

4. Органы по сертификации в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем выдачи, приостановления, прекращения действия сертификатов соответствия, представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

5. Порядок ведения единого государственного реестра производителей органической продукции, в том числе порядок предоставления органами по сертификации сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

6. Сведения, содержащиеся в едином государственном реестре производителей органической продукции, являются общедоступными и размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных. Авторизация получателей указанных сведений не требуется.

7. Информация о наличии или об отсутствии сведений о производителях органической продукции в едином государственном реестре производителей органической продукции предоставляется любым заинтересованным лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

Статья 7. Маркировка органической продукции

1. Производители органической продукции после подтверждения соответствия производства органической продукции в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона имеют право разместить являющуюся отличительным признаком органической продукции маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации.

2. Надписи, используемые для маркировки органической продукции, могут содержать слово «органический», а также его сокращения или слова, производные от этого слова, отдельно либо в сочетании с наименованием органической продукции.

3. Графическое изображение (знак) органической продукции единого образца должно обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции, содержащихся в едином государственном реестре производителей органической продукции, с использованием технических средств.

4. Форма и порядок использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.

5. В случае размещения маркировки, являющейся отличительным признаком органической продукции, на упаковке, потребительской, транспортной таре продукции, соответствие производства которой не подтверждено в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона или действие сертификата соответствия производства которой приостановлено либо прекращено, производитель такой продукции, разместивший указанную маркировку, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Переход к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции

1. При переходе к органическому сельскому хозяйству и производству органической продукции устанавливается переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции, установленных действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.

2. Не допускается размещать маркировку органической продукции на упаковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произведенных в переходный период.

Статья 9. Государственная поддержка производителей органической продукции

Государственная поддержка производителей органической продукции обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Статья 10. Информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, осуществляет информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции.

2. Информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции включает в себя:

1) информирование о научных исследованиях и об экспериментальных разработках, касающихся способов, методов и технологий ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции;

2) организацию оказания консультационных услуг по вопросам, связанным с ведением органического сельского хозяйства и производством органической продукции, включая способы, методы, технологии ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции.

Статья 11. О внесении изменения в Федеральный закон «О землеустройстве»

Часть первую статьи 12 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582) дополнить словами «, в том числе в органическом сельском хозяйстве».

Статья 12. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»

1) часть 1 статьи 3 после слов «сельскохозяйственной продукции» дополнить словами «(в том числе органической продукции)»;

2) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13) развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции.»;

3) статью 13 дополнить словами «, а также на развитие органического сельского хозяйства»;

4) часть 3 статьи 17 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21) о состоянии развития органического сельского хозяйства и производства органической продукции;».

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

МОСКВА, 25 июля. /ТАСС/. Госдума на заседании во вторник единогласно приняла в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект, регламентирующий производство в РФ органической продукции.

Документ вводит понятия «органическая продукция», «производители органической продукции» и «органическое сельское хозяйство» и регулирует нормы ее производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации. Положения закона не распространяются на парфюмерию, косметику, лекарства, семена лесных растений, продукцию охоты и рыбалки (за исключением продукции аквакультуры). Предусматривается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года.

Первые попытки урегулировать законодательство в сфере производства органической продукции были предприняты в России почти 15 лет назад. Сейчас в более чем 80 странах действуют законы об органической продукции, но РФ в число этих стран пока не входит. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства, отмечал, что Россия может занять от 10% до 25% рынка органических продуктов.

Как сообщил журналистам спикер Госдумы Вячеслав Володин, содержащиеся в документе нововведения, в том числе маркировка органики и создание единого госреестра для проверки наличия сертификации, позволят вытеснить недобросовестных участников рынка и положительно скажутся на качестве продукции.

Требования к производству

Новый закон предусматривает 11 требований к производству органической продукции. Например, ее нужно будет производить, хранить и перевозить отдельно от неорганической. Кроме того, производителям запрещается использовать пестициды, гормональные препараты, агрохимикаты, антибиотики и стимуляторы роста (кроме разрешенных к применению действующими в РФ стандартами).

Документ также запрещает использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида.

Маркировка и реестр

Согласно закону, производители смогут проходить подтверждение (добровольную сертификацию) соответствия производства органической продукции действующим в РФ национальным, межгосударственным и международным стандартам. Такую сертификацию будут проводить аккредитованные органы, производителям будет выдаваться сертификат соответствия. После этого у них будет право разместить на упаковке соответствующую маркировку. Надписи в ней могут содержать слово «органический» или его сокращения и производные, а изображения должны обеспечивать «возможность нанесения и считывания сведений о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции… с использованием технических средств».

За необоснованное использование такой маркировки производитель будет нести административную ответственность в соответствии с законодательством РФ. По словам члена комитета Госдумы по контролю и регламенту Виктора Карамышева, штраф для должностных лиц составит минимум 10 тыс. рублей, для юридических — не менее 100 тыс. рублей.

Также предусматривается создание единого государственного реестра производителей органической продукции, вести его будет Минсельхоз. Реестр будет общедоступным.

Законом запланирован переходный период, в течение которого будут внедряться правила ведения органического сельского хозяйства и производства органической продукции. В это время размещать маркировку на товарах будет запрещено.

Кроме того, документ закрепляет положение о господдержке производителей органики.

Удобрения – это вещества и смеси, активно используемые в сельском хозяйстве для повышения урожайности. Они бывают органическими и минеральными. К первой группе относят: навоз, ил, торф, компост, промышленные и хозяйственные отходы и прочие аналогичные изделия.

Органика – удобрительные вещества, которые содержат питательные элементы в форме органических соединений. К ним также относятся агрохимикаты – удобрения биологического происхождения, которые подлежит обязательной государственной регистрации в Министерстве сельского хозяйства РФ.

Предприниматели, желающие подтвердить высокое качество выпускаемого продукта, проходят добровольную сертификацию органических удобрений в системе ГОСТ Р.Как это сделать оперативно и без лишних затрат подскажут специалисты нашего Центра сертификации.

Законодательная база

В отношении агрохимикатов органического происхождения (кроме торфа), предусмотрена обязательная государственная регистрацияв Министерстве сельского хозяйства. Порядок госрегистрации и получение СГР Минсельхоза на продукты, по которым проведены необходимые испытанияв полном объеме и получены положительное заключение, регулируются Приказом Минсельхоза РФ №357.

Государственный надзор со стороны Россельхознадзора осуществляется на основании:

  • ФЗ — 109, который определяет безопасное обращение пестицидов и агрохимикатов;
  • Административного регламента Минсельхоза РФ №231;
  • прочих правовых актов.

Для получения свидетельства о госрегистрации на российские агрохимикаты органического происхождения, потребуется паспорт безопасности согласно ГОСТу 30333-2007 или MSDS – для импортных изделий. В документе содержится информация о составе, классе опасности, способе хранения, перевозки и прочие характеристики товара. При необходимости специалисты нашего Центра помогут с разработкой необходимой документации.

Для экспорта удобрительной органики может потребоваться сертификат происхождения, который выдается Торгово-промышленной палатой.

Узнать подробнее про документ

требуется ли он для вашей продукции или услуги и как его можно заказать?

Оценка соответствия продукции в национальной системе РФ

После получения свидетельства о государственной регистрации органических удобрений (далее – СГР), заявитель может подтвердить соответствие товара требованиям национальных стандартов или собственных Технических условий предприятия. Норматив для проверки предприниматель выбирает самостоятельно.

Только при условии успешного подтверждения соответствия показателей качества и безопасности нормативным значениям, выдается добровольный сертификат на органические удобрения.

Данный документ дает следующие преимущества:

  • помогает вывести продукцию на новый уровень;
  • дает возможность участвовать в госзакупках и тендерах;
  • повышает доверие покупателей.

Для прохождения процедуры оформления документации обращайтесь за помощью в наш сертификационный Центр. Консультации предоставляютсябесплатно.

Что потребуется для оценкисоответствия продукции?

Для получения добровольного сертификата ГОСТ Рнеобходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявку;
  • техническую документацию, на основании которой производится российский товар;
  • паспорт безопасности;
  • описание продукции (наименование, область использования, прочие сведения);
  • скан СГР;
  • протоколы испытаний (если имеются);
  • договор поставки, информация об учете в других станах – в отношении импорта;
  • данные о заявителе и изготовителе;
  • образцы товара.

Если производство не вписывается в рамки существующих ГОСТов, то потребуется подготовка Технических условий. При отсутствии данного документа, специалисты нашей организации помогут составить документ в кротчайшие сроки.

Для быстрого и качественного прохождения процедуры обращайтесь за помощью в наш Центр.

Этапы добровольной сертификации органических удобрений

  1. Обращениес заявлением и пакетом необходимой документации в наш Центр.
  2. Предоставление образцов продукта.
  3. Проведение испытаний предоставленных экземпляров, по результатам которых составляется протокол.
  4. Выездная проверка производства (при необходимости).
  5. Выдача готового сертификата (при положительном решении протокола).

Для получения бесплатной консультации заполните форму запроса или позвоните по указанному номеру.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Общая иформация

На данном сайте представлена информация о деятельности Минсельхоза России, размещаемая в сети Интернет в форме открытых данных.

Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» в форме открытых данных — форма размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет, при которой указанная информация размещается в сети Интернет в виде массивов данных, организованных в формате, обеспечивающем их автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат), и на условиях ее свободного использования.

Размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет в форме открытых данных осуществляется в рамках реализации подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Условия использования: Пользователь может использовать (в том числе повторно) открытые данные свободно, бесплатно, бессрочно, безвозмездно и без ограничения территории использования, в том числе имеет право копировать, публиковать, распространять открытые данные, видоизменять открытые данные и объединять их с другой информацией, использовать открытые данные в коммерческих целях, использовать для создания программ для ЭВМ и приложений.

При использовании открытых данных Пользователь обязан:

  • использовать открытые данные только в законных целях;
  • не искажать открытые данные при их использовании;
  • сохранять ссылку на источник информации при использовании открытых данных.

Россия занимает менее 1% на мировом рынке органических продуктов питания

Президент Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 25 июня он был принят Госдумой, три дня спустя одобрен Советом Федерации. Национальный органический союз ранее предполагал, что глава государства подпишет документ только осенью этого года. Закон вступит в силу с 1 января 2020 года. Это связано с тем, что к моменту, когда он начнет действовать, должны быть произведены масштабные подготовительные работы, поясняет союз.

Принятый закон вводит понятия органической продукции и ее производителей, и регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации такой продукции. Также документ дает определение органического сельского хозяйства. В перечне требований к выпуску органической продукции 11 пунктов. Например, ее можно производить, хранить и перевозить только отдельно от неорганической. Также производителям запрещено применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста для животных, гормональные препараты кроме разрешенных действующими стандартами. Кроме того, что нельзя использовать клонирование и методы генной инженерии, также под запретом оказалась трансплантация эмбрионов в животноводстве. В растениеводстве органическую продукцию будет нельзя выращивать на гидропонике. Также, например, закон запрещает использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида.

Производители смогут добровольно сертифицировать производство и продукцию для установления соответствия национальным, межгосударственным и международным стандартам. После этого они смогут использовать маркировку, которая будет отличительным знаком органической продукции. Во время переходного периода размещать маркировку на товарах запрещено. Также закон предусматривает создание общедоступного единого государственного реестра производителей органической продукции, вести который будет Минсельхоз. Кроме того, документ закрепляет положение о господдержке производителей органической продукции.

По данным Национального органического союза, сейчас в России только одна сертификационная компания, которая прошла аккредитацию и может выдавать сертификат соответствия производства органической продукции — это «Органик Эксперт». Учитывая ее опыт прохождения аккредитации, этот процесс может занять до девяти месяцев, так что наличие переходного периода позволит любой сертификационной компании пройти аккредитацию, отмечает исполнительный директор союза Олег Мироненко. Также благодаря отложенному сроку вступления закона в силу удастся сформировать федеральные и региональные программы развития агросектора с учетом поддержки органического производства, предусмотреть средства на создание реестра предприятий, добавляет он.

Немаловажно и то, что участникам рынка нужно время, чтобы осознать, что после пяти лет ожидания закона, он наконец принят, и теперь необходимо выстраивать работу в соответствии с этим документом. «Нужно определение новых задач и движение вперед к созданию цивилизованного органического рынка в соответствии с мировыми практиками, — акцентирует Мироненко. — Важным является и продолжение согласования наших стандартов с мировым сообществом и внесение уже согласованных изменений, на которые уйдет весь 2019 год».

В январе этого года, когда законопроект об органической продукции был одобрен правительством и затем внесен в Госдуму, премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что российский рынок органической продукции развивается стихийно. «Отметку «органическая» можно встретить на продуктах, которые таковыми вообще не являются. Людям трудно понять, чем этот продукт отличается от тех, на которых есть знак «био», «эко», «фермерский», «натуральный». После принятия закона невозможно будет вводить потребителей в заблуждение, их права будут защищены», — отмечал Медведев. Бывший глава Минсельхоза Александр Ткачев оценивал, что сейчас Россия занимает менее 1% на мировом рынке органических продуктов, но в перспективе ее доля может вырасти до 10−25%. При этом потенциал роста мирового рынка органической продукции, по его словам, превышает $200 млрд к 2022 году.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх