Закон торговли

12
октября
2016

Закон о торговле: новые правила игры

Александра Васюхнова, Партнер, руководитель Группы Технологий и Инвестиций

Ксения Подгузова, Старший юрист Коммерческой группы

VEGAS LEX_Закон о торговле_новые правила игры_10.2016

Скачать файл

Файл добавлен 12.10.2016
Презентация .pdf (1,4 Мб)

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле). Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу.

Сложности перехода

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ» (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

  • вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;

  • плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты. Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

Обсуждение продолжается

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности».

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Административная ответственность

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года. Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле. Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году. Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров. При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Части 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ

ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.12.2009 N 381-ФЗ

«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В РЕДАКЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 03.07.2016 N 273-ФЗ

1. О применении условий рамочных договоров поставки и договоров возмездного оказания услуг в период до 01.01.2017 и исполнении в 2017 г. обязательств по оплате по основаниям, возникшим до 2017 г.

Статьей 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон N 273-ФЗ) предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) и заключенных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ) до 01.01.2017.

Частью 3 статьи 3 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что с 01.01.2017 условия договоров, противоречащие Закону о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ), признаются утратившими силу.

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Исходя из указанных положений можно сделать вывод о том, что условия договоров, связанных с реализацией положений Закона о торговле, должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 273-ФЗ до 01.01.2017.

Стороны вправе руководствоваться условиями договоров, заключенных до 15.07.2016, до приведения условий договоров в соответствие с требованиями Закона о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ).

Согласно статье 429.1 ГК РФ рамочным договором признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Если рамочные договоры возмездного оказания услуг, регулируемые Законом о торговле, заключены до вступления в силу Закона N 273-ФЗ, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, вправе заключать до 01.01.2017 дополнительные соглашения (приложения) к таким договорам, конкретизирующие (уточняющие) конкретный вид, сроки оказания, объем конкретных услуг и иные подобные условия, если заключение таких дополнительных соглашений (приложений) не приведет к увеличению ранее согласованной в договоре стоимости соответствующих услуг при условии, что размер вознаграждения и платы за такие услуги (порядок расчета) были определены соответствующими рамочными договорами.

Срок исполнения обязанности по приведению условий договоров в соответствие с требованиями Закона о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ) истекает 31.12.2016.

Заключение после 15.07.2016 дополнительных соглашений к рамочным договорам, изменяющих, а не конкретизирующих и уточняющих их условия в нарушение требований Закона о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ), недопустимо.

По истечении указанного срока условия договоров, противоречащие Закону о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ), не смогут регулировать отношения сторон договора.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункту 3 статьи 420 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не установлено ГК РФ.

Поскольку в соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, исполнение сторонами договоров, заключенных до 15.07.2016, денежных обязательств, возникших до 01.01.2017, в связи с фактической поставкой продовольственных товаров или оказанием услуг в период до 31.12.2016 включительно, производится в порядке и в сроки, установленные такими договорами.

Таким образом, если обязательство по оплате возникло до 1 января 2017 года из условий договора, заключенного до 15.07.2016, то оно должно быть исполнено надлежащим образом даже при наступлении срока его исполнения в 2017 году.

2. О приемке и оплате товара

Части 7 и 8 статьи 9 Закона о торговле устанавливают срок оплаты поставленного товара и срок представления поставщиком документов, относящихся к поставке такого товара. Между тем, данные положения не регулируют вопросы защиты покупателем своих прав в случае нарушения обязательств со стороны поставщика (в частности, непредставление надлежаще оформленных сопроводительных документов). Для этих целей следует руководствоваться положениями ГК РФ, договора, регулирующими последствия поставки товара с нарушением обязательства поставщика передать относящиеся к товару документы, при этом должны учитываться нормы специального законодательства, регулирующего оборот отдельных видов продовольственных товаров (например, алкогольная продукция, продукты животноводства).

При этом принятие продовольственного товара одних поставщиков в отсутствие документов и отказ от принятия товара других поставщиков (в т.ч. при не предоставлении документов, подтверждающих нахождение товара в законном обороте) при прочих равных условиях может рассматриваться в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Согласно части 8 статьи 9 Закона о торговле не позднее трех рабочих дней со дня фактического получения продовольственных товаров хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан передать документы, относящиеся к поставкам таких товаров в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров, а хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, обязан их принять.

В соответствии с частью 2 статьи 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Следует также отметить, что в законодательстве Российской Федерации не раскрывается понятие «фактическое получение товаров».

Таким образом, хозяйствующие субъекты в рамках заключения договора поставки продовольственных товаров вправе самостоятельно определять условия и порядок приемки-передачи товаров (за исключением срока передачи документов, превышающего трехдневный срок, установленный частью 8 статьи 9 Закона о торговле), требования к формам и содержанию документов, относящихся к товарам и поставкам товаров, а также действия в случае представления некорректно составленных документов или документов, содержащих недостоверные сведения.

3. О распространении ограничения части 4 статьи 9 Закона о торговле на плату за оказание услуг, выплачиваемую хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в адрес третьих лиц (независимых рекламных, логистических компаний)

Статьей 9 Закона о торговле установлены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле (в ред. Закона N 273-ФЗ) предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров (далее — вознаграждение), и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг (далее — плата за оказание услуг) не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению и по плате за оказание услуг не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Следовательно, определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.

Поставщик вправе приобретать вышеуказанные услуги как у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и являющихся непосредственными приобретателями продовольственных товаров, с соблюдением требований Закона о торговле о предельном совокупном размере выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5% от цены приобретенных продовольственных товаров), так и у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.

4. О допустимости установления различных отпускных цен на одни и те же товары для различных контрагентов

Выбор хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, либо хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, различных подходов к определению условий договора поставки (в частности, к определению такого условия, как цена товара) по отношению к различным контрагентам может содержать признаки создания дискриминационных условий.

Законом N 273-ФЗ уточнены антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона о торговле. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий.

Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»;

2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

4) навязывать контрагенту:

а) условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) условия об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) условия о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

д) условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

е) иные условия, не относящиеся к предмету договора и (или) содержащие существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» — «д» настоящего пункта;

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Законом о защите конкуренции, и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.

Соответственно часть 2 статьи 13 Закона о торговле предусматривает, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 статьи 13 (за исключением действий, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, все разъяснения ФАС России, подготовленные в рамках применения статьи 10 Закона о защите конкуренции, могут быть применимы к положениям статьи 13 Закона о торговле с учетом особенностей субъектного состава статьи 13 Закона о торговле.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара.

Применительно к рассматриваемым отношениям следует признать, что характер дискриминационных условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.

Необходимо принимать во внимание, что положения статьи 13 Закона о торговле распространяются на действия торговой сети и поставщиков продовольственных товаров вне зависимости от занимаемой ими доли на соответствующем товарном рынке.

Под различными условиями понимаются как условия, предусмотренные договором, так и фактические условия сотрудничества.

5. О расчете предельного размера вознаграждения по договору поставки и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг

По мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать пять процентов от цены всех приобретенных продовольственных товаров, поставленных в период, согласованный сторонами в договоре поставки. Период и срок начисления (выплаты) вознаграждения и платы за оказание услуг определяется сторонами в соответствующих договорах поставки и договоре оказания услуг (цена договора).

При этом совокупный размер вознаграждения и платы не может превышать 5% от стоимости всех товаров, фактически поставленных в период, согласованный сторонами в договоре.

6. О способе и порядке определения условия договора поставки о цене товара

Согласно статье 485 и пункту 3 статьи 424 ГК РФ в договоре купли-продажи может быть предусмотрена фиксированная цена товара либо цена, определяемая исходя из его условий. Таким образом, гражданским законодательством допускается включение в договор условий о способе и порядке определения цены. При этом в договоре может быть установлен способ определения цены или ее составной части <1>.

<1> Пункт 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51.

В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Таким образом, вопросы, связанные со способом и порядком определения цены продовольственного товара (в том числе, такие способы и порядки, которые учитывают предоставление хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидок), согласовываются сторонами договора поставки по их усмотрению, но с соблюдением антимонопольных правил, закрепленных в статье 13 Закона о торговле (в частности, недопустимо навязывание контрагенту определенных условий, создание дискриминационных условий и пр.).

Условия определения (изменения) цены продовольственных товаров, в том числе основание, период изменения и его размер определяются сторонами договора поставки продовольственных товаров по своему усмотрению с учетом ограничений, предусмотренных частью 12 статьи 9 Закона о торговле, не допускающих включение в договор поставки продовольственных товаров как условий о совершении в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, так и условий об изменении цены за совершение перечисленных действий.

При этом, часть 12 статьи 9 Закона о торговле не содержит ограничений на включение в договор поставки продовольственных товаров условий об определении (изменении) поставщиком цены продовольственных товаров в связи с исполнением условий договора поставки, а также не содержит ограничений на включение в договор поставки условий о снижении поставщиком цены товара для хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, на определенный период при условии реализации последним товара розничным потребителям со снижением цены в не меньшем размере в согласованный сторонами период времени.

Такой порядок определения цены или порядок ее изменения, по смыслу части 4 статьи 9 Закона о торговле, не является вознаграждением.

7. О скидках

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться предоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, скидки или скидок, уменьшающих цену товара способами и по основаниям, согласованным сторонами этого договора.

По мнению ФАС России, предоставление скидки или скидок в отношении товара, ранее поставленного хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допустимы, за исключением случаев, если стороны договорились о предоставлении такой скидки или скидок в договоре поставки.

При этом при предоставлении скидок должны соблюдаться положения части 1 статьи 13 Закона о торговле, которые могут быть нарушены в том числе путем злоупотребления предоставлением скидок на товар, поставленный либо приобретенный в предыдущие периоды.

8. Соотношение понятий «группа лиц» и «внешнеторговая деятельность» для целей применения Закона о торговле

Согласно части 4 статьи 1 Закона о торговле положения Закона о торговле не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Таким образом, на деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, в том числе продовольственными, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, не распространяются положения Закона о торговле.

9. Об услугах общественного питания

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 1 Закона о торговле целями указанного закона являются обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Согласно Государственному стандарту «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 191-ст, общественное питание (индустрия питания) — это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Согласно части 3 раздела I Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с Межгосударственным стандартом «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. ГОСТ 30389-2013», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 N 1676-ст. Таким образом, «торговая деятельность» и «услуги общественного питания» рассматриваются как разные товарные рынки.

На основании изложенного, по мнению ФАС России, положения Закона о торговле не распространяются на отношения, возникающие между поставщиком продовольственных товаров и организациями, оказывающими услуги общественного питания, в связи с приобретением последними продовольственных товаров в целях предоставления услуг по организации питания и досуга или без досуга.

А.Б.КАШЕВАРОВ

Правила продажи товаров в розницу подразумевают следование установленным распоряжениям, предусмотренных Законодательством Российской Федерации. Подразделы правил напрямую зависят от выбранной продавцом системы налогообложения для ведения коммерческой деятельности (упрощенная или временная система и т.п.).

Каждый из вариантов системы налогообложения имеет индивидуальный перечень требований.

Структура правил торговли

Несмотря на форму предпринимательства, имеется свод основных принципов ведения торговли, которые нельзя игнорировать:

  1. Деятельность информационного характера. На витрине или на входе в торговое помещение продавец обязан указать следующую контактную информацию: полное название организации, профильность дела, график работы, фактический и юридический адреса.
  2. Организационно-правовые нормы деятельности торговой точки. Согласно письму Роскомторга No1-314/32-9, продавец берет на себя обязательства по оснащению расположенных на территории торговой точки отделов вывесками либо указателями к ним. Помимо этого, у каждого сотрудника в зоне видимости покупателя должен находиться «бейдж», информирующий о его ФИО и названии отдела, за которым он закреплен.
  3. Продукция. Информация о продукции должна быть расположена на ценнике или на информативном стенде и показывать данные о весе, дате изготовления, сроке годности, ГОСТе, торговой марке производителя и т.д.
  4. Подтверждение качества. На реализуемую продукцию, за исключением отдельных категорий продукции, должны быть получены сертификаты качества и другие товарные документы.
  5. Режим работы. Распорядок рабочего дня устанавливается продавцом самостоятельно, но при невозможности по какой-либо причине продолжать оказание услуг, продавец обязан поставить в известность покупателей о времени возобновления торговой деятельности.
  6. Законом о защите прав потребителей закреплены права покупателей.

Вышеперечисленная информация регламентирует деятельность всех торговых точек, соприкасающихся непосредственно с продажами.

Приоритетным принципом при продажах в розницу выступает договор между продавцом и потребителем. Документом, подтверждающим действие купли-продажи, служит товарно-кассовый чек, либо иная бумага, подтверждающая совершение покупки. Однако, наряду с вышеизложенным, покупатель может оформить претензию, не имея в наличии товарного чека. Для этого хватит записи с камеры видеонаблюдения или присутствия свидетелей совершенного действия.

В отдельную категорию включается продукция, купленная в рассрочку. Нередко, при приобретении товара в кредитной форме, товарный чек не предоставляется, но между участниками сделки в обязательном порядке заключается кредитный договор. Здесь датой отсчета гарантийного срока является дата оформления и подписания документа о кредите.

Понятие товарно-кассового чека

При сбыте товара в розницу предусмотрены два способа расчета: наличным платежом и платежной картой. Независимо от метода расчета, прямой обязанностью реализатора товара является выписка товарно-кассового чека. В нем должна содержаться информация следующего характера:

В момент осуществления передачи продавцом продукта покупателю чек погашается. Реализатор может сделать надрыв или проштамповать чек.

На равных условиях с кассовым чеком присутствует понятие товарного чека, также подтверждающего совершение покупки либо продажи. Закон о защите прав потребителей в редких ситуациях позволяет их не выдавать.

При отсутствия на кассовом чеке какой-либо информации о товаре (сорт, вид, название и т.д.), неотъемлемым условием служит выписка товарного чека при реализации некоторых видов продукта:

  • — текстиль, меховые изделия;
  • — продукция технической сложности;
  • — драгоценные металлы;
  • — представители животного и растительного мира;
  • — строительный инвентарь.

По просьбе покупателя продавец должен предоставить торговый чек. Этот документ может быть выдан в любой форме, но с четким указанием на нем данных организации и быть надлежащим образом заверен, — оттиск печати и подпись являются неотъемлемой его частью.

Действия при отсутствии кассового аппарата

Осуществлять торговую деятельность при отсутствии кассового аппарата законодательство РФ разрешает частным предпринимателям и фирмам, уплачивающим ЕНВД, использующим патент в налоговой системе.

Доказательством совершения сделки купли-продажи в данном случае послужит любой документ, подтверждающий этот факт. Это послабление в законе для представителей малого бизнеса служит значительным плюсом, так как им нет нужды растрачивать финансы на приобретение кассового оборудования.

Надлежащее оформление ценника

В соответствии с Законом о надлежащем оформлении ценника, при несоответствующем стандартам оформлении ценника, либо обозначении в нем неверной стоимости продукта, данный факт представляет собой нарушение. Лицо, по вине которого возникло данное обстоятельство, привлекается к ответственности и наложению штрафов. На ценнике должны быть четко видны все данные о продаваемом товаре.

Расчет за товар должен осуществляться согласно цене, указанной на ценнике. При отказе продавца в выполнении этих условий, подобное поведение расценивается как грубейшее нарушение и карается Законом. В такой ситуации покупатель имеет право обратиться в органы по защите прав потребителей, а продавец попадает под административное наказание.

Контроль качества товара

Законом о защите прав потребителя регламентировано разрешение сотрудникам Роспотребнадзора проведения незапланированных проверок и контрольных закупок в магазинах, что позволяет выявить несоблюдение продавцом правил торговли.

Помимо Роспотребнадзора, право устраивать проверки имеют органы налогового ведомства. Но данный вид ревизии может совершаться исключительно в присутствии сотрудников полиции.

Оставить отзыв

Для нас важно ваше мнение!
Поделитесь своим личным опытом или прокомментируйте материал.

С отношениями по договору розничной купли-продажи мы сталкиваемся ежедневно, забегая после работы в магазин или на розничный рынок за покупками. В отличие от деятельности розничных магазинов деятельность розничных рынков долгое время не имела единого правового регулирования. С появлением Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ ситуация изменилась: требования к работе розничных рынков установлены на федеральном уровне.

Правовое регулирование деятельности розничных рынков

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а также права и обязанности лиц, осуществляющих указанную деятельность, выступает Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011; далее — Федеральный закон № 271-ФЗ).

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 271-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон не распространяется:

  • на деятельность по продаже энергетических ресурсов на розничных рынках;
  • деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на ярмарках, организуемых вне пределов розничных рынков и имеющих временный характер. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них установлены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 23.12.2010).

При этом ст. 2 Федерального закона № 271-ФЗ определяет, что правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется Федеральным законом № 271-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок организации рынка

Согласно ст. 3 Федерального закона № 271-ФЗ розничный рынок — это имущественный комплекс, который предназначен для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные. Непосредственно порядку организации розничных рынков посвящена ст. 4 Федерального закона № 271-ФЗ.

Рынок организуется в соответствии с планом (место расположения предполагаемых рынков, их количество и типы), предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

Обратите внимание! План организации рынков, утвержденный региональной властью, должен предусматривать места расположения предполагаемых рынков, их количество и типы. Это подтверждают и суды, на что, в частности, указывает Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2011 № 43-Г10-10 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Удмуртской Республики от 26.10.2010, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 18 Закона Удмуртской Республики от 16.11.2001 № 49-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушенийˮ».

Рынок может быть организован только юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

Организация — владелец рынка сдает торговые места на рынке компаниям и коммерсантам для ведения розничной торговли. Отношения сторон при этом строятся на основании договора о предоставлении торгового места, типовая форма которого устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность владельца рынка по сдаче торговых мест в аренду на основании подп. 13 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, что подтверждает Письмо Минфина России от 17.07.2009 № 03-11-06/3/214.

Требования к рыночным продажам и оказанию услуг

Требования к организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке установлены ст. 14 Федерального закона № 271-ФЗ.

При организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией:

  • разрабатывается и утверждается схема размещения торговых мест, а также обеспечивается их предоставление в порядке, установленном Федеральным законом № 271-ФЗ;
  • организуются охрана рынка и участие в поддержании общественного порядка на рынке;
  • разрабатывается и утверждается паспорт безопасности, подтверждающий соответствие рынка установленным законодательством Российской Федерации требованиям безопасности;
  • обеспечивается осуществление продажи товаров, соответствующих типу рынка;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации требований;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, и продавцами требований законодательства Российской Федерации о применении ими контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
  • обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников);
  • осуществляются формирование и ведение реестра продавцов и реестра договоров о предоставлении торговых мест в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 и 19 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляются оформление и выдача карточек продавцов в соответствии с требованиями, установленными ст. 20 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • осуществляется проверка соответствия продавцов и занимаемых ими торговых мест требованиям, установленным Федеральным законом № 271-ФЗ. Указанная проверка в обязательном порядке проводится ежедневно до начала работы рынка. В случае выявления нарушений при проведении указанной проверки управляющая рынком компания должна принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений или в этот же день уведомить соответствующие контрольные и надзорные органы.

Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли.

Требования к осуществлению текущей деятельности рынка

Указанные требования установлены ст. 21 Федерального закона № 271-ФЗ, согласно которой при осуществлении деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке продавцы должны:

  • соблюдать требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации о ветеринарии, и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации требования;
  • соблюдать требования, предъявляемые к продаже отдельных видов товаров;
  • в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производить расчеты с покупателями за товары (работы, услуги) с применением контрольно-кассовых машин.

При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) на рынке продавцы обязаны:

  • своевременно в наглядной и доступной форме доводить до сведения покупателей необходимую и достоверную, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров (работ, услуг), информацию о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях;
  • иметь в наличии документы, подтверждающие соответствие товаров установленным требованиям (сертификат или декларацию о соответствии, либо их копии, заверенные в установленном порядке), товарно-сопроводительные документы;
  • иметь в наличии разрешение на осуществление иностранным гражданином на территории Российской Федерации трудовой деятельности;
  • иметь в наличии карточку продавца на торговом месте и предъявлять эту карточку по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также управляющей рынком компании;
  • иметь в наличии иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, документы.

В случае продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на рынке с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и др.) продавцами на торговом месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы.

Физическое лицо, непосредственно осуществляющее на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, должно носить личную нагрудную карточку с указанием своей фамилии, имени, отчества и наименования лица, заключившего с управляющей рынком компанией договор о предоставлении данного торгового места.

В личную нагрудную карточку должна быть вклеена фотография физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, за исключением случая осуществления такой деятельности на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке.

На основании ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 271-ФЗ осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке запрещается в случае:

  • приостановления срока действия разрешения в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • аннулирования разрешения в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 271-ФЗ;
  • прекращения деятельности юридического лица, являющегося управляющей рынком компанией, в соответствии с гражданским законодательством.

Управляющая рынком компания осуществляет контроль за соблюдением лицами, заключившими договор о предоставлении торгового места, установленной Правительством Российской Федерации допустимой доли иностранных работников, используемых на рынках.

Контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Это важно! За нарушение требований, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ, наступает ответственность в соответствии со ст. 14.34 «Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Челябинское УФАС России обращает внимание, что Закон о торговле не определяет существенные условия договора поставки.

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 Закона о торговле).

Согласно части 4 статье 9 Закона о торговле соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.

Согласно части 7 статье 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется исходя из срока годности товара.

Таким образом, статья 9 Закона о торговле предусматривает ограничение размера вознаграждения и сроков отсрочки оплаты только в случаях, если данные условия предусмотрены договором поставки.

При этом, Челябинское УФАС России обращает внимание, что договором поставки может быть и не предусмотрено выплата вознаграждения торговой сети или предоставление отсрочки оплаты товаров.

При определении существенных условий договора поставки необходимо руководствоваться общими нормами, закрепленными в гражданском законодательстве.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенными условиями договора поставки являются предмет договора, т.е. наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (статьи 454-491 ГК РФ), срок поставки (статьи 506 ГК РФ).

11) Индивидуальный предприниматель арендует несколько торговых точек, в которых реализует безалкогольные напитки, слабоакогольные напитки, закуски к ним (вяленая рыба, чипсы, орехи, сухарики и т.д.). Как предприятие общепита фактически функционирует пока только одна точка из нескольких. В числе разрешённых видов деятельности предпринимателя, кроме розничной торговли пищевыми продуктами, есть 56.10.21 Деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием на вынос и 56.30 Подача напитков.

Распространяется ли на этого предпринимателя требования «Закона о торговле», в частности, положения статьи 9?

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в полномочия ФАС России входит дача разъяснений по вопросам правоприменения антимонопольного законодательства.

Согласно разъяснениям ФАС России и рекомендациям территориальным органам ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, понятие «хозяйствующий субъект» раскрыто в пункте 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, определения понятий «торговая деятельность» и «торговая сеть» даны в пункте 1 и 8 статьи 2 Закона о торговле.

Исходя из указанных определений, понятие «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность» является общим по отношению к понятию «хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети» и полностью включает в себя второе.

Часть 4 статьи 9 Закона о торговле устанавливает требования к суммарному размеру вознаграждения за приобретение определенного количества продовольственных товаров и платы за услуги по продвижению товаров, логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги в рамках отношений поставки продовольственных товаров хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

При этом указанное требование применяется в ситуации поставки продовольственных товаров любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность: как осуществляющему оптовую торговлю, так и розничную; как посредством организации торговой сети, так и без нее.

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле в редакции Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Исходя из изложенного, по смыслу части 4 статьи 9 Закона о торговле цена продовольственного товара, а также стоимость услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров подлежат учету без НДС.

Таким образом, норма содержит две составляющие:

— вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров;

— плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.

Так, вознаграждение может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о торговле включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Таким образом, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Так, в случае, если каждая конкретная услуга по продвижению товаров, логистическая услуга, услуга по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иная подобная услуга, оказываемые торговой сетью поставщикам в целях продвижения поставляемых продовольственных товаров (далее – услуги по продвижению товаров), являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению за приобретение определенного количества продовольственных товаров и по плате за оказание услуг по продвижению этих товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Следовательно, определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.

По мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать 5% от цены всех приобретенных продовольственных товаров, поставленных в период, согласованный сторонами в договоре поставки. Период и срок начисления (выплаты) вознаграждения и платы за оказание услуг определяется сторонами в соответствующих договорах поставки и договоре оказания услуг (цена договора).

При этом совокупный размер вознаграждения и платы не может превышать 5% от стоимости всех товаров, фактически поставленных в период, согласованный сторонами в договоре.

Вместе с тем, согласно части 5 статьи 9 Закона о торговле, не допускается выплата указанного в части 4 статьи 9 Закона о торговле вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 № 530. Таким образом, указанные товары не включаются в общий товарооборот при определении размера совокупного размера вознаграждения и выплат.

Поставщик вправе приобретать вышеуказанные услуги как у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и являющихся непосредственными приобретателями продовольственных товаров, с соблюдением требований Закона о торговле о предельном совокупном размере выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5% от цены приобретенных продовольственных товаров), так и у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Согласно Государственному стандарту «ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 191-ст, общественное питание (индустрия питания) — это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Согласно части 3 раздела I Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), определяются исполнителем в соответствии с Межгосударственным стандартом «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. ГОСТ 30389-2013», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2013 № 1676-ст. Таким образом, «торговая деятельность» и «услуги общественного питания» рассматриваются как разные товарные рынки.

На основании изложенного, по мнению ФАС России, положения Закона о торговле не распространяются на отношения, возникающие между поставщиком продовольственных товаров и организациями, оказывающими услуги общественного питания, в связи с приобретением последними продовольственных товаров в целях предоставления услуг по организации питания и досуга или без досуга.

12) Прошу Вас разъяснить: распространяется ли ч. 4 ст. 9 Закона N 381-ФЗ об ограничении вознаграждения на всех хозяйствующих субъектов либо данное ограничение действует только на торговые сети? И несут ответственность за данное нарушение обе стороны или только та, в чьих интересах этот превышающий размер вознаграждение установлен? ПИСЬМО ФАС от 15 февраля 2017 г. N СП/9338/17 (..Соответственно вышеизложенным нормам, ограничение по размеру выплат, предусмотренное частью 4 статьи 9 Закона о торговле, применимо не только к торговым сетям, но и любым субъектам, осуществляющим продажу продовольственных товаров вне зависимости от способов продажи товаров…). Ранее Вами в данном чате озвучивались мнения, что распространяется только на сети.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в полномочия ФАС России входит дача разъяснений по вопросам правоприменения антимонопольного законодательства.

Часть 4 статьи 9 Закона о торговле устанавливает требования к суммарному размеру вознаграждения за приобретение определенного количества продовольственных товаров и платы за услуги по продвижению товаров, логистические услуги, услуги по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иные подобные услуги в рамках отношений поставки продовольственных товаров хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность.

При этом указанное требование применяется в ситуации поставки продовольственных товаров любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность: как осуществляющему оптовую торговлю, так и розничную; как посредством организации торговой сети, так и без нее.

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле в редакции Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.

На основании изложенного, по мнению ФАС России, изложенном в разъяснениях ФАС России и рекомендациях территориальным органам ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, положения части 4 статьи 9 Закона о торговле распространяются на случаи поставки продовольственных товаров любому хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, как посредством организации торговой сети, так и без нее.

13) Прошу разъяснить, в случае если Розничная сеть получает товары о Поставщика, при этом между ними не заключены договоры на оказание услуг, договором поставки не установлена выплата вознаграждения. При этом производитель данных товаров не являющийся нашим поставщиком, предлагает заключить договор на выплату ретро-бонуса от продажи данных товаров, превышающего 5 %. Применимо ли установленное пунктом 4 статьи 9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ограничение размера вознаграждения в данном случае? Применяться ли данное положение только при наличии квалифицирующего признака поставки товаров?

Федеральная антимонопольная служба дала разъяснения «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ» (далее- Разъяснения ФАС России).

В соответствии с пунктом 3 Разъяснений ФАС России частью 4 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров (далее — вознаграждение), и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг (далее — плата за оказание услуг) не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Совокупная сумма всех выплат по вознаграждению и по плате за оказание услуг не должна превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Следовательно, определяющим фактором при установлении соблюдения ограничения, предусмотренного частью 4 статьи 9 Закона о торговле, является цена, по которой контрагентом фактически приобретен продовольственный товар.

Поставщик вправе приобретать вышеуказанные услуги как у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и являющихся непосредственными приобретателями продовольственных товаров, с соблюдением требований Закона о торговле о предельном совокупном размере выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг (не более 5% от цены приобретенных продовольственных товаров), так и у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

При этом не допускается навязывание либо понуждение поставщиков продовольственных товаров, а также иных хозяйствующих субъектов к заключению либо исполнению других договоров или каких-либо иных обязательств, имеющее своей целью или результатом увеличение установленного Законом о торговле предельного совокупного размера выплат по вознаграждению и плате за оказание услуг.

Ограничение размера допустимых выплат (совокупного размера вознаграждения и платы за оказание услуг) не распространяется на случаи, когда услуги оказываются лицами, не осуществляющими торговую деятельность (независимые рекламные, логистические компании), не входящими в группу лиц с поставщиком либо с покупателем.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснений ФАС России, по мнению ФАС России, для целей применения части 4 статьи 9 Закона о торговле совокупный размер вознаграждения и платы за оказание услуг не может превышать 5% от цены всех приобретенных продовольственных товаров, поставленных в период, согласованный сторонами в договоре поставки. Период и срок начисления (выплаты) вознаграждения и платы за оказание услуг определяется сторонами в соответствующих договорах поставки и договоре оказания услуг (цена договора).

При этом совокупный размер вознаграждения и платы не может превышать 5% от стоимости всех товаров, фактически поставленных в период, согласованный сторонами в договоре.

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх