Законы для мигрантов 2018

Обновлено: Октябрь, 2018

Убедитесь, что ваши иностранные сотрудники поставлены на учёт по месту реального проживания

Президент России подписал законопроект о внесении изменений в миграционный учёт — закон вступает в силу 08.07.2018. В новой редакции закона уточняются, по какому адресу иностранец должен быть зарегистрирован, а также кто признаётся ответственным за выполнение процедуры регистрации.

  1. Адрес постановки на учёт.

    Теперь закон требует, чтобы при постановке на миграционный учёт указывалось помещение, в котором иностранный гражданин проживает по факту (помещение, которое регулярно используется для сна и отдыха, как это называет закон).

    Закон позволяет регистрировать иностранца и по адресу организации, где он трудоустроен, но при условии, что иностранный сотрудник и правда проживает по этому адресу.

  2. Кто отвечает за постановку на учёт.

    Ответственным за миграционный учёт выступает принимающая сторона. Принимающей стороной теперь признаётся тот, кто непосредственно предоставляет иностранному гражданину помещение для фактического проживания. То есть работодатель будет выступать в роли принимающей стороны только в случае, когда иностранный работник будет жить на территории организации (в ином случае это будет, например, владелец квартиры, в которой будет проживать иностранец).

Мы рекомендуем:

  • убедиться, что ваши иностранные сотрудники поставлены на учёт по месту их реального проживания;
  • если собственник квартиры, в которой живёт ваш иностранный сотрудник, не захочет самостоятельно заниматься постановкой на миграционный учёт – предложите ему заранее подготовить доверенность для ответственных лиц, которые выполнят эту процедуру вместо него.

Нововведения, вступающие в силу 16 января 2019

С 16 января 2019 года российские компании должны будут следить за тем, что иностранные сотрудники:

  • Соблюдают цель въезда в Россию
  • Вовремя покидают пределы РФ

В данный момент Правительство готовит проект Постановления со списком мер, которые необходимо будет предпринимать компаниям, приглашающим иностранных граждан в РФ:

  1. Уведомить иностранного гражданина о необходимости соблюдения цели въезда в РФ и сроков пребывания, а также проинформировать об ответственности в случае нарушения требований.
  2. В зависимости от цели въезда иностранца обеспечить необходимые условия её выполнения.
  3. Получение от иностранного гражданина необходимых контактных данных (адрес, email, телефон).
  4. Уведомить иностранца о необходимости выезда из РФ не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы.
  5. Содействовать иностранному гражданину в случае возникновения препятствий для выезда из РФ
  6. Информировать МВД в случае нарушения иностранным гражданином цели въезда в РФ или при потере с ним связи в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения соответствующего факта.

Штрафы

В случае нарушения законодательства должностных лиц ожидает штраф до 50 000 руб., а саму организацию – до 500 000 рублей за каждого иностранного сотрудника.

Наши специалисты готовы помочь с подготовкой всех необходимых документов для постановки ваших иностранных сотрудников на миграционный учёт. Свяжитесь с нами для консультации.

Контакты

Какие изменения в миграционном законодательстве произошли в 2018 году

Миграционное законодательство не статично, в 2018 в нем произошло несколько изменений, которые связаны со следующими обстоятельствами:

  • принятым Конституционным судом РФ постановлением от 19.07.2017 № 22-П (далее — постановление № 22-П);
  • курсом законодателя на расширение норм об ответственности за нарушение миграционных правил (в связи с увеличением числа нарушений).

Про изменения, обусловленные постановлением № 22-П, расскажем подробно в следующем разделе статьи. В рамках ужесточения ответственности за нарушение миграционных норм был принят закон «О внесении изменений…» от 11.10.2018 № 366-ФЗ, которым внесены 2 поправки в закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства…» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (далее – закон № 109-ФЗ), вступившие в силу 22.10.2018:

  • фиктивной постановкой на учет иностранного гражданина признается не только регистрация в жилом помещении, но и его регистрация в нежилом помещении;
  • фиктивной также считается регистрация иностранца по адресу организации, если в последней он не трудится.

Важно! С 23.11.2018 в силу вступил закон от 12.11.2018 №420-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 322.3 Уголовного кодекса РФ. Внесены поправки в понятие «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении», путем исключения из него из него слово «жилой». Тем самым ответственность по ст. 322.3 УК РФ сейчас будет наступать и за регистрацию в нежилых помещениях. Таким образом, законодатели продолжают борьбу с фактами регистрации десятков, а иногда и сотен иностранцев по адресам офисов.

Как изменило миграционные правила решение Конституционного суда

Конституционный суд принял постановление № 22-П, которым признал ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 20 закона № 109-ФЗ не соответствующими Конституции РФ.

Обратите внимание! В постановлении № 22-П КС обосновал свою позицию тем, что нормы действующего закона определяют место пребывания иностранца или лица без гражданства в связи как с жилым помещением, так и с иным, предоставленным приглашающей стороной для ведения деятельности.

Законом «О внесении изменений…» от 27.06.2018 № 163-ФЗ определено, что:

  • местом пребывания иностранного гражданина является место его фактического проживания либо организация, по адресу которой он подлежит постановке на учет;
  • принимающая сторона – это гражданин РФ, иностранный гражданин, постоянно проживающий в РФ, организация, органы госвласти, представительства и консульства, предоставившие иностранцу место для фактического проживания или организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Иностранец должен быть поставлен на учет по месту пребывания:

  • по адресу жилого помещения, которое не является его местом жительства, но в котором он проживает фактически,
  • по адресу санатория, гостиницы и т. п. организаций,
  • по адресу организации, в которой он осуществляет свою деятельность, если он живет на территории организации либо у помещения, где он живет, нет адреса (например, «жилой вагончик» на стройке).

Новеллы в ответственности за нарушение миграционного законодательства — 2019

Немало важных изменений в сфере ответственности за нарушение миграционного законодательства и в 2019.

С 16.01.2019 в силу вступили 2 закона:

  • первым на приглашающую сторону возложена обязанность следить за соблюдением приглашенными лицами порядка пребывания в РФ и выезда из нее (закон «О внесении изменений…» от 19.07.2018 № 216-ФЗ),
  • вторым установлена административная ответственность, накладываемая на приглашающую сторону при несоблюдении иностранцем цели въезда в РФ или сроков выезда из РФ (закон о внесении изменений от 19.07.2018 № 215-ФЗ).

О других изменениях 2019 читайте в нашей статье Новый миграционный закон — изменения с 2019 года.

Кроме того стоит обратить внимание на законопроект, появившийся еще в 2017. О нем мы рассказывали здесь: Предлагается ввести административную ответственность за ведение иностранцем трудовой деятельности без заключения договора (законопроект). Проект до сих пор находится в разработке и не внесен в Госдуму.

Если он будет принят, то работодателям, уклоняющимся от заключения трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, которые по факту исполняют для них трудовые функции, будет грозить штраф в размере от 2 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 2 недель до 90 суток.

О тенденциях развития и практике применения миграционного законодательства полезно будет также прочитать монографию, опубликованную на сайте КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

***

Итак, пока с уверенностью можно сказать, что на основании постановления № 22-П внесены изменения в законодательство РФ. Кроме того ведется борьба с фиктивной регистрацией иностранцев. Фиктивной может быть признана регистрация не только в жилых, но в нежилых помещениях. Например, фиктивной регистрацией в нежилом помещении будет считаться регистрация иностранца в офисе организации, в которой такой иностранец не работает.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Принят Государственной Думой 27 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) в пункте 7 части 1 статьи 2 слова «В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации» заменить словами «В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства»;

2) часть 5 статьи 7 признать утратившей силу;

3) в статье 13:

а) пункт 1 части 1 после слов «Российской Федерации» дополнить словами «(далее — федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел)»;

б) дополнить частями 3-5 следующего содержания:

«3. Порядок осуществления учета по месту пребывания иностранных граждан, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, порядок его направления в орган миграционного учета, а также сроки хранения указанного уведомления в федеральном органе исполнительной власти, ведающем вопросами иностранных дел, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

4) часть 1 статьи 16 после слов «своего места жительства,» дополнить словами «непосредственно — лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр)»;

5) в статье 17:

а) в абзаце первом части 1 слова «должностному лицу органа миграционного учета предъявляются» заменить словами «в орган миграционного учета или многофункциональный центр представляются»;

б) в части 2 слово «предъявлять» заменить словом «представлять», слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций», слова «органах местного самоуправления» заменить словами «, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях»;

6) в статье 18:

а) в части 1 слова «предъявлении данным иностранным гражданином» заменить словами «представлении иностранным гражданином лично либо через многофункциональный центр»;

б) в части 11 слова «либо органов местного самоуправления» заменить словами «, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций»;

в) дополнить частью 12 следующего содержания:

«12. В случае поступления в орган миграционного учета документов, необходимых для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, в электронной форме соответствующая отметка в виде на жительство или разрешении на временное проживание проставляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в орган миграционного учета оригиналов указанных документов и документа (сведений о нем), подтверждающего право пользования жилым помещением.»;

7) пункт 6 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«6) установления органом миграционного учета факта фиктивной регистрации по месту жительства. Форма заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

8) в статье 20:

а) части 2, 3 и 31 изложить в следующей редакции:

«2. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

31. В случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).»;

б) в части 32 слова «не позднее» заменить словами «в течение»;

в) дополнить частью 42 следующего содержания:

«42. Иностранные граждане, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания. После истечения такого срока указанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.»;

9) в статье 22:

а) в части 2:

в пункте 1:

подпункт «а» дополнить словами «(за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации)»;

подпункт «б» после цифр «3, 31» дополнить цифрами «, 32»;

в пункте 2:

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 31, 32 и 4 настоящей статьи;»;

в подпункте «б» слово «пребывания.» заменить словами «пребывания. В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, принимающая сторона после поступления отрывной части данного уведомления в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета, изготавливает путем распечатки на бумажном носителе копию отрывной части указанного уведомления и передает ее прибывшему иностранному гражданину.»;

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

«21. Перечень документов, которые иностранный гражданин представляет принимающей стороне для постановки его на учет по месту пребывания наряду с документами, указанными в подпункте «а» пункта 1 части 2 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.»;

в) часть 31 изложить в следующей редакции:

«31. При наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, он может в случае фактического проживания в данном помещении заявить его в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, в орган миграционного учета непосредственно — лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр. Иностранный гражданин вправе не представлять документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, если сведения, содержащиеся в данном документе, находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. В этом случае орган миграционного учета самостоятельно запрашивает данные документы (сведения о содержании данных документов, выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации) в соответствующих государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.»;

г) дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.»;

д) в части 4 слова «соответствующий орган миграционного учета непосредственно» заменить словами «орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр»;

е) в части 6 слова «учета и» заменить словами «учета, многофункциональным центром или»;

ж) часть 7 после слова «гостиницей» дополнить словами «, многофункциональным центром», дополнить предложением следующего содержания: «В случае, если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета.»;

з) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, форма выражения принимающей стороной согласия на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина, перечень прилагаемых к нему документов, а также сроки хранения указанного уведомления в органе миграционного учета, организации федеральной почтовой связи или многофункциональном центре устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

10) в статье 23:

а) в части 1:

пункт 1 дополнить словами «, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи»;

пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4) установления органом миграционного учета факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Форма заключения об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;»;

пункт 5 дополнить словами «, частью 11 настоящей статьи»;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных в настоящей части.»;

в) в части 22 слова «непосредственно или через» заменить словами «непосредственно — лично или в электронной форме либо через»;

г) часть 23 изложить в следующей редакции:

«23. Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания, перечень сведений, содержащихся в указанном уведомлении, требования к его оформлению, порядок его направления в орган миграционного учета, в том числе в электронной форме, а также сроки хранения копии указанного уведомления в многофункциональном центре или организации федеральной почтовой связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 13 настоящего Федерального закона.»;

д) часть 3 после слов «двенадцати часов» дополнить словом «рабочего»;

11) часть 2 статьи 24 признать утратившей силу.

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по реформированию миграционных режимов и института гражданства РФ на основе предложений, подготовленных рабочей группой по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 — 2025 годы, сообщается на сайте Кремля.

Миграционные тайны. Почему официальные данные о въезде и выезде далеки от действительности Общество

Миграционные тайны. Почему официальные данные о въезде и выезде далеки от действительности

539

Постоянное проживание (вид на жительство), как следует из списка поручений, станет основным миграционным статусом, позволяющим иностранному гражданину в перспективе претендовать на получение гражданства РФ в общем и упрощенном порядке.

Для его получения необходимы регистрация в государственной информационной системе, проживание на территории РФ и соблюдение ее законодательства, отсутствие опасных заболеваний «и, как правило, знание русского языка».

Разрешение на временное проживание как отдельный миграционный статус, являющийся ступенью перед получением вида на жительство и предоставляемый в рамках выделяемых квот, исключается. Отмечается, что «это связано с тем, что институт разрешения на временное проживание в существующем виде фактически себя изжил».

Концепция государственной миграционной политики предлагает установить три вида приема в гражданство РФ.

Общий порядок представляет собой прием в гражданство на общих условиях и применяется «по умолчанию» ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства, не имеющим оснований быть принятыми в рамках упрощенного или особого порядка.

Упрощенный порядок «применяется к лицам, в отношении которых снимаются некоторые требования, предусмотренные для общего порядка, в силу происхождения этих лиц из стран, близких нам в социокультурном отношении, наличия позитивных социальных связей в РФ, уязвимого положения и др.».

Реклама

Особый порядок «будет охватывать отдельные категории лиц, решение по которым требует оценки неочевидных фактов и в связи с этим — комиссионного рассмотрения, особых процедур и высокого уровня принятия решения», говорится в предложениях.

Президент также поручил своей администрации провести работу по модернизации механизмов регулирования трудовой миграции. В частности, как следует из поручений, меры по ограничению допуска иностранных граждан на рынок труда не применяются к гражданам государств — членов ЕАЭС кроме случаев, когда это прямо разрешено Договором о Евразийском экономическом союзе).

Ответственным за подготовку доклада назначен руководитель администрации Кремля Антон Вайно. Кроме того, президент поручил правительству РФ, МВД России, МИД, ФСБ, Минюсту России совместно с администрацией президента РФ обеспечить корректировку плана мероприятий по реализации в 2019-2021 годах Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы. Доклад по этому вопросу должен быть подготовлен до 1 июня 2020 года.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх