Закон сарбейнса оксли на русском

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Щепетова В.Н. 1 Почекаева О.В. 1 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волжский государственный университет водного транспорта» В последнее время актуальным вопросом является формирование достоверной, прозрачной и нейтральной бухгалтерской (финансовой) отчетности. В данной статье рассматривается содержание закона Сарбейнса – Оксли и его применение для подготовки достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, показано влияние закона Сарбейнса – Оксли на формирование системы внутреннего контроля (СВК) американских компаний. В статье проанализированы требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к системе внутреннего контроля. В связи с необходимостью организации и осуществления внутреннего контроля совершаемых операций, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, а также для снижения затрат на создание системы внутреннего контроля авторами предложено использование данных управленческого учета как инструмента системы внутреннего контроля для целей повышения достоверности и прозрачности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. 143 KB внутренний контроль финансовая отчетность закон Сарбейнса – Оксли управленческий учет 1. Аудит и консалтинг Закон Сарбейнса — Оксли (Sarbanes-Oxley Aсt (SOX)) на русском языке / перевод. — URL: http://www.as-audit.ru/сonsult/show/2821/ (дата обращения: 03.04.2015). 2. БМЦ Разъяснение Х/2013 «Организация системы внутреннего контроля». — URL: http://bmсenter.ru/Files/R_2013_Organizaсiya_vnutrennego_kontrolya (дата обращения: 03.04.2015). 3. Комитет спонсорских организаций США (COSO) . — URL: http://www.сoso.org (дата обращения: 03.04.2015). 4. Коптелов А.К., Шматалюк А.Е. Технологии управления бизнес-процессами // Управление корпоративными финансами. – 2004. — № 5. — URL: http://businessproсess.narod.ru/index2.htm (дата обращения: 03.04.2015). 5. Международные стандарты аудита : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Т.М. Рогуленко. — М. : Юрайт, 2014. — 341 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс. 6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации : Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2010). 7. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») : Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 18.12.2012). 8. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014). Достоверность финансовой отчетности оказывает существенное влияние на принятие управленческих решений хозяйствующими субъектами, а, следовательно, на эффективность их деятельности и будущее развитие. За последние двадцать лет существенно снизилось доверие к финансовой отчетности как российских, так и международных компаний.

Наиболее известным случаем в международной практике является разорение энергетической корпорации Enron и ее подрядчика, компании Arthur Andersen, проводившей аудит Enron. В результате недостоверной финансовой отчетности пострадало большое число мелких акционеров, что привело к банкротству ранее надежных и вполне прибыльных компаний.

В связи с многочисленными корпоративными скандалами, вызванными недобросовестным поведением менеджеров крупных компаний, а именно фальсификацией финансовой отчетности, 30 июля 2002 г. президент США Д. Буш подписал закон Сарбейнса — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Aсt, или SOX).

Цель принятия закона — восстановление доверия инвесторов и обеспечение прозрачности корпоративного бухгалтерского учета и финансовой отчетности, компаний, имеющих или планирующих деловые связи с коммерческими партнерами и их зарубежными подразделениями, ценные бумаги которых котируются на открытом рынке США. В законе жестко обозначена необходимость внедрения систем внутреннего контроля. С июля 2005 года SOX распространяется на компании-резиденты и компании-нерезиденты, ценные бумаги которых имеют устойчивые рейтинговые показатели на фондовом рынке США. В соответствии с законом руководители компаний обязаны оценивать систему внутреннего контроля, раскрывая в приложениях к финансовой отчетности все ее существенные недостатки и предлагая мероприятия по их устранению .

Общемировая практика более чем десятилетнего его применения диктует необходимость перестройки коммерческой организации своих бизнес-процессов с целью повышения инвестиционной привлекательности и ведения деятельности на международном рынке.

Законодательный акт предъявляет серьезные требования к процедурам внутреннего контроля, организации бизнеса, в т.ч. к ведению управленческого учета и бюджетирования. Его основные положения направлены на регламентацию работы финансовых служб, прозрачность банковских операций и независимость аудиторов, введение новых стандартов аттестации для внешних аудиторов и правил сертификации для финансовых и исполнительных директоров, что в конечном счете повышает ответственность руководства, аудиторских комитетов и увеличивает штрафы за их неисполнение — руководители компаний несут личную ответственность. К примеру, если выяснится, что отчетность компании была преднамеренно искажена, то ее руководителю грозит штраф до 5 млн долл. США .

Закон SOX содержит 11 глав, регулирующих деятельность публичных компаний и аудиторов, обеспечивает независимость аудиторов и аудиторских комитетов, указывает на ответственность менеджмента за организацию системы внутреннего контроля на предприятии, а аудиторского комитета — за подтверждаемую отчетность, устанавливает как дополнительную ответственность совета директоров, так и уголовные санкции в области документооборота компании и финансовой отчетности.

Глава 4 SOX обязывает компании представлять максимально расширенную финансовую информацию в своей отчетности, которая должна составляться в соответствии с общепринятыми принципами учета и раскрывать информацию обо всех существенных сделках, договоренностях и обязательствах.

Кроме того, раскрытию подлежит информация о забалансовых сделках, о сделках с участием руководства и крупных акционеров компании, а также дополнительная информация о существенных изменениях в финансовом состоянии или деятельности компании (представление и тенденции развития, качественный анализ, графические данные).

С точки зрения организации внутреннего контроля, особого внимания заслуживают разделы 302 и 404. Они закрепляют персональную ответственность руководства высшего и среднего управленческого звена компании, а также необходимость внедрения системы внутреннего контроля и обеспечения сохранности всей корпоративной корреспонденции.

Раздел 302 «Корпоративная ответственность за финансовые отчеты» говорит о том, что должностные лица, подписывающие финансовую отчетность, несут персональную ответственность за организацию и осуществление внутреннего контроля, отражение в отчете своих выводов о его эффективности, согласно осуществленной ими оценке по состоянию на день ее проведения. Руководство компании (генеральный, исполнительный, финансовый директоры, руководители среднего звена по направлениям) обязано включать собственные отчеты в протоколы проведенного аудита для того, чтобы подтвердить точность информации, содержащейся в данных протоколах. Руководители, которые намеренно представляют недостоверные финансовые показатели в отчетной документации, несут серьезную административную и уголовную ответственность. Согласно разделу 802 «Уголовное наказание за изменение содержания документов» за уничтожение, изменение или фальсификацию записей может быть наложен штраф или вынесен приговор о тюремном заключении на срок до 20 лет .

Раздел 404 «Оценка внутреннего контроля руководством» закрепляет необходимость внедрения системы внутреннего контроля и устанавливает ответственность руководства компании за создание и поддержание адекватной структуры и процедур внутреннего контроля в отношении финансовой отчетности, к которой предъявляются пять основных требований: существование или возникновение, полнота и оценка, точность, права и обязательства, представление и раскрытие .

Данный раздел закона является самым сложным в применении, так как большинство компаний управляли своими финансовыми потоками без использования детальной отчетности. Компаниям рекомендуется разработать систему внутренних показателей при подготовке финансовых данных и периодически подвергать ее тестированию.

Раздел 404 напрямую связан с внутренним аудитом, который производит оценку системы внутреннего контроля компании. В международной практике существует несколько общепринятых принципов построения данной системы. Закон Сарбейнса — Оксли ссылается на модель внутреннего контроля, разработанную Комитетом спонсорских организаций (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission или COSO) . Модель CCSO Internal Control — Integrated Framework включает несколько взаимосвязанных блоков, каждый из которых относится ко всем категориям бизнес-целей (стратегическим, операционным, целям отчетности и соответствия требованиям законодательства) . Это пять ключевых компонентов: контрольная среда, оценка рисков, контролирующие мероприятия, внутренние коммуникации, мониторинг. В октябре 2004 г. была опубликована модель СOSO ERM — Integrated Framework (ERM — enterprise risk model), которая, по сути, объединила в себе как элементы системы внутреннего контроля, так и элементы системы управления рисками .

В 2005 году был принят международный стандарт аудита 315 «Выявление и оценивание риска существенного искажения финансовой отчетности в ходе получения понимания деятельности и среды, в которой действует организация». Понимание деятельности организации охватывает и такую составляющую, как система внутреннего контроля, которая, в свою очередь, включает контрольную среду, процесс оценки рисков в организации, информационную систему, процедуры контроля и контрольные действия и мониторинг средств контроля. Таким образом, оценка риска увязана с анализом надежности системы внутреннего контроля организации с точки зрения риска возможного ненамеренного искажения или ошибки, а также фальсификации финансовой отчетности в результате мошенничества.

Согласно МСА 315 «система внутреннего контроля — совокупность применяемых организацией средств и методов, позволяющих снизить бизнес-риски, угрожающие достижению таких целей организации, как соответствие данных финансовой отчетности фактическому состоянию дел, достижение эффективности и продуктивности осуществляемых операций, а также выполнение требований законодательства» .

В России к 2016 году планируется окончательный переход на МСФО, знание которых и умение грамотно их применять является залогом успеха составления достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности, позволяющей привлекать потенциальных инвесторов.

В Российской Федерации с 1 января 2013 года вступила в силу новая редакция закона о бухгалтерском учете. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация обязана «организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Организация, бухгалтерская (финансовая) отчетность которой подлежит обязательному аудиту, обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)» .

Введение в организации системы внутреннего контроля и соблюдение требований, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, повысит надежность и достоверность отчетности, усилит доверие инвесторов к бухгалтерской (финансовой) отчетности и приведет к повышению эффективности деятельности организации и устойчивому экономическому росту организации.

Согласно п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010 N 186н), при ведении бухгалтерского учета организация должна обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности с целью контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием основных, материальных, трудовых и денежных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, тарифами и сметами .

В соответствии с ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, организация формирует в учетной политике правила документооборота, технологию обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, а, следовательно, и системы внутреннего контроля .

Систему внутреннего контроля можно также рассматривать как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, для обеспечения достаточной уверенности в достижении целей с точки зрения надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных операций и соответствия деятельности организации нормативным правовым актам .

Организация и функционирование системы внутреннего контроля направлены на снижение рисков хозяйственной деятельности организации. Внедрение системы внутреннего контроля предполагает наличие инструментария, который позволит отслеживать процессы внутреннего контроля в реальном времени, оптимизировать документооборот, ввести персональную ответственность по разделам внутреннего контроля, оценить степень достоверности результирующих отчетов, выявить и оценить влияние различных факторов на достоверность финансовой отчетности. Таким образом, вводимая Законом 402-ФЗ система внутреннего контроля направлена на снижение рисков при принятии управленческих решений и призвана обеспечить достоверность информации, содержащейся в финансовой отчетности компаний.

Организация и функционирование системы внутреннего контроля в компании чаще всего строится на следующих ключевых принципах .

1. Интегрированность — заключается в информировании руководства соответствующего уровня управления об обнаруженных существенных нарушениях финансово-хозяйственной деятельности с анализом их причин, недостатках и слабых местах контроля, о мероприятиях корректирующего характера, которые либо были предприняты, либо которые следует предпринять.

2. Непрерывность — заключается в осуществлении внутреннего контроля на постоянной основе на всех уровнях управления, что позволяет компании своевременно выявлять и анализировать отклонения в системе внутреннего контроля, а также предупреждать их возникновение в будущем.

3. Методологическое единство — заключается в единстве требований и подходов для всех подразделений компании.

4. Комплексность — означает, что система контроля действует на всех уровнях и во всех подразделениях компании, охватывает все объекты внутреннего контроля и направления деятельности компании и, соответственно, все возникающие риски.

5. Ответственность — означает, что за функционирование СВК несут ответственность все работники и руководство на всех уровнях компании в рамках своих полномочий.

6. Ориентированность на управление рисками — внутренний контроль должен находиться в тесном взаимодействии с системой управления рисками в компании, что способствует своевременному и эффективному внедрению мероприятий по воздействию на риски. При проведении контрольных процедур следует оценивать и величину, и вероятность возникновения рисков, а также степень их влияния на финансовые результаты.

7. Оптимальность — означает, что объем и сложность контрольных процедур, используемых в компании, являются необходимыми и достаточными для эффективного управления рисками и достижения поставленных целей, т.е. должно выполняться соотношение «затраты — экономический эффект». Затраты на внедрение и последующее функционирование контрольных процедур не должны превышать последствия реализации рисков, а совокупный уровень остаточного риска должен соответствовать допустимым размерам, установленным компанией.

8. Актуальность и развитие — означает, что вся документация по системе внутреннего контроля (описание рисков, результаты контроля и др.) должна своевременно актуализироваться и постоянно совершенствоваться с целью повышения эффективности управления рисками. Для постоянного развития системы внутреннего контроля руководством компании должны быть созданы определенные условия, так как приходится решать новые задачи, возникающие в результате изменения внутренних и внешних условий функционирования.

Задачами системы внутреннего контроля являются .

1. Установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов.

2. Установление соответствия осуществляемых операции регламентам, полномочиям сотрудников.

3. Соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности. С этой целью учреждение должно разработать и утвердить положение о внутреннем финансовом контроле.

В настоящее время многие организации РФ ведут управленческий учет, цель которого состоит в обеспечении информацией внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. Поэтому систему внутреннего контроля в таких организациях целесообразно организовать в рамках управленческого учёта с тем, чтобы избежать серьезных затрат на создание этой системы. После введения в действие закона SOX в компаниях произошло увеличение на 30% затрат на проведение аудита, также значительных затрат потребовали внедрение системы внутреннего контроля, проверка ее эффективности и уязвимости.

Система внутреннего контроля может быть построена на базе центров ответственности, уже созданных в рамках системы управленческого учета. Центры — это структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы . При этом руководителя подразделения ответственны лишь за те показатели, на которые они реально могут оказывать воздействие. Основным оценочным показателем обычно принимают финансовый результат, который отражается в бухгалтерской и управленческой отчетности.

В управленческом учёте должно быть четко регламентировано и обеспечено соблюдение правил и сроков составления и представления управленческой отчетности и непосредственно связанных с ней контрольных показателей внешней финансовой (бухгалтерской) отчётности (доходов, расходов, финансовых результатов).

Известно, что управленческий учет обеспечивает:

  • формирование системы достоверной и полной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности компании для управления бизнесом в целом, на основании которой менеджмент принимает оперативные и стратегические решения;
  • оценку эффективности деятельности компании, ее структурных подразделений и функциональных блоков, планирование (бюджетирование) и контроль хозяйственной деятельности, обеспечение оптимального использования основных, материальных, трудовых и денежных ресурсов и в соответствии утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • децентрализацию управления, т.е. распределение полномочий и обязанностей в принятии решений между различными уровнями управления, делегирование ответственности между менеджерами в части управления, планирования и контроля затрат и результатов деятельности подразделения, что позволит своевременно предупреждать и предотвращать негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности компании и выявлять внутрихозяйственные резервы;
  • корректировку управляющих воздействий на процессы производства и продажи продукции, товаров и услуг, снижение субъективности при принятии управленческих решений на всех уровнях, анализ и оценку аналитических показателей внутреннего контроля, раскрывающих выявленные резервы экономического роста эффективности компании.

Таким образом, подход к организации системы внутреннего контроля в рамках управленческого учета позволит подготовить достоверную, надежную и качественную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Рецензенты:

Макарова Л.Г., профессор, д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгород.

Закон получил свое название от имен создателей — сенатора Пола Сарбейнза (демократическая партия, штат Мэрилэнд) и члена палаты представителей Майкла Оксли (республиканская партия, штат Огайо).

Библиографическая ссылка

Щепетова В.Н., Почекаева О.В. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18818 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Закон Сарбейнса-Оксли 2002 г.

Длинное название

Закон о защите инвесторов за счет повышения точности и надежности раскрытия корпоративной информации в соответствии с законодательством о ценных бумагах и для других целей.

Никнеймы

Сарбейнс – Оксли, Сарбокс, SOX

Принят

сто седьмой Конгресс Соединенных Штатов Америки

Цитаты

Публичное право

Pub.L. 107–204

Устав в целом

116 Стат. 745

Кодификация

В законы внесены поправки

Закон о фондовых биржах 1934 г. , Закон о ценных бумагах 1933 г. , Закон о гарантиях пенсионного дохода сотрудников 1974 г. , Закон о консультантах по инвестициям 1940 г. , раздел 18 Кодекса США , раздел 28 Кодекса Соединенных Штатов

Заголовки изменены

15, 18, 28, 29

Законодательная история

  • Введенный в палате , как «Корпоративный и аудита отчетности, ответственности и Закон о прозрачности 2002» ( HR 3763 ) по Майк Оксли ( R — OH ) от 14 февраля 2002
  • Рассмотрение комитета Палатой представителей по финансовым услугам , Банковский сенат
  • Сдал Дом 24 апреля 2002 г. ( 334–90 )
  • Сдал Сенат как «Закон о публичной компании Accounting Reform и защите прав инвесторов 2002» на 15 июля 2002 (голос голосование, вместо S. 2673 прошел 97-0 )
  • Об этом сообщил объединенный комитет конференции 24 июля 2002 г .; согласовано Палатой представителей 25 июля 2002 г. ( 423–3 ) и Сенатом 25 июля 2002 г. ( 99–0 )
  • Подписан закон президента Джорджа Буша по 30 июля 2002

Сенатор Пол Сарбейнс ( D — MD ) (слева) и член палаты представителей Майкл Г. Оксли ( R — OH-4 ) (справа), соавторы закона Сарбейнса-Оксли

Часть серии по

Бухгалтерский учет

  • Историческая ценность
  • Постоянная покупательная способность
  • Управление
  • Налог

Аудиторская проверка

Люди и организации

Закон Сарбейнса-Оксли 2002 г. ( Pub.L. 107–204 , 116 Stat. 745 , вступил в силу 30 июля 2002 г.), также известный как «Закон о реформе бухгалтерского учета и защите инвесторов в публичных компаниях» (в Сенате ) и «Корпоративный и Закон об аудите подотчетности, ответственности и прозрачности «(в Палате представителей ) и чаще называемый Сарбейнсом – Оксли , Сарбоксом или SOX , является федеральным законом США, который устанавливает новые или расширенные требования для всех советов директоров публичных компаний США , менеджмента и государственного учета. фирмы. Ряд положений Закона также применяется к частным компаниям, например, умышленное уничтожение улик с целью воспрепятствовать федеральному расследованию.

Законопроект, состоящий из одиннадцати разделов, был принят как реакция на ряд крупных корпоративных и бухгалтерских скандалов , включая Enron и WorldCom . Разделы законопроекта охватывают обязанности совета директоров публичной корпорации, добавляют уголовные наказания за определенные проступки и требуют, чтобы Комиссия по ценным бумагам и биржам разработала правила, определяющие, как публичные корпорации должны соблюдать закон.

Закон Сарбейнса-Оксли (часто говорят «сокс» — от английского сокращения названия закона SOX) был принят в 2002 году в результате ряда скандалов с отчетностью крупных компаний таких, как Enron и WorldCom.

Принятие жестких требований к финансовой отчетности (Financial Statement), к действиям менеджеров, директоров и аудиторов, введение уголовных наказаний за ввод инвесторов в заблуждение помогли пережить кризис и возвратить доверие инвесторов к финансовой отчетности в США.

Прежде всего SOX касается компаний, акции которых торгуются на американских биржах. Распространяется он и на иностранные компании, акции которых торгуются в США через депозитарные расписки. Что включал в себя SOX? Давайте рассмотрим основные моменты.

В отношении менеджеров компаний:

  • СЕО и CFO компании должны лично (своей подписью) заверять финансовую отчетность, гарантируя, что она подготовлена в соответствии со всеми требованиями стандартов и регулирующих органов;
  • менеджеры обязаны создать эффективную систему внутреннего контроля, которая будет обеспечивать предоставление инвесторам корректно составленной финансовой отчетности;
  • манипуляции менеджеров с отчетностью, вводящие инвесторов в заблуждение относительно истинного положения дел в компании, становятся уголовными преступлениями с существенными сроками заключения;
  • за некоторыми исключениями запрещаются выдача компанией кредитов своим топ-менеджерам и любые бизнес-отношения между компанией и ее менеджерами (менеджер не может быть владельцем бизнеса, связанного деловыми отношениями с компанией, в которой этот топ-менеджер работает);
  • топ-менеджеры обязаны немедленно (в течение 2 дней) раскрывать свои сделки по покупке/продаже акций компании, в которой они работают.

В отношении членов советов директоров компаний:

  • выбор аудитора для проведения аудиторской проверки финансовой отчетности должен осуществлять комитет по аудиту при совете директоров компании (или сам совет директоров при отсутствии отдельного комитета);
  • члены комитета по аудиту при совете директоров должны быть независимы от менеджмента (не должны быть сотрудниками компании);
  • комитет по аудиту имеет право привлекать независимых экспертов для обеспечения своей деятельности.

В отношении внешних аудиторов:

  • в США создана специальная организация, контролирующая и регулирующая деятельность аудиторских компаний – Public Company Accounting Oversight Board (PCAOB). РСАОВ имеет право в случае выявления серьезных нарушений отзывать или приостанавливать действие аудиторских лицензий как отдельных специалистов, так и аудиторских компаний в целом;
  • аудиторским компаниям запрещено одновременно с услугами по аудиту финансовой отчетности предоставлять клиенту консультационные услуги (за редкими исключениями);
    внешние аудиторы в ходе своей работы обязаны проводить проверку эффективности работы системы внутреннего контроля в части подготовки финансовой отчетности в компании. Заключение об эффективности системы внутреннего контроля становится стандартной частью аудиторского заключения;
  • вводится обязательная внутренняя ротация руководителей аудиторских проектов минимум каждые пять лет (иными словами, ни один партнер аудиторской фирмы не имеет права работать с одним клиентом по вопросам аудита более пяти лет подряд).

По материалам книги А. Герасименко «Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов».

  • Азбука инвестора

Американские компании, осуществляющие свою деятельность за пределами США и подающие отчетность ранее установленных сроков, в настоящее время заканчивают работу над проведением оценки внутреннего контроля над подготовкой финансовой отчетности. По окончании отчетного года 15 июля 2005 года или позднее этой даты зарубежные эмитенты в свой годовой отчет должны будут включать отчет руководства о состоянии внутреннего контроля. Несмотря на тот факт, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США несколько раз откладывала дату вступления в силу Раздела 404, Делойт настоятельно рекомендует зарубежным эмитентам не изменять график и масштабы запланированной работы по соблюдению требований Раздела 404.

В статье «Раздел 404 Закона Сарбэйнса-Оксли: Трудности соблюдения требований закона Сарбэйнса-Оксли для зарубежных эмитентов» рассказывается об опыте зарубежных эмитентов, а также об основных трудностях, с которыми может столкнуться ваша компания в ходе подготовительных мероприятий по соблюдению требований Раздела 404.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх