Закон шариата

  1. Развитие исламских стран
  2. История мусульманских государств
  3. Какие страны являются традиционно исламскими?
  4. Организация исламского сотрудничества
  5. Аспекты «исламского мира»
    1. Россия в исламском мире

Исламские страны в современном мире играют заметную роль в системе международных отношений и международной политики, поскольку мусульманское население на планете увеличивается с каждым годом рекордными темпами. Исламский мир показывает неуклонную тенденцию к расширению, и эксперты высказывают мнение, что мусульман в мире станет больше христиан уже к 2050 году. Уже сейчас исламский мир включает в себя не только исламские страны, которые являются традиционно восточными странами: мусульмане проживают в большинстве государств мира. В одной только столице Великобритании Лондоне имя Мухаммад является самым популярным, а на территории Лондона функционирует более ста мечетей. Глобализация распространила религию ислама, и сейчас этнические мусульманские общины функционируют во всех странах. Если рассматривать историю ислама, то можно увидеть парадоксальное явление: в странах Европы, которые на протяжении всей своей истории боролись с мусульманским миром, стремительно растет численность мусульман. Этому называют две причины: высокие демографические показатели, которые традиционно фиксируются у народов, исповедующих Ислам, и активная иммиграция.

История мусульманских государств

Изначально большая часть современного мусульманского населения являлась единым мусульманским государством, которое в восемнадцатом веке простиралось в своих владениях от Центральной Азии в восточной части до Испании и Марокко в западной части. Это была территория ислама Дар уль-ислам или Арабский халифат.

Ислам начал свою историю на Аравийском полуострове в седьмом веке нашей эры, когда Пророк Мухаммад ﷺ передал людям божественное откровение в виде Священной Книги Коран. Последователями Пророка ﷺ было создано небольшое государство-мусульманская община. После смерти Пророка Мухаммада ﷺ, который стал первым правителем исламского государства, халифами становились его сподвижники – первые четыре халифа получили среди мусульман прозвище «праведные халифы», и уже в период их правления территории халифата включали Египет и Сирию, всю Саудовскую Аравию, Ирак и частично Иран. Дальнейшее расширение Халифата положило начало формированию разных исламских доктрин и религиозно-политических течений: ислам разделился на суннизм, хариджизм и шиизм.

Ислам на момент правления таких знаменитых и могущественных мусульманских династий, как Омейяды и Аббасиды, охватывал огромные территории: от Пиренейского полуострова до центра Азии, до западных индийских провинций: государства формировались уже самостоятельные, независимые от Халифата, но проповедующие религию Ислама.

К десятому веку исламский мир уже имел несколько культурных и политических центров: одним в арабо-мусульманской Испании управляли Омейяды, а вторым, в Египте, управляли Фатимиды, и обе эти династии прикладывали огромные усилия для того, чтобы объединить мусульман и распространить плоды исламской цивилизации среди жителей. К пятнадцатому веку Пиренеи уже постепенно стали переходить под власть Реконкиста, то есть христианских правителей, но Ислам продолжал свое расширение в Западную и Восточную Африку, в Юго-Восточную Азию, на Кавказе, на Балканах и в Поволжье.

После того, как Первая мировая война положила конец Османской империи, институты султаната и халифата были упразднены, границы Ислама в результате колониальной модернизации существенно сдвинулись. Сегодня исламский мир – это история и судьбы многих постколониальных государств, но идея того, что политическое единство мусульман должно быть восстановлено, а Халифат возрожден, а весь исламский мир должен вернуться вновь к своим духовно-нравственным идеалам, остается главенствующей для мусульманских религиозно-политических движений во многих странах мира.

Какие страны являются традиционно исламскими?

Ислам имеет свою долгую и пеструю историю, которая во многом объясняет распространение мусульман по миру и показатели процентного соотношения мусульманского населения между исламскими странами. Ниже представлен список стран, в которых исламская культура и традиции доминируют на протяжении столетий:

Немало мусульман проживает и в Индии – мусульманская община этой страны составляет почти сто девяносто миллионов человек, что составляет 14% от всего населения Индии.

Относительно того, какова численность мусульманского населения в Китае, существуют разные данные: Организация Объединенных Наций заявляет, что в Китае проживает двадцать миллионов мусульман, но, по другим оценкам, численность мусульманской общины в Китае достигает даже шестидесяти-девяноста миллионов человек.

В настоящее время на международной арене некоторые исламские страны, такие как Малайзия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Турция являются значимыми политическими и экономическими игроками.

Организация исламского сотрудничества

В 1969 году на конференции глав исламских государств была основана международная «Организация Исламская конференция» (ОИК), целью которой являлась консолидация мусульманских стран в экономической, культурной, социальной и политической сферой. В ОИК, переименованной в 2011 году в ОИС — «Организацию исламского сотрудничества» входит 57 исламских стран:

  1. Саудовская Аравия
  2. Объединенные Арабские Эмираты
  3. Малайзия
  4. Турция
  5. Индонезия
  6. Иран
  7. Нигерия
  8. Алжир
  9. Кувейт
  10. Бангладеш
  11. Ливия
  12. Казахстан
  13. Катар
  14. Египет
  15. Оман
  16. Ирак
  17. Пакистан
  18. Бахрейн
  19. Тунис
  20. Марокко
  21. Судан
  22. Кот-д’Ивуар
  23. Йемен
  24. Сирия
  25. Азербайджан
  26. Габон
  27. Узбекистан
  28. Туркменистан
  29. Бруней
  30. Иордания
  31. Камерун
  32. Чад
  33. Ливан
  34. Мозамбик
  35. Сенегал
  36. Таджикистан
  37. Суринам
  38. Бенин
  39. Мавритания
  40. Уганда
  41. Того
  42. Кыргызстан
  43. Албания
  44. Гвинея
  45. Гайана
  46. Афганистан
  47. Буркина Фасо
  48. Мали
  49. Джибути
  50. Сомали
  51. Нигер
  52. Сьерра Леоне
  53. Гамбия
  54. Мальдивы
  55. Гвинея-Бисау
  56. Коморы
  57. Палестина

Аспекты «исламского мира»

Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством.

Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман.

С точки зрения аспекта географического, под исламским миром подразумевают тот регион на планете, где компактно проживает большое количество мусульман: охватывает территории от Западной Африки вплоть до Юго-Восточной Азии, и в этот регион входит и Европа, и Россия, и Кавказ, а также Центральная Азия, Индия, Китай и Индонезия. Если рассматривать распространение мусульманского населения по континентам и странам, то в Северной Африке проживает всего 20% от мусульман земли, а в Азии — 80% приверженцев мусульманской религии: в Индонезии проживает двести тридцать миллионов человек, в Индии – сто девяносто, в Пакистане – сто девяносто пять миллионов, в Бангладеш мусульманское население составляет сто пятьдесят миллионов.

С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.

Россия в исламском мире

Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того процент коренных мусульманских народов на территории Российской Федерации составляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны.

Законы шариата – это не что иное, как указание человеку на путь, тропинку к праведной жизни, великое благо, данное человеку Аллахом. Именно так переводится слово «шариат» с арабского – «путь».

Вера как свойство духа неразрывна от дел человека, поэтому Господь дает человеку законы и для правильного поклонения своему Господу, и для соблюдения правил повседневной праведной жизни. При жизни Пророка эти правила исходили от него как Посланника Бога и Источника Его Откровений. После его смерти они остались в Коране и Сунне. Шариат – это свод правил, позволяющих добру победить зло и правде Аллаха победить дьявола.

Господь не разделяет законов веры и законов юридических. Для Него все они – единое целое. Все они записаны в Коране и дополнены в Сунне. Шариат защищает базовые ценности и права человека: вера, жизнь, семья, интеллект, имущество. Шариат защищает право человека на общение со своим Богом, регламентирует правила этого общения для удобства человека. Шариат – это путь к Богу. Величие нашей религии заключается в том, что она связывает воедино веру и дела, молитву и повседневную жизнь, почитание Аллаха и соблюдение правил общественной жизни. И все эти аспекты заключены в Священном Коране, откуда шариат черпает свои правила и законы. «Мы ниспослали Коран законом на арабском языке.» (13:37)

Важное значение для формирования норм шариата имело совокупное мнение авторитетных людей – иджма. Сам Аллах предписал людям советоваться между собой и выносить таким образом решения: «Советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.» (3:159) «То, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются, которые отвечают своему Господу, совершают намаз, совещаются между собой о делах и расходуют из того, чем Мы их наделили.» (42:36-38) Иджма была впервые проведена в VII веке. Это было собрание семи авторитетных улемов, которые выносили решения по вопросам, возникшим после смерти Пророка. Таким образом возникали различные дополнительные нормы права, как, например, правило о недействительности продажи еще не произведенного товара, или правило о том, что бабка имеет право на шестую часть наследства. Кодекс иджма был сформирован в первые столетия после смерти Пророка и является завершенным. При этом некоторые богословы рассматривают возможность созыва авторитетного собрания улемов для вынесения совместных решений и в наши дни. Теоретически это возможно, поскольку Ислам – живая религия, которая постоянно развивается. Но практически степень авторитетности мнений улемов должна соответствовать авторитетности слова Пророка, и решится на такую декларацию не так просто.

В настоящее время в случаях, не предусмотренных Кораном, Сунной и иджма в шариате применяется так называемое «собственное суждение юристов» или иджтихад. К этому мнению также применяются многочисленные очень строгие требования.

И наконец, последим, второстепенным источником шариата служат установленный порядок вещей (урф) и сложившиеся неписанные обычаи (адат). В качестве примера адата можно привести ношение niqab женщинами или обруча с платком мужчинами. И то, и другое является адатом, обычаем, существовавшим у арабских племен до принятия Ислама. Адат может служить источником норм шариата только если он не противоречит Корану и Сунне.

Таким образом, законы шариата учитывают всю совокупность норм, предписанных человеку Аллахом, и являются самым верным путем к праведной и богоугодной жизни.

  1. Виды шариата
  2. Степени исполнения законов шариата
    1. Виды фарда
    2. Виды рекомендуемых норм шариата
    3. Разрешенные нормы шариата
    4. Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата
  3. История развития шариата
  4. Юридическая сила законов шариата
  5. Выбор человека
  6. Где применяются шариатские законы

Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.

Всевышним Аллахом были посланы пророки, которые были призваны направить на истинный путь различные народы и общины, который приведет их к счастью и в земном мире, и в мире загробном. Для каждой общины через посланников Всевышнего, Его пророков ниспосылался свод божественных законов, по которым люди должны были жить в справедливости, чтобы преуспеть в мирской жизни и в их будущей жизни.

Последним Пророк Аллаха стал Пророк Мухаммад ﷺ, и законы шариата, которые он принес людям, стали безоговорочным и окончательным божественным руководством, читать которое и руководствоваться им должно все человечество.

Виды Шариата

Шариат берет из Корана и Сунны культовые нормы, которые регулируют порядок, по которому мусульмане должны исполнять религиозные обязанности – ибадат. Также в шариатских законах содержатся правила, которые определяют поведение мусульман в их взаимоотношениях друг с другом — муамалят.

Шариат дает ориентиры и общие принципы — аль-куллия или аль-каваид аль-амма, их следует читать и они могут толковаться и рационально осмысливаться с целью найти решение в определенной ситуации. Правоведы для того, чтобы вывести законы и правила поведения в конкретных случаях, могут применить иджтихад, и с его помощью они могут заменять правила старые новыми, но не выходить за рамки Шариата, который основывается не только на ясных положениях Священного Корана и Сунны, но в нем могут быть сформулированы только общие ориентиры, на которые может опираться мусульманин в своей жизни.

В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида. Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк. Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.

Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.

Степени исполнения законов шариата

Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:

  1. фард — обязательные деяния по законам шариата – это те, которые мусульмане должны совершать, но вознаграждены они будут только в том случае, если они будут совершены с искренними и благими намерениями;
  2. рекомендуемые нормы шариата – это мандуб, такие деяния стоить совершать;
  3. разрешенные нормы – это мубах, к ним относятся большинство из тех поступков и деяний, что совершает человек, и за них мусульманину не полагается ни наказания, ни награды;
  4. неодобряемые поступки – это макрух, такие деяния не стоит совершать;
  5. законы шариата, которые запрещают определенные деяния, называются харам — – это те, за которые мусульманам последует наказание на шариатском суде или в Судный день.

Каждый поступок и деяние человека основывается на том, какими помыслами руководствовался этот человек, когда совершал этот поступок. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, каждое дело совершается по намерениям, и воздаяние за свои поступки человек получит в зависимости от того, какие у него были намерения.

Виды фарда

Обязательные поступки которые входят в 5 основных категорий, подразделяются также на те, которые обязательно выполнять абсолютно всем, то есть фард аль-‘айн, и те, которые можно не выполнять в определенных обстоятельствах, то есть фард аль-кифая, также близкий по степени к фарду является ваджиб — не столь категоричное требование к исполнению, но очень необходимое, несовершение которого будет являться большим грехом. Если мусульманин пренебрегает фардом, то его называют нечестивцем или фасиком.

Если законы шариата читать дословно, то к категории фард аль-‘айн можно отнести следующие поступки человека:

  • изучая окружающий мир, видеть в нем могущество и величие Аллаха;
  • не искажать действительность, если присутствуешь на суде в качестве свидетеля;
  • трудиться разрешенным и дозволенным способом, добывая средства для жизни своей семьи и самого себя, чтобы нужда не была препятствием для выполнения постановлений и законов шариата;
  • одеваться по мере необходимости;
  • вернуть имущество хозяину, если чужое богатство каким-то путем попало к тебе в руки;
  • наследнику – рассчитаться с долгами умершего полностью, даже если полученное наследство не покрывает эти долги;
  • мужу — содержать жену, не проявляя к ней актов насилия и обеспечить, обходясь с ней справедливо;
  • если родители детей находятся в бедности, то дети обязаны родителей содержать;
  • данный кому-либо обет мусульманин обязан сдержать, если то, что он пообещал, не противоречит законам Шариата.

К категории фард аль-кифая следует относить исполнение следующих законов шариата:

  • мусульмане обязаны производить средства потребления и средства производства, которые необходимы обществу;
  • мусульмане обязаны содержать тех стариков, которые лишились своих опекунов и средств к существованию;
  • мусульмане обязаны оказывать помощь калекам, больным и беспомощным людям, если эти люди не имеют содержателей;
  • проводить в последний путь покойника;
  • мусульмане обязаны воспитывать сирот…

Ваджиб – это такие действия, для которых предписание обязательности не настолько жесткое, как для фарда и не так категорично выражено посредством Корана и Сунны. Если человек будет отрицать обязательность выполнения ваджиба, то это его из лона Ислама не выведет, но если он не будет выполнять ваджиб, то это будет большим грехом.

Законы шариата категории ваджиб включат в себя:

  • шакирд или учащийся своего учителя обязан уважать и подчиняться ему;
  • мусульманин должен оказывать людям, а также животным, которые оказались в трудном положении, посильную помощь;
  • продающий товар мусульманин должен поставить в известность своего покупателя, если его товар имеет недостаток;
  • если мусульманин знает правду о том, что кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то он должен рассказать правду, вступившись за того, кого несправедливо обвинили;
  • дольше трех дней мусульманин не должен таить обиду: если примирение не вредит вере мусульманина, то он должен помириться через три дня;
  • мусульманин должен вырабатывать в себе хороший характер;
  • следует уметь извлечь из каждого обстоятельства урок, смотря на него осмысленно;
  • если человек знает ответ на вопрос, который перед ним поставлен, то он должен ответить на него;
  • родители должны своих детей обучать религиозным ритуалам, культуре, и если не могут обучать сами, то должны нанять обучающегося;
  • если у мужчины есть две жены, то он обязан по законам шариата обеспечить им равенство.

Виды рекомендуемых норм шариата

Мандуб, суннат, мустахабб – это одобряемые и рекомендуемые поступки. По терминологии «суннат» — это поступки правильные, которые соответствуют Сунне Пророка Мухаммада ﷺ, и эти поступки по законам Шариата могут подразделяться на мустахаб, то есть действия богоугодные, которые непостоянно совершал Пророк Мухаммад ﷺ, и мауккаду, то есть те поступки богоугодные, которые Пророк Мухаммад ﷺ совершал постоянно. Для мусульманина крайне нежелательно не выполнять сунну муаккада. К категории мандуб относятся поступки и действия, которые не были предписаны законами шариата, но если мусульманин будет совершать их, то окружающими это будет высоко оценено – милостыня, щедрость, изучение Корана и благочестие относятся к категории мандуб.

Законы шариата, подпадающие под категорию суннат, включают в себя:

  • оказание почета ученым и пожилым людям;
  • оказание почтения и услуг в зависимости от заслуг человека, не относясь одинаково к невежде и к шейху;
  • обсуждение хозяйственных вопросов со своей женой;
  • если человек болен, то ему следует обратиться к врачу и лечиться.

К мустахабу относятся такие законы шариата, как:

  • вести себя прилично за столом;
  • откликаться на приглашение, даже если бедный человек пригласил в гости в свой дом, если нет причин сомневаться в чистоте пищи;
  • водить дружбу с теми людьми, кто умен и имеет хороший характер;
  • намекнуть о недостатках своим близким и друзьям наедине, а не при людях;
  • выращивать лесные насаждения;
  • вернуть продавшему его вещь, если он решил вернуть ее, раскаявшись в продаже, так же как и продавцу следует принять назад вещь, если покупатель передумал и решил отказаться от покупки;
  • если мусульманин пользуется новшествами, то важно, чтобы эти новшества не противоречили Шариату и духу Ислама;
  • мусульманину следует научиться красиво писать.

Разрешенные нормы шариата

Мубах и джаиз – это нейтральные и общедозволенные поступки и деяния, из которых мубах – это такие поступки и действия, которые законы шариата рассматривает в качестве нейтральных.

Законы Шариата в категории мубах предполагают:

  • употребление недозволенных напитков или продуктов, если это нужно для лечения и того требует крайняя необходимость;
  • высказывание за глаза, если это высказывание о несправедливом тиране;
  • женитьба на нескольких женщинах (не более, чем на четырех), если мусульманин имеет крепкое физически здоровье и может обеспечить всем своим женам равенство и справедливость;
  • выпивание безвредных для организма и не оказывающих опьяняющего действия напитков.

Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата

Макрух и харам – это запретные поступки. Под категорию «макрух» подпадает то, что с моральной точки зрение осуждается обществом, но нарушением законов шариатского права это не является. Действия и поступки, подпадающие под категорию «харам» — запретные и греховные поступки. Харам законы подразделяются на харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми означает такие запретные действия, которые помимо совершающего, наносят вред еще кому-то, а харам гайри зулми – это такое запретное деяние, совершение которого приносит вред только совершающему.

Возможно вас заинтересуют одежда по шариату для женщин

Что такое шариатский суд

Какими являются законы шариата для женщин?

Законы Шариата запрещают:

  • животных бить по морде;
  • людей и иных живых существ пытать и бить;
  • несправедливо вести торговлю, пытаясь обмануть покупателя, чтобы присвоить его имущество или деньги, а также продавать товар, который имеет брак или испорчен, выдавая его за товар без изъянов;
  • имущество сирот использовать для собственных целей;
  • не выплачивать работнику его заработок, держа его у себя;
  • создавать для кого-то препятствие, если человек желает воспользоваться чем-то, что является общественным достоянием;
  • выдавать за чистые серебряные и золотые деньги те, которые имеют примеси;
  • приписывать человеку то, чего он не имеет;
  • наговаривать на человека и доносить на него;
  • сплетничать;
  • принимать участие в пустых и бесполезных разговорах, спорить, чтобы одержать верх;
  • бить слуг и подчиненных, а также слабых;
  • вредить своему соседу и беспокоить его;
  • несправедливому человеку или тирану оказывать в его делах содействие;
  • позорить и бранить ученого;
  • бедных унижать и позорить за их положение;
  • слово или обязательство взятое нарушать;
  • руководителю быть по отношению к своему подчиненному несправедливым или жестоким;
  • верить предсказателям и гадалкам, астрологам,
  • ради мирской жизни любить религиозное,
  • брать взятки, ведя торговые или судебные дела;
  • в собственных мыслях причислять себя к святым или считать себя человеком перед шариатом слишком богобоязненным за свою добропорядочность и исполнительность;
  • обращаться к Аллаху с просьбой сделать зло кому-либо;
  • оставшиеся, лишние продукты выбрасывать;
  • довести диетами и голоданиями свой организм до такого состояния, что быть не в силах совершать молитвы Всевышнему;
  • употреблять в пищу мертвечину и мясо того животного, которое не было зарезано, согласно Шариату;
  • жестоких людей избирать на руководящие должности;
  • без нужды держать собаку в жилом доме;
  • богатого лишь за его положение почитать и величать;
  • высмеивать человека, поступившего неправильно по ошибке и многие другие…

Законы шариата охватывают и категорию мустакрах – это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много кушать, наблюдать за тем, как ест другой человек, употреблять вредную для организма пищу, подходить близко к заразному человеку, принимать милостыню от такого человека, который беднее тебя.

История развития шариата

Основа законов шариата — Коран

Священная Книга Коран состоит из аятов, которые рассказывают мусульманам основы вероисповедания, учат духовности, как читать и понимать Коран, молитвы, основам служения Всевышнему, а также религиозной исламской этике. Аяты Корана начали ниспосылаться в мекканский период пророческой миссии Посланника Всевышнего ﷺ, и Божественные Откровения ниспосылались в течение двенадцати лет его жизни. Когда Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, начался государственный период для религии Ислама, который продлился десять лет. Суры, которые ниспосылались в мединский период предписывают строить общественно-политическую, культурную, экономическую деятельность мусульманской уммы. В мединский период были ниспосланы правила и законы, касающиеся того, как мусульмане должны заключать браки, какими должны быть взаимоотношения мужа и жены, как проводить разводы, каковы правила наследования, а также ведения торговли и войны и заключения мира. Все эти предписания и виды наказания в большей своей части содержатся в Сунне Посланника Аллаха ﷺ.

Юридическая сила законов шариата

Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.

Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам уголовного права и семейного. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду ﷺ, а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его поступках и мудрых изречениях.

Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.

Выбор человека

Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».

Сам термин «Ислам» — есть выражение отношения мусульманина к Всевышнему Аллаху: слово «Ислам» переводится как «покорность» или «поклонение». Правоверные поклоняются Всевышнему Аллаху, который является Единственным Создателем и Единственным Богом. Мусульманин должен читать Коран и следовать Воле Господа, отдавая всего себя целиком поклонению, которое присутствует во всех. сферах жизни человека, и от Божественного суда ни одна душа не освобождается. Однако человек имеет свободу выбора: он волен выбирать – идти за Всевышним Аллахом или не идти, обрести вечный Рай или попасть в вечный Ад.

Где применяются шариатские законы

Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней, в Ливане, Сирии и в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования и взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и еще в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы.

Нет ни одной темы, связанной с Исламом, которая настолько бы интересовала общество и настолько была опутана стереотипами, как законы шариата для женщины. О том, какова разница в правах мужчины и женщины в мусульманских странах, каковы законы шариата относительно мусульманок и на что они имеют или не имеют право по закону, задавалось немало вопросов и дано немало ответов, в том числе и относительно того, какими правами обладает мусульманка, и чем ее права отличаются от прав мужчин, насколько ущемляются и ущемляются ли они в своих правах.

Шариат предусматривает в области прав и в области обязанностей между мужчинами и женщинами значительные различия. Эта разница ярко выражена в законах о браке, разводе, какую одежду должна мусульманка носить, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.

Женщины c приходом Ислама

В доисламский период в Аравии женщины находились в незавидном положении. Историки упоминают среди прочих такие факты, как умерщвление девочек-младенцев собственными родителями, которые не могли их прокормить по причине своей бедности.

С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе существенно улучшилось. Законы Шариата предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, но не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По Шариату брак представлял собой своего рода «договор». В Шариате также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.

Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, если сравнивать ее положение в Исламе с ее положением в период до принятия Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по Шариату наделялась правом управлять сама своим богатством.

Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада ﷺ с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые определяют Пророка Мухаммада ﷺ как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и постарался улучшить их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад ﷺ добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и связей экономических, так и в законах о семье и браке.

Список прав и обязанностей

В Коране сказано, что мужчины для жен являются их попечителями, и именно с этим связано то преимущество, что дано Аллахом мужчинам перед женами, а также с тем, что они «расходуют из своего имущества». Мусульманская традиция требует полного подчинения жены мужу, а основную роль жены рассматривает как посвящение себя семье. Роль же мужчины-мусульманина Аллах обозначил в том, чтобы обеспечивать семью финансово. Если же жена того пожелает, то она имеет право по Шариату получить образование, и начать работать, но только в том случае, если на то даст согласие ее опекун.

Ношение закрытой одежды

С одеждой связано также множество вопросов. Коран гласит, что мусульманские женщины должны опускать взоры и оберегать свои половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают». На основании этого отрывка из текста Корана закон Шариата выдвигает к женщине требование носить хиджаб.

Образование

Многие учебные заведения самим фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании в 859 году университета Аль-Карауин. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности для образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями или учеными.

Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада ﷺ: его жена Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов. Мухаммад ﷺ хвалил женщин из Медины за то, что им не помешала скромность о своей вере узнать.

Были мужчины, которые относились с неодобрением к женскому образованию: к таким мусульманским мужчинам относился, Мухаммад ибн аль-Хадж. Биографический словарь из двадцати томов о мусульманских женщинах-ученых был написан аль-Шакхави в пятнадцатом веке: в этом словаре рассказываются биографические данные о 1075 мусульманках.

В России и других мусульманских странах мира в данное время открыто много женских медресе, в которых женщина может получить религиозное и религиозно-светское образование.

Финансовые обязательства

Законы Шариата предполагают наличие у мусульманки права на личное имущество. Финансовых обязательств у нее нет, она не несет финансовые обязательства по содержанию семьи, как мужчина мусульманин, поэтому и некоторых прав в области финансов у мужчины гораздо больше. Но исторически по закону право собственности всегда было у женщин в мусульманских странах.

Работа и карьера

Законы Шариата дают право мусульманке избрать свой профессиональный путь, но для этого необходимо соблюсти ряд условий: она может работать, если род ее занятий не будет требовать от нее необходимости оставаться с мужчинами наедине. Также работа ее не должна мешать ее основной обязанности – заботе о детях. Важным условием для образования и трудоустройства является то, чтобы в образовательном учреждении, где будет учиться женщина, или в спортивном центре, где она будет заниматься, а также в учреждении, где она будет работать, работали и учились преимущественно женщины.

Существуют на сегодняшний день некоторые ограничения относительно того, кем может работать женщина-юрист и в каком направлении осуществлять свою юридическую профессиональную деятельность. Ряд исламских школ не дает разрешение на то, чтобы мусульманка занимала должность судьи. А по ханафитскому фикху ей запрещается только работать в уголовном суде и вести гражданские дела. Связано это с тем, чтобы не допустить ведения ею дел, которые могут отличаться жестокостью, кровавостью, криминальных и опасных.

Женщины в своих правах в некоторых мусульманских странах до сих пор подвергаются дискриминации в своих правах в области работы и образования. Если сравнивать статистические данные, то в Пакистане экономически активными являются 16 %, а в Индонезии уже 52 % ведут активный образ жизни в этих областях. Те средства, что зарабатывает мусульманка собственным трудом, принадлежат ей и являются ее собственностью, и она может сама распоряжаться своим заработком так, как посчитает нужным. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.

Исламский халифат позволял женщинам активно участвовать в экономической деятельности и пробовать свои силы в профессии, которых для них открывался широкий диапазон. Очень много из них работало в больницах.

Есть упоминания о высказывании ибн Рушда, который еще в двенадцатом веке говорил о том, что у мужчин и у женщин права равные и возможности одинаковые. Но половая сегрегация в некоторых мусульманских странах все-таки наблюдалась. Особенно ярко это проявлялось в общественно-производственной сфере, где профессии подразделялись на женские и мужские, а уровень занятости жен был существенно ниже, чем у мужей. С законами Ислама такая поведенческая модель была связана косвенно, поскольку для мусульманских семей характерна многодетность при запрете на прерывание беременности, что создает определенные препятствия для возможности жене строить успешно свою карьеру.

Для мусульман многодетная семья – ориентир и эталон, и в соответствие с этим мужчины и женщины планируют свою жизнь, выбирая профессию, которая не мешала бы отдавать основные силы именно семье и детям, а не карьере и работе.

Замужество и семья

Относительно принудительных браков, он не может быть действительным в соответствие с Шариатом. Мусульманка может вступить в брак только с мужчиной-мусульманином, поскольку мужчина-немусульманин может своим детям как глава семьи подавать плохой пример, ведь дети могут стать иноверцами, если отец иноверец, а мать – мусульманка, поскольку будут воспитываться по традициям иноверцев.

Но в Коране мужчинам-мусульманам позволяется брать в жены девушек, принадлежащих к «людям Писания», то есть иудеек или христианок. Это запретным не является, но с определёнными условиями.

Говоря о вопросах многоженства, мусульманским мужчинам до четырех жен иметь можно, но жена, как отмечают некоторые исламские богословы, имеет право внести в брачный контракт условие, которым запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену, если она не даст на то согласия.

Брачный контракт

О брачном контракте в мусульманских странах не только в связи с многоженством следует сказать отдельно. Мусульманский брачный контракт – это договор, который предполагает, что каждый из супругов берет на себя ряд обязательств при вступлении в брак, и несет ответственность за выполнение этих обязательств. У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:

  • каждый из супругов обязан выполнять условия контракта и сохранять устойчивость супружества,
  • между обеими сторонами устанавливается наследство,
  • супруги имеют право наслаждаться друг другом,
  • независимо от контракта мужчина должен выплатить махр, то есть свадебный подарок, а также взять на себя обязанности по содержанию жены в любой форме, включая жилье, одежду, пищу и прочее,
  • жена обязана утвердить право на свое воспитание за мужем, поскольку он – глава семьи. Жена обязана во всем подчиняться мужу, кроме того, что может противоречить Шариату, быть к его дому привязанной и без разрешения мужа из дома не выходить,
  • жена не имеет права запретить мужу ею наслаждаться, если на то нет уважительной причины, такой, как месячные.

Отношение законов Шариата к семейной жизни основывается на положениях Корана, который рассматривает любовь между женщиной и мужчиной как Божественное знамение. Аллах приветствует между мужем и женой гармоничные отношения, приветствует стремление со стороны и мужа, и жены взаимно удовлетворять не только сексуальные, но и другие потребности. По исламу мужья должны проявлять к своим женам доброту, а жены обязаны быть во всем послушны своим мужьям, кроме совершения греховных поступков описываемых в Шариате. Жена-мусульманка обязана не отказывать своему мужу в половых отношениях (за исключением менструаций или болезни), а также держать в сохранности имущество и секреты мужа, не расточительствуя в его деньгах, не приводить в дом мужа тех, кого он не хочет видеть. По шариату на женщине не лежит обязанностей в зарабатывании средств к пропитанию. Аллах через Коран учит, чтобы в семейных спорах муж мусульманин и жена-мусульманка стремились к взаимному соглашению.

Относительно правовых вопросов, касающихся мусульманок, в традициях некоторых мусульманских народов существует такое понятие, как «Убийство чести». Профессор Фельдман утверждает, что в ряде ближневосточных стран такое явление все еще встречается и осуждается Исламом. Под этим понятием подразумеваются убийства тех, которые покрывают позором весь свой род. Такие убийства встречаются не только в мусульманских странах. По утверждению некоторых мусульманских ученых, такие убийства – это всего лишь часть традиции, не имеющей ничего общего с законами Ислама.

Согласно данным, опубликованным в отчете Организации защиты прав иранских и курдских женщин, на 2010 год было избито, изувечено, похищено, облито кислотой и убито 2829 молодых мусульманок в Великобритании. Преимущественно это были британки родом из Бангладеш, Пакистана и Индии. В большинстве случаев причиной таких убийств было сопротивление тем насильственным бракам, которые были заключены решением семей. Нападению подвергались те, которые заводили себе интимного друга, были изнасилованы и даже те, которые проявили смелость и первыми заговорили с мужчинами. Также такой участи подвергались те, которые проявили склонность к однополым любовным отношениям. В Великобритании для борьбы с подобным беззаконием даже создали специальное подразделение, задачей которого была борьба в такими «защитниками чести семьи».

Религиозные обязанности

В плане религиозной жизни разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу в Исламе нет: за добрые поступки награда будет одинаковой, как и наказание за грехи. В ряде мусульманских стран женщины в мечеть имеют свободный доступ, но в некоторых странах – не имеют. Для посещения женщиной мечети существуют определенные правила. И если только мужчина мусульманин имеет право быть имамом, то мусульманка может стать имамом перед другими женщинами.

Реализовать себя как учитель-наставница в религиозной сфере имеют право мусульманки в большинстве мусульманских стран: им можно обучать женщин и детей на дому или работать в специальных школах, где могут учить детей чтению текстов Корана на арабском языке, а также многим простым молитвам Аллаху бытового характера. По своему статусу они приравниваются к мулле.

Законы в мусульманских странах для женщин

Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.

  • В Египте есть закон, по которому мусульманка не может выйти замуж за немусульманина, поскольку будет обвинена в вероотступничестве: дети от такого брака отдаются под опеку мужчине мусульманину.
  • В Ираке на момент 2010 года не было ни одной женщины-политика. В этой стране, чтобы женщине получить паспорт, ей было необходимо разрешения мужчины-родственника.
  • В Саудовской Аравии до недавнего времени женщина не имела права водить автомобиль, а также не имеет права выйти замуж без получения разрешения на то мужчины-родственника, получить образование, а также лечиться или путешествовать. В этом государстве только в 2012 году мусульманки получили право работать на так называемых «женских» работах.
  • В Йемене нет ограничения по возрасту для вступления в брак: в этом государстве примерно четвертая часть всех девушек выходит замуж еще до пятнадцати лет. А в Судане ограничение брачного возраста составляет десять лет.
  • В Ливане законодательство позволяет женщинам проявить себя в политике: первая женщина-политик появилась там в 2004 году. Если мусульманка выходит замуж за иностранца, то ее дети не получат гражданства этой страны. В Палестине женщинам участвовать в голосовании был разрешено только в 1996 году.
  • Бахрейн предоставил женщинам своей страны политические права только в 2002 году. На суде слова свидетельницы, учитываются в два раза меньше, чем показания мужчины-свидетеля. Законодательство Мавритании предусматривает, что если кто-то повторно выходит замуж, то она может утратить над детьми от первого брака право опеки.
  • Объединенные Арабские Эмираты дали законное право своим женщинам стать судьей только в 2008 году. В этом государстве мусульманка не может выходить замуж за иноверцев, а та, которая родит вне брака, может быть депортирована из страны. В этом государстве работают всего 14 % женщин.
  • В Алжире уголовное наказание за сексуальное домогательство было введено только в 2012 году, и не преследуется изнасилование в браке.
  • В Тунисе мусульманкам разрешено совершать аборты, а с 2002 года вышедшие замуж за иностранцев, могут оформлять гражданство своим супругам, а также детям, родившимся от этого брака.
  • В Катаре мусульманка может получить права, только имея на это согласие своего мужа. В Иордании мусульманки по закону могут получать паспорта без согласия на то их мужей только с 2003 года. В этом государстве им принадлежит только 17 % имущества. Избирательные права были даны в Кувейте только с 2005 года.
  • В государстве Оман в государственном парламенте у женщин — 1,2 % мест, а наследовать имущество они имеют права только меньше в два раза, чем мужчины. В этой стране мужчина имеет законное право развестись по желанию, а жена может развестись только по одной из восьми причин, представленных в официальном списке. Всего 29 % женщин Омана работают.

Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.

Возможно вам будет интересно почитать:

Делают ли женщинам-мусульманкам обрезание и зачем?

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх