Замена исправительных работ на лишение

Статья 46 УИК РФ. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания

Комментарий к статье 46 УИК РФ:

1. Комментируемая статья содержит перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ, меры ответственности осужденного, понятие злостно уклоняющегося от отбывания наказания и скрывшегося с места жительства.

Нарушением порядка и условий отбывания осужденным исправительных работ в соответствии с ч. 1 ст. 46 УИК РФ являются:

— неявка на работу без уважительных причин в течение пяти дней со дня получения предписания уголовно-исполнительной инспекции;

— неявка в уголовно-исполнительную инспекцию без уважительных причин;

— прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

2. В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания уголовно-исполнительная инспекция после вызова осужденного или посещения его непосредственно по месту жительства в процессе проведения повторной беседы отбирает у него объяснение о причинах допущенного нарушения. При отсутствии уважительных причин инспекция выносит осужденному предупреждение в письменной форме о замене исправительных работ другим видом наказания, при необходимости обязывает осужденного до двух раз в месяц являться в инспекцию для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под роспись, и заполняется регистрационный лист.

3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ УИИ может направить в суд представление о замене исправительных работ другим видом наказания, предусмотренным ч. 4 ст. 50 УК РФ, а именно ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ. Данная норма предусмотрена ч. 5 ст. 46 УИК РФ, однако она не учитывает изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» <1> (в ред. Федеральных законов от 11 марта 2004 г. N 12-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ), который ст. 50 УК РФ изложил в новой редакции, и ответственность за злостное уклонение осужденного от отбывания исправительных работ в настоящее время предусмотрена ч. 4, а не ч. 3, на которую делается ссылка в ч. 5 ст. 46 УИК РФ.

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848.

Злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ признается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания после объявления ему предупреждения в письменной форме за любое из указанных в ч. 1 ст. 46 УИК РФ нарушений, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.

4. Согласно п. 151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция:

— проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску;

— устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, сведения о его снятии с регистрационного учета в военном комиссариате по месту жительства;

— осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев;

— направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

5. Если по истечении 30 дней первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного к исправительным работам не установлено, инспекция направляет в суд представление о замене исправительных работ более строгим видом наказания. Одновременно с представлением в суд направляются копия приговора (определения, постановления) и материалы первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного.

В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: в течение какого времени он не являлся на работу со дня получения предписания и по вызову в инспекцию или на регистрацию без уважительных причин, количество прогулов, появлений на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, какие меры воздействия принимались к нему по месту работы, жительства и со стороны инспекции, как он на них реагировал, а также наличие взысканий и приводов. К представлению прилагаются характеристики с места работы осужденного, информация участкового уполномоченного милиции, объяснения осужденного и другие документы.

В отношении осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются результаты первоначальных розыскных мероприятий и, в случае их наличия, сведения о том, что он скрылся с целью уклонения от отбывания исправительных работ (п. 111 Инструкции).

Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» при решении вопроса о том, является ли злостным уклонение от отбывания исправительных работ, судам необходимо проверять обоснованность применения к осужденному уголовно-исполнительной инспекцией предупреждений, указанных в ч. 2 ст. 46 УИК РФ, выяснять причины повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания после объявления осужденному предупреждения в письменном виде, а также другие обстоятельства, свидетельствующие о нежелании осужденного работать (появление на работе в нетрезвом состоянии, прогулы, увольнение с работы, уклонение от обязанности сообщить об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней, невыход более двух раз в течение месяца на обязательные работы без уважительных причин и т.п.).

В соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ в случае злостного уклонения лица от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытый срок исправительных работ лишением свободы (соответственно, из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ) на срок и менее двух месяцев <1>.

———————————
<1> РГ. 2007. 24 янв.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 397 УПК РФ вопрос о замене исправительных работ на основании ст. 50 УК РФ входит в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора по представлению учреждения или органа, исполняющего наказание (п. 5 ч. 1 ст. 399 УПК РФ), а в соответствии с ч. 1 ст. 396 УПК РФ — отнесен к ведению суда, постановившего приговор. Если же приговор приводится в исполнение в месте, на которое не распространяется юрисдикция суда, постановившего приговор, то отмеченные вопросы разрешаются судом того же уровня, а при его отсутствии в месте исполнения приговора — вышестоящим судом. В этом случае копия постановления суда по месту исполнения приговора направляется в суд, постановивший приговор (ч. 2 ст. 396 УПК РФ).

Скрывшийся с места жительства осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов, который при необходимости продлевается судом до 30 суток.

Вопрос о заключении под стражу осужденного, скрывшегося с целью уклонения от отбывания исправительных работ, рассматривается судом по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного.

Биртанов, напомнив, что мажилис одобрил проект Кодекса о здоровье, отметил, что это лишь половина работы на пути его окончательного принятия.

«Но уже сейчас, в процессе рассмотрения проекта Кодекса в Мажилисе найден консенсус по нормам, касающимся вакцинации, донорства, трансплантации, охраны психического и репродуктивного здоровья, скринингов, сбора персональных медицинских данных, регулирования потребления табачных изделий», — написал он.

Министр подробно остановился на вопросе о вакцинации. По его словам, в социальных сетях распространаялсь информация о некачественных вакцинах, о недобросовестных закупах и неправильной транспортировке вакцин.

«Это откровенные манипуляции общественным сознанием! Вакцинация в Казахстане не является и не станет принудительной!», — заявил глава Минздрава.

Как пояснил Биртанов, в Казахстане будут добровольные и обязательные вакцины. Но в каждом случае действует и остается право родителей на информированное согласие или отказ от вакцинации. «Нет никаких норм, ограничивающих права непривитых детей! Есть только одна норма, обеспечивающая коллективный иммунитет, то есть защиту здоровья всех детей, посещающих детские сады», — добавил он.

По словам Биртанова, каждая вакцина в Казахстане проходит многоэтапную проверку на безопасность, эффективность и качество, которая соответствует международным стандартам надлежащей производственной практики (GMP).

«Уверен, что Кодекс будет соответствовать современным вызовам и реалиям во благо здоровья населения и результаты проделанной работы депутатов будут способствовать укреплению здоровья и благополучия народа и процветанию государства. Кодекс направлен на построение современного, развитого здравоохранения, который позволит поднять стандарты нашей медицины до уровня высокоразвитых стран. Это народный Кодекс – направленный на защиту народа, представителями которого мы все являемся», — заключил он.

Напомним, на пленарном заседании Мажилиса депутаты одобрили во втором чтении проект нового Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения, который предполагает обязательные прививки для детей,

Новая редакция Ст. 4 ТК РФ

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в целях поддержания трудовой дисциплины;

в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Комментарий к Статье 4 ТК РФ

В статье 4 Трудового кодекса РФ запрещено еще одно негативное явление в трудовых отношениях — принудительный труд.

Принудительный труд — это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в т.ч. в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке, в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития, в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе, в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Трудовой кодекс РФ к принудительным работам также относит работу, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, а также с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Статья 4 Трудового кодекса РФ также содержит определение работ, которые к принудительному труду не относятся. Это:

1) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2) работа, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3) работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Другой комментарий к Ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминации в сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ 1998 г. (см. комментарий к ст. 10). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье Трудового кодекса тоже следует расценивать как показатель его особой значимости, которую законодатель счел необходимым подчеркнуть таким образом.

Помимо международного трудового права, нормы о запрете принудительного труда содержатся в международном гуманитарном праве, к источникам которого относятся акты общего и регионального действия. Примером первого из них может служить Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8), примером второго — Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г. Международное гуманитарное право в документах / Сост. Ю.М. Колосов и И.И. Котляров. М., 1996. С. 541 — 552).

Наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: Конвенцию N 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. и Конвенцию N 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. 1. Женева, 1991. С. 197 — 208; Т. 2. С. 1161 — 1164). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной.

Кроме того, в правовой системе России запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Определение принудительного труда в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29, в которой сказано, что термин «принудительный, или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от определения, приведенного в ч. 2 ст. 4 ТК, Конвенция N 29 как в самом названии, так и в содержании говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако никакого самостоятельного значения в термин «обязательный труд» в сравнении с термином «принудительный труд» данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они фактически используются как синонимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним из этих терминов — «принудительный труд».

Вместе с тем характеристика принудительного, или обязательного, труда, данная Конвенцией N 29, содержит не один, как в ч. 2 ст. 4 ТК, а два признака. Помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), Конвенция N 29 относит к числу признаков принудительного, или обязательного, труда также факт отсутствия добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство свидетельствует не о нарушении российским законом положений Конвенции N 29, а о более жестком подходе к вопросу квалификации конкретного труда в качестве принудительного. Если по нормам международного трудового права для этого требуется одновременное наличие двух признаков, то по российскому законодательству достаточно одного в виде угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 приводит его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, данным в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. В этом аспекте российское законодательство о запрете принудительного труда полностью соответствует нормам международного трудового права.

3. Часть 3 ст. 4 ТК РФ не имеет аналогов в международном трудовом праве и по сути расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ N 105. Отечественный законодатель предпринял весьма нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Так, согласно ч. 3 ст. 4 разновидностью принудительного труда признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении. Поскольку же принудительный труд запрещен, то работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе отказаться от выполнения работы, не оплачиваемой надлежащим образом, до возобновления надлежащей оплаты труда (см. ст. 142 и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Аналогичным образом обстоит дело и со второй разновидностью принудительного труда, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК РФ. В данном случае работник также вправе отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей вне зависимости от причин, приведших к отсутствию у него средств коллективной или индивидуальной защиты либо породивших угрозу его жизни или здоровью.

По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты основного трудового права на получение оплачиваемой и безопасной работы. Совершенно очевидно, что возможность воспользоваться данным способом защиты нарушенного права возникает с момента появления феномена принудительного труда, т.е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда.

Однако практическое применение этого способа защиты наталкивается на два препятствия, которые создали ст. ст. 142 и 379 ТК РФ. Так, согласно ч. 2 ст. 142 у работника возникает право приостановить работу не с первого, а лишь с 15 дня задержки заработной платы. В то же время отсутствие выплаты заработной платы при продолжении работником выполнения работы в течение 15 дней, предшествующих появлению у него права на приостановление работы, должно в соответствии с ч. 3 ст. 4 ТК, причем совершенно определенно, признаваться принудительным трудом, который запрещен. Таким образом, не предоставляя работнику права приостановить неоплачиваемую работу до истечения 15-дневного срока задержки выплаты заработной платы, ч. 2 ст. 142 тем самым разрешает 15-дневное применение принудительного труда в той форме, которая прямо запрещена ч. 3 ст. 4. Разумеется, это нонсенс, от воспроизведения которого практика применения трудового законодательства должна избавляться. Путь в данном случае только один — признание юридического верховенства за международными актами, запрещающими применение принудительного труда. В системе российского трудового законодательства это юридическое верховенство принадлежит ст. 4 ТК, запрещающей любой принудительный труд, в том числе в виде работы без надлежащей оплаты.

4. Часть 4 ст. 4 ТК РФ содержит перечень видов работ, не признаваемых разновидностями принудительного труда. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, содержащимся в ст. 2 Конвенции МОТ N 29. Однако необходимо учитывать, что перечень, содержащийся в Конвенции, сформулирован более широко, нежели перечень, приводимый ст. 4, поскольку в него дополнительно к ст. 4 включается:

всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны;

мелкие работы общинного характера, т.е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, и которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в Трудовом кодексе формулировок этих исключений из видов принудительного труда, они сохраняют и в отношении нашей страны правовую силу, которая вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом, в частности, не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением административных и уголовных наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

Согласно ст. 47 УК Республики Беларусь наказание за совершение преступления — является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Одним из самых строгих видов наказания за совершение преступлений является лишение свободы.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления – на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека — на срок не свыше двадцати пяти лет.

Совершеннолетним лицам отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительных колониях в условиях поселения, исправительных колониях в условиях общего, усиленного, строгого, или особого режимов или в тюрьме.

Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии, а лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора в условиях общего режима.

При назначении наказания в виде лишения свободы судом практикуется взвешенный подход к назначению данного вида наказания.

Лишение свободы назначается в связи с характером и степенью общественной опасности совершенных преступлений, принимается во внимание личность обвиняемых, нецелесообразность назначения иных видов наказания или мер уголовной ответственности для исправления лица, совершившего преступление.

Всего, в 2014 году, судом Заводского района г.Минска наказание в виде лишения свободы назначено 344 лицам.

К лишению свободы осуждено 254 лица, допустивших рецидив преступлений из них 138 лиц ранее отбывали наказание в виде лишения свободы, 111 лиц совершили преступления в период отбывания наказания.

Абсолютное большинство осужденных к этому наказанию осуждены за совершение менее тяжких преступлений — 214 лиц.

Все осужденные лица за совершение данной категории преступлений ранее привлекались к уголовной ответственности, нуждались в применении принудительных мер лечения от алкоголизма, осуждены за преступления, предусматривающие только наказания, связанные с изоляцией от общества. К таковым относятся преступления, предусмотренные ст. 415 УК (уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы), ст.422 УК (уклонение от превентивного надзора).

Записи созданы 8132

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх